Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психологические особенности преодоления страха смерти у старшеклассников с разными смысложизненными стратегиями Абдулгалимова Светлана Амираслановна

Психологические особенности преодоления страха смерти у старшеклассников с разными смысложизненными стратегиями
<
Психологические особенности преодоления страха смерти у старшеклассников с разными смысложизненными стратегиями Психологические особенности преодоления страха смерти у старшеклассников с разными смысложизненными стратегиями Психологические особенности преодоления страха смерти у старшеклассников с разными смысложизненными стратегиями Психологические особенности преодоления страха смерти у старшеклассников с разными смысложизненными стратегиями Психологические особенности преодоления страха смерти у старшеклассников с разными смысложизненными стратегиями Психологические особенности преодоления страха смерти у старшеклассников с разными смысложизненными стратегиями Психологические особенности преодоления страха смерти у старшеклассников с разными смысложизненными стратегиями Психологические особенности преодоления страха смерти у старшеклассников с разными смысложизненными стратегиями Психологические особенности преодоления страха смерти у старшеклассников с разными смысложизненными стратегиями Психологические особенности преодоления страха смерти у старшеклассников с разными смысложизненными стратегиями Психологические особенности преодоления страха смерти у старшеклассников с разными смысложизненными стратегиями Психологические особенности преодоления страха смерти у старшеклассников с разными смысложизненными стратегиями
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Абдулгалимова Светлана Амираслановна. Психологические особенности преодоления страха смерти у старшеклассников с разными смысложизненными стратегиями : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Абдулгалимова Светлана Амираслановна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2010.- 198 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-19/229

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Смысл жизни как базовая психологическая категория 14

1.1. Общетеоретические подходы к проблеме смысла жизни 14

1.1.1. Общенаучное понимание смысла жизни 14

1.1.2. Философские концепции смысла жизни 17

1.1.3. Основные психологические концепции смысла жизни 23

1.2. Проблема отношения к смерти в системе жизненных ценностей человека

1.2.1. Отношение к смерти как аксеологическая проблема 30

1.2.2. Отношение к собственной смерти и переживание страха смерти 42

1.2.3. Психологические аспекты проблемы смысла смерти 50

1.3. Определение смысла жизни и отношение к смерти в раннем юношеском возрасте 56

1.4. Этнокультурные и конфессиональные особенности отношения к жизни и смерти 69

1.4.1. Христианское понимание смысла жизни и смерти 69

1.4.2. Исламское понимание смысла жизни и смерти 72

1.4.3. Концепции смысла жизни и отношения к смерти, основанные на безрелигиозиом и атеистическом подходе к миру

Выводы по первой главе 76

Глава 2. Организация и методы исследования 80

2.1. Цели, задачи и гипотезы исследования 80

2.2. Описание выборки испытуемых 81

2.3. Методы и методики исследования 83

Глава 3. Эмпирическое исследование смысл ожизненных ориентации и отношения к жизни и смерти в раннем юношеском возрасте

3.1. Исследование смысложизненных ориентации в раннем юношеском возрасте

3.2. Данные корреляционного анализа 98

3.3. Изучение отношения к жизни и смерти в раннем юношеском возрасте

3.4. Методические рекомендации для учителей по преодолению экзистенциальных страхов

Выводы по главе 3

Заключение 135

Список литературы 137

Приложения 161

Введение к работе

Актуальность исследования. В современном обществе идет процесс становления новых жизненных ценностей, которые пока еще не полностью утвердились в общественном сознании и поведении людей. В связи с этим очевиден интерес к проблеме формирования ценностных ориентаций и смысложизненных предпочтений подрастающего поколения. При этом есть целый ряд ценностей, называемых в современных антропоцентричных науках экзистенциальными, особенности которых невозможно объяснить прямым воздействием на личность социальных, общественных, политических или экономических особенностей. Список экзистенциальных ценностей достаточно велик – это и любовь, и надежда, и милосердие, и смысл жизни. В рамках различных научных направлений (культурология, аксиология, психология личности, психология развития, психотерапия) описываются различные аспекты интенциальных проявлений личности, перечень которых зачастую очень разнится, в зависимости от авторской позиции исследователя. Однако почти все исследователя сходятся в том, что одна из наиболее влиятельных составляющих экзистенциальной сферы – отношение к смерти, которое возникает у каждого человека в самом начале его личностного развития и, трансформируясь на протяжении всей последующей жизни, оказывает значительное влияние на формирование как внутреннего мира, так и приоритетных способов взаимодействия с окружающим миром.

