Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культура времени в современной картине жизни Каширина Ольга Валерьевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Каширина Ольга Валерьевна. Культура времени в современной картине жизни : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.13 / Каширина Ольга Валерьевна; [Место защиты: Ставроп. гос. ун-т].- Ставрополь, 2007.- 396 с.: ил. РГБ ОД, 71 08-9/5

Введение к работе

Актуальность исследования определяется спецификой современной познавательной ситуации в сфере философского знания, заключающейся в том, что время из атрибутивной характеристики реальности само превращается в форму репрезентации культуры Поиск ученых и философов все больше устремляется не только на выявление качественной специфики культурных процессов, но и на обнаружение инвариантных аспектов в темпоральных свойствах и отношениях общественных явлений, и рассмотрение их как универсальных характеристик времени Время трактуется как «ключ к пониманию природы» (И Пригожий), как наиболее гуманитарный фактор, которым оперируют наука и философия при рассмотрении картины мира и картины жизни Это требует нового взгляда на открывающиеся познавательные горизонты.

Ускорение времени в контексте глобализации культуры, создание новых средств массовой информации, персональных компьютеров дИнтер-нета стали реальностью современной жизни человека Возникает глобальная потребность в осуществлении культурно-личностного информационного отбора и безошибочного цивилизационного выбора. Эта потребность реализуется в умении согласовывать человеческое поведение с условиями окружающей среды, эффективно использовать рабочее и свободное время, управлять собственным временем в повседневной жизни Актуализируется идея культуры времени как культуры самоопределения циви-лизационных субъектов, их культурно-временной идентичности, в которой сфокусированы особенности современного этапа развития России в условиях глобальных перемен

На основе картины мира и картины жизни человек создает свой рисунок жизни, в котором реально проявляется то, как он оценивает глобальную ситуацию в мире, свое положение в нем, как он принимает решения, в каком направлении действует В этом заключен личностный смысл радикального сближения теоретической и практической философии в контексте культуры времени

Вместе, с тем, границы взаимосвязи культуры восприятия пространства и культуры ^переживания времени, культуры знания и культуры самосознания ныне остаются расплывчатыми и подвижными Отсутствие четких границ между этими символическими универсумами, присутствие элементов одного типа сознания в дискурсах, считающихся принадлежащими к

другому типу, не снимают проблемы различий между картиной мира и карт иной жизни, культурой времени и гуманитарным пространством

Таким образом, исследование данной проблематики имеет ярко выраженную научно-теоретическую актуальность, а также социально-практическую и духовно-нравственную значимость.

Степень разработанности проблемы. В существующей научной и философской литературе, несмотря на множество определений картины мира, до сих пор нет общепризнанного определения картины жизни Методологическая, смыслообразующая и ценностно-структурирующая роль культуры времени восполняет этот пробел

Тайна времени, ее философские разгадки интересовали человечество всегда Ей были посвящены китайская «Книга перемен», древнеиндийские «Упанишады» Философия буддизма специально изучала цикличность времени Древнегреческие и древнеримские мыслители говорили и писали о времени как форме изменений, моментах движения и его процессе (Арис готель, Гераклит, Зенон Элейский, Лукреций Кар, Парменид, элей-цы) Августин Блаженный уделял большое внимание связи настоящего времени с прошлым и будущим. Проблема времени нашла отражение в Возрожденческой мысли (Дж Бруно, Г Галилей, М Монтень, М. Нострадамус) Большой вклад в разработку концепции времени внесли Т. Гоббс, Р Декарт, И Ньютон, Б Спиноза, а также философы Просвещения И В Гёте, П Гольбах, Д Дидрб, М В Ломоносов Понимание социально-исторического времени отражено в философии А М Вольтера, И Г Гердера, И Канта Плодотворны подходы к исследованию проблемы времени у Г Гегеля Большой вклад'в теорию времени внес А Эйнштейн. Неоидеализм в представленнях о времени бытия человека проявился в работах А Бергсона, Ф Ницше Свой вклад в разработку проблемы времени внесли представители позитивизма Э Мах, Г Спенсер, а также экзистенциалисты И А Бердяев, X Ортега-и-Гассет, М Хайдеггер Большое внимание этой проблеме уделяла антропологическая философия М Шелера, русский космизм (В И Вернадский, В Н Муравьев, Н А. Умов, Н.Ф Федоров) Научный вклад в изучение проблемы времени, который внесли эти и другие исследователи, хорошо освящен в отечественной и зарубежной литературе

