Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Философия культуры русского зарубежья 11
1.1. Культурное наследие русской эмиграции (1917-1940 г.г.) 11
1.2. Концепции русской культуры: основные понятия 30
1.3. Национальная идея как условие и смысл существования России 46
1.4. Феномен русской души: проявления «вечно женственного» и «вечно мужественного» в русской культуре 59
Глава II. Нравственные координаты русской культуры: религиозные и этические проблемы 76
2.1. Религиозный опыт человека и кризис культуры в России 76
2.2. Проблема смысла жизни как религиозно-нравственная проблема 87
2.3. Добро и зло: пути и условия нравственного выбора 107
Глава III. Пути национального и государственного возрождения России: культурологический анализ 128
3.1. Национальное самоопределение русского народа как социокультурная проблема 128
3.2. Особенности и сущность правосознания: культурологический аспект. 143
3.3. Национальные традиции в системе образования и воспитания 156
Заключение 174
Литература 178
- Культурное наследие русской эмиграции (1917-1940 г.г.)
- Концепции русской культуры: основные понятия
- Религиозный опыт человека и кризис культуры в России
- Национальное самоопределение русского народа как социокультурная проблема
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Современный период характеризуется, с одной стороны, декларируемой государством экономической и политической стабильностью общества, с другой - рядом нерешенных проблем (масштабные конфликты на национальной почве, активные действия молодежных организаций профашистского толка и т.д.). Все перечисленные выше проблемы, на наш взгляд, не только находятся в плоскости культуры, но и могут быть решены на основе культурологического подхода, включающего принципы системности, инвариантности, взаимодополнения.
С учетом событий последнего времени, происходящих в российском
обществе, особенно востребованы исследования творческого наследия
русских мыслителей, вплотную занимавшихся проблемами культуры
(Ы.А.Бердяев, П.А.Флоренский, Г.П.Федотов, С.Н.Булгаков, И.А.Ильин,
Н.О.Лосский, С.Л.Франк и др.). Анализ их культурологических концепций во
многом способствует раскрытию мировоззренческого духа,
методологического потенциала русской философии XX века и позволяет по-новому осмыслить многие процессы современной социокультурной ситуации.
Для нас также представляются важными выводы о возможности нового подхода к рассмотрению основных проблем русской культуры, охватывающие основные ее направления (религиозное, литературное, философское, политическое, социальное). Содержащиеся в работах русских религиозных философов глубокие размышления о таких важных нравственных проблемах современного человека как проблема веры и формирования религиозного опыта, проблема выбора путей и средств в борьбе со злом, проблема национального самоопределения, проблема кризиса современной русской и европейской культуры XX века, а также
поиски путей выхода из него, представляются весьма перспективными и в контексте современной социокультурной ситуации начала XXI века.
Степень научной разработанности проблемы. Концепции русской культуры, разработанные в период русской эмиграции первой волны, определяющие ее национальное и историческое своеобразие, нашли место среди многообразия теорий русской культуры. Вопрос о парадигме русской культуры является центральным в работах А.С.Хомякова, И.В.Киреевского. Н.Я.Данилевского, Н.И.Костомарова. Особенности христианской модели культуры рассматривались в трудах В.С.Соловьева. Г.П.Федотова, П.А.Флоренского, Л.П.Карсавина, Н.А.Бердяева. В изучении направлений русской культуры и различных этапов ее развития необходимо выделить работы И.В.Кондакова, В.К.Кантора, И.И.Евлампиева, А.М.Панченко, А.В.Юдина, Д.К.Зеленина, Л.М.Гаврилиной.
В раскрытии основных направлений философии культуры русского зарубежья мы огтирались на исследования отечественных и зарубежных мыслителей, рассматривавших проблемы культуры (Э.С.Маркарян, B.C. Библер, Н.А.Белик, М.С.Каган, Ю.В.Бромлей, А.Ф.Лосев, Т.Ф.Кузнецова, ГО.М.Лотмап, В.М.Межуев, П.С.Гуревич, Ю.М.Резник, А.А.Пелипенко, И.Г.Яковснко, Э.В.Соколов, П.А.Сорокин, К.Ясперс). Также существенное влияние на разработку темы оказали работы культурологов Ростовской школы - Т.П.Матяпі, Е.Е.Несмеянова, Г.В.Драча, Ю.А.Жданова, В.Е.Давидовича, Е.Я.Режабека. В работах этих ученых прослеживается развитие не только общетеоретических, методологических проблем, но и вопросов, связанных с решением проблем естественнонаучной, философской, теологической антропологии, экзиетепционального существования человека, его духовности.
