Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие структур интегральной индивидуальности студентов средствами искусства Сероштан Виолетта Игоревна

Развитие структур интегральной индивидуальности студентов средствами искусства
<
Развитие структур интегральной индивидуальности студентов средствами искусства Развитие структур интегральной индивидуальности студентов средствами искусства Развитие структур интегральной индивидуальности студентов средствами искусства Развитие структур интегральной индивидуальности студентов средствами искусства Развитие структур интегральной индивидуальности студентов средствами искусства Развитие структур интегральной индивидуальности студентов средствами искусства Развитие структур интегральной индивидуальности студентов средствами искусства Развитие структур интегральной индивидуальности студентов средствами искусства Развитие структур интегральной индивидуальности студентов средствами искусства Развитие структур интегральной индивидуальности студентов средствами искусства Развитие структур интегральной индивидуальности студентов средствами искусства Развитие структур интегральной индивидуальности студентов средствами искусства
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сероштан Виолетта Игоревна. Развитие структур интегральной индивидуальности студентов средствами искусства : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07 Пятигорск, 2007 185 с., Библиогр.: с. 116-132 РГБ ОД, 61:07-19/719

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ 15

1.1. Возникновение учения об интегральной индивидуальности 15

1.2. Теоретические предпосылки познания интегральной индивидуальности человека 21

1.3. Обусловленность интегральной индивидуальности человека объективными требованиями деятельности 30

1.4. Исследование интегральной индивидуальности студентов в психологической литературе 39

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЖИ ИССЛЕДОВАНИЯ 52

2.1. Общая организация исследования 52

2.2. Методики диагностики разноуровневых свойств интегральной индивидуальности 53

2.2.1. Диагностика нейродинамического уровня интегральной индивидуальности 53

2.2.2. Диагностика психодинамического уровня интегральной индивидуальности 55

2.2.3 Диагностика личностного уровня интегральной индивидуальности 58

2.2.4. Диагностика социально-психологического уровня интегральной индивидуальности 60

2.3. Организация развивающего обучения 62

2.4. Общий перечень разноуровневых показателей интегральной индивидуальности 64

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ 65

3.1. Статистическое сравнение структур интегральной индивидуальности студентов экспериментальной и контрольной групп по отдельным свойствам до и после обучения 65

3.2. Статистическое сравнение структур интегральной индивидуальности студентов экспериментальной и контрольной групп по комплексным показателям - дискриминаторам до и после обучения 71

3.3. Внутригрупповой корреляционный анализ структур интегральной индивидуальности студентов обеих групп 83

3.3.1. Поуровневый анализ структуры интегральной индивидуальности студентов экспериментальной группы до и после обучения 83

3.3.2. Поуровневый анализ структур интегральной индивидуальности студентов контрольной группы до и после обучения 89

3.3.3. Межуровневый анализ структур интегральной индивидуальности студентов экспериментальной группы до и после обучения 94

3.4. Факторный анализ структур интегральной индивидуальности студентов обеих групп 100

3.4.1. Факторные структуры интегральной индивидуальности студентов экспериментальной группы до и после обучения 105

3.4.2. Факторные структуры интегральной индивидуальности студентов контрольной группы до и после обучения 107

