Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философско-антропологические аспекты культуры "серебряного века" Махова Мария Николаевна

Философско-антропологические аспекты культуры
<
Философско-антропологические аспекты культуры Философско-антропологические аспекты культуры Философско-антропологические аспекты культуры Философско-антропологические аспекты культуры Философско-антропологические аспекты культуры
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Махова Мария Николаевна. Философско-антропологические аспекты культуры "серебряного века" : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13.- Санкт-Петербург, 2006.- 168 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-9/586

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

В гуманитарных науках прошедший XX век вывел на передний план
проблемы философской антропологии, показав, что, на самом деле, все
проблемы культуры и человеческой цивилизации в целом сосредоточены
вокруг человека. В этой связи следует отметить, что значительный вклад в
развитие философской антропологии, как области знания, внесли
мировоззренческие идеи эпохи «серебряного века». Культура этого
периода поставила человека в центр внимания и стала рассматривать
мировые отношения и взаимосвязи с позиции человека, его
индивидуальности, его мировоззрения. Человек перестает быть всего лишь
объектом воздействия ситуативных условий. Формируются предпосылки
становления человека как активного субъекта, способного изменить мир
посредством мировоззренческих изменений. Это приводит к

необходимости говорить о философско-антропологических аспектах культуры «серебряного века».

Анализ этих проблем вызывает особенный интерес сейчас, когда на рубеже XX-XXI веков российское общество переживает серьезные социальные перемены во всех областях, от политики и экономики, до философии и искусства. Как и сто лет назад после падения прежней системы ценностей общество нуждается в поиске и обретении новых нравственно-этических, ценностных и духовных основ жизни. Это отвечает идеям построения гражданского общества, основанного на гуманистических принципах и общечеловеческих ценностях. Поэтому актуальность темы вызвана:

мировоззренческим кризисом в массовом сознании, возникшим в постсоветской России;

переоценкой основополагающих духовных ценностей в российском обществе и возвращением к ценностям религиозной культуры;

необходимостью выработки и систематизации новых ценностных ориентиров для создания гражданского общества;

требованиями возрождения и поддержания традиций отечественной культуры;

недостаточной изученностью места человека в культуре «серебряного века» с философских позиций.

Современная социально-культурная обстановка в России в определенном смысле повторяет характерную черту «серебряного века» -духовно-культурные искания на изломе столетий. Выработанные мыслителями и деятелями культуры «серебряного века» идеи и концепции оказались созвучны нашему времени. Связующим звеном между современным обществом и Серебряным веком является общий подход к новому типу личности как носителю и активному субъекту ценностного подхода к миру Серьезный научный интерес вызывает исследование художественного наследия «серебряного века», где сформировались мировоззренческие установки, отразившие социальные процессы, сходные с теми, которые переживает российское общество сегодня. Многие идеи в творчестве деятелей культуры этого периода также напрямую или косвенно были связано с наследием философским. Ряд идей о взаимоотношениях человека и космоса, человека и природы, человека и социума, выдвинутых в эпоху «серебряного века», актуальны и сегодня. Органично в этом плане и обращение к культурному наследию «серебряного века» с точки зрения философско-антропологических вопросов. В работе основное внимание уделено анализу творчества выдающихся представителей культуры «серебряного века»: А.А. Ахматовой, З.Н. Гиппиус, М.И. Цветаевой, Н.С. Гумилева и произведений русских философов B.C. Соловьева и В.В. Розанова.

Степень разработанности проблемы

Понятие «культура серебряного века» появилось в русской научной и художественной литературе конца XIX века. Оно сформировалось в трудах таких авторов как B.C. Соловьев, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев, Н. Оцуп, А.А. Ахматова, Д.С. Мережковский и др. В плане искусствоведения и литературоведения культура «серебряного века» рассматривалась в трудах В.М.Полевого, М.В.Алпатова. Материалом могут служить и биографии деятелей культуры «серебряного века» И.Репина, В.Серова, В.Борисова-Мусатова, М.Цветаевой, С.Есенина и др

Существует ряд исследований в той или иной степени посвященных вопросу отражения философских идей рубежа XIX-XX веков. К ним относятся работы А.Венгерова, А.Эткинда, Н.А. Богомолова, М.Могильнера, Л.А.Колобаевой, Л.Гинзбург, И.А.Громова, В.В.Бычкова, М.С.Кагана, А.Я.Кожурина, И.С.Кона и др. К диссертационным работам, связанным с проблематикой данного исследования относятся работы А.Б.Костериной, О.Ю.Архиповой, Н.П.Мониной. Вопросы взаимосвязи и взаимодействия философии и искусства представлены в трудах М.Полани, В.А.Лекторского, М.К.Петрова. И.А.Ильина, А.Ф.Лосева, М.Ю.Лотмана.

Основным материалом для изучения вопросов поставленных в диссертационном исследовании является сам корпус оригинальной философской литературы, произведений художественной литературы и искусства той эпохи, альбомы по живописи и литературные сборники, публицистика, представляющие нам возможность изучения проблемы.

