Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психологические особенности формирования национального самосознания у детей младшего школьного возраста Евмененко Елена Владимировна

Психологические особенности формирования национального самосознания у детей младшего школьного возраста
<
Психологические особенности формирования национального самосознания у детей младшего школьного возраста Психологические особенности формирования национального самосознания у детей младшего школьного возраста Психологические особенности формирования национального самосознания у детей младшего школьного возраста Психологические особенности формирования национального самосознания у детей младшего школьного возраста Психологические особенности формирования национального самосознания у детей младшего школьного возраста Психологические особенности формирования национального самосознания у детей младшего школьного возраста Психологические особенности формирования национального самосознания у детей младшего школьного возраста Психологические особенности формирования национального самосознания у детей младшего школьного возраста Психологические особенности формирования национального самосознания у детей младшего школьного возраста
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Евмененко Елена Владимировна. Психологические особенности формирования национального самосознания у детей младшего школьного возраста : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 : Ставрополь, 2003 187 c. РГБ ОД, 61:03-19/472-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы состояния проблемы самосознания и национального самосознания в научной литературе. 14

1.1 Проблема самосознания в зарубежной и отечественной психологии 14

1.2 Национальное самосознание как предмет научного исследования. 29

1.3 Возрастные аспекты развития национального самосознания и факторы его обуславливающие. 43

Глава 2. Организация экспериментального исследования национального самосознания младших школьников

2.1 Организация исследования. Методы и методики . 59

2.2 Реализация формирующего эксперимента по развитию национального самосознания младших школьников . 71

2.3 Сравнительный анализ и интерпретация результатов исследования. 81

Заключение

Методические рекомендации 143

Список литературы 146

Приложения 161

Введение к работе

События последнего десятилетия обусловили качественные изменения в социально-экономической, культурно-исторической и национально-политической структуре общества.

Вступление России на путь демократических преобразований привело к стремительному пробуждению национального самосознания населяющих ее народов. Значительно актуализировалось стремление обратиться к духовным истокам своего народа, заново открыть для себя богатство его традиций, языка и культуры; возросла потребность в приобщении к этнокультурным ценностям других национальных общностей.

Кризис современного общества стал причиной стремительного роста этничности, что подтверждается данными этнопсихологических исследований.

На сегодняшний день трудно переоценить значение этнического фактора. В современном мире более 800 наций. Свыше 90% населения планеты живет в многонациональных государствах. 2/3 человечества представляют собой результат расового смешения. В России 120 народностей и свыше 800 этнокультурных групп.

Этнические процессы, обладая относительной самостоятельностью, одновременно оказывают влияние на различные сферы социально-общественной и культурно-политической жизни.

Рост национального самосознания этносоциумов приводит к усилению этноцентризма, который в условиях снижения нравственной культуры общества вызывает такие негативные последствия как всплеск национализма, обострение межэтнической напряженности, рост межнациональных конфликтов, спекуляцию национальным вопросом в рамках политической борьбы и, как следствие - развитие межэтнической нестабильности в обществе (А.Б. Андрищук, С.Н. Артановский, Л.Н. Дробижева, Г.У.Солдатова).

Указанные причины, характерные для России, особенно актуальны для Северного Кавказа, где проживает свыше 90 народов, говорящих на языках 3 лингвистических семей: кавказской, индоевропейской и алтайской.

Этнические миграции, которым подвергался Кавказ в течение всей своей истории, обусловили уникальную степень этнической мозаичности и этнокультурного многообразия проживающих там народов.

Кавказ - место, где соприкасаются два мира: мусульманский и славянохристианский. В зависимости от того, как здесь будут решаться этносоциальные проблемы, по мнению В. Александровой, «регион либо станет мостом между этими мирами, либо ареной их жесточайшей схватки» ( 5).

Национальное самосознание является одним из значимых признаков этноса и одним из существенных факторов, оказывающих воздействие на национальные процессы, происходящие в обществе, обуславливая главный вектор его развития.

Уровень развития этнического самосознания народов в значительной степени определяет социально-политическую и этнопсихологическую атмосферу общества в целом.

Во все происходящее неизбежно вовлечены дети. Исследования современных психологов (Ю.В. Бромлей, Л.М. Дробижева, А.Ф. Даждамиров, И.А Снежкова, Ж.В. Топоркова и др.) показали, что детский возраст является наиболее сенситивным периодом интенсивного формирования самосознания и рефлексивного отношения к «своему» и к «чужим» этносам.

Приобщение детей к традиционной культуре своего и других этносов, проживающих на одной территории, является важнейшей гуманистической задачей, основой стабилизации полиэтнического поликультурного общества.

Поэтому в современных условиях актуализируются вопросы формирования этнического самосознания, которые требуют комплексного подхода со стороны представителей разных наук: педагогов, психологов, социологов, этнологов, философов и др.

Одним из естественных механизмов преодоления нарастания негативных тенденций в обществе и гуманизации межнациональных отношений является система образования.

Современная общеобразовательная система, стремящаяся к построению цивилизованных, гуманных отношений, должна реализовывать принцип: от восприятия культуры своего народа к культуре сопредельных народов, а затем к пониманию мировой культуры, т. е. идея межкультурного образования должна стать принципиальной в организации образовательной системы.

В последние годы в отечественной науке под гуманистическим образованием понимают чаще всего приобщение подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям. Во все времена гуманистическое образование, по мнению Ю В. Науменко, призвано было решать три основные задачи:

- обеспечить человеку возможность самоидентифицироваться как представителю того или иного народа определенной национальной культуры;

научить человека реализовываться в рамках определенной культуры и исторической общности как творческой личности и ответственного гражданина;

обеспечить человеку возможность вступления в равноправный диалог с иными культурами и возможность включения в современные мировые цивилизационные процессы (133).

При этом значительно возрастает роль поликультурного образовательного пространства, отражающего взаимосвязь общечеловеческого интернационального и национального в развитии личности в новой социокультурной ситуации.

Важным условием вхождения ребенка в поликультурную среду является наличие в поликультурном образовательном пространстве реальной связи между семьей и школой. Бесспорно, именно в семье начинают закладываться базовые элементы национального самосознания. Но особая роль в развитии этого феномена должна принадлежать общеобразовательной школе.

Наибольшую актуальность приобретает эта проблема в условиях полиэтнических регионов, каковым и является Северный Кавказ.

Наряду с семьёй школа способна создавать условия для формирования этнического самосознания и его компонентов, а также воспитывать у подрастающего поколения толерантное отношение к другим народам путём трансляции этнокультурных ценностей разных народов и одновременного поддержания уровня национального самосознания каждого ребёнка. Начинать решение этой проблемы необходимо в младшем школьном возрасте, так как именно в этот период, как подчеркивает Ж.В. Топоркова, начинают формироваться механизмы этнообъединительных и этноразганичительных представлений (184).

К концу XX века уже накоплен богатый опыт изучения этнического самосознания. Этой проблемой занимались Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, Л.М. Дробижева, А.Ф. Даждамиров, В.Н. Козлов, Г.У. Кцоева, В.П. Левкович, B.C. Мухина, Б.Ф. Поршнев, Г.В. Старовойтова, И.А. Снежкова и др.

Этническое самосознание в широком смысле - есть осознание членами этноса их особого единства и отличия от других общностей. Это относительно устойчивая система осознанных представлений и оценок реально существующих особенностей этнокультурной среды. Оно тесным образом переплетается с категорией национального самосознания, которая рассматривается в научной литературе как более широкое социокультурное понятие, включающее не только знания этноса о себе, но и знания, воспринятые от других родственных народов (Э.Э. Кибизова, В.С.Полянский).

Этническое самосознание изучается как явление, функционирующее на двух уровнях: индивидуальном (С.Н. Еникополов, Н.Г. Скворцов, В.Ю. Хотинец, B.C. Мухина, Л.Г. Почебут и др.) и групповом (А.Р. Аклаев, С.А. Арутюнов, Э.А. Баграмов, Г.У. Солдатова и др.).

С позиции большинства этнопсихологов оно соотносится с такими категориями, как: этническая идентичность, этнические ценности, этнические стереотипы, этнические чувства, межэтнические отношения и пр. (Т.А.Талалуева, Э.Э. Кибизова, Н.В. Кокшаров, В.Ю. Хотинец, B.C. Мухина, В.П. Левкович, О.Б. Мухаметтбердиев).

Формирование этнического самосознания - это длительный процесс, берущий начало в раннем возрасте и продолжающийся на протяжении всей жизни личности. В целом, в своем развитии оно проходит ряд этапов или стадий (НЕ. Веракса, О.М. Дьяченко, А.И. Оконешникова, B.C. Мухина, Т.Г. Стефаненко, И.А. Снежкова, Ю.В. Бромлей и др.). # Все выше перечисленные аспекты рассматриваемой проблемы, а также ограниченность эмпирического материала по формированию этнического самосознания, в частности, в младшем школьном возрасте в условиях общеобразовательных школ многонациональных регионов; актуализация национально-культурного возрождения; потребность в этнокультурной консолидации народов и развитии гармоничной личности, направленной на миротворческую созидательную деятельность, обусловили выбор темы Ф научного исследования.

Цель исследования: выявление психологических особенностей, обуславливающих формирование этнического самосознания в младшем школьном возрасте Объект исследования: национальное самосознание младших школьников.

Предмет исследования: психологические особенности формирования национального самосознания.

Задачи исследования:

Провести теоретический анализ состояния проблемы самосознания и национального самосознания в зарубежной и отечественной литературе.

Выявить психологические особенности и факторы, обуславливающие формирование национального самосознания в младшем школьном возрасте.

3. Разработать критерии, определяющие уровень сформированности национального самосознания у обучающихся.

4. Исследовать уровень сформированности национального самосознания у младших школьников.

5. Разработать и апробировать программу по формированию национального самосознания у младших школьников.

6. Подготовить научно-методические рекомендации по оптимизации процесса формирования национального самосознания у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: формирование национального самосознания младших школьников обусловлено наличием следующих психологических особенностей:

- сформированностью самосознания личности младшего школьника;

- идентификацией себя с представителями своей национальности и отношением к представителям своей и других этнических групп;

-сформированностью системы этнических ценностей, этнических стереотипов, этнических чувств, информированностью детей в области национальных вопросов и проблем;

- познавательной мотивацией, обуславливающей интерес к другим этносам.

Общей методологической основой нашего исследования явились ведущие принципы психологии:

- развития (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, ВВ. Давыдов, А. В. Петровский);

- системности (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, П.Я.Гальперин);

- активности [Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалёв, В. А. Петровский]. Теоретическую основу составили основные положения психологии:

- о роли деятельности в развитии личности (А. Н. Леонтьев, С.Л. р Рубинштейн, А. В. Петровский и др.);

- о личности и её интегративных характеристиках (А.А. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Порпгнев, И.Б. Котова, Ю.В. Бромлей, А.Ф.Даждамиров и др.);

- о гуманизации образования (ВВ. Давыдов, В. А. Мудрик, В.А. Сластёнин, Е.Н. Шиянов и др.).

В исследовании использовались следующие виды анализа: 0 - компонентный анализ, позволивший выделить структурные компоненты самосознания и национального самосознания, изучить их качественные характеристики;

- уровневый анализ, позволивший изучить особенности сформированности национального самосознания на начальном и конечном этапах исследования - сравнительный анализ, позволивший выделить особенности развития национального самосознания младшего школьника, определить общее и особенное в его функционировании.

Научное исследование осуществлялось в несколько этапов:

На первом этапе (2000 - 2001 г.г.) был проведён теоретический анализ философской, психолого-педагогической, социально-психологической и этнопсихологической литературы по вопросу развития и становления самосознания и национального самосознания развивающейся личности. Определялись цели и задачи исследования, выдвигалась гипотеза, осуществлялся подбор методов и методик опытно-экспериментальной работы.

На этом же этапе проводились пилотажные исследования, основная задача которых заключалась в апробировании составленных и модифицированных методик.

На втором этапе (2001 - 2002 г.г.) осуществлялась комплексная диагностика сформированности начального уровня этнического самосознания младших школьников, разработка критериев, определяющих уровень развития их национального самосознания, и формирующей программы по развитию национального самосознания обучающихся, так как исследование, проведённое на констатирующем этапе, показало необходимость разработки такой программы.

На третьем этапе (2001 - 2002 г.г.) осуществлялось формирование этнического самосознания младших школьников с помощью специальной программы.

Формирующий этап исследования заключался в организации системной работы с учащимися младшего школьного возраста, направленной на оптимизацию формирования их национального самосознания в условиях общеобразовательной школы.

В ходе эксперимента осуществлялось также этническое воспитание учающихся, реализуемое на основе педагогики сотрудничества.

На четвёртом этапе (2002 - 2003 г.г.) проводился сравнительный анализ результатов констатирующей и контрольной серии исследований, определялись психологические особенности, условия и факторы формирования национального самосознания младших школьников.

Для определения уровня сформированности национального самосознания использовались разработанные нами критерии, в основу которых были положены основные компоненты структуры национального самосознания. Содержание анкетных вопросов строилось с опорой на данные критерии.

Аналитический этап исследования включал в себя интерпретацию полученных результатов, их обобщение, формулировку выводов и заключения, разработку методических рекомендаций по оптимизации формирования национального самосознания младших школьников.

Базой исследования явились: МОУ Гимназия №25, МОУ СОШ №2 г.Ставрополя.

Испытуемые - дети младшего школьного возраста и их родители. В экспериментальном исследовании всего приняло участие 219 человек. Из них детей -147, родителей - 72.

В процессе исследования нами были использованы следующие методы и методики:

метод анализа научной литературы;

наблюдение;

беседа;

анкетирование;

проективные тесты;

методы статистической обработки результатов исследования.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась общим методологическим подходом к изучению формирования национального самосознания как сложного динамического образования; подбором методов и методик, адекватных цели и задачам исследования; использованием методов математико-статистического анализа данных.

Научная новизна заключается в следующем:

Разработаны критерии, определяющие уровень сформированности национального самосознания.

Изучена и обоснована целесообразность развития национального самосознания у детей младшего школьного возраста в условиях образовательного процесса во внеурочное время.

Выявлено и доказано эффективное влияние разработанной программы на формирование национального самосознания младших школьников.

Теоретическая значимость заключается в обобщении и углублении научного опыта в вопросах формирования национального самосознания; в выявлении психологических особенностей, условий, факторов и возрастных закономерностей его становления; в определении взаимосвязи этнического самосознания с категориями, составляющими и обуславливающими его формирование.

Практическая значимость состоит в возможности применения разработанных критериев, определяющих уровень сформированности национального самосознания; в использовании программы, направленной на формирование национального самосознания младших школьников и методических рекомендаций, способствующих оптимизации развития национального самосознания личности в условиях дошкольных учреждений и общеобразовательных школ в полиэтническом регионе.

Основные положения, выносимые на защиту:

1 .Формирование национального самосознания определяется, в первую очередь, сформированностью базовой категории, т.е. самосознанием личности.

2.Формирование национального самосознания тесным образом связано с развитием этнической идентичности, которая выступает в качестве главного его компонента.

Национальное самосознание является сложным психологическим феноменом, развитие которого зависит от психологических особенностей и факторов, его обуславливающих: этнической общности, в рамках которой ребенок развивается, условий национального воспитания в семье, социальной ситуации развитии личности, характера межэтнического взаимодействия и пр.

Младший школьный возраст является наиболее сенситивным периодом развития этнической принадлежности, формирования национальных чувств, стереотипов, ценностей и интернационального мировоззрения.

5.Специально разработанная программа по формированию национального самосознания способствует активизации интереса детей к представителям других этносов и формированию положительной установки на взаимодействие с ними.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Ход исследования и его результаты докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры психологии Северо-Кавказского государственного технического университета, Ставропольского государственного педагогического института, на научно-практической конференции Ставропольского государственного педагогического института «Педагогическая наука и практика - региону» (Ставрополь, 2002), на V Региональной научно-технической конференции «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону» (Ставрополь, 2001), на VI Региональной научно-технической конференции «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону (Ставрополь,2002), на Всероссийской научной конференции «Проблемы детской антропологии» (Ставрополь, 2001), на Всероссийской научно-практической конференции «Развивающаяся личность в системе высшего образования России» (Ростов-на-Дону, 2002), на Всероссийской научно-практической конференции «Психологический ресурс в экономике и предпринимательстве» (Ставрополь, 2002), на Всероссийской научно-практической конференции «Педагогическая наука и практика - региону» (Ставрополь, 2003), педагогических советах и методических семинарах учителей МОУ СОШ №2, нашли отражение в тезисах, научных статьях, программе.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем работы составляет 160 страниц машинописного текста. Работа содержит 18 таблиц, список литературы включает 225 наименований.

Проблема самосознания в зарубежной и отечественной психологии

Становление самосознания личности довольно сложный и длительный процесс в историческом плане.

До сих пор проблема самосознания остается еще не решенной, так как она, по мнению А.Н. Леонтьева «принадлежит к числу ускользающих от научно-психологического анализа.. Доступ к ней закрывают многие ложные представления, сложившиеся в психологии на эмпирическом уровне исследования личности» (106. С. 230).

Проблема самосознания является комплексной и развивается на стыке таких наук, как философия, социология, психология, этнопсихология. Каждая из них соответственно своей специфике определяет особый подход и ракурс анализа этой проблемы. Решение проблемы самосознания связано с необходимостью синтеза результатов многоаспектного анализа, который включает в себя, в первую очередь, философский и психологический аспекты.

Решение вопроса о природе самосознания всецело зависит от философской позиции тех концепций, в рамках которых оно трактуется. Проблема сознания и самосознания рассматривалась древними философами еще в 5 - 1 веках до н.э. Метод психологической интроспекции («внутреннее зрение») возник, как потребность анализировать собственные переживания и чувства. Уже Гераклит говорит о «поисках себя» и «познании себя». Философ Антифон - о необходимости «властвовать собой» и «преодолевать себя». Платон, представитель субъективного идеализма, занимался проблемами «самопознания», «самоопределения», «самоусовершенствования» (217). Известный афоризм Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую» дошел до наших дней (55). Таким образом, философы прошлого связывали самосознание с познанием и совершенствованием «Я - концепции» личности.

У представителя немецкого классического идеализма ИГ. Фихте «Я» выступает как универсальный субъект деятельности, который не только познает, но и полагает, творит из себя весь окружающий мир (217).

Для Гегеля самосознание - часть проблемы деятельности, в которой индивидуальное сливается с общим так, что появляется «Я», которое есть «Мы», и «Мы», которое есть «Я» (48).

К. Маркс и Ф.Энгельс не мыслят формирование сознания вне общественных отношений, равно как и развитие личности: «Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием» (116). А.И. Ильин, определяя самосознание народа, подчеркивал: « Это есть единство, возникшее из инстинктивного подобия, общения и взаимодействия людей в их обращении к Богу, к данной от Бога внешней природе и друг другу» (70. С. 233). НО. Лосский в книге «Характер русского народа» указывает, что каждое общественное целое: нация, государство есть личность высшего порядка: в основе его есть душа, организующая это общественное целое. Философ Л.П. Карсавин называет этот феномен симфонической личностью. Характер такой души общественного целого может в некоторых отношениях глубоко отличаться от характера людей, входящих в него (112).

Ориентация на державу, а не соплеменника «по крови», с точки зрения З.В. Сикевича, всегда была одной из ведущих ментальных ориентации национального самосознания русских (156. С. 178).

Итак, философы и классики марксизма рассматривали самосознание в контексте деятельности, общественных отношений, общественного целого, характеризующегося наличием души и ориентацией на державу. Наиболее перспективным на сегодняшний день является подход В.И. Селивановой, рассматривающей историю философии как историю самосознания человеческого духа (155).

Идея такого подхода к истории философии, высказанная впервые Гегелем, не имела в отечественной научной литературе четкого и последовательного освещения. Между тем как именно понимание философии как единого целого, несмотря на все многообразие ее форм, имевших место в прошлом и возможных в будущем, - продолжает автор, - позволяет представить ее историю, как историю самосознания Человеческого Духа, осознавшего изначальную, или абсолютную противоположность Человеческого Бытия в наипростейших, но наиболее важных его проявлениях - жизни и смерти, духа и плоти (155).

Организация исследования. Методы и методики

В настоящее время особо остро встаёт проблема формирования национального самосознания как одного из компонентов гармоничного и всестороннего развития личности, обуславливающего её бесконфликтное взаимодействие в условиях функционирования многонационального общества.

Особая роль в этом принадлежит школе, как одному из важнейших институтов социализации личности, приобщающих подрастающее поколение к общечеловеческим ценностям.

При организации экспериментального исследования, направленного на выявление уровня сформированности национального самосознания у детей младшего школьного возраста, мы руководствовались теоретическими положениями, изложенными в первой главе.

Цель исследования: выявление психологических особенностей, обуславливающих формирование этнического самосознания в младшем школьном возрасте

Предмет исследования: психологические особенности формирования национального самосознания младших школьников.

Для достижения цели были намечены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ состояния проблемы самосознания и национального самосознания в зарубежной и отечественной литературе.

2. Выявить психологические особенности и факторы, обуславливающие формирование национального самосознания в младшем школьном возрасте.

3. Разработать критерии, определяющие уровень сформированности национального самосознания у обучающихся. 4.Исследовать уровень сформированное национального самосознания у младших школьников.

5. Разработать и апробировать программу по формированию этнического самосознания у младших школьников.

6. Подготовить научно-методические рекомендации по оптимизации формирования национального самосознания детей младшего школьного возраста.

При составлении программы исследования, выборе методов и методик, анализа результатов формирования этнического самосознания мы руководствовались основными методологическими принципами отечественной психологии: системного и деятельного подходов.

Исследование психологических особенностей национального самосознания проводилось в несколько этапов, в основу которых была положена система организационно-методических средств и принципов исследования.

На первом этапе (2000 - 2001 г.г.) был проведён теоретический анализ философской, психолого-педагогической, социально-психологической и этнопсихологической литературы по вопросу развития и становления самосознания и национального самосознания развивающейся личности. Определялись цели и задачи исследования, выдвигались гипотезы, осуществлялся подбор методов и методик опытно-экспериментальной работы.

На этом же этапе проводились пилотажные исследования, основная задача которых заключалась в апробировании составленных и модифицированных методик.

На втором этапе (2001 - 2002 гг.) осуществлялась комплексная диагностика сформированности начального уровня этнического самосознания младших школьников, разработка критериев, определяющих уровень развития их национального самосознания, и формирующей программы по развитию национального самосознания обучающихся, так как исследование, проведённое на констатирующем этапе, показало необходимость разработки такой программы.

На третьем этапе (2001 - 2002 гг.) организовывалось формирование этнического самосознания младших школьников с помощью специальной программы, включающей в себя 20 часов занятий.

Формирующий этап исследования заключался в организации системной работы с учащимися младшего школьного возраста, направленной на оптимизацию формирования их национального самосознания в условиях общеобразовательной школы.

В ходе эксперимента осуществлялась также этническое воспитание обучающихся, реализуемое на основе педагогики сотрудничества.

На четвёртом этапе (2002 - 2003 г.г.) проводился сравнительный анализ результатов констатирующей и контрольной серии исследований, определялись психологические особенности, условия и факторы формирования национального самосознания младших школьников.

Реализация формирующего эксперимента по развитию национального самосознания младших школьников

Данная программа предусмотрена для детей младшего школьного возраста (7-10 лет ) и может быть использована как методическое руководство по организации учебно-воспитательной работы в условиях общеобразовательных учреждений (65).

Развитие самосознания личности отражает в целом степень её зрелости. Этническое самосознание является составным элементом самосознания личности и оказывает влияние на общий уровень её психического развития (53). Более всего это проявляется в многонациональном регионе, каковым является Северный Кавказ. Поэтому работа по данной программе имеет профилактическую и развивающую направленность.

Основной целью данной программы является формирование национального самосознания школьников, которое оказывает решающее влияние на самые разнообразные этнические процессы, происходящие в современном обществе.

Формирующая программа направлена на решение следующих задач:

1. Дать общее представление о народах, населяющих Ставропольский край и мир в целом.

2. Вооружить обучающихся системой этнических знаний, свойственных их возрасту.

3. Привить любовь и интерес к обычаям и традициям своего и других этносов.

4. Сформировать чувство национального патриотизма и идентификации со своей этнической общностью. 5. Изучить особенности и уровень сформированности этнического самосознания у младших школьников.

В качестве основных направлений реализации данной программы выступают:

1. Диагностика, направленная на выявление начального уровня сформированности национального самосознания с помощью специально разработанных анкет и «Методики незаконченных предложений», выявляющих степень осведомлённости в области этнических вопросов и проблем.

Данные диагностического исследования могут быть также использованы для этнической характеристики класса в целом и отдельно взятой личности; для эффективной организации занятий по формированию национального самосознания; для налаживания системы позитивных межэтнических отношений внутри отдельного коллектива и школы в целом.

2. Просвещение подразумевает просветительскую работу, направленную на информированность детей в области этнокультурных явлений в соответствии ig с их возрастом. К этнокультурным явлениям относятся: просвещение в области национальных обычаев, ритуалов, традиций, этикета; новые сведения об элементах устного народного творчества разных этнических общностей (загадки, поговорки, пословицы, сказки и т.д.); информированность по вопросам национальных праздников, игр, забав и нравов различных этносов, повышение этнической компетентности в знании зарубежных стран, особенностей развития национальных языков и т.д.

Пропагандистская деятельность способствует формированию позитивного отношения к своему и другим этносам, побуждает к самостоятельному исследованию заявленных вопросов и проблем.

3. Обучение заключается в овладении системой этнокультурных знаний, умений, навыков, необходимых в межнациональном общении; в формировании идентичности в полном объёме; в умении отличать особенности разных национальных общностей, уникальность истории их развития, специфику традиционно-бытовой культуры, национальные языки и т.д.

4. Профилактика состоит в психологической поддержке детей различной национальности, проживающих в многонациональном регионе; помощи в понимании этнических процессов, происходящих в нашей стране и в мире в целом; в налаживании системы бескорыстных толерантных национальных отношений. Цель психологической поддержки, с точки зрения А.Г. Асмолова, не столько в решении конкретной проблемы, сколько в содействии ребёнку в его развитии (18). 5. Консультирование проводится с детьми индивидуально и в группе в процессе организации занятий, по мере поступления запроса. Оно предполагает также работу с учителями, воспитателями группы продлённого дня, родителями.

Похожие диссертации на Психологические особенности формирования национального самосознания у детей младшего школьного возраста