Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психологические факторы возникновения и преодоления игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте Гришина, Анна Викторовна

Психологические факторы возникновения и преодоления игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте
<
Психологические факторы возникновения и преодоления игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте Психологические факторы возникновения и преодоления игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте Психологические факторы возникновения и преодоления игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте Психологические факторы возникновения и преодоления игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте Психологические факторы возникновения и преодоления игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гришина, Анна Викторовна. Психологические факторы возникновения и преодоления игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Гришина Анна Викторовна; [Место защиты: Нижегор. гос. пед. ун-т].- Нижний Новгород, 2011.- 196 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-19/113

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Научно - теоретические подходы к исследованию проблемы психологической зависимости и игровой компьютерной зависимости 17

1 Современная концепция зависимого поведения 17

1.1 Категория психологической зависимости 17

1.2 Факторы риска возникновения психологической зависимости 24

, о 2 Психологические особенности младшего подросткового возраста 30

2.1 Индивидуально-личностные особенности развития 30

2.2 Социальные особенности развития 35

3 Категория игровой компьютерной зависимости 42

3.1 Анализ исследований, посвященных проблеме игровой компьютерной зависимости 42

3.2 Содержательные особенности компьютерных игр 49

3.3 Анализ работ, посвященных проблеме психологических факторов формирования игровой компьютерной зависимости 54

4 Анализ теоретических взглядов на проблему компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте 61

4.1 Исследовательские подходы к проблеме компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте 61

4.2 Последствия игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте 68

Глава 2. Методы исследования индивидуально-личностных и социально-психологических факторов игровой компьютерной зависимости 73

1 Методы диагностики компьютерной зависимости 73

1.1 Современные методы диагностики компьютерной зависимости 73

1.2 Диагностика уровня игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте 77

2 Описание диагностического комплекса исследования 85

3 Методы исследования индивидуально личностных факторов 89

3.1 Диагностика уровня интеллекта 90

3.2 Исследование самооценки 91

3.3 Исследование коммуникативных способностей 93

3.4 Диагностика склонности к риску 94

3.5 Исследование структуры субъектности 95

3.6 Диагностика уровня тревожности 101

3.7 Диагностика волевого потенциала 103

4 Методы исследования социально-психологических факторов 104

4.1 Исследование особенностей детско-родительского общения 104

4.2 Исследование особенностей общения младшего подростка со сверстниками 107

4.3 Исследование особенностей общения с референтной группой ПО

Глава 3 Анализ результатов исследования индивидуально-личностных и социально-психологических факторов игровой компьютерной зависимости. Разработка и обсуждение результатов проведения психолого-педагогической про граммы «Формирование психологической устойчивости младшего подростка игровой компьютерной зависимости» 112

1 Анализ индивидуально-личностных факторов игровой компьютерной за висимости 112

1.1 Данные диагностики уровня интеллекта 112

1.2 Данные исследования самооценки 115

1.3 Данные исследования коммуникативных способностей 118

1.4 Данные диагностики склонности к риску 123

1.5 Данные исследования структуры субъектности 124

1.6 Данные диагностики уровня тревожности 128

1.7 Данные диагностики волевого потенциала 130

2 Анализ социально-психологических факторов игровой компьютерной зависимости 132

2.1 Исследование особенностей детско-родительского общения 132

2.2 Исследование особенностей общения младшего подростка со сверстниками 135

2.3 Исследование особенностей общения с референтной группой 139

3 Формирование психологической устойчивости младшего подростка игровой компьютерной зависимости 142

3.1 Задачи и принципы программы психолого-педагогического сопровождения ребенка младшего подросткового возраста с высоким уровнем игровой компьютерной зависимости 142

3.2 Структура программы 153

3.3 Динамика игровой компьютерной зависимости младших подростков по результатам реализации формирующей программы 162

Заключение 169

Литература

Введение к работе

Исследование посвящено изучению психологических факторов игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте.

Актуальность темы исследования. Новая социально-экономическая среда, формирующаяся в России в результате рыночных преобразований, предъявляет больше требований к личности, ее социально-позитивной интеграции в общество. Это требование особенно актуально для детей и подростков, находящихся в условиях, лишенных ценностно-смысловых ориентиров и находящихся под угрозой постоянно увеличивающейся игровой компьютерной зависимости. Поэтому на всех уровнях процесса взаимодействия взрослых и детей должны быть заложены базовые знания и умения, которые не только позволят ребенку иметь направленность на созидательные действия, но и устойчиво проявлять свои позитивные качества.

Актуальность проблемы противодействия игровой компьютерной зависимости признана на государственном уровне. Исходные данные общероссийского мониторинга показали, что численность детей и подростков в возрасте 7-14 лет с различной степенью выраженности игровой компьютерной зависимости колеблется от 2% до 10% человек.

Сложившаяся ситуация требует экстренного поиска эффективных методов и средств по предупреждению игровой компьютерной зависимости, основанных на личностно-ориентированном подходе к каждому ребенку. Особую роль в способности и возможностях младшего подростка противостоять игровой компьютерной зависимости играют психологические особенности его личности, внутренние механизмы реагирования, взаимодействия с окружающими, адаптации к жизненным обстоятельствам.

Опыт показывает, что профилактика игровой компьютерной зависимости без учета психологического аспекта обречена на неудачу. Очевидно, это является одной из основных причин отсутствия действенных механизмов преодоления в младшем подростковом возрасте игровой компьютерной зависимости.

