Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гендерные особенности нравственных представлений у старших дошкольников Максутова, Александра Алексеевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Максутова, Александра Алексеевна. Гендерные особенности нравственных представлений у старших дошкольников : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Максутова Александра Алексеевна; [Место защиты: Вост.-Сиб. гос. акад. образования].- Иркутск, 2012.- 150 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-19/233

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Проблема нравственных представлений в психолого педагогической литературе 12

1.1. Общие теоретические подходы к изучению и развитию нравственных представлений 12

1.2. Психологические предпосылки развития нравственных представлений в дошкольном возрасте 23

1.3. Использование гендерного подхода при изучении нравственных представлений у дошкольников 41

Выводы 55

Глава 2. Гендерные особенности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста 57

2.1. База, методы и этапы исследования 57

2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 64

2.2.1. Представления детей о нравственных качествах 64

2.2.2. Представления детей о нравственных нормах и нравственных оценках 79

2.2.3. Эмоциональное отношение к нравственным качествам и поведение детей в ситуации нравственного выбора 84

Выводы 91

Глава 3. Развитие нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста 94

3.1. Содержание программы и организация формирующего эксперимента 94

3.2. Результаты формирующего эксперимента 107

Выводы 118

Заключение 119

Литература 122

Приложение 134

Введение к работе

Актуальность исследования. В последние годы в российском обществе наблюдается снижение роли духовных ценностей и уровня нравственного развития. Этому способствовали некоторые экономические, социальные и культурные изменения, произошедшие в нашей стране, а также снижение исследовательского интереса к данной проблеме. Как известно, нравственность общества зависит от нравственного развития каждого человека и закладывается в детстве. Особенно интересен в этом отношении дошкольный возраст – время зарождения личности, формирования основ самосознания, эмоционально-волевой и мотивационной сферы, а также обретения ребенком первых нравственных ориентаций (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, В.С. Мухина и др.). Именно в этом возрасте происходит интенсивное нравственное развитие и под влиянием норм и требований социума закладывается его фундамент – нравственные представления, определяющие отношение детей к поступкам других и регулирующие их собственное поведение.

Имеющиеся в научно-психологической литературе данные позволяют говорить о том, что изучение нравственных представлений в дошкольном детстве связано с рядом трудностей, среди которых отсутствие единой трактовки самого понятия, неопределенность их места в структуре нравственной сферы личности, функций и роли в процессе нравственного развития. Недостаточно также работ, в которых нравственные представления дошкольников становились бы самостоятельной темой исследования. В основном, данная проблема решается в русле исследования других аспектов нравственной сферы личности и нравственного развития детей (Ж. Пиаже, Л. Колберг, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон, М.И. Воловикова, Л.Ю. Соломина, Н.В. Мельникова и др.).

Дошкольное детство выступает важным периодом не только для развития нравственных представлений, но и для гендерной социализации ребенка. Половая принадлежность во многом определяет поведение человека уже с самого раннего возраста, поэтому изучение гендерных различий приобретает все большую теоретическую и практическую актуальность. Основой для исследования гендерных различий в зарубежной психологии послужили работы Э. Маккоби, С. Бэм, К. Джиллиган и др.

В отечественной психологии проблемам полового диморфизма также уделялось значительное внимание (Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов, И.С. Кон, В.Е. Каган), но сам термин «гендер» длительное время не употреблялся. Гендерный подход предполагает исследование не только биологических и физиологических различий между мужчинами и женщинами, но и их социально-психологических особенностей, которые во многом опосредованы разными нормами и требованиями, предъявляемыми обществом. Поэтому не случайно в последнее время появился ряд работ, в которых изучаются гендерные особенности интеллекта (Л.А. Баранова), лидерства (Т.В. Бендас), поло-ролевых стереотипов (В.С. Агеев), агрессивности (Е.А. Иванова), речи (М.Ю. Ушакова) и других сторон развития личности детей и взрослых.

Есть также исследования, в которых рассматриваются особенности нравственного развития лиц разного пола (Н. Айзенберг К. Джиллиган В.В. Знаков и др.), однако большинство из них затрагивают гендерные различия нравственных представлений взрослых людей. Вопросы же изучения нравственных представлений детей остаются малоисследованными, а имеющиеся результаты часто носят несистемный и противоречивый характер. Между тем, недостаточность данных об особенностях нравственных представлений мальчиков и девочек дошкольного возраста затрудняет разработку четких критериев оценки реального уровня их нравственного развития. Это снижает качество психологического сопровождения развития детей, поскольку не позволяет в должной мере реализовать гендерный подход при разработке развивающих программ. Все сказанное и определило выбор темы нашего диссертационного исследования.

Цель исследования – выявить гендерные особенности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста и разработать на этой основе программу, направленную на развитие нравственных представлений мальчиков и девочек.

Объект исследования – нравственные представления личности.

Предмет исследования – гендерные особенности нравственных представлений и их развитие у детей старшего дошкольного возраста.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение, что нравственные представления детей старшего дошкольного возраста могут отличаться рядом гендерных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания данной категории детей. При этом мы исходили из следующих допущений:

  1. гендерные различия нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста могут проявляться в разном уровне развития представлений о нравственных качествах и нормах, в их содержании, в критериях нравственной оценки, а также в поведении детей в условиях и ситуации нравственного выбора.

  2. путем организации специального формирующего обучения, учитывающего гендерные особенности, можно существенно повысить уровень развития нравственных представлений у детей названной возрастной группы.

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ состояния и научных подходов к изучению проблемы нравственных представлений в психолого-педагогической литературе.

  2. Выявить уровень развития и особенности нравственных представлений старших дошкольников, обусловленные их гендерной принадлежностью.