В современной науке уделяется пристальное внимание изучению проблематики времени В 1966 году в Нью-Йорке по инициативе известного американского ученого Д Т Фрейзера создано Международное общество по изучению времени В его работе «Генезис и эволюция времени» излагается глобальная концепция временных отношений - темпоральность,

имеющая фундаментальное значение В 1984 году появился на русском языке большой труд «Время и развитие»

В отечественной философии большую роль в формировании интереса к проблеме времени сыграл В.И. Вернадский, который в 30-е годы XX века исследовал вопрос об особых свойствах живого вещества и ею развитии в биологическом времени В МГУ им MB Ломоносова на протяжении ряда лет работает российский междисциплинарный семинар по изучению времени под руководством А П Левина

Однако специфика культурного времени до середины 60-х годов XX века в отечественной философии практически не исследовалась Время общества, как правило, сводилось к физическому времени в научной картине мира, хотя и давался детальный квалифицированный анализ почти всем предшествующим учениям о времени Лишь в конце XX века в отечественной философии выделяется социальное время (социальный хронотоп), время становится предметом изучения социальной философии, философии истории, культурологии.

В работах Э Дюркгейма пространство и время оказываются не только зависимыми от тех вещей, которые находятся в хронотопе, но и порождены социумом. Рассматривая более широкий исторический контекст, К Ясперс ввел понятие «осевого времени» - пролога вселенского исторического переворота Современная российская культурология понимает под осевым временем эпоху формирования предпосылок осознанного исторического творчества, обусловленного глубокими сдвигами в самосознании, в отношении человека к своей жизни, пониманию ее подлинности, утверждая, что Россия сегодня оказалась перед возможностью перехода к своему новому осевому времени

Из анализа использования термина «социальное пространство-время» становится очевидным, что в традиционном понимании он не способствует дальнейшему развитию философской антропологии, философии культуры, поскольку применяется для обозначения социального хронотопа, который предполагает редукцию времени как самостоятельной категории и рассмотрение «овремененного» пространства Между тем, философия культуры и философская антропология выявляют такие аспекты действительности в контексте культуры, в которых необходимо абстрагироваться ш «социального хронотопа» и изучать культуру переживания времени и восприятия гуманитарного пространства как в картине жизни, так и в картине мира

В картине мира идея времени раскрывалась в основном с позиций научного знания По существу, оставалось в тени развитие образа времени в

картине жизни с культурфидософской и философско-антропологической точек зрения Лишь в последние десятилетия XX века в отечественной философии проблема времени стала тесно связываться с культурой Родоначальником этого направления в 1980-е годы стала В Н Ярская, которая наряду с термином «время культуры» (время мифа, время Возрождения, доисторическое, время и др ) использует также и термин «культура времени» Представители саратовской философской школы РН Гасилина, И М Гудкина, О Н Ежов, И Н Иванова, В М Соколенко, ТП Фокина, ГА Хатинская, В Р Ярская-Смирнева^и др рассматривают время как фактор преемственности в развит ии культуры. Они впервые исследуют не только «научную культуру времени», но и эволюцию трактовки времени в народной культуре (в донаучной и,современной картине жизни), выделяют особенности первобытного восприятия времени - нерасчлененность его модусов (прошлого, настоящего,кбдаущего), отсутствие рефлексии «стрелы времени» и мифотворческое освоение мира.

Среди новейших работ, посвященных проблеме времени в культуре, философскому прогнозированию, образу науки в картине жизни, культурной политике необходимо отметить труды ЭМ Андреева, О.Н Астафьевой, В В Миронова,В.И ПантшаиВВ Лапкина,ИМ СавельевойиАВ Полетаева, А И Пигалева, Н А. Хренова, В Н Шевченко

В современной зарубежной литера гуре встречаются работы, посвященные проблеме ускорения социального времени (Й Будиль, Э Т Хюлланд). Один из крупнейших зарубежных современных философов 3. Бауман считает, что зависимость человека от течения времени ослабла или даже исчезла вообще Время превращается в агрегаї мгновений, а пространство перестало быть ценностью К Гайслер, считает, что мы наконец-то овладели временем и нам нужен не контроль над временем, а гораздо более разнообразная по содержанию «культура времени» Оригинальную концепцию «диагноза времени как жанра социологической теории» выдвинул А Норо Характеристиками диагноза времени он считает прозрение, понимание, осознание, видение Социологический «диагноз времени» возвращается к источнику всякого диагноза времени, то есть к духу времени в форме философий