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 113

БИБЛИОГРАФИЯ 116

ПРИЛОЖЕНИЯ 133

Введение к работе

Актуальность и постановка проблемы. Проблема индивидуальности, пройдя сквозь века, не потеряла своей актуальности вплоть до наших дней. Ее многовековую историю и стабильность отчасти можно объяснить тем, что человеческая деятельность вообще и педагогическая в частности с самого начала является универсальной и творческой. Человек в такой деятельности выступает активным субъектом познания, обучения, воспитания и развития (К.А. Абульханова-Славская, 1997; Б.Г. Ананьев, 1969; МЛ. Басов, 1924; А.В. Брушлинский, 1994; В.В. Белоус, 1995;И.Б. Котова, 1994; B.C. Мерлин, 1986; А.В. Петровский, 1984; С.Л. Рубинштейн, 1959; Б.М. Теп-лов, 1961 и многие другие). Творческий труд человека неразрывно связан с его свободой, а быть свободным - это значит быть индивидуальным, неповторимым, уникальным. Особую значимость древнейшая проблема индивидуальности приобретает в период нарастающей демократизации и гуманизации современных систем образования российского общества. В психологической науке сложились разные подходы к познанию индивидуальности. Традиционный путь - поэлементный и собирательный. Главный недостаток поэлементного описания интегральной индивидуальности заключается в том, что ее психологическая характеристика под влиянием объективных требований деятельности становиться субъективной, противоречивой и естественно, неуправляемой педагогом.

Другой путь научного поиска - интегральный, основанный на познании взаимосвязей и взаимодействия переменных целого и базирующийся на законах управления развитием целостной индивидуальности. Именно этот вариант психологической характеристики интегральной индивидуальности под воздействием искусствоведческой программы реализован нами в предлагаемой работе.

Настоящее время предъявляет высокие требования к развитию индивидуальности. В обществе возрастает социальный статус творческих про-

фессий, становятся более популярными эстетические услуги, растет востребованность в таких специальностях, как художник, архитектор, дизайнер, имиджмейкер. Это побуждает молодежь на этапе профессионального самоопределения активнее выбирать профессии данного типа. Возрастает потребность в более точном знании психологических особенностей феномена художественного действия субъекта, его творческого потенциала и мотивов деятельности, специфики его миропонимания и готовности к самодеятельности.

Проблема развития изобразительных способностей рассматривалась в исследованиях Г. Айзенка, Е.П. Торренса, Е.П. Игнатьева, В.И. Кириенко, B.C. Кузина, А.Г. Ковалева, А.А. Мелик-Пашаева, З.Н. Новлянской, П.М. Якобсона и др. Но многие вопросы развития изобразительных способностей и условий оптимизации этого процесса не нашли своего решения.

Сегодня существует противоречие между высоким рейтингом творческих профессий на рынке труда и уровнем исследования психологических компонентов процесса профессиональной подготовки специалистов в этой области. Субъект творческой деятельности владеет инструментом воздействия на образ мира другого человека, его установки, ценности, чувства и мысли за счет транслирования своих представлений о мире, приоритетных моти-вационных побуждений, своей субъективной реальности посредством художественного образа представленного в той или иной форме.

Все это позволило сформулировать проблему исследования: каково развитие структур интегральной индивидуальности студентов художественных специальностей средствами искусства. Решение данной проблемы и составляет цель исследования.

Цель исследования - показать, что объективные детерминанты деятельности в определенных и необходимых условиях способны влиять на изменения межуровневых связей интегральной индивидуальности студентов как по отдельным свойствам, так и по их взаимосвязи средствами искусства.

Объект исследования: структуры интегральной индивидуальности

студентов высшей школы.

Предмет исследования: развитие структур интегральной индивидуальности студентов средствами искусства.

В основу диссертационного исследования положена гипотеза о том, что:

развитие структур интегральной индивидуальности студентов, обучающихся по искусствоведческой программе, более эффективно по сравнению с традиционным обучением;

специально разработанная искусствоведческая программа способствует индивидуализации обучения с помощью методов активного обучения: "мозговой атаки", "мозговой осады", эвристики, аналогии;

использование в учебно-воспитательном процессе разработанной искусствоведческой программы создает условия для гармонизации индивидуальности, усвоения учебного материала высокого уровня трудности, повышения удельного веса теоретических знаний, творческого и эстетического развития;

обучающая искусствоведческая программа обеспечивает перестройку психологических процессов и качеств, что создает "зону ближайшего развития".

