Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. ПРЕОДОЛЕНИЕ СУЕВЕРИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Понятие «суеверие» 11
1.2. Структура сознания личности и суеверие 17
1.3. Формы проявления суеверий 26
1.4. Формирование готовности студентов к преодолению суеверий 37
1.5. Психолого-педагогические условия формирования готовности к преодолению суеверий в аспекте проблемы исследования 47
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
II. 1. Этапы и методы исследования 64
II.2. Характеристика выборки 69
II.3. Организация формирующего эксперимента 75
II.4. Критерии формирования готовности студентов к преодолению суеверий 83
ГЛАВА III. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРЕОДОЛЕНИЮ СУЕВЕРИЙ
III. 1. Организация опытно-экспериментального исследования по формированию готовности студентов к преодолению суевери 92
III.2. Формирование отношения к суеверию с позиции ценностных по ориентации у студентов
III.3. Снижение уровня тревожности у студентов 112
III.4. Снижение уровня внутриличностной конфликтности у студентов 116
III.5. Формирование позитивного отношения к миру, к себе, к людям у студентов 127
III.6. Обсуждение результатов исследования 144
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 159
ЛИТЕРАТУРА 166
ПРИЛОЖЕНИЕ 178
- Структура сознания личности и суеверие
- Организация формирующего эксперимента
- Организация опытно-экспериментального исследования по формированию готовности студентов к преодолению суевери
Введение к работе
Актуальность исследования
Последние десятилетия в молодежной субкультуре наблюдается тенденция негативных социальных идеалов, ценностей и ожиданий, обусловленных тем, что культурное пространство нередко воспринимается новым поколением как досуг и развлечение, а не труд (духовный, нравственный, интеллектуальный, физический). Низкий уровень культуры, переживание внут-риличностного конфликта, высокая тревожность, неустойчивость жизненных ориентиров, недостаточное развитие коммуникативных способностей, навыков саморегуляции приводит к стрессам, нервно-психическим нарушениям, что является причиной прогрессирующей невротизации подрастающего поколения. В настоящее время около 2,5 миллионов наших сограждан состоят в 5000 различных организациях нетрадиционной культовой направленности с последующей психологической зависимостью, обращение к которым дает лишь временное обретение сил (И.П. Пронин). Подверженность психологической зависимости, манипуляция сознанием приводит к суевериям. Реальная же жизнь непредсказуема, в ней есть множество законов, принципов и правил: знание своего прошлого, традиционных конфессий, ценностей отечественной культуры, физический труд, любовь к природе, Родине, культуре, близким. Культурное пространство, в котором формируется молодое поколение, опираясь на исторический опыт, должно быть представлено примерами, помогающими находить выход из трудных жизненных ситуаций.
Суеверия отражаются в субкультуре общества (обычаи, обряды, верования) и проявляются в формах суеверий (поверья, магия, астрология, псевдодуховные учения) в виде язычества, западных деструктивных псевдодуховных учений, групп и т.д. (В.И. Даль, И.А. Ильин, А.А. Скородумов, С. Хассен). Суеверие охватывает ценности, отношения, тревожность, внут-риличностную конфликтность (Н.Н. Дробнина, И.П. Пронин, Д.Н. Узнадзе). Вопросы, связанные с определением подходов, методов и технологий формирования готовности студентов к преодолению суеверий в процессе обучения в вузе, не были предметом специального исследования.
Потребность восполнить указанный пробел в научном знании определяет актуальность исследования, которая еще более подчеркивается сущест вующим противоречием между острой необходимостью преодоления суеверий у студентов и стихийным применением технологий и методов формирования готовности самих студентов противостоять поверьям, магии, астрологии, псевдодуховным учениям и др.
Стремление найти пути разрешения указанного выше противоречия и определило выбор проблемы данного исследования. В теоретическом плане -это обоснование процесса формирования готовности студентов к преодолению суеверий; в практическом - это определение психолого-педагогических условий, соблюдение которых способствует формированию готовности студентов к преодолению суеверий.
