Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психологические условия формирования индивидуального имиджа Плеханова Наталья Павловна

Психологические условия формирования индивидуального имиджа
<
Психологические условия формирования индивидуального имиджа Психологические условия формирования индивидуального имиджа Психологические условия формирования индивидуального имиджа Психологические условия формирования индивидуального имиджа Психологические условия формирования индивидуального имиджа Психологические условия формирования индивидуального имиджа Психологические условия формирования индивидуального имиджа Психологические условия формирования индивидуального имиджа Психологические условия формирования индивидуального имиджа Психологические условия формирования индивидуального имиджа Психологические условия формирования индивидуального имиджа Психологические условия формирования индивидуального имиджа
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Плеханова Наталья Павловна. Психологические условия формирования индивидуального имиджа : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Плеханова Наталья Павловна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т технологий и упр.]. - Москва, 2007. - 296 с. : ил. РГБ ОД, 61:07-19/637

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИМИДЖ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ, ФИЛОСОФИИ, СОЦИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ 9

1. Личность и имидж в философии и культуре 9

2. Имидж как объект исследования в искусстве и гуманитарных науках 29

3. Индивидуальный имидж и психология личности 44

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ СТАНОВЛЕНИЯ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ИМИДЖА В КУЛЬТУРЕ 60

1. Структура и принципы построения экспериментальной программы формирования индивидуального имиджа 60

2. Спонтанное становление имиджа по заданным в культуре программам и эталонам 73

3. Пилотажное исследование психологических условий формирования индивидуального

имиджа 92

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ИМИДЖА 110

1. Формирующий метод и экспериментальный мониторинг при определении основных стадий и форм генезиса индивидуального имиджа 110

2. Исследование психологических условий формирования индивидуального имиджа (ФГ-

3,ФГ-4,ФГ-5) 122

3. Обсуждение результатов исследования и выводы 146

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 175

БИБЛИОГРАФИЯ 182

ПРИЛОЖЕНИЯ... 192

Введение к работе

Требования общества в отношении нашего современника становятся все более значительными, особенно это касается профессиональной, публичной и общественной жизни. Динамика экономических отношений ставит человека перед проблемой постоянного самосовершенствования и наиболее выгодного представления себя на рынке труда. В связи с этим перед психологией стоит множество задач практического применения теоретических знаний и освоения новых сфер человеческой деятельности. Задача сориентировать современного человека в постоянно меняющемся мире, помочь ему найти свое место в профессиональной деятельности и в личной жизни становится одной из наиболее острых проблем практической психологии. Необходимы такие теоретические и эмпирические обобщения, которые обеспечивали бы адекватное применение их в повседневной практике каждого человека.

Развитие психологии сегодня таково, что все новые и новые обстоятельства и виды деятельности втягиваются в орбиту психологического исследования. Так, в связи с развитием специальной деятельности, значение которой сегодня в массовом масштабе становится все более ощутимым (представление себя как человека во всех отношениях оригинального, как личность, как тенденцию), невозможно более игнорировать внешне кажущиеся «рутинными» разделы человеческого существования. Соответственно, ключевым здесь становится вопрос о том, в каком ракурсе может появиться на психологическом горизонте проблема соотношения личности и имиджа.

В процессе онтогенеза человек присваивает широкий спектр человековедческих знаний. Одни из них помогают ему освоить основные средства общения с окружающими людьми, выделить основные виды и типы взаимодействия с окружающей средой, другие направлены на познание себя как общественного индивида, создание адекватного представления собственного тела, внешности, индивидуального образа и т.д. Именно здесь образ себя соприкасается с культурной нормой и воплощается не только во внешних атрибутах имиджа, но и во внутренней позиции, манерах и др. В рамках данной работы нас интересует, каким образом в процессе онтогенеза у человека складывается ориентировка в области своего индивидуального образа, своего тела и внешнего облика, как и где приобретаются подобные знания, при помощи каких средств, а также основные психологические закономерности становления индивидуального имиджа (далее ИИ). Подобные обобщения специально не выделены в культуре (или если выделены, то крайне редко в доступной причинно следственной форме), а представляют собой синкретическое know how, своего рода неявное знание (по М. Полани), разрозненные закономерности, частные артефакты или случайные рекомендации. Анализируя развитие индивида можно прийти к выводу, что в современной культуре человек стихийно и самостоятельно приобретает знания подобного рода. Зачастую он остается один на один с проблемой формирования представления о себе, и решается эта проблема прохождением длительного эмпирического пути, методом проб и ошибок. Целенаправленно ни один из общественных институтов (семья, школа, вуз, профессиональное сообщество и т.п.) не занимается этой проблемой. Человек почти всегда самостоятельно создает средства получения такого рода знаний, которые позволяют выстраивать свой образ в мире.

