Содержание к диссертации
Введение 3
Глава 1. Синтез искусств и его роль в формировании
музыкального восприятия у дошкольников 9
Глава 2. Уровни и динамика развития музыкального восприятия
у детей 5—7-го годов жизни 31
Глава 3. Развитие у детей музыкального восприятия на основе
взаимодействия различных видов искусства 56
1. Принципы отбора экспериментального материала
и методы работы с детьми 56
2. Экспериментальные занятия с дошкольниками
5—7 лет по ознакомлению с синтетическими
жанрами оперы и балета 76
Заключение 104
Литература 108
Введение к работе
Актуальность исследования. Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека.
Окружающая нас музыкальная атмосфера далеко не однородна. Наряду с высоким искусством, открывающим перед слушателем новые духовные горизонты, в огромных количествах существует и «музыкальный ширпотреб». Поддержанный индустрией радио и телевидения, растиражированный в бесчисленном множестве видео- и аудиокассет, бессодержательный и антихудожественный, он буквально захлестывает массового слушателя.
Тяжелые последствия этого явления состоят в том, что широкой слушательской аудитории музыка такого рода начинает казаться наиболее современным и естественным языком музыкального общения, обладающим секретом духовных контактов (Г.Ш.Орджоникидзе, 1983).
Поэтому столь остро стоит в наше время проблема воспитания слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки. Эта проблема поднимается сейчас и в педагогике, и в музыкознании. «Слушатель должен уметь жить в художественном мире музыки и духовно расти вместе с переживаемыми произведениями» (В.В.Медушевс-кий, 1993, с. 159).
Воспитание такого слушателя должно начинаться уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является временем
интенсивного развития музыкальной восприимчивости.
Восприятие музыки — сложного многоуровневого явления — представляет для дошкольников большую трудность, чем восприятие произведений других видов искусства, что связано, с одной стороны, со спецификой и сложностью музыкального художественного образа, с другой, — с возрастными особенностями ребенка-дошкольника.
Музыкальный образ — абстрактный, динамичный, развернутый во времени — сложен для ребенка-дошкольника, с его преимущественно наглядно-образным мышлением, малым по объему непроизвольным вниманием, только начинающим складываться преднамеренным запоминанием.
В связи с этим в дошкольном детстве, на начальном этапе развития музыкального восприятия, ребенку нужно помочь услышать и понять музыку, войти в мир ее сложных образов.
Весьма продуктивным в этом отношении может стать взаимодействие различных видов искусства, когда ребенок, воспринимая музыкальное произведение, как бы «опирается» на более доступные для него изобразительное искусство и художественную литературу. Визуальные образы — в силу своей наглядности, живое слово — поэзия, проза, - благодаря относительной конкретности и точности, могут помочь ребенку в «дешифровке» музыкального художественного образа. Восприятие, переживание и сопоставление художественных образов и выразительных средств этих видов искусства может облегчить ребенку овладение сложным музыкальным языком.
В дошкольной педагогике проблема взаимодействия искусств и его влияния на развитие музыкального восприятия у детей не получила достаточного освещения. Исследовались лишь отдельные ее аспекты. Так, С.П.Козырева (1985) изучала взаимодействие му-
зыки и живописи и его влияние на изобразительное творчество детей. Г.П.Новикова (1994) рассматривала взаимосвязь музыкального и изобразительного народного искусства как средство эстетического воспитания дошкольников. В работе Р.М.Чумичевой (1995) проблема взаимодействия, синтеза искусств исследовалась с точки зрения развития личности дошкольника.
Обогащающее воздействие на ребенка различных видов искусства было положено НАВетлугиной и ее сотрудниками в основу разработки комплексных занятий, которые строились на основе принципа тематизма. Не отрицая правомерности подобного подхода, следует отметить, что взаимодействие различных видов искусства может стать более органичным при учете общих закономерностей художественного мышления, универсальности ряда компонентов художественного языка, общих закономерностей формирования художественных способностей в онтогенезе.
Взаимодействие различных видов искусства является наиболее органичным, естественным в синтетических по самой природе жанрах, таких как опера и балет. Эти сложные жанры музыкального искусства в работе с дошкольниками практически не использовались, поскольку до настоящего времени не существовало методики ознакомления детей дошкольного возраста с оперой и балетом. Диссертационное исследование в какой-то мере восполняет этот пробел.
