Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ислам в современной Чечне: воздействие на социально-культурные и политические процессы Димаева Фатима Вахаевна

Ислам в современной Чечне: воздействие на социально-культурные и политические процессы
<
Ислам в современной Чечне: воздействие на социально-культурные и политические процессы Ислам в современной Чечне: воздействие на социально-культурные и политические процессы Ислам в современной Чечне: воздействие на социально-культурные и политические процессы Ислам в современной Чечне: воздействие на социально-культурные и политические процессы Ислам в современной Чечне: воздействие на социально-культурные и политические процессы Ислам в современной Чечне: воздействие на социально-культурные и политические процессы Ислам в современной Чечне: воздействие на социально-культурные и политические процессы Ислам в современной Чечне: воздействие на социально-культурные и политические процессы Ислам в современной Чечне: воздействие на социально-культурные и политические процессы
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Димаева Фатима Вахаевна. Ислам в современной Чечне: воздействие на социально-культурные и политические процессы : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13.- Москва, 2003.- 138 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-9/361-6

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I. Основные направления ислама в Чечне: традиционализм и фундаментализм . 15

Раздел II. Разновидности тарикатного ислама в современной Чечне: вероучение и культ . 41

Раздел III. Ислам и социокультурная среда чеченцев . 64

Раздел IV. Некоторые аспекты влияния религиозного фактора на социально-политические процессы в Чечне . 91

Заключение 116

Список использованной литературы

Введение к работе

РАЗДЕЛ I. Основные направления ислама в Чечне: традицио
нализм и фундаментализм. 15

РАЗДЕЛ II. Разновидности тарикатного ислама в современной

Чечне: вероучение и культ. 41

Основные направления ислама в Чечне: традиционализм и фундаментализм.

Приступая к исследованию проблемы «Ислам в современной Чечне: воздействие на социокультурные и политические процессы», следует изучить процесс проникновения ислама на территорию Чечни, отметить основные формы ислама, в лоне которых эволюционировало сознание народа, и дать определение понятиям «традиционализм» и «фундаментализм», с которыми связан процесс ре-исламизации в современности.

Проникновение ислама на территорию Северного Кавказа и Чечни -процесс непростой. Некоторые исследования конца XVIII в. проливают свет на преемственность и связь событий прошлых столетий и современной реальности. Проблема хорошо исследована учеными историками, кавказоведами и религиоведами. Однако чаще она имеет подоплеку политическую, а не религиозную. Подробное освещение исторических событий получило в трудах ученых исследователей: В.Бартольда, Н.Дубровина, Р.Фадеева, Г.Скитского, А.Бенингсена, Ш.Лемерсье-Кель-кежей, М.Казем-Бека, Г.Вернера, К.Полякова, Г.Ланда, И.Ермакова, А.Яндарова, Я.Ахмадова, А.Шамилева, В.Тишкова, А.Малашенко, В.Акаева, С.Яхиева и многих других.

События на Кавказе разворачивались согласно внешнеполитическому курсу царского правительства, цель которого - занять достойное место в европейском мире и иметь «больше веса в совещаниях Европы»1, что позволяло влиять на европейскую политику. Для реализации этой политики необходима была форма управления на Кавказе. Ислам, соединяющий в себе светскую и религиозную сферы, «отождествляющие мораль и право» и является самодостаточной системой, претендующей на удовлетворение духовных потребностей, на контроль над всеми сторонами жизнедеятельности человека»1. Такой формой управления и станет шариат - право, регламентирующее отношения мусульман в социуме. Таким образом, ислам к концу XVIII в. был духовной основой жизни общества, регулировал социально-бытовые отношения и оказывал влияние на их материальную основу функционирования социума. Эта особенность ислама в конце XVIII в. привлекает внимание царской администрации. И хотя первоначально политика России на Кавказе имела свои особенности, которые не имели никакого отношения к религиозному фактору, то использование этого фактора позволяло решать следующие проблемы: - расширение своей территории за счет завоевания близко населенных народов; - приостановить кризис крепостнической системы за счет расширения и ускорения процесса развития феодальных отношений на окраинах, сырьевая база которых была источником развития отечественной промышленности и торговли.