Объект исследования - проявление суеверий у студентов.
Предмет исследования — психолого-педагогические условия формирования готовности студентов к преодолению суеверий.
Цель исследования- теоретически обосновать и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия формирования готовности студентов к преодолению суеверий.
Гипотеза исследования. Если готовность студентов к преодолению суеверий есть единство и взаимосвязь таких компонентов, как когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий, то обеспечением формирования готовности студентов к преодолению суеверий являются специально организованные в ходе обучения психолого-педагогические условия.
Успешному формированию готовности студентов к преодолению суеверий способствуют следующие психолого-педагогические условия:
- приобщение студентов к ценностям, которое предполагает формирование отношения к суеверию с позиции ценностных ориентации, развитие у них способности к выбору ценностей традиционной отечественной культуры, духовных ценностей;
- стимулирование студентов к личностному развитию и осознанию того, что снижение уровня тревожности за счет обращения к суеверию дает только временный эффект эмоционального благополучия;
- освоение студентами ценностно-смысловых противоречий на уровне соотношения «ценности» и «доступности» и последующее их осмысление в процессе обучения приводит к снижению уровня внутриличностной конфликтности;
- целенаправленное включение студентов в различные жизненные сферы отношений с последующим формированием позитивного отношения к миру, к людям, к себе достигается в процессе обучения эффективным приемам диалогического общения и стимулирования к самоактуализации.
Задачи исследования:
1) уточнить содержание понятия «суеверие»;
2) выявить формы проявления суеверий в период студенчества;
3) уточнить содержание понятия «готовность студентов к преодолению суеверий»;
4) обосновать содержание процесса формирования готовности студентов к преодолению суеверий;
5) выявить результативность экспериментальной работы по формированию готовности студентов к преодолению суеверий.
Новизна исследования:
- уточнено содержание понятия «суеверие» (суеверие - сложное смысловое образование личности, которое определяется субъективной направленностью в системе личностного развития и характеризуется верой в поверья, магию, астрологию, псевдодуховные учения и др.);
- выявлены формы проявления суеверий у студентов (неправильное отношение к различным формам суеверий приводит к психологической зависимости от поверий, магии, астрологии, псевдодуховных учений и др., к особому, духовному, психическому состоянию человека, существенно меняющему его мироощущение, функционирование и восприятие реальности);
- уточнено содержание понятия «готовность студентов к преодолению суеверий» — это сложное, динамически развивающееся целостное образование, которое проявляется в единстве когнитивного, эмоционально-оценочного, поведенческого компонентов, наличие и степень сформированное™ которых обеспечивают преодоление суеверий у студентов. Содержание каждого компонента включает знания, умения и качества личности. Формирование готовности студентов к преодолению суеверий будет успешным в рамках специально разработанного спецкурса «Проблема преодоления суеверий», который характеризуется единством структурных (цель, родержа-ние, формы и методы подготовки) и функциональных составляющих (когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий компоненты);
- определены подходы к формированию готовности студентов к преодолению суеверий (культурно-исторический, системный, личностно-деятельностный);
- обосновано содержание процесса формирования готовности студентов к преодолению суеверий (содержание процесса формирования готовности студентов к преодолению суеверий, раскрываемое в особом методологическом ракурсе - сквозь призму категории «суеверие», обусловлено содержанием явления «преодоления зависимости от форм суеверий»; оно (содержание) усваивается студентами в процессе осознания психологической зависимости от форм суеверий с позиции ценностных ориентации, истинных ценностей традиционной отечественной культуры, позитивного отношения к миру, к людям, к себе, снижения уровня внутриличностной конфликтности, тревожности);
- определены и экспериментально проверены психолого-педагогические условия, обеспечивающие успешное формирование готовности студентов к преодолению суеверий, к ним относятся: формирование отношения к суеверию с позиции ценностных ориентации; снижение уровня тревожности; снижение уровня внутриличностной конфликтности; формирование позитивного отношения к миру, к людям, к себе.
Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования позволяют конкретизировать подходы к формированию готовности студентов к преодолению суеверий; открывают возможности для повышения теоретического уровня преподавания различных учебных дисциплин в той части, которая относится к развитию представлений о формах проявления суеверий и об отрицательном их воздействии на личность; обосновывают содержание процесса формирования готовности студентов к преодолению суеверий, способствуют разработке методов и технологий, снижающих зависимость от различных форм суеверия.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно направлено на повышение теоретического уровня преподавания психолого-педагогических дисциплин, совершенствование педагогического взаимодействия, в процессе которого студенты осознают причины зависимости от суеверий; в определении методов, и методик выявления суеверий у студентов; в разработке и внедрении спецкурса для студентов по проблеме формирования их готовности к преодолению суеверий, способствующего повышению уровня теоретической и практической подготовки по специальности «Педагог-психолог».
Методологическую основу исследования составляют ведущие принципы культурно-исторического, системного и личностно-деятельностного подходов; современные психологические и педагогические теории и концепции, рассматривающие приобщение внутреннего мира личности к высшим ценностям, к истинным ценностям традиционной отечественной культуры.
Источниками исследования являются фундаментальные положения о сознании человека и его структуре (Б.Г. Ананьев, Г.В. Акопов, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, А.А. Ухтомский, Т.А. Флоренская и др.).
Существенное значение в концептуальном плане имеют:
- положения о сущности и содержании явления суеверия (А.А. Гулеев, В.И. Даль, Н.Н. Дробнина, В.А. Мезенцев, Р.Л. Лившиц, И.П. Пронин, А.А. Скородумов, А.В. Сухарев, М.И. Шахнович, С.Ф. Франк, С. Хассен др.);
- положения о сущности и содержании культурно-исторического подхода к образованию и обучению (Е.И. Артамонова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, О.С. Барило, А.А. Вербицкий, В.П. Зинченко, В.В. Зеньковский, И.А. Зимняя, Д.Ю. Соколов, П.А. Сорокин, М.С. Каган);
- системный подход к изучению явлений окружающей действительности (В.Г. Афанасьев, Ю.К. Бабанский, И.В. Брауберг, В.И. Долгова, Б.Ф. Ломов, В.М. Минияров, B.C. Мерлин, В.Н. Садовский, Ю.П. Сокольников, Ю.Г. Юдин и др.);
- теории и концепции ценностного сознания (Р.Г. Апресян, А.С. Ар-сеньев, О.М. Бакурадзе, Б.С. Братусь, В.А. Блюмкин, В.В. Знаков, Н.Д. Зотов, И.Л. Зеленкова, Л.В. Вершинина, В.П. Выжлецов, М.С. Каган, В.П. Кобля-ков, А.В. Разин, В.Н. Сагатовский, М.Б. Туровский, Д.Н. Узнадзе и др.);
- положения о целостной природе человека во всей полноте его физических, психических и духовных проявлений (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, В.Ф. Войно-Ясенецкий, В.В. Зеньковский, B.C. Соловьев, Б.В. Ничипоров, И.А. Ильин, B.C. Лосский, А.А. Ухтомский, Л.Ф. Шеховцова, С.Ф. Франк);
положения теории личности, деятельности и общения (К.А. Абульха-нова-Славская, Т.А. Ахрямкина, А.Г. Бусыгин, Г.И. Виноградова, Д.В. Греш нев, М.Д. Горев, А.М. Прихожан, М.Д. Пугач, Т.И. Руднева, В.В. Столин, Ю.А. Ханин, Е.Б. Фанталова, Н.Н. Ярушкин, Ч.Д. Спилберг, Э. Шостром);
- современные концепции гуманизации образования (B.C. Библер, В.П. Бездухов, В.И. Гусаров, Ю.Н. Кулюткин, В.А. Сластенин и др.).