Необходимо отметить, что непосредственное отношение к изучаемой проблеме имеют груды, в которых определяются содержание и отличительные особенности русской религиозной философии (Н.О.Лосский, В.В.Зешлювский, А.А.Ермичев, М.А.Маслин, И.И.Евлампиев, И.В.Кондаков,
А.А.Корольков, С.С.Хоружий, А.В.Гулыга, П.П.Гайденко, А.Ф.Замалеев, Т.ГТ.Матяш, Л.И.Новикова, СА.Нижников, В.Ш.Сабиров, ИН.Сиземская и
ДР-)-
Особое значение для раскрытия проблемы имеют работы
А.А.Королькова, В.И.Кураєва, Ю.Линийка, Б.Н.Любимова, И.Н.Смирнова,
А.Г.Спиркипа, О.С.Соиной. Ю.С.Сохрякова, Д.Б.Цыганкова,
И.И.Свлампиева, М. А.Маслина, в которых системно раскрываются, и анализируются различные направления философского наследия русской эмиграции, а также работы зарубежных философов {К.Шлегель, М.Тамке, Ф.Грир).
Из числа специальных работ, где исследовались особенности и специфика философии культуры русского зарубежья, можно назвать работы М.А.Маслина, Е.П.Челышева, Д.М.Шаховского, В.В.Костикова, А.Н.Гулыги, МВ.Назарова, Л.И.Бронской, В.С.Варшавского, Н.А.Зернова, Р.А.Гальцевой, С.А.Гапковского, Д.А.Жукова. Из диссертационных исследований можно выделить работы А.Г.Лаврова, Ю.А.Закунова, А.Д.Сысуева, А.Ю.Йльина, Д.П.Ерисова, И.Б.Булгак, И.Н.Зернова, К.Р.Постникова, Д.И.Шаронова, М. Б.Зол и на.
Необходимо отмстить особый интерес исследователей к проблемам государственности, политической и социальной философии представителей русской религиозной философии, но явно недостаточно работ, рассматривающих их взгляды на проблемы русской культуры. В этой связи считаем важным появление исследований, в которых предпринимаются попытки сопоставить взгляды представителей русской эмиграции по различным направлениям русской культуры (Ильин - Федотов - Бердяев -Франк - Карсавин и т.д.), но их также недостаточно (Л.Н.Кондратьева, 10.А.Закупов).
В этой связи представляется актуальным рассмотрение на основе системного подхода концепций русской культуры, представленных в работах русских религиозных философов, находящихся в эмиграции первой волны.
6 Целью научного исследования является анализ концепций русской
культуры в трудах русских религиозных философов.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих
задач:
выявить основную проблематику философии культуры русского зарубежья;
вычленить основные понятия концепции русской культуры 8 трудах русских религиозных философов;
показать, какое значение имеет разработка русской идеи для современной России;
проанализировать чередование периодов «вечно женственного» и «вечно мужественного» в культурологических концепциях русских религиозных философов;
выявить основные противоречия положений теории сопротивления и непротивления злу;
проанализировать особенности религиозного опыта человека в условиях кризиса культуры;
выявить особенности и сущность правосознания в концепциях русской культуры;
Объектом исследования является философия культуры русского зарубежья.
Предметом исследования - концепции русской культуры русских религиозных философов.
Теоретические и методологические основы исследования
Методологическую основу работы составили культурологические, философские и исторические концепции русской культуры, через призму которых автор рассматривал теоретические положения концепции русской культуры как органической части духовной культуры России.
В основе исследования лежат основополагающие принципы познания и осмысления общественных явлений: системности, комплексности, единства
исторического и логического. В работе использован сравнительный метод, а также системный анализ, методы аналогии, реконструирующие философские взгляды мыслителей на основе анализа их текстов, и другие. В работе реализуется междисциплинарный подход, ориентирующий на изучение культуры как многомерного явления, позволяющего наиболее полно и всесторонне рассмотреть ее феномены (Л.П.Вороикова, Э.С.Маркарян, М.С.Каган, 10.М.Резник, А.А.Пилипенко, И.Г.Яковенко).