Наиболее разработанной, с психологической точки зрения, проблема отношения к смерти предстает в контексте современной теории страха и тревоги. В рамках экзистенциального подхода (А. Камю, С. Кьеркегор, Ж.П. Сартр, П. Тиллих, М. Хайдеггер, Л. Шестов) страх рассматривается как важнейшая характеристика человеческого бытия, имеющая непосредственное значение для существования человека, его определенная жизненная ценность, без актуализации которой невозможно объяснить систему жизненных ценностей личности. Различные авторы уделяют внимание преимущественно «смыслу» страха смерти, его месту в общей системе интегрированных, полимодальных ценностей в существовании индивида (А. Кемпински, Р. Мэй, Ф. Риман), обосновывая положительные аспекты страха, связанные с развитием «Я», в гуманистической психологии (А. Маслоу, В. Оклендер, Ф. Перлз, К. Роджерс), где страх рассматривается как негативный феномен, мешающий процессу самоактуализации личности из-за того, что он возникает при фрустрации, связанной с деформацией психологической безопасности (одной из базовых потребностей по А. Маслоу). Страх смерти и танатические тревоги порождают состояние неконгруэнтности (К. Роджерс), ощущение «неестественности» бытия в ситуации осознания его индивидуальной конечности, тревоги, порождаемой отсутствием понимания, (что же произойдет за этапом «здесь-и-сейчас»), и, как следствие, установки катастрофизации и деструктивные ожидания от эффекта «прерванной реальности».

В отечественной психологии представления о страхе смерти широко разрабатывались в рамках психиатрической проблематики (Б.Д. Карвасарский, А.М. Свядощ, Г.К. Ушаков) и в концепциях авторов, занимающихся проблемой функционирования человека в критических и экстремальных условиях, в ситуации стресса (Ц.П. Короленко, Л.В. Китаев-Смык, В.И. Лебедев, В.С. Мухина). Исследователи уделяли внимание преимущественно рассмотрению страха смерти, связанного с реальной угрозой потери жизни. В данном контексте страх рассматривался как феномен, обусловленный особенностью предметной ситуации, в которой оказался индивид, и подчеркивалась важность преодоления страха реальными действиями, которые обезопасят его от реально возникшей угрозы. В основе отечественных психологических концепций страха смерти практически всегда лежит конкретизация понятий страха и тревоги (В.М. Астапов, А.И. Захаров, А.М. Прихожан). При этом тревога понимается как недифференцированный, неопределенный феномен, связанный с предвосхищением угрозы; страх же интерпретируется как четкое отражение конкретной угрозы, непосредственно связанное с реальностью.

Однако в интерпретации отношения к смерти, того страха, который возникает у человека, осознающего этот феномен, есть еще один важный аспект, связанный с актуализацией смысла конечности субъектного бытия, с осознанием смерти на уровне личностного смысла. Личностная значимость становится доступна лишь на определенном этапе развития и качественно отличается по гамме переживаний от более раннего этапа (когда ребенок лишь открывает для себя мысли о смерти, регрессируя или вытесняя их из поля сознания) и более позднего периода в развитии (когда наши эмоции в какой-то степени «смиряются» с мыслями о конечности бытия и вырабатываются механизмы защиты от фрустрирующих воздействий данного страха).

В современной психологической литературе пока еще очень мало работ по анализу того, в какой степени особенности переживания страха смерти связаны с личностными ценностями человека на этапе ранней юности и как на это отношение влияет культурная, в том числе «этно» среда, в которой формируется личность в период ранней юности. Наблюдается также очевидный дефицит исследований технологий психолого-дидактического сопровождения преодоления страха смерти в период ранней юности, системы направленной фасилитации со стороны учителей по разрешению данного личностного кризиса как ценностно-смыслового барьера. Это порождает проблему настоящего исследования – выявление, в какой степени особенности и стратегии переживания страха смерти зависят от культурных, этнографических и смысложизненных ориентаций старшеклассников, и оценка возможности организации психолого-дидактического сопровождения старшеклассников в период преодоления данного ценностного кризиса.

Объект исследования – ценностно-смысловая сфера старшеклассников общеобразовательных школ.

Предмет исследования – переживание страха смерти как ценностно-смыслового барьера в период ранней юности.

Цель исследования – разработка психолого-дидактической системы преодоления страха смерти в раннем юношеском возрасте.

Цель исследования была конкретизирована в задачах:

  1. Проанализировать теоретические подходы к особенностям отношения к жизни и к смерти в раннем юношеском возрасте.

  2. Определить роль и место этнокультурного и конфессионального факторов в отношении человека к жизни и смерти.

  3. Эмпирически исследовать особенности смысложизненных стратегий и приоритетной направленности личности в раннем юношеском возрасте, соотнося эти особенности с различными стратегиями отношениями к смерти.