Организация и этапы исследования. Работа выполнена на базе факультета психологии Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинский государственный педагогический университет» (ГОУ ВПО «ЧГПУ»), исследование проводилось в несколько этапов.
1 этап (2000-2001 гг.): определение гипотезы, методологии и методов исследования, обоснование его программы, разработка методики и проведение констатирующего эксперимента.
2 этап (2002-2003 гг.): разработка и реализация содержания процесса формирования готовности студентов к преодолению суеверий.
3 этап (2004 г.): выявление уровня отношения к суеверию с позиции ценностных ориентации, внутриличностных конфликтов, тревожности, позитивного поведенческого отношения к миру, к людям, к себе; оформление результатов исследования.
Методы исследования. Теоретический анализ и обобщение положений философской, психологической, педагогической науки по проблеме преодоления суеверий и соответствующих психолого-педагогических условий, влияющих на ее развитие; наблюдение, сравнительный анализ; методики (анкетный опрос, опросники CAT, «Шкала самооценки», «Свободный выбор ценностей», «Уровень соотношения ценности и доступности», контент-анализ сочинений «Как я отношусь к суевериям», «Как я отношусь к людям», «Как я отношусь к себе»); экспериментальные методы (констатирующий и формирующий эксперименты); математико-статистические методы (вычисление коэффициентов ранговой корреляции Спирмена, t-критерия Стьюден-та, U-критерия Манна-Уитни, критерия ( ) углового преобразования Фишера, проведение однофакторного дисперсионного анализа для независимых выборок), использовались программы SPSS 12.0, Microsoft Excel и др.
Достоверность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими позициями, применением апробированного инструментария, репрезентативностью выборок, взаимопроверкой данных, эксперимен тальной проверкой разработанных предложений и рекомендаций, ротационным по методу (3 этапа) и пролонгированным во времени (4 года) экспериментом.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования обсуждены на методологических семинарах и заседаниях кафедры теоретической и прикладной психологии ГОУ ВПО «ЧГПУ»; научно-методических конференциях международного, российского и регионального уровней в 2001-2004 гг. Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе информационно-обучающих мероприятий ГОУ ВПО «ЧГПУ».
Положения, выносимые на защиту:
1. Одной из задач современного образования является ориентация студентов на развитие зрелой личности с устойчивыми жизненными ориентирами. Современному обществу требуются такие специалисты педагоги-психологи, которые на фоне появившихся тенденций проникновения оккультных и религиозных деструктивных новообразований в область образования (увлечение поверьями, магией, астрологией, псевдодуховными учениями и др.) ориентированы на противостояние технологиям манипулирования сознанием. Однако существуют противоречия между уровнем готовности студентов к преодолению суеверий и реализацией тех психолого-педагогических условий, соблюдение которых способствует формированию исследуемой готовности. Одним из способов разрешения названых противоречий является организация взаимодействия преподаватель -»студент, сту-дент - студент в процессе спецкурса «Проблема преодоления суеверий», который дает возможность раскрыть сущность понятия «суеверие» как сложного смыслового образования личности, определяющегося субъективной направленностью в системе личностного развития и характеризующегося верой в поверья, магию, астрологию, псевдодуховные учения и др.; осознать неправильное отношение к различным формам суеверия, которое приводит к психологической зависимости (особому духовному, психическому состоянию человека, существенно меняющему его мироощущение, функционирование и восприятие реальности).
2. Положение о необходимости формирования готовности студентов к преодолению суеверий не может основываться только на утверждении о том, что студенты в силу получения разносторонней противоречивой информации о суеверии способны осуществлять выбор в пользу отказа обращения к различным формам суеверия. Требуется создание таких условий в учебном процессе, которые проявляются в единстве когнитивного, эмоционально-оценочного, поведенческого компонентов. Наличие и степень сформирован-ности каждого из названных компонентов приводит в соответствие не только восприятие суеверия с действием в конкретных ситуациях, но и отношение к суеверию с позиции ценностных ориентации, позитивного отношения к миру, к людям, к себе, способствует снижению уровня тревожности, внутри-личностной конфликтности, что обеспечивает успешное осуществление преодоления суеверий.