Выразительные средства создания внешнего облика, являясь одним из основных «внешне-внутренних» знаков в культуре, слабо используются (воспринимаются, понимаются и воспроизводятся) нередко даже представителями одной субкультуры. Их семиотическая сторона оказывается заданной объективным ходом развития современной культуры, но незамеченной и потому неосознаваемой человеком. Именно от знания и умения использовать подобные внешние средства во многом зависит, как он будет воспринимать себя и других, насколько успешно сложится его профессиональная и личная жизнь. Иными словами, важнейшее звено человеческой культуры остается невостребованным целыми поколениями, а, значит, общее знаковое пространство каждой личности является изрядно суженным.

Выход на проблему имиджа в истории западной цивилизации имеет место всякий раз, когда личность находится в центре познания. Это, конечно, Античность (Аристотель, Платон, Сенека и др.), Возрождение (Данте, Петрарка, Дж. Маннети, Леонардо да Винчи и др.), двадцатый век (многообразие личностных концепций в диапазоне от Ф. Ницше до 3. Фрейда, от Ф.М. Достоевского до В.В. Набокова, от М.М. Бахтина до К. Леви-Строса). Сегодня можно наблюдать особое состояние психологии, основанное на почти физическом ощущении необходимости разработки проблемы личности в соответствии с обретаемым, игнорируемым или трудно выстраиваемым ее имиджем. Целый ряд исследований, проведенных в последнее время (Л.К. Аверченко, Л.Ю. Донская, Е.М. Забазнава, Е.М. Зимачева, Е.В. Змановская, А.А. Калюжный, Ф.А. Кузин, В.А. Лабунская, А.Ю. Панасюк, В.М. Патлусова, Е.Б. Перелыгина, Е.А. Петрова, Г. Почепцов, Э.Б. Теймурова, А.П. Федоркина, Р.Ф. Ромашкина, И.А. Федоров, В.М. Шепель, В.Н. Футин и др.), также настойчиво убеждает нас в том, что мы живем в пространстве множественно оформляющейся Личности, для которой внешний имидж и внутреннее его содержание являются определенными координатами развития.

Проблема построения, оценки и сущности имиджа в отечественной психологии возникла сравнительно недавно, лишь в последнее десятилетие. Первоначально выбор исследователями области изучения имиджа определялся изменением политической и социальной ситуации в обществе. В результате объектом исследования становился преимущественно профессиональный имидж, а также имидж государственных и политических деятелей, бизнесменов, деятелей культуры и искусства. В данном случае имидж человека представлялся как средство достижения определенных политических, профессиональных и других целей за счет манипулирования общественным мнением. Используя во многом основания зарубежных теорий личности, отдельные отечественные психологи направили свое внимание на поиск психологических условий, обеспечивающих наиболее эффективное восприятие профессионального имиджа, а также создание определенного набора имиджей, соответствующих различным сегментам его потребителей. На основании основных закономерностей психологии восприятия и социальной психологии были выделены психологические механизмы формирования «позитивного» имиджа, однако зачастую создаваемый «идеальный» имидж не имел ничего общего с личностью заказчика, его убеждениями и ценностями.

Рассматривая имидж как сложный психологический феномен, как символический образ, возникающий в процессе социального взаимодействия, необходимо отметить, что процесс его

порождения имеет две стороны: во-первых, это процесс восприятия другими и декодирования созданного имиджа; во-вторых, это процесс моделирования внешних элементов, т.е. символической формы, самой личностью. Ограничение исследований только психологическими особенностями восприятия имиджа, без изучения закономерностей спонтанного и целевым образом задаваемого процесса создания ИИ, не позволяет сложить целостное представление о природе имиджа. Так, переломным моментом в исследовании имиджа стало возникновение направления исследований психологических условий формирования имиджа не с позиции результата восприятия специально созданного в процессе общения имиджа человека, а с позиции формирования имиджа самим человеком. Предметом этих исследований становится имидж как средство самовыражения, представления вовне индивидуальных особенностей человека. Об этом свидетельствуют результаты кандидатских диссертационных исследований за последние годы [54,151].

