Введение к работе
Актуальность темы исследования. Дискурсы философского познания социальной действительности предполагают разновекторное освещение понятия «феномен человека». Постижение сути природы человека, его социального бытия и духовной жизни, выявление соотношения объективной реальности и субъективной рефлексии, духовного и материального принадлежат к вечным вопросам, которые волнуют философию и искусство на протяжении тысячелетий. Структурный и функциональный подход к природе человека создал целую галерею «образов человека»: человек разумный (Сократ), человек умелый (Б. Франклин), человек играющий (Й. Хейзинга), человек деятельный (И. Кант, И.Г. Фихте, К. Маркс), человек сексуальный (З. Фрейд), человек бунтующий (А. Камю) и пр. Однако, до настоящего времени не получила своего концептуального обоснования на философском уровне модель человека музицирующего, бытие которого протекает в рамках музыкальной культуры. Такого рода исследование предпринято впервые, что обусловливает актуальность темы настоящей работы.
Мысль о том, что искусство неотделимо от человека, что оно существует для человека, рассказывает о человеке, не принадлежит к числу новых и дискуссионных. В известном смысле антропоморфизм – методологический фундамент всех исследований культуры, в том числе и музыкальной. Но чаще всего этот фундамент находится столь глубоко, что на поверхности остаются лишь опосредующие «конструкции». Эта своеобразная «надстройка», вскрывая суть музыкального произведения, остаётся в исследовательской плоскости узко специальных вопросов музыкознания и музыкальной психологии. Поэтому, концентрируя внимание на процессах взаимоотношения человека и музыкальной культуры, мы выходим на феноменологический анализ специфически неповторимого антропологического типа «человек музицирующий», или Homo musicus. Это человек, связанный с музыкальной культурой тесными узами как исполнитель, композитор, слушатель; человек, обладающий определёнными природными задатками такими как музыкальный слух, эмоциональное восприятие музыкального произведения, способность к сопереживанию и др. Эти культурантропологические основания и особая специфика музыки как вида художественной культуры (М.С. Каган) исторически отразились в философии гармонии человека и музыки, составили фундамент музыкальной культуры. Известно, что античные культуры проецировали окружающий мир и мир человека в гармоническом единстве.
Обоснование места и роли самого человека в музыкальной культуре и построение теоретической модели «человека музицирующего» обязывают к формированию специфического терминологического аппарата. Впервые термин «человек музицирующий» в отечественной научной литературе введен И.И. Земцовским (1996). Используя термин Земцовского, мы развёртываем систему базовых концептов на основании этого понятия, которое может выступать как терминологическое определение и как обозначение сущностного явления, феномена человека в музыкальной культуре.
Многовековая история духовной культуры содержит философско-антропологические детерминанты, исследование которых позволило нам очертить тип человека музицирующего в динамике исторического развития и в зависимости от социокультурных условий. В диссертации проанализирован феномен человека в музыкальной культуре на разных исторических этапах со времен античности по настоящее время, что позволило очертить грани человека музицирующего: как исполнителя, творца-композитора, слушателя.
Культурантропологический подход в музыкальной культуре позволил выявить качественные особенности модели «человека музицирующего» как творческой, созидательной личности, способной создавать музыкальные произведения, формировать и совершенствовать новые музыкальные жанры и влиять на социокультурную среду. В диссертации концептуально рассматривается «образ» человека музицирующего в истории отечественной музыки, способной раскрыть тайну «русской души» и отразить социальные потрясения эпох. Для выявления специфических свойств русского «человека музицирующего» мы прибегаем к анализу культурфилософских понятий таких как музыкальный «архетип», «бессознательное», «ментальность». Архетипы, лежащие в основе психики человека, имеют важное философско-антропологическое значение и их истолкование непосредственно связано с познанием природы человека музицирующего. Выявление музыкальных архетипов является актуальным для представления механизма психического функционирования человека музицирующего. Многоаспектность проблем «менталитета» и «ментальности» как феноменов культуры определяет множественность подходов к пониманию их сущности и структуры. Характеристики ментальности русского человека музицирующего находят яркое проявление в народной песне, фольклоре, романсе, опере, благодаря специфическому музыкальному языку, способному выразить «коллективное бессознательное» и «архетипическое индивидуальное».