Цели и гипотеза исследования определили следующие задачи:

проанализировать и обобщить теоретический и эмпирический материал о различных подходах к изучению интегральной индивидуальности в целом, заострить внимание на проблеме влияния объективных требований деятельности на ее развитие;

определить программу по диагностике четырех уровней интегральной индивидуальности и наметить статистические критерии для оценки эмпирического материала;

выделить две равные группы по уровню развития интегральной индивидуальности студентов (экспериментальную и контрольную);

разработать и апробировать в экспериментальной группе студентов

специальности "дизайн костюма" искусствоведческую программу;

выявить психологические условия развития интегральной индивидуальности средствами искусства у студентов художественных специальностей;

определить степень овладения учебным материалом путем сравнения структуры интегральной индивидуальности студентов экспериментальной и контрольной групп до и после обучения по отдельным свойствам и по их взаимосвязи;

установить эффективность влияния искусствоведческой программы на изменение межуровневых связей интегральной индивидуальности по многомерным критериям;

изложить психолого-педагогические рекомендации по развитию интегральной индивидуальности;

разработать практические рекомендации для осуществления комплексной работы по развитию изобразительных способностей и творческого мышления студентов художественных специальностей.

Методологической основой диссертационного исследования послужили положения общей теории систем Л. Берталанфи (принципы системности, развития, иерархии и т.д.); общепсихологический принцип единства сознания и деятельности в трактовке научной школы Рубинштейна - Бруш-линского; психологические закономерности художественного творчества (В.Л. Дранков, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьева, ЯЛ. Пономарев, Б.М. Теплов, Л.С. Выготский, В.И. Кириенко, Ю.А. Полуянов); представления о детерминантах, механизмах и этапах развития профессионала на этапе вузовского становления (А.А. Деркач, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов); концепции целостного и системного подхода к психическому развитию человека (Б.Г. Ананьев, В.М. Бехтерев, Б.Ф. Ломов, В.П. Озеров, В.Д. Шадриков и др.).

Теоретической базой исследования явилось учение Рубинштейна -Брушлинского о том, что психика человека не только проявляется в деятельности, но и в ней формируется; разработки П.К. Анохина об интегративной деятельности мозга; достижения научных школ Б.Г. Ананьева по комплекс-

ному и B.C. Мерлина по интегральному исследованию индивидуальности; концепции, ориентированные на личностное, ценностно-смысловое развитие личности (Г.А. Берулава, Э.Ф. Зеер, И.Б. Котова, Б.Б. Косов, Л.М. Митина, А.В. Непомнящий, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, О.В. Соловьева и др.); аксиологический, деятельностныи и личностный подходы в образовании (Ю.П.Ветров, А.В. Непомнящий. Н.К. Сергеев, В.К. Шаповалов, И.С.Якиманская и др.); идеи личностно-развивающего взаимодействия (Ю.П.Ветров, Н.П. Клушина, И.Б. Котова, А.В. Непомнящий, В.К. Шаповалов).

Основными методами исследования были констатирующий и формирующий эксперименты; методы математической статистики: t-критерий Стьюдента, дискриминантный, корреляционный и факторный анализы. В констатирующей части исследования применялись широко известные опросники диагносты структуры интегральной индивидуальности, в формирующей - разработанная автором искусствоведческая программа.

Этапы и организация исследования. Исследование проводилось с 2002 по 2006год поэтапно:

На первом этапе (2002-2003г.) выявлена проблема исследования; определены теоретическая база и параметры исследования: актуальность, цель, объект, предмет и задачи; студенты были распределены по группам: 44 человека в экспериментальной и 44 человека в контрольной группе.

На втором этапе (2003-2004г.) у студентов изучались разноуровневые свойства интегральной индивидуальности: нейродинамические, психологические, личностные и социально-психологические. При этом использовались методики Я. Стреляу, В.М. Русалова, Н.И. Рейнвальда, Т. Лири, проводился анализ и обобщение полученных результатов.

На третьем этапе (2004-2005г.) в экспериментальной группе внедрялась искусствоведческая программа.

На четвертом этапе (2005-2006) проводился повторный эксперимент по выяснению роли искусствоведческой программы в развитии интеграль-

ной индивидуальности студентов. Проведены систематизация и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, уточнены основные положения и выводы исследования, оформлен текст диссертации.