3. Стратегия деятельности преподавателя вуза по формированию готовности студентов к преодолению суеверий в рамках специально разработанного спецкурса, который характеризуется единством структурных (цель, содержание, формы и методы) и функциональных составляющих (когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты), становится более эффективной в процессе стимулирования личностного развития студентов и понимания того, что снижение уровня тревожности за счет обращения к различным формам суеверия дает лишь временный эффект эмоционального благополучия, когда происходит освоение студентами ценностно-смысловых противоречий на уровне соотношения «ценности» и «доступности», с поиском выхода из внутриличностного конфликта, когда осуществляется целенаправленное формирование у студентов позитивного отношения к миру, к людям, к себе и формирование отношения к суеверию с позиции ценностных ориентации. Важно, чтобы в процессе организации психолого-педагогического взаимодействия будущие педагоги-психологи осознали возможные изменения структуры личности при обращении к различным формам суеверия.
Структура сознания личности и суеверие
Наши знания об окружающем мире и нас самих в решающей степени зависят от того, насколько мы понимаем работу своего мозга как органа познания. По мнению П.К. Анохина, познание сущности работы мозга представляется задачей наиболее значимой, чем другие проблемы, такие как все виды деятельности человека, все взаимодействия между людьми, что бы ни лежало в их основе [по: 98, с. 216-217]. Поэтому становится важным познание природы происхождения веры в суеверия в структуре сознания личности.
Загадки мозга тысячелетиями привлекали к себе внимание людей. Наряду с выявлением его строения, характера протекающих процессов деятельность мозга постоянно укутывалась в мистические одежды. История изучения его функций - это арена борьбы материалистических и идеалистических воззрений. Так было в прошлом, так есть сейчас [98]. Основоположник современной социологии П.А. Сорокин пишет, что идеальной социокультурной суперсистемой является та, где вера уравновешивается знаниями, а чувство -разумом [по: 129, с. 24].
В.М. Аллахвердов связывает решение загадки сознания с изучением проблем: однозначности и непротиворечивости понимания происхрдящего; осознания одних явлений действительности и неосознания других; связь осознанного и неосознанного; порождение смыслов и значений, природы адекватности сознания; природы ограничений и возможности сознания по переработке информации; свободы выбора и детерминированности поведения. Проблема обращения личности к суеверию является неоднозначной, ее разрешение связано с осмыслением данного явления, пониманием смысла развития личности посредством изучения структуры сознания.
Среди ученых есть расхождения по многим вопросам, касающихся изучения структуры сознания, что обусловлено сложностью, многоплановостью сознания и трудностями его анализа. Структура сознания может изучаться логически (ориентация на формальную правильность и непротиворечивость), естественнонаучно (опора на соответствие опыта и логики), практически (ориентация на достижение результата и эффективность), гуманистически (осмысление своего познания и опора на традиции и идеалы), мистически (доверие к собственным чувствам) [4]. На мистическом уровне сознания образуется вера в суеверие.
Согласно М.К. Мамардашвили, «сознание есть возможность воспроизводства или расширения в объеме себе подобного. Приведение себя в иное состояние посредством восприятия «Я иной, чем был до этого». Факт «воспринятого, невоспринятого» связан с каким-то знанием» [по: 4, с. 5-12]. Факт восприятия суеверий основывается на не научном знании. Существует два вида знания: знание как система понятий, суждений, и знание — как живое обладание бытием, интуиция [161, с. 108].