Но подобная смена предмета исследования - рассмотрение имиджа как результата деятельности субъекта - не привела к смене области исследования. Объектом изучения все еще остается профессиональный имидж (в понимании ИИ). Во многом подобное ограничение области исследования объясняется сложностью такого явления как ИИ личности. В результате, изучая имидж, исследователи все вместе с тем ограничивают человека его социальной, профессиональной и, довольно редко, половозрастной ролью. То есть процесс формирования имиджа сводится к выбору человеком какой-либо одной модели из нескольких «позитивных» профессиональных типов имиджа, наиболее соответствующего индивидуальности человека и приобретению основных навыков его создания. Таким образом, необходимо отметить, что, значительные результаты, полученные в области теоретических и эмпирических исследований профессионального имиджа, не позволяют представить целостную феноменологическую и сущностную картину ИИ.

В связи с этим актуальность исследования возможно обосновать следующим образом:

Во-первых, теоретико-психологический аспект заключается в том, что понятие имидж стремится активно завоевать понятийное пространство психологии и при этом, несмотря на усилия исследователей, особенно последнего десятилетия, продолжает во многом оставаться в границах обыденного понимания. Вместе с тем, принимая во внимание обширность накопленной фактологии, очевидно, что имидж есть момент личности, поэтому для построения общей теории развития личности необходима обоснованная и детальная ассимиляция этого понятия в категориальный аппарат психологии.

Во-вторых, анализ современной практики оценки и построения имиджа личности (профессионала, мужчины или женщины, подростка или взрослого и др.) показывает, что найденные формы поверхностной или глубокой психологической работы могут быть продуктивными, психологически насыщенными и действительно проблемными узлами преобразования личностной структуры. Отслеживание этого опыта и перевод его в область систематического психологического изучения позволяют квалифицированно осмыслить имеющиеся результаты.

В-третьих, даже моментальный взгляд на современную культуру отмечает чрезвычайную востребованность личности во всех общественных, профессиональных и интимных моментах бытия, фиксирует предельную обостренность проблемы внешнего и внутреннего в личности и

ее обиходе, констатирует необходимость разработки этических, эстетических и психологических нормативов зрелого ИИ.

В-четвертых, ограниченность научных исследований имиджмейкеров и психологов рассмотрением имиджа с позиции результата восприятия, полученного в процессе интерсубъектного взаимодействия, сводит сложную действительность становления ИИ к нахождению наиболее продуктивных технологий, обеспечивающих создание позитивного имиджа-образа, мнения, и не позволяет раскрыть истинную природу и генезис ИИ.

Таким образом, объектом исследования является спонтанное становление и систематическое формирование системы действий и понятий, обеспечивающей создание ИИ как особого вида ориентировки человека в себе, в своем личностном пространстве, в культурном окружении при помощи разнообразных внешних и внутренних средств.

В качестве предмета исследования выступили психологические условия обеспечения формирования ИИ.

В ходе исследования нами были выдвинуты следующие гипотезы, которые конкретизировались и уточнялись по мере прояснения психологических условий формирования ИИ;

  1. спонтанное становление ИИ в онтогенезе (в подростничестве, юношестве и зрелом возрасте) обусловлено возрастными и личностными возможностями человека;

  2. психологическими условиями формирования ИИ выступают: систематически реализуемая в формировании ориентировка испытуемого на содержание ИИ (костюм, макияж, речь, движение, поведение - в необходимом объеме, существенных понятиях и определенном порядке), на собственное развитие, на взаимодействие с участниками группы, в рамках которой происходит формирование ИИ.

  3. систематическое формирование ИИ связано с развертыванием личностного кризиса, проявляющегося в различных формах.

Цели исследования: определить психологические условия формирования системы действий и понятий, обеспечивающих создание ИИ, содержание, форму и генезис спонтанного становления и формирования ИИ.

Цели исследования в ходе конкретизации были подразделены на задачи.

Задачами теоретической части выступили:

  1. проследить генезис понятия имидж в гуманитарных науках и культуре, выявить содержание, структуру и функции имиджа;

  2. охарактеризовать генезис спонтанно становящегося ИИ;

  3. обосновать и разработать метод исследования ИИ в процессе формирования;

4) разработать и обосновать виды и формы обеспечения программы формирования ИИ.
Задачи экспериментальной части работы:

  1. в условиях пилотажных исследований выделить необходимые психологические условия формирования системы действий и понятий, обеспечивающей создание ИИ;

  2. апробировать экспериментальную схему формирования системы действий и понятий, обеспечивающей создание ИИ применительно к различным группам испытуемых;

3) развернуть экспериментальную схему формирования системы действий и понятий, обеспечивающей создание ИИ (проектную форму обучения) и в ходе ее реализации проследить тенденции и динамику развития ИИ.

