Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 8
1.1. Историко-категориальный анализ исследований проблемы лжи 8
1.2. Подходы к пониманию и анализу понятий правдивости и лжи в зарубежных исследованиях 26
1.3 Подходы к пониманию и анализу феноменов правдивости и лживости в отечественной психологии 38
1.4. Динамика развития моральных суждений у старших дошкольников и младших школьников в ситуациях выбора между ложью и правдой 55
1.5. Варианты проявления лжи у старших дошкольников и младших школьников 71
1.6. Основные мотивы морального поведения старших дошкольников и младших
школьников, связанные с ситуациями выбора между ложью и правдой 74
Выводы 76
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАВДИВОГО И НЕПРАВДИВОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 82
2.1. Детская ложь и социальная среда 82
2.2. Изучение влияния типа семейного воспитания и состава семьи на отношение ко лжи 98
2.3. Изучение влияния религиозности как фактора обуславливающего отношение ко лжи у старших дошкольников и младших школьников 114
Выводы 123
ГЛАВА 3. МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 126
3.1. Изучение отношения к понятию «ложь» детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста 126
3.2. Изучение особенностей эмоционально-личностной сферы детей с разными типами поведения в ситуации «двойной мотивации» 135
3.3. Методики на индивидуальное взаимодействие экспериментатора с испытуемыми 157
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 181
ЛИТЕРАТУРА 186
ПРИЛОЖЕНИЯ 198
- Историко-категориальный анализ исследований проблемы лжи
- Детская ложь и социальная среда
- Изучение отношения к понятию «ложь» детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Введение к работе
Актуальность исследования. Исследование детской лжи в контексте морального и личностного развития ребёнка старшего дошкольного и младшего школьного возраста является одной из актуальных проблем психологии, поскольку сознательное принятие ребенком старшего дошкольного и младшего школьного возраста морально-нравственных норм и ценностей, в том числе и отношения ко лжи играют важную роль в формировании его личности, выработке регуляции его поведения и отношений с другими людьми.
В зарубежных и отечественных работах можно выделить несколько направлений анализа данного феномена. Основной акцент в исследованиях делается на определение способности ребёнка понимать общий смысл слов «обман» и «ложь», а также на содержание нормы «правдивость» (Т.П.Авдулова [2], Г.Н.Авхач [5], Л.Кольберг [200], С.ГЪЯкобсон [183] и др.). Следующее направление посвящено изучению реального разрешения старшими дошкольниками и младшими школьниками мотивационных конфликтов и выявлению типов их поведения в ситуациях выбора между ложью и правдой (Г.Н.Авхач [5], М.Т.Бурке-Бельтран [22], И.Ф.Клименко [75] и др.). Ряд исследований направлен на рассмотрение сферы эмоциональных переживаний ребёнка по поводу соблюдения или нарушения моральных требований, в том числе нормы «правдивость» (Л.Хьелл [160], Ж.Пиаже, [204], J.M.Rich & J.Devitis [205] и др.). В отечественных работах значительное внимание уделяется возникновению у дошкольников первой внутренней моральной инстанции, когда нравственные чувства постепенно превращаются в побуждающие к действию мотивы поведения (А.Г. Асмолов [11], А.В.Запорожец [51], Н.А.Корниенко [76], Т.М.Титаренко [147], С.Г.Якобсон [182] и др.). Ряд авторов изучает вопрос о возможных мотивах появления обмана, среди которых «боязнь наказания», «желание получить награду» и «стремление завоевать признание сверстников» (В.С.Мухина [100], П.Экман [173]).
Наименее исследованным остается проблема отношения ко лжи, влияние лживости на процесс социализации и индивидуально-личностные осо-
бенности оценки лживости в поведении старших дошкольников и младших школьников.
Вышесказанное определило выбор проблемы исследования.
Объект исследования: отношение ко лжи старших дошкольников и младших школьников.
Предмет исследования: совокупность причин, влияющих на формирование отношения детей к различным видам лжи.
Целью исследования является изучение процесса понимания лжи старшими дошкольниками и младшими школьниками, разработка рекомендаций для родителей и педагогов по выявлению и предупреждению лживости в этом возрасте.
Гипотеза: Ложь в структуре личности старших дошкольников и младших школьников выступает необходимым компонентом возрастного развития. Она формируется под воздействием совокупных причин, влияющих на отношение ребенка к настоящему.
Существует неравномерность в отношении ко лжи в представлениях старших дошкольников и младших школьников, обусловленная как возрастными так и индивидуально - типологическими особенностями личности, особенностями социальной среды, семейного и религиозного воспитания.