  4. Изучить взаимосвязь уровня самоактуализации в раннем юношеском возрасте с особенностями развития смысловой сферы и выявить особенности индивидуального переживания страха смерти в зависимости от уровня развития смысловой сферы.

  5. Эмпирически исследовать влияние этнического и полового факторов на отношение к жизни и смерти в раннем юношеском возрасте.

  6. Охарактеризовать особенности психолого-педагогического сопровождения преодоления страха смерти в раннем юношеском возрасте.

Гипотезы исследования:

1. В раннем юношеском возрасте переживание страха смерти выводится на уровень личностного смысла выступая как ценностно-смысловой барьер в определении приоритетов индивидуальной личностной траектории жизни.

2. Отношение к смерти в юношеском возрасте может квалифицироваться как осознанный страх в виде механизма воздействия на личность как символического аналога по эмоциональному воздействию реальной ситуации угрозы жизни

3. Отношение к смерти в раннем юношеском возрасте может иметь различия в связи с половой и этнической принадлежностью.

4. Отношение к смерти в раннем юношеском возрасте может иметь содержательные и мотивационно-динамические отличия в зависимости от индивидуальной смысложизненной стратегии рассматриваться как ценностно-смысловые барьеры в развитии личности.

5. Выявленные различия в отношениях к смерти у старшеклассников с различными смысложизненными стратегиями позволяют разработать систему индивидуального сопровождения учащихся по преодолению страха смерти как ценностно-смыслового барьера на данном этапе личностного развития.

Методологическими и теоретическими предпосылками исследования являются:

  1. Отечественные общепсихологические теории ценностно-смыслового развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Я. Рубинштейн, А.Г. Асмолов, И.В. Абакумова, Е.Ю. Артемьева, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, В.К. Вилюнас, В.П. Зинченко, В.А. Иванников, В.И. Слободчиков, В.В. Столин, Е.В. Субботский, О.К. Тихомиров, Д.И. Фельдштейн);

  2. Учение о закономерностях, движущих силах и сензитивных периодах развития школьников (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Гальперин, Давыдов, И.В. Дубровина, Л.В. Занков, В.П. Зинченко, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Т.П. Скрипкина, Е.В. Субботский, В.Д. Шадриков, Д.Б. Эльконин).

  3. Исследования переживания страха смерти в контексте различных философских и культурологических подходов (Дж. Голанд, Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбах, И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах).

  4. Концепции гуманистической психологии (А. Маслоу, В. Оклендер, Ф. Перлз, К. Роджерс), где страх рассматривается как негативный феномен, мешающий процессу самоактуализации личности.

  5. Психотерапевтические и танатерапевтические подходы к преодолению страха смерти (В.Ю. Баскаков, Е.Э. Газарова, В.В. Козлов, Н.Л. Кряжева, М.Е. Сандомирский, Е.В. Щеглова, Е.В. Шубина).

Методы исследования:

В работе было использовано несколько групп методов:

- теоретические, включающие анализ научно-теоретических, философских, психологических и педагогических источников по проблеме исследования;

- эмпирические, включающие тестирование с помощью комплекса психодиагностических методик и анкетный опрос. В экспериментальном исследовании были использованы: методика изучения смысложизненных ориентации (методика СЖО, адаптированная Д.А.Леонтьевым), опросники УСК и САМОАЛ;

- интерпретационно-описательные;

- методы математической статистики. При обработке экспериментальных данных был использован пакет программ SPSS 11.5 и Excel 97, с помощью которых были применены методы описательной статистики, проведен корреляционный анализ, вычисление средних, t-критерий Стьюдента, а также качественный анализ данных и способы графического представления результатов.

Надежность и достоверность полученных научных результатов обеспечиваются теоретической обоснованностью рассматриваемой проблемы, адекватностью используемых методов задачам, цели и логике исследования, корректностью подхода к поставленной проблеме, четкостью теоретической позиции общего замысла работы, применением методического инструментария, адекватного задачам исследования, сочетанием количественного и качественного анализов данных, сопоставлением результатов исследований различных авторов с данными, полученными в ходе эмпирического исследования, репрезентативностью выборки (474 человека), статистическими методами анализа полученных данных.

Основные этапы исследования. Диссертационное исследование проводилось с 2002 по 2009 годы и включало три этапа.

На первом, поисково-теоретическом этапе (2003-2005 гг.) осуществлялась теоретическая разработка проблемы на основе изучения философской и психологической литературы, определилась тема, объект и предмет исследования, его цели, гипотеза, задачи, методы, а также составлялся план эмпирического исследования.