База и контингент испытуемых. В исследовании приняли участие две группы студентов технологического факультета, специальности "Художественное проектирование костюма" и "Дизайн костюма", Кавминводского института сервиса города Пятигорска. Все они характеризовались положительным отношением к экспериментальному заданию. Первую группу составили респонденты развивающего обучения (экспериментальная группа), вторую - респонденты традиционного обучения (контрольная группа). Общее количество испытуемых составило 88 студентов 2, 3,4 курсов. Все они -женского пола в возрасте 18 -26 лет.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

доказана и обоснована гипотеза о том, что развитие структур интегральной индивидуальности студентов, обучающихся по искусствоведческой и традиционной программам, различаются;

предложена авторская программа эстетического и психологического развития студентов художественных специальностей, выявлены показатели эффективности программы;

установлено, что реализация студентами искусствоведческой программы расширяет круг связей между различными свойствами разных уровней интегральной индивидуальности;

обосновано влияние искусствоведческой программы на гармонизацию разноуровневых свойств интегральной индивидуальности студентов;

выявлено, что эффективность обучения студентов художественных специальностей по искусствоведческой программе зависит от следующих психолого-педагогических условий: целевое условие, содержательное условие, технологическое условие.

Теоретическая значимость диссертационного исследования. Диссертационное исследование вносит определенный вклад в понимание инте-

гративнои психологии развития и служит достаточно веским аргументом в защиту представления об универсальности теории интегральной индивидуальности; расширяет круг системообразующих факторов, играющих решающую роль в гармонизации разноуровневых свойств интегральной индивидуальности.

Практическая значимость исследования:

представленная в исследовании программа диагностики разноуровневых свойств интегральной индивидуальности может использоваться в работе психологической службы, в психологическом консультировании, в деятельности школьного педагога-психолога;

полученный фактический материал может быть использован для характеристики структур интегральной индивидуальности студентов на лекциях и семинарах по возрастной и педагогической психологии;

материалы диссертации могут быть положены в основу создания комплексных программ развивающего обучения лиц, занятых в сфере художественного творчества;

полученные в ходе исследования данные могут использоваться при разработке специальных курсов: "Психология художественного творчества", "Художественное проектирование костюма", "Пропедевтика", "Психология художника как субъекта профессиональной деятельности" адресованных студентам художественных специальностей.

Достоверность результатов обеспечивается применением апробированных в многочисленных экспериментальных исследованиях методик, адекватных целям и задачам исследования, достаточным объемом выборки испытуемых, строгостью математических методов проверки психологических гипотез и использованием современных пакетов прикладных программ STATISTICAL, SPSS v. 13.

Апробация работы и внедрение результатов. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедр общей психологии Пятигорского Государственного Лингвистического университета (2007г.), технологии, конст-

руирования и проектирования Кавминводского института сервиса (2003-2007г.), на ежегодных Международных научно-практических конференциях "Экономические, социально-политические, экологические и медико-психологические аспекты формирования туристско-реационных регионов" (Пятигорск, 2003-2007г.), на научно-методических конференциях преподавателей и студентов "Университетские чтения" Пятигорского Государственного Лингвистического университета (Пятигорск, 2006-2007г.), на Международной научной конференции "Психологическая наука: теоретические и прикладные аспекты исследований" (Карачаевск, 2007г.)

По материалам исследования опубликовано 6 работ, в том числе в издании, рекомендуемом ВАК МО и науки Российской Федерации (Вестник СГУ, Ставрополь).

Результаты исследования были внедрены в программу профессиональной подготовки студентов технологического факультета, специальности "Художественное проектирование костюма" и "Дизайн костюма" Кавминводского института сервиса.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Обучение по искусствоведческой программе приводит к изменению межуровневых связей интегральной индивидуальности в большей степени, чем традиционное обучение как по отдельным свойствам, так и по их взаимосвязи.