Детская ложь может рассматриваться как выбор ребенком отдельного поступка, ориентированного на сверстника или взрослого. Задачи исследования:
Анализ литературных источников, посвященных проблеме исследования.
Определение влияния особенностей старших дошкольников и младших школьников на интерпретацию ими понятий «ложь», «обман», «неправда» и «правдивость» и на их отношение к различным видам лжи.
Выявление совокупности личностных свойств у старших дошкольников и младших школьников, влияющих на их отношение к различным видам лжи.
Описание воспитательных установок взрослых относительно лжи и личного опыта детей
Определение способов распознавания обмана детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Разработка рекомендаций для родителей и педагогов по выявлению и предупреждению лживости в поведении ребенка.
Научная новизна исследования. Показано влияние тендерных и возрастных различий на интерпретацию понятий «ложь», «обман», «неправда» и выявлены особенности отношения к различным видам лжи, определяемые половозрастными характеристиками у старших дошкольников и младших школьников.
Раскрыта сущность лжи в структуре личности старших дошкольников и младших школьников как необходимый компонент возрастного развития. Выявлены совокупные причины, влияющие на отношение ко лжи. Показано, что детская ложь может рассматриваться как выбор ребенком определенного поступка, ориентированного на конкретную личность.
Определено влияние типа семейного воспитания и состава семьи на отношение ко лжи. Установлено влияние религиозности, как фактора обуславливающего отношение ко лжи у старших дошкольников и младших школьников. Выявлены индивидуально-личностные свойства старших дошкольников и младших школьников, оказывающие влияние на их отношение к различным видам лжи. Дети, имеющие высокие показатели ответственности, дисциплинированности, внимательного отношения к людям более негативно относятся ко лжи в защиту себя от вмешательства в свою личную жизнь и лжи-умолчанию. Такие личностные качества, как тревожность, эмоциональная устойчивость/неустойчивость, импульсивность и агрессивность оказывают отрицательное влияние на отношение детей к альтруистической лжи, лжи в защиту себя, лжи-умолчанию. Чем выше показатели тревожности, тем чаще ребенок считает возможным для себя использование лжи.
Теоретическая значимость исследования определяется построением модели феномена детской лжи у старших дошкольников и младших школьников, которая позволяет выявлять возможные причины возникновения у детей данной формы поведения с учетом перечисленных выше факторов.
Практическая значимость исследования заключается в получении комплекса теоретических и эмпирических результатов, которые составили основу методических рекомендаций для педагогов и родителей, формирующих правдивое поведение у старших дошкольников и младших школьников, и позволили разработать спецкурсы, для Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования и Московского социально -педагогического института.
Теоретико-методологической основой исследования являются принцип единства сознания и деятельности (К.А. Абульханова-Славская [1], С.Л. Рубинштейн [124]), исследования в области психологии личности (А.Г.Асмолов [11], К.К. Платонов [111], [ИЗ]), психологии лжи и детско-родительских отношений (С. Бок [191], Е.А. Душина [48], В.В. Знаков [56], Н.Г. Любимова [96], A.M. Малявкина [97], Н.Ю. Синягина [134], Ю.К. Щербатых [169], П. Экман [174]).
Методы исследования: для изучения отношения ко лжи использовались анкетирование и контент-анализ его результатов; а также методика «Опросник» которая состояла из трех блоков заданий, позволяющих оценить вербализуемые на прямую инструкцию общие, абстрактные и конкретные представления об обмане; опросник на выявление отношений ко лжи верующих и неверующих детей; методика для изучения внутрисемейных отношений «Рисунок семьи»; методика «Анализ семейных взаимоотношений» (Э.Г.Эдемиллера [172]); методики выявляющие степень выраженности потребности в признании имеющие два показателя: уровень притязаний, определяемый в игре «Детское лото» (Р.Б.Стеркиной [143]); методика «Секрет» для выявления социального статуса ребенка; методика направленная на изучение эмоционально-личностных особенностей С.Розенцвейга; методика на индивидуальное взаимодействие ребенка с экспериментатором (Истории обмана, Выбери обманщика.).
Обработка результатов проводилась с использованием статистического пакета «SPSS 11.5».
Достоверность результатов исследования обеспечивалась методологическими принципами и методическими приемами, адекватными предмету и задачам исследования, репрезентативностью выборки исследуемых с использованием валидных методик, применением современных статистических методов обработки данных.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Комплекс совокупных причин (возраст, индивидуально-. типологические особенности, особенности социальной среды, семейное и религиозное воспитание) формирует ложь в структуре личности старших дошкольников и младших школьников, которая выступает как один из этапов возрастного развития. Она формируется под воздействием совокупных причин, влияющих на отношение ребенка к на-
стоящему. Степень склонности использовать ложь в различных ситуациях, предполагающих выбор между ложью и правдой связан с преобладанием ориентировки старших дошкольников и младших школьников на взрослого или на сверстника.
