Введение к работе
Актуальность исследования. Происходящие в России социально-экономические преобразования обусловили необходимость гуманизации и демократизации системы образования, обеспечения условий для внедрения в школьную практику новых педагогических технологий. В связи с этим начинают возникать инновационные процессы в развитии образования: появляются новые типы школ, обновляется содержание образования, разрабатываются новые технологии обучения и воспитания детей.
В связи с изменениями учебных планов и программ встают новые проблемы в аспекте изучения особенностей влияния новых условий обучения на развитие познавательных процессов у младших школьников, которые в той или иной мере решаются отечественными исследователями (Т.П. Васильева, 2001; И.Г. Вахрушева, 1999; Т.Н. Галич, 1999; Н.В. Козлова, 1997; Н.А. Кора, 1998; Н.Ю. Синягина, 1998 и др.). Менее других в литературе освещена проблема детерминированности процессов развития и формирования творческого воображения у детей младшего школьного возраста в разных условиях обучения (общеобразовательная школа, лицей, художественная гимназия, музыкальная школа).
Между тем, в указанных образовательных учреждениях есть
специфические особенности организации учебно-воспитательного процесса. В
общеобразовательной школе занятия в большей степени направлены на
освоение общих способов решения класса задач, которые конкретизируются
применительно к частным случаям, на формирование способности к рефлексии
как основы теоретического мышления, умения в неопределенной ситуации
указать, каких знаний и умений недостаточно для успешного действования. В
лицее чаще выполняются творческие задания в проблемных ситуациях,
формируются умения строго подчиняться заданным правилам и алгоритмам,
организовывать поиск информации, которая необходима для решения
поставленной задачи на занятиях информатики. В художественной гимназии
практикуется преобразование предметов из одного состояния в другое,
осваиваются изобразительные операции и манипуляции с использованием
различных материалов в процессе продуцирования простейших
художественных образов средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства (оригами, конструирование из бумаги, декоративное рисование, аппликация из соломки, флористика, аранжировка из природного материала, коллажи); акцентируется внимание на средствах художественной выразительности (стиль, ритм, цвет, фактура материала). На занятиях в музыкальной школе в процессе творческого восприятия музыки отрабатываются навыки цветового, ритмического, вокального, инструментального и пластического уподобления, синтезируются различные виды художественной деятельности (изобразительной, театрализованной и др.), в процессе пения и игры на инструментах акцентируется внимание на характеристике музыкального образа и художественных средствах музыкальной выразительности (лад, ритм, тональность, размер, динамика, темп, интонационная выразительность мелодии), дети фантазируют под
разные жанры музыки, подбирают иллюстрации к музыкальным произведениям.
Несмотря на то, что различия в организации учебного процесса в общеобразовательной школе, лицее, художественной гимназии и музыкальной школе общеизвестны, экспериментальных данных об их воздействии на развитие творческого воображения младших школьников очень мало. В связи со сказанным существует противоречие между потребностью педагогов и психологов в конкретизации методов и приемов формирования творческого воображения в младшем школьном возрасте в лицее, общеобразовательной и музыкальной школах, художественной гимназии и небольшим объемом знаний о сходстве и различиях его развития в указанных образовательных учреждениях. Данное противоречие предопределило тему нашего исследования «Развитие творческого воображения у младших школьников в зависимости от условий обучения».
Цель диссертационного исследования: изучить особенности развития творческого воображения у младших школьников в разных условиях обучения и возможности повышения его уровня.
Объект исследования — творческое воображение детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования — общие, специфические и индивидуальные особенности развития творческого воображения младших школьников из лицея, художественной гимназии, музыкальной и средней общеобразовательной школы на протяжении трех лет обучения и технология повышения его уровня.
Гипотезы исследования:
В развитии творческого воображения у учащихся из лицея, общеобразовательной школы, художественной гимназии и музыкальной школы с помощью специально подобранного комплекса диагностических методик можно проследить как общие тенденции, так и специфические, индивидуальные и возрастные особенности, что чрезвычайно важно для его оптимизации в условиях обучения.
Уровень творческого воображения у младших школьников можно повысить и благодаря обучению детей общим и специфическим способам преобразования образов представлений на материале сказочных и юмористических импровизаций.
Исходя из цели, объекта, предмета, гипотез в исследовании решались следующие задачи:
Проанализировать психологические исследования по изучаемой проблематике, определить степень ее разработанности и теоретические подходы к эмпирическому исследованию особенностей развития творческого воображения у младших школьников в разных условиях обучения.
Выявить общие, специфические, индивидуальные, возрастные особенности развития творческого воображения в разных условиях обучения.
Разработать программу повышения уровня творческого воображения у младших школьников и проверить ее эффективность.