Методологической основой нашего исследования явилась культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, теории и модели личностного развития его учеников и последователей, в том числе основным методом исследования стал видоизмененный и доработанный для формирования ИИ метод планомерно-поэтапного формирования, разработанный П.Я. Гальпериным.

Обоснованность, репрезентативность, валидность (внешняя и внутренняя) полученных данных определяются схемой экспериментального исследования, включающей множественный перебор состояний и уровней независимой переменной, а также результатами качественного и количественного анализа выделенных показателей формирования ИИ. Таким образом, варьирование экспериментальных задач на представительной разновозрастной и имеющей различную успешность в смысле создания ИИ выборке 249 испытуемых (из них -145 испытуемых, участвовавших в формирующих проектах: ученики школ города Сургута и подопечные в возрасте 12-56 лет; 104 испытуемых, участвовавших в констатирующих тестах), пре- и посттестовых заданий, использование вариативных методов исследования и метода планомерно-поэтапного формирования, статистическая (т-тест и ранговая корреляция по Спирману) и качественная обработка результатов позволяют констатировать обоснованность полученных результатов.

Научная новизна исследования заключается в том, что ИИ как результат ориентировки человека рассматривается в контексте спонтанной динамики и организованного формирования в разновозрастных группах (12-56 лет). Охарактеризованы условия формирования системы действий и понятий, обеспечивающей создание ИИ, состоящие из системы ориентиров (развернутой и отработанной, взаимосвязанной и целостной) в основной атрибутике имиджа (костюм, макияж, речь, движение, поведение), одновременного активного выстраивания личностной позиции в групповой работе в смешанной по половому составу группе. Выделены сензитивные возрастные периоды формирования ИИ: юношество и зрелость, когда уровень самосознания, обеспеченный культурным опытом и личностным развитием человека, позволяет не просто осваивать символику внешних средств (как в подростничестве), но и создавать целостный ИИ. Проанализированы этапы и тенденции становления ИИ в условиях организованного формирования.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в работе впервые в качестве объекта изучения ИИ выступает как результат ориентировки человека в своем личностном пространстве, в культурном окружении при помощи разнообразных внешних и внутренних средств; рассмотрены, реализованы и проанализированы психологические условия формирования ИИ, расширена сфера применения модифицированного метода планомерно-поэтапного формирования на сложную человековедческую область, раскрыты основания спонтанного развития ИИ в онтогенезе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в ходе исследования была раскрыта история проблемы ИИ, обобщена ценная информация о различных моделях построения ИИ в разные эпохи, что позволило создать курс «Психология ИИ», в течение 8 лет ведущийся на факультете психологии СурГУ для студентов и сотрудников. Разработана методическая

основа формирования системы действий и понятий, обеспечивающей создание ИИ, которая отражена в учебном пособии «Психология индивидуального имиджа», позволяющем студентам выстраивать образ психолога-консультанта и в дальнейшем иметь возможность применять эти знания для решения широкого спектра профессиональных задач. Положения, выносимые на защиту:

1. Психологическими условиями формирования системы действий и понятий, обеспечи
вающей создание и становящимися содержанием ИИ, являются:

система ориентиров (развернутая и последовательно отработанная в планомерно-поэтапном формировании, выступающая как взаимосвязанная и целостная) в основной атрибутике имиджа (костюме, макияже, речи, движении, поведении);

система ориентиров в личностном пространстве испытуемых, формой и итогом экспликации и осмысления которой выступает личностный кризис;

совместная деятельность испытуемых по созданию ИИ в групповой работе в контексте формирования и проектной формы обучения в смешанной по половому составу группе;

формирование мотивации на создание ИИ (внутренней или внешней) участника группы;

2. Сензитивным возрастным периодом для формирования ИИ является период юношества
- зрелого возраста, когда уровень самосознания, обеспеченный культурным опытом и личност
ным развитием человека, позволяет не просто осваивать символику внешних средств (как в
подростничестве), но и создавать целостный ИИ.