Существует неравномерность в развитии понимания лжи в преставлениях старших дошкольников и младших школьников, которая связана с отмеченными выше совокупными причинами, среди которых наиболее значимо семейное воспитание.
Понимание обмана идет от недифференцированного трудно распознаваемого в старшем дошкольном к дифференцированному и успешно обнаруживаемому в младшем школьном возрасте. Детская ложь в старшем дошкольном возрасте может рассматриваться как выбор ребенком отдельного поступка, ориентированного на сверстника или взрослого.
Отношение ко лжи зависит от личностных особенностей ребенка, социальной среды, семейного и религиозного воспитания. Существует рассогласование в понимании обмана родителями и детьми. По мере взросления изменения в понимании лжи, происходящие в процессе социализации, приближают представления детей к представлениям взрослых.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертационного исследования были использованы в курсе лекций «Психология лжи» в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, в проведении спецкурса по предупреждению лжи в детском возрасте в Московском социально-педагогическом институте на факультете педагогики и психологии, на факультете психологии Московского психолого-социального института, в Центре исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи».
Основное содержание работы отражено автором в 15 публикациях.
Историко-категориальный анализ исследований проблемы лжи
Ложь использовалась еще в древности широко и повседневно. Достаточное количество примеров применение лжи и обмана можно найти даже в Библии. Именно с обмана женщины змеем, по мнению христиан, начинается история грехопадения людей. Вообще примеров обмана в Библии много. То, что правдивая сила легко может уступить лживой слабости, люди поняли уже давно. При помощи женской хитрости красавица Далила без труда обманула силача Самсона, выпытав его секрет. Первое убийство на Земле тоже сопровождалось обманом. Каин, зарезавший своего брата, тут же начал отпираться от совершенного преступления. Мировая литература также дает немало примеров виртуозов лжи: сказки о бароне Мюнхаузене, "Тысяча и одна ночь", мифы об Одиссее, роман Ильфа и Петрова об Остапе Бендере, который является, по мнению Ю. Щербатых "национальной гордостью в области талантливого надувательства ближних" [167,168,169]. Восемнадцатое столетие даже было названо веком обманщиков и авантюристов: граф Талейран, граф Калиостро, Екатерина II и многие другие ...
Проблема существования человеческой неискренности неоднократно становилась предметом обсуждений как в художественной литературе, так и в научной: философии, юриспруденции, психологии. Наиболее часто вся научная и наукообразная русскоязычная литература по данной теме рассматривает проблему лжи с двух основных позиций: морали и собственно психологии.
На рубеже XX века изучение проблемы лжи также было актуально. Об этом можно судить по большому числу публикаций и широкому кругу авторов (И.А. Алешинцев [8], И.А. Ильин [64], П.О. Каптерев [71, 72], С. Преображенский [114], А. Сосновский [140], А. Шеталова [164] и др.) и основательным экспериментальным исследованиям в нашей стране. Работы авторов начала века были посвящены изучению проблеме детской лжи и ее развитию в онтогенезе; исследованию лжи при свидетельских показаниях; мотивации лжи и обмана; способам коррекции лжи; типологии лжи. В советский период в нашей стране этой проблеме не уделялось должного внимания т.к.: человеку строящему коммунизм по идеолого-политическим соображениям, должны были быть чужды понятия лжи, обмана, неискренности.
Тем не менее, проблема лжи - одна из центральных в человеческой жизни. Ложь - противоречивый, многоплановый, крайне запутанный психологический феномен. Строго говоря, ее нельзя считать грехом, ибо всякий грех имеет антитезу - добродетель, - а ложь антитезы не имеет. Это хорошо доказал французский социолог Франсуа Кан в работе «Опыт возможной философии лжи» [68].
Вопрос о лжи и правде имеет вечное значение для человека. При этом, как принято считать, ложь и обман - это феномены, которые присущи только человеческому обществу. В самой природе лжи не существует, так как не существует ни одного субъекта лжи - есть только лишь агенты - носители процессов фальсификации (мимикрии и маскировки) [Секацкий А.К. [127]. В свое время Ф.Достоевский писал о животных: «Они никогда не притворяются и никогда не лгут». Действительно, трудно обвинить в обмане хамелеона, меняющего окрас в целях более успешной маскировки от врагов, или куропатку, уводящую охотника от гнезда с птенцами. Животные лишь выполняют развитую в ходе биологической эволюции сложную рефлекторную реакцию, направленную на выживание вида. Поведение животных не является результатом сознательного выбора, как это имеет место у людей, а представляет собой лишь жестко запрограммированный стереотип поведения, запускаемый определенными стимулами [Щербатых Ю.В. [169]. В отличие от животных, человек чаще всего обманывает сознательно, заранее прогнозируя итог своего обманного действия или предвидя его последствия. История лжи и обмана начинается с ранних стадий развития собственно человеческого индивида с его способностью сознательно формулировать цель, предвидеть последствия своих поступков, с речью как инструментом коммуникации и общения, и связано это было с выживанием человека в борьбе за свое существование.