Человек музицирующий или Homo musicuc сформировался на достаточно позднем этапе европейской культуры. От античности до Нового времени происходило накопление специфических свойств человека музицирующего. Особую актуальность представляет анализ феномена человека музицирующего в рамках отечественной истории, поскольку ценностный мир человека, его духовная культура неразрывно связаны с формированием человека как личности. Создавая модель феномена человека в музыкальной культуре и определяя в этих рамках сущность «человека музицирующего», мы значительно расширяем грани представлений о человеке, его бытии и творческом облике, вносим свой вклад в культурную антропологию
Степень разработанности проблемы. Исследования проблемы бытия человека в музыкальной культуре проводились и проводятся в различных направлениях гуманитарных наук. Они отличаются разновекторными дефинициями в постижении феномена человека в музыке. С позиций искусствоведения эта проблема затронута в трудах Б.В. Асафьева, М.Г. Арановского, Т.Н. Ливановой, Ю.Н. Холопова, В.Н. Холоповой, Н.Г. Шахназаровой, А. Швейцера и др. Можно привести весьма емкое суждение Б.В. Асафьева, отмечающее недостаточность сугубо музыковедческого толкования многих явлений музыкальной культуры: «…специально музыкальная «техническая» терминология слишком специфична, узка … эгоистична, она не позволяет вывести музыку из монастыря «спецов» на люди, в жизнь, в мир живой мысли». Это тем не менее возможно сделать на основании философского осмысления музыкальной культуры через доминанту исследования особенностей бытия человека музицирующего.
Отдельное направление в исследовательской литературе представляют работы эстетического содержания. В сущности, вся история эстетики после А.Г. Баумгартена пыталась решить вопрос о чувственном познании и постижении прекрасного и выражения его в образах искусства. Данное исследование опирается на работы Т.В. Адорно, А.Ф. Лосева, М.С. Кагана, И. Канта, С.А. Маркуса, А.П. Рогова, В.П. Шестакова, Г.Ф. Гегеля, А. Шопенгауэра, Г.Ф. Ницше и др. Подчеркнем, однако, что обширная эстетическая литература всё-таки не даёт цельного представления о творческом человеке. Ибо в каждый исторический период искусство как явление процессуальное запечатлевает лишь только «свой образ человека», связанный с его конкретно-историческим бытием. XXI век принёс много нового в осмысление человека, его чувственного и креативного мира, и можно констатировать, что обобщённая концепция человека в мире искусства, в частности, в музыкальной культуре, ещё не получила своего толкования. Настоящая работа и ставит своей целью заполнить существующую научную лакуну.
Корпус современной философско-антропологической литературы обширен. В нём достаточно определённо представлены различные типы человека: Homo sapiens, Homo naturalis, Homo religious, Homo agens, Homo symbolicus, Homo ludens, Homo faber. Исследования Н.А. Бердяева, М. Бубера, П.С. Гуревича, А. Мериам, В.Л. Обухова, Г.В. Стельмашука, М.Н. Громова, Й. Хейзинга, М. Шелера и др. посвящены различным культурно-типологическим характеристикам человека. Работа М.С. Кагана «Се человек… Жизнь, смерть и бессмертие в волшебном зеркале изобразительного искусства» (1996) подробно рассматривает феномен человека с точки зрения изобразительного искусства. «Ecce homo» предстаёт здесь в бесконечной сложности многообразия образов и художественных решений. Многогранное по содержанию понятие «человек» раскрывается специфическим языком живописного искусства, где портрет является частью духовного опыта многих поколений. Близка к этой концепции М.С. Кагана идея В.П. Бранского, изложенная в работе «Искусство и философия. Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи» (1999). Автор в своём труде даёт широкую историческую панораму истории живописи, выявления психологические свойства личности как воспринимающего субъекта. В исследовании вскрываются глубинные проблемы взаимоотношения искусства и философии, анализируются закономерности формирования эстетического идеала и материализации художественного образа в произведениях живописи.
Исследовать духовную природу человека, его эмоциональный образ, субъективные и объективные его константы средствами музыкального искусства – задача ещё более сложная, поскольку здесь видимого образа человека нет. Феномен человека и постижение его духовного мира в данном случае тесно соприкасается со свойствами менталитета, национального характера, выраженного в специфических и архетипичных формах музыкальной культуры. Диссертация опирается на широкий круг источников, посвящённых проблеме бессознательного, менталитета, архетипа. Это работы К.Г. Юнга, А. Шопенгаура, З. Фрейда, Ю.М. Лотмана, Ж. Дюби, М.М. Бахтина, Д.С. Лихачёва. Мы рассматриваем данные вопросы в контексте бытия человека в музыкальной культуре и даём собственную интерпретацию этих понятий философии культуры. Ключевым понятием в исследовании феномена человека в музыкальной культуре становится человек музицирующий.
Следует особо отметить, что в панораме философской антропологии, которая представлена в классических трудах по философской и культурной антропологии категория «человека музицирующего» не значится. Отдельные исследователи лишь косвенно касаются проблемы его культурного бытия (Й. Хейзинга, И.А. Ильин, А.Ф. Лосев).
Homo musicus – человек музицирующий как культурантропологический тип в научной литературе ещё не получил своего обоснования. Настоящая работа ставит своей целью исследовать феномен человека в музыкальной культуре, сформулировать культурантропологическую концепцию «человек музицирующий», вводит в научный оборот концептуальный аспект философского знания о гармонии человека и музыки. Мы полностью разделяем точку зрения профессора М.С. Кагана о недостаточности частичных определений сущности человека. Каган отмечает, что системный анализ бытия приводит к выводу, что культура возникает исторически в процессе антропосоциогенеза, как условие выживания вырывавшихся из животного мира популяций предлюдей. Разные модели, которые, например, Аристотель назвал Zoon politicon – общественное животное, а в дальнейшем Homo sapiens – Человек разумный, Homo sapiens sapiensis – Человек разумный разумнейший, Homo faber – Человек работающий, Homo ludens – Человек играющий, Homo loquens – Человек говорящий, несомненно, верны, но потому и односторонни. Необходимость преодолеть эту односторонность привела к определению сущности человека понятием Homo agens – Человек деятельный. Человек музицирующий – это и есть деятельный человек, правда, лишь в определённой сфере человеческого бытия – мире музыкального творчества. Человек музицирующий – это и создатель музыкального произведения, это и исполнитель, но это и человек – слушатель; человек, личностное становление которого немыслимо без влияния художественной культуры и её восприятия.
Рассматривая музыкальное бытие и музыкальную культуру как социокультурные феномены от античности до наших дней, мы концентрируем своё внимание на выявление сугубо национальных черт в характеристике типа человека музицирующего. В контексте анализа особенностей отечественной музыкальной культуры автором вводится в научный оборот и широко используется философема «русская душа». Метафизические, этнокультурные и духовные предпосылки музыкального творчества в России рассматриваются сквозь призму человека музицирующего – исполнителя, творца, композитора, слушателя. Мы стремимся показать неповторимость ментальности русского типа человека музицирующего, в основе которого лежат богатые духовные традиции русского народа.
Объект исследования – философсофия бытия человека в мире музыкальной культуры.
Предмет исследования – философско-антропологические аспекты бытия человека в отечественной музыкальной культуре.
Цель исследования – осуществить философский анализ многоаспектности феномена человека в отечественной музыкальной культуре как целостного явления для разработки модели человека музицирующего.
Ставились и решались следующие задачи:
-
Выяснение антропологического смысла в философском понимании человека музицирующего в отечественной музыкальной культуре.
-
Введение парадигмального "сечения", опирающегося на терминологическую цепочку: «бытие – музыкальное бытие – музыкальная культура – человек музицирующий».
-
Определение места, роли и особенностей феномена человека музицирующего в классификации основных антропологических типов.
-
Выявление специфики содержания понятий «музыкальный архетип» и «бессознательное» в контексте философии русской музыкальной культуры.
-
Проведение содержательного анализа особенностей ментальности русского человека сквозь призму истории отечественной музыкальной культуры.
-
Определение значения философемы «русская душа» для анализа отечественной музыкальной культуры и становления её основных этапов.
-
Раскрытие метафизических и духовных предпосылок музыкального творчества в России в XX веке.
-
Определение основных параметров модели (антропологических и креативных) Homo musicus – человека музицирующего.
Теоретические источники и методологическая основа
Диссертационная работа в соответствии с заявленной целью исследования опирается на фундаментальные труды по философии культуры, эстетике, антропологии, культурологии, музыковедению. Исследование носит междисциплинарный характер и имеет солидную музыковедческую, источниковую и источниковедческую базу. Источниковедение рассматривается как особый метод познания мира музыкального творчества, раскрывающий проблему национального понимания музыкальной культуры. Методология диссертационного исследования определяется спецификой его предмета и включает в себя методы сравнительно-исторического анализа, обобщения и типологизации. При анализе культурной детерминации музыкального творчества использовались культурно-исторические и культурантропологические подходы.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
-
Впервые разработана культурантропологическая концепция бытия человека в музыкальной культуре в рамках философской антропологии и философии культуры.
-
В контексте данной авторской концепциивыстроена модель «человека музицирующего» на основе выявления характеристических черт этого типа творческого человека: игровая деятельность, обособленность внутри пространства музыкального бытия, эстетическая насыщенность, упорядоченность и др.
-
Дано определение содержания культурфилософской категории «музыкальная культура» как части культуры общества, в основе которой лежит постижение мира посредством музыкальных звуков, «закодированных» в определённой знаково-семантической системе.
-
Разработана научная проблема определения места человека в отечественной музыкальной культуре на основании выявления философско-антропологических детерминант: музыкальное бытие, музыкальный архетип, бессознательное, ментальность.
-
В философию русской музыкальной культуры введено понятие «музыкальный архетип» и выявлено его философское содержание.
-
Раскрыто содержание философемы «русская душа» с позиций особенности её применения к истории отечественной музыкальной культуре.
Положения, выносимые на защиту
-
Музыкальная культура выступает в качестве одного из важнейших компонентов культурной жизни человека как личности; она формируется под непосредственным влиянием антропологических детерминант, в качестве которых выступают музыкальное бытие человека, образ человека в музыке, человек музицирующий.
-
Всеобщность и универсальность типологических характеристик бытия человека в музыкальной культуре основывается на феномене музыкального архетипа как особого свойства национального менталитета, носителя неповторимости той или иной музыкальной культуры.
-
Культурно-исторический и культурантропологический подходы являются наиболее адекватными средствами для понимания природы, качественных особенностей русской музыкальной культуры.
-
Homo musicus, человек музицирующий – исторически вполне сложившийся архетип и культурогенный субъект. Триада «исполнитель-композитор-слушатель» объединяется в человеке музицирующем. Человек музицирующий в равной степени и исполнитель, и композитор, и человек-слушатель, то есть человек приобщённый к прекрасному.
-
Формирование личностных духовных качеств человека на основе его приобщения к миру музыки имеет несомненное педагогическое и воспитательное значение.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что впервые рассматривается теоретическая проблема бытия человека в его взаимосвязях с музыкальной культурой на примере отечественной культуры и формулируется авторская концепция феномена человека в отечественной музыкальной культуре. Это позволяет выработать единую стратегию понимания особенностей культурантропологической детерминации музыкальной культуры в целом. Предпринятое исследование способствует обогащению и дальнейшему развитию философии культуры и философской антропологии, их понятийно-категорийному аппарату введением модели Homo musicus человека музыцирующего, как культурогенного субъекта и творца культуры.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в практику преподавания высшей школы вводится новая философско-антропологическая концепция бытия человека в мире музыкальной культуры. Создана авторская исследовательская программа «Человек музицирующий – субъект и творец отечественной музыкальной культуры», разработанная на основе модели «человека музицирующего» которая может быть использована в преподавании общих курсов по философии, философской антропологии, философии художественной культуры, философии музыкальной культуры и культурологии, а также при осмыслении практики духовно-воспитательной работы, при чтении специальных курсов, таких как «Музыкальная культура России и этапы ее становления», «Философия русской музыкальной культуры» и др. Результаты диссертации могут быть использованы в чтении междисциплинарных курсов культурологами, философами, музыковедами, социологами.
Апробация работы
Настоящая диссертация является итогом работы автора над созданием концепции бытия человека в отечественной музыкальной культуре, которая опирается на теоретическое обоснование человека музицирующего как субъекта и творца культуры. Основные положения и выводы диссертационного исследования сообщены автором на различных конференциях – международных: Астрахань, VII Международные Хлебниковские чтения. 7 – 9 сентября 2000 года; Бокситогорск, V Вишняковские чтения, 25 – 26 марта 2002 года; Санкт-Петербург, VII Царскосельские чтения 22 – 23 апреля 2003 года; Санкт-Петербург, VIII Царскосельские чтения 21 – 22 апреля 2004 года; Санкт-Петербург, X Царскосельские чтения 22 – 23 апреля 2006 года; XI Царскосельские чтения 24 – 25 апреля 2007 года; Бельгия, XVII Международный научный конгресс музыковедов 10 – 17 августа 2002 года; Сербия, XXIX европейская конференция педагогов-исполнителей 2 – 5 ноября 2007 года; всероссийских: Петрозаводск, Музыкальный миллениум 2000; Астрахань, Музыкальное творчество на рубеже третьего тысячелетия, 2001; Краснодар, Проблема истории и теории музыкального исполнительства 20 – 21 мая 2000; Пикалёво, IV Пикалёвские чтения, 22 марта 2002; региональных конференциях: Минск, 2002; в докладах в РГПУ им. А.И. Герцена, в Тверском Государственном университете, в лекциях-концертах «Русская душа в отечественной музыке» в Российской Национальной библиотеке им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. Материалы диссертации нашли отражение в более чем тридцати публикаций автора, в том числе в трёх монографиях.
Структура работы, диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, содержащих девять параграфов, заключения и списка литературы.