В настоящее время основное внимание исследователей при изучении психологических аспектов игровой компьютерной зависимости сосредоточено на поисках причин игровой компьютерной зависимости (Ю.В. Фомичева, А.Г. Шмелев, И.В. Бурмистров), факторов личностной предрасположенности к игровой компьютерной зависимости (О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский, А.В. Худяков, Ю.В. Староверова, М.С. Киселева, М. Коул, К. Янг и др.), а также психологических последствий игровой компьютерной зависимости для индивида (И.В. Бурлаков, М.С. Иванов, Г.М. Авилов, О.К.Тихомиров, О.Н. Арестова, А.Е. Войскунский).

Однако не выработано некой общей теории игровой компьютерной зависимости, требуют разработки диагностические средства ее изучения на разных возрастных этапах, недостаточно изучены индивидуально-психологические предпосылки игровой компьютерной зависимости на разных этапах онтогенеза.

На наш взгляд, исследование психологических особенностей игровой компьютерной зависимости приобретает особое значение в подростковом возрасте, когда возникает потребность в самопознании и самоопределении, интенсивно формируется межличностное общение со сверстниками и значимыми взрослыми, развивается логическое и теоретическое мышление, появляются качественные изменения в оценках сверстников, а также в отношениях со взрослыми.

На современном этапе развития психологии возрастные кризисы рассматриваются как нормативные, закономерные периоды жизненного цикла человека. Они являются переходными и выполняют функцию «разделителей» между стабильными периодами. Происходящие при этом изменения затрагивают различные уровни организации человека. В концепциях Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, К.Н.Поливановой возрастной кризис выступает как акт развития. Традиционным для отечественной психологии является анализ возрастного кризиса на основе возникающих в этот период психических новообразований и поведенческих реакций, называемых симптомами кризиса (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Т.В. Гуськова и М.Г. Елагина, К.Н. Поливанова).

Кризис развития — сложный объект для изучения. Методологические трудности, возникающие при исследовании возрастных кризисов, связаны с определенной условностью его границ, с большой вариативностью кризисной симптоматики у детей и подростков. Так, начало и специфика протекания кризиса зависят от индивидуальных особенностей ребенка, от структуры и стилей семейных взаимоотношений. Наступление кризиса связано также с выходом на определенный этап социализации, когда ребенку открывается новое представление о взрослости. Эти особенности необходимо учитывать при организации экспериментальных исследований.

Подростковый период - особый период в развитии личности, характеризующийся неоднородностью и фазностью протекания - от младшего к старшему подростковому возрасту: младший 10-11 лет, средний 12-13 лет, старший 14-15 лет (Д.И. Фельдштейн). В этот период происходят значительные изменения, характеризующиеся переходом на качественно новый уровень самосознания и развития личности.

В структуре подросткового периода младший подростковый возраст занимает особое место и традиционно считается благополучным с педагогической точки зрения. Однако в отечественной психологии многими учеными младший подростковый возраст считается критическим периодом развития. Л.И. Божович связывает возникновение данного кризиса с тем, что быстрый темп физического и умственного развития создает предпосылки для образования таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены в условиях недостаточной социальной зрелости детей этого возраста.

Степень сформированности личностных образований в младшем подростковом возрасте и их дальнейшее развитие во многом определяют жизненный путь индивида, являются фундаментом для возникновения новых образований личности.

Как следует из исследований Д.Б. Эльконина, К.Н. Поливановой, Г.А. Цукерман, данный возраст сложен тем, что является кризисным переходным периодом. Как уточняет К.Н. Поливанова, периодом, «не нашедшим своего места в культуре, а не в психологических теориях» и периодизациях, а Г.А. Цукерман этот возрастной промежуток 10-12 лет называет «ничьей землей».

Проблема влияния игровой компьютерной зависимости на психическое и личностное развитие младшего подростка изучена недостаточно. Анализ психологических исследований показал, что недостаточно проработан вопрос о психологических факторах, условиях и механизмах, определяющих особенности игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте.

Для выработки механизмов преодоления игровой компьютерной зависимости из ценностного сознания младшего подростка необходима долгосрочная комплексная система профилактики, направленная на воспитание личности ребенка в целом. Только комплексный подход с учетом факторов влияния психологических закономерностей на развитие ребенка может стать наиболее эффективным способом защиты от игровой компьютерной зависимости.

Этот подход должен базироваться на единой научно-практической платформе воспитания, объединяющей усилия как взрослых (родителей, педагогов, психологов, социальных педагогов, медицинских работников), так и самих детей.

Цель исследования: изучить индивидуально-личностные и социально-психологические факторы игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте, которые способствуют и препятствуют ее возникновению на данном этапе онтогенеза.

Объект исследования: психологические особенности развития личности младшего подростка с игровой компьютерной зависимостью.

Предмет исследования: индивидуально-личностные и социально-психологические факторы игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте и психологические условия ее преодоления.

Гипотеза исследования мы предположили, что возникновение игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте обусловлено сочетанием двух групп факторов: индивидуально-личностного, определяющего специфику психологического развития подростка в этом возрасте и социально-психологического, определяющего особенности взаимодействия младшего подростка со взрослыми и сверстниками.

Мы также предположили, что научно обоснованная профилактическая программа психолого-педагогического сопровождения ребенка младшего подросткового возраста позволит нивелировать негативные эффекты имеющейся игровой компьютерной зависимости и снизить риск возникновения более глубокого ее уровня.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены его задачи:

1. Провести теоретический анализ подходов к изучению проблемы игровой

компьютерной зависимости в отечественной и зарубежной психологии.

Определить психологическую сущность, содержание и структуру феномена игровой компьютерной зависимости.

  1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме игровой компьютерной зависимости младших подростков.