Апробация результатов работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры возрастной психологии МГППУ, на заседании кафедры общей и социальной психологии факультета психологии Сургутского государственного университета, окружной конференции молодых ученых и специалистов «Наука и образование ХМАО -XXI веку» (2002, 2005 гг.), в сборнике «Психология в образовании» № 7 (1999 г.), №16 (2002 г.). По теме диссертации опубликовано 9 научных работ и 1 учебное пособие для экспериментального курса «Психология индивидуального имиджа», представленного в данном исследовании.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, библиографии и приложений. Объем основного текста - 191 печатных страниц, содержит 54 таблицы, 30 графиков и 4 схемы, 3 рисунка. Библиография насчитывает 191 наименование. В приложении представлены протоколы хода экспериментального обучения, перечень задач и экспериментальных заданий для проектов «Психология индивидуального имиджа» и «Психология профессионального имиджа», результаты обследования испытуемых.

Личность и имидж в философии и культуре

Во многом трактовка понятия имидж определяется мировоззренческой позицией в отношении образа человека, преобладающей в обществе, культуре и науке. Развитие представлений о самостоятельном значении образа человека происходило в истории постепенно: от человека-гражданина к индивиду, от индивидуальности и личности к «человеку-функционеру» и далее. Со времен открытия письменности мы видим, что в каждой культуре, восточной или западной, современной китайским мудрецам или египетским жрецам, прекрасно знали, что человек в своей сущности это одно, а его личность - другое. Имидж - как внешне представленная сущность личности - открывался одновременно как культурная данность, результат неуемной индивидуальности и продукт субъективного восприятия наблюдателей. В любом случае, анализ кон текста основных этапов развития представлений об образе человека в философии, эстетике, педагогике, этнографии и культуре приводит нас к необходимости отделения внешнего и внутреннего в личности для более глубокого понимания соотношения этих трудно обособляемых моментов личности.

Исследование человека как универсального существа издавна выступает в философии как цель человеческой истории. По слова А.С. Арсеньева, «всю историю можно рассматривать как становление человека, т.е. как продолжающийся антропогенез, началом его следует считать возникновение рефлексии, то есть способность самого себя делать своим объектом (и целью), отделять себя от своей жизнедеятельности (и жизнедеятельность делать средством осуществления цели)» [14, с. 262]. Личность и картина такого мира, в котором личность могла бы осмысленно жить, ориентироваться, понимать и воспроизводить себя в этом мире, выступают продуктом обобщений, а в пределе - философией, направленной на воссоздание способности человека понимать и находить себя и свое место через знание и информацию, которые он имеет о мире. С позиций философии для человека характерно свободное, сознательно совершаемое действие в согласии с универсальной, всеобщей целью рода человеческого. А «идеал», идеальный образ человека рассматривается как представление об итоговом совершенстве человеческого рода. Он как образец, норма определяет способ и характер поведения человека или общественного класса, который включает в себя осознание того, что человек есть самоцель собственной деятельности. Необходимость наличия идеального образа человека объясняется философией следующим образом. Формирование подлинно человеческого в действующих и мыслящих индивидах определяется не только наличным порядком дел и вещей, но и ориентацией на такого рода идеальные образы и смыслы, которые всегда выходят за пределы конечных реализуемых в данное время целей и потребностей. Так, М.К. Мамардашвили [94] писал, что человек как бы. изначально призван непрерывно осмысливать и упорядочивать мир таким образом, чтобы осознавать и усваивать для себя подлинно человеческое, чтобы быть способным самого себя в мире всегда человеком чувствовать. Когда разрушается или исчезает идеальный образ человека, само понятие мира лишается осмысливающей его перспективы. Подобное ярко наблюдается в кризисные исторические периоды - при переходе от античного язычества к христианскому средневековью, переходе от Возрождения и Реформации к Новому времени и т.д.

В отличие от философии, сосредотачивающейся на проблеме смысла человеческого бытия, проблемой человеческого значения бытия и его многообразных проявлений занимаются этика и эстетика. В свою очередь «эстетический идеал» как объект изучения эстетики синтезирует представления о высшей гармонии и совершенстве в действительности и культуре, которые становятся целью, критерием и вектором деятельности человека. Любое явление оценивается путем его сопоставления с идеалом, формируемым путем отбора лучших этических и эстетических образцов. Так, каждая историческая эпоха в соответствии с доминирующими философскими и культурными концепциями выдвигала свое представление об идеале человека. В то же время идеал не совпадает с действительностью и является гиперболизацией лучшего в ней, домысливанием желаемого. Каждый шаг по пути прогресса рассматривается как совершенство вание и реализация этого идеала. Постичь идеал существующий (в прошлом или настоящем), а также предвидеть его хотя бы в общих чертах еще до окончательного оформления (в будущем) -таковы граничные задачи этики, эстетики, философии.