На тему лжи мудрецы и философы спорят тысячелетия, но попытки каким-то образом обобщить наши знания о лжи, наше понимание этого феномена, начались не столь уж и давно. Как отмечает Ю.В. Щербатых [170], одну из первых значительных классификаций обмана, а точнее, ошибочного знания дал английский философ Фрэнсис Бэкон. В трактате «Новый органон» он предложил свой метод очищений разума от заблуждений, или «идолов», как он их называл. Впрочем, Бэкон не был первым в своем стремлении упорядочить знание о лжи и неправде. Задолго до Бэкона попытку разобраться во всем многообразии обмана сделал арабский мыслитель Абд-ар-Рахман аль-Джавбари, написавший книгу «Сорванные покровы». В ней он приводит сотни случаев обмана, к которым прибегали реальные жители востока того времени - цари, султаны, визари, чиновники, купцы и лекари. Описывает он также хитрости мифических существ - ангелов и джиннов. В трактате он перечисляет и категории людей, для которых обман стал средством к существованию. Это цыгане, фокусники, держатели ярмарочных балаганов, демонстрирующих женщин с приклеенными бородами, а также те, кто изображают из себя слепых или увечных в сражениях, не будучи таковыми.
Детская ложь и социальная среда
Ложь - специфический феномен социальной жизни - она возможна только при взаимодействии людей друг с другом. Социальная суть феномена лжи определяет существенное влияние, которое не нее оказывают различные социальные факторы. Как известно, специфика каждого возрастного периода раскрывается через особенности социальной ситуации развития ребенка. Так, с возрастом, благодаря изменениям в интеллектуальной и эмоционально-личностной сферах, с одной стороны, происходит расширение осознаваемой детьми действительности и круга их интересов, когда в поле внимания начинают входить предметы, используемые взрослыми, и физически для детей ещё недоступные. А с другой - возрастают операционально-технические возможности ребенка и усложняются способы их взаимодействия с окружающими. Это проявляется в резком увеличении предъявляемых к ним требований по соблюдению различных правил (Л.И.Божович [16], В.С.Мухина [100],Н.И.Непомнящая [105]).
Как отмечает Д.Б.Эльконин [175], ознакомление с нормами впервые происходит при взаимодействии со взрослым, который постоянно оценивает поведение ребенка с точки зрения соответствия определенным правилам. При этом особое место в данном процессе Н.К.Гасанова [31] отводит аффективному принятию (или непринятию) ребенком самой ситуации общения, от которой зависит эмоциональная привлекательность тех или иных норм, а значит и эффективность их усвоения. В- результате этого дошкольник начинает ориентироваться на заданные образцы при анализе как собственных, так и чужих действий. Сначала эталоны носят обобщенный характер, а все поступки разделяются детьми на «хорошие» и «плохие»; однако, развиваясь, оценки становятся более дифференцированными, а поведение начинает рассматриваться с учетом специфики каждого конкретного случая (А.В .Запорожец [51], Я.З.Неверович [104]).
Таким образом, опыт общения со взрослыми выступает в дошкольном детстве как один из основных источников развития личности ребенка, когда восприятие им предметного мира и сферы общения, а также отношение к себе зависят от оценок и «санкций» взрослых (Л.И.Божович [16], М.И.Лисина и А.И.Сильвестру [94] и др.). Кроме того, на фоне такой зависимости от старших у дошкольника появляется новое социальное образование - «стремление соответствовать ожиданиям окружающих», быть признанным (В.С.Мухина [100]). Однако, несмотря на то, что дети данного возраста хотят приобщиться к миру взрослых, они не имеют достаточных операциональных возможностей для немедленной реализации своего желания, что приводит к конфликту, разрешение которого происходит в воображаемой ситуации - игре. (Л.С.Выготский [27]).
