Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эмансипация женщин в исламском культурном пространстве Северного Кавказа Лысенко Оксана Егоровна

Эмансипация женщин в исламском культурном пространстве Северного Кавказа
<
Эмансипация женщин в исламском культурном пространстве Северного Кавказа Эмансипация женщин в исламском культурном пространстве Северного Кавказа Эмансипация женщин в исламском культурном пространстве Северного Кавказа Эмансипация женщин в исламском культурном пространстве Северного Кавказа Эмансипация женщин в исламском культурном пространстве Северного Кавказа
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лысенко Оксана Егоровна. Эмансипация женщин в исламском культурном пространстве Северного Кавказа : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Лысенко Оксана Егоровна; [Место защиты: Ставроп. гос. ун-т].- Ставрополь, 2009.- 188 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/147

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты культурфилософского анализа женской эмансипации ... 15

1.1 Женская эмансипация как процесс социокультурного конструирования системы тендерных отношений 15

1.2 Женская эмансипация на христианском Западе и мусульманском Востоке компаративный анализ 33

1.3 Эмансипация женщин в России: культурные особенности и содержание 65

Глава 2. Специфика женской эмансипации в исламском культурном пространстве Северного Кавказа 99

2.1 Положение женщин-мусульманок Северного Кавказа в традиционной культуре 99

2.2 Эмансипация женщин в исламском культурном пространстве Северного Кавказа: факторы и формы проявления 121

2.3 Тендерная идентичность северокавказских женщин в ситуации глобализации 141

Заключение 159

Библиографический список использованной литературы 162

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Тенденции развития современной культуры изменили характер социальных отношений между мужчиной и женщиной, модифицировалась патриархатная парадигма распределения социального пространства между полами, иным стало политическое и экономическое положение женщин. Это актуализирует потребность в исследовании проблем женкой эмансипации, изучении вопросов женской дискриминации и асимметрии тендерных ролей в современном обществе.

Положение женщины в семье и обществе, уровень ее свободы и границы возможностей определяются не только набором гражданских и политических прав и свобод, но и религией, которая на протяжении многих веков определяла содержание норм права и морали, характер соблюдения этнических традиций. Мерилом цивилизованности того или иного общества является уровень возможностей женской самореализации. Это актуализирует исследование вопросов о статусе женщин в исламском культурном пространстве Северного Кавказа.

Глобализационные процессы способствуют усилению межкультурного взаимодействия и интеграции народов Северного Кавказа в мировой культурный процесс. Процессы модернизации стали реальностью для народов исследуемого региона, обусловив освоение женщиной новых тендерных ролей, связанных с профессиональной деятельностью, модификацию тендерных практик, прежде всего в сфере брачно-семейных отношений, а также изменение тендерной атрибуции. Демократизация и либерализация жизни общества сопровождают процессы национального и религиозного возрождения, способствующие восстановлению традиционной системы тендерных отношений. В сложившихся условиях особую актуальность приобретают вопросы эмансипации женщин в культурном пространстве Северного Кавказа.

Теоретическая актуальность изучения женской эмансипации обусловлена возрастанием научного интереса к исследованию изменений тендерных практик в современной культуре, к анализу возможностей самореализации

4 женщин в общественной и частной сферах деятельности. Осмысление процессов женской эмансипации в различных типах культур делает насущным философский анализ данной проблематики, что обусловило выбор темы исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование эмансипации женщин как социокультурного процесса предусматривает необходимость рассмотрения различных западных социально-философских и либерально-политических теорий XVIII-XIX веков, которые составили идейную основу феминизма и способствовали развитию эмансипационных интересов женщин.1

Среди западных теоретиков и историков феминизма, исследовавших проблемы детерминации различных форм дискриминации женщин в историко-культурном контексте, можно выделить С. де Бовуар, Дж. Келли, М. Мид, К. Милет, Г. Рубин, Б. Фридан и др."

Тендерное освещение развития женской эмансипации и социокультурного конструирования различий между полами нашло отражение в работах Д. Зиммерман, К. Клингер, Дж. Митчелл, Дж. Скот, К. Уэст, Р. Хоф, К. Хорни/

См.: Локк Дж. Два трактата о правлении // Локк Д. Соч.: В 3 т. - Т. 1. - М, 1985; Локк Дж. Мысли о воспитании // Локк Д. Соч.: В 3 т. - Т. 3. - М., 1988.; Милль Дж.С. О подчинении женщины. - М., 1994.; Милль Дж.С. О свободе. - СПб, 1906; Анри де Сен-Симон, в сборнике: История социалистических учений. - М., 1962; Фурье Ш. Теория четырех движений и всеобщих судеб // Фурье Ш. Избранные произведения. В 2 т. - Л., 1938.; Руссо Ж.-

Ж. Об общественном договоре. Трактаты. - М, 1998. ~ Де Бовуар С. Второй пол. В 2 т. - М., 1997.; Келли Дж. Социальные отношения полов и методологическое значение истории женщин // Женщины. История. Общество. Сб. науч. ст. /Под ред. В.Успенской. Вьш.2. - Тверь, 2002. - С.23-41; Mead М. Sex and Temperament in three Primitive Societies. - N.Y., 1935. - P.278-280; Миллет К. Теория сексуальной политики // Вопросы философии. - 1994. - № 9. - С. 23-58; Рубин Г. Обмен женщинами. Заметки о «политической экономии» пола // Хрестоматия феминистских текстов.- СПб., 2000. -С. 89-139; Фридан Б. Загадка женственности. - М., 1997.