Начиная с 1724 года, военная экспансия на Кавказ ведется в несколько этапов, и Россия становится участником «международных соглашений по Кавказу: Стамбульский мир 1724г., Гянджинский трактат 1735г., Белградский договор 1739г., Кючук-Кайнарджийский мир 1774г. Ясский мир 1791г.»2. сходятся интересы стран Швеции3, Турции, Ирана, Франции, Англии. Ислам как «науку о жизни»4 хочет себе подчинить духовенство, так как сердцевина исламской морали - учение о смысле человеческой жизни. В 1773 г. выходит указ Екатерины II «О терпимости всех вероисповеданий и о запрещении архиереями вступать в дела, касающиеся иноверных исповеданий, и до построения по их закону \ молитвенных домов, предоставляя все сие светским правительствам». [ Этот момент историки считают отправным в истории новых государст венно-исламских отношений в России. Церковь того времени находилась в крепостной зависимости у самодержавия, а верующие в крепостной зависимости у «государственной церкви»1. Это же относится к дореволю- ; ционному исламу на Северном Кавказе и в Чечне. j

Исследования ученых того времени, во-первых, придерживались целей и задач, исходящих из политики царского правительства, а, во-вторых, связывали распространение ислама в Чечне с появлением мюридизма (национально-освободительной борьбы), одной из форм ислама, проповедовавшей наряду с другими идеями джихада (газават) - войну против неверных, и распространившемся среди горцев в период Кавказской войны. Позднейшие исследователи основывались на материалах и трудах, написанных в царский период.

А. Яндаров, ссылаясь на мнение К.И. Прушанского, в работе «Суфизм и идеология национально-освободительного движения» пишет, что тарикатный ислам на Северном Кавказе, а затем и в Чечне, утвердился в конце XVIII и начале XIX вв.2 Наиболее часто приводимыми аргументами, обосновывавшими эту точку зрения и ставшими впоследствии для исследователей полем изучения проникновения ислама на Северный Кавказ, являются следующие:

1.Востоковед Н.В.Ханыков, капитан К.И.Прушановский, полковник А.Неверовский, офицер Лобанов-Ростовский и другие считали, что «тарикат накшбандийа был импортирован накануне Кавказской войны», для придания религиозной оболочки, «невежественным» кавказцам в их сопротивлении против царской России.

2. Историк Кавказской войны Н.Ф.Дубровин придерживался официальной версии - политизации суфийских доктрин. В своих трудах он указывает на миролюбивый характер суфизма и отмечает, что не было «никакого политического характера до тех пор, пока не явились люди, соединившие в себе духовную власть по шариату и тарикату, решившие воздействовать при помощи фанатизма на своих учеников или мюридов и призывавшие их на джихад»1.

3. Историк Р.А.Фадеев полагает, что мюридизм имеет автохтонное происхождение, и мог возникнуть на Кавказе подобно тому, как и теперь, рождаются в Азии разные мусульманские2 течения. Это подтверждает не надуманность, а реализацию уже действующего в северокавказской среде исламского фактора, но только в необходимой для проведения царской политики форме.

4,Четвертая версия в корне опровергает первые две: импортиро-ванность и возникновение суфизма в виде «мусульманского толка». Суфизм проник в Дагестан с арабскими завоевателями, «мюриды существовали в Ширване и на Восточном Кавказе за 400 лет до появления Шамиля»3. Г.Вернер тоже считает, что мюридизм существует до эпохи имамов и «занимает среднее место между исламом и суфизмом» . Общины, использовавшиеся мюридизмом, являлись неотъемлемой частью мусульманского общества. Но, это не то явление мюридизма, которое зародилось в период начала Кавказской войны. Точка зрения Г.Вер-нера поясняет структурность в исламе. Действительно, кавказские народы, в том числе и чеченцы, очевидно, хорошо знакомы были с двумя

Разновидности тарикатного ислама в современной Чечне: вероучение и культ

Ислам занимает доминирующую позицию в общественной жизни современной Чеченской Республики. Следует различать два основных его вида деятельности: внекулътовую и культовую. Внекультовая осуществляется в духовной и практической сферах куда проникают элементы культа. Однако важнейшим видом религиозной деятельности является культ. Религиозное сознание предстает в культе в виде культового текста - Священного Писания, Священного Предания, молитв.

Средства культа - мечеть, четки, коврик для моления и т.п. Способы культовой деятельности - это нормы того, что и как нужно делать. Они пронизывают элементарные и сложные культовые предписания: обряды, жертвоприношения, проповеди, богослужения, праздники, молитвы. Цель культовой деятельности - удовлетворение религиозных потребностей, оживление религиозного сознания.