  2. Выявить психологические факторы возникновения игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте.

  3. Экспериментально изучить индивидуально-личностные и социально-психологические особенности младших подростков с игровой компьютерной зависимостью и без нее.

  4. Разработать и апробировать комплексную профилактическую программу психолого-педагогического сопровождения ребенка младшего подросткового возраста, позволяющую нивелировать негативные эффекты имеющейся игровой компьютерной зависимости, снизить риск возникновения более глубокого уровня игровой компьютерной зависимости, направленную на постепенное усложнение и углубление его самопознания, развитие позитивных социальных связей и отношений. Методологическую основу исследования определили: философские

аспекты понимания человека как активного субъекта, познающего и преобразующего мир и самого себя в процессе деятельности (С.Л. Рубинштейн, М.Я. Басов, Л.А. Венгер, И.С. Кон, Г.Г. Гранатов и др.); положения философско-аксиологических теорий, рассматривающих ребенка как высшую ценность и самоцель общественного развития (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, B.C. Мухина, А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, А.Г. Гостев и др.); положения отечественной психологии о причинах аддиктивного поведения (В.Ю. Завьялов, В.Я. Семке, Н.А. Бохан, А.И. Мандель, Ц.П. Короленко, Н.Л. Бочкарёва, Т.А. Донских, Е.П. Ильин); концепция психологической зависимости от Интернета (К. Янг); концепция субъектности (Е.Н. Волкова).

Теоретическую основу исследования составили: общепсихологические теории подросткового возраста (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.); существенное значение для подготовки настоящей диссертационной работы имели методологические работы отечественных и зарубежных авторов по проблемам игровой компьютерной зависимости: исследование психологических причин игровой компьютерной зависимости (Ю.В. Фомичева, А.Г. Шмелев, И.В. Бурмистров), анализ факторов личностной предрасположенности к игровой компьютерной зависимости, а так же психологических последствий игровой компьютерной зависимости для индивида (О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский, А.В. Худяков, Ю.В. Староверова, М.С. Киселева, М. Коул, К. Янг, И.В. Бурлаков, М.С. Иванов, Г.М. Авилов, О.К.Тихомиров, С. Бодкер, И.Г. Белавина, Н.А. Садовская, В.Д. Горский, С.А. Шапкин, Е.Е. Лысенко, Д. Гринфилд, К. Сурратт, О.В. Доронин, А.О. Прохоров, А.Е. Сережкина, А.Н. Моховиков, Л.П. Гурьева и др.).

Методы исследования:

теоретические методы (теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);

эмпирические методы (анкетирование, педагогическое наблюдение за учебной и внеучебной деятельностью младших подростков, тестирование, констатирующий эксперимент по выявлению индивидуально-личностных и социально-психологических факторов игровой компьютерной зависимости младших подростков, формирующий эксперимент и оценка его эффективности на основе количественного и качественного анализа его результатов);

для реализации задач экспериментального этапа исследования применялся диагностический комплекс, который включал в себя:

1. Методы диагностики индивидуально-личностных особенностей
младших подростков:

авторский опросник на выявление уровня развития игровой компьютерной

зависимости;

культурально очищенный тест Р. Кеттелла (CFT-2) для выявления

интеллектуального потенциала;

методика исследования самооценки по методу Дембо-Рубинштейна (С.Я.

Рубинштейн);

методика определения коммуникативных и организаторских способностей

КОС-2 (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов);

опросник склонности к риску СР-2 (А.И. Зеличенко, И.М. Карлинская, В.В.

Столин, А.Г. Шмелев.);

авторский опросник для младших подростков «Структура субъектности»;

опросник «Исследование тревожности» Спилбергера-Ханина;

тест-опросник «Диагностика волевого потенциала личности» (А.В.Зверьков,

Е.В. Эйдман).

2. Методы диагностики социально-психологических особенностей
младших подростков:

авторская анкета, выявляющая особенности детско-родительских отношений; социометрическая методика Дж. Морено; ванешнегрупповая референтометрия.

Статистическая обработка данных эмпирического исследования проводилась с помощью стандартных методов математической статистики, Т-критерия различий Стьюдента, методов корреляционного и регрессионного анализа данных. С целью обработки и анализа данных использовались интегративные пакеты анализа: MS Ecxel, STATISTICA и SPSS-13. Научная новизна исследования:

- проведен теоретический анализ личностных предпосылок развития
игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте, который
позволил определить, что игровая компьютерная зависимость возникает в
результате сочетания двух групп факторов: индивидуально-личностного и
социально-психологического;

- выявлены индивидуально-личностные факторы игровой компьютерной
зависимости в младшем подростковом возрасте: неадекватная, чаще завышенная
самооценка, повышенное стремление к риску и поиску острых ощущений, слабый

волевой потенциал, несбалансированное развитие параметров субъектности ребенка;

- выявлены социально-психологические факторы игровой компьютерной
зависимости в младшем подростковом возрасте, представляющие собой
совокупность особенностей детско-родительских отношений и особенностей
взаимодействия ребенка со сверстниками;

- выявлены сбалансированный и несбалансированный типы развития
субъектности в младшем подростковом возрасте;

- определены особенности развития субъектности со сбалансированным и несбалансированным типами ее развития в зависимости от степени игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте;

определено содержание психолого-педагогических условий, способствующих и препятствующих возникновению игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте. Теоретическая значимость:

конкретизировано содержание понятия «игровой компьютерной зависимости» как разновидности аддиктивного поведения, которое характеризуется чрезмерной и длительной фиксацией внимания на компьютерной игре, снижением или нарушением способности контролировать вовлеченность в данный вид деятельности, а также невозможностью быть самостоятельным и свободным в выборе поведения;

выделены и охарактеризованы уровни игровой компьютерной зависимости у младших подростков: естественный, компенсаторный, зависимый;

- разработана и реализована комплексная психолого-педагогическая
программа психолого-педагогического сопровождения ребенка младшего
подросткового возраста, позволяющая нивелировать негативные эффекты
имеющейся игровой компьютерной зависимости, снизить риск возникновения
более глубокого уровня игровой компьютерной зависимости;

выявлена позитивная динамика индивидуально-личностных особенностей младших подростков, противодействующих развитию игровой компьютерной зависимости, после формирующих воздействий, что подтверждает значение целенаправленного, научно обоснованного психолого-педагогического влияния на психическое развитие младшего подростка.