Являясь ведущей на протяжении дошкольного детства, игровая деятельность оказывает значительное влияние на психологическое развитие детей данного возраста. Так, именно в ней ребенок впервые сталкивается с ситуацией моделирования новой реальности, задаваемой смысловым контекстом игры, и отличной от наглядных условий. При этом принятие на себя той или иной роли приводит дошкольника к необходимости учитывать точку зрения и внутреннее состояние партнеров, предвосхищать их поступки и с позиции этого строить свое поведение (Г.М.Бреслав [21], С.Н.Карпова и Л.Г.Лысюк [73], Е.О.Смирнова и В.Г.Утробина [138]).
Эмоциональная ориентация на других людей способствует повышению субъективной значимости выполняемых требований и является одним из факторов, определяющим отношение детей к различным нормам. Таким образом, в игре ребенок постепенно учится подчинять свои непосредственные желания общему замыслу, в результате чего происходит кардинальное изменение потребностно-мотивационная сферы и осуществляется «...переход от мотивов, имеющих форму досознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений...» (Д.Б.Эльконин [178, с.323]).
Так, для детей дошкольников одним из основных моментов является соблюдение определенной последовательности действий. Однако, становясь старше, они начинают уделять большее внимание выполнению норм взаимоотношений между людьми. При этом эмоциональная включенность в игровое взаимодействие способствует не формальному, а внутреннему принятию социальных требований. Это связано с тем, что, во-первых, играя, ребенок получает аффективное удовольствие от выполнения норм, потому что они обеспечивают реализацию его желания делать то, что ему нравится и хочется (Л.С Выготский [27], С.Н.Карпова и Л.Г.Петрушина [74]) показали, что в игре дети чаще, чем в повседневных ситуациях следуют различным требованиям. Во-вторых, яркие переживания успеха и неуспеха, возникающие в игре в связи с выполнением норм, оказывают значительное влияние на формирование самосознания дошкольника, в частности, на его самооценку ( Д.Б.Эльконин [175]). Сначала на основе выделения общего смысла правил поведения у детей возникает первичное аффективное отношение к действиям сверстника. Затем появляется эмоциональная оценка состояния партнера, что приводит к сопереживанию другому; ребенок начинает обращать внимание на свои действия и соотносить их с образцами-эталонами. Далее, в младшем школьном возрасте появляется оценка-предвосхищение последствий собственных поступков, и возникают внутренние переживания по поводу соблюдения (или нарушения) соответствующих требований. В результате этого формируется стремление следовать нормам без внешнего контроля.
Изучение отношения к понятию «ложь» детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Девочки дают значимо больше количество без оценочных определений лжи, чем мальчики. Возможно, это определяется тем, что девочки в отличие от мальчиков этого возраста более терпимы и менее категоричны в высказывании оценок, что подтверждают значимые различия даваемых мальчиками оценочных определений лжи. Девочки значимо больше, чем мальчики, дают определения, содержащие положительное или отрицательное отношение ко лжи в зависимости от ситуации, т.е. они учитывают контекст, что, возможно, связано с более ранним когнитивным и психосоциальным развитием, более развернутым набором репертуаров поведения. В 9 лет значимо больше определений, содержащих положительную оценку лжи, дают мальчики, что, возможно, говорит о значимости в этом возрасте лжи, как адаптивного механизма, что и выражается в оправдательном отношении к этому феномену. В этом возрасте важно попытаться оградить свою личную жизнь от вмешательства взрослых, так как это период начала идентификации и самоопределения. Девочки, в отличие от мальчиков в этом возрасте, больше привязаны к семье, возможно по этой причине в 9 лет они дают больше определений, содержащих отрицательное отношение ко лжи, но с другой стороны, это может носить оправдывающий характер.
Отметим, что лишь небольшая часть детей задумывается над последствиями лживости - около 9 % выборки. Прогнозируемые ими последствия лжи, возникающие в результате использования лжи, дети считают своеобразным ограничителем от лживого поведения в повседневных отношениях таких как:
- страданиями людей, которым солгали,
- неуважением лгунов,
- раскрытием неправды,
- возникновением ответной лжи,
- недоверием и неприязнью, Подводя итоги анализа данных, полученных в результате исследования отношений к определению лжи, можно сделать вывод, что имеются различия в отношении ко лжи, связанные как с возрастом, так и с полом ребенка:
1. Различия в определениях лжи, детерминированные полом, начинают проявляться лишь к 9 годам.
2. Отношение ко лжи у девочек детерминировано не знанием, а эмоциональным переживанием, переносом себя в ситуацию, в которой приходится искажать истину.
3. Отношение ко лжи не является чем-то статичным и неизменным, а изменяется в процессе развития ценностно-смысловой сферы личности ребенка.
При опросе детям было предложено указать наиболее часто встречающихся причины, по которым люди лгут.