4. Разработать рекомендации для педагогов, практических психологов и родителей с целью оптимизации условий развития творческого воображения у младших школьников в процессе обучения.
Методологические позиции исследования определили теории, концепции и подходы, истинность и эффективность которых надежно подтвердили практически: культурно-историческая теория Л.С. Выготского, в частности, положение о зоне ближайшего развития ребенка, его сензитивных периодах, движущих силах и закономерностях развития; теории А.Н. Леонтьева и Д.Б.Эльконина о ведущих видах деятельности; положения о роли субъектной активности ребенка как фактора психического развития и саморазвития (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, У.В. Ульенкова и др.); теории детского воображения (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, К. Коффка, Н.Н. Поддьяков, С.Л. Рубинштейн, Дж. Селли, Г. Фолькельт и др.).
Теоретическую базу составили экспериментальные исследования развития творческого воображения (О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, О.И. Никифорова, М.М. Нудельман, Т.А. Репина, К.И. Чуковский и др.), продуцирования детьми сказочных конструкций (О.М. Дьяченко, Г.Д. Кириллова, В.Т. Кудрявцев, И.А. Медведева, Дж. Родари и др.), конструирования детьми дошкольного и младшего школьного возраста комического (Е.А. Бондаренко, Е.И. Дементьева, М.М. Конина, Т.Е. Мак-Ги, О.М. Попова, Н.Н. Ротанова).
Методы исследования:
В работе использовались методы междисциплинарного теоретического анализа; констатирующий и формирующий эксперименты, изучение продуктов деятельности младших школьников из четырех учебных заведений, количественный и качественный анализ результатов исследования; статистическая обработка фактических данных.
Этапы исследования:
Первый этап - поисково-теоретический, в ходе которого осуществлялся анализ философской, психологической и педагогической литературы по теме исследования, определялись теоретические положения, основная проблема, цель, объект, предмет, задачи и гипотезы ее исследования (2003-2004 гг.).
Второй этап - опытно-экспериментальный, нацеленный на проведение диагностических срезов и обработку результатов исследования (2004-2007 гг.).
Третий этап - разработка и реализация на практике программы формирования творческого воображения у младших школьников в зависимости от организации условий обучения; проведение контрольного эксперимента; систематизация, обобщение и интерпретация полученных результатов (2008-2009 гг.).
Четвертый этап - формулирование общих выводов, оформление результатов диссертационного исследования (2009-2010 гг.).
Организация эксперимента: исследование проводилось в начальных классах муниципальных образовательных учреждений лицея №34, гимназии (художественная) №5 и школы (музыкальная) №1, средней общеобразовательной школы №88 г. Тюмени. В экспериментальном исследовании принимали участие 300 младших школьников. При поступлении
в музыкальную школу и художественную гимназию первоклассники проходили конкурсный отбор на предмет школьной готовности, в то время как в средней общеобразовательной школе и лицее конкурсного отбора не было. В процессе формирующего эксперимента участвовало 60 учащихся младшего школьного возраста из общеобразовательной школы № 88 г. Тюмени, а также их родители и педагоги.
Научная новизна исследования:
Впервые в качестве предмета научного исследования выступили динамика таких показателей творческого воображения у детей младшего школьного возраста в разных условиях обучения, как беглость, гибкость, оригинальность, разработанность (тест Е.П. Торренса), различия количественных и качественных показателей использования при продуцировании сказочных и юмористических импровизаций общих (агглютинация, реконструкция, типизация и другие) и специфических способов преобразования образов представлений (обратная координация вещей, волшебные превращения, тройственность и т.д.).
Выявлены особенности соотношения творческого и репродуктивного воображения (творческое воображение опережает репродуктивное в большей степени у испытуемых из музыкальной школы, у лицеистов и гимназистов, в меньшей степени у учащихся из общеобразовательной школы), вербального и невербального воображения (у учащихся из художественной гимназии и музыкальной школы сохраняется преобладание невербального воображения над вербальным, обратная тенденция наблюдается в лицее и общеобразовательной школе) в младшем школьном возрасте.