  2. Поуровневая характеристика структур интегральной индивидуальности студентов экспериментальной группы подчиняется одно-многозначным зависимостям до и после обучения, одно-многозначным и взаимооднозначным зависимостям - после обучения; в контрольной группе до и после обучения - одно-многозначным зависимостям.

  3. Если межуровневой аспект интегральной индивидуальности студентов экспериментальной группы до и после обучения существенно изменяется, то никаких изменений в структурах интегральной индивидуальности студентов контрольной группы до и после обучения практически не наблюдается.

  1. Структуры интегральной индивидуальности студентов экспериментальной группы до обучения характеризуются равенством высших и низших уровней; преобладанием неполных факторов над целостными; ортогональных зависимостей над облическими. После обучения наблюдается перевес высших над низшими уровнями; доминированием целостных над частичными структурами; увеличением числа облических зависимостей. Факторные структуры интегральной индивидуальности студентов контрольной группы до и после обучения изменены не значительно.

  2. Обучение по искусствоведческой программе может служить определенным и необходимым условием изменения межуровневых связей интегральной индивидуальности студентов высшей школы.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.

Во введении определяется тема исследования, устанавливается ее актуальность, формируется цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы, этапы исследования, отмечается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, выдвигаются положения, выносимые на защиту.

В первой главе "Постановка проблемы" рассмотрено возникновение учения об интегральной индивидуальности, теоретические предпосылки ее познания, обусловленность интегральной индивидуальности объективными требованиями деятельности, дана интегральная индивидуальность студента в психологической литературе.

Во второй главе "Организация и методики исследования" определены этапы и сроки проведения формирующего эксперимента. Описаны методики и общий перечень показателей интегральной индивидуальности студентов.

В третьей главе "Результаты исследования и их анализ" рассмотрены результаты статистического сравнения структур интегральной индивидуальности студентов контрольной и экспериментальной групп по отдельным свойствам и их взаимосвязи.

В заключении подводятся итоги исследования.

В текст диссертации включены 32 таблицы, список используемой литературы содержит 172 источника, из них 12 на иностранном языке. Содержание работы изложено на 185 страницах.

Возникновение учения об интегральной индивидуальности

В недалеком прошлом проблема целостной человеческой индивидуальности успешно разрабатывалась в трудах С.Л. Рубинштейна (1959), Б.Г. Ананьева (1989), B.C. Мерлина (1986) и др., а в настоящее время оказалась в центре внимания К.А. Абульхановой (1973), А.В. Брушлинского (1994), В.М. Русалова (1984), Т.Ф. Базылевич (1994, 1998) и многих других системников (В.В. Белоус и А.И. Щебетенко, 1995, 1996; Б.А. Вяткин и М.Р. Щукин, 1997; Л.Я. Дорфман, 1994 и их последователи).

Впервые проблему целостной индивидуальности в широком смысле слова или в многомерном пространстве поставил и в определенной степени решил выдающийся психолог XX века С.Л. Рубинштейн. Он ввел в научный оборот понятие совокупной человеческой индивидуальности, состоящей из свойств биологического и социального происхождения и построенной по законам системной стратегии исследования. В частности, его совокупная индивидуальность, характеризующая человека как активного деятеля, включала свойства высшей нервной деятельности, установки личности, систему мотивов и задач, которые ставит себе человек, свойства характера, обуславливающие поступки, то есть те действия, которые реализуют или выражают отношение человека к другим людям и способности — это те свойства, которые обуславливают общественно-значимое поведение и деятельность.

Таким образом, С.Л. Рубинштейн понимал индивидуальность как многоплановое образование и утверждал, что "протекание психических процессов происходит на разных уровнях" (Рубинштейн, 1989). Согласно его взглядам, в психологии формирующейся индивидуальности все так или иначе обусловлено внешне, но ничто в ее развитии не выводимо непосредственно из внешних воздействий. Внутренние условия, формируясь под воздействием внешних, не являются, однако, их непосредственной механической проекцией. Внутренние условия, складываясь и изменяясь в процессе развития, сами обусловливают тот специфический круг внешних воздействий, которым данное явление может подвергнуться. Рассматривая индивидуальность человека во взаимодействии его разноуровневых психических свойств и процессов, С.Л. Рубинштейн положил начало системной стратегии познания целостной человеческой индивидуальности.

