Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Оценка креативности учащихся музыкальныхшкол педагогами с разным уровнем развития качеств творческой личности Камракова Наталья Юрьевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Камракова НатальяЮрьевна. Оценка креативности учащихся музыкальныхшкол педагогами с разным уровнем развития качеств творческой личности: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.07 / Камракова НатальяЮрьевна;[Место защиты: Ярославский государствен- ный педагогический университет им. К.Д. Ушинского].- Ярославль, 2011.- 25 с.

Введение к работе

Актуальность исследования. Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последние десятилетия, их направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии, изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Появились образовательные учреждения, учебные и социальные программы, общественные организации и фонды, ставящие основной своей целью выявление, поддержку и развитие одаренных школьников. Постепенно в общественном сознании формируется понимание того, что качественные преобразования во всех областях науки и практики, так необходимые на современном этапе развития страны, не возможны без сохранения и развития интеллектуально-личностного потенциала каждого гражданина. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, становится одной из приоритетных задач современных институтов социализации.

Анализ многочисленных исследований (Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, В.П. Лебедев, Н.С. Лейтес, A.M. Матюшкин, В.И. Панов и др.) обнаруживает актуальность проблемы выявления, оценки одаренности школьников и, в частности, их способности к творчеству (креативности) как ядерного образования одаренности. В качестве факторов, осложняющих этот процесс, выступают отмеченные авторами работ многообразие видов, форм и степеней сформированности одаренности (В.А. Крутецкий, Л.В. Попова, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и др.), ограниченные возможности методов диагностики креативности (Т.В. Галкина, В.Н. Дружинин, Л.Г. Хуснутдинова и др.), индивидуальные и личностные особенности творчески одаренных детей, маскирующие их неординарные способности (Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, И. А. Семенова, С.С. Фролов и др.).

Как утверждают исследователи, для адекватной оценки проявлений креативных школьников педагогам необходимо знание природы творческой одаренности, определенный уровень развития гностических умений (СВ. Кондратьева, Н.В. Кузьмина, И.А. Семенова), рефлексивно-перцептивных умений (А.А. Бо-далев, Г.А. Ковалев, Н.И. Шевандрин), перцептивно-гностических способностей (Ф.Н. Гоноболин, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.А. Регуш и др.).

В рамках исследования восприимчивости, чувствительности к проявлениям одаренных школьников (Ю.Д. Бабаева, Е.Л. Мельникова, В.И. Панов, Д.В. Ушаков, Е.Л. Яковлева и др.) изучается абнотивность учителя как способность к адекватному восприятию, осмыслению и пониманию креативного ученика, умение заметить креативного ребенка и оказать ему необходимую психолого-педагогическую поддержку (Ю.А. Адушева, Е.М. Григорьева, А.А. Зверева, М.М. Кашапов, О.Н. Ракитская). Выявлена зависимость чувствительности учителя к креативности школьников от содержательных характеристик семантических пространств педагога, а также составляющих его профессиональной и личностной направленности, в частности, от собственной склонности учителя к креативному поведению (И.А. Семенова). В психолого-педагогической литературе повторяются утверждения о том, что учитель, способный к оценке творче-

ски одаренных детей, чаще всего является личностью, склонной к творческой активности (В.З. Гильбух, Э. Ландау, A.M. Матюшкин и др.).

Настоящее исследование обращено к сфере музыкальной деятельности школьников, где, по замечанию С.Л. Рубинштейна, творческие дарования проявляются особенно рано, и поэтому забота об их выявлении и развитии имеет существенное значение. Изучению условий выявления, а также формирования и развития способности к творчеству в различных видах музыкальной деятельности посвящены работы В.К.Белобородовой, Н.А. Ветлугиной, Д.К. Кирнарской, Т. Ламма, СМ. Майкапара, СМ. Мальцева, Е.А. Мальцевой, К. Сишора, Б.М. Теплова, Г.М. Цыпина, Б. Эндрью и др.