Зиммерманн Д., Уэст К., Создание тендера // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. А. Здравомысловой, А.А. Темкиной. - СПб., 2000. - С. 193-220.; Клингер К. Позиции и проблемы теории познания в женских исследованиях // Пол. Тендер. Культура. Вып. 2. - М., 2000. - С. 101-130; Митчел Дж. Достояние женщины //Общественные науки за рубежом. Сер. 1. - 1975. - № 2; Скотт Дж. Тендер: полезная категория исторического анализа // Тендерные исследования. - 2001. - № 5; Хоф Р. Возник-

Особый вклад в изучение проблем женской эмансипации внесли теоретики марксизма: А. М. Коллонтай, Н.К. Крупская, В. И. Ленин, К. Маркс, К. Цеткин, Ф. Энгельс.1

В российской социально-философской мысли развитие идей равноправия полов и освобождения женщин от патриархатной власти мужчин нашло свое отражение в трудах В.Г. Белинского, А.И. Герцена, А. Л. Дмоховского, Д. И. Мацкевича, М.Л. Михайлова, В.В. Розанова, Н.И. Пирогова.2

История развития женского движения в России, а также социально-философские аспекты исследования роли женщины в русской культуре нашли отражение в работах С. Г. Айвазовой, Л. А. Полякова, Н.Л. Пушкаревой, О.В. Рябова, Г. А. Тишкина, О. А. Хасбулатовой, И. И. Юкиной.3 новение и развитие тендерных исследований // Пол. Тендер. Культура. - М. 1999. - С. 23-55.; Хорни К. Женская психология. - СПб., 1993. 1 Коллонтай A.M. Любовь и новая мораль // Новая мораль и рабочий класс. - М., 1918; Коллонтай A.M. Социальные основы женского вопроса. - СПб.,1909; Крупская Н.К. Ра ботница и народное образование // Коммунистическая партия и организация, работниц. Сборник статей, резолюций, инструкций. Пособие для пропагандисток. - М., 1919; Ленин В.И. Советская власть и положение женщин /Ленин В.И. Поли. собр. соч. - КПСС.,5-е изд. - Т. 39. - С.285-288; Цеткин К. О женском избирательном праве. - М., 1907; Энгельс Ф. , Происхождение семьи, частной собственности и государства. - М., 1986. 2 Белинский В.Г. Собр. Соч. В 4 т. - М., 1986.; Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья девятая // Белинский В.Г. Собр. Соч. В 3 т. - М. 1947. - Т.2.; Герцен А.И. Былое и думы /А.И. Герцен / Собр. соч. в 30 т. - Л., 1947.; Дмоховский А. Л. О пра вах женщины в России//Мужские ответы на женский вопрос в России. Вторая половина XIX - первая треть XX. Антология. - Тверь, 2005. - Т 1. - С. 101 -129; Мацкевич Д. И. За метки о женщинах //Современник. - 1850. - № 3; Михайлов М.Л. Женщины, их воспита ние и значение в семье и обществе. Сочинения в 3 т. - М.,1958. - Т. 3. - С. 369-430; Роза нов В.В. Русская Церковь. Дух. Судьба. Ничтожество и очарование. Главный вопрос. - СПб., 1909.; Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Морской сборник. -1856, № 9; Пирогов Н.И. Письмо к баронессе раде. О Крестовоздвиженской общине сестер милосердия. О женском вопросе //Избр. Педагог. Соч. - М.,1952.; з Айвазова С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. Очерки политической теорий и истории. Документы и материалы. - М.,1998.; Воронина О.А. Феминизм и тендерное равенство. - М., 2004.; Поляков Л. А. Женская эмансипация и теология пола в России XIX век. //Феминизм: Восток, Запад, Россия. - М., 1993.- 157-175; Пушкарева Н.Л. От «his-story» к «her-story»: рождение исторической феминологии // Адам и Ева Альманах тендерной истории.- М., 2001; - №1. - С. 20-46.; Пушкарева Н.Л. «Дерзкие и беспокойные» («Женская история» России 1801-1905 гг.: формы социальной активности // Отечественная история. - 2002, - № 6. - С.52-66.; Пушкарева Н. Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (Х- начало XIX в.). - М., 1997; Рябов О.В. Миф о русской женщине в отечественной историософии // Филологические науки. - 2000.- № 3. - С. 28-

Культурфилософский аспект анализа эмансипации женщин требует обращения к таким самостоятельным областям гуманитарного знания, как фе-минология и гендерология, которые рассматривают совокупность социально-экономических, политических, правовых и социокультурных условий, сложившихся в обществе для реализации общих с мужчинами и специфических интересов женщин, обеспечения их деятельности во всех сферах общественной жизни.

Социокультурный подход к анализу тендерных отношений прослеживается в трудах О.А. Ворониной, А.А. Здравомысловой, М.В. Рабжаевой, В.А. Суковатой, А.А. Темкиной.1 Анализ методологических оснований отечественной гендерологии и феминологии представлен в работах современных российских исследователей: О. А. Ворониной, С. В. Жеребкина, И. С. Кона, О.И. Ключко, Л. П. Репиной, В.И. Успенской.2

Однако следует отметить, что в вышеперечисленных работах объектом изучения предстают женщины из христианской культурной традиции, вследствие чего проблемы, касающиеся особенностей положения, прав и свобод

35.; Тишкин Г. Женский вопрос в России в 50-60-е гг. XIX века. - Л., 1984; Хасбулатова О. А. Опыт и традиции женского движения в России (1860-1917). - Иваново, 1994.; Юкина И.И. История женщин России. - СПб., 2003. - 234 с. 1 Воронина О.А. Пол и тендер как категории в феминистской философии // Философские исследования. - 1995.- № 4. - С. 80 - 99; Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Тендерное измерение социальной и политической активности в переходный период. - СПб., 1996. - Вып.4.; Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Социальное конструирование тендера: феми нистская теория // Введение в тендерные исследования. 4.1. - СПб., 2002. - С. 147-173; Рабжаева М. В. Женская эмансипация в России: эксперименты по тендерному конструи рованию //Российские женщины и европейская культура: материалы 5 конференции по священной теории и истории женского движения. - СПб., 2001. - С. 18-31; Суковатая В.А. Феминистская теология и тендерные исследования в религии: перспективы новой духов ности // Общественные науки и современность. - 2002. - № 4. - С. 183-192. 2 Воронина О.А. Основы тендерной теории и методологии // Теория и методология тен дерной теории. Курс лекций. - М., 2000. - С.95-106; Жеребкин С. В. Тендерная проблема тика в философии // Введение в тендерные исследования: Учебное пособие. Ч. 1. - Харь ков, 2001. - С. 390-426; Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии. - 1981. - № 2. - С. 193; Ключко О.И. Отечественный вариант тендерных исследований (про блемы методологии) // Общественные науки и современность. - 2004. - № 4.- С. 172-176.; Репина Л. П. Тендерная история: проблемы и методы исследования //Новая и новейшая история.- 1997.- № 6. - С 41; Успенская В.И. Феминистская критика современного социо логического знания //Женщины. РІстория. Общество: Сб. науч. ст. / Под ред. В. И. Успен- ' ской. - Тверь: ТвГУ, 2002. - Вып. 2.- С. 42- 59.