На втором, экспериментальном этапе (2005-2007 гг.) разрабатывалась программа эмпирического исследования и определялась база его проведения. Формировался и разрабатывался банк диагностических методик исследования, осуществлялось конструирование анкетного опросника, проводился эксперимент.

На третьем, обобщающем этапе (2007-2009 гг.) были осуществлены анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, уточнены его основные положения, обобщены основные результаты теоретического и эмпирического исследования, сделаны выводы, завершено оформление диссертации.

Эмпирическая база исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились средние школы г. Ростова-на-Дону и г. Махачкалы.

Выборку исследования составили учащиеся раннего юношеского возраста (всего 474 человека). Из них - 237 человек - русские (90 юноши и 147 девушек); 237 человек - дагестанцы (93 юноши и 144 девушки).

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна:

Впервые страх смерти в раннем юношеском возрасте рассматривается как важнейшая характеристика человеческого бытия, имеющая непосредственное значение для существования человека, его определенная жизненная ценность, без актуализации которой невозможно объяснить систему жизненных ценностей личности и простроить индивидуальную жизненную стратегию. Страх смерти описывается в работе на ценностно-смысловом уровне, выводится на уровень личностного смысла как фактора, деформирующего представление о жизненном пути.

Впервые страх смерти в раннем юношеском возрасте рассматривается как ценностно-смысловой барьер, порождающий чувство затруднения и неадекватности постигаемого и невозможности прекращения индивидуальной личностной траектории жизни. Он трактуется как осознанный страх ввиду механизма воздействия на личность как символического аналога по эмоциональному воздействию реальной ситуации угрозы жизни.

Выявлено, что к раннему юношескому возрасту создаются предпосылки для проявления психологического новообразования — смысла жизни и смерти, под которым понимается концентрированная, описательная характеристика наиболее стержневой и обобщённой динамической смысловой системы, ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого. Понимание человеком смысла жизни и смерти напрямую связано с его личностными ценностями и субъективным мировоззрением.

Установлено, что отношение юношей и девушек раннего юношеского возраста к жизни и смерти имеет четко выраженные половые и этнические особенности и различается содержательно и по мотивационно-динамическим характеристикам. Представители дагестанской выборки оказывались в затруднительном положении при формулировании собственных представлений о жизни, смерти, счастье, о том, что их огорчает в жизни. Они продемонстрировали более низкий уровень рефлексии.

Выявлено, что юноши и девушки из дагестанской выборки склонны к религиозно-социальным трактовкам жизни, в то время как русские юноши и девушки дают более индивидуализированные ответы, чаще трактуя жизнь в качестве биологического явления, определенных эмоциональных переживаний и целей. Юноши и девушки из дагестанской выборки в большей степени склонны к переживанию обобщенного страха смерти, что обусловлено их религиозными установками. Русские юноши и девушки чаще испытывают страх смерти в конкретных ситуациях, связанных с возможной угрозой жизни.

Теоретическая значимость исследования:

- впервые описан генез отношения к смерти в контексте теории смысла и смыслообразования, показано влияние смысложизненных стратегий на специфику переживания страха смерти; результаты проведенного исследования отражают специфику содержания смысложизненных ориентаций в раннем юношеском возрасте, что расширяет имеющиеся представления о развитии смысловой концепции личности на определенных возрастных этапах развития;

- рассмотрены особенности отношения к смерти на разных уровнях онтогенетического развития как ценностно-смыслового барьера; показано, как отношение к смерти в юношеском возрасте оказывает влияние на внутреннюю картину мира, трансформируя понимание жизненных целей, сущности своего «Я», локус-контроля и иных важных составляющих смысловой сферы;

- дан анализ динамики представлений о жизни и смерти на протяжении развития человека в различных конфессиях; систематизированы накопленные в науке знания о значимости жизни и смерти для развития личности в целом; проанализированы взгляды на природу страха смерти в период ранней юности в зависимости от социокультурных и гендерных особенностей развития.

Практическая значимость исследования:

Практическая значимость работы обусловлена использованием ее результатов для решения задач, связанных с повышением эффективности процесса формирования смысложизненных ориентаций личности, с адекватным выбором методов педагогического воздействия на учащихся различных этнических групп и пола.

Исследование показало актуальность дальнейшей разработки поставленной проблемы, обусловленной необходимостью определения практико-ориентированных методов. Дальнейшая теоретическая и практическая разработка данной проблемы для массовой школы будет способствовать оптимизации психолого-педагогической поддержки учащихся старших классов, повышению эффективности воспитательных воздействий в школе и личностному развитию.

Теоретические данные и практические результаты работы также рекомендуется использовать в лекционных курсах и на семинарских занятиях по психологии развития психологии, этнической психологии и психологии личности в вузах.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и результаты исследования обсуждались и получили одобрение на заседании кафедры психологии Дагестанского государственного педагогического университета, заседании кафедры педагогики и педагогической психологии ЮФУ, на заседании педагогического совета Ростовского профессионально-технического училища № 78.