Однако зависимость оценки креативности учащихся музыкальных школ от профессиональных и личностных характеристик педагогов-музыкантов как диагностов творческой одаренности школьников не становилась предметом самостоятельного исследования. Не рассматривались вопросы о том, какие конкретно качества личности педагога-музыканта влияют на оценку креативности школьников и какие стороны креативности учеников оцениваются, какова типология качеств педагогов, способных к адекватной оценке креативности учащихся музыкальных школ. Не уточнялось и другое: можно ли развивать качества педагога-музыканта, влияющие на его чувствительность к проявлениям креативности школьников.

С нашей точки зрения, исследование оценки креативности учащихся музыкальных школ педагогами с разным уровнем развития личностных качеств поможет разрешить противоречие между необходимостью выявления, оценки способных к творчеству школьников и недостатком информации о факторах, обусловливающих этот процесс. Личностными характеристиками, предположительно определяющими диагностическую чувствительность педагогов-музыкантов к креативности школьников, решено рассматривать качества творческой личности педагогов музыкальных школ.

Цель исследования: выявить влияние уровня развития качеств творческой личности педагогов-музыкантов на оценку когнитивных и личностных составляющих креативности учащихся музыкальных школ.

Задачи исследования:

  1. Определить основные теоретические подходы к проблеме креативности школьников и ее оценке.

  2. Выявить степень совпадения тестовых оценок креативности школьников и оценок педагогами музыкальных школ с разным уровнем развития качеств творческой личности.

  3. Определить влияние отдельных качеств творческой личности педагогов-музыкантов на точность оценки креативности учащихся музыкальных школ.

  4. Разработать и апробировать программу развития качеств творческой личности педагога, влияющих на оценку креативности школьников.

  5. Разработать методические рекомендации по формированию личностных качеств педагогов-музыкантов, способствующих оценке креативности школьников.

Объект исследования - личность педагогов-музыкантов, преподавателей детских музыкальных школ.

Предмет исследования - уровень развития качеств творческой личности педагогов-музыкантов.

Гипотезы:

  1. Точность оценки креативности школьников зависит от уровня развития качеств творческой личности педагогов-музыкантов.

  2. Педагоги музыкальной школы обладают качествами творческой личности, которые положительно влияют на точность оценки креативности школьников, и качествами, которые отрицательно влияют на точность оценки креативности учащихся музыкальных школ.

  3. Способность к оценке разных сторон креативности школьников обеспечивается разным сочетанием качеств творческой личности педагогов-музыкантов.

4. Личностные качества педагогов музыкальных школ, влияющие на оценку
креативности учеников, можно сформировать в ходе тренинга развития
качеств творческой личности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили положения и принципы:

общей теории способностей (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Шад-риков и др.);

концепций педагогических способностей и профессионально важных качеств (М.М. Кашапов, СВ. Кондратьева, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.);

системогенетического подхода к становлению личности и профессионала (Н.В. Нижегородцева, Ю.П. Поваренков и др.);

психологических и педагогических концепций, раскрывающих сущность и закономерности творчества, творческих способностей, творческого развития (Д.Б. Богоявленская, Н.Ф. Вишнякова, Дж. Гилфорд, В.В. Давыдов, В.Н. Дружинин, А.Н. Лук, Я.А. Пономарев, К. Роджерс, П. Торренс, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская и др.);

психологических и педагогических концепций музыкального творчества (Л.А. Баренбойм, Л.Л. Бочкарев, А.Г. Костюк, В.В. Медушевский, Е.Д. Назай-кинский, Г.С. Овсянкина, В.И. Петрушин, Г.П. Прокофьев, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутых гипотез использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической, музыкально-педагогической литературы по проблеме исследования, эксперимент (констатирующий и формирующий), метод тестирования, метод экспертных оценок, методы статистической обработки экспериментальных данных: t-тест статистической значимости различий и расчёт доверительного интервала средних значений (t-распределение Стьюдента); оценка различий с помощью критерия Манна-Уитни U; корреляционный анализ (коэффициент корреляции г-Пирсона); множественный регрессионный анализ; кластерный анализ.

В исследовании использовались следующие диагностические методики: набор креативных тестов Ф. Вильямса (САР) для детей и подростков от 5 до 17 лет: тест дивергентного мышления, опросник личностных творческих характеристик, оценочная шкала Вильямса (адаптация Е. Туник); опросник «Креативность» (Н.Ф. Вишнякова); методика измерения ригидности (Л.М. Митина); методика определения толерантности к неопределенности (С. Баднер).

Экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа осуществлялась на базе МОУДОД: «Детская музыкальная школа №1», «Детская музыкальная школа №2 им. В.П. Трифонова», «Детская музыкальная школа №4», «Детская музыкальная школа №5» г.Вологды. В исследовании приняли участие 562 человека, из которых 164 педагога-музыканта и 398 учащихся детских музыкальных школ.

Этапы исследования.

Исследование проводилось с 2007 по 2011 год.

На первом этапе работы (2007-2009 гг.) проведен анализ философской, искусствоведческой, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования с целью проверки ее актуальности и выбора исходных теоретических установок. На этом этапе были определены цель, задачи, объект и предмет исследования, разработан его понятийный аппарат, сформулирована гипотеза, спланирована экспериментальная часть исследования, определены методики измерения, проведен констатирующий эксперимент.

На втором этапе научной работы (2009-2010 гг.) было конкретизировано содержание эксперимента по формированию личностных качеств педагогов-музыкантов, способствующих точности оценки креативности школьников, проведен формирующий эксперимент.

Третий этап работы (2010-2011 гг.) включал математическую обработку и качественный анализ полученных экспериментальных данных, уточнение и систематизацию результатов исследования, оформление диссертационного исследования, а также внедрение его основных положений в практику музыкальной педагогики.

Надежность и достоверность полученных результатов подтверждается
их соответствием методологическим положениям философии, педагогики и
психологии, теории музыкальной деятельности; применением комплекса мето
дов теоретического и эмпирического исследования, адекватных его целям, зада
чам и логике; положительными результатами экспериментальной работы, под
твержденными методами математической обработки; опытно-
экспериментальной проверкой выводов.

Научная новизна работы заключается в следующем:

- определены качества творческой личности, характерные для педагога-
музыканта, способного к точной оценке креативности учащихся детских музы
кальных школ (творческое мышление, любознательность, оригинальность, во
ображение, интуиция, эмпатия, чувство юмора, творческое отношение к про
фессии, толерантность к неопределенности, когнитивная, эмоциональная и по
веденческая гибкость);

- выделены подгруппы педагогов, точно оценивающих креативность
школьников (первые - с более высоким уровнем развития творческого мышле-

ния, любознательности, оригинальности, воображения, чувства юмора, когнитивной и поведенческой гибкости; вторые - с более высоким уровнем развития интуиции, эмпатии, толерантности к неопределенности и творческого отношения к профессии);

выявлен тип творческой личности педагога музыкальной школы, способного к точной оценке когнитивных составляющих креативности ученика (толерантность к неопределенности, творческое мышление, интуиция, когнитивная, эмоциональная и поведенческая гибкость, любознательность, оригинальность, творческое отношение к профессии);

определен тип творческой личности педагога-музыканта, способного к точной оценке личностных составляющих креативности школьника (творческое мышление, любознательность, эмпатия, чувство юмора).

Теоретическая значимость работы заключается в следующем:

подтверждено теоретическое положение о том, что способные к творчеству педагоги более точно диагностируют креативность школьников;

расширены имеющиеся представления о психологической структуре личности педагога, способного к оценке креативности школьников;

подтверждено, что оценка когнитивных и личностных составляющих креативности школьников обеспечивается разным сочетанием качеств творческой личности педагога-музыканта (оценка когнитивных составляющих креативности - сочетанием толерантности к неопределенности, творческого мышления, интуиции, когнитивной и поведенческой гибкости, любознательности, оригинальности, творческого отношения к профессии; оценка личностных составляющих креативности - сочетанием творческого мышления, любознательности, эмпатии, чувства юмора);

доказана возможность формирования качеств творческой личности педагогов музыкальной школы как фактора оценки креативности школьников.