Актуальность темы диссертации определяется значимостью проблемы влияния взаимодействия различных видов искусства на развитие музыкального восприятия у дошкольников и малой ее разработанностью.
Объект исследования — развитие музыкальности у детей в условиях целенаправленных педагогических воздействий.
Предмет исследования - процесс развития музыкального вос-
приятия у дошкольников в условиях взаимодействия различных видов искусства.
Цель работы - выявление влияния взаимодействия различных видов искусства на развитие музыкального восприятия у детей 5-7 годов жизни.
Задачи: 1) Разработать теоретические основы исследования; 2) выявить исходный уровень музыкального восприятия у детей экспериментальной группы; 3) разработать для средней, старшей и подготовительной групп детского сада программу и методы развития восприятия жанров оперы и балета на основе взаимодействия различных видов искусства и художественной деятельности детей.
Гипотезы исследования.
Использование взаимодействия различных видов искусства на занятиях по слушанию музыки приводит к значительному развитию музыкального восприятия у дошкольников. Основой репертуара, предлагаемого детям на специальных занятиях, могут стать синтетические жанры оперы и балета.
Главным условием эффективности формирования музыкального восприятия у детей дошкольного возраста является соответствие его основных линий логике развития этой способности в онтогенезе.
Использование на занятиях по слушанию музыки специально подобранных произведений художественной литературы и изобразительного искусства будет способствовать развитию у детей не только музыкального восприятия, но и художественной, и общей культуры.
Научная новизна работы. Проведено специальное исследование роли взаимодействия искусств (музыки, литературы и изобразительного искусства) и синтетических жанров оперы и балета в развитии музыкального восприятия у детей дошкольного возрас-
та. Доказана эффективность системы занятий по слушанию музыки, построенной в соответствии с логикой становления музыкального восприятия в онтогенезе. Разработаны методики развития музыкального восприятия у дошкольников на основе синтеза искусств и ознакомления дошкольников с синтетическими жанрами оперы и балета; создана новая программа по слушанию музыки для детей 5-7 лет.
Теоретическое значение исследования заключается в доказательстве возможности эффективного развития музыкального восприятия у дошкольников на основе взаимодействия различных видов искусства; выявлении принципов их взаимодействия в процессе развития музыкального восприятия у детей; разработке одного из путей амплификации музыкального, художественного и общего психического развития ребенка.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в разработке и широком внедрении новой программы по слушанию музыки для детей средней, старшей и подготовительной групп детского сада и методов развития музыкального восприятия.
Положения, выносимые на защиту.
Взаимодействие искусств, основанное на общих закономерностях художественного мышления и универсальности ведущих компонентов художественного языка, — эффективное средство развития музыкального восприятия у дошкольников.
Ознакомление детей на занятиях по слушанию музыки с высокохудожественными и доступными им произведениями жанров оперы и балета, синтетическими по самой своей природе, — результативный способ развития у них музыкального восприятия.
Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность занятий, являются: а) подбор специального музыкального
репертуара и проведение линий его анализа, соответствующих логике развития музыкального восприятия в онтогенезе; б) организация интегрированных занятий, включающих в себя различные виды художественной деятельности детей (слушание музыки, стихов и художественной прозы; просмотр слайдов; музыкальное движение; рисование); в) целостное восприятие музыкального спектакля (посещение музыкального театра).
Достоверность полученных результатов связана с изучением большого количества литературных источников по педагогике и смежным наукам — психологии, искусствознанию, музыковедению; проведением констатирующего, формирующего и контрольных диагностических экспериментов; качественным анализом и математической обработкой полученных данных.
Апробация работы. Материалы исследования докладывались на Научно-теоретической конференции профессорско-преподавательского состава Бердянского пединститута (1991 г.); расширенных заседаниях лаборатории эстетического развития дошкольников Центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца (1997, 1998 гг.); обучающих семинарах для музыкальных руководителей в г.Москве (1994, 1995, 1996, 1997, 1998), Челябинске (1993), Волжском (1994, 1995), Вологде (1995, 1997), Сыктывкаре (1997).
Результаты исследования вошли в программу «Синтез» для детей 5-го года жизни, разработанную в соавторстве с К.В.Тара-совой, М.Л.Петровой, Т.М.Шумовой, ОЛ.Кабачек. Программа «Синтез» рекомендована Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации для использования в дошкольных учреждениях и широко апробирована.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы; содержит 4 таблицы и одну диаграмму.