Результаты исследования докладывались на следующих конференциях: Региональная научно-практическая конференция, посвященная 75-летнему юбилею РГПУ, «Человек в меняющемся мире: пути конструктивного развития» (15-17 сентября 2005 г., г. Ростов-на-Дону); научно-практическая конференция «Перспективы создания Южного федерального университета – вуза инновационного типа мирового уровня» (26 апреля 2006 г., г. Ростов-на-Дону); Всероссийская научно-практическая конференция «Личность в условиях интенсификации интеграционных процессов: теоретические и прикладные проблемы» (19-20 декабря 2008 г., г. Махачкала); Всероссийская научно-практическая конференция «Психология и образование» (9-10 октября 2009 г., г. Махачкала).

Результаты исследования использовались автором при проведении лекционных занятий и курсов «Психология развития». «Педагогическая психология» в студенческих аудиториях ДГПУ, ЮФУ, курсах повышения квалификации работников высшей школы.

Положения, выносимые на защиту:

1. В раннем юношеском возрасте переживание страха смерти приобретает личностно-смысловую окраску, выводится на уровень личностного смысла как фактора, деформирующего представление о жизненном пути, выступая как ценностно-смысловой барьер, порождающий чувство затруднения и неадекватности постигаемого и невозможности прекращения индивидуальной личностной траектории жизни.

2. Отношение к смерти в юношеском возрасте оказывает значительное влияние на внутреннюю картину мира, трансформируя понимание жизненных целей, сущности своего «Я», локус-контроля и иных важных составляющих смысловой сферы, и может квалифицироваться как осознанный страх ввиду механизма воздействия на личность, как символический аналог по эмоциональному воздействию реальной ситуации угрозы жизни.

3. Отношение юношей и девушек раннего юношеского возраста к жизни и смерти имеет четко выраженные половые и этнические особенности и различается содержательно и по мотивационно-динамическим характеристикам.

4. Отношение к смерти представляет собой систему, основными эмоциональными и рациональными компонентами которой являются: степень принятия жизни и смерти, онтологическая защищенность, принятие себя, видение смысла, ответственность, стремление к росту, представление о смерти как переходе в другое состояние или как абсолютном конце. Данное отношение переживается в юношеском возрасте в форме ценностно-смыслового барьера, деформируя простаривание индивидуальной жизненной траектории, и его преодоление предполагает разработку направленной фасилитирующей программы.

5. Система индивидуального сопровождения преодоления страха смерти у старшеклассников должна быть представлена как направленная система моделирования последовательных тренингов преодоления страха в зависимости от этнических, гендерных и культурных особенностей

По теме диссертационного исследования опубликовано 6 работ общим объемом 3,6 п. л.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и рекомендаций, заключения, списка литературы из 210 источников, из которых 10 на английском языке и 4 приложений.

Общетеоретические подходы к проблеме смысла жизни

В современной психологии общепризнанно, что человек, как целостная система с разноуровневой иерархической организацией психических функций, процессов, свойств личности [11] включает в себя и определенную систему отношений к многообразию окружающего мира, которая не является постоянной для разных возрастных периодов жизни человека и на протяжении всей жизни находится в состоянии непрерывного динамического изменения. Данную систему отношений можно рассматривать как систему ценностей и жизненных смыслов, т.к. «проблема смысла ... - это последнее аналитическое понятие, венчающее общее учение о психике, так же как понятие личности венчает всю систему психологии» [98, с.287]. Это становится возможным благодаря тому, что понятие смысла соотносимо и с объективной, и с субъективной и с интерсубъективной (групповой, коммуникативной) реальностью, а также находится на пересечении деятельности, сознания и личности, связывая между собой все три базовые психологические категории [101,с.486].

Однако человек не может существовать в мире непосредственно данных смыслов, каждый раз перед ним должна быть перспектива более отдаленных идеальных целей, задающих перспективу всей его жизни [171], которые определяются сообществом, социальной группой, принадлежность к которой чувствует личность. Отсюда проистекает особое значение для человека смыслов жизни. Важнейшей методологической предпосылкой изучения смысла является положение о принципе единства аффективных и интеллектуальных процессов, образующих динамические смысловые системы как единицы исследования личности [42]. Кроме того, основополагающими для данного исследования являются идеи о том, что смысловой анализ человеческого поведения представляет собой путь развития духовной жизни человека [144], а личностный смысл выступает психологическим механизмом регуляции поведения [97].