  3. Разработать и апробировать в формирующем эксперименте программу развития нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с учетом их гендерных особенностей.

Методологической основой исследования явились теоретические принципы, разработанные в отечественной психологии: единства сознания и деятельности, системного и комплексного подхода к изучению психических явлений (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов и др.); теоретико-методологические положения Б.Г. Ананьева, Л.М. Веккера, Б.Ф. Ломова о понимании природы представлений. Мы опирались также на положения психологии детства, сформулированные в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, В.С. Мухиной и определяющие нравственное развитие как одно из психологических новообразований дошкольного возраста, на результаты исследований нравственных представлений в дошкольном детстве, содержащиеся в работах С.Г. Якобсон, Е.В. Субботского, Г.А. Урунтаевой и других. Во внимание принимались концепции нравственной сферы личности Н.В. Мельниковой, категориальной структуры нравственного сознания дошкольников Л.Ю. Соломиной. При изучении гендерных различий мы опиралась также на теоретико-методологические положения, сформулированные в работах Э. Маккоби, С. Бем, К. Джиллиган, Н. Айзенберг, Б.Г. Ананьева, И.С. Кона, И.С. Клециной, Т.В. Бендас и др.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались такие общенаучные методы как наблюдение, беседа, контент-анализ, формирующий эксперимент. Психологическая диагностика особенностей нравственных представлений мальчиков и девочек осуществлялась с помощью методик «Незаконченные истории» Г.А. Урунтаевой (в модификации Л.Ю. Соломиной), «Оцени поведение» А.Л. Венгера (в модификации Е.В. Никифоровой), «Цветовой тест отношений» Е.Ф. Бажина, А.М. Эткинда (модифицированный Р.Р. Калининой), «Подели игрушки» С.Г. Якобсон, «Проигрышная лотерея» М.Т. Бурке-Бельтран в адаптации С.Г. Якобсон. Полученные данные обрабатывались с помощью методов математической статистики: *-критерия Фишера и коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

База и этапы исследования. Исследование проводилось с 2005 по 2012 г. на базе дошкольных образовательных учреждений №8 и №146 г. Иркутска и № 5 г. Ангарска. На констатирующем этапе в исследовании приняли участие 160 детей в возрасте шести-семи лет, среди которых 86 мальчиков и 74 девочки. В формирующем эксперименте были задействованы 40 старших дошкольников из числа тех, что обследовались на констатирующем этапе. Среди них – 20 мальчиков и 20 девочек.

Диссертационное исследование выполнялось в несколько этапов. На первом этапе (2005-2007 гг.) осуществлялся теоретический анализ отечественной и зарубежной научно-психологической литературы по проблеме нравственных представлений личности. Обосновывался гендерный подход к изучению нравственных представлений в дошкольном детстве. Были сформулированы проблема, цель, задачи, а также гипотеза исследования. На втором этапе (2007-2009 гг.) выявлялись гендерные особенности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Проводился количественный и качественный анализ, систематизация, обобщение и интерпретация результатов исследования. На третьем этапе (2009-2012 гг.) реализовывался формирующий эксперимент, в основу которого была положена программа развития нравственных представлений старших дошкольников с учетом гендерных особенностей. Качественно, количественно и статистически подтверждалась результативность и эффективность программы, формулировались научные выводы, оформлялись результаты диссертационного исследования.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась опорой на общенаучные принципы и основные положения психологической науки, репрезентативностью выборки испытуемых, комплексным применением надежных и валидных психодиагностических методик, использованием методов математической статистики, соотнесением полученных результатов с данными исследований других авторов, а также апробацией разработанной развивающей программы.

Научная новизна исследования:

  1. Выявлены гендерные особенности нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся в разном уровне развития и различном содержании представлений мальчиков и девочек о нравственных качествах, нравственных нормах и нравственных оценках поведения.

  2. Установлено, что у девочек уровень развития представлений о нравственных качествах выше, чем у мальчиков.

  3. Показано, что уровень развития представлений о нравственных качествах зависит от их модальности: представления о нравственно-отрицательных качествах у детей развиты лучше, чем представления о нравственно-положительных качествах. Среди девочек такая тенденция более очевидна, чем в выборке мальчиков.

  4. Установлено, что содержание представлений о нравственных качествах у девочек характеризуется большей обобщенностью, а у мальчиков опирается на конкретные действия, либо на описание данного качества через другое.

  5. Доказано, что существуют гендерные различия в эмоциональном отношении дошкольников к нравственным качествам как результат проявления эмоционально-оценочной функции нравственных представлений.

  6. Установлено, что в ситуациях нравственного выбора при оценке поведения у девочек наблюдается диссоциация вербального и реального поведения. В отличие от этого, мальчики достоверно чаще соблюдают нравственные требования, предъявляемые к реальному поведению, т.е. их нравственные представления в большей мере регулируют поведение.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

  1. Конкретизировано научное понятие о нравственных представлениях как вторичных обобщенных психических образованиях, отражающих в сознании человека систему норм и правил поведения в общественной и частной жизни.

  2. Показано, что нравственные представления являются категорией нравственного сознания и входят в состав когнитивного компонента нравственной сферы личности, выполняя эмоционально-оценочную и регулятивную функции.

  3. Выявленные гендерные особенности представлений детей о нравственных качествах, нормах, критериях оценки и поведении в ситуации нравственного выбора дополняют научное понимание проблемы нравственных представлений.

  4. Полученные результаты могут способствовать теоретическому обоснованию дальнейших исследований по проблеме нравственного развития детей дошкольного возраста.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в образовательной деятельности