Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности этнического самосознания детей 6 - 10 лет в условиях межэтнического взаимодействия (На материалах исслед. детей рус., морд. и тат. этн. групп) Топоркова Жанна Викторовна

Особенности этнического самосознания детей 6 - 10 лет в условиях межэтнического взаимодействия (На материалах исслед. детей рус., морд. и тат. этн. групп)
<
Особенности этнического самосознания детей 6 - 10 лет в условиях межэтнического взаимодействия (На материалах исслед. детей рус., морд. и тат. этн. групп) Особенности этнического самосознания детей 6 - 10 лет в условиях межэтнического взаимодействия (На материалах исслед. детей рус., морд. и тат. этн. групп) Особенности этнического самосознания детей 6 - 10 лет в условиях межэтнического взаимодействия (На материалах исслед. детей рус., морд. и тат. этн. групп) Особенности этнического самосознания детей 6 - 10 лет в условиях межэтнического взаимодействия (На материалах исслед. детей рус., морд. и тат. этн. групп) Особенности этнического самосознания детей 6 - 10 лет в условиях межэтнического взаимодействия (На материалах исслед. детей рус., морд. и тат. этн. групп) Особенности этнического самосознания детей 6 - 10 лет в условиях межэтнического взаимодействия (На материалах исслед. детей рус., морд. и тат. этн. групп) Особенности этнического самосознания детей 6 - 10 лет в условиях межэтнического взаимодействия (На материалах исслед. детей рус., морд. и тат. этн. групп) Особенности этнического самосознания детей 6 - 10 лет в условиях межэтнического взаимодействия (На материалах исслед. детей рус., морд. и тат. этн. групп) Особенности этнического самосознания детей 6 - 10 лет в условиях межэтнического взаимодействия (На материалах исслед. детей рус., морд. и тат. этн. групп)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Топоркова Жанна Викторовна. Особенности этнического самосознания детей 6 - 10 лет в условиях межэтнического взаимодействия (На материалах исслед. детей рус., морд. и тат. этн. групп) : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 : Москва, 1996 223 c. РГБ ОД, 61:97-19/57-X

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Анализ исследований этнического самосознания в зарубежной и отечественной психологии и смежных науках.

1 Анализ исследований этнического самосознания в трудах зарубежных ученых 9

2 Анализ исследований этнического самосознания в трудах отечественных ученых 31

Глава 2 Методы исследований этнического самосознания .

1 Описание и обсуждение методов исследования этнического самосознания, используемого в психологических работах 56

2 Описание и обоснование методов изучения этнического самосознания в настоящем исследовании 62

Глава 3 Результаты исследования этнического самосознания детей.

1 Результаты исследования этнического самосознания детей проективным методом иконическои идентификации посредством этнографических портретов 71

2 Результаты исследования особенностей этнического самосознания детей проективным методом депривации структурных звеньев самосознания 85

Заключение 175

Библиографический список 777

Приложение

Введение к работе

Актуальность исследования определяется тем, что в силу исторического момента развития России отечественная психология получила социальный заказ - установить особенности формирования этнического самосознания в условиях межэтнического взаимодействия людей.

Обострение межэтнических конфликтов на территории бывшего Союза требует пристального изучения особенностей формирования этнического самосознания начиная с самых ранних этапов онтогенеза.

В психологии установлено, что с отображением в психике особенностей "своего" и "другого" этноса связаны детерминация поведения личности, ее эмоционально-оценочная сфера (К.П.Абульханова -Славская, В.С.Агеев, А.А.Бодалев, Ю.В.Бромлей, В. П. Левкович, В. С.Мухина, Б.Ф.Поршнев, Н. Г.Панкова, А.Г.Спиркин, Т.В.Таболина и др.). В последние десятилетия были проведены исследования, в результате чего получен богатейший фактический материал (А.А.Деркач, В.Г.Крысько, В.С.Мухина, Р.Нойман, Г.У.Солдатова и др.), подтверждающий важность межэтнического обособления для формирования этнического самосознания. Для нас особенно важны те из них, которые раскрывают механизмы идентификации со "своим" этносом и обособления от "другого" и их влияние на формирование этнического самосознания (Б.Ф.Поршнев, В.С.Мухина, Г.В.Старовойтова, Б.Г.Шулындин и др.).

Многочисленные исследования этнографов и этнопсихологов показали, что начало формирования этнического самосознания

приходится на детский возраст (6-Ю лет). Именно в это время начинают формироваться механизмы этнообъединительных и этноразграничительных представлений. Причем отмечено, что в районах со сложной этнической структурой формирование этнического самосознания идет быстрее (В.П.Левкович, В.С.Мухина, И.А.Снежкова, и др.), что обусловлено более интенсивным межэтническим взаимодействием.

В своей работе мы исходим из разработанного В.С.Мухиной положения о том, что характер межэтнических взаимодействий влияет на становление этнического самосознания всех этносов, проживающих в одном геоисторическом пространстве.

Цель настоящего исследования - выявление особенностей этнического самосознания детей 6-Ю лет в условиях межэтнического взаимодействия на материале русской, мордовской и татарской этнических групп в период обострения в России межнациональной напряженности (1992-1994гг). Реальный ход работы потребовал конкретизации цели исследования, которая заключается в изучении особенностей восприятия детьми "своего" и "других" этносов, а также особенностей этнического самосознания в условиях определенного проективного контекста, то есть в условиях депривации звеньев структуры самосознания сверстниками "своего" и "других" этносов.

Предмет исследования - особенности этнического самосознания детей 6-10 лет в условиях межэтнического взаимодействия.

Объект исследования - дети в возрасте от 6 до 10 лет русской, мордовской и татарской этнических групп, проживающие на территории Республики Мордовия. Всего в исследовании приняли участие 720 детей - 360 городских и 360 сельских, которые по национальному признаку (русские, мордва, татары) были разделены по 120 человек, а по половому - по 60 (мальчики и девочки поровну). Были определены 3 возрастные группы: 6-7, 7-8, 9-Ю

лет. Все они одинаково представлены в общей выборке (по 120 человек в городской и сельской группах, по 40 - в каждой

этнической группе и по 20 в каждой группе, выделенной по половому признаку).

Исследование проводилось с 1992 по 1995 год (сбор материала с 1992 по 1994 г.). В нем участвовали учащиеся 1-3-го классов средних школ г.Саранска (N 3, 20, 25, 32, 36, 39) и учащиеся 1-3 -го классов сельских школ (села Горяйновка, Кочкурово, Лямбирь, Подлесная Тавла, Старые Турдаки) Республики Мордовия, а также воспитанники детских садов г. Саранска (N 1, 2, 3, 53, 54, 83, 87, 89,) и сельских детских садов (села Большая Елховка, Кочкурово, Лямбирь).

Методологической базой исследования явились положение Б.Ф.Поршнева об этническом противопоставлении, как основном компоненте этнического самосознания и концепция структуры самосознания, разработанная В.С.Мухиной. Самосознание личности, согласно названной концепции, представляет такое в самой себе понятое единство, которое находит выражение в структурных звеньях самосознания. Самосознание личности в зависимости от культуры и этнической принадлежности человека имеет различное наполнение каждого звена.

Структурные звенья самосознания В.С.Мухина понимает как глобальные ценностные ориентации, соответствующие наиболее важным сферам ценностно-ориентационной деятельности личности в окружающем мире. Ценностно-ориентационная природа самосознания личности предполагает, что его отдельные звенья представляют собой не модули личности, а включены в целостную систему. Этническое самосознание, в этом контексте, понимается В.С.Мухиной как глобальная ценностная ориентация личности, пронизывающая все звенья самосознания.

Гипотеза исследования. Предполагается, что этническое

самосознание у детей 6-Ю лет в условиях межэтнического взаимодействия базируется на психологическом отталкивании, обособлении от этнического "другого", причем отношение к этническому "другому" коррелирует по степени близости - удаленности культур.

В соответствии с целями и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи.

  1. Определить особенность восприятия " своего" и "других" этносов у детей 6-10 лет русской, мордовской и татарской этнических групп, проживающих на территории Республики Мордовия.

  2. Выявить особенности этнического самосознания детей русской, мордовской и татарской этнических групп в условиях деп-ривации звеньев структуры самосознания со стороны "своего" и "других" этносов (проективная ситуация).

В соответствии с поставленными задачами были применены следующие методы.

  1. Проективный метод иконической идентификации, направленный на выявление особенностей восприятия "своего" и "другого" этноса, и выявление особенностей этнической идентификации (В.С.Мухина). Метод при сохранении теоретичсеских основ, представлял собой модификацию стимульного материала в виде этнографических кукол. В нашей модификации использовался стимульный материал в виде этнографических портретов мужчины и женщины трех исследуемых этносов.

  2. "Психодиагностика развивающейся личности: проективный метод депривации структурных звеньев самосознания" (В.С.Мухина, К.А.Хвостов).

Результаты психологических исследований обрабатывались методами математической статистики. Был использован критерий

X. Уровень значимости различий 10%

Этапы исследования.

  1. Теоретический анализ проблемы (1993-1994 гг.).

  2. Эмпирическое исследование этнического самосознания детей русской, мордовской и татарской этнических групп в условиях межэтнического взаимодействия (1993-1994 гг.).

  3. Анализ данных, полученных в результате эмпирического исследования этнического самосознания детей русской, мордовской и татарской этнических групп в условиях межэтнического взаимодействия (1994-1996ГГ.).

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются совокупностью взаимоудостоверяющих методов, проведением содержательного анализа результатов, полученных по репрезентативной выборке испытуемых, а также использованием методов математической статистики для обработки данных.

Научная новизна и теоретическое значение исследования заключается в том, что были установлены особенности этнического самосознания детей 6-Ю лет разных этнических групп в условиях межэтнического взаимодействия, а именно - в ситуациях депривации

звеньев структуры самосознания у детей наблюдается усиление межэтнического обособления которое коррелирует по степени близости - удаленности культур.

Практическое значение исследования связано с возможностью использования полученных нами данных для целенаправленной работы над коррекцией негативных образований этнического самосознания в деятельности социальных педагогов, практических психологов и других специалистов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Специфика этнического самосознания детей в возрасте 6-Ю

лет русского, мордовского и татарского этносов заключается в том, что в ситуациях депривации звеньев структуры самосознания у детей наблюдается усиление межэтнического обособления, проявляющееся в увеличении количества негативных реакций по отношению к "другим".

  1. В проективных ситуациях депривации сверстниками "своего" дети дают выраженные реакции агрессии. В случаях депривации сверстниками "других" этносов эта тенденция усугубляется, причем агрессивные проявления по отношению к "другим" этносам зависят (коррелируют) от близости - удалённости культур. К этносам с более близкой культурой дети более лояльны, чем к этносам с более отдаленной культурой (Критерием близости-удаленности культур служит близость традиций в обыденной жизни, общность религии, межэтнические браки).

  2. родтверждается сформулированное в возрастной психологии положение о том, что в ситуации депривации "своим" и "другими" этносами городские дети более агрессивны, чем их сельские сверстники.

  3. У мальчиков выражена тенденция к более высокой агрессии, чем у девочек. У девочек больше неадакватно-лояльных реакций, чем у мальчиков.

  4. Наибольшее количество правильных этнических самоидентификаций на основе фенотипических признаков отмечается у русских и татар. Выраженное предпочтение фенотипическим признакам "своего" этноса проявляют русские и татары. Мордва обнаруживают тенденцию к предпочтению фенотипических признаков русского этноса.

Апробация работы. Основные положения исследования нашли отражение в четырех публикациях автора, в докладе на второй научно-практической конференции молодых ученых Института развития личности РАО.

Внедрение в практику. Результаты исследования используются в работе практических психологов в школах Республики Мордовия, в спецкурсе и лекциях по возрастной психологии

- g -

Анализ исследований этнического самосознания в трудах зарубежных ученых

На основе изучения литературы по проблемам этнического самосознания нами были выделены следующие ключевые понятия:национальная душа (дух народов), этническая идентификация, этническое самосознание, этноцентризм.

Под национальной душой (духом народа) понималась некая духовно-нравственная субстанция т.е.сосредоточение идеальных прообразов или моделей национального бытия, которая первоначально проявляется в самосознании народа, а затем уже воплощается в процессах его жизнедеятельности.

Под этнической идентификацией понимается отождествление "Я" с этнической группой, представляющее собой аттитюд, характеризующий принадлежность личности к группе и позитивную ориентацию к членству в группе. Личная этническая идентификация осуществляется через психологическое отталкивание от этнического "другого".

Под этническим самосознанием понимается наиболее устойчивая сторона самосознания личности, которая формируется в процессе социального общения личности через отталкивание от этнического другого и представляет собой осознание личностью своих связей с данной национальностью и утверждение своего "я" в этих связях.

Под этноцентризмом понимается чувство принадлежности к определенной группе и гордость, происходящая от этой принадлежнос ти, а также "свойство этнического самосознания воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы, выступающей в качестве некого общего эталона". (168).

Понятие "духа народов" или "национальной души" было широко представлено у последователей концепции "духа народов", сформировавшейся во второй половине XIX в. в этнопсихологии, известной под названием психологии народов. Эта концепция нашла свое отражение в трудах И.Канта, И.Фихте, Г.Гегеля, Г.Бокля, Г. Штейнта-ля, M. Лацаруса, Г. Ле Бона, А.Фулье, В. Вундта и др.(29, 32, 111,119) Основная ее идея - представление о народе (нации) как автономном "историческом индивидуме", носителе особой формы человеческого духа со строго определенными законами саморазвития и языковым статусом.

Рассматривая национальное самосознание, национальные-чувства как особые свойства "национального духа", Г.Гегель пытается объяснить "духовные расовые различия человеческого рода равно как и различия между национальными духами". (32, с.63) Причины национальных различий и конфликтов Г.Гегель искал не в социально -экономических отношениях , а в самой природе человека."В-себе-и -для-себя-сущий" (32, с.39) национальный дух в "Философии истории" Г.Гегеля мистифицируется как некое неизменное существо, об-ладающее внешними силами. Это "дух создающий из себя наличный действительный мир, который в данное время держится и существует в своей религии, в своем культе, во всех своих учреждениях, в своих делах.Это есть его дело - это есть этот народ". (32, с.71) Отсюда следует,что исторические судьбы народов заранее предопределяются тем, какими специфическими духовными качествами наделила их природа в самом начале. Эту "неизменность" природы национальной души Г.Гегель связывает с неизменностью климата, рассматриваемого им как основной фактор, определяющий характер и состояние национальной психологии. "Неизменность климата , всей совокупности свойств и особенностей страны, в котором та или иная нация имеет свое постоянное местопребывание,способствует неизменности ее характера". (32, с.76)

Г.Штейнталь и М.Лацарус утверждают, что национальные чувства, национальная воля обеспечивают единство "национального духа", являясь вечными неизменными субстанциями. А "развитие духа более зависит от своей внутренней причины".(119)

Описание и обсуждение методов исследования этнического самосознания, используемого в психологических работах

Исследования психологических особенностей этнического сознания и самосознания осуществляются с помощью различных методов. Мы уже отмечали в первой главе, что в зарубежной психологии ис-пользуются бихевиористкая, интеракционистская, когнитивистская и психоаналитическая методики для исследования различных сторон этнического самосознания - самоконцепции, социальной идентичности, первоначальной идентичности и эго-эдентичности.

Исходя из задач исследования, мы можем выделить следующие широко используемые группы методов изучения этнического самосознания, позволяющие с достаточной эффективностью получать необходимый фактический материал. Это: 1 - включенное наблюдение, 2 -анкеты, интервьюирование, опросники, 3 - рефлексивные самоотчеты в форме описаний и самоописаний, 4 - проективные методы.

Обратимся к описанию названных групп методов.

Включенное наблюдение - классический метод психологии, заключающийся в целенаправленной деятельности психолога, требующей психологической погруженности в наличную ситуацию. Позиция исследователя в процессе непосредственного общения не является доминирующей. Упор делается на доверительное, заинтересованное общение и психологическое сопровождение исследуемого (респондента) или группы исследуемых с использованием тех вопросов, которые помогут получить необходимые сведения.

Включенное наблюдение проводится путем непосредственных записей суждений респондентов, фотографирования, собирания доку - 57 ментального материала, записей на магнитофоне или видеокамере, которые при обработке сопоставляются друг с другом. Все операции проходят с разрешения респондентов для чего проводится предварительная беседа, в которой разъясняется необходимость строгой фиксации материала.

Данные исследования считаются надежными, если они подтверждаются результатами включенного наблюдения других аналогичных групп по заранее выделенным единицам измерения (значимым для этноса значениям и смыслам), которые неизменно повторяются в общении с каждой новой группой.

Упоминание о наблюдении как способе познания характеров встречается уже в работах античных, а затем и средневековых авторов в "Шестодневе" Иоанна Экзарха Болгарского (IX-X в.),"Толковой Палее" (XIII в.), "Тайная Тайных" и трудах Нила Сорского (XV -XVIB.) В XVIII- XIX в. наблюдение как метод изучения людей использовали М.В.Ломоносов, Я.П.Козельский, М.Я.Мудров, В.Ф.Одоевский, В.Г.Белинский, Н.Х.Вессель. Среди зарубежных психологов XIX - нач.XX в. огромную роль наблюдения в психологических исследованиях подчеркивали А.Бине, В.Дильтеи, Э.Шпрангер, Ч.Спирмен и другие, а в ХХв. Е.Гранье, К.Петерсон, Д.Драпер, Б.Росков, Р,Бейлс. В отечественной психологии большое внимание включенному наблюдению как методу психологических исследований уделяли М.Я.Басов, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев, В.Б.Ольшанский, Г.М.Андреева и другие.

В контексте исследований, проводимых под руководством В.С.Мухиной со второй половины 70-х годов, методом включенного наблюдения пользовались как зарубежные (У. Лувсансадар, О.Мендес, М.Онин и др.), так и отечественные исследователи (А.М.Кушнир, Л.А.Алексеева, А.А.Иванова и др.).

Результаты исследования этнического самосознания детей проективным методом иконическои идентификации посредством этнографических портретов

В исследовании участвовали дети русской, мордовской и татарской этнических групп в возрасте 6-10 лет. Общее количество обследованных детей 240,из них 80 русских,80 мордвы,80 татар. Каждая этническая группа подразделяется на городских-и сельских детей (по 40 человек), состоящих из мальчиков и девочек (по 20 человек).

Для выявления особенностей реагирования детей на проективные ситуации методики,полученные эмпирические данные обрабатывались и определялись в следующей последовательности:

- частота правильных и неправильных классификаций пар портретов по фенотипическим признакам этносов;

- частота идентификаций по фенотипическим признакам с портретами того или иного этноса;

- частота предпочтения портретов с фенотипическими признаками того или иного этносов.

Перечисленные выше этапы обработки эмпирических данных послужили схемой для сравнительного анализа проявления реакции детей на проективные ситуации методики, которая осуществлялась в следующих группах.

1.Русские дети:

а) русские девочки из города и села;

б) русские мальчики из города и села;

в) русские девочки и мальчики из города;

г) русские девочки и мальчики из села;

д) русские дети из города и села.

2.Мордовские дети:

а) девочки-мордовки из города и села;

б) мальчики-мордва из города и села;

в) девочки и мальчики-мордва из города;

г) девочки и мальчики-мордва из села;

д) дети-мордва из города и села.

3.Дети-татары:

а) девочки-татарки из города и села;

б) мальчики-татары из города и села;

в) девочки и мальчики-татары из города;

г) девочки и мальчики-татары из села;

д) дети-татары из города и села.

Обратимся к анализу реакции детей.

Анализ результатов исследования руссских девочек Проведем вначале анализ результатов исследования городских девочек

1. Все девочки (100%) правильно классифицировали пары по этническим признакам;

2. В ситуации,где девочкам предлагалось определить свое сходство с портретами представителей той или иной этнической группы,большинство из них продемонстрировали адекватное этническое самосознание,определив сходство с портретами, несущими черты русского этноса (85%). 15% девочек продемонстрировали неадекватное этническое самосознание: 10% отнесли себя к мордовскому этносу и 5% - к татарскому;

3. В ситуации определения самооценки "своей" этнической группы 85% девочек продемонстрировали предпочтительное положи - 73 тельное отношение к "своей" этнической группе и 15% - к "другим" этническим группам, из них 10% предпочли мордовскую группу и 5% татарскую этническую группу.

Анализ результатов исследования сельских девочек:

1. Все девочки (100%) правильно классифицировали пары по этническим признакам;

2. При определении фенотипического сходства с портретами, несущими черты той или иной этнической группы, 80% девочек определили сходство с портретами "своей" этнической группы,продемонстрировав адекватное этническое самосознание, а 20% определили свое сходство с портретами представителей "других" этнических групп (15% с портретами, несущими признаки мордовского этноса, и 5 % с портретами, несущими признаки татарского этноса);

3. При выполнении задания, направленного на выявление этнической самооценки "своего" этноса, 95% девочек продемонстрирова-ли положительное предпочтительное отношение к "своему" этносу и 5% к "другому" (мордовскому) этносу.

Похожие диссертации на Особенности этнического самосознания детей 6 - 10 лет в условиях межэтнического взаимодействия (На материалах исслед. детей рус., морд. и тат. этн. групп)