7 женщин, относящихся к исламской культурной традиции, но географически принадлежащих российской культуре, остаются за рамками их исследований.

Историософскому анализу особенностей положения женщин в исламской культуре Арабского Востока посвящены труды российских ориенталистов В.Н. Блондина, М.В. Вагабова, П.А. Грязневича, А.Е. Крымского, И.Ю. Крачковского, М.Б.Пиотровского, Е.А. Резвана, В.Р.Розена, Л.И. Шайдулли-ной.1 Западный дискурс по проблемам положения женщин в арабской культуре исламского Востока представлен работами таких исследователей, как Ж.Ф. Бретон, Г.Э.фон Грюнебаум, Н. Даниель, М.Форвард, Р. Шарль.2

Что касается проблем эмансипации женщин в исламском культурном пространстве Северного Кавказа, то в современной философии культуры образовался значительный пробел в изучении этнокультурных проблем трансформации тендерных отношений у народов Северного Кавказа.

В дореволюционный период анализу положения северокавказских женщин в традиционной культуре были посвящены этнографические работы таких исследователей,, как Г.М.. Амиров, И.Ф: H.F. Берзенов, Бларамберг, Н.Ф. Грабовский, Е.П. Ковалевский, М.М. Ковалевский, П.П. Короленко, Ф.И. Леонтович, Дж. Лонгворт, А. М. Руновский.3 1 См.: Блондин В.Н., Роль женщин Сирии и Ливана в культурной жизни арабского Востока ( конец XIX - XX вв.) // Женщина в культуре Востока. - СПб.; 1997. - С. 68-72; Вагабов М.В. Ислам и семья. - Махачкала, 1973; Грязневич П.А. Формирование арабской народно сти раннего средневековья (к постановке проблемы) // Ислам. Религия, общество, госу дарство. - М., 1984. - С. 128-146; Крымский А.Е. История арабов и арабской литературы, светской и духовной. - М.,1912; Крачковский И.Ю. Избранные сочинения: в 6 т. - М.,1955.; Пиотровский М.Б. Мухаммад, пророки, лжепророки, кахины // Ислам в истории народов Востока. - М., 1981; Резван Е.А. Коран и его мир. - СПб., 2001; Розен В.Р. Древ- неарабская поэзия и ее критика. — СПб., 1872; Шайдулина Л.И. Арабская женщина и со временность (эволюция ислама и женский вопрос).-М., 1978. 2 См.: Бретон Ж.Ф. Повседневная жизнь Аравии Счастливой времен царицы Савской: VIII век до н.э. / Ж.Ф. Бретон. - М.,2003; Грюнебаум Г.Э. фон. Классический ислам. Очерки (600-1258). - М., 1988; Daniel N. Islam and the West: The Making of an Image / N. Daniel. -. Oxford, 1997; Форвард M. Мухаммад: краткая биография. - M., 2002.; Шарль Р. Мусуль манское право. - М., 1959.

Амиров Г.М. Среди горцев Северного Кавказа // Сборник сведений о кавказских горцах. - Тифлис, 1873; Берзенов Н.Г.Новый год у осетин Владикавказского округа // Кавказ. -1850.- № 2.; Бларамберг И. Ф. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа. — М., 2005.; Бларамберг И.Ф. Кавказская рукопись.

8 Вопросы трансформации тендерных ролей и практик северокавказской женщины в социалистический и постсоциалистический период получили освещение в трудах Т.А. Абдулсаламовой, Х.И. Хутуева, Я.С. Смирновой, А.Э. Тер-Саркисянц.1 Проблемы места и роли женщины в национально-религиозном укладе прошлого и настоящего рассмотрены в трудах Н.М. Емельяновой, Ш. М. Казиева, И.В. Карпеева, Ю.Ю. Карпова, А.И. Мусукае-ва.2 Тендерные аспекты социализации женщин в современном обществе нашли отражение в исследованиях Н.Д. Пчелишевой, Л.Т Соловьевой, Я.Н.Чеснова. Образ северокавказской женщины в народной культуре раскрывается в трудах Х.Х. Сукунова, И.Х. Сукуновой, И. Ш. Узденовой.4 Особый интерес для исследования представляют работы Б.М. Алимовой, С.Ш. Гаджиевой, А.А. Магомедова, Я.С. Смирновой, посвященные изучению северокавказской семьи и рассмотрению модернизации института брака на Северном Кавказе.5 - Ставрополь, 1992.; Грабовский Н.Ф. Ингуши: их жизнь и обычаи // Сборник сведений о кавказских горцах. - Тифлис, 1876. - С. 74—75; Ландшафт, этнографические и исторические процессы на Северном Кавказе в XIX - начале XX века // Ковалевский Е.П. Очерки этнографии Кавказа.- Нальчик, 2004.; Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. - М., 1890.; Короленко П.П. Записки о черкесах: материалы по истории Кубанской области. -Екатеринодар, 1908.; Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев: Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. - Одесса, 1883.; Лонгворт Дж. А. Год среди черкесов//Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. - Нальчик, 1974. - С. 572; Руновский А. М. Записки о Шамиле. - М.,1989. 'Абдусаламова Т.А. Женщина Дагестана: проблемы труда, быта и культурно-образовательного развития (Опыт социологического исследования). - Махачкала, 1991.; Хутуев Х.И. Современные этнокультурные процессы в Кабардино-Балкарии. - Нальчик, 1994; Смирнова Я.С., Тер-Саркисянц А.Э. Народы Кавказа. Кн. 3: Семья и семейный быт, ч. 1: Формирование, тип и структура. - М., 1995;

Емельянова Н.М. Мусульмане Кабарды. - М., 1999; Казиев Ш.М., Карпеев И.В. Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке.- М., 2003; Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа.- СПб.,2001; Мусукаев А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. - Нальчик, 1992; 3 Пчелишева НД, Соловьева Л.Т. Тендерные аспекты социализации у народов Кавказа // Мужчина и женщина в современном мире: меняющиеся роли и образы. - М, 1999. - Т. II; Чеснов Я.Н. Лекции по исторической этнологии. - М, 1998; Чеснов Я. Н. Женщина и этика жизни в менталитете чеченцев //Этнографическое обозрение. - 1994. - № 5. - С.34 - 44. 4 Сукунов Х.Х., Сукунова И.Х. Черкешенка. - Майкоп, 1992; Узденова И. Ш. Статус жен щины в Адыгском и балкарском обществах и его модификация после октябрьской рево люции. - Новопавловск, 1994. 5 Алимова Б.М. Брак и свадебные обычаи в прошлом и настоящем: равнинный Дагестан. - Махачкала, 1989; Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана. XIX - начало XX ве-