Методологической теоретической основой диссертационного исследования являются произведения русских философов Н.А.Бердяева, В.В.Зеньковского, Л.П.Карсавина, Н.О.Лосского, Н.С.Трубецкого, С.Л.Фрапка, Г.В.Флоровского, П.А.Флоренского. Эти работы, а также положения и выводы современных российских авторов: МА.Маслина, В.И.Кураева, А.Ф.Замалеева, А.А.Крмичева, Г.Я.Тарле, Е.П.Челышева, Р.М.Шаховского - имели значение для формирования целостного подхода к феномену русского послеоктябрьского зарубежья и определения роли и места в нем русских религиозных философов.
Научная новизна исследования
Выявлена основная проблематика философии культуры русского зарубежья.
Определены основные понятия концепции русской культуры в трудах русских религиозных философов.
3. Установлено, что сформулированные русскими религиозными
философами положения «русской идеи» могут выступить одним из
вариантов общенациональной идеи для современной России.
4. Показано, что чередование периодов «вечно женственного» и «вечно
мужественного» характерно для исторического формирования русской
культуры.
5. Выявлены основные противоречия концепции сопротивления и
непротивления злу силой и определены условия нравственного выбора
человека в позиции «добро-зло».
Выявлены особенности религиозного опыта человека в условиях кризиса культуры.
Обосновано, что теоретические идеи философов русского зарубежья о государственном устройстве России и формировании правосознания, будучи прогностическими по сути, востребованы временем.
На защиту выносятся следующие положения:
Концепции русской культуры, представленные в трудах русских религиозных философов, определяются понятиями, выступающими в роли констант «культура», «православие» и «духовность», являющихся устойчивыми и постоянными относительно других свойств и показателей культуры. Философская рефлексия культуры при данном подходе направлена на осознание культуры как некой целостности, в которой на первом месте стоит проблема сущности человека и смысла его бытия в мире. Концепция культуры строится на анализе модели религиозной культуры в ходе осмысления основных проблем: роли и предназначения человека в культуре, взаимодействия человека и Бога в культурно-историческом процессе, определения в русской культуре соотношения светского и секулярного, выявления причин кризиса современной культуры, цивилизационного И культурного развития России.
Представители русского зарубежья, рассматривая в неразрывном единстве и реальном взаимодействии материальные (территория, климат, земля) и духовные предпосылки (вера, русская душа, национальный характер), формулируют свой вариант русской идеи. Русская идея в их трактовке позволяет наиболее четко проследить связь между национальным особенным и всеобщим в жизни русского народа на фоне формирования традиций русской культуры, прежде всего ее нравственных, религиозных основ. Такой подход может стать одним из вариантов определения идейно-смысловой основы в процессе возрождения национального самосознания в России, т.к. смыслообразующим центром их философских построений являются идеи культуры.
В культурологических концепциях русских религиозных философов понятие «культура» носит религиозно-нравственный характер и отождествляется с православной христианской культурой, которая в сочетании с уникальным русским духовным опытом является основополагающей її истории российского общества. Особое место занимает проблема осознания культуры на основе чувственного, душевно-духовного осмысления мира. Установленные ими особенности русской культуры (русского православия, духовности, правосознания, а также национального характера) позволяют глубже раскрыть духовный потенциал России.
Предпринятый представителями русской эмиграции анализ нравственных проблем русской культуры и ее кризисных проявлений, сочетающий в себе детальное изучение основ духовного состояния человека, его субъективных переживаний, показывает, что обращение к духовности, придающей человеческой культуре высшую ценность, служит непременным условием построения будущего России. Рассматривая духовность внутреннего мира и способы творческой самореализации личности, а также вечные основы духовного бытия, они доказывают их необходимость в реальной жизни. В их концепциях они конкретизируются в определенных формах духовной жизни.