Большинство современных наук о человеке обращались к проблеме смысла жизни на всем протяжении своего существования. В первую очередь необходимо назвать философские традиции, которые заложены в концепциях смысла жизни различных школ и направлений философии [Аристотель, Ф.Вольтер, И.Гердер, Г.Гегель, Дж.Голанд, П.Гольбах, Э. Гуссерль, Д.Дидро, И.Кант, Г.Лессинг, Дж. Локк, Платон, Ж.-Ж.Руссо, Сократ, Ф.Шеллинг, Л.Фейербах, И.Фихте, М. Хайдеггер, Эпикур].

Глубокий анализ проблемы смысла жизни как философской, религиозной и отчасти психологической категории осуществлен в работах А.Белого, А.Введенского, Б.П.Вышеславцева, Н.О.Лосского, В.Несмелого, В.Розанова, М.Тареева, Е.Трубецкого, С.Франка.

В отечественной психологии смысл изучался: как одна из основных категорий психологии [А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн], как центральная направленность личности [Б.Г.Ананьев В.И.Мясищев], как жизненная стратегия [К.А. Абульханова-Славская, Ю.М. Забродин, В.П. Зинченко, Б.А.Сосновский, В.В. Столин, М.Кальвиньо, М.К. Мамардашвили], как установка [А.Г.Асмолов, Д.Н.Узнадзе]; как эмоция - смысловая позиция - переживание [Л.И. Анцыферова, Ф.Е. Василюк, Д.А. Леонтьев, Е.Т. Соколова, А.В. Петровский, А.П. Цапкин], как смысловая регуляция деятельности, или произвольная мотивация [В.А.Иванников], как потребности личности [В.Г.Асеев, Б.С.Братусь, И.С.Кон], в парадигме относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» [И.И.Чеснокова, В.Э.Чудновский].

В зарубежных психологических исследованиях смысл рассматривался как процесс адаптации человека к воздействию внешних и внутренних факторов, в системе формирования универсальных ценностей и внутренней тенденции «стремления к смыслу» [А.Адлер, В.Франки, К.Хорни, К.Юнг). Смысл изучался в контексте достижения человеком состояния равновесия путем стремления к счастью, через процесс самоактуализации, свободный выбор собственных жизненных установок [Ш.Бюлер, А.Маслоу, Д.Оллпорт, Э.Фромм и др.]

В социальной психологии проблема смысла исследуется с позиций смысловой направленности личности как продукта бессознательного группы [С.К. Рощин], целеполагания [В.П. Тугаринов], интеграции личности через самосознание [Б.Д. Парыгин, Ю.А. Шерковин], достижения общности личности и группы [Г.М. Андреева. В.Н. Маркин], ценностных ориентации [А.В. Брушлинский, В. Виндельбанд, Г. Веккерт, А.Г. Здравомыслов, В.Б. Ольшанский, У. Томас, В.А. Ядов,], социальной установки [Б.Л. Архангельский, М.И. Бобнева, О.И. Зотова, К.К. Платонов]; социального представления [А.И.Донцов, Т.П.Емельянова, С.Московичи], высших ценностей [В.Д. Диденко, И. Ильин, А.И. Зипченко, В.Д. Попов, А.А. Ручка, П.В. Симонов, А.К. Уледов, В.Г. Федотова, И.Т. Фролов Г. Шпет, В.В. Щуклин].

Акмеология обращается к смысловой направленности развития личности в рамках комплексного структурно-функционального анализа профессиональной деятельности и труда [А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Е.М. Иванова, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, К.К. Платонов, и др.], повышения профессионального мастерства [О.С.Анисимов, С.А.Анисимов, А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, Л.Г.Лаптев, В.Г.Михайловский, Э.А.Манушин, И.Н.Семенов, Е.А.Яблокова и др.], мотивационно-смысловой направленности профессиональной деятельности [В.Г.Асеев, Г.А. Волковицкий, О.С. Гребенюк, А.К. Маркова, Б.А. Сосновский и др.]

Все перечисленные грани понятия «смысл жизни» необходимо учитывать в сложных условиях современной российской действительности. В результате продолжающихся экономических преобразований нашего общества, реформ в области образования и культуры происходит процесс становления новых принципов организации жизни и деятельности людей. В этих сложных условиях люди не всегда способны определить свою «нишу» в окружающем мире. Особенно остро эта проблема касается юношества, стоящего на пороге самоопределения. Кроме того, нынешнее время характеризуется снижением уровня культуры, образованности и духовности, несмотря на проводимые социальные реформы и преобразования. Это является основной причиной разрушения общечеловеческих ценностей и идеалов, жизненных ориентации [55].