Дальнейшее развитие теория интегральной индивидуальности получила трудах Б.Г. Ананьева. Всесторонне исследовав проблему человека современной науки, он пришел к выводу о необходимости подойти к человеческой индивидуальности со стороны комплексной целостности, внутренней замкнутости его основных свойств (Ананьев, 1969, 1977). Структура индивидуальности по Б.Г. Ананьеву выглядит многоступенчатой, многоуровневой. Началом иерархического ряда служат первичные свойства индивида, включающие общесоматические, нейродинамические и билатеральные свойства организма. На следующем уровне — вторичные свойства индивида: темперамент, органические потребности, задатки.

На третьем уровне человек рассматривается как личность, Составляющими личностной подсистемы выступают: статус личности в обществе; социальные роли личности в зависимости от статуса; мотивы поведения в зависимости от целей и ценностей личности; отношения личности и ее мировоззрение; характер и склонности. Четвертый уровень - человек как субъект деятельности. Структура этой подсистемы складывается из определенных свойств индивида и свойств личности в зависимости от назначения деятельности.

Основой индивидуальности является гармония свойств индивида, личности и субъекта деятельности.

Б.Г. Ананьев признавал между разноуровневыми характеристиками индивидуальности одно-многозначный тип детерминации. Он утверждал, что "структура личности включает структуру индивида в виде наиболее общих... комплексов органических свойств" (Ананьев 1989). Это значит, что свойства низшего уровня выступают как общая причина, порождающая разнообразные свойства высшего уровня.

Совершенно по-другому понимал целостную индивидуальность B.C. Мерлин (Мерлин, 1986, 1996). Опираясь на принципы общей теории систем Л. Берталанфи (1969), на положения теории функциональных систем П.К. Анохина (1971), на достижения комплексного познания человека в трактовке Б.Г. Ананьева (1969) и на результаты созданной им школы психологов-единомышленников (Белоус, Щебетенко, 1996), он выдвинул и научно обосновал теорию интегральной индивидуальности. " Имеющиеся данные, — писал B.C. Мерлин, — позволяют рассматривать совокупность изучавшихся индивидуальных свойств человека как большую иерархическую саморегулируемую систему, которую мы обозначили как интегральную индивидуальность. Биохимические свойства нервной системы, темперамента, свойства личности и личностные статусы представляют собой разные иерархические уровни этой системы" (Мерлин, 1957, 1996). К таким выводам B.C. Мерлин пришел на основе открытия между перечисленными блоками человеческой индивидуальности много-многозначной зависимости, говорящей о том, что разные явления действительности не подчиняются общей для них закономерности. У каждого иерархического уровня — специфические функциональные инварианты, собственный пакет закономерностей, позволяющий отстаивать свою автономность и относительную независимость. Принцип значности не только препятствует сводимости закономерностей одной подсистемы к другим подсистемам, но и позволяет выделять уровни, ранее нам неизвестные. На это впервые обратил внимание B.C. Мерлин, отмечавший, что "тип много-многозначной связи может быть критерием для выделения новых иерархических уровней индивидуальных свойств, подчиняющихся специфическим, но еще неизвестным закономерностям" (там же, с. 196). В интегральную индивидуальность В.С.Мерлин включал целый ряд иерархически организованных уровней: 1. Подсистему индивидуальных свойств организма.

Ее уровни:

а) биохимический;

б) общесоматический;

в) свойства нервной системы (нейродинамический).

2. Подсистему индивидуальных психических свойств. Ее уровни:

а) психодинамический (свойства темперамента);

б) психические свойства личности.

3. Подсистему социально-психологических индивидуальных свойств.

Ее уровни:

а) социальные роли в социальной группе и коллективе;

б) социальные роли в социально-исторических общностях.