Важное значение для прояснения особенностей эмансипации северо- кавказскріх женщин имеют диссертационные исследования, в которых изучается положения женщин-мусульманок в пространстве традиционной и современной культур Северного Кавказа. В частности, стоит назвать таких авторов, как Л.К. Абайханова, З.М. Бараева, М.М. Гулиева, Б.Р. Рагимова, М.А. Текуева, О.И. Шафранова.1

Таким образом, несмотря на значительный интерес к проблемам женской эмансипации и изменения тендерных характеристик женщин в современном исламском культурном пространстве Северного Кавказа, они пока не получили комплексного философского осмысления. Это обусловило необходимость данной диссертационной работы, повлияло на выбор объекта и предмета, характеристику целей и задач исследования.

Объект диссертационного исследования - эмансипация как феномен тендерной культуры.

Предметом исследования являются факторы, формы проявления и тенденции женской эмансипации в исламском культурном пространстве Северного Кавказа.

Целью диссертационного исследования является выявление особен- f ностей женской эмансипации в культуре народов Северного Кавказа, исповедующих ислам. ка. - М., 1985; Магомедов А.А. Семья на Северном Кавказе. - Ставрополь, 1999.; Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа: Вторая половина XIX-XX века. -М., 1983. 1 Абайханова Л.К. Состояние и развитие культуры карачаевского народа в советский период: 1920-1991гг.: Дис... канд. ист, наук. - Карачаевск, 2005; Бараева З.М. Женщина'в мусульманском обществе. Проблемы трансформации социального и правового статуса: Дис... канд. филос. наук. - Махачкала, 2003; Гулиева М.М. Политическая культура женщин как условие социально-политической стабилизации (на материалах Северного Кавказа): Дис...канд. полит, наук. - Ставрополь, 2005; Рагимова Б.Р. Женщина в традиционном дагестанском обществе XIX - начала XX вв.: Роль и место в семейной и общественной жизни: Дис... д-ра ист. наук. - Махачкала, 2001; Текуева М.А. Тендер как социокультурный конструкт адыгского общества: Дис... д-ра ист. наук. - Нальчик, 2006; Шафранова О.И. Образование, общественная и профессиональная деятельность женщин Северного Кавказа во второй половине XIX - начале XX в.: Дис ... канд. ист. наук. - Ставрополь, 2004.

10 В соответствии с поставленной целью определяются следующие задачи: уточнить содержание процесса женской эмансипации в контексте философии культуры; провести компаративный анализ женской эмансипации на христианском Западе и мусульманском Востоке; выявить культурные особенности и содержание женской эмансипации в России; проанализировать положение женщин в традиционной исламской культуре Северного Кавказа; исследовать факторы и формы проявления женской эмансипации в исламском культурном пространстве Северного Кавказа; охарактеризовать тендерную идентичность северокавказских женщин в ситуации глобализации.

Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования представлена концепцией социокультурного конструирования тендера О.А. Ворониной, Д. Зиммерман и К.Уэст. Ее применение позволило проанализировать тендерные роли, стереотипы и тендерную идентичность в исламском культурном пространстве Северного Кавказа, представляющих систему социокультурных конструктов.

В исследовании использовался социокультурный подход, на основе которого был произведен анализ положения женщин в различных типах культур. Это позволило выявить особенности процесса женской эмансипации в исламском культурном пространстве Северного Кавказа.

Применение аксиологического подхода позволило рассмотреть ислам и исламскую этику в качестве важнейших источников норм и ценностей современных исламских сообществ Северного Кавказа. Использование циви-лизационного подхода дало возможность исследовать специфику тендерной идентичности в ситуации глобализации.

Научная новизна исследования заключается в следующем: - уточнено понятие женской эмансипации как процесса социокультур ного конструирования новой системы тендерных отношений; определены формы проявления эмансипации женщин; - выявлено, что эмансипация женщин на христианском Западе проис ходила в форме борьбы женщин за достижение фактического равноправия с мужчинами, а на мусульманском Востоке проявлялась в пересмотре религи озных канонов ислама в отношении женщин; - доказано, что эмансипация женщин в исламском культурном про странстве Северного Кавказа в дореволюционный период выразилась в рас ширении социальных ролей женщин внутри традиционной системы тендер ных отношений и была обусловлена проникновением российской культуры на Кавказ; - обосновано, что в советский период эмансипация женщин в ислам ском культурном пространстве Северного Кавказа протекала в государствен ной форме и носила формальный характер, что не изменило традиционную систему тендерных стереотипов; - установлено, что в современный период женская эмансипация на Се верном Кавказе приобретает латентные формы проявления и зависит от маз- хабов, доминирующих в сегментах исламского культурного пространства.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В культурфилософском аспекте женская эмансипация - это процесс социокультурной модификации тендерного конструкта патриархатной культуры, включающего в себя тендерные роли, тендерные стереотипы, тендерную атрибуцию и тендерные контракты. Основными формами эмансипации женщин являются: культурно-массовая (женские движения, презентующие свои интересы в публичном пространстве), государственная (достижение равноправия полов на законодательном уровне) и латентная (изменение женской тендерной идентичности без открытых проявлений борьбы за равноправие).

Гибкость установок христианской доктрины в отношении либерализации тендерных практик способствовала тому, что женская эмансипация на Западе носила светский характер. Она заключалась в борьбе за достижение фактического равноправия полов и была направлена против культурных установок, носящих мизогинистический характер. Основным результатом женской эмансипации на Западе стала институционализация феминизма в XX веке, т.е. признание релевантности его целей и задач. На мусульманском Востоке основной задачей эмансипации женщин было освобождение системы тендерных отношений от жестких норм ислама, ее основными результатами стали освоение женщиной публичной сферы деятельности и расширение прав женщин внутри религиозных канонов.