Ислам проник в чеченскую среду из Дагестана, «пришел ислам...в VII в., когда армия Арабского халифата вторглась с юга на Северный Кавказ»1. Коренные жители чеченцы, ингуши и бацбийцы - составляли вайнахский этнос, представляющий нахские группы. Предками большинства чеченцев-нохчи являются «нахчматьяне»2, у которых сложился стереотип, связанный с отождествлением национальной принадлежности с конфессиональной. Дореволюционный период можно охарактеризовать как период относительного свободомыслия внутри этнического социума. Подобное отождествление имело место среди части верующих чеченцев к началу XX в. и в советское время. «В Дагестане, Чечне и Ингушетии насчитывается десятки шейхов с многочисленными мюридами ...Российские же власти по мере сил, пытались использовать в своих интересах авторитет суфийских лидеров, а этот авторитет стал, со временем, в Чечне абсолютным»1. И сегодня есть тенденция, когда руководители религиозных общин, пытаясь отстоять и укрепить пошатнувшиеся позиции, внушают верующим (и не только верующим), что почитание памяти деятелей мюридизма и соблюдение религиозных обычаев и обрядов является основным условием сохранения тейповых связей, национальной самобытности. Отношение революционера-чеченца А.Шерипова к религиозным лидерам было однозначным, когда он отметил, что классовый характер и причины влияния шейхов и мулл на горцев состоят в том, что революционность и оппозиционность духовенства является следствием не самой природы этого сословия, а лишь притеснений старого строя. Следовательно, они должны были исчезнуть вместе с этим строем. Сохранение влияния мюридских общин (состоящих из членов-мюридов) на население Чечни объясняется социально-историческими причинами. Объединяя в своих рядах эксплуатируемые царизмом и местными богачами слои горцев, они выдавали себя не только за поборников «чистого ислама», но и за защитников интересов обездоленных. Руководители религиозных общин всячески рекламируют и раздувают мнимые заслуги «мюридизма (национально-освободительного движения) перед горцами. И даже к концу 80-х годов XX в. в Чечено-Ингушетии насчитывается более 28 мюридских групп, в них «состоят около 20 тыс. мюридов» . Все они объединяются «в 19 вирдов накшбандийского толка и 10 вирдов кадирийских»1.

Есть и другие мнения, например, Л.Баширов считает, «что политическое влияние суфийских мюридов всегда было пассивным, опосредованным, домашним»2, не проявлялось в открытой борьбе за политическую власть.

По мнению диссертанта, возможность влиять на общественном уровне (в роли серых кардиналов) больше устраивает суфийских мюридов и станет главным орудием их активного, в том числе, и политического влияния. Это проявляется в том, что они влияют на жизнедеятельность верующих, кадровую политику в республике, где нужные люди отстаивают их интересы. Регламентируемая шейхами вся внутренняя жизнь последователей суфийских братств нацелена на повиновение?, ограничение свободы верующих в проявлении ими собственного «Я».

Отсюда следует, что тарикат накшбандийа возглавляет религиозная политизированная группа людей, которая выступает за социальное равноправие людей, и в этом существенное отличие данного тариката от кадирийа. Был создан миф, что суфийские шейхи помогали чеченцам, ингушам и другим народам, подвергнувшимся сталинским репрессиям, а суфийские мюриды, проповедовавшие аскетизм, трудолюбие и терпимость, призывавшие к сохранению внутреннего достоинства и непоколебимой веры в справедливость Аллаха, способствовали «выживанию в экстремальных условиях»4 представителей этих народов. Учитывая историю чеченского народа в период действия мюридизма, наверное, следует отметить, что суфийские шейхи и устазы, представлявшие «военно-народное» управление, тесно сотрудничали с властью, преследуя свои интересы. Это позволяло им быть защищенными и безнаказанными.