По итогам проведенного исследования выявлены общие тенденции, специфические, индивидуальные и возрастные особенности способов преобразования образов представлений при продуцировании детьми младшего школьного возраста сказочных и комических импровизаций в разных условиях обучения:
общие тенденции: в ассоциировании заданных фигур с одними теми же объектами, в преобладании репродуктивного и репродуктивно-творческого воображения, показателей высоких уровней беглости и гибкости, в преобладании при продуцировании сказочных импровизаций общих приемов - акцентирования и гиперболизации, из типично сказочных приемов - зачина и концовки; в преобладании при конструировании комического - комических деталей и перевертышей;
специфические особенности: в различиях показателей высокого уровня творческого воображения по тесту Е.П. Торренса в лицее - с 54% до 65%, в общеобразовательной школе - с 49,5% до 37,6%, в художественной гимназии - с 45,8% до 52,7%, в музыкальной школе - с 52% до 55%; по тесту Г.Роршаха в общеобразовательной школе - с 46,3% до 72,8%, в лицее
с 49% до 69%, в музыкальной школе - с 54% до 76%, в художественной гимназии - с 52,7% до 67,2%; при продуцировании сказочных импровизаций: в художественной гимназии - с 25,4% до 52,7%; в лицее - с 35% до 49%; в общеобразовательной школе - с 32,6% до 46,4%; в музыкальной школе - с 36% до 46%; юмористических импровизаций в лицее
с 37% до 77%; в общеобразовательной школе - с 35,8% до 72,2%; в
художественной гимназии - с 63,6% до 82,7%; в музыкальной школе - с 56% до 84%;
индивидуальные особенности: в разной степени
интериоризированности вербальных и невербальных реакций детей младшего школьного возраста при восприятии пятен Г. Роршаха; в вариативности механизмов реконструирования образов (схематичность, детализированность); в вариативности опредмечивания и включения объектов в сюжеты в качестве второстепенных или главных деталей); в увеличении использованных общих и специфичных сказочных приемов (от 1-2 до 5-6); в использовании различных вариантов приема сказки-кальки; в предпочтении способов преобразования образов представлений в рамках творческого уровня продуцирования комических импровизаций;
возрастные особенности: в слабой динамике способов
преобразования образов представлений при продуцировании детьми
младшего школьного возраста сказочных и комических импровизаций.
4. Экспериментально доказаны возможности повышения уровня
творческого воображения младших школьников посредством упражнений в
способах преобразования образов представлений на материале сказок и
юмористических произведений, а именно: повышения высокого уровня
творческого воображения у учащихся из общеобразовательной школы после
формирующих воздействия на 25%.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что:
определены теоретические подходы к построению программы развития творческого воображения младших школьников;
проработаны понятия: «общие тенденции», «специфические», «индивидуальные», «возрастные» особенности творческого воображения, их содержание;
систематизирован и теоретически обоснован диагностический комплекс методик, способствующий выявлению уровней творческого воображения у детей младшего школьного возраста;
обоснованы теоретические подходы (системный, личностно обусловленный, деятельностный), а также организационно-методические принципы исследования творческого воображения у испытуемых (принцип полифоничности смыслового пространства, принцип интегративного подхода, принцип постепенности, принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач, принцип интериоризации и экстериоризации, принцип сочетания групповых и индивидуальных форм работы, принцип деятельности);
разработана программа повышения у младших школьников уровня творческого воображения, предусматривающая упражнения детей в способах преобразования образов представлений на материале сказочных и комических произведений и перенос этих способов на нетождественный материал при выполнении творческих заданий;
получены дополнительные данные о развитии и формировании у детей младшего школьного возраста словесного творчества (сказочных импровизаций), а также чувства комического;
получено дополнение к содержанию некоторых разделов возрастной, педагогической и практической психологии, касающихся развития и формирования у младших школьников творческого воображения в диапазоне 7-9 лет.
Практическая значимость исследования:
получен большой массив фактических данных, иллюстрирующий общие, специфические, индивидуальные и возрастные особенности развития у детей младшего школьного возраста творческого воображения в разных условиях обучения, которые представляют не только научную, но и практическую значимость;
разработанная и апробированная нами программа повышения уровня творческого воображения может быть использована в практической работе педагогами и школьными психологами;
результаты исследования могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки будущих учителей, практических психологов для дополнения обобщениями и фактами курсов возрастной психологии, психолого-педагогической диагностики, консультирования, курсов по выбору студентов.
Положения, выносимые на защиту: 1. Развитие творческого воображения младших школьников в разных условиях обучения имеет общие тенденции, специфические, индивидуальные и возрастные особенности:
Общие тенденции развития творческого воображения у младших школьников из общеобразовательной школы, лицея, художественной гимназии и музыкальной школы проявляются: в ассоциировании многих заданных фигур с одними теми же объектами; в преобладании у них низкого и среднего уровней творческого воображения; показателей высоких уровней беглости и гибкости; в преобладании при продуцировании сказочных импровизаций из общих приемов - акцентирования и гиперболизации, из типично сказочных приемов: зачина и концовки; в преобладании при конструировании комических конструкций приемов наделения объектов необычными признаками и функциями, а также обратной координации вещей.