B.C. Мерлин подчеркивал, что для того, чтобы исследование индивидуальности было интегральным, достаточно изучить связи между ограниченным количеством индивидуальных свойств, но относящихся к разным иерархическим уровням. "Поскольку интегральная индивидуальность содержит большое многообразие индивидуальных свойств и условий, то все их зависимости не могут быть исследованы в отдельности, основным средством изучения индивидуальности, как и всякой большой системы, является исследование статистических связей между отдельными свойствами" (Мерлин, 1986).

Диагностика психодинамического уровня интегральной индивидуальности

Для диагностики свойств предметно-деятельностного и коммуникативного аспектов темперамента использовался опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова (Елисеев, 2000, с. 192-198). Он содержит 105 вопросов, каждый из которых относится к одной из 9 шкал. 8 шкал содержат по 12 вопросов, 9-я шкала (шкала объективности ответов) - 9 вопросов.

После получения необходимой инструкции испытуемый читал вопросы по порядку, стараясь ничего не пропускать и не возвращаться к уже пройденному. Свои ответы он отмечал знаком "+" в соответствующих графах "да" или "нет" на бланке ответов. Процедура опроса занимает около 1,5 часов. Обработка данных по ОСТ проводилась путем сравнения ответов респондентов с "ключами". Каждое совпадение оценивалось в один балл, после чего количество баллов суммировалось по каждой шкале и определялось среднее значение по группе. Результаты испытуемых, получивших высокий балл (7 и более) по контрольной шкале (шкала 9), не рассматривались и исключались из дальнейшего исследования (см. Приложение 2).

ОСТ позволил "работать" со следующими показателями 8 шкал:

Показатель 5 - количество баллов по шкале "предметная эргичность". Эта шкала включает вопросы об уровне потребности в освоении предметного мира, жажду деятельности, стремление к напряженному умственному и физическому труду. Высокие значения (9-12) по этой шкале означают высокую потребность в освоении предметного мира. Низкие показатели (3-4 балла) означают пассивность, низкий уровень тонуса и активации, нежелание умственного напряжения, низкую вовлеченность в процесс деятельности.

Показатель 6 - количество баллов по шкале "социальная эргичность". Шкала содержит вопросы об уровне потребности в социальных контактах, о стремлении к лидерству. Высокие показатели по этой шкале означают потребность в социальном контакте, жажду освоения социальных форм деятельности, общительность, стремление к занятию высокого ранга, освоение мира через коммуникацию. Низкие показатели маркируют незначительную потребность в социальных контактах, уход от социально-активных форм поведения, замкнутость, социальную пассивность.

Показатель 7 - количество баллов по шкале "пластичность". Вопросы этой шкалы говорят о степени легкости или трудности переключения с одного предмета на другой. Высокие показатели свидетельствуют о легкости переключения с одного вида деятельности на другой, подчеркивают быстрый переход с одних форм мышления на другой в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности. Низкие показатели - склонность к монотонной работе, боязнь и избегание разнообразных манер поведения, наличие консервативных форм дея тельности.

Показатель 8 - количество баллов по шкале "социальная пластичность". Эта шкала имеет вопросы, направленные на выявление степени легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонности к разнообразию коммуникативных программ. Высокие показатели - широкий набор коммуникативных программ, автоматическое включение в социальные связи, легкость переключения в процессе общения, коммуникативная импульсивность. Низкие значения показывают трудность по всем указанным параметрам.

Показатель 9 - количество баллов по шкале "темп". Вопросы данной шкалы сообщают о быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности. Высокие значения - высокий темп поведения, высокая скорость выполнения операций, моторно-двигательная быстрота, высокая психическая скорость при выполнении конкретных заданий.

Показатель 10 - количество баллов по шкале "социальный темп". Эта шкала включает вопросы, направленные на выявление скоростных характеристик речедвигательных актов в процессе общения. Высокие показатели -речедвигательная быстрота, быстрота говорения, высокие скорости и возможности речедвигательного аппарата. Низкие значения - слабо развита речедвигательная система, речевая медлительность.