Выделяются несколько теоретических установок, в рамках которых рассматривалась интересующая нас проблема; во-первых, «пространство-время» рассматривалось в качестве единого хронотопа, неразрывно и в основном сквозь призму лишь научной картины мира, во-вторых, связь времени и культуры начала изучаться лишь в конце 80-х годов в терминах

«время культуры», «время бытия человека», «функции культуры во времени», «время как преемственность», «научная культура времени», «общая культура времени», что можно рассматривать лишь как первый шаг в изучении культуры времени. При этом требуют рассмотрения проблемы совершенствования главной функции человеческой культуры - отбирать и накапливать элементы, обеспечивающие преемственность в существовании общества за пределами жизни одного поколения, а также проблемы диалектической взаимосвязи культуры времени и гуманитарного пространства Все это и определило выбор предмета и объекта диссертационного исследования

Объект исследования - культура современного общества, манифестирующаяся в картине жизни.

Предметом исследования является концептуализация культуры времени в современной картине жизни

Цель диссертационного исследования — определение места и роли культуры времени в современной картине жизни

Достижение названной цели предполаї ает решение следующих исследовательских задач:

выявить идеи и образы времени в картине мира и в картине жизни,

раскрыть значение философского учения русского космизма о времени и об энергии человеческой культуры для понимания современной картины жизни,

разработать теоретико-методологический подход к построению современной картины жизни в теоретической и практической философии,

определить способ структурирования и гуманизации современной картины жизни,

показать роль культуры внешнего времени в укреплении гуманитарного пространства;

- исследовать влияние культуры внутреннего времени цивилизацион-
ного субъекта на его идентичность и судьбу,

обосновать необходимость создания национальной системы философского мониторинга культуры самосознания цивилизационных субъектов,

выделить способ проекции знания в досовременность и постсовременность;

обозначить структурирующее начало метаобразования и социального времяведения как современной инновационной стратегии образования

Теоретико-методологическую базу исследования составляют ео-первых, методологические положения как традиционные - естественнонаучный (В И Вернадский, Г. Рейхенбах, Д Уитроу), антропологический

(X Ортега-и-Гассет, С Л Франк, К Юнг), культурфилософский (И Г Гардер, Н Я Данилевский, Э В Ильенков, Ж -Ж Руссо,) и феноменологический (Ф Брентано, П Бурдьё, Э Гуссерль) подходы, так и новейшие - антропо-социетальный (социетально-деятельноетный) подход Н И. Лапина, теория социальных событий А Филиппова, философия исторического прогнозирования В И Пантина и В В Лапкина,

во-вторых, синергетическая парадигма, методы универсального эволюционизма Н Н Моисеева, экстатического времени М В Кузьмина,,

в-третьих, философские и научные идеи русского космизма об эволюционной антропологии, об энергии человеческой культуры, о глубокой внутренней связи природы и общества

Выводы диссертации опираются на идеи, содержащиеся в философской мысли, начиная с древних времен и до новейшего времени. Наибольшую ценность представляют в этом плане идеи о восприятии, учете и использовании времени у ацтеков, майя, инков, китайцев и других древних народов, а также о роли времени и пространства в современную эпоху информации В разработке авторской концепции культуры времени, при проведении сравнительного анализа картины мира и картины жизни, использовались идеи «русского космизма» (в особенности учение В И Вернадского о многообразии времени и об энергии человеческой культуры, А Л Чижевского о влиянии космической энергий на функционирование организмов животных и человека), а также концептуальные положения социосинергетики В П Бранского Ценные научные обобщения для философского осмысления врейен'й как феномена культуры содержатся в современных работах, свидетельствующих о начале «мегаперемен» в науках трансдисциплинарного характера - в кибернетике, ритмологии, симметрийных исследованиях - «симметрйблогии», в универсальном учении об экстремумах - <ок-стремологии», в глобальном эволюционизме, в том числе, космогенезе, эволюции и коэволюции, в виртуалистике

Особое место в теоретико-методологической базе исследования занимают труды современных философов, в том числе А М Анисова о темпоральном универсуме и его познании, П П Гайденко о проблеме времени в европейской философии и науке, Л В Скворцова о культуре самосознания, об информационной культуре и духовном потенциале России

В методологических посылках использовались теории времени и бытия, сформулированные в произведениях П Бергера, Т Лукмана, К Манхейма, М Хайдегг ера, М Шелера, А Шюца, К Ясперса Привлекались также идеи современных западных авторов - 3. Баумана (о модерне как истории вре-

мени), К Гайслера (о культуре многообразия времени), Г Мутца (о культуре времени в общественной организации труда), М Кука (об эффективном тайм-менеджменте).