В постановке проблемы природы государственного устройства и сущности правосознания русские религиозные философы обозначают в качестве основных условий гарантии личной свободы человека и его духовной автономии. В данной позиции государственная форма не является реализацией чисто юридической конструкции, она не учреждается всеобщим сознательно-волевым решением, а вырастает в конкретном единстве «этноса и ландшафта» с иррационально-исторически становящимся правосознанием нации. Поэтому очертания государственной формы в текстах русских философов весьма конкретно привязаны к «земле и крови», а правосознание рассматривается на уровне предпочтений, связанных с национальным
темпераментом и наследственно-историческим созерцанием идей власти, справедливости.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Содержащийся в диссертации анализ концепции русской культуры, представленной и в работах русских религиозных философов первой волны эмиграции, позволяет целостно охарактеризовать проблемы современной культуры России, включая направленность и особенности духовного кризиса.
Результаты диссертационного исследования могут служить основой для создания курсов культурологи и философии, эстетики, спецкурсов в вузах и других учебных заведениях, поскольку анализ культурологических концепций представителей русского зарубежья в общем смысловом и ценностном поле русской религиозной философии делает возможным формирование междисциплинарных программ.
Апробация результатов исследования. Различные его аспекты нашли отражение в статьях, а также выступлениях на теоретических и научно-практических конференциях различного уровня. Результаты исследования использовались в преподавании учебных курсов, прочитанных студентам Ростовского государственного педагогического университета (2005-2006). Диссертация обсуждалась на совместном заседании отдела социальных и гуманитарных наук Государственного научного учреждения «Северо-Кавказский научный центр высшей школы» и кафедры философии, культурологии и теологии Ростовского государственного педагогического университета.
Структура работы определяется логикой последовательного решения основных задач исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 244 источников.
I ]
Культурное наследие русской эмиграции (1917-1940 г.г.)
Современная социокультурная ситуация характеризуется активным поиском новых ценностей и обращением к философскому потенциалу, не находившему спроса длительное время. Несмотря на активное изучение и анализ трудов многих представителей русского культурно-философского наследия, творчество которых приходится на один из самых сложных периодов нашей страны - многие идеи, сформулированные ими в отношении сущности и проблем русской культуры, являются до сих пор не до конца не освоенными.
В этой связи анализ исследований, как философских, литературоведческих, публицистических, правоведческих, религиоведческих, так и автобиографических, позволяет не только обозначить различные точки зрения, разноплановые характеристики философского творчества наших соотечественников, но и выявить целостную картину понимания проблем культуры России тех, кто находился в эмиграции. Анализ работ представителей русской эмиграции первой волны показывает, что в течение всего времени пребывания за границей они пытались не только констатировать сложность обстановки этого периода, но и определиться в своем отношении к прошлому и будущему своей Родины, ее духовным корням и традициям. Исторические события показывают, что именно историко-культурные, философские проблемы, извлеченные на поверхность эмигрантского общественного сознания сыграли решающую роль в том, что концепция национальной идеи, такая, какой ее мыслили в свое время В.В. Розанов, И.А.Ильин, С.II. Булгаков, после социальных катаклизмов (гражданская война, Великая отечественная война и др. события) претерпела значительные изменения.
В данной главе мы попытаемся проследить развитие основных культурологических идей на материале работ философов русского зарубежья начала XX века. Русские мыслители, оказавшись в сложной неоднородной среде, где бурлила энергия лучіиих умов России, много писали о России, под влиянием вынужденного и длительного отрыва от родины возникали новые идеи и концепции русской культуры. Процесс их изучения и освоения, происходящий в течение последних десяти-пятнадцати лет, представляется сложным и неоднозначным.
Как справедливо отмечается в современных исследованиях, российское зарубежье XX века является проблемой, которая «устала» от трансформаций различного рода, находясь долгое время в фокусе конфронтации «двух систем». Затем, когда комфронтационные идеологические путы были разрушены, начался этан «публицистической зачарованное» в описании прежде запретного; не обошлось и без коньюктурного поклонения тому, что прежде сжигалось...! 1овые искажения наложились на старые, что действительно, осложнило процесс познания». Учитывая полярность взглядов, утвердившихся в последнее время, когда прошла первая волна «открытия», возвращения в Россию наследия русских философов-эмигрантов, мы считаем, что труды русских философов в период эмиграции способствовали осмыслению многих проблем, стоявших не только перед Россией, но и перед всей мировой цивилизацией. Вопросы веры, нравственности, духовности, находящиеся в центре их размышлений, оказывали влияние на восприятие и трактовку различных концепций кризиса культуры, определяя пути выхода из него и намечали перспективы дальнейшего развития человечества. Идеи русской философской мысли, как и много лет назад, заняв определенное место в современном западном мышлении, по-прежнему являются не только самобытными - сегодня они выступают в качестве особого мировоззрения, объединяющего философов, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников.