До начала XX века стабильность системы тендерных отношений в традиционной исламской культуре народов Северного Кавказа сдерживала развитие эмансипационных интересов женщин-мусульманок. Проникновение российской культуры на Кавказ способствовало появлению возможностей для женского образования и частичному освоению женщинами публичной сферы деятельности. Это обусловило расширение спектра женских социальных ролей при сохранении традиционных тендерных стереотипов, атрибуции и контрактов.

В советский период основным фактором развития женской эмансипации на Северном Кавказе стали процессы социалистической модернизации общества. Государственная форма эмансипации предусматривала принятие нового законодательства и формирование новой тендерной идеологии. Специфичность конструирования новой модели тендерных отношений заключалась в модификации женских тендерных ролей, традиционной тендерной атрибутики и типов тендерных контрактов при сохранении традиционных тендерных стереотипов.

В настоящее время женская эмансипация на Северном Кавказе приобретает латентные формы проявления. Изменение женской тендерной идентичности в этих условиях обусловлено сегментацией исламского куль-

13 турного пространства, структурирование которого определяется превалирующим толком (мазхабом) ислама. В восточной части Северного Кавказа, где доминирует шафиитский толк, корреляты женской гендерной атрибуции и тендерных контрактов тяготеют к исламским нормам. В центральной и северо-западной части Северного Кавказа, где преобладает ханафитский маз-хаб, модификация тендерного конструкта характеризуется слиянием традиционно-религиозных установок ислама с современными западными ценностями гендерной культуры.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется возможностью конкретизировать представления о месте и роли женщин в меняющемся мире. Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его положения и выводы могут способствовать уточнению тенденций изменения системы тендерных отношений в исламском культурном пространстве Северного Кавказа в настоящее время. Материалы диссертационного исследования могут быть востребованы при дальнейшем изучении процесса женской эмансипации и современных этнокультурных практик в области развития равноправия полов, а также при углубленном анализе специфики этнической культуры северокавказских народов.

Основные положения и выводы диссертации можно использовать для подготовки учебных курсов по таким дисциплинам, как философия культуры, философская антропология, религиоведение, этнология и социология культуры.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры истории и философии науки Ставропольского государственного университета и рекомендована к защите по специальности 09.00.13- Религиоведение, философская антропология, философия культуры.

Основные положения диссертационного исследования представлены в тезисах и докладах на следующих конференциях и семинарах: Международном научном семинаре ««Свое» и «Чужое» в исследовательском поле «истории пограничных областей»» (г. Пятигорск, 2004 г.); Международной науч-

14 ной конференции ««Факт-событие» в различных дискурсах» (г. Пятигорск,

2005 г.); Международной научной конференции «Историческая память и социальная стратификация: социокультурный аспект» (г. Миллерово, 2005 г.); Международной научной конференции «Национальная идентичность в проблемном поле интеллектуальной истории» (г. Пятигорск, 2008 г.); Международной научной конференции «Образы войн и революций в исторической памяти» (г. Пятигорск, 2009 г.); Международной научно-практической конференции «Социальная эволюция, идентичность и коммуникация в XXI веке» (г. Ставрополь, 2009 г.); региональной научно-практической конференции «Женщина в России: роль, статус, возможности и перспективы» (г. Ставрополь, 2004 г.); региональной научной конференции «История науки и техники в Северокавказском регионе: становление и перспективы развития» (г. Ставрополь, 2008 г.); на 53-ой научно-практической конференции «Универ- і ситетская наука - региону» (г. Ставрополь, 2008 г.).

Основные положения и результаты диссертационного исследования нашли свое отражение в 11 публикациях общим объемом 3,4 п.л., в том числе в одной статье, опубликованной в ведущем рецензируемом научном журнале, определенном Высшей аттестационной комиссией.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографического списка литературы. Общий объем работы - 188 страниц. Список литературы включает в себя 310 наименований, в том числе 15 - на иностранном языке.

Женская эмансипация на христианском Западе и мусульманском Востоке компаративный анализ

Понятие эмансипации в современной гуманитаристике имеет множество определений и интерпретаций. Самая распространенная интерпретация этого термина состоит в объяснении и описании процесса движения женщин за свои права и свободу, начавшегося более двухсот лет назад. Тем не менее, для более полного представления о содержании процесса эмансипации в рамках движения женщин следует рассмотреть определение этого понятия как в различных научных направлениях и дисциплинах, так и в его классическом значении.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даль так объясняет значение слова «эмансипация»: «Эмансипация (лат.) — освобождение от зависимости, подчиненности, полная свобода, воля».1 В «Малом энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона эмансипация трактуется как «правомерное освобождение лица от юридической зависимости, предоставление неполноправному лицу полной юридической правоспособности; освобождение группы населения от некоторых ограничений в правах, сравнительно с прочими гражданами».2

Понятие эмансипация происходит от латинского глагола emancipare — что значит освобождать. В более широком смысле понятие можно истолковать «освобождать от определенной роли». В латинском языке, в более узком смысле это означало-освобождать ребёнка от отцовской власти, в более широком смысле, отказываться от каких-либо полномочий или прав собственности, отчуждать, уступать.

В историко-правовом аспекте эмансипация женщин находит свое отражение в римском праве и связана с обретением женщинами частичных прав, что являлось важным условием для выхода женщин из-под опеки главы семейства, что, по мнению Е. Кочкиной, и положило начало эмансипации женщин, т.е. приобретение ими прав. Таким образом, история прав женщин - это история эмансипации женщин, являющаяся правовым процессом, основанным на юридических интересах между семьей отца, семьей мужа и государством, за которым стоит изменение отношений власти между двумя семьями (отца и супруга) и государством.

Идея о том, что в основе эмансипационного интереса лежит претензия на обретение власти, находит свое подтверждение и в замечании Г. Танхи-левского, утверждавшего, что «эмансипация возможна только там, где возможно проявление власти или дискурс о ней. Эмансипация — это всегда претензия на власть».2

В настоящее время понятие эмансипации приобретает более широкое значение, начинает применяться не только для обозначения социальных движений определенных социальных групп, классов или отдельных индивидов. В современной политологии понятие эмансипации употребляется более широко: применительно к обретению общественными организациями, политическими партиями политической самостоятельности, их институционали-зацию, становление и эволюцию их идеологий и практик.