Высшую степень (форму) сознания (самосознания) В.М. Бехтерев в работе «Сознание и его границы» определяет как «то состояние внутреннего мира, когда человек, с одной стороны, обладает способностью по произволу вводить в сферу сознания те или другие из бывших прежде в его сознании представлений, с другой - может давать отчет о происходящем в его сознании явлениях, т.е. может анализировать происходящие в нем самом психические процессы, что выступает как способность самопознания, рефлексии» (1888). Посредством рефлексии происходит переоценка понимания «суеверия», где вера в суеверия преодолевается верой в высшие духовные ценности, в формирование ценностно-смысловых ориентиров личности. Теоретическое решение проблемы внешнего и внутреннего становления образа себя и мира как реализации сознания обсуждается в работах Л.В. Выготского, где он находит разрешение данной проблемы в системном и смысловом строении сознания. В «модели образа сознания» Ф.Е. Василюка представлены: внешний мир в его отражении предметным содержанием сознания; внутренний мир человека - личностным смыслом; мир культуры -значением; мир языка - словом. В.П. Зинченко утверждает, что сознание абсолютно свободно, оно легко преодолевает самые суровые определения бытия, такие как пространство, время, социум, но оно преодолевает их в себе и для себя, что не всегда совпадает с их преодолением для субъекта сознания, для его собственного Я [60]. Контакт в форме общения рассматривается М.И. Лисиной в качестве решающего фактора развития сознания (1997). В.И. Молчанов выделяет парадигмы сознания: «различие - синтез - идентификация» (1992). Осмысление веры в суеверие имеет значение в различении форм суеверий, в синтезировании ошибочного прошлого и настоящего опыта и идентификации с позиции ценностных ориентации отношения к суеверию.
В категориальной системе А.В. Петровского сознание отнесено к ме-тапсихологической категории в «качестве когнитивности», который включает категории: сигнал - ощущение - образ - сознание — разум. Ряд метопсихо-логических категорий включает: Я - ценность - деятельность - чувство -общение - предметность. Представленные категории показывают особенности осмысления ложности суеверий в процессе личностного развития.
Организация формирующего эксперимента
Исследование психолого-педагогических условий преодоления суеверий показывает, что для построения формирующего эксперимента уместно выделить три аспекта: содержательный, технологический и деятельностный. Содержательный аспект связан прежде всего с пониманием природы и сущности суеверий, на основе которого строятся цели и задачи формирующего эксперимента. Технологический аспект предполагает выбор средств и методов достижения поставленных целей. Содержательный и технологический аспекты обычно обосновываются с точки зрения методологических предпосылок. Третий аспект, деятельностный, затрагивает вопросы, связанные с приобретением знаний, умений студентами по преодолению суеверий.
Психолого-педагогическая реальность, или образовательная среда, определяется как система влияний и условий формирования личности, возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном пространстве (С.Д. Дерябо, Г.А. Ковалев, В.И. Панов, В.В. Рубцов). Психологической сущностью данной системы является событийная общность. Характер отношений задает пространство развития личности, а само ее построение есть реальный процесс ее развития (С.Л. Рубинштейн). М.С. Каган связывает развитие личности с процессом познания реальности, ее ценностного осмысления и общения людей в совместных действиях [57].
Психолого-педагогическая реальность, или образовательная среда, способствует раскрытию внутренней природы человека в том случае, если создать специально организованные условия, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение.
Психолого-педагогический комплекс методов, технологий представлен в спецкурсе «Проблема преодоления суеверий», способствующий формированию устойчивой жизненной ориентации личности противостоянию зависимости от форм суеверий, оказывающих деструктивное влияние. Опытно-экспериментальная работа строилась с учетом основных принципов:
Принципы духовно-нравственного образования
1) Принцип духовно-нравственного образования - приобщение внутреннего мира человека к высшим ценностям, к ценностям традиционной отечественной культуры с восстановлением целостной структуры личности, содействующей процессу самоопределения и совершенствования личности.
2) Принцип гуманистической направленности образования - предполагает отношение педагога к студенту как к ответственному субъекту собственного развития и формирования в отношении к миру, к себе и с миром.
3) Принцип природосообразности - предполагает, что образование должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека.