В исследовательской среде существует определенное разделение изучения разных аспектов культуры этого периода по принципу научной специализации. Так, литературное творчество является предметом исследования литературоведов, искусствоведение связано с изобразительными видами искусств и архитектурой, а философы, как правило, сосредотачивают свое внимание на изучении философского наследия этой эпохи и лишь немногие исследования делают попытку

рассмотрения культурного наследия, в его художественном аспекте с философских или философско-антропологических позиций. Вместе с тем вопрос о философско-антропологических аспектах культуры «серебряного века» до настоящего времени предметно не рассматривался.

Цель и задачи исследования.

Цель исследования: обозначить и проанализировать круг философско-антропологических проблем общества и человека как индивидуума, отраженных в сфере феномена культуры «серебряного века». Для достижения цели поставлены следующие задачи:

конкретизировать понятие «культура серебряного века» и выделить его характерные особенности как значительного этапа отечественной культуры;

выявить взаимосвязь и взаимовлияние искусства, литературы и философии в контексте культуры «серебряного века», как целостного явления;

определить место и роль философской антропологии в отечественной культуре рубежа веков;

Определить основные черты ценностной модели человека в культуре «серебряного века через изучение индивидуальных творческих и философско-мировоззренческих концепций деятелей культуры «серебряного века».

Объект исследования

Объектом данного исследования стала культура «серебряного века».

Предмет исследования

Предметом исследования является философское наследие деятелей культуры «серебряного века».

Методология и источники исследования.

Диссертационное исследование опирается на ряд теоретико-методологических, культурологических и философско-исторических трудов. В ходе исследования философско-аптропологических аспектов культуры «серебряного века» применяются принципы системности, историзма, диалектического понимания взаимосвязи и целостности. Культурно-исторический подход обусловлен потребностью рассмотрения аспектов культуры «серебряного века» в контексте исторического и культурного развития России рубежа XIX-XX веков. В работе также раскрыты возможности герменевтического метода при анализе философских и литературных произведений деятелей культуры «серебряного века». В этой связи, основными источниками являлись произведения таких авторов как А.А. Ахматова, Н.С Гумилев, З.Н. Гиппиус, B.C. Соловьев, В.В. Розанов, их мемуары и воспоминания.

Научная новизна работы заключается в следующем:

впервые была целостно рассмотрена философско-антропологическая проблематика культуры «серебряного века» в контексте совокупности философской и художественной сторон общественной мысли в России начала XX века;

выявлены особенности философско-антропологических концепций З.Гиппиус, А.Ахматовой, Н.Гумилева, В.Соловьева и В.Розанова;

определены роль и значение философской антропологии в культуре «серебряного века».

Положения, выносимые на защиту.

На защиту выносятся следующие положения данной работы:

  1. Культура «серебряного века» — это обширное и целостное явление, затрагивающее все сферы общественной жизни и культуры русского человека рубежа XIX-XX веков;

  2. Основные течения и направления культуры «серебряного века» были тесно связаны с мировоззренческими идеями этого периода, несли в себе антропоцентрическую направленность;

  3. Творчество В.С.Соловьева, В.В. Розанова, А.А. Ахматовой, Н.С. Гумилева и других деятелей культуры «серебряного века» ставило в центр внимания человека, его индивидуальность и вечные проблемы бытия: смысл и цель человеческого существования, представления о жизни и смерти в их диалектической взаимосвязи.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем. Работа обобщает и дополняет выводы и положения философско-культурологических исследований, затрагивающих различные стороны культуры «серебряного века», в том числе и её значение для философской антропологии. Она развивает представление о культуре «серебряного века» как о целостном культурно-философском явлении, где непосредственно философские сочинения органически дополняются идеями, изложенными в художественном творчестве. Положения и основные выводы диссертационного исследования могут быть использованы в дальнейших исследованиях культуры «серебряного века», как в философских, так и в культурологических.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать основные выводы и положения в ходе преподавания культурологии, философской антропологии, этики и эстетики, а также спецкурсов по философским дисциплинам: «Философские аспекты культуры "серебряного века"», «Культура "серебряного века" в контексте русской современной культуры».

Апробация диссертации.

Основные положения и выводы диссертации изложены в сообщениях и докладах на Международной научно-практической конференции «Культура и образование». Санкт-Петербург, 25-31 января 2005 г.; Межвузовской научно-практической конференции VII Пикалевские чтения, Санкт-Петербург — Пикалево, 18 марта 2005 г; Всероссийской научно-практической конференции «Высшее образование XXI века», Санкт-Петербург, 2005 г.; Международной научно-практической конференции «Культура и образование в XXI веке», Санкт-Петербург, 2006 г.; Международной научной конференции «X Царскосельские чтения», Санкт-Петербург, 2006 г.

Структура диссертационного исследования.

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и списка литературы.

Похожие диссертации на Философско-антропологические аспекты культуры "серебряного века"