Практическая значимость работы определяется тем, что:

- экспериментально апробирован комплекс для диагностики степени
игровой компьютерной зависимости у младших подростков;

- разработан и валидизирован авторский опросник для диагностики уровня
игровой компьютерной зависимости у младших подростков;

адаптирована к младшему подростковому возрасту методика исследования структуры субъектности;

- разработана и реализована комплексная программа психолого-
педагогического сопровождения ребенка младшего подросткового возраста
позволяющая нивелировать негативные эффекты имеющейся игровой

компьютерной зависимости, снизить риск возникновения более глубокого уровня игровой компьютерной зависимости.

Основные положения, выносимые на защиту

  1. Игровая компьютерная зависимость в младшем подростковом возрасте - это разновидность аддиктивного поведения, которое характеризуется чрезмерной и длительной фиксацией внимания на компьютерной игре, снижением, а также нарушением способности контролировать вовлеченность в данный вид деятельности и несамостоятельностью в выборе поведения.

  2. Игровая компьютерная зависимость в младшем подростковом возрасте возникает в результате сочетания двух групп факторов: индивидуально-личностного, обусловленного психологическими особенностями младшего подросткового возраста и социально-психологического, обусловленного социальными и психологическими условиями жизни младшего подростка.

  3. Индивидуально-личностными особенностями возникновения игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте являются: неадекватная, чаще завышенная самооценка, повышенное стремление к риску и поиску острых ощущений, слабый волевой потенциал, несбалансированное развитие параметров субъектности ребенка (осознание способности к рефлексии; осознание свободы выбора и ответственности за него; понимание и принятие другого, осознание саморазвития). Социально-психологические особенности возникновения игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте представляют собой совокупность, обусловливающую детско-родительские отношения и характер взаимодействия ребенка со сверстниками.

  4. Комплексная профилактическая программа психолого-педагогического сопровождения ребенка младшего подросткового возраста, позволяющая нивелировать негативные эффекты имеющейся игровой компьютерной зависимости, снизить риск возникновения более глубокого уровня игровой компьютерной зависимости, должна быть представлена единством когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов и ориентирована на три группы субъектов: педагогические работники (учителя, психологи), члены семей учащихся и сами учащиеся. Надежность и достоверность полученных результатов обеспечивалась

исходными теоретическими концепциями, реализацией принципов и положений
современной психологической науки, репрезентативностью выборки
испытуемых, воспроизводимостью и содержательным анализом

экспериментальных данных, полученных на разных этапах исследования, использованием валидного и надежного психологического инструментария, корреляцией данных по взаимодополняющим методам исследования и привлечением корректных методов математической статистики.

Организация исследования. Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального

исследования, которое проводилось в несколько этапов в период с 2005 по 2011 гг.

В исследовании принимали участие 304 учащихся 5-6 классов общеобразовательных школ Н. Новгорода в возрасте 11-12 лет, из них 150 (49%) мальчиков и 154 (51%) девочки.

Этапы проведения исследования:

  1. Первый этап (2005-2007 гг.) - этап констатирующего эксперимента. На данном этапе осуществлялся поисково-теоретический анализ научно-методической, социальной, философской и психолого-педагогической литературы по теме исследования, изучались полученные исследователями факты по проблеме игровой компьютерной зависимости, уточнялись направления изысканий по избранной теме; изучалось состояние проблемы в России и за рубежом; разрабатывалась стратегия и тактика исследования, определялись методология и методы исследования. Проводилась опытная работа, которая включала в себя наблюдение за детьми с целью выявления их интересов; сформулированы цель, задачи и гипотеза исследования.

  2. Второй этап (2007-2009 гг.) - подготовка формирующего эксперимента. На данном этапе было проведено предварительное обобщение первых результатов опытов. Были определены материалы и методы исследования. Подобраны методические комплексы диагностики психологической зависимости, а также методы диагностики игровой компьютерной зависимости.

Описаны разработанные методики, позволяющие количественно определить уровень игровой компьютерной зависимости у младших подростков, а также параметры показателей субъктности для данного возраста. Определяется качество и надежность, разработанных диагностических опросников, на выборке из 304 человека, в числе которых 150 мальчиков и 154 девочки.

Выбрана экспериментальная база - школы, среди которых определены группы с разным субъективным отношением к компьютерным играм. Были подготовлены материалы для проведения эксперимента: конкретные методики.