Объект, предмет, цели и задачи диссертационного исследования предполагают использование междисциплинарных принципов, а также общенаучных методов познания

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем

на основе сопоставления идей времени в картине мира и образов времени в картине жизни, анализа основных положений русского космизма о времени и об энергии человеческой культуры сделан вывод о том, что необходимо ввести в научный оборот для описания современной картины жизни понятие «культура времени» как категорию цивилнзационно-го детерминизма,

представлена авторская концепция кульгуры времени, согласно которой «культура времени» является инвариантной ценностно-смысловой структурой для самоопределения цивилйзационного субъекта в современной картине жизни; в основу авторской концепции культуры времени положены следующие теоретико-методологические смысловые структуры культурно-временной подход, концепт культурно-временной идентичности, философский диагноз времени, социальное времяведение,

обоснована эвристическая ценность культурно-временного подхода для разработки в теоретической философии универсальной модели культуры времени и в практической философии культурно-временного императива, выступающих в качестве способов теоретического и практического аспектов познания пространственно-временных ситуаций в картине жизни,

сделан вывод, что принципы Научной картины мира, бесконечнопо-добие, времяподобие и пространствоподобие - составляют фундамент универсальной модели культуры времени в теоретической философии, эти принципы модифицируются в картине жизни в цйвйлизационный код, включающий элементы целостность, преемственность и целесообразность, которые демонстрируются культурно-временным императивом в практической философии; показано, что данный код является главным интеллектуальным фактором, раскрывающим досовременность, современность и постсовременность как этапы развития культуры времени в картине жизни,

- в ходе анализа современности при помощи культурно-временного
императива в практической философии развит концепт гуманитарного про
странства как цивилшационной субстанции культуры времени, выдвинута

идея, чго для укрепления гуманитарного пространства необходимо,взаимодействие внутренних, внешних и метавнешних факторов,,и доказано, что гуманні арное пространство формируется на основе науки, нравственной экономики и инновационной культуры, где наука, являє гея приоритетным фактором,

доказано, что концепт культурно-временной идентичности цивилиза-ционных субъектов включает обоснование механизма «информационного отбора - цивилизационного выбора», формирующего векторы идентичности, совпадение которых может рассмат риваться как факторы судьбы цивилизационного субъекта в процессе формирования культуры времени,

выдвинута оригинальная структура общего диагноза времени, включающая междисциплинарный и философский диагноз времени, обосновано, что философский диагноз времени выступает метаидеологией анализа досовремениосіи, современности, постсовремснности, раскрыта, что философский диагноз времени является, с одной стороны, мониторингом современного состояния культуры самосознания цившшзационных субъектов и, с другой стороны, проекцией знания из современности в досовре-менность и постсовременность, что является сущностью философского прогнозирования,

доказано, что культура времени является структурирующим началом метаобразования, стимулирующим процесс становления профессионального самосознания наук, смысловым стержнем которого выступает социальное времяведение как инновационная стратегия образования, обосновано, что в метаобразовании происходит выработка культуры профессионального самосознания обучающегося субъекта по образу и подобию становления профессионального самосознания изучаемых наук

Основные положения, выносимые на заїди гу.

I Эвристическая роль учения русскою космизма о времени и об энергии человеческой культуры состоит в воздействии на эволюцию процесса образования целого «семейства» новых трансдисциплинарных наук, а также на обоснование понятия «метарефлексия времени» Эта категория связывает движение вперед с преобразованием настоящего под углом зрения неиспользованных возможностей прошлого, акцентирует внимание на возможности реализации будущего не только в запросах сегодняшнего дня, но и в составе опыта прошлого. Метарефлексия времени обеспечивает востребованное практикой прошлое смыслом «бессмертного прошлого» или «вечного настоящего» Этот аспект метарефлексии времени отражается в понятии «культура времени». ,