В интерпретации социологической науки эмансипация - это, прежде всего, «бунт», восстание против структур власти, социальных институтов, утверждающих и гарантирующих патриархальный порядок, борьба за устранение структурных недостатков- и преодоление стереотипов, затрудняющих социальную активность субъекта. Но как справедливо замечает Е.Р. Смирнова, «как в политической, так и социологической трактовке понятие эмансипации означает не только восстание против механизма принуждения, но и расширение поля компетентности личности, повышение активности, самостоятельность и ответственность в решении проблем»1.

В философском дискурсе, в самом общем виде, эмансипация рассматривается как снятие отчуждения и процесс обретения человеком своей человеческой сущности. К. Маркс был одним из первых, кто широко, повсеместно употреблял этот термин в философских, экономических, социологических трудах. Он дал развёрнутый обзор эмансипации буржуазии и пролетариата, эмансипации евреев и христиан, эмансипации государства, разработал типологию эмансипации, выделив политическую, государственно-гражданскую, религиозную, социальную эмансипации. В трудах К. Маркса под «человеческой эмансипацией человека» подразумевается стремление определенных социальных слоев к свободе, протест против социальной ситуации и существующих критериев, определяющих положение индивида в обществе.

В контексте теории познания развитие понятия эмансипации было рассмотрено Максом Хоркхаймером и Теодором Адорно в совместной работе «Диалектика Просвещения». Исследователи отмечают, что развитие научного знания, просвещение, «преследовало цель избавить (освобо-дить/эмансипировать) людей от страха и сделать их господами». Согласно критической теории Юргена Хабермаса, знание формируется во имя трех интересов: «информации, которая расширяет власть нашего технического контроля; интерпретаций, которые делают возможным ориентацию действия в рамках общих традиций, и анализа, который освобождает сознание в зависи-мости от неких объективных сил». Развивая идеи Маркса и Фрейда об эмансипации, Хабермас доказывает, что помимо технического интереса в контроле окружающей среды и практического интереса в углублении взаимного интерсубъективного понимания у людей есть еще эмансипационный интерес, заключающийся в освобождении от объективных сил и условий искаженной коммуникации. Этот интерес коренится в способности действовать рационально, сознательно обосновывать и принимать решения в свете имеющихся знаний, правил и потребностей. В контексте нашего исследования, т.е. применительно к женскому движению, в определении М.В. Рабжаевой, эмансипация женщин - это процессы социальной мобильности женщин, связанные с социальной дифференциацией женщин как отдельной социальной группы (со своими интересами, отличными от интересов семьи, рода, детей, и т. д.) и выходом женщин из приватной сферы в сферу публичную.2 Однако такое определение женской эмансипации не дает четкого представления о том, что или кто выступает источником несвободы, так как конечной целью эмансипации является обретение свободы. В результате, надо признать, что для эмансипации отдельного человека необходимо его всестороннее, целостное освобождение, в проекте которого учтены все характеристики его личности.3 Однако эмансипация- не освобождает отдельного индивида, существующего отдельно от всех принадлежащих ему социальных характеристик. Эмансипируется некий абстрактный конструкт (коллективное тело), который в реальности существует «разобран» на части, а в процессе эмансипации образует единый «организм». Характерной чертой такого коллективного тела является представление определенного качества, отдельного признака всех его членов. В контексте женской эмансипации таким признаком или качеством является принадлежность коллективного тела к полу, национальности, конфессиональной принадлежности т.д. Между тем,.эмансипация всегда.имеет единую-структуру и границы. Важным аспектом в понимании эмансипации является конкретизация в определении ее субъекта, целей, средств, источника несвободы, пространства прохождения процесса и возможных результатов.

Эмансипация женщин в России: культурные особенности и содержание

Эмансипация женщин как социальный процесс, ставящий во главу угла идеи свободы и равенства, стремление к независимости и признания за женщиной гражданских прав, в России имел свои историко-контекстуальные особенности. Для того, чтобы в полной мере понять особенности российского пути становления и развития женской эмансипации, требуется комплексный анализ и характеристика экономических и правовых институтов, социальной структуры общества и в целом особенностей развития культуры и религии в России. Для понимания и реалистической оценки эмансипации женщин в России важна как тысячелетняя традиция становления русской православной духовности, так и коммунистический контекст, так как процесс эмансипации женщин протекал на фоне этих двух мировоззренческих ориентации, что является одной из основополагающих особенностей развития данного процесса. Как замечает Р. Стайте, «движение женщин (в России мое Л.О.) можно рассматривать в двух различных контекстах - в контексте европейского феминизма XIX в. и в контексте коммунизма ХХв.».1

Надо отметить, что процесс эмансипации женщин в России, начавшийся в первой половине XIX в., заключался, прежде всего, в постановке вопросов о предоставлении женщинам прав на образование и выбор профессии. Вопросы о том, почему женщины исключены из процесса образования и лишены самостоятельности в выборе профессии и в целом возможностях самореализации и какое положительное значении будут нести в себе эти изменения, являлись ключевыми вопросами начала эпохи эмансипации женщин в России. Однако дальнейшее развитие этого процесса радикально изменило не только взгляд женщин относительно своих прав на образование и профессиональное становление, но и повлекло за собой более широкие вопросы о личной самостоятельности, о гражданских и политических правах, о социальном равенстве с мужчинами и т.д.