Становление представления в рамках европейской цивилизации о человеке-индивидуальности, уникальной личности является длительным процессом. По мнению К.Г. Юнга, «чем дальше мы в истории оглядываемся назад, тем более мы видим, как личность мало-помалу исчезает под покровом коллективности. А если, наконец, опустимся до первобытной психологии, то найдем, что там о понятии индивидуального и вовсе речи быть не может. Вместо индивидуального мы обнаруживаем лишь зависимость от коллектива и отнесенность к нему или «мистическое соучастие»... То, что мы разумеем под понятием «индивида», является сравнительно недавним завоеванием истории духа и культуры» [182, с. 37].

Еще на первых этапах антропогенеза человеку было свойственно стремление создать свой внутренний мир как единое целое с окружающим его миром. Наряду с этим человек начал создавать для себя определенные правила, нормы жизни, обычаи, формы табуации, мифы, занятия, которые не имели непосредственно биологического значения, а служили основой для преодоления биологического в себе, средством выделения себя из окружающего потока природы. Стремясь обозначить свою исключительность, отделить себя от животного мира, древние люди стали создавать и использовать внешние средства выражения - разнообразные способы украшения тела: татуировки, роспись по телу, аксессуары и украшения и др. Так, жители одного племени в бассейне Амазонки красили зубы в черный цвет, чтобы отличить себя от животных: «Ведь это у зверей зубы белые, а мы же - люди» [цит. по 14, с. 232].

Примерно такой же процесс мы можем наблюдать при переходе от символического к классическому искусству в Древней Греции и Древнем Риме. Подобное стремление выражалось порой в странных с позиции современных эстетических идеалов проявлениях: в использовании специальных аксессуаров, ношение которых в итоге изменяло пропорций тела (удлинение шеи, мочек ушей и др.). Появление групповых различий в сообществах первобытных людей, позволяющих провести границу между «Мы» и «не-Мы», идентифицировать себя со своим племенем, родовой общиной, обозначало первые проблески человеческого сознания как «со(-вместного)-знания». Человек, даже оставаясь наедине с самим собой, неизбежно решал проблему самоидентификации с членами своего племени, принадлежности к родовой общине, совпадения всех своих «особенностей» с допустимыми нормами, установленными сообществом.

class2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ СТАНОВЛЕНИЯ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ИМИДЖА В КУЛЬТУРЕ class2

Структура и принципы построения экспериментальной программы формирования индивидуального имиджа

Прежде чем приступать к экспериментальному исследованию психологических условий формирования ИИ, необходимо определить наиболее эффективный и адекватный метод исследования имиджа. Как мы уже отмечали в первой главе, современные теоретические исследования имиджа не позволяют представить целостную феноменологическую картину. Еще сложнее обстоит дело с выбором метода исследования ИИ.

Большая часть литературы, посвященной исследованию данной проблемы (отдельные монографии, кандидатские и докторские диссертации), представляет собой либо исследования политического или профессионального имиджа (т.е. одну из сторон ИИ), либо имиджа компании или корпорации. Рассматривая политический и профессиональный имидж как виды личного имиджа, исследователи используют срезовые методы: во-первых, методики, позволяющие выявить характеристики, динамику и оценку имиджа клиента реципиентами (опрос, анкетирование и др. социально-психологические методики); во-вторых, личностные методики для выявления наличия личностных характеристик в соответствии с профессиональными требованиями, методики, позволяющие оценить показатели привлекательности кандидата: психологические и морально-этические особенности, профессиональные качества и др.