  1. Современная картина жизни в контексте новых трансдисцип'линар-иых наук - социальной симметриологии и социоритмологии - может рассматриваться в качестве системы поисковых гипотез, которая помогает выбирать и оправдывать направления научных исследований, искать ответы на вопросы, непрерывно возникающие в практике Инвариантной ценностно-смысловой структурой в современной картине жизни выступает культура времени" Для культурфилософского и философско-анфонологического описания культуры времени используются культурно-временной подход, рассматривающий культуру времени в качестве категории теоретической и практической философии, концепт культурно-временной идентичности, раскрывающий судьбу цивилизационного субъекта в проиессе формирования культуры времени, и философский диагноз времени как метаидеология, выступающая глобальной формой культуры самосознания цивилизационного субъекта

  1. Культурно-временной подход основан на признании смысловой времяцелостности культуры самосознания, культуры индивидуальных действий и коллективной деятельности цивилизационных субъектов Его применение позволило осуществить анализ структуры теоретической и практической философии С помощью культурно-временного подхода в теоретической философии создается универсальная модель культуры времени в современной картине жизни, которая описывает культуру времени при пб-мощи образа трехгранной пирамиды, вписанной в шар, и выражает сущность понятия «просіранственно-временная ситуация» В практической философии формулируется культурно-временной императив, который раскрывает в культуре времени нравственное предписание, повелительное требование к цивилизационным субъектам, а также указывает на тактические пути его выполнения в пространственно-временной сиіуации

  2. Главными опорными принципами картины мира в теоретической философии выдвигаются принципы бесконечноподобия, времяподобия и пространствоподобия В картине жизни практическая философия модифицирует эти принципы в цивилизационный код, который включает целостность как актуальное самосознание «сегодня», преемственность как историческое самосознание «вчера» и целесообразность как прожективное самосознание'«завтра» В процессе мыследейсгвия приоритеиюй всегда должна быть целостность Другие составляющие этого кода- преемственность' и1 целесообразность - в разных ситуациях могут «меня гься местами» по'приоритетности При помощи цивилизационного кода культура времени превращается в способ гуманизации современной картины жизни,

действие которого демонстрируется в этапах досовременности, современности и постсовременности Гуманизация картины жизни оказывает влияние на процесс укрепления гуманитарного пространства

  1. Ценностно-организующая роль культуры времени способствует развитию идеи гуманитарного пространства Гуманитарное пространство определяется в практической философии как многомерное темпоральное социокульгурное пространство, или цивилизационная субстанция, в котором гуманистическая направленность (внутренней - локально-региональной, внешней - международной, метавнешней - глобальной) геостратегической политики цивилизационных субъектов опирается на нравственную экономику и инновационную культуру в контексте культуры времени. Нравственная экономика и инновационная культура проявляются через гуманизацию и глобализацию Связь эта прослеживается при помощи повышения ответственности гуманизма, в котором естественнонаучные и гуманитарные знания являются приоритетным фактором в укреплении гуманитарного пространства

  2. Концепт культурно-временной идентичности включает обоснование механизма «информационного отбора - цивилизационного выбора», в котором выделяются следующие этапы- информационный отбор - «схватывание» и преодоление неопределенности (Временной и альтернативной), распределение сигналов по значимости, квантификация и перебор смыслов в поступившей информации; цивилизационный выбор. В результате действия механизма «информационного отбора - цивилизационного выбора» культурно-временная идентичность развивается по векторам идентичности Совпадение векторов культурно-временной идентичности характеризует процесс формирования факторов судьбы человека и судьбы цивилизационного субъекта Судьба цивилизационного субъекта в гуманитарном пространстве проявляется как смыслообразующий и ценностно-организующий принцип динамики внутреннего времени цивилизационного субъекта Она решается в процессе культурно-личностной и цивилиза-ционной самоидентификации каждым цивилизационным субъектом при построении собственного рисунка жизни

  3. Философский диагноз времени как метаидеология оказывает культурно-направляющее воздействие на формирование картины мира и картины жизни Метаидеология является глобальной формой культуры самосознания человечества, основанной на общечеловеческих ценностях, формирующейся на современном этапе естественно-исторического процесса глобализации в качестве ответа на политические, экономические и идео-

логические вызовы истории Философский диагноз времени является мониторингом современного состояния культуры исторического, актуального и прожективного общественного и индивидуальною самосознания Он вытекает из обобщения выводов междисциплинарного диагноза времени и вместе с ним составляет общий диагноз времени Структура общего диагноз времени включает следующие элементы социоестественный, социокультурный, публицистический, конфликтолог ический, философский Эга структура позволяет осуществлять проекцию знания из современности в досовременность и постсовременность, что является сущностью философского прогнозирования