Показатель 11- количество баллов по шкале "эмоциональность". Шкала содержит вопросы, оценивающие эмоциональность, чувствительность к неудачам в работе. Высокие значения - высокая чувствительность к расхождению между задуманным и результатом, ощущение неуверенности, тревоги, неполноценности, чувствительность к неудачам. Низкие показатели - незначительное эмоциональное реагирование при неудачах, нечувствительность к неуспеху дела, спокойствие, уверенность в себе.

Статистическое сравнение структур интегральной индивидуальности студентов экспериментальной и контрольной групп по отдельным свойствам до и после обучения

После внедрения искусствоведческой программы картина резко изменилась (табл. 2).Статистически значимые различия появились буквально на всех уровнях интегральной индивидуальности: как на низших, так и на высших. Среди свойств низшего уровня сюда примыкают сила возбуждения (пок. 1), сила торможения (пок. 2), уравновешенность нервных процессов (пок. 3) и их подвижность (пок. 4). Программа обучения сильно затронула личностный (пок. 13, 16 и 17) и едва коснулась социально-психологический уровни (пок. 23). К личностным свойствам, ощутившим влияние обучающей программы, относится организованность, любознательность и эстетическое развитие, к социально-психологическим - зависимость в сфере общения.

Следовательно, после обучения структура интегральной индивидуальности студентов экспериментальной и контрольной групп по отдельным свойствам стали различаться в 40% случаях.

Как изменилась структура интегральной индивидуальности студентов экспериментальной и контрольной группах порознь после обучения? Ответ на этот вопрос мы обнаруживаем в табл. 3 и 4. Прежде всего мы сравнили структуры интегральной индивидуальности студентов экспериментальной группы до и после обучения. Сдвиги наблюдаются на нейродинамическом, психодинамическом и личностном уровнях. Изменения затронули силу возбуждения (пок. 1), предметную энергичность (пок. 5),организованность (пок. 13), трудолюбие (пок. 14), любознательность (пок. 16) и эстетическое развитие (пок. 17). Студенты стали более работоспособными, энергичными, организованными, любознательными и эстетически развитыми. Итак, эффективность влияния искусствоведческой программы на развитие структуры интегральной индивидуальности студентов экспериментальной группы по отдельным свойствам составляет 24%. Сравнительный анализ структур интегральной индивидуальности студентов контрольной группы до и после обучения показывает, что традиционный путь ее развития малоэффективен. За длительный период времени изменения произошли, в 4% случаев они затронули один единственный личностный уровень и только по одному - единственному показателю (пок. 13) -организованность.

Таким образом, развитие структур интегральной индивидуальности студентов контрольной группы по отдельным свойствам, обучающихся по традиционной программе, равняется 4%.

На старте структуры интегральной индивидуальности студентов экспериментальной и контрольной групп по отдельным свойствам практически не различаются, после обучения - различаются в 40%) случаев. Эффективность влияния искусствоведческой программы на развитие структуры интегральной индивидуальности студентов экспериментальной группы по отдельным свойствам составляет 24%, контрольной группы - 4%.

Характеристика структур интегральной индивидуальности студентов разных групп по комплексным показателям проходила постепенно. Первоначально вычислялся комплексный показатель - дискриминатор по нейродина-мическому, психодинамическому, личностному и социально-психологическому уровням в отдельности. В дальнейшем мы оперировали комплексными показателями низших и высших уровней порознь. Наконец, в центре внимания оказался весь перечень разноуровневых свойств интегральной индивидуальности в целом. Причем, все эти процедуры повторялись дважды: в межгрупповом варианте (для выявления значимости целостности познания) и внутригрупповом (для установления системной эффективности искусствоведческой программы).

Данные по сравнению структур интегральной индивидуальности студентов экспериментальной и контрольной групп по комплексным показателям в трех позициях до и после обучения изложены в табл. 5-Ю.

Похожие диссертации на Развитие структур интегральной индивидуальности студентов средствами искусства