Эмигрантской ветви русской философии принадлежит приоритет в постановке целого ряда философских, культурологических, историко-философских проблем, широко обсуждаемых, начиная с издания сочинений русских философов ([-1.0. Л осе кого, С.Л.Франка, Н.А.Бердяева, Л.П.Карсавина, И.А.Ильина. С.Н.Булгакова, и др.). М.А.Маслиным были выделены главные из них: осмысление роли православия в развитии отечественной русский духовной культуры, проблема национального самосознания русского народа, анализ национальной специфики философской культуры России XIX-XX века, постановка вопроса об основных чертах русской нации в XX столетии и др." Обращение к философскому наследию русского зарубежья с последующим анализом и соотнесением с реалиями современной социокультурной ситуации, говорит о необходимости длительного по времени, дискуссионного по содержанию, анализа работ. По мнению П.П. Гайдснко для того, чтобы вступить во владение этим наследством, необходимо определить все непреходящее и истинное в нем от тех наслоений, которые несут на себе печать своей эпохи вместе с ее иллюзиями и заблуждениями. Сегодня является очевидным, что обозначенный процесс является сложным, так как оказалось, что одно дело повторить, пересказать и прокомментировать, другое - осознать и понять идеи русских религиозных философов в условиях современного научного и философского знания, на основе социальных и культурных реалий.
Концепции русской культуры: основные понятия
Рассмотрение концепций русской культуры в русской философско-культурологической мысли изначально предполагает четкое формулирование позиции исследователя, во-первых, относительно самого понятия «культура», во-вторых, в определении собственного подхода в целом ряду существующих сегодня культурологических концепций.
Современные концепции культуры (определение истоков и сущностного начала культуры, обоснование ее феномена и проблематики и др.) представлены работами отечественной культурологии: J1.H,Кагана, В.П.Межуева, В.Е.Давидовича, Ю.А.Жданова, Э.С.Маркаряпа, В.С.Библера, М.М.Бахтина. Особое значение в развитии общетеоретических вопросов направлений проблем культурологи имеют работы Гуревича П.С, Драча Г.В., Режабека Е.Я., Соколова Э.В., Кузнецовой Т.Ф. В изучении направлений русской культуры различных этапов ее развития необходимо выделить работы И.В.Кондакова, В,К. Кантора, И.И.Евлампиева, А.М.Панченко, А.В.Юдина и др. Исходное понимание культуры в качестве определенной сисгемы и признание человеческой деятельности в качестве ее основного источника являются теоретико-методологической основой нашего исследования, прежде всего в использовании системного подхода в рассмотрении концепции русской культуры (Маркарян Э.С., Каган М.С., Пелипенко А.А., Яковенко И.Г., Резник Ю.М.).
В современном мире понятие «культура», по-прежнему является одним из самых многозначных и наиболее употребляемым в области гуманитарного и других видов знания. Емкость слова «культура», включающего в себя весь круг идей: и нравственность и творчество, постоянно присоединяет к себе все больше и больше значений." ! При всех различиях подходов и концепций отечественные философы культуры приходят к общему выводу, что по своей глубинной сущности культура есть развернутое во времени самоосуществление человека, его бытия. Введенное В.В.Межуевым понятие «целостное поле культуры» позволяет не противопоставлять, а рассматривать как единое целое ценностно-аксиологические и бытийственные (онтологические) аспекты человеческой социально-исторической деятельности.
В современных исследованиях по-прежнему является актуальной проблема изучения культуры как одного из первых шагов на пути самосознания, самопознания и самооценки, как национальной специфики культуры, так и всего человечества. В отечественных исследованиях усиливается интерес философов, психологов, социологов, культуролог ов к национальному менталитету русской культуры, к лежащим в се основе и тесно взаимосвязанным явлениям, определяющим национальное и историческое своеобразие культуры. Сопоставление противоречивых, а подчас и взаимоисключающих интерпретаций и оценок одних и тех же социальных и культурных явлений с различных философских, эстетических, этических позиций, позволяет осмыслить многие факторы современного социокультурного развития.