3. Третий этап (2009-2011гг.) - анализ результатов исследования,
разработка и апробирование программы профилактики игровой компьютерной
зависимости для младшего подросткового возраста, внедрение программы
профилактики в практику общеобразовательных школ; доказательство
эффективности разработанной программы, литературное оформление
диссертации; формулирование основных выводов и рекомендаций.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и результаты проведенного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедр психологии развития и информатики и информационных технологий НГПУ, на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава НГПУ, на Всероссийской конференции «XX лет школьной и вузовской информатике» (Н. Новгород, 2005), на Международной научно-практической конференции «Право на детство: профилактика насилия над детьми» (Н. Новгород, 2007); на Международной научно-методической конференции «Информатизация

образования - 2008» (Краснодар, 2008), на Международной научно-методической конференции «Информатизация образования - 2009: многоуровневое и профильное обучение» (Волгоград, 2009); на X Международной научно-практической конференции «Система защиты детей от насилия: достижения и задачи развития» (Н. Новгород, 2010). По результатам диссертационного исследования опубликовано 7 работ, в том числе две работы в периодических изданиях, рекомендуемых ВАК РФ для публикации научных исследований, проведенных при подготовке кандидатских диссертаций.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка использованной литературы (149 источников). В диссертации 27 таблиц, 10 рисунков и диаграмм, 7 приложений. В приложениях приведены результаты первичной обработки данных и тексты разработанных опросников. Объем основного текста работы - 204 стр.

Индивидуально-личностные особенности развития

Изучением зависимостей занимается сразу несколько наук. К ним относятся психология, социология и медицина. На рубеже двадцать первого столетия на стыке этих наук образовалась новая - аддиктология или наука о зависимостях.

Аддиктология занимается изучением таких зависимостей, как наркотическая (включая токсикоманию), алкогольная, табачная аддикции, зависимость от пищи, денег, власти, компьютера, игр (включая азартные и компьютерные игры). Кроме того, исследуются трудовые зависимости, любовные и сексуальные зависимости, зависимости от людей, предметов и событий и многие другие.

В соответствии с этим зависимое поведение охватывает различные сферы: алкоголизм, курение, пристрастие к наркотикам, обильной еде, азартным играм, компьютеру, гиперсексуальность, подчинение групповому давлению, зависимость от семьи или конкретного человека. В современной психологической науке выделяется три основных направления в исследовании аддиктивного поведения. Первое направление изучает зависимость, связанную с употреблением психоактивных веществ (ПАВ). Данное направление является наиболее распространенным и разработанным. Здесь речь идет об алкогольной, никотиновой, наркотической и т. д. зависимостях, которые исследуются с точки зрения фармакологии психоактивных веществ [8,18,22,31,66]. А также связи химической зависимости с психологическими заболеваниями [53,54]; последствий внутриутробного наркотического воздействия [92]; методов обследования лиц, страдающих данными видами зависимости [53,59]; разработки способов и методов лечения [93] и психотерапевтического воздействия и психопрофилактики [38,59].

Второе направление изучает зависимость в контексте включенности индивида в социальную группу и акцентирование внимания на подверженность индивидуума групповому давлению, явлении конформизма и т.д. [80]

Третье направление ориентировано на изучение зависимости как особого рода связей с другим человеком в межличностных отношениях [45,67].

По результатам исследований данных направлений было выявлено, что в основе различных форм зависимостей лежат сходные психологические механизмы. Аддикция сопровождается сильными эмоциональными связями с другими людьми, с неодушевлёнными предметами или явлениями [45,54,67,92]. Аддикт не способен устанавливать адекватные отношения с другими людьми и одновременно стремится к ним, при этом реализует это стремление искусственным образом. Включаются механизмы самозащиты, самооправдания. В аддикте живут, не пересекаясь, две личности. Одна всё правильно понимает и рассуждает на логическом уровне, другая существует в эмоциональной плоскости с так называемым в психологии «мышлением по желанию» [38,80,92]. Именно она, вторая личность, всегда найдёт оправдание аддиктивному поведению и проигнорирует последствия, которые могут быть весьма опасными.

В последние годы отмечается значительный рост психологических зависимостей, разнообразие их форм и появление новых разновидностей [127,128]. Все типы зависимого поведения питает «мощная сила подсознания и придаёт им такие качества, как непреодолимость влечения, требовательность, ненасытность и импульсивная безусловность выполнения» [142, с.51].

Специфика зависимого поведения, заключается в том, что оно может включаться не только в структуру психологических девиаций и психопатологических расстройств, но и быть нормативным и даже гармоничным (например, трудоголизм). Различные виды зависимостей распространяются от адекватных привязанностей, увлечений, способствующих творческому или душевному самосовершенствованию как признаков нормы до расстройств зависимого поведения, приводящих к психосоциальной дезадаптации [132,133]. Поэтому аддикция это не всегда «признак патологической слабости, это и проявление фонтанирующей жизненной силы, нередко креативности и высокой поисковой активности, оригинальности. Люди стремятся к аддиктивному поведению, потому что оно позволяет достичь чувства внутреннего эмоционального контроля над психической беспомощностью» [98, с. 107]. По мере углубления зависимость во многих случаях предстает своей негативной стороной. Поэтому крайне важным в теоретическом и практическом плане является обнаружение различий патологических и непатологических форм зависимостей.

Привлекательность аддикции состоит в том, что она представляет собой путь наименьшего сопротивления [69,70,72,84]. Создается субъективное впечатление, что, обращаясь к фиксации на каких-то предметах или действиях, можно не думать о своих проблемах, забыть о тревогах, уйти от трудных ситуаций, используя разные варианты аддиктивной реализации.

Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что способ аддиктивной реализации из средства постепенно превращается в цель [70,84]. Отвлечение от сомнений и переживаний в трудных ситуациях периодически необходимо всем, но в случае аддиктивного поведения оно становится стилем жизни, в процессе которого человек оказывается в ловушке постоянного ухода от реальной действительности [69].