Цели, задачи и гипотезы исследования

Цель исследования - изучить особенности смысложизненных ориентации и отношения к смерти в раннем юношеском возрасте.

Объект исследования - смысловая сфера личности в раннем юношеском возрасте.

Предмет исследования - психологические, половые, этнические детерминанты смысложизненных ориентации и отношения к смерти в раннем юношеском возрасте.

Гипотезы исследования:

1. В раннем юношеском возрасте переживание страха смерти выводится на уровень личностного смысла выступая как ценностно-смысловой барьер в определении приоритетов индивидуальной личностной траектории жизни.

2. Отношение к смерти в юношеском возрасте может квалифицироваться как осознанный страх в виде механизма воздействия на личность как символического аналога по эмоциональному воздействию реальной ситуации угрозы жизни.

3. Отношение к смерти в раннем юношеском возрасте может иметь различия в связи с половой и этнической принадлежностью.

4. Отношение к смерти в раннем юношеском возрасте может иметь содержательные и мотивационно-динамические отличия в зависимости от индивидуальной смысложизненной стратегии и рассматриваться как ценностно-смысловые барьеры в развитии личности.

5. Выявленные различия в отношениях к смерти у старшеклассников с различными смысложизненными стратегиями позволяют разработать систему индивидуального сопровождения учащихся по преодолению страха смерти как ценностно-смыслового барьера на данном этапе личностного развития.

В соответствии с целью и гипотезами в исследовании были поставлены следующие задачи.

1. Проанализировать теоретические подходы к особенностям отношения к жизни и к смерти в раннем юношеском возрасте.

2. Определить роль и место этнокультурного и конфессионального факторов в отношении человека к жизни и смерти.

3. Эмпирически исследовать особенности смысложизненных стратегий и приоритетной направленности личности в раннем юношеском возрасте, соотнося эти особенности с различными стратегиями отношениями к смерти.

4. Изучить взаимосвязь уровня самоактуализации в раннем юношеском возрасте с особенностями развития смысловой сферы и выявить особенности индивидуального переживания страха смерти в зависимости от уровня развития смысловой сферы.

5. Эмпирически исследовать влияние этнического и полового факторов на отношение к жизни и смерти в раннем юношеском возрасте.

6. Охарактеризовать особенности психолого-педагогического сопровождения преодоления страха смерти в раннем юношеском возрасте.

Объектом исследования стали учащиеся 10-11 классов общеобразовательных школ. Специальных критериев в подборе школ не существовало. При определении численности выборки мы руководствовались статистическими критериями репрезентативности выборки испытуемых. Для более детального рассмотрения изучаемой взаимосвязи выборка была разбита на подгруппы по половому и этническому признакам.

Общий объём выборки составил 474 человека, из них 288 девушек и 186 юношей.

Непосредственно участниками исследования стали учащиеся 10-11 классов г. Ростова-на-Дону и г. Махачкалы. В исследовании приняли участие учащиеся школы № 20 и 76 города Ростова-на-Дону и школ № 13, 18 и 42 города Махачкалы. Выборку исследования составили учащиеся раннего юношеского возраста (всего 474 человека). Из них - 237 человек - русские (90 юношей и 147 девушек); 237 человек - дагестанцы (93 юноши и 144 девушки).

Ростовская выборка составила 237 человек. Махачкалинская выборка составила 237 человек. Исследования проводились в течение 2004-2005 учебного года.

Мы выбрали следующие группы для проведения сравнительного анализа: во-первых, по возрастному признаку (474 человека); во-вторых, по половому признаку (288 девушек и 186 юношей); в-третьих, по этническому признаку (237 русских и 237 дагестанцев). Этапы проведения исследования. Диссертационное исследование проводилось с 2002 по 2009 годы и включало три этапа. На первом, поисково-теоретическом этапе (2003-2005 гг.) осуществлялась теоретическая разработка проблемы на основе изучения философской и психологической литературы, определилась тема, объект и предмет исследования, его цели, гипотеза, задачи, методы, а также составлялся план эмпирического исследования.

На втором, экспериментальном этапе (2005-2007 гг.) разрабатывалась программа эмпирического исследования и определялась база его проведения. Формировался и разрабатывался банк диагностических методик исследования, осуществлялось конструирование анкетного опросника, проводился эксперимент. Для изучения смысложизненных ориентации юношей и девушек использовалась методика «Тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО)» Д.А.Леонтьева. С целью изучения тенденций в локусе контроля личности использовалась методика исследования уровня субъективного контроля (УСК) Д.Роттера. Для изучения уровня самоактуализации личности использовалась методика САМОАЛ. Для изучения отношения к жизни и смерти использовался авторский опросник.