В современный период основа идеологического маневрирования защитников мюридизма кроется в основном в том, что до настоящего времени дожили религиозно-национальные условности, позволяющие удерживать верующих в общинах через «через «семейные традииии и наследственность» , охватывающие почти все чеченское население. В таких условиях функции руководителей мюридских общин упрощаются. За них эти функции выполняет старшее поколение в семье: родители, бабушки, дедушки. Весь воспитательный процесс, в том числе и религиозный, ребенок проходит в семье. Личность, воспитанная в религиозной среде, не изолирована от коллектива, общества и послушно выполняет все предписания, в том числе и устаза-наставника. Для наиболее приближенных к окружению устаза есть свои поощрения в виде материальной поддержки и другой помощи, что позволяет сохранять авторитет главам мюридских братств. Г. Курбанов также отмечает, что «слепое повиновение мюридов отвечало целям шейха»2. В условиях религиозного микроклимата человек вынужден согласовывать свое поведение с консервативным мнением, поддерживаемым единой общиной. Он лишен выбора, поскольку ему предлагается лишь один вариант поведения — быть таким, как и все. Попытка нарушить стереотип поведения, принятый в данной религиозной среде, расценивается как неуважение к памяти предков, народных обычаев и традиций. Поэтому невольно индивиду приходится принимать модель поведения «делай как все».

Ислам и социокультурная среда чеченцев

В этом разделе анализируется влияние ислама на социокультурную среду чеченцев. Если рассматривать ислам как форму адаптации в социуме, то необходимо отметить его значительную роль в семейно-бытовой, духовно-нравственнощ а также в общественно-политической сферах. Изначально такой адаптации способствовала благодатная социальная и нравственно-психологическая почва, которую мы рассмотрим позже.

Проводя исследование, необходимо учитывать также историческую преемственность событий, когда формирование чеченцев как нации проходит через разные этапы: в период царской империи это - чеченцы -аборигены; в период советской власти — чеченцы — интернационалисты; в период демократии - чеченцы — представители гражданского общества. При этом всегда сохраняется их религиозная приверженность к исламу.

До принятия ислама чеченцы были знакомы с другими монотеистическими религиями, особенно близко с христианством, чему способствовало соседство и тесные связи с Грузией, существовавшие на протяжении многих веков, а также общая письменность: «..чеченцы с восьмого века пользовались грузинским алфавитом...»1. Географическое расположение Чечни и ландшафтное расселение чеченцев формирует у них историческое мировоззрение, такой как мифология, который был им присущ к моменту принятия ислама. Поэтому тарикатному исламу с его философско-мистическим учением легко было проникнуть в среду национально обособленных «вайнахов» , а затем и срастаться с его «бытием»1. До принятия ислама - это исторически сложившийся этнос, имеющий определенную структуру организации взаимоотношений на основе местных обычаев - адатов. О наличие структурированной системы, современный зарубежный исследователь М.Аркун писал: «Еще до возникновения ислама социальный порядок уже регулировался особым кодексом, то есть интернализированнои системой ценностей, вершиной которого является понятие чести. Он существует в привычках индивидуального и коллективного поведения»2. Своя иерархия социально-нравственных ценностей была и у чеченцев. Для них понятия чести и достоинства, имели особую значимость. Защита чести личности среди чеченцев воспринималась как защита чести рода, фамилии, племени.

По мере распространения и усиления влияния ислама среди чеченцев акценты смещаются с внешнего на внутреннее, духовное содержание человеческой жизнедеятельности. Происходит духовно-культурная переориентация личности. В иерархии нравственных ценностей, таких как добро и зло, честь и совесть, достоинство стержневым понятием становится совесть. Обычно давая негативную оценку человеку или выражая недовольство своими детьми, чеченцы говорят: «Иман доцуш ву хьо», что равносильно выражению: «У тебя нет совести, ничего святого». Исторически выработанные нравственные этнические порядки соответствуют и религиозным духовным ценностям. В Коране немало сказано о терпении: «То, что у нас иссякает, а то, что у Аллаха остается. И воздадим Мы тем, которые терпели, награду их еще лучшим, чем-то, что они делали» . О скромности говорится следующее: «И соизмеряй свою походку и понижай свой голос: ведь самый неприятный из голосов -конечно, голос ослов»2. Но также в Коране строго осуждаются человеческие пороки зависти, лицемерия обмана, лжи. Не менее ценными являются и такие обычаи, как гостеприимство, почитание старости, уступить место старшему, ребенку, не пересекать дорогу человеку. В настоящее время все эти обычаи сохраняются, они органично вписываются в современность и определяют уровень нравственно-этического развития чеченского народа.