Между тем, для более полного освещения особенностей эмансипации женщин в России следует кратко рассмотреть особенности положения женщин в историко-культурном контексте развития православного русского общества. По мнению Е.Н. Щепкиной, изначально в древнерусском, дохристианском обществе существовали равноправные отношения между полами." С.С. Шашков в свою очередь также считал, что в начале славянской цивилизации женщина занимала высокое социальное положение, а затем «была окончательно оттеснена на задний план, обращена в полное рабство». По замечанию Г.А.Тишкина, «церковь, начиная со времени крещения Руси, стремилась утвердить власть мужчины в семье», пытаясь закрепить тем самым в русском православном обществе онтологически фундаментальную хат рактеристику женского начала как вторичного и подчиненного. Это нашло свое отражение уже в «Поучении» Владимира Мономаха, советующего своим сыновьям: «Жену свою любите, но не дайте ей власти над собой».1 В более позднем историческом памятнике, знаменитом «Слове» Даниила Заточника, относящегося к XIII веку, мы обнаруживаем такой пассаж: «Послушайте, жены, слова апостола Павла: крест - глава церкви, а муж - жене своей»." Позже данная православная традиция была закреплена в «Домострое» - религиозно-нравственном кодексе средневековой Московской Руси, идеалом которого выступает православная патриархатная семья, во главе которой находится муж (мужчина), а жена (женщина) занимает подчиненное и зависимое положение. Конструкция православного патриархализма воспроизводится в «Домострое» с помощью института «духовного отцовства», который в свою очередь выполняет функции транслятора естественного полового различия между полами. Немаловажным фактором в закреплении подчиненного положения женщины сыграла и византийская церковная традиция, постулирующая идею о греховной природе женщины и тем самым закрепившая вторичное, зависимое и подчиненное положение русской женщины. В результате предлагалось держать женщин в изоляции от внешнего мира, в подчинении отцу или мужу, так как основной функцией женщины являлось удовлетворе-ние физиологических потребностей мужчины и рождение детей. Сформировавшиеся отношения между полами, характеризующиеся системой власти/подчинения, имели место во всех слоях общества. Выражалось это чаще всего в проявлениях деспотизма и тирании в семьях со стороны мужчин. В более зажиточных слоях общества это выражалось еще и в экономической зависимости женщин, в начале от родителей, потом от мужа. Исследовательница Н.П. Ефремова назвала эту зависимость одной из причин «роста женского движения». Хотя стоит отметить, что некоторые современные иссле-дователи не считают русских женщин порабощенными и бесправными. В частности Р. Стайте отмечает, что «юридический статус русской женщины превосходил статус большинства европейских сестер в одном важном аспекте: в отношении прав собственности и наследования» .3 Современная исследовательница Н.Л. Пушкарева также пришла к выводу, что русские женщины владели правом на приданое, унаследованное имущество, и мужья часто зависели от жен, занимали у них «купы».4 На экономической свободе женщин из имущих классов делала акцент и В.Л. Бильшай, отмечая только политическое бесправие и ограничение в наследовании. В отличие от европейских стран, в частности от Франции, как это имело место быть до 1917 года, опеки мужа над женой в России не существовало. И в этом сильное отличие российского законодательства и правового статуса женщин по сравнению с Римским правом и западноевропейским правом. Например, в Архангельске, в 1903 году на Маргаритской ярмарке половина предпринимателей были женщины-предпринимательницы.5

Тем не менее, процессы эмансипации женщин как привилегированных, так и неимущих слоев общества, начавшиеся в XIX веке, отчасти берут свое начало в XVII веке. Изменения в сторону улучшения положения- женщины, начавшиеся в конце XVII века, выразились в ограничении патриар-хатной власти мужа в отношении имущества жены и в принятии закона о запрещении принудительных браков. Хотя грядущие перемены были во многом ориентированы на высшие слои общества, но в целом оказали свое влияние и на положение женщины-крестьянки, и отношение к ней.

Эмансипация женщин в исламском культурном пространстве Северного Кавказа: факторы и формы проявления

Классическое понятие женской эмансипации как самостоятельного движения за освобождение от зависимости или угнетения, отмена ограничений по половому признаку, стремление к равенству полов не объясняет про исходивших в исследуемом регионе изменений в социальном положении и

поведении женщин. В конце XIX века на фоне становления и развития индустриального общества, а также общих процессов либерализации русского образованного общества, смены политических режимов меняется представление о человеке, в том числе и о женщине. Такая трансформация в историко-экономической и политической картине обусловливает и изменения в культурном мировосприятии социума. Так, на стадии перехода от традиционного сословно-иерархического общества к современному особенно актуальными становятся вопросы положения женщин, их прав и возможностей социальной реализации. Такая причинно-следственная связь неслучайна. Например, этнографам хорошо известен факт наблюдения усиления тендерного неравенства от охотнически-собирательных культур к агарным культурам и существенное его снижение далее к индустриальной культуре, и особенно к информационному обществу. Рассмотрение заявленной проблемы невозможно без учета историко-политическои и экономической ситуации, сложившейся в конце XIX - XX в., поэтому хронологические рамки данного параграфа определяются концом XIX- началом 90-х годов XX века, что связано с включением большинства народов Северного Кавказа в состав Российского государства (а затем в состав СССР) и, как следствие, проведением последним всех мер по социокультурной и экономической интеграции исследуемого региона, Надо отметить, что в XIX веке народы Северного Кавказа представляли собой традиционные сословно-иерархические общества феодального типа. К концу XIX - началу XX века, как отмечает Я.С. Смирнова, ссылаясь на В.И. Ленина, русский капитализм стал втягивать этот край в мировое товарное обращение и нивелировать местные особенности - остаток патриархальной замкнутости. Вместе с тем, в связи со сложными природными и историческими условиями края, этот процесс шел неравномерно, и горные районы меньше подвергались влиянию капиталистических отношений.1 Это было время модернизации края, получившей в литературе название «народной колонизации». В.Г. Шнайдер по этому поводу отмечает: «Эти процессы вели к изменениям социально-экономической сферы Северного Кавказа, а это, зачастую, становилось основой трансформаций мотивационной сферы исторических субъектов, вело к разрушению привычных социальных связей и т.п.».1 На этом фоне актуализировалась необходимость переосмысления сущности социокультурных конструктов и важнейшего их них - тендерной системы. Особенно насущными стали вопросы социального положения женщин, их прав на образование и, в целом, их места в изменяющемся, индустриально-капиталистическом мире.

Для более полного и объективного рассмотрения особенностей процесса эмансипации мусульманских женщин Северного Кавказа надо отметить, что эта тема является во многих аспектах дискуссионной. Интерес к женщинам Северного Кавказа имеет более чем двухсотлетнюю историю, и оценки, высказываемые по поводу положения и правового статуса женщин исследуемого региона, их возможностей и социальных ролей, во многом отличаются не только полемичностью, но и неоднозначностью. Во многом это обусловлено как исторической реальностью, так и приверженностью исследователей к определенной культурно-типологической ориентации.