Аналогичным образом представлены методы исследования имиджа компании: используются социально-психологические методики для изучения «внешнего имиджа» и позволяющие представить оценку имиджа компании [118, 127]. Примером может служить экспериментальное исследование роли образов персонажей в телевизионных рекламных роликах, констатирующее значимую корреляцию между семантическими образами персонажей и образами рекламируемых в этих роликах марок товаров (эксперимент Д.А. Леонтьева и Конарева, 1997). Исследование «внутреннего имиджа» компании предполагает использование методик, оценивающих имидж руководителя, сотрудников, помещения и их непосредственное соответствие корпоративной культуре, Миссии, Легенде предприятия. Экспериментальные исследования ИИ человека представлены значительно меньше. Для иллюстрации приведем два исследования. Примером изучения имиджа как фактора достижения социального успеха может служить исследование Е.А. Мальковой и Г.Г. Сорокиной [6]. Авторы, определяя имидж как целенаправленно формируемый образ кого-либо или чего-либо, предполагали доказать наличие взаимосвязи между имиджем, «мотивацией достижения успеха» и деловым успехом. Объектом исследования выступила проблема формирования имиджа, предметом - влияние имиджа на достижение делового успеха. Была сформулирована следующая гипотеза: формирование имиджа как важнейшего компонента делового успеха тесно связано с мотивацией достижения. Использовались методики: беседа и анкетирование, - позволяющие выявить преобладание мотивации достижения успеха или мотивации избегания неудач, склонность к риску (который положительно коррелирует с мотивацией достижения). Беседа проводилась по следующим направлениям: стремится ли человек к тому, чтобы поддерживать определенное мнение о себе при помощи соответствующей манеры одеваться, вести разговор, манеры поведения и т.п. Были получены такие результаты: 1) студенты с преобладанием мотивации достижения успеха демонстрировали более выраженную степень сформированности имиджа; 2) у студентов с низкой мотивацией наблюдалась и низкая степень сформированности имиджа [6].

На основании данного исследования авторы пришли к следующим выводам: создавая свой имидж, необходимо следить за внешностью, манерами, постоянно профессионально и личностно совершенствоваться; в качестве мотива создания имиджа лежит желание создать такую модель себя у других, которая способствовала бы достижению успеха; внешние характе ристики должны реально отражать внутренние; привлекательный для других образ, который не противоречит Я-образу человека, является инструментом для решения многих проблем: лично стных и профессиональных; имидж есть фактор достижения успеха, так как с помощью имиджа личность формирует мнение о себе, престиж фирмы и добивается успеха [Там же]. ы Анализируя накопившийся материал, описывающий специфику имиджа, следует выделить два направления исследований: первое (основное) - работы, описывающие исследование особенностей имиджа с использованием различных диагностических методов, второе - работы, направленные на поиск психологических условий формирования имиджа. Как показывают многочисленные психологические исследования, понимания природы того или иного явления невозможно достичь лишь путем срезовых методов. Понять причинно-следственные связи возможно, лишь изучая данное явление в становлении. В связи с этим возникает следующий вопрос: как психологи и имиджмейкеры видят процесс формирования имиджа?

Как мы уже отмечали в первой главе, что формирование имиджа в психологии понимается как процедура, направленная на создание позитивного мнения у определенной группы людей [114]. Решение данной проблемы зависит от целей, которые являются основополагающими при создании имиджа. В имиджелогии чаще конечная цель работы над имиджем состоит в повышении эффективности взаимодействия с людьми, составляющими аудиторию обладателя конкретного имиджа. Работа по созданию или преобразованию имиджа инициируется желанием создать такой образ, который будет способствовать субъекту-прообразу в достижении успеха. Для достижения этой цели - создания позитивного имиджа имиджмейкеры и психологи в своих практических действиях с заказчиками стремятся использовать наиболее продуктивные формы и методы обучения, тренинговой работы и др. Вопрос, каким образом современные имиджмейкеры, социологи, политологи и психологи создают эффективный имидж, имеет не только прагматический, но и глубоко теоретический смысл.

Анализируя стратегии формирования имиджа, существующие в имиджелогии, социологии, политологии и психологии, условно можно выделить два подхода, которые отражают этапы развития теоретических и методологических исследований имиджа. Первый подход предполагает обеспечение условий создания личного имиджа путем приведения наличного образа человека в соответствие с существующими положительными стереотипными общественными образами (существующими архетипами). Данные принципы работы используются при создании имиджа, ориентированного на восприятие: профессионального, политического, эстрадного и др. (классификация Е.Б. Перелыгиной). В процессе такого создания имиджа можно выделить 2 этапа: первый этап представляет собой выявление характеристик «идеального образа», востребованного «аудиторией», на которую рассчитан создаваемый имидж, второй этап - изменение образа конкретного человека в соответствии с этими характеристиками.