Аддиктивная реализация заменяет дружбу, любовь, другие виды активности. Она поглощает время, силы, энергию и эмоции человека, который оказывается неспособным поддерживать равновесие в жизни, включаться в другие формы активности, получать удовольствие от общения с людьми, увлекаться, расслабляться, развивать другие стороны личности, проявлять симпатии, сочувствие, эмоциональную поддержку даже наиболее близким людям [70].

В литературе при описании явления зависимости используются близкие по своей сущности понятия: привязанность, симбиотизм, тревожность, выученная беспомощность, конформизм [10].

В изучении зависимости в системе эмоциональных отношений значительное место занимает проблема соотношения зависимости и привязанности. Под привязанностью понимается поиск и установление близости с другим индивидом [45]. В основе привязанности лежат сильные эмоциональные связи, определяющие душевный и психологический строй личности (отношение к себе, к миру, творческие способности и т.д.), а так же удовлетворяющие потребности человека в любви, защищенности и безопасности [97,98].

Целенаправленное изучение феномена привязанности осуществляется в рамках двух основных направлений: психоаналитического и этологического. По мнению ряда авторов, проблема разграничения явления зависимости и привязанности сложна и запутана. Стремление к установлению близких эмоциональных отношений, присуще и привязанности и психологической зависимости. В этом родство этих феноменов. Некоторые психологи считают эти понятия синонимами и обозначают ими одно явление [133,137].

«Симбиотизм» - биологический термин, обозначающий два отдельных взаимодействующих организма (младенец и мать). Исследователями зависимой личности отмечается, что часто ее потребности в постоянном объекте и нахождении по близости с ним может перерасти в стремление к симбиотично-му отношению [45].

Анализ теоретических взглядов на проблему компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте

Проблема игровой компьютерной зависимости стала особенно актуальной на этапе бурного развития коммуникаций [21,26,56,65,79]. С появлением новых технологий компьютерные игры стали доступны в каждом доме, где есть компьютер. Распространение данной формы зависимости обуславливается проникновением компьютерных технологий во все сферы деятельности человека, а также развитием высокой реалистичности и сложности компьютерных игр.

Игровая компьютерная зависимость относится к той категории поведения, которая внешне не противоречит правовым, морально-этическим и куль-туральным нормам, но вместе с тем нарушает целостность личности, задерживает развитие, делает его односторонним и серьёзно осложняет межличностные взаимоотношения.

Данная форма психологической зависимости представляет собой новую форму зависимости, качественно отличающуюся от других нехимических форм зависимостей выходом на безграничные возможности виртуального пространства, спецификой физиологии нового процесса, своеобразным процессом восприятия и усвоения потока компьютерной информации [79,101].

Различные аспекты проблемы игровой компьютерной зависимости разрабатываются психологами сравнительно давно. Но вместе с тем, несмотря на имеющиеся фундаментальные разработки этой проблемы, психологические факторы, являющиеся причиной игровой компьютерной зависимости различных групп пользователей, относящихся к разным возрастным или профессиональным категориям, изучена мало.

Игровая компьютерная зависимость, не менее опасна в своем влиянии на человека, как, например, алкоголизм или наркомания. Коварство данной зависимости заключается в том, что она развивается относительно медленно, незаметно меняя личность, ее направленность и круг интересов [107]. По мнению ряда авторов, использование компьютера является альтернативой непосредственного средового окружения. «Компьютеры создают иллюзию товарищеских отношений без требований дружбы» [116, с.43].

По словам Е. Щепилиной компьютерную зависимость нужно рассматривать, как обычную поведенческую зависимость, наряду с такими, как игро-мания, трудоголия или пищевые зависимости. Спецификой данной зависимости является: непосредственная связь с компьютером, навязчивым желанием войти в виртуальное пространство и нежелание выходить из него. При этом происходит уход от реальности. Человек перестает выполнять функции, к которым он привык в обыденной жизни. И как следствие происходит социальная дезадаптация [116].

Самой простой формой игровой компьютерной зависимости является удовлетворение потребности в игре, когда игровая форма становится средством поддержания эмоционального равновесия. Однако игровая потребность, будучи по своей природе психологической характеристикой, может представать в более сложном виде и являться [51]: средством разрядки психо-эмоционального напряжения; средством чувственного наслаждения, выступающего как самоцель; средством общения, когда игра связана с коллективной формой общения, с выходом из одиночества; средством самоутверждения, когда представление о престижности компьютерных игр связано с соответствующим положением в коллективе; средством поддержания определённых привычек; средством компенсации неудовлетворённых потребностей личности (потребность в общении, родительской заботе и т.д.); средством награды или поощрения.

По результатам многочисленных исследований было выявлено, что у большинства игровых аддиктов без объективных причин снижен общий фон настроения [115,123]. При этом настроение не улучшается и после игры на компьютере. Этот факт качественно отличает игровую компьютерную зависимость от других форм психологических зависимостей. Игровые аддикты испытывают устойчивую потребность в игре, но вместе с тем не могут полностью удовлетворить ее, то есть находятся в состоянии фрустрации и сниженного настроения. В процессе игры их настроение существенно улучшается, у человека присутствуют положительные эмоции, сопровождающиеся подъемом настроения. Но после игры, то есть после выхода из виртуального мира настроение снова ухудшается, быстро возвращаясь на исходный уровень, оставаясь на нем до следующего "вхождения" в виртуальный мир [115].

Нередко высказывается мнение, что игровая компьютерная зависимость носит по большей части компенсаторный характер и представляет собой форму «эскапизма», бегства от реальности в другую - виртуальную - реальность. Благодаря тому, что в компьютерной игре создается иллюзия непосредственного воздействия на игровую реальность, последняя оказывается для некоторых игроков более привлекательной, чем обыденный мир с его сложностью и с его трудноразрешимыми проблемами [56].