Общество чеченцев издревле представляет собой цивилизацию, которая вбирала в себя национальные меньшинства ногайцев, кумыков. Все они без особых затруднений понимают и говорят на чеченском языке. Их быт, образ жизни оброс обычаями и традициями вайнахов. Историк и этнограф С-М. Хасиев отмечает, что традиции предков свидетельствуют о том, что «они умели ладить друг с другом и соседними народами»3. Происходил процесс своего рода унификации, а точнее взаимопроникновение этнокультур народов, проживающих в близком соседстве друг от друга. Такое естественное взаимодействие в результате тесного общения, проживающих рядом народов приводило меньшую часть к соответствию культуры, обычаям и нравам большей, что повышало уровень приспособляемости людей к новым условиям и выражению отношения к миру через религию и культуру.

По-новому сакрализованная мировоззренческая, нравственно-культурная и духовная переориентация происходила тем успешнее, чем лучше использовались народные обычаи, традиции, обряды, ритуалы. Главной причиной успеха было то, отмечает Г.Вагнер, что новые ценности народ передавал не «... посредством созерцания или теоретического обучения, а воспроизводил во всей ритуальной и символической сложности в явлениях повседневной жизни»1. Глубокая социальность ислама в его универсальности, в умении чувственно-наглядным образом осваивать мир и накапливать из поколения в поколение жизненный эмпирический опыт. Нельзя не согласиться с мнением Г.Вагнера, такой пример и в современности наиболее понятен широкой массе людей.

Выступая идеологическим знаменем национально-освободительного движения Чечни, ислам стал выразителем его социальных надежд, чаяний, интересов. Таким образом, он способствовал возникновению, внешне скрытой, но внутренне согласованной, логически выверенной гармонии между объективным миром и назревшими мировоззренческими, культурными и нравственными ориентациями чеченцев. Принятие ислама - это качественный этап в духовном развитии чеченского народа. Он стал ведущим компонентом и ядром их культуры.

Влияние ислама на жизнедеятельность чеченцев не мешало сохранению огромного многовекового пласта этнической культуры, в которой отразился истинно народный талант, воплощенный в памятниках горской архитектуры, музыке, танцах. Ислам не оказал влияния на эти виды искусства. В этой устойчивости и проявилась отличительная особенность этнического фактора в период активного насаждения и влияния фактора религиозного.

Некоторые аспекты влияния религиозного фактора на социально-политические процессы в Чечне

В рассматриваемые периоды процесс возрождения ислама в России стал превращаться «по своим последствиям в фактор мировой политики»1, и влияние религиозного фактора в сфере деятельности политических, государственных и военных структур значительно возросло. Проблема ислама и политики в России - это проблема взаимодействия ислама и политики, которая породила явление исламизм. Исламизм - это идеология и практика использования исламской религии в политических целях.

Новое для России явление начинает оказывать влияние на межэтнические, политические, экономические и социальные процессы в стране. Религиозный фактор становится востребованной реальной силой, а его политизация позволяет использовать его в качестве политического инструмента для решения конкретных проблем. Он выступает в умеренном, радикальном, экстремистском виде. Главный критерий их разделения - методы деятельности, то есть степень вовлеченности в оппозиционную или антиправительственную деятельность, а также готовность к применению насильственных (вооруженных) методов для достижения поставленных политических целей.

Цель умеренных и средсва ее достижения - насилие, что характерно периоду президентства Д.Дудуева, Цель радикальных — использовать ислам для прикрытия деятельности сепаратистских движений. Экстремисты используют исламские лозунги для оправдания деятельности членов тех группировок, для которых насилие стало формой существования, средством наживы. Они основываются не столько на религиозных и идейно-политических принципах, сколько на общности экономических интересов. Последние два вида широко использованы в период президенства А.Масхадова.