8. Культура времени является принципом дидактики социального вре-мяведения, которое рассматривается в качестве области знания, охвагыва-ющей проблемы генезиса и эволюции энергии человеческой кулыуры на планете Земля Социальное времяведение является инновационной стратегией метаобразования Структурирующим началом метаобразования выступает культура времени, что находит отражение в решении проблемы метарефлексии, смысловой времяцелостности и формирования культуры профессионального самосбзнания обучающегося по образу и подобию становления профессионального самосознания изучаемых наук В процессе метаобразования происходит переход от социального знания к социальному самосознанию как предпо"веденческой структуре, от обобщенного восприятия картины мира - к картине жизни, к пониманию человеком своего места и своей подлинной роли в обществе и природе, на основе соединения традиций образования с возможностями и универсалиями информационной культуры

Теоретическая и практическая значимость работы. Обоснованная в диссертации авторская концепция культуры времени, выступающая в качестве смыслообразующего и ценностно-структурирующего воздействия на формирование современной картины жизни, может использоваться как теоретико-методологическая база для дальнейшего изучения социокультурных процессов

В диссертации предлагается программа метаобразования, которая на каждой ступени социального времяведения должна иметь свою специфику, но подчиняться общим программным положениям Идея метаобразования может быть актуальной в контексте создания общеевропейского пространства высшего образования Теория социального времяведения может воплотиться в практике преподавания международного курса - новой учебцой дисциплины «Основы социального времяведения» в качестве

гуманитарной составляющей для естественных и технических университетов, отраслевых вузов и отдельных специальностей классических университетов

Обоснованные в диссертации категории «культура времени», «профессиональное самосознание науки», «метаобразование», «информационное и диссипативное время», «философия нравственной экономики», «инновационная сфера» и «инновационная культура» могут быть использованы для преподавания гуманитарных дисциплин, усиления их связи с естественными науками, для выделения учебной дисциплины «Основы социального времяведения» в школах и вузах России Выдвинутые принципы и структура нового международного учебника «Основы социального времяведения» могут способствовать укреплению гуманитарного пространства в странах СНГ и глобальном масштабе

Апробация исследования. Диссертация обсуждена на заседании кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета и рекомендована к защите в диссертационном совете по специальности 09 0013 - Религиоведение, философская антропология, философия культуры

Результаты диссертационного исследования нашли свое отражение в 37 научных публикациях общим объемом около 42,0 печатных листов, в том числе одной.монографш, 36 научных статьях, из них 6 статей в периодических научных изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ

Основные результаты диссертационного исследования докладывались на I Международном инновационном форуме СНГ «Международное инновационное развитие и инновационное сотрудничество состояние, проблемы и перспективы» (г Москва, 2006 г.); VI Международных Лихачевских научных чтениях «Гуманитарные проблемы современной цивилизации» (г Санкт-Петербург, 2006 г), IV Конвенте Российской ассоциации международных исследований «Пространство и время в мировой политике и международных отношениях» (г. Москва, 2006 г), Международной итоговой конференции по гранту фонда Макартуров «Болонский процесс проблемы и перспективы» (г Москва, 2006 г); IV Российском философском конгрессе «Философия и будущее цивилизации» (г. Москва, 2005 г); П Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения» «Будущее России стратегии развития» (г Москва, 2005 г) Всего докладов и выступлений на междунарбдных конференциях - 4, всероссийских конференциях - 6, на других конференциях - 18

Материалы диссертационного исследования использованы при разработке программ и чтении курсов по выбору «Россия и глобальные про-

цессы», «Философские основы профессионального самоопределения» для студентов экономического и юридического факультетов Ставропольского государственного университета

Отдельные разделы диссертации выполнены в рамках межвузовской научной программы «Фундаментальные исследования высшей шкйіьі в обласги естественных и гуманитарных наук Университеты России», проект №015 01 020 «Российская цивилизация на Северном Кавказе синер-гетическая модель современного развития» (2001 г)

Объем и структура работ ы. Диссертация состоит из введения, грех глав, содержащих девять параграфов, заключения, библиографического списка литературы, включающего 660 источников, в том числе на иностранных языках - 54. Общий объем рабогы - 393 страницы машинописного текста

Похожие диссертации на Культура времени в современной картине жизни