Динамика формирования компьютер ной зависимости а затем идет на спад и опять же фиксируется на определенном уровне и остается устойчивой в течение длительного времени (рис. 1). формирования психологической зависимости от компьютерных игр [118]. Сначала идет этап адаптации, при котором человек «входит во вкус», затем наступает период резкого роста, быстрого формирования зависимости. В результате роста, величина зависимости достигает некоторой точки максимума, положение которой зависит от индивидуальных особенностей личности и средовых факторов.

Методы исследования индивидуально личностных факторов

Для диагностики уровня интеллекта испытуемых был выбран стандартизированный тест CF-2 - «Культурно-свободный тест интеллекта по Кеттелу» [100], включающий 4 субтеста по 12, 14, 12 и 8 заданий. Все задания имеют графическую форму. Время выполнения ограничено. Использован вариант для детей 8-12 лет и взрослых, не имеющих высшего образования. Тест предназначен для измерения уровня интеллектуального развития, независимого от факторов окружающей среды (культуры, образования и т. д.). Выбор данной методики обусловлен тем, что «Культурно-свободный тест интеллекта по Кеттелу» содержит задания, показывающие базовый уровень интеллекта. Этот тест создан на основе перцептивных заданий, в которых интеллект проявляется через восприятие. Среди заданий теста - задания на распознавание и продолжение закономерных изменений в рядах фигур и т.д.

Самооценка изучалась по методу Дембо-Рубинштейна [46]. Т. Дембо, сотрудница К. Левина, предложила использовать эту методику для исследования представления о счастье [46]. С.Я. Рубинштейн, классик отечественной патопсихологии, модифицировала методику Т. Дембо для исследования самооценки. В 70-м году был издан ее учебник по экспериментальным методам патопсихологии и опыту их применения в клинике с кратким описанием этой психодиагностической процедуры.

Для исследования коммуникативных способностей младших подростков была использована методика КОС-2 [34]. Шкалы: коммуникативные склонности и организаторские склонности. Коммуникативные и организаторские способности ребенка являются важными факторами для достижения успеха в области взаимодействия «человек — человек». Эта методика была выбрана из-за ее компактности, быстроты в проведении и в то же время достаточной надежности, валидности и достоверности.

Для диагностики склонности к риску был взят опросник «Склонность к риску» СР-2. Данный опросник разработан А.И. Зеличенко, И.М. Карлинской, В.В. Столиным и А.Г. Шмелевым [88]. Выбранное методическое средство для оценки склонности к риску отличается не только разными по содержанию рискованными ситуациями, но также и стратегиями поведения в условиях риска. Методика предназначена для прогнозирования поведения личности в ситуации неопределенности, которая побуждает выбирать осторожные или рисковые стратегии. Полезна в качестве дополнительного инструмента в диагностике мотивации достижения, власти и аффилиации. Методика также отличается компактностью, быстротой проведения при хорошей надежности, валид-ности и достоверности.

Показатели субъектности диагностировались с применением модифицированной версии опросника «Структура субъектности» для младших подростков, разработанной на базе опросника М. Пыжьяновой «Структура субъектности» для младших школьников. Тест содержит 24 утверждения, на каждый из которых следует ответить «да» или «нет». Если испытуемый затрудняется дать ответ на вопрос, то необходимо ответить «не знаю» или «иногда».

Для диагностики уровня тревожности испытуемых был выбран тест «Исследование тревожности» - опросник Спилбергера-Ханина [88]. Цель данного опросника заключается в оценивании уровней реактивной и личностной тревожности.

Диагностика волевого потенциала личности осуществлялась с применением теста-опросника «Диагностика волевого потенциала личности» (А.В. Зверьков, Е.В. Эйдман) [33].

Уровень игровой компьютерной зависимости для младшего подросткового возраста измерялся с помощью разработанного и адаптированного опросника «Уровень игровой компьютерной зависимости». Опросник содержит 22 вопроса с шестью вариантами ответов: «никогда», «редко», «иногда», «часто», «очень часто», «постоянно». За каждый из данных ответов испытуемому начисляется балл от 1 до 6 соответственно. Методики исследования факторов социального окружения:

Для диагностики особенностей общения младших подростков с родителями применялась анкета на выявление детско-родительских отношений. В соответствии с задачами нашего исследования актуальным является вопрос об отношении родителей к проблеме игровой компьютерной зависимости. К настоящему времени имеется множество диагностических процедур, направленных на выявление особенностей взаимоотношения младших подростков со своими родителями (фамилии), но при этом отсутствует методика, позволяющая ответить на поставленный вопрос. Поэтому нами была составлена соответствующая анкета, цель которой заключается в выявлении выполнения родителями своих обязанностей, а также, насколько часто родители балуют своих детей, покупая им компьютерные игры. Шкалы: коэффициент пренебрежения родителями своих обязанностей, коэффициент покупки компьютерных игр.

Содержание вопросов анкеты, их формулировка, последовательность и взаимосвязь отвечают следующим требованиям: вопросы способствует обеспечению эмпирической проверки гипотезы исследования, каждый вопрос выступает в качестве измерительного инструмента для получения необходимой информации, при составлении анкеты были учтены психологические особенности младших подростков.

Особенности общения с одноклассниками (статус и место в группе, отношение с одноклассниками) выявлялись с помощью социометрии по методике Морено [88].