Формирующий метод и экспериментальный мониторинг при определении основных стадий и форм генезиса индивидуального имиджа

Как мы уже отмечали во второй главе, в обыденной жизни спонтанное становление ИИ в редких случаях проходит осознано и произвольно, но практически каждый человек так или иначе заинтересован в его развертывании и позитивном влиянии на окружение. У большинства участников проекта (ФГ1-ФГ2) на начальных этапах работы мотивация хотя и была внутренней, но сводилась к освоению новых средств создания собственного внешнего образа. Сложности возникали в результате того, что подростки, привыкшие в традиционном обучении осваивать теоретические понятия, были поставлены перед необходимостью самоанализа, рефлексии выполнения заданий и соотнесения предлагаемых внешних средств имиджа со своими личностными особенностями. Участниками проекта были младшие и старшие подростки, поэтому формирование внутренней мотивации происходило за счет их интереса к своему внутреннему миру, повышения самооценки участников.

Обеспечение полноты ориентировки в деятельности формирования ИИ. Результаты пилотажного исследования показали, что обеспечить всю полноту ориентировки в данном виде деятельности не представляется возможным в силу специфики деятельности создания ИИ как таковой. Думается, здесь можно говорить лишь об ориентировке в наиболее существенных моментах и этапах осваиваемой деятельности создания ИИ. Пилотажные исследования в организации ориентировки продемонстрировали, что при развертывании всего необходимого для первого успешного действия содержания мы почти неизбежно теряем мотивацию и целостность решаемой задачи. Уровень учебной деятельности подростков таков, что редко кто из наших испытуемых удерживал две-три учебных задачи одновременно.

Таким образом, работа в проекте строилась преимущественно по третьему типу ориентировки с удерживанием основных и существенных моментов осваиваемой деятельности; освоение деталей неизбежно относилось на период, когда общее и существенное уже частично оказывалось отработанным, хотя бы в небольшом ряду задач. На начальном этапе проекта участникам предлагалась схема ООД (Приложение 11, таблица 36), в которой были представлены: структура ИИ, основные этапы создания ИИ и выделены основные теоретические понятия, знание которых необходимо для грамотного создания ИИ. Дополнительно на каждом этапе участникам были предложены разработанные таблицы анализа системы имиджа (от античности до современных дней), в которых содержались основные маркеры и закономерности соединения внешних элементов имиджа. Кроме этого при создании ИИ с помощью различных внешних средств испытуемым предлагались дополнительные схемы ООД, проясняющие закономерности и алгоритм моделирования ИИ в зависимости от индивидуальных особенностей человека и целей создания имиджа. С помощью эффективного формирования системы понятий и действий, обеспечивающей создание ИИ, как мы полагали, испытуемые смогут расширить свою ориентировку в данной области и свободно создавать ИИ в соответствии с возникающими задачами, а экспериментатор проследить этапы становления этой деятельности.

Обеспечение формирования деятельности с заранее заданными свойствами. Необходимость предметного, логического и «психологического» варьирования проблемного материала позволяла использовать задания различного типа в сочетании с теоретическим материалом, анализом исторических и современных имиджей, моделированием имиджей в зависимости от характера ситуации и аудитории.

Обобщенность формируемой деятельности обеспечивалась:

варьированием материала (в проектах использовались тексты художественной литературы, рисунки, фотографии, музыкальные произведения, кинофильмы и др.);

варьированием форм творческой деятельности (представление имиджа другого человека или своего, инсценировка, анализ имиджей, планирование «идеального» имиджа, моделирование ситуаций, непосредственное создание ИИ и др.);

варьированием личностной позиции (клиент, имиджмейкер, критик и др.). Разумность формируемой деятельности, понимаемая как точное выделение нашими

испытуемыми предмета деятельности, обеспечивалась представлением последовательности всех видов подготовительных работ, необходимых для создания собственного ИИ. Обсуждение того, зачем нам нужно знать именно эту форму работы, именно это понятие, какую роль оно играет в процессе создания ИИ и т.д., выявляло актуальный уровень развития участников и давало возможность руководителю по необходимости планировать дальнейшую работу в соответствии с конкретными особенностями участников и психологическим климатом группы.

Сознательность как объяснение своих действий в процессе выполнения того или иного задания, как совместный анализ выполняемых действий, а также самоанализ. Обеспечение данного свойства достигалось в процессе выполнения заданий в материальной и материализованной форме. Выполнение домашних заданий по созданию того или иного имиджа и презентация его группе, анализ своего выбора, совместная деятельность по выбору гардероба в соответствии с типом телосложения, созданию целостного ансамбля, выполнение письменных работ («Автобиографии», сочинений «Я перед зеркалом» и др.) требовали от испытуемых объяснения, формулирования и обоснования своего мнения и правильности выполнения заданий.

Похожие диссертации на Психологические условия формирования индивидуального имиджа