Практическая значимость работы заключается в следующем:

разработана программа тренинга развития качеств творческой личности, внедрение которой позволяет актуализировать творческий потенциал педагогов-музыкантов в контексте решения творчески ориентированных профессиональных задач;

подобран диагностический инструментарий - комплект методик для изучения качеств творческой личности педагогов;

представлены результаты исследования, которые могут быть использованы для разработки развивающих программ, для чтения курсов лекций педагогам музыкальных школ в рамках курсов повышения квалификации, а также при подготовке студентов - будущих педагогов-музыкантов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Точность оценки креативности учащихся музыкальных школ связана с уровнем развития качеств творческой личности педагогов-музыкантов. Наиболее сильно связаны с точностью оценки творческое мышление и любознательность педагогов. Умеренно - их оригинальность, воображение, интуиция, эмпатия, творческое отношение к профессии, когнитивная, эмоциональная и поведенческая гибкость. Относительно слабо - толерантность к неопределенности педагогов-музыкантов.

2. Существуют две подгруппы педагогов музыкальных школ с высокой
точностью оценки креативности школьников. У педагогов первой подгруппы
более развиты творческое мышление, любознательность, оригинальность, вооб
ражение, чувство юмора, когнитивная и поведенческая гибкость. У педагогов
второй подгруппы - интуиция, эмпатия, толерантность к неопределенности и
творческое отношение к профессии.

  1. Выделяются типы личности педагогов, одни из которых более способны к оценке когнитивных сторон креативности школьников, другие - к оценке личностных сторон. Точность оценки когнитивной составляющей креативности школьников обусловлена сочетанием таких качеств творческой личности педагогов как толерантность к неопределенности, творческое мышление, интуиция, когнитивная и поведенческая гибкость, любознательность, оригинальность, творческое отношение к профессии. Точность оценки личностной составляющей креативности школьников обусловлена сочетанием таких качеств творческой личности педагогов как творческое мышление, любознательность, эмпатия, чувство юмора.

  2. Тренинг развития качеств творческой личности педагога-музыканта предполагает уточнение ожиданий участников тренинга по формированию качеств творческой личности и осуществление подготовки к совместной деятельности в группе, создание условий для осознания актуального состояния качеств творческой личности и важности самоизменения, организацию усилий на переоценку сложившейся модели поведения, формирование навыков творческого поведения в проблемных ситуациях, создание условий для оценки достигнутых в ходе тренинга результатов.

Апробация исследования.

Результаты диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры общей и педагогической психологии ГОУ ВПО «Вологодский государственный педагогический университет» (2007-2010), были представлены на областной научно-практической конференции детских музыкальных школ (П-2007, ДМШ им. В.П. Трифонова, г. Вологда); на областной педагогической конференции для ССУЗов искусства и культуры «Инновации в современном художественном образовании» (XI-2007, ЧОУИ и ХР, г. Череповец); на ежегодном смотре-сессии аспирантов и молодых ученых по отраслям наук (XI-2007, ВГГТУ, г. Вологда); на Шестой всероссийской научно-технической конференции «Вузовская наука - региону» (П-2008, ВоГТУ, г. Вологда); на Седьмой всероссийской научно-технической конференции «Вузовская наука - региону» (П-2009, ВоГТУ, г. Вологда); на областной научно-практической конференции детских музыкальных школ (Ш-2009, ДМШ №4, г. Вологда).

Внедрение результатов проходило в следующих направлениях: - теоретические и эмпирические положения исследования были включены в семинарские и практические занятия с педагогами музыкальной школы №4, в лекционные и практические занятия со студентами ГОУ СПО «Вологодский педагогический колледж» по курсу «Педагогика творческой одаренности», со студентами БОУ СПО ВО «Вологодский музыкальный колледж» по курсу «Основы психологии и педагогики», а также составили содержание докладов на

научно-практических конференциях преподавателей детских музыкальных школ;

- на основании результатов исследования разработан и внедрен спецкурс
«Практическая психология» для студентов БОУ СПО ВО «Вологодский музы
кальный колледж».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и 12 приложений. Объем основного текста составляет 203 страницы, содержит 31 таблицу, 7 рисунков. Библиографический список включает 207 источников.

Похожие диссертации на Оценка креативности учащихся музыкальныхшкол педагогами с разным уровнем развития качеств творческой личности