В этой связи анализ ключевых категорий культурологических концепций представителей русской религиозной философии представляет особый интерес, т.к. именно они, на наш взгляд, во многом определяют тенденции и пути дальнейшего социокультурного развития России. Это обусловлено рядом причин, основная из которых заключается в попытке самых ярких представителей русской философской мысли рассмотреть понятие «культура» в ее изначальном, широком значении, охватывающем все стороны: историческую, социальную, государственную, нравственную, религиозную, эстетическую и др.
В их работах понятие «культура» наиболее полно и ярко представлена в контексте изучения ряда проблем, исследуемых философами в своих произведениях. Это, прежде всего проблема нравствеппо-этических основ общества и человека; проблема своеобразия русского религиозного опыта и сравнительного анализа различных религий; проблема правового государства и особенностях формирования правосознания; проблема русской идеи и национального характера. В данном параграфе мы постараемся рассмотрен, перечисленные проблемы на основе анализа культурологических концепций таких философов, как А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, В.С.Соловьев, Е.Н.Трубецкой, Б.П.Вышеславцев, П.А.Флоренский, Н.О.Лосский, Л.П.Карсавин и др.
Анализ работ философов осуществлялся нами на основе вычленения наиболее устойчивых и постоянных понятий, концептов русской культуры, выступающих в их концепциях основными константами.41 Такими понятиями, например для И.А.Ильина, обосновывающего основную идею русской культуры как культуры христианской, являются: «вера», «православие», «духовность». А также проанализируем размышления русских философов о своеобразии культуры России и «несхожести» ее с культурой Запада. Начнем с общей характеристики понятий «концепция» и «культура» употребляемых нами в процессе апаниза работ И.А.Ильина.
Концепция русской культуры И.А.Ильина и лежащие в ее основе тесно взаимосвязанные явления, определяющие национальное и историческое своеобразие русской культуры, нашла свое место среди многообразия теорий русской культуры. Постановка парадигмы русской культуры является центральной темой работ Л. С. Хомякова, И.В. Киреевского, Н.Я. Данилевского. Особенности христианская модели культуры рассматривается в трудах Г.П.Федотова, П.А.Флоренского, Л.П. Карсавина. Концепция И.А.Ильина основывается на уникальности и своеобразии, неповторимости русского ДУХОВНОГО опыта и выстраивается из ключевых проблем истории России, исследует феномен русской души, ее становление и развитие. Такие труды И.А.Ильина, как «Сущность и своеобразие русской культуры», «Основы христианской культуры», «О России. Три речи» позволяют не только актуализировать хронологию русской истории, воспринимая ее в контексте духовной культуры, но и выстраивать ее основные положения в рамках культурологической концепции. В них анализируется ряд ключевых понятий, ярко демонстрирующих концептуальную основу русской культуры - «русская душа», «духовность», «христианская и светская культура», «вера» и «верование», «сердечное созерцание» и др.
Религиозный опыт человека и кризис культуры в России
В работах русских религиозных философов начала XX века религиозный опыт человека не соотносится с последовательно обоснованной логической системой, а понимается как некий духовный опыт конкретного человека и всего человечества, В определении истоков религиозности определяющим является понятие «вера».