На третьем, обобщающем этапе (2007-2009 гг.) были осуществлены анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, уточнены его основные положения, обобщены основные результаты теоретического и эмпирического исследования, сделаны выводы, завершено оформление диссертации. Математико-статистическая обработка данных проводилась с помощью специализированного пакета прикладных компьютерных программ анализа данных: программы Excell 97 и пакетов SPSS 11.5, STATISTIKA 6.0. Были использованы методы первичной обработки - описательная статистика и метод вторичной обработки - корреляционный анализ. Также, с целью оценки достоверности отличий использовался параметрический критерий Стыодента.

Цели, задачи и гипотезы исследования

Метод корреляций помогает определить наличие связей или зависимостей между определенными показателями. Он показывает, каким образом одно явление влияет на другое или связано с ним в своей динамике.

В нашем исследовании был использован множественный корреляционный анализ с целью определения статистически достоверных корреляций между показателями, полученными в результате использования психологических методик.

Корреляционный анализ выявил 10 высокозначимых связей между основными показателями теста СЖО (таблица 5). Показатели ««Целей жизни», «Процесса жизни» и «Результативности жизни» составили устойчивый комплекс с высоким уровнем связей внутри комплекса. Значимые положительные связи «Процесса жизни» с другими составляющими смысложизненных ориентации, а также со шкалой осмысленности жизни говорят о том, что увеличение или уменьшение одного из показателей может привести к увеличению или уменьшению, соответственно и других. Корреляционный анализ показал, что все составляющие смысложизненных ориентации тесно взаимосвязаны друг с другом, т.е. с увеличением эмоциональной насыщенности жизни увеличивается и её осмысленность, и наличие целей в будущем а также повышается удовлетворённость самореализацией.

Таблица 5. Полученные результаты можно интерпретировать следующим образом: чем более осмысленны цели в жизни, тем более полной и эмоционально насыщенной воспринимается жизнь и тем выше удовлетворенность от достигнутых результатов.

В данный комплекс с высоким уровнем тесноты связи входят и показатели самоконтроля жизни, что может быть интерпретировано следующим образом: чем больше старшеклассники осознают себя как личность, способную самостоятельно строить, контролировать и управлять своей жизнью, чем более независимыми от социальных влияний они себя ощущают, тем выше эмоциональная и смысловая наполненность их жизни и выше удовлетворенность своей жизнью.

Корреляционный анализ выявил 28 значимых корреляционных связей между основными показателями теста СЖО и показателями УСК. Как видно из таблицы 6, показатели осмысленности всех трех временных локусов смысла («Целей жизни», «Процесса жизни» и «Результативности жизни» ) имеют устойчивую взаимосвязь с показателем общей иитернальности (ИО), что свидетельствует о том, что осмысленность какого-либо временного локуса субъективной реальности влечет за собой тенденцию принятия на себя ответственности за происходящие события в различных областях жизнедеятельности (области достижений, неудач, производственных отношений). где: ИО - общая интернальность; ИД - область достижений; ИН - область неудач; ИС - область семейных отношений; ИП - область производственных отношений; ИМ - область межличностных отношений; ИЗ - область здоровья. указаны только статистически значимые корреляции (р 0,05)

При этом показатель осмысленности локуса настоящего также коррелируют с высоким уровнем субъективного контроля в области семейных отношений (ИС) и області! здоровья (ИЗ). Данный факт лишний раз подтверждает положение представителей экзистенциальной психологии о значимости способности человека находиться в реальности «здесь и теперь». Наиболее сильные связи с показателями иитернальности были обнаружены временным локусом осмысленности прошлого («Результат жизни»). Следовательно, можно сделать вывод, что осмысленность своего прошлого придает человеку уверенность в себе при принятии ответственности за свое настоящее и будущее.

Значимые прямые корреляции шкалы «Локус контроля - жизнь» (имеющей высокие интеркорреляции с временными локусами смысла внутри теста СЖО) со всеми показателями уровня субъективного контроля подтверждают положение, что осмысленность прошлого, настоящего и будущего дает человеку убежденность в том, что ему дано контролировать свою жизнь, принимать ответственность за происходящие в ней события и воплощать принятые решения.

По мнению многих представителей гуманистической психологии, уровень осмысленности различных областей жизнедеятельности, а, следовательно, и принятия на себя ответственности опосредован фактором позитивной «Я-концепции».

Отсутствие связей между показателем включенности в производственные отношения (ИП) с показателями СЖО является фактически достоверным, так как на данном возрастном этапе юноши и девушки крайне редко включены в реальные производственные и профессиональные отношения, это скорее область отдаленного будущего.

Похожие диссертации на Психологические особенности преодоления страха смерти у старшеклассников с разными смысложизненными стратегиями