Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ В РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 . Социологический подход к юности как фактору развития самосознания личности в зарубежной и отечественной науке 9
1.2.Проблема самосознания личности в раннем юношеском возрасте в трудах зарубежных и отечественных психологов 19
1.3 .Специфика этнического самосознания как элемента структуры самосознания личности 44
ГЛАВА II. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРУКТУРЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
2.1. Классические методы исследования самосознания личности в психологии 61
2.2.Методы исследования этнического самосознания личности, использованные,в настоящей работе 72
ГЛАВА III. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ В РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ В КОНТЕКСТЕ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ В ДАГЕСТАНЕ
3.1. Анализ результатов исследования этностереотипов старшего поколения Дагестана 82
3.2.Анализ результатов исследования этнического самосознания аварских и кумыкских юношей и девушек Дагестана в его соотнесении с этностереотипами старшего поколения 117
3.3. Результаты психодиагностики развивающейся личности: проективный метод депривации структурных звеньев самосознания 144
ВЫВОДЫ 189
БИБЛИОГРАФИЯ 194
ПРИЛОЖЕНИЯ 206
- Социологический подход к юности как фактору развития самосознания личности в зарубежной и отечественной науке
- Классические методы исследования самосознания личности в психологии
- Анализ результатов исследования этностереотипов старшего поколения Дагестана
Введение к работе
ВВЕДЕНИЕ
Проблема этнического самосознания весьма актуальна для многих стран мира и особенно для таких полиэтнических стран как Россия: здесь наряду с этносами, выступающими в роли нации, создавшей государство, имеются национальные меньшинства, находящиеся на различных уровнях социально-экономического развития.
Особое место в их среде занимают малые этносы, живущие в едином географическом пространстве и соединенные общей исторической судьбой. Отношения между ними в период их позитивного развития проявляются в принятии и лояльном сотрудничестве на «Вы», консолидирующем все «Они», но в период межэтнических катаклизмов отношения эти регрессируют и переходят в ярко выраженную антитезу: «Мы - Они». К таким этносам относятся народы Дагестана. Являясь редким геоисторическим явлением в мире, Дагестан представляет собой феномен лояльного взаимодействия и, одновременно, этнической консолидации более 30 коренных этносов,
Различия между этническими общностями, отражающиеся на уровне развития их этнического самосознания, в настоящее время проявляются в неоднозначной реакции на внутреннюю и внешнюю политику правительства вплоть до вооруженных конфликтов и широких сепаратистских движений. Огромное влияние подобных событий на обстановку в стране, трудности, связанные с прогнозированием их развития, заставляют обращаться к научно-аналитическому исследованию такого феномена как «этническое самосознание».
В настоящем исследовании этническое самосознание личности рассматривается в русле онтогенетической концепции В.С.Мухиной, согласно которой структура самосознания личности строится внутри порождающей ее системы - той общности, к которой принадлежит личность
Введение
и имеет неизменные звенья, выступающие внутренними факторами рефлексии ее отношения к самой себе и окружающему миру и содержательно развивающиеся в зависимости от производственных отношений, ценностных ориентации, обрядов, обычаев, вероисповеданий того или иного этноса.
Согласно В.С.Мухиной, структуру этнического самосознания составляют: идентификация с именем; особенности притязания на признание в традиционных и новых видах деятельности, через быт, обычаи, религию; половая идентификация, детерминированная стереотипными формами мужского и женского поведения, присущих этносу; психологическое время (прошлое, настоящее, будущее) конкретной личности и этноса, к которому она принадлежит; социальное пространство этнической личности, ее субъективно оцениваемые права и обязанности, которыми она обладает в системе национальных обычаев и традиций своей общности (В.С.Мухина, 1994, 1997).
Для изучения особенностей этнического самосознания дагестанцев мы выбрали аварскую и кумыкскую молодежь как представителей коренных, наиболее многочисленных и тесно взаимодействующих этносов Дагестана.
Актуальность исследования этнического самосознания молодежи Дагестана определяется, с одной стороны, теми процессами, которые происходят в современном мире, в России и Дагестане, а с другой стороны -особенностями развития личности в этом возрасте.
Молодые люди в раннем юношеском возрасте отличаются особой сензитивностью к социальным воздействиям. Этнические эмоции поднимаются у них на рациональный уровень и жестко фиксируются в сознании, а форма их существования - юношеский максимализм -делает их источником конфликтов.
Развитие этнического самосознания современной дагестанской молодежи происходит в сложнейших условиях интеграции исконного образа жизни и современной цивилизации; в условиях демократизации и
Введение
капитализации общества; в атмосфере войны и межэтнических конфликтов в сопредельных с Дагестаном регионах (Чечне, Азербайджане, Грузии); в мире вседозволенности, насилия и разгула преступности. Результатом всех этих процессов является напряженность сознания и снижение толерантности.
В этой связи особую значимость приобретает дифференцированное исследование этнического самосознания аварской и кумыкской молодежи, т.к. информированность и правильное уяснение поведения у представителей тесно контактирующих этносов могут позволить прогнозировать и своевременно устранить недоразумения и конфликты.
Необходимость научного исследования данной проблемы определили выбор цели и задач нашего исследования.
Цель исследования - выявить особенности этнического самосознания аварской и кумыкской молодежи.
Задачи исследования:
Проанализировать основные теоретические подходы к проблеме самосознания молодежи в зарубежной и отечественной психологии.
Изучить этностереотипы старшего поколения аварцев и кумыков и определить степень их влияния на этническое самосознание молодежи.
Провести сравнительный анализ особенностей этнического самосознания аварской и кумыкской молодежи.
Предмет исследования - особенности этнического самосознания аварской и кумыкской молодежи Дагестана; этностереотипы старшего поколения.
Объект исследования - юноши и девушки в возрасте 16-17 лет; мужчины и женщины в возрасте от 40 до 80 лет. Всего в исследовании приняли участие 1040 испытуемых аварской и кумыкской национальностей, из них 640 учащихся 10-11 классов средних школ городов и аулов Дагестана (обоих полов); 400 человек - представителей старшего поколения (обоих полов).
Введение
Определяя ход данного исследования, мы исходили из следующей гипотезы: содержательное наполнение структурных звеньев этнического самосознания аварской и кумыкской молодежи происходит под доминирующим влиянием эталонных образцов традиционного поведения -этностереотипов старшего поколения, содействующих поддержанию специфической ментальности: образов «дагестанского мужчины» и «дагестанской женщины».
Методы исследования. Целям и задачам нашего исследования отвечает следующий комплекс методов: включенное наблюдение; анкетирование (этнопсихологический опрос); психодиагностика развивающейся личности: проективный метод депривации структурных звеньев этнического самосознания (В.С.Мухина, К.А.Хвостов); контент-анализ, статистические методы обработки данных (корреляционный анализ, факторный анализ).
Достоверность полученных данных обеспечивалась совокупностью взаимоудостоверяющих методов, адекватных цели, объекту и предмету исследования методического инструментария, количественным анализом материала с использованием аппарата математической статистики, качественной интерпретацией и репрезентативностью выборки.
При выборе этносов для исследования учитывалась их численность, степень взаимодействия и представленность в масштабе республики. Исследование проводилось в разных городах и аулах аварских и кумыкских районов Дагестана в период с 1992 г. по 1997 г.
Научная новизна. В предлагаемой работе впервые в отечественной психологии предпринята попытка изучения особенностей этнического самосознания аварской и кумыкской молодежи, формирующегося в контексте взаимодействия исконного образа жизни этносов и современной русской и мировой культуры. Исследование дает возможность проследить влияние этностереотипов старшего поколения на содержательное наполнение
Введение
структурных звеньев этнического самосознания молодых людей, трансформирующих и поглощающих новые тенденции времени.
Прикладное значение исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы как конкретный материал для работы в многонациональных школах и вузах различных регионов страны; как материал для построения программы воспитания человека Планеты и гармонизации межэтнических отношений в молодежной среде.
Основные положения, выносимые на защиту:
Самосознание аварской и кумыкской молодежи развивается под доминирующим влиянием эталонных образцов традиционного поведения -этностереотипов старшего поколения, содействующих поддержанию специфической ментальности: образов «дагестанского мужчины» и «дагестанской женщины».
Особенности самосознания аварской и кумыкской молодежи обусловлены традиционным отношением к имени, спецификой притязаний на признание, наличием жесткой дифференциации полового воспитания и поведения.
Интенсивная направленность на этнокультурные ценности своей общности (язык, обычаи, обряды, религия) составляет основную особенность этнического самосознания аварской и кумыкской молодежи. При депривации ценностных ориентации «другим» этносом происходит выраженное фрустирование.
Апробация работы. Основные положения исследования нашли отражение в трех публикациях автора, в выступлениях на заседаниях кафедры психологии МПГУ и ДГПУ. Материалы исследования были использованы при чтении авторского спецкурса "Этнопсихология" на иностранном и филологическом факультетах ДГПУ. Основные положения и результаты исследования использовались в качестве семинара для преподавателей и при проведении консультаций для родителей и
Введение
старшеклассников Таркинскои школы № 19 республики Дагестан в 1996-1998 гг.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложений. Общий объем диссертации - 205 страниц. Список используемой литературы состоит из 191 наименования, в том числе 25 - на английском языке. Приложения включают в себя краткий историко-этнографический анализ условий развития этнического самосознания дагестанских народностей, в том числе аварцев и кумыков; описание обычаев, сохранившихся в Дагестане со времен язычества; таблицы, графики.
Социологический подход к юности как фактору развития самосознания личности в зарубежной и отечественной науке
Согласно социологическим исследованиям, молодежь как социальная группа появилась в Европе и в США примерно во время начала индустриальной революции (Оборонно В.И., 1990). Основной причиной утверждения ее в этом качестве было увеличение переходного периода от детства к взрослости, что связано с разделением труда в общественной жизни, с усложнением производственных отношений, удлинением необходимых сроков обучения. Переход к массовому обучению повлек за собой появление каникул, досуга и свободного времени.
Исследуя молодежь как особую группу, социологи стремятся дать ответы на вопросы: в чем ее специфика, и как особенности социального положения юношества как возрастной группы и юности, как специфического этапа социализации, влияют на развитие самосознания личности в юношеском возрасте. Иными словами, как эти два ряда процессов преломляются в самосознании личности.
Среди множества подходов, тенденций и школ, в зарубежной социологии, объединенных общей идеей социализации подрастающих поколений, можно выделить основополагающие, на наш взгляд, следующие концепции. Антропологическое направление в изучении социализации (Ф.Боас, Р.Бенедикт, М.Мид) сводит ее сущность к передаче культуры новым поколениям и освоению ее индивидами. Структурный функционализм (Т.Парсонс, О.Брим, Х.Уиллер, Д.М.Уайтинг, И.Чайлд и др.) получил воплощение в таких генеральных задачах социализации подрастающих поколений, как приспособление и конформизм. Концепция символического интеракционизма - теория ролей и социального научения - позволила американским исследователям ставить вопрос о возможности направлять социальное развитие ребенка (Ч.Кули, Дж.Мид, Э.Берн).
В социологической литературе 60-х годов XX века появилось понятие «беби-бум», означающее сенсационное увеличение молодежи в обществе. С увеличением числа молодежи в обществе сильно увеличивается число социальных противоречий и конфликтов, которые стали особенно острыми на фоне демографических изменений. Безработица, коснувшаяся значительной части молодежи, вызвала тревогу. Такие же острые социальные проблемы возникли в сфере образования, организации семейной жизни, досуга, усвоения социальных норм поведения и стиля жизни. Стало необходимо принимать в расчет вкусы, потребности столь значительной и трудоспособной части населения, как молодежь (Борисов И.Ю., Радзиховский П.А., 1989). Именно с этого времени социологическое направление доминирует в общей массе исследований, посвященных проблемам молодежи1.
Возраст ранней юности не всегда признавался в истории культуры как особый этап развития личности, ее самосознания. Не случайно некоторые ученые считают юность поздним приобретением человечества (Мудрик А.В., 1991). И поскольку процессы физического, психологического и социального созревания происходят неравномерно и разновременно, хронологические границы, определяющие юность от подросткового возраста и от взрослости весьма подвижны и определяются учеными по-разному (Кон И.С., 1979).
Физиологи считают, что юношеский возраст начинается с 17 лет и заканчивается у юношей в 22-23 года, а у девушек в 19-20 лет, а «социологов интересует не столько грань между отрочеством и юностью, сколько рубежи и критерии перехода к взрослости» (Кон И.С., 1979). Если обратиться к работам известных психологов, то бросается в глаза, что человека в возрасте от 14 до 21 года одинаково называют и подростком, и юношей. В англоязычной литературе переходный возраст от детства к взрослости связывается обычно с хронологическим возрастом от 10-12 до 23-25 лет и обозначается одним термином - «adolescence» (Толстых А.В., 1988).
Объектом нашего исследования являются юноши и девушки в возрасте 16-17 лет, период, который А.В.Петровский и И.С.Кон назвали «старшим школьным возрастом» или «периодом ранней юности».
Ранняя юность - это период завершения физического созревания человека, бурного роста его самосознания, формирования мировоззрения, выбора профессии и начала вступления во взрослую жизнь.
Самосознание в этот период юности приобретает новое наполнение: в структуре самосознания личности развивается сфера ее социального пространства, определяется признание своей сущности как носителя черт определенной этнической общности. Самооценка становится более развернутой, дифференцированной и фиксирует более или менее адекватно уровень психологической зрелости, который лежит в основе формирования этнического самосознания личности в раннем юношеском возрасте.
Молодые люди в раннем юношеском возрасте становятся все в большей степени субъектами формирования собственной личности, чем объектом воспитания.
В силу названных выше обстоятельств возраст ранней юности оказывается важным этапом развития самосознания личности, обусловливая интенсификацию процесса формирования ее этнического самосознания, которое представляет как бы «стержень» этнической личности.
В западной социологии можно выделить два основных подхода к исследованию проблем юности - функционалистский подход и подход в рамках «теории конфликтов» или «теории субкультур». Первый связан прежде всего с представлением о молодости как переходном периоде от детства к взрослости. Классическим изложением этого подхода является книга американского социолога С.Айзенштадта «От поколения к поколению» (Eisenstadt S.N., 1960). Согласно автору, во всех обществах дети должны пройти период социализации, чтобы достичь взрослого статуса, установить моральные устои общества, правила поведения, приобрести знания и навыки, необходимые для выполнения роли взрослых. Молодежная культура обеспечивает набор ценностей, подходов и норм поведения для адаптации во взрослом мире. Основная проблема молодежи сводится к маргинальности ее статуса (уже не дети, но еще не взрослые), а молодежная субкультура облегчает и устраняет соответственные напряженности и неопределенности этого периода жизни.
Функционалистский и субкультурный подходы в основе имеют общую теоретическую посылку: они рассматривают молодежные субкультуры как средство социальной адаптации — через создание своеобразного «буфера», («функционалистский подход») или через отрицание общепринятых ценностей и стереотипов поведения также в рамках различных объединений молодежи (субкультурная теория). В обоих случаях основным теоретическим средством осмысления юности как объекта изучения социологов является «молодежная субкультура».
Классические методы исследования самосознания личности в психологии
Психодиагностика самосознания традиционно направлена на выявление продукта самосознания - представления о себе. При этом допускается, а затем доказывается, что «Я-концепция» не просто продукт самосознания, но важный фактор детерминации поведения человека, такое внутриличностное образование, которое во многом определяет направление его деятельности, поведение в ситуациях выбора, контакты с людьми.
В области психодиагностики самосознания психологами используются основные традиционные и вновь разрабатываемые классы методик: стандартизованные самоотчеты в форме описаний и самоописаний (тест-опросники, списки дескриптеров, шкальные техники), . свободные самоописания с последующей контент-аналитической обработкой, идеографические методики типа репертуарных решеток, проективные техники, включая подкласс рефрактивных техник.
К настоящему времени силами в основном западных исследователей, создано около двух десятков популярных и широко применяемых методик, связанных с психодиагностикой эмоционально-оценочной подсистемы самосознания. При этом они используются в двух главных направлениях: феноменологическом и психоаналитическом.
Психоанализ как метод работы, ориентированный на неосознанное «нефеноменальное Я», опирается на предложенную З.Фрейдом иерархическую структуру психики человека. С самосознанием мы соотносим близкое по смыслу в теории психоанализа понятие «Я». Метод психоанализа представляет собой одновременно диагностическое и коррекционное средство и имеет дело с «Я» и его отклонениями.
З.Фрейд впервые попытался понять психологические процессы, лежащие в основе формирования отклонений в самосознании личности, Согласно З.Фрейду, «Я» находится под постоянным давлением либидо, с одной стороны, и требованиями реальности, с другой. Основная его функция - приспособление человека к окружающему миру, выполняемая с помощью механизмов защиты. Непродуктивное, невротическое поведение личности есть средство отклонений в ее самосознании. Причина отклонений, согласно теории психоанализа, в самой природе «Я», защитные механизмы которого скрывают от сознания личности истинную природу психологических феноменов. Отсюда суть метода - перевести неосознанное в факт сознания, приведя под наблюдение неудовлетворительные напряжения, скопившиеся в «Оно» с самого начала детства, являясь источником всех симптомов и ассоциаций человека. Цель метода - коррекция отклонения «Я» и восстановление его целостности.
Вопросами использования метода психоанализа в терапии детских неврозов занимались Ф.Дольто, М.Клейн, А.Фрейд, в педагогической деятельности - В.Шмидт. Основная трудность в применении детского психоанализа, по мнению А.Фрейда, - работа с родителями данного ребенка. Чтобы лечение было успешным, они сами должны обладать психоаналитическими знаниями.
Психоаналитический метод работы с самосознанием послужил источником создания Э.Берном метода анализа взаимодействий или трансакционного анализа, который успешно, как вид терапии, применяется многими специалистами. Известны попытки применения этого метода не только в работе с детьми, но и с их родителями. Трансакционный анализ у детей преследует те же цели, что и у взрослых, только в отличие от них, объяснение и выбор состояний Эго (Ребенок, Родитель, Взрослый), с позиций которых ведется общение, происходит через игру, различные модели. С более старшими детьми, начиная с 7-8 лет, используют «Эго-грамму»,
Дж.Дьюссей. Она базируется на функциональной модели трансакционного анализа. Детей знакомят с жизненными сценариями и техникой множества стульев. Как и психоанализ, трансакционный анализ через одну процедуру осуществляет и диагностику, и коррекцию детского самосознания (Кэмпбелл Р., 1992).
Исследователи, которые придерживаются феноменологического подхода, исходят из того, что невозможно понять и предсказать поведение человека, не изучив его сознательное восприятие окружающего и самого себя в этой окружающей действительности (Wylie R.C., 1961).
Это направление связано с диагностикой продуктов самосознания: самооценки (общей и частной) чаще по параметру адекватности-неадекватности и ее сторон: аффективной и когнитивной. Это наиболее представленная в науке группа методов. Приведем наиболее популярные и употребительные из них.
Шкала «Я—концепции» Теннесщ разработанная Х.В.Фитсом, представляет собой психодиагностический тест. Метод основан на многоуровневой концепции самосознания и построен таким образом, чтобы изучать пять следующих компонентов самосознания: 1) физическое «Я», 2) моральное «Я», 3) индивидуальное «Я», 4) семейное «Я», 5) социальное «Я».
Опросник предназначен для подростков, начиная с 12 лет и взрослых, содержит 90 пунктов на анализ «Я-концепции» и 10 пунктов на анализ шкалы лжи. Используется пятишаговая шкала ответов от «полностью согласен» до «абсолютно согласен». Каждое утверждение отнесено к определенной строке и столбцу. По строкам представлены: 1) самокритичность, 2) самоудовлетворенность, 3) поведение. По столбцам -пять указанных компонентов самосознания. К каждому из пяти компонентов самосознания составляют по девять негативных и позитивных предложений, характеризующий каждый из компонентов. Получается девяносто предложений, в дополнение к которым добавляются десять предложений, выражающих самооценку.
Испытуемому предлагаются предложения следующего типа: «Я привлекательный человек», «Мои друзья мне не доверяют», «Я хотел бы быть более настойчивым», «Я иногда сержусь», «Я понимаю свою семью как следует» и т.д. После чтения каждого предложения испытуемый отмечает на шкале, состоящей из пяти пунктов, степень соответствия предложений его истинной характеристике. Ответы фиксируются в таблице. Степень развития того или иного компонента самосознания зависят от того, какие предложения (позитивные или негативные) доминируют у индивида.
Существует консультативная (упрощенная) и клиническая формы опросника. Имеются данные по валидности и ретестовой надежности опросника, в целом свидетельствующие в пользу этого метода.
С помощью данного опросника можно выявить глобальное самоотношение (самоудовлетворенность) и специфические формы самоотношения к своему телу, к себе как моральному субъекту, к себе как к члену семьи и т.д. Опросник также позволяет дать дифференцированное заключение о самоотношении в отличие от содержательного аспекта «Я-концепции» (самоидентичности и дифференцирующие характеристики) (СтолинВ.В., 1987).
Анализ результатов исследования этностереотипов старшего поколения Дагестана
Включенное наблюдение. Настоящее исследование проводилось с октября 1992 г. по август 1997 г. в Дагестане. Целью нашего исследования было изучение этностереотипов аварцев и кумыков старшего поколения в возрасте от 40 до 80 лет, в связи с чем были предприняты поездки в ряд аварских и кумыкских районов (Бабаюртовский Буйнакский Гумбетовский, Гунибский, Карабудахкетнский, Каякентский, КизилюртовскиЙ, Тляратинский, Хасавюртовский), а также в города Буйнакск, Каспийск, Кизилюрт, Махачкала, Хасавюрт, в поселки Альбурикент, Карабудахкент, Ленинкент, Тарки.
В процессе исследования мы пользовались имеющимися в литературе сведениями по истории и этнографии аварцев и кумыков с соответствующими ссылками на них.
Перед тем, как приступить к анализу результатов нашего исследования, -необходимо отметить, что общественные внутриэтнические и межэтнические отношения существовали и складывались в Дагестане веками. На протяжении многих веков обычаи предков - адаты - имели силу закона и представляли огромный нравственный потенциал, объединяя и консолидируя все живущие в Дагестане народы. Адаты воплощают в себе самобытность и национальный характер всех дагестанских народов, отражают их общие интересы, исходят из одного корня, заключают в себе обобщенный, испытанный временем многовековой опыт и существенно влияют на развитие этнического самосознания дагестанцев. Так, по дагестанскому адату, гостеприимство - это одно из важнейших требований во взаимоотношениях. Дагестанцы всегда считали, что «Гость - посланник Аллаха» и что «Дом, куда не ходят в гости - несчастный дом». Гостю отводится почетное место, лучшая комната. Кроме радушия, пищи и крова, гостю, впервые переступившему порог дома, делают подарок. По традиции, дагестанцы более внимательны и снисходительны к гостю иной национальности, иной веры или языка. Их окружают особым почетом и уважением. Наши наблюдения совпадают с описаниями историка Н.Ф.Дубровина, свидетельствующими о древности и святости этого закона в Дагестане: «Бедный горец старается предоставить приезжему точно такие же удобства, какие можно иметь у богатого; то, чего у него нет, он попросит у соседа или родственника, так что вам кажется, будто все горцы одинакового состояния... Гость полный хозяин в доме... За столом хозяин только и заботится о том, как бы лучше угостить своих гостей»25. Обычаи дагестанского гостеприимства несут положительный заряд в нравственном воспитании молодежи.
Вторым и наиболее значительным обычаем считается уважение к старшим. К общим нормам уважительного отношения к старшему относятся: повиновение родителям и почтение к старшим, при входе пожилого человека - младший обязательно встает и уступает место; при появлении старшего прекращаются драки, азартные игры, курение; любой старший имеет право сделать замечание, если младший ведет себя недостойно, или дать ему поручение. Общественная роль старшего поколения в Дагестане всегда была велика. И сейчас ни одно значительное мероприятие в аулах не проходит без участия аксакалов - самых почетных и уважаемых стариков. Их считают хранителями народных традиций, обычаев, нравов, и именно старики оказывают колоссальное влияние на сохранение и воспроизводство этностереотипов. О древности этой традиции в Дагестане свидетельствуют описания древнегреческого географа и историка Страбона (1 в. до н. э.), который пишет, что у далеких предшественников дагестанцев -албанцев «обязанность жреца исполняет самый уважаемый человек после царя... Старость у албанцев в чрезвычайном почете, и не только родителей, а и прочих людей»26.
Путешественник XIX века К.Ф.Ган писал: «В наш век, когда в культурных странах молодые люди так мало уважают старших, весьма приятно видеть у этих «дикарей», с каким почетом молодежь относится к родителям и старшим вообще. Воля родителей для детей - священный закон, и если сын почему-то не может исполнить волю отца, то он сам налагает на себя руку».
Проявление доброты и внимания к старшим, независимо от их национальной принадлежности и вероисповедания, в Дагестане прививается с детства.
Общественную жизнь также регулирует закон взаимопомощи, известный у аварцев как «гвай» и у кумыков - «булкъа». Необходимость помочь соседу, односельчанину, оказать срочную безвозмездную помощь, моральную или материальную поддержку (уборка урожая, вспашка, постройка жилища, устройство свадеб, чесание шерсти и т.д.) заключает в себе высокие нравственные принципы, главный из которых - осознанное желание оказать бескорыстную помощь нуждающемуся. Традиция взаимопомощи распространяется на все сферы жизни и деятельности дагестанцев. Крайне обязательным считается ее соблюдение по отношению сиротам и семьям без кормильца, к семьям, которых постигло горе.