Для начала отметим основные направления, на которые оказывал влияние религиозный фактор, и то, как разворачивались дальнейшие события и процессы: - с 1990-2000гг. сначало в рамках демократических преобразований в Чеченской Республике, а затем и военных действий были освещены идеалы, ориентировавшие население республики на идею политической независимости. Эта идея была првозглашена в 1990 г. Общенациональным Съездом Чеченского Народа1. Созданная к этому времени партия «Исламский путь» призывала восстановить «естественное богоугодное развитие»2 народа в республике. Такова была позиция политиков - исламистов-радикалов; - основная часть духовенства осудила их идеи, намерения, убежденная в том, что ислам не должен использоваться как средство политической конъюнктуры, и отказывалась их поддерживать; - вопреки этой позиции духовенства, религиозный фактор с 1990 -1994гг. доминирует в общественных организациях и партиях, таких как «Вайнахская демократическая партия (ВДП), Барт, Нийсо, «Исламский путь», ГУЛАМ, «Зеленое движение», Международный комитет защиты прав человека»1, и структурах государственной власти, и воспринимается как плюрализм мнений. Даже на первом съезде Исламской партии возрождения в г. Астрахани (1990г.) присутствовали делегаты из Чечни, Дагестана, Таджикистана и Узбекистана;

Политические и общественные организации возглавляют представители чеченской интеллигенции, среди которых преподаватели Чечено-Ингушского государственного университета, нефтяного и педагогического институтов и т. д.;

Сторонники генерала Д.Дудаева создали свою религиозную структуру, которая состояла из представителей кадирийа. Ее активность проявлялась на площадях г. Грозного с исполнением зикра. Активно включилвась в это движение и женская исламская группа;

Накануне войны в августе 1994г. в рамках политической акции Р.Хасбулатовым была создана миротворческая группа, которая состояла из религиозных деятелей, лоббирующих политические интересы тариката накшбандийа. В книге Р.Хасбулатова «Чечня: мне не дали остановить войну» дан ее состав; Арсанукаев Магомед Башир - бывший муфтий Чеченской Республики; Дениев Ильяс-Хаджи, внук устаза Дени Арсанова - глава вирда в Чечне; Берсанов Адам-Хаджи - богослов, знаток шариатского права и адатов; Магомаем Шудди-Хаджи; Хасуев Салман-Хаджи - глава вирда в Чечне; Арсанов Абдурахман-Хаджи, внук устаза Дени Арсанова; Салихов Саид-Паша-Хаджи, потомок богослова из Саудовской Аравии; Салман-Хаджи, знаток шариатского права; Каим-Хаджи, богослов; Вайсарт-Хаджи, мусульманский деятель. Эта малая группа отделенная от общегражданской оппозиции на площадях им. В.И.Ленина, Театральной должна была бороться с той же общегражданской оппозицией, выступающей против Д.Дудаева. Тем самым была создана параллельная структура, выступающая негласно в поддержку Д.Дудаева. Более того, во втором пункте программы миротворческой группы было прямо указано на необходимости выступать «против создания самостоятельного государства»1 и развязывания войны с Россией. И это прямо противоречило программе президента Д.Дудаева.

В 1991г. президентом республики становится генерал-лейтенант советских ВВС Д.Дудаев. На церемонии вступления в должность Президента 9 ноября 1991г. Д.Дудаев в присутствие представителей духовенства клянется на Коране защищать идеалы ислама. В 1994г. президент делает заявление, что «Чечня правовое государство по всем признакам международного права... она... прошла легитимный путь к правовому государству»2. В феврале 1993г. был создан проект новый конституции Чеченской Республики, где ислам провозглашался государственной религией и вводилось судопроизводство по шариату. Но возникшие противоречия с парламентом не позволили принять этот проект3. Причина чеченского исламского феномена заключается в чисто политическом замысле (светских функционеров), которыми для реализации был «выбран религиозный фактор — ислам»4.

Президент, представлявший высшую государственную власть, и его ближайшее окружение являются представителями тариката кадирийа. Антипрезидентская коалиция, участвующая в митингах на театральной и площади им В.И.Ленина, представлена большей частью интеллигенцией и религиозными лидерами тариката накшбандийа. Она делает упор на исламские ценности в фундаменталистского-ваххабитской интерпретации. Их конечная цель - объединить мусульман-чеченцев с мировой мусульманской уммой.

Партия «Исламский порядок» (М.Удугова), созданная на основе распавшейся в 1992г. Исламской партии возрождения Дагестана, имела идейного предтечу в Чеченской Республике. Это партия «Исламский путь», которую возглавлял Б.Гантемиров. Это была попытка реализовать исторический проект с очередным использованием исламской идеологии в борьбе за национальный суверенитет. Его отличие в том, что на сей раз ислам делегирован не дагестанцами, корни исламизма исходят из социальных предпосылок, укоренившихся в Чечне.

Похожие диссертации на Ислам в современной Чечне: воздействие на социально-культурные и политические процессы