4) Принцип культуросообразности - предполагает, что образование должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальных культур, присущими традициям тех или иных регионов.
5) Принцип светского характера образования и законности - соответствие действующему законодательству РФ; удовлетворение образовательныхпотребностей граждан, государства; историко-культурологическая направленность содержания образования; организационно-правовая независимость муниципальных учреждений от оккультных, религиозных организаций. Принципы отбора содержания образования
1) Научность - сочетание современного уровня достижений педагогики, психологии, научно-религиозной философии.
2) Учет требований существующего государственного образовательного стандарта и типовых программ.
3) Многоуровневость.
Принципы организации занятий: сознательности и активности; доступности и меры; научности; учета возрастных и индивидуальных особенностей; систематичности; прочности усвоения знаний; связи теории с практикой обучения и жизнью; воспитания в процессе обучения; вариативного подхода.
Перечисленные принципы формирования готовности студентов к преодолению суеверий взаимообусловлены, поэтому изучение и реализация должны проводиться системно, в деятельности и общении. Принципы системного анализа требуют выделения системообразующего признака, который должен содержаться в самой психологической реальности (В .А. Ганзен, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков) [49, с. 8-11]. В исследовательской работе таким признаком является осознание и преодоление форм суеверий. Главные признаки результативности обучения: уровень сформированности психолого-педагогических, методологических знаний, умений, рефлексивных способностей, системность знаний, изменение смысловых установок (Г.В. Акопов, В.П. Беспалько, Ю.И. Березин, Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарева) [152].
Организация опытно-экспериментального исследования по формированию готовности студентов к преодолению суевери
В задачи опытно-экспериментальной работы входило: выявление, уточнение психологических характеристик образования зависимости от форм суеверий; определение эффективности влияния психолого-педагогических условий на формирование готовности студентов к преодолению суеверий; разработка и осуществление экспериментальной проверки зависимости между реализацией технологии, совокупности психолого-педагогических условий и проблемой формирования готовности студентов к преодолению суеверий у студентов. Выдвинутое положение проверялось в ходе естественного эксперимента, в котором участвовало 90 студентов контрольной и 90 студентов экспериментальной группы факультета психологи.
Исходя из гуманистических принципов, основ культурно-исторической теории, согласно которым конечной целью жизни является реализация заложенных в личности потенций, стремлений, ученые понимают (Е.А. Артамонова, Б.С. Братусь, О.С. Барило, В.П. Зинченко, Б.В. Ничипоров) необходимость развития духовно-нравственного потенциала, эмоционального благополучия с учетом культурных духовно-нравственных традиций народа. На реализацию этого состояния оказали влияние психолого-педагогические условия. Были выявлены критерии формирования готовности студентов к преодолению суеверий: преодоление зависимости от поверий, магии, астрологии; псевдодуховных учений; принятие окружающего мира; самоприятие; принятие других, гибкое (не тревожное) эмоциональное реагирование; ценностно-смысловые поведенческие отношения; гибкость в общении; гибкое креативное поведение; автономность. В ходе экспериментальной работы изучалось наличное психологическое состояние студентов по названным критериям, исследовался уровень формирования готовности студентов к преодолению суеверий под влиянием психолого-педагогических условий. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что необходимо создать психолого-педагогические условия и исследовать их влияние на формирование готовности студентов к преодолению суеверий:
- формирование отношения к суеверию с позиции ценностных ориентации;
- снижение уровня тревожности;
- снижение уровня внутриличностной конфликтности;
- формирование позитивного отношения к миру, к людям, к себе.
Формирующий эксперимент проходил в естественных условиях учебно-воспитательного процесса вуза. В ходе работы варьировались психолого-педагогические условия, применялись различные методы, технологии в ЭГ. Рассмотрение влияния каждого психолого-педагогического условия на формирование готовности студентов к преодолению суеверий создает целостную картину перехода зависимости от суеверий к зрелому личностному развитию.