Чаще всего понятия «вера», «верование» разводятся, т.к. русский язык придает идее «веры» два различных значения: одно связывает веру с потребностью верить, а другое - с потребностью веровать. Верят все люди, но по-разному: сознательно или бессознательно. По мнению И.А.Ильина, все безбожники также верят, только верят они, согласно его концепции не в Бога. как источник всякого духовного совершенства, а в земные «богопокинутые обстояния». А вот меру ют - далеко не все, ибо верование предполагает в человеке прилепиться душою (сердцем и волею и делами) к тому, что действительно заслуживает веры, что дается людям в духовном опыте, что открывает им некий путь к «спасению» (по слову Феофана Затворника)». Подводя итоги почти двадцатипятилетнему поиску истины, С,Н.Булгаков в 1910 году приходит к выводу, что человек, в силу своей метафизической природы и противоречивости - существо религиозное. Поэтому, утверждает он, хотя могут быть непримиримые и. даже антирелигиозные люди, однако и не может быть людей «внерелигиозных». "
Обосновывая причины появления религиозности, И.А.Ильин выделяет несколько видов мотивов. По его мнению, один верует, потому, что чего-то хочет и пока хочет; другой верует, потому, что он о чем-то думает и что-то понимает; третий - потому, что испытывает настоятельную необходимость преодолеть страх между смертью и жизнью; четвертый верует, потому что, на манер платоновских идей, сверхчувственно воспринимает мир и в свете такого восприятия решает свои задачи; пятый верует, потому, что вера расширяет узкие и жесткие рамки его как личности; шестой верует, потому, что вера, наоборот, скрепляет и замыкает его личностный строй».
Делая вывод о том, что вера может разъединять людей, верование -объединять, И.Л.Ильин дает свое объяснение понятию, «вера». В его понимании - это не просто некоторое «ощущение» или «чувство». Для него это некий целостный жизненный опыт, особое миросозерцание и система действий, вовлекающих в себя и волю, и мысль, и слово. Поэтому, исследуя вопрос веры, И.А.Ильин подчеркивает, что вера в Бога, позволяет человеку активно создавать свой реальный жизненный центр и строить свою душу и, благодаря этому, становится живым духовным единством и приобретает «зрелый и законченный духовный характер. Вывод, сделанный И.А.Ильииым закономерен и очевиден - только вера способна указать человеку его жизненный путь, определяя его отношение к себе, к людям, к природе и ко всему священному в его жизни. В связи с этим, важно во что человек верит: в пошлое или в духовно-значительное, В этой связи «верить» по-Ильину гораздо больше, чем признавать за истину. "
Закономерно то, что вечные вопросы веры, ее основы и пути формирования, а также проявления иррационального, сердечно-эмоционального верования в русской религиозной традиции довольно часто рассматриваются мыслителями в тесной взаимосвязи с культурой и. особенностями ее религиозного и светского кризиса (И.А.Ильин, П.Флоренский, Г.П.Федотов, Н.А.Бердяев). Почти во всех работах философы обращаются к проблемам души, религии, духовности, используя любую возможность показать их место и особое значение в жизни человека. В этой связи, И.А.Ильин достаточно много и с болью пишет о религиозном кризисе. Называя его кризисом безбожия, философ отмечает: {{величайший подъем воинствующего безбожия и строжайший суд над выношенной человечеством за последние века и тысячелетия религиозностью». Слова философа в полной мере можно отнести к нашему времени, когда утрачивается понимание сути духовной культуры и происходит преобладание лжеценностей, подмены истинно важного - развлекательными направлениями индустрии массовой культуры; когда естественная религиозность человека, отторгается от истинных духовных источников. Характеризуя общую картину современности, П.Флоренский в работе «Вопросы религиозного самопознания» также отмечал: «Люди являются христианами по имени, в лучшем случае по своим убеждениям и своим делам, а на самом деле, как будто лишены мощи, которую дает вера».
У русских философов мы находим объяснение религиозной «немощи» человека, прежде всего, обозначением непосредственных причин религиозного кризиса. По их мнению, кризис современной религии и религиозности есть, прежде всего, кризис духовной и религиозной очевидности. Этот кризис был подготовлен средневековой эволюцией ума и воли и разразился в восемнадцатом и девятнадцатом веках. Отсюда - одна из причин кризиса, которая, по их мнению, заложена в веках и выражается в формуле-утверждении: «Торжество рассудка над вдохновением, внешнего опыта над внутренним».
Вторая причина кризиса, и, скорее всего главная, видится П.Флоренским, И.А.Ильиным в том, что человечество расшатало духовные основы своего бытия, заглушило в себе религотворящую силу духа -сердечное созерцание, а вследствие этого отмирает сердцевина культуры, жизнь становится бесцельна, творчество утрачивает свои внешние цели, люди становятся «слабыми в добре» и «сильными во зле».