Интерес к этой теме наблюдается не только среди историков и этнографов, но также и среди простых путешественников, военных, находившихся в данном регионе по долгу службы. Еще в XVII веке европейским авторам, посещавшим этот край, бросалось в глаза отличие статуса местных женщин от положения их соотечественниц, а также женщин ближнего и дальнего Востока. Внимание к женщинам Северного Кавказа в большинстве случаев коренилось в отличии, даже в контрасте с русскими и европейскими женщинами, борющимися за равенство прав и возможностей, стремящихся к знаниям, профессиональной самореализации. В данном случае традиционно- религиозные нормы социального положения женщин зачастую выступали в особом контрасте, как своеобразные и нетипичные или просто непонятные европейскому человеку. Мало того, такая точка зрения была присуща и русским писателям и исследователям Кавказа как до-, так и послереволюционного периода. Такое убеждение способствовало окончательному оформлению тезиса об «отсталости и малокультурности»1, забитости и угнетенности горянки. В период СССР весь историографический субстрат сводился к следующим строкам: «Очистительный огонь Великого Октября нанес законам адата сокрушительный удар. В ожесточенной борьбе с реакционными силами рождалась советская горянка, свободная от великого гнета, унижений и предрассудков».2 Так, в послереволюционное время важной чертой в формировании нового тендерного конструкта явилась довлеющая идеологическая надстройка, которая, по мнению И. Узденовой, сконструировала дореволюционный образ женщины-горянки как «наиболее отсталой и забитой в про-шлом части населения». Такое представление о женщинах Северного Кавказа позволило сделать вывод о национальном характере, низком социальном статусе женщин и насущной необходимости преодоления традиционных эт-ногендерных установок.4 В исторической литературе этот процесс получил название «раскрепощение горянки» в русле решения общих проблем под названием «женский вопрос».

Тендерная идентичность северокавказских женщин в ситуации глобализации

Кардинальные изменения в социально-политическом устройстве российского общества, экономический и политический кризис конца XX века, крушение идеологической школы нарушило ставшую уже привычной социальную организацию жизни народов Северного Кавказа. «Крушение тотали тарной системы, с полным набором ее мнимых и истинных ценностей, привело в замешательство все общество перестроечного периода. Поток новаций, поиск самости, попытки самоопределения в духовном хаосе этого времени вызвало к жизни множество разноплановых процессов и явлений. Морально-нравственные устои и ориентиры общества, определявшие течение российской (а последнее столетие и северокавказской) жизни и отмеченные идеологическим монизмом, рухнули, уступив место идейному плюрализму», - отмечает исследователь И.И. Маремшаова. В это же время необратимыми и всепоглощающими становятся процессы культурной глобализации, являющиеся одними из основных детерминант развития современного северокавказского общества. По мнению И.Л. Бабич, горские культуры Северного Кавказа практически беззащитны перед натиском процессов культурной глобализации и формирования общества потребления при отсутствии какой бы то ни было современной идеологии. Между тем, процессы глобализации, вызванные переходом от индустриального общества к информационному и характеризующиеся стиранием культурных и этнических границ, приводят к неоднозначному пониманию роли этнической культуры и этнической идентичности в становлении человека. Происходит нивелирование традиционных этнических ценностей, которые формировались на протяжении длительного периода времени и отражали адекватные формы адаптации человека к окружающему миру. С другой стороны, процессы глобализации открывают новые возможности для развития культур и этносов, так как информатизация общества является важным этапом интеллектуального развития общества.3 При этом глобализационные процессы изменяют общественные формы сознания, ценности и стандарты человеческого поведения. Изменяется уклад и образ жизни людей, интенсифицируются миграционные процессы, ускоряется процесс урбанизации, что приводит к смешению и столкновению национальных культур, религий и этносов.1 В данной связи особое значение представляет установка на развитие индивидуальности, которая обуславливает радикальное изменение традиционной системы половой стратификации. Меняется содержание понятий «женственность» и «мужественность», а расширение сферы личной свободы не только открывает перед женщиной новые возможности, но и создает новые проблемы - проблемы самореализации и самоидентичности женщины в обществе.

Понятие идентичности в современном гуманитарном знании появилось сравнительно недавно. Впервые детально оно было представлено Э. Эриксо-ном в середине XX века. С его точки зрения, идентичность опирается на осознание временной протяженности собственного существования, предполагает восприятие собственной целостности, позволяет человеку определять степень своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости. Теория Эриксона получила широкое распространение в психологии развития, позволяя описывать скорее нормативные представления о том, как должен протекать процесс развития личности, так как за разными типами идентичности стоят не только индивидуальные особенности, но и определенные стадии развития личности, имеющие не только свои положительные результаты, но и кризисы. «Кризис идентичности» - это не только и не столько возрастной, сколько социально-исторический феномен. Острота его переживания зависит как от индивидуальных особенностей субъекта, так и от темпов социального обновления и от той ценности, которую данная культура придает индивидуальности.

Понятие тендерной идентичности впервые было рассмотрено в русле теории социальной идентичности Тэджфела-Тернера (80-е гг. XX в.) и трактовалось как одна из подструктур социальной идентичности личности (выделяют также этническую, профессиональную, гражданскую и т.д. структуры социальной идентичности). По мнению И.С. Кона, тендерная идентичность - это базовое, фундаментальное чувство своей принадлежности к определенному полу / тендеру, осознание себя мужчиной, женщиной или существом какого-то другого, «промежуточного» или «третьего» пола. Тендерная идентичность не дается индивиду автоматически, при рождении, а вырабатывается в результате сложного взаимодействия его природных задатков и соответствующей социализации, «типизации» или «кодирования». Активным участником этого процесса является сам субъект, который принимает или отвергает предлагаемые ему роли и модели поведения. Как сказал Н. Смелзер, «тендерная идентичность связана с нашим представлением о своем поле - чувст-вуем ли мы себя в действительности мужчиной или женщиной»." Между тем, стоит отметить, что тендерная идентичность опирается на такие тендерные характеристики, как тендерная роль и тендерные стереотипы, которые, изменяясь в определенных социально-исторических условиях, непременно ведут к трансформации и самой тендерной идентичности.

Колоссальное ускорение технологической и социальной модернизации в начале XXI в. сделало проблемы тендерной идентичности более насущными. Как замечают английские социологи Энтони Гидденс и Зигмунт Бауман, для современного общества характерна не замена одних традиций и привычек другими, столь же стабильными, надежными и рациональными, а состояние постоянного сомнения, множественности источников знания, что делает самость более изменчивой и требующей постоянной рефлексии. В условиях быстро меняющегося общества неустойчивость и пластичность социальной, личной и тендерной идентичности становятся закономерными и естественными.

Похожие диссертации на Эмансипация женщин в исламском культурном пространстве Северного Кавказа