Особенности общения вне школы определялись с использованием анкеты на внешнюю референтометрию, цель которой заключается в определении значимого круга людей школы. Шкалы: референтная группа респондента. Референтная группа - круг значимых других, мнения которых являются определяющими для личности и с которыми она - и в прямом контакте, и мысленно соотносит свои оценки, действия и поступки. Определение референтного круга является весьма важным в плане сбора информации о значимых для человека отношениях [88].

Данные исследования коммуникативных способностей

Исходя из полученных данных (табл. 20), можно сделать вывод, что к первой и второй статусным группам принадлежит большая часть младших подростков с высоким уровнем игровой компьютерной зависимости (93%). 1 и 2 статусная группы являются благоприятными группами. В целом эмоциональный климат всей группы можно назвать благоприятным, так как большинство детей оказывается в благоприятных (1 и 2) статусных категориях, в ней нет изолированных. Исходя из этого, можно сделать выводы о достаточно благоприятном статусном положении младших подростков, принадлежащих группе компьютерных игроков. Иными словами, такие дети желанны в системе межличностных отношений, другие дети испытывают по отношению к ним симпатию или нет.

Так же был проведен сравнительный анализ социометрического статуса отдельно мальчиков и девочек для выделенных групп младших подростков с разным уровнем игровой компьютерной зависимости.

Рассмотрев отдельно мальчиков и девочек (табл. 21), по определению социометрического статуса было выявлено, что в группе компьютерных игроков 68% мальчиков имеют первую статусную категорию (лидеры), что на 30 % больше, чем в группе не игроков (38 %); 24 % мальчиков группы компьютерных игроков относятся к предпочитаемым, а в группе не игроков их - 27 %; к третьей статусной категории относятся 8 % в группе компьютерных игроков и 35 % в группе не игроков.

Исходя из полученных данных, можно сделать выводы, что мальчики с высоким уровнем игровой компьютерной зависимости имеют более высокий социальный статус, по сравнению с мальчиками с низким уровнем игровой компьютерной зависимости.

Сравнив данные для девочек, в группе компьютерных игроков 67 % имеют первую статусную категорию, а в группе не игроков - 72 %; к предпочитаемым относятся 25% девочек первой группы и 22 % второй группы; третью статусную категорию (принебрегаемые) имеют 8 % девочек первой группы и 6 % второй группы.

Таким образом, среди девочек разных статусных категорий при переходе из группы с высоким уровнем игровой компьютерной зависимости в группу с низким уровнем игровой компьютерной зависимости значимых различий не обнаружено.

В учебном коллективе, дети (в основном мальчики), имеющие дома компьютер, которым родители часто покупают компьютерные игры, являются популярными. Стремление младшего подростка привлечь к себе внимание товарищей, заинтересовать их и вызвать симпатию может проявляться по-разному: это могут быть демонстрация собственных качеств - например, достигнутые результаты в компьютерной игре.

В любом мероприятии младшие подростки предпочитают быть деятелями, а не созерцателями. Они испытывают удовольствие при нахождении в собственном виртуальном мире, в который кроме них никто не имеет доступа. Отношения, проявляющиеся в игровой компьютерной деятельности, в значительной степени самостоятельны и свободны от непосредственного контроля со стороны взрослого. Это также привлекает младшего подростка. Необходимо отметить, что в самой компьютерной игре сами игровые отношения не проявляются. Компьютерные игры не воспроизводят социально - типические образцы поведения, отношения в виртуальном пространстве «бессубъектны» и заданы ребенку как некий шаблон.

Другой тип игровых отношений возникает «вокруг» игры, при обсуждении её сценария, достигнутых результатов, графики, звука. Психологический смысл общения ребенка сводится лишь обмену информацией, связанной с компьютерной игрой. В контексте этих отношений ребенок не осуществляет личностный выбор той или иной роли, он «примеряет» роль, навязанную компьютерной игрой.

Увлечение компьютерными играми превращается в самостоятельную и очень важную для подростков сферу жизни. Общение с товарищами -компьютерными игроками является притягательным и важным для младших подростков.

Следует отметить, что коммуникативные черты и стиль общения мальчиков и девочек, имеющих высокий уровень игровой компьютерной зависимости не совсем одинаковы. Мальчики общительнее девочек, они активнее девочек вступают в контакты с другими детьми, затевают совместное обсуждение компьютерных игр и так далее.

Различие между полами по уровню социального статуса не столько количественные, сколько качественные. Собственный успех в компьютерной деятельности значат для мальчиков больше, чем у девочек. Игровая компьютерная деятельность девочек выглядит более пассивной, зато более дружественной и избирательной. Мальчики тяготеют к экстенсивному, а девочки к интенсивному общению. Мальчики чаще играют в компьютерные игры, объединяются большими группами, обсуждают результаты. Девочки объединяются в малые группы - по двое или по трое.

Инстинктивное тяготение к сплочению, реакция группирования со сверстниками свойственна для младших подростков. В группе компьютерных игроков вырабатываются и апробируются специфические навыки социального взаимодействия. У таких детей имеется своя терминология, свой стиль в общении. 2.3 Данные исследования особенностей общения с референтной группой

Выполняя различные социальные функции, младший подросток становится членом многочисленных социальных групп, каждая из которых в определенной степени влияет на формирование сознания его личности. Личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей различных групп. Группа является "микросредой" формирования личности.

Мы рассматривали группы, состоящие из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях, а также на высокой эмоциональной вовлеченности членов в дела группы.

Особенности общения вне школы определялись с использованием анкеты на внешнюю референтометрию [88], цель которой заключается в определении значимого круга людей школы.

Похожие диссертации на Психологические факторы возникновения и преодоления игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте