Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности нравственного самосознания у подростков Бонк Ирина Георгиевна

Особенности нравственного самосознания у подростков
<
Особенности нравственного самосознания у подростков Особенности нравственного самосознания у подростков Особенности нравственного самосознания у подростков Особенности нравственного самосознания у подростков Особенности нравственного самосознания у подростков Особенности нравственного самосознания у подростков Особенности нравственного самосознания у подростков Особенности нравственного самосознания у подростков Особенности нравственного самосознания у подростков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бонк Ирина Георгиевна. Особенности нравственного самосознания у подростков : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07.- Иркутск, 2006.- 206 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-19/702

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ НРАВСТВЕННОГО САМОСОЗНАНИЯ У ПОДРОСТКОВ 10

1.1. Философские предпосылки и психологические характеристики нравственного самосознания.. 10

1.2. Особенности нравственного самосознания у подростков 39

1.3. Механизмы формирования нравственного самосознания 55

1.4. Выводы 74

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ НРАВСТВЕННОГО САМОСОЗНАНИЯ У ПОДРОСТКОВ. .76

2.1. База, организация, методы исследования 76

2.2. Изучение особенностей нравственного самосознания у подростков 88

2.3. Технология психолого-педагогического сопровождения личности школьника 150

2.4. Выводы 158

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 160

ГЛОССАРИЙ 165

ЛИТЕРАТУРА 183

ПРИЛОЖЕНИЕ 197

Введение к работе

Актуальность. Вопрос воспитания и развития основ нравственного самосознания у подростков привлекает к себе все большее внимание и рассматривается психологами и педагогами, социологами в ряду важнейших общенациональных и общенаучных проблем, поскольку от ее своевременного решения зависит состоится ли диалог культур и диалог поколений. Усвоение, присвоение общечеловеческих поликультурных норм и ценностей - это творческий процесс созидания гармоничной окружающей среды и адекватного образа «Я».

В отечественной психологической науке вопросы нравственного самосознания рассматриваются и активно разрабатываются во взаимосвязи с проблемами структуры и строения самосознания, формирования мировоззрения, жизненного плана (С.Л. Рубинштейн, В.М. Бехтерев, А.В. Петровский, В. А. Ганзен, И. С. Кон, В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев, В. В. Столин, И. И. Чесно-кова, Е. В. Шорохова, П. Р. Чамата), с проблемами развития самосознания в отногенезе (С.Л. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, В. В. Давыдов, Б. С. Братусь, П. И. Сидоров, Н. Н. Авдеев, А. Н. Осницкий и др.).

Противоречив, неоднозначен и сложен морально-нравственный облик современного подростка.

Современные субкультурные основания конфликтного развития нравственного самосознания у подростков приводят к девиантному поведению и дезадаптации в подростковой среде. В современных условиях требуются незамедлительные превентивные меры психологической помощи, поддержки, профилактики девиантного поведения дезадаптивных подростков.

Особенности нравственного самосознания в гуманистическом становлении личности отражают психологические и культурно-исторические условия его развития в онтогенезе, противоречивый процесс осознания себя индивидуальностью, а также общую (генерализованную) фиксированную установку: «быть лучше», потребность в общении, в познании (и самопознании), в само-

воспитании, ценности - цели, совокупность осознанных отношений у подростков 13-14 лет.

Собственные морально-нравственные критерии формируются у подростков в общественно-полезной деятельности, учении, общении, творчестве и определяются уровнем общественного сознания, а также потребностями, мотивами, установками.

В нашем исследовании мы исходим из рассмотрения природы нравственного самосознания как этапа развития сознания, подготовляемого развитием речи, произвольности, ростом самостоятельности, изменениями в отношениях с окружающим миром, людьми и самим собой (Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн).

Мы рассматриваем нравственное самосознание прежде всего как главное новообразование в подростковом возрасте, как мыслительную активность, процесс и результат осознания себя, «мотивационное поле», на «векторах» которого формируются содержательные характеристики нравственного самосознания в согласованном единстве, в морально-нравственной борьбе и праве на выбор.

Отсюда следует путь исследования нравственного самосознания: тщательное изучение содержательных компонентов нравственного самосознания; целей, ценностей, мотивов, потребностей, убеждений, фиксированных установок, взаимоотношений, принимаемых и одобряемых подростками социальных норм поведения в условиях учебно-воспитательного процесса, в общении и поведении.

Эта логика изучения объективных и субъективных условий, внутренних и внешних факторов позволяет выявить некоторые особенности нравственного самосознания у подростков, понять предпосылки и условия моральной оценки себя и других, мотивационных стимулов и ответить на вопрос о том, на основе чего подростки принимают решение «быть, а не казаться нравственным».

Развитие темы «Психологические особенности нравственного самосознания у подростков» тесно переплетено с рядом актуальных общепсихологических проблем, таких, как характерологические особенности и мотивация нравственного поведения, психологические резервы и пути повышения эффективности процесса развития школьников, поиск психологических оснований нравственной устойчивости личности в направлении самоосуществления в деятельности, общении, творчестве, создание развивающих условий для морально-нравственного роста личности; «активность установки» и динамические характеристики индивидуальности.

Особенности нравственного самосознания у подростков выражают социальную детерминацию психологических образований: фиксированных установок, личностных смыслов, смыслообразующей рефлексии. Внутриличностная динамика нравственного самосознания (когнитивного, мотивациоино-потрёбностного, эмоционально-волевого, коммуникативного, характерологического компонентов) обусловлена иерахичностью, системностью, подструктуры «нравственное самосознание» в системе «личность», а также уровнем «активности установки».

Изложенные положения обусловили выбор темы нашего исследования и определили цель исследования:

- выявить особенности нравственного самовоспитания у подростков и разработать психолого-педагогическую программу сопровождения подростков.

Объект исследования: нравственное самосознание.

Предмет исследования: особенности нравственного самосознания у подростков 13-14 лет.

Гипотеза исследования. В изучении особенностей нравственного самосознания у подростков мы исходили из следующих допущений:

особенности нравственного самосознания у подростков состоят в противоречивости, разноуровневости и неравномерности формирования научных и житейско-бытовых морально-нравственных понятий и, как следствие, - в расхождении слов и поступков;

целостность и устойчивость нравственного самосознания объясняется степенью самопонимания и осознания эталонов, правил, образцов (общечеловеческих, социокультурных, этнонормативных);

«активность фиксированной установки» в фазе объективации является определяющим условием становления и формирования нравственного самосознания, выступая предпосылкой целенаправленно-приспособительного нравственно-нормативного поведения у подростков;

«переход» значений - в личностные смыслы, мотива - в цель (общественно значимого - в индивидуальные требования нравственности) возможен у подростков лишь при определенных условиях: социальной, личностной, возрастной детерминантах.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:

  1. Уточнить определение понятия «нравственной самосознание».

  2. На основе анализа теоретико-методологических подходов, философских предпосылок, современных психологических представлений, а также результатов собственного исследования, выявить динамические особенности нравственного самосознания у подростков.

  3. Выявляя динамические особенности нравственного самосознания у подростков 13 и 14 лет, исследовать структурные уровни и содержательные компоненты нравственного самосознания.

  4. Разработать психолого-педагогическую программу развития нравственного самосознания подростков.

Поэтому социокультурные условия семейного воспитания и школьного обучения, задачи самовоспитания, уровень мыслительной установочной ак-

тивности в фазе объективации определяют степень осознания содержания самосознания, прежде всего - нравственных составляющих.

Методологической основой исследования выступают ведущие принципы отечественной психологии, педагогики, философии: принцип детерминизма в психолого-педагогическом процессе (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев); принцип историзма, позволяющий рассматривать нравственное самосознание как общественно значимый, культурно-исторический и психологический феномен; принцип развития методологически обосновывает процесс воспитания и самовоспитания нравственного самосознания как последовательную смену стадий (Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович, И. С. Кон и др.), принцип диалектического единства внешнего и внутреннего, индивидуального и социального; принцип структурности (Н. С. Кузнецов, В. Г. Леонтьев) дает обоснование взаимообусловленной многокомпонентной структуры нравственного самосознания; принцип системной дифференциации; принцип антропологического реализма, отражающий диалектический взгляд на подростка в совокупности субъектных свойств и качеств личности; основные принципы гуманитарного образования; природосообразности, культуросообразности, индивидуально-личностного подхода.

Кроме того, основные концепции отечественных психологов и педагогов: педагогическая антропология К. Д. Ушинского, в которой автор ставит вопрос о нравственных привычках и целях как необходимых составляющих нравственности и морали, раскрывает способы достижения нравственного направления в воспитании учащихся. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, позволяющая углубить взгляд на феномен «нравственное самосознание», соотнести возрастные новообразования с воспитанием нравственного самосознания и представить его как этап в развитии высших психических функций (как в онтогенетическом, так и в культурно-историческом аспектах). Теории периодизации психического развития в онтогенезе, позволяющие анализировать особенности нравственного самосознаниях учетом социокультур-

ного содержания и динамики подросткового периода: теория Д. Б. Эльконина, теория деятелыюстного подхода А. Н. Леонтьева, раскрывающие сущность возрастных новообразований у подростков, что позволяет рассматривать нравственное самосознание результатом возрастного развития. Д. Н. Узнадзе раскрывает понятие «активность фиксированной «установки», дает «движение» многокомпанентной структуре нравственного самосознания во взаимопереходах значения в смысл, мотива в цель деятельности и поведения на уровне мыслительной установочной активности.

Проведенное исследование позволило сформировать основные положения выносимые на защиту:

  1. Изучение особенностей нравственного самосознания у подростков позволило нам уточнить понятие. Под нравственным самосознанием мы понимаем процесс осмысления, усвоения, принятия человеком моральных норм, нравственных требований и превращение их в нормативно-правовой регулятор поведения, деятельности, общения.

  2. Динамические особенности нравственного самосознания у подростков, выявленные в результате исследования, могут быть теоретически представлены в виде целостной, устойчивой, гибкой структуры, включающей взаимосвязанные и взаимообусловленные содержательные компоненты: базисные, векторные, системообразующий. Базисные включают мотивационно-потребностный, ценностно-смысловой, познавательный. Мир векторных компонентов включает волевой, поведенческий (осознание и реализация стратегий поведения в общении и деятельности), самоактуализационный, характерологический, реализующие уровень осознания поступка, деятельности, а также «взаимопереходы»: значений в смысл, мотивов - в цели, целей - в осознанные фиксированные установки. Системообразующий компонент структуры нравственного самосознания - целевой, что предполагает осознание морально-нравственной готовности к совершению целесообразного действия, деятельно-

сти позитивного общения на основе нравственного выбора. Так реализуется личностная позиция у подростка в творчестве, деятельности, поведении.

  1. Активность фиксированной установки в фазе объективации - это ин-тегративная составляющая, которая осуществляет контроль, оценку и баланс компонентов нравственного самосознания.

  2. Выявлена возрастная специфика в развитии и воспитании основ нравственного самосознания связана с тендерными различиями. Экспериментально установлено, что мальчики и девочки - подростки по-разному объясняют смысл, роль и значение понятия «нравственное самосознание», по-разному объясняют отношения, по своему констатируют картину мира, по-разному организуют стратегии своего поведения, а также выбирают разные ценности -цели.

  3. «Переход» значений - в личностные смыслы, мотива - в цель (общественно значимого - в индивидуальные требования нравственности) возможен у подростков лишъ при определенных условиях: возрастной, личностной, социальной детерминантах.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты работы обсуждались на научно-практической конференции аспирантов и студентов ИГПУ (г. Иркутск, 2003); III конференции «Проблемы и перспективы негосударственных школ (г. Ангарск, 2004); на методическом семинаре по проблемам светского и духовного в образовательных моделях женской православной гимназии (г. Иркутск, 2004); конкретные технологии работы проходят апробацию в МОУ школ № 14, №76, № 57, № 24 г. Иркутска, в МОУ школы №4 г. Тулун Иркутской области. Программа тренинговых занятий по развитию рефлексивной культуры и основ нравственного самосознания учащихся 8-11 классов прошла апробацию в МОУ школы №14 г. Иркутска.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, глоссария, приложения.

Философские предпосылки и психологические характеристики нравственного самосознания..

Нравственное самосознание - это процесс осмысления, осознания, усвоения, принятия человеком моральных норм, нравственных требований и превращение их в нормативно-правовой регулятор поведения. Нравственность как категория этики обозначает прежде всего особую форму общественного сознания и вид общественных отношений, цель которых - сформировать способы нормативной регуляции поведения и действия людей в обществе [141].

Нравственность выражается в нормах морали. Мораль - древнейшая форма общественного сознания, носит исторический характер и развивается вместе с общественными отношениями. Моральные нормы выполняли и выполняют функцию регулирования поведения человека. Мораль как составная часть индивидуального сознания является компонентом самосознания, одним из моментов, который определяет для личности картину мира.

Русская философия в развитии показывает, что идеи нравственного самосознания рассматриваются в контексте мировой культуры. Представители многих течений философской мысли XIX-XX вв. с позиций системно-концептуального подхода решали проблему нравственного самосознания как экзистенциональную, гуманитарно-ценностную с тем, чтобы помочь человеку найти духовные ориентиры в поисках смысла жизни и своего назначения.

Традиционно в многонациональной России нравственное самосознание было, есть и будет по своей сути глубоко совестливым, патриотическим, раскрывающим и увеличивающим душевные силы.

Русская философская мысль объясняет объективность источника нравственного самосознания глубинным духовным устроением. И. А. Ильин, Н. Ф. Федоров, М. М. Бахтин, Н.А. Бердяев, В. С. Соловьев, В. В. Зеньковский, М. К. Мамардашвили рассматривают моральные регуляти-вы нравственного самосознания как философско-этические категории: добро и зло, свобода и необходимость, исследуя природу счастья и справедливости.

И. А. Ильин, полемически размышляя о путях преодоления современного духовного кризиса, предлагает «вернуться к этим благородным и чистым источникам духовного опыта, пробудить их творчески зажить ими» [62, с. 290-291].

Воспитание нравственного самосознания по Ильину начинается с обновления души и воли человека, с формирования убежденности в святости семьи, любви к Родине, национальной гордости.

М. М. Бахтин уверен, что на «почве философского монологизма невозможно существенное взаимодействие сознаний, а поэтому невозможен существенный диалог» «Высшие принципы мировоззрения - те же, что и принципы конкретнейших личных переживаний [99, с. 49-54].

Н. А. Бердяев видит трагизм нравственной жизни не в столкновении добра и зла, а в столкновении одного добра с другим, одной ценности с другой. Человек, будучи свободным, вынужден делать тот или иной выбор, лично решая, что хуже, а что лучше. Разрешение нравственных конфликтов способствует «просветлению и творческому преображению», обретению осмысленного существования [13,14,15, с. 244, с. 267-270, с. 291].

В. С. Соловьев считает, что «создавая нравственную философию, разум только развивает, на почве опыта, изначально присущую ему идею добра. B.C. Соловьев анализирует корни нравственности - стыда, жалости, благочестия или благоговения. В. С. Соловьев характеризует стыд как индивидуальное, а жалость - как социальное целомудрие, жалость, сопереживание чужому страданию побуждает к альтруизму и составляет корень социальных связей [128].

В. В. Зеньковский раскрывает «центральность в человеке его моральной жизни». Философский подход В. В. Зеньковского коренится в глубинах хри 12

стианского миросозерцания. По мнению В. В. Зеньковского, «все педагогические усилия должны быть направлены на то, чтобы юное существо могло «найти себя» и творчески преображать свой состав, какой оно в себе находит, как взаимодействие наследственности, социальных и духовных влияний» [55, с. 295], [56, с. 84].

По мнению М. К. Мамардашвили «морально то, что бескорыстно, беспричинно» [94, с. 14-24].

Русские философы с позиции христианской православной антропологии в начале XX в. полемизируют со Р. Шнайдером, 3. Фрейдом, У. Джеймсом, Э. Дюркгеймом, Р. Зиммелем. Они утверждают идеалы соборности, духовности (как духовных сил, духовного начала, духовного мира).

Христианская православная антропология поставила этикопедагогиче- скую проблему: как (каким образом) ребенок усваивает высшие смыслы и ценностные ориентации. Ответ лаконичен: «через» и «в» проявлениях духов- " ной жизни. Одной из основных философских предпосылок изучения процесса воспитания нравственного самосознания является выявление христианской антропологией духовной основы «естественной социальности» детей (прежде всего в семье). Ребенок постигает смысл соборности через духовную общность родственников, построенную на взаимоуважении, взаимопомощи и любви. Итак, социальная природа соборности (как метаисторические ориентиры нравственности) постигается ребенком прежде всего в семье. Семья как первичный институт социализации представляет образцы социального опыта (хозяйственного, трудового, родственных взаимоотношений, возрастного и другого).

Христианская антропология утверждает понимание личности ребенка как духовной личности и вводит эсхатологическую задачу воспитания: подготовка ребенка к жизни в Вечности...

Следующей философской предпосылкой изучения процесса воспитания нравственного самосознания является разработка периодизации развития ре 13

бенка как феноменологии духовной жизни в «грудном» периоде - до 1 года, в «раннем детстве» - до 5,5 лет, во «втором детстве» - до 11, 5 - 13 лет, в «отрочестве» - до 15 лет, в «юности» - до 18 лет. Христианская антропология утверждает мысль о необходимости становления духовного опыта в социальной жизни ребенка. Социальные аспекты воспитания осмыслены с позиций духовного устроения всей жизни человека. Передача опыта духовно-нравственной жизни от одного поколения к другому: от старших к младшим, закрепление этого опыта в значениях знаков - слов, осмысление собственного опыта и очередное духовно-нравственное постижение других, себя, мира...

Механизмы формирования нравственного самосознания

Мы не ставили своей задачей давать подробный теоретико-методологический анализ исследований по вопросу о механизмах формирования нравственного самосознания. Акцентируем внимание на теоретических аспектах, которые имеют существенное значение в контексте исследования.

В.Г. Небылицин на основе клинических и экспериментальных наблюдений поставил наиболее актуальные проблемы, ждущие своего разрешения: выявление нейрофизиологических механизмов потребности и влечения, движение установок и мотивов, изучение особенностей внимания, динамики психических состояний, предполагая «ту или иную степень их зависимости от функций регуляторной системы».

В.Д. Небылицин, рассматривая проблематику целостной характеристики индивидуальности, экспериментально и клинически доказал важность рецептивной системы в приспособительной деятельности организма.

Рецептивная система включает ретроцентральную кору вместе с подходящими к ней подкорковыми путями. «В состав ретроцентральной коры входят «первичные», «вторичные» и «третичные» поля ядерных зон анализаторов, перерабатывающих зрительные, слуховые, кожные и кинестетические раздражения, вызываемые последними биоэлектрические импульсы достигают корковых анализаторных зон, следуя по специфическим афферентным путям с переключениями в области зрительного бугра и коленчатых тел. Если первичные поля связаны с функцией первоначального различия и тонкой дискриминации стимулов, вторичные - с анализом и синтезом более сложных комплексов раздражений, то третичные поля (зоны перекрытия корковых концов анализаторов) служат целям комплексного отражения действительности через взаимодействие различных сенсорных систем. Выполнение этих функций обеспечивается широко развитым комплексом межнейронных связей, являющихся морфологической основой внутрикорковых проекций и межанализаторных ассоциаций». [114, с. 348].

Производящиеся в ретроцентральной коре (вместе с проекционными путями от рецепторов и некоторыми подкорковыми переключательными ядрами) синтезы возбуждений служат нейрофизиологическим механизмом восприятий, представлений, образов памяти и всех тех элементов и сторон психической жизни, которые базируются на функции сенсорных механизмов. В рецептивной системе осуществляется переработка и синтез первичной физической информации, «доставляемой органами чувств, и превращений ее в образы внешней (по отношению к мозгу) действительности» [114, с. 348].

Однако система связей мозгового субстрата - комплекса формаций антицентральной (лобной) коры - филогенетически более позднего и наиболее развитого отдела мозга обеспечивает осуществление высших форм активного взаимодействия со средой. Передние отделы мозга (структуры лобной коры) -включают прецентральную формацию (двигательную), префронтальную, ме-диобазальную зоны, «обладают исключительно мощным аппаратом прямых или опосредованных, афферентных и эфферентных связей с ядерными зонами анализаторов, со структурами памокортекса, таламуса, гипоталамуса и целого ряда других подкорковых узлов, с ретикулярными образованиями среднего мозга» [114, с.349].

Исследуя нейрофизиологические параметры мотивации, В.Д. Небылицын предположил, что «физиологические мотивы поведения, зарождаясь как влечение на уровне подкорковых центров, преобразуются в целевые побуждения (а у человека — в намерения) на уровне наиболее высокоорганизованных мозговых структур - лобных отделов коры (вероятно медиабазальных их участков) [114, с.350]

Основываясь на обширных экспериментально-клинических данных (отечественных и зарубежных), В.Д. Небылицын с определенностью делает вывод о сложной цепи функциональных связей между передней корой, лимбическим мозгом и гипоталамусом (подчеркивая, что называются лишь комплексные структуры), что указывает «фундамент, на котором зиждется эмоционально-аффективная сфера личности со всеми ее индивидуальными вариациями» [114, с.351].

Концепции и экспериментальные данные П.К. Анохина (1949, 1966, 1975), А.Р. Лурия и его сотрудников (1962, 1966), Н.А. Бернштейна (1966), Ю.Ф.Полякова (1965), М.Н.Ливанова (1966), К.Н. Pribram et al., 1964, K.A.Kert, 1964, W. J. Nauta, 1960 выявили следующие основные закономерности: любые поля с системой их связей и функций - морфологическая база высших организаторов поведения. Программирование действий, мысленная ориентировка в ситуации задачи, планирование способов ее выполнения, удержание в «уме» существенных элементов задания, оценка полученного результата с точки зрения соответствия его поставленному вопросу - «вся стратегия интеллектуального акта в его существеннейших, собственно мыслительных (в отличие от сенсорных) звеньях представляется прямой функцией передних отделов мозга.

В.Г. Небылицын, К.Н. Pribram рассматривают лобную кору вместе со связанными с ней структурами древней коры, подкорки и ствола как «единый мозговой аппарат, осуществляющий глобальную функцию управления действиями, состояниями и «предрасположениями». [114, с.354]

Проводя тонкое различение функций рецептивной и регуляторной мозговых систем, В.Г. Небылицын экспериментально доказал, что «мозговая система управления играет роль общего регулятора физиологических и психических функций организма, со всеми основными аспектами его жизнедеятельности -от мотивации в связи с элементарными потребностями до выработки сложных интеллектуальных программ» [114, с. 354].

В.Г. Небылицын дал наиболее оптимальное и емкое определение активности. «Понятием общей активности объединяется группа личностных качеств, обуславливающих внутреннюю потребность, тенденцию индивида к эффективному освоению внешней действительности, к самовыражению, относительно внешнего мира. Такая потребность может реализоваться либо в умственном, либо в двигательном (в т.ч. речедвигательном), либо в социальном (общение) плане». «Степени активности распределяются от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема на другом.

База, организация, методы исследования

Процесс реорганизации современной школы, необходимость усиления нравственных аспектов гражданского воспитания школьников предполагает создание технологий комплексного изучения особенностей становления нравственного самосознания у подростков.

Современная школа выступает организатором и исполнителем психолого-педагогических экспериментов, что, в свою очередь, открывает новые возможности для прогнозирования и реализации индивидуальной траектории личностного развития школьников и объективной оценки их психологического здоровья.

Наша исследовательская работа проходила на базе Иркутской школы №14 с углубленным изучением отдельных предметов.

МОУ школы №14 с углубленным изучением отдельных предметов представляет комплекс, включающий общеобразовательную, спортивную школы, центр эстетического воспитания и центр технического творчества. Контингент учащихся школы составляет 1841 человек.

Углубление отдельных предметов: физкультуры, музыки, труда, изобразительного искусства осуществляется в школах дополнительного образования, что позволяет избежать учебной перегрузки учащихся, обеспечивая оптимальный режим бодрствования и отдыха.

Реализацию гуманистических целей осуществляет коллектив педагогов -профессионалов и психологическая служба, которую курирует заместитель директора по научно - методической работе.

На первом этапе исследования 2002 - 2003г.г. проводился пилотажный эксперимент. Уточнялся план проведения исследования, была построена общая исследовательская концепция, подобран комплекс надежных методик, адаптированных на территории Российской Федерации и отражающих особенности менталитета российских школьников. В задачи пилотажного эксперимента входило обследование 200 школьников 13-14 лет, теоретическое и методологическое осмысление проблематики исследования, становление процедуры изучения особенностей нравственного самосознания у респондентов. Результаты пилотажного исследования не были использованы в общем, анализе полученных данных.

В 2003 -2004г.г. был проведен основной этап исследования.

В обследовании приняли участие 200 учащихся 13-14 лет. В выборке испытуемые были разделены на 4 группы. Первая группа - учащиеся математических классов, вторая группа - учащиеся гуманитарных классов, третья группа - учащиеся лингвистических классов, четвертая группа -учащиеся физико-математических классов. Каждая группа - на две подгруппы -мальчиков и девочек.

При распределении по группам не были выделены группы с низким уровнем морально-нравственной компетентности.

Основанием ограничения групп были результаты анкетирования учащихся и результаты экспертной оценки педагогами поведенческого уровня морально -нравственного развития учащихся. Также, предполагалось выявить особенности нравственного самосознания у подростков профильных классов.

Процедура психологического обследования учащихся началась с сообщения школьникам целей, задач исследования и приглашения к сотрудничеству.

Затем испытуемые добровольно, с интересом участвовали в психодиагностической процедуре обследования мотивов - потребностей, ценностных ориентации, волевой сферы, акцентуаций характера, межличностных отношений в семье, поведенческих стратегий, в выявлении факторов личностной самоактуализации.

Смысл стимулирующей психодиагностики в обратной связи и дальнейшей работе учащихся по планам самовоспитания. После анализа результатов школьники (по желанию) проходили собеседование и консультации.

По результатам психодиагностических процедур были составлены общие сводные таблицы полученных данных. Материалы психодиагностики обрабатывались при помощи методов математической статистики [28], [30], [51].

На третьем этапе 2004-2005г.г. была разработана и внедрена в практику отдельных школ программа по формированию основ нравственного самосознания, завершилось оформление работы.

На этапе пилотажного исследования была использована методика «Квалификация межличностных отношений и Я-концепция», составленная Т. Лири и получившая одобрение отечественных психологов (К.М. Гуревич, А.В. Петровский, А.А. Реан и другие).

Ценностью данной методики является возможность исследования представлений субъекта о себе, своем идеальном «Я», и своих взаимоотношений с ближайшим окружением.

Методика позволяет оценить навыки «двойной рефлексии» у подростков: «оценка себя глазами друга».

Целью диагностики являлось выявление альтруистичности (8 октант) как правила нравственной деятельности, поведения, признающего обязанностью человека ставить интересы других людей и общее благо выше личных интересов. Задачами пилотажного исследования предполагалось исследовать «альтруистичность» как комплекс установок, способствующих становлению основ нравственного самосознания.

Мы изучали особенности описания идеального «Я» у подростков. На консультациях по результатам опроса уточнялись нравственные идеалы, образы, образцы, эталоны, которыми руководствуются подростки и которые определяют план самовоспитания.

Альтруизм как качество личности свидетельствует о социальноадаптивном варианте развития школьников.

Мы рассматриваем альтруизм как предпосылку когнитивного навыка самопонимания и основу нравственного самосознания у подростков.

Психологическая триада: альтруизм, сотрудничество, морально-воспитанная воля, способствует преодолению внешних препятствий при осуществлении принятого решения: быть достойным гражданином общества. Кататимно-эмотивный тест (КЭТ), составленный Ю.М. Орловым позволяет определить уровень развития рационального саногенного (оздоравливающего) мышления у подростков.

Саногенное мышление - качественная характеристика нравственного самосознания. Понятийная основа саногенного мышления представлена у подростков в словесно-логических обобщениях.

Словесно-логическая структура саногенного мышления отражает «знаемый» уровень развития нравственного самосознания, его проблематику. Ценность теста в том, что он также позволяет измерить адекватные психологические защиты, способствующие или препятствующие процессу самопонимания.

Похожие диссертации на Особенности нравственного самосознания у подростков