Национальное самоопределение русского народа как социокультурная проблема
В поле зрения русских религиозных философов вошли фундаментальные вопросы этнографической, исторической базы национальной культуры, национального мышления, психологического уклада русского народа, национального самосознания, процесс формирования которых происходит на основе духовной культуры России. Рассмотрим эту проблему, условно разделив параграф на две части, выделяя два важных взаимообуславливаю щи х момента: - первый, связанный со сложностями и историческими особенностями создания государства Российского, - второй, - формирование на этом фоне национального самосознания русского народа, его национального характера.
Представители русского зарубежья, являясь убежденными сторонниками целостности России, в своих работах делали акцент на развитие духовных и нравственных начал государственности, единства ценностей русского народа: близости к Богу, вере в духовную силу народа, созданную им культуру. Они не раз подчеркивали, что Россия является единым живым организмом: географическим, стратегическим, религиозным, языковым, культурным, правовым, государственным. Разделение этого организма на части может привести к длительному хаосу, ко всеобщему распаду и разорению. Как справедливо отмечает В.М.Межуев, после распада СССР русские остались наедине с собой, постепенно сдвигаясь к рубежам, с которых когда-то стартовала Российская империя. 15% нерусского населения не меняют картины.
В рассмотрении данной проблемы представляет интерес концепция И.А.Ильина, которая является своеобразным показателем отношения русской эмиграции к тем проблемам с которыми столкнулась их Родина в первой половине XX в. Многие исследователи, независимо от отношения к философскому наследию И.А.Ильина, были вынуждены отметить провидческую способность И.А.Ильина в отношении будущего национального устройства России. Как отмечает О. Д. Волкогонова, предостережения И.А.Ильина оказались пророческими. В своих статьях он предупреждал о трудностях, которые встанут перед Россией в национальной сфере, об опасности превращения бывшего СССР в «Балканы». За много лет до случившегося философ предвидел, что условия жизни в образовавшихся в результате сепаратистских движений новых государствах будут не лучше, а хуже, чем в «имперской России», многие из них станут сателлитами иностранных держав, в результате через несколько лет многих будет ждать иноземное рабство» вместо «всерусского объединения». " По мнению А.А.Королькова, никто кроме И.А.Ильина не предупреждал так четко и определенно от «разлома единого государства на осколочные национализмы, от соблазнов западнического демократизма, от своеволия бездуховного эгоизма». щ Современность его идей о федеративном политическом устройстве является на протяжении нескольких лег актуальной для нынешней России. Мысли И.А.Ильина о невозможности одностороннего выхода из государства нельзя не признать актуальными и не учитывать востребованость размышлений И.А.Ильина, являющихся теоретическим основанием для политических выводов, В этой связи В.И.Кураев обращает внимание на то, что И.А.Ильин прозорливо предвидел многие трудности и проблемы, с которыми столкнулась и сталкивается Россия в своем национально-государственном устройстве. " Хотя модель будущей российской государственности у И.А.Ильина носит иногда консервативно-утопический характер, особенно в части описания идеального типа правового государства (самодержавная монархия), в котором сильная власть гармонично уживалась бы с признанием свободы личности, социального и духовного творчества народа, некоторые ее положения представляют интерес, хотя бы потому, что сегодня на уровне государства обнаруживается негативное восприятие либеральных идей, демократических реформ. Попытаемся теперь кратко проанализировать государственное устройство, предложенное И.А.Ильиным в рамках разработанной им культурологической концепции. Его основные выводы в данном вопросе таковы: "Республиканская форма в России при нормальных обстоятельствах утвердиться не могла и появлялась только в период смуты и революций, и если держится какое-то время, и то только в форме жесткой террористической диктатуры». : Этим объясняется, по мнению И.А.Ильина, государственный образ жизни в России, начиная с 1917 года.
Твердое убеждение в необходимости в России монархической формы правления русского образца, исходящего из православной веры и особенностей русского сознания и установок созерцающего сердца явилось коренным положением культурологической концепции И.А.Ильина и требует отдельного рассмотрения, но отметим в ней важный момент, актуальный для современной политической действительности. Это убежденность философа в том, что каждому видному государственному деятелю, определяющему цели, пути, содержание экономического и политического развития страны, необходимо постоянно обращаться к истории России, извлекать уроки и учиться на ошибках прошлого.