Специфические особенности развития творческого воображения школьников в разных условиях обучения нашли выражение в различиях соотношениях показателей беглости, гибкости, оригинальности и разработанности; в особенностях опредмечивания ими заданных объектов (тестов Г. Роршаха и Е.П. Торренса); в различии использования общих и специфических способов преобразования образов представлений при конструировании сказочных и юмористических импровизаций в разных условиях обучения. На общем фоне более выгодно отличаются дети из музыкальной школы, художественной гимназии и музыкальной школы, чем учащиеся из общеобразовательной школы, у которых наблюдается снижение
показателей беглости, гибкости, оригинальности и разработанности, а также уровней продуцирования сказочных и комических импровизаций.
Индивидуальные особенности развития творческого воображения выражаются в разной интериоризированности реакции испытуемых при восприятии пятен Г. Роршаха, вариативности реконструирования образов (по методике Е.П. Торренса); в предпочтении способов преобразования образов представлений в рамках одного уровня продуцирования сказочных и комических ситуаций; в различиях показателей творческого воображения у школьников разного пола.
Возрастные особенности развития творческого воображения состоят в слабой динамике на протяжении первых трех лет обучения количества категорий ассоциированных школьниками фигур по тесту Е.П. Торренса (от 25 и до 30) и пятен Г. Роршаха (от 22 и до 29), количества общих и специфических способов преобразования образов представлений в процессе конструирования сказочных и юмористических импровизаций (от 1-2 до 5-6); в изменении соотношения показателей вербального и невербального (в конце третьего года обучения обнаруживается синхронность развития вербального и невербального воображения при конструировании комических и сказочных импровизаций), творческого и воссоздающего воображения (недостаточное увеличение показателей творческого воображения: у лицеистов - на 21,3%; у гимназистов - на 17%; у испытуемых из музыкальной школы - на 15,7%; у учащихся из общеобразовательной школы -на 15,4%).
Выявление общих, специфических, индивидуальных и возрастных особенностей развития творческого воображения младших школьников позволило определить возможные направления формирующих воздействий на младших школьников, в частности, на отработку навыков использования общих и специфических способов преобразования образов представлений при продуцировании сказочных и юмористических импровизаций; на повышение психолого-педагогической компетентности психологов и педагогов по вопросам развития творческого воображения детей в процессе обучения; повышение компетентности родителей в вопросах развития творческого воображения у детей в условиях домашнего воспитания.
Результаты формирующего эксперимента показали в основном положительную динамику общих и специфических способов преобразования образов представлений при продуцировании сказочных импровизаций у испытуемых экспериментальной группы, что является доказательством эффективности реализации на практике разработанной нами программы развития творческого воображения в младшем школьном возрасте.
Надежность и достоверность результатов исследования обеспечиваются их опорой на методологические и теоретические положения, разработанные в исследованиях по возрастной и педагогической психологии; использованием системы методов, адекватных психологической сущности изучаемых явлений, целям и задачам исследования; экспериментальной проверкой гипотезы; количественным и качественным анализом с применением методов математической статистики.
Апробация и внедрение результатов исследования
Основные положения исследования и его результаты докладывались и
обсуждались на: Международной научно-практической конференции «Феномен
развития в науках о человеке» (Пенза, октябрь 2004); студенческой научно-
практической конференции «Наука и современность» (ШГПИ, апрель 2005);
Международной научно - практической конференции (заочная) (ШГПИ, 2006);
Международной научно-практической конференции «Образование в период
детства: традиции, реальность, инновации» (ШГПИ, ноябрь 2007); XI
Международной студенческо-аспирантской научной конференции
«Актуальные проблемы философии, социологии и политологии, экономики и психологии» (Пермь, октября 2008 г.); Международной научно-практической конференции «Система взаимодействия специалистов в образовательном пространстве как фактор психолого-педагогического обеспечения становления личности» (ШГПИ, ноябрь 2008); XII Международной студенческо-аспирантской научной конференции «Актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии» (Пермь, октябрь 2009 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в подростковом и юношеском возрасте: традиции и инновации» (Шадринск, ноябрь 2009 г.); лекционных занятиях при чтении спецкурсов (факультет коррекционной педагогики и психологии Шадринского государственного педагогического института); заседаниях кафедры возрастной и педагогической психологии факультета коррекционной педагогики и психологии Шадринского государственного педагогического института; в ходе проведения экспериментальной работы в муниципальных образовательных учреждениях лицея №34, гимназии (художественная) №5 и школы (музыкальная) №1, средней общеобразовательной школы №88 г. Тюмени.
Структура и объем работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, состоящего из 175 источников, в том числе 8 на иностранном языке и 3-х приложений. Основной текст диссертации изложен на 184 страницах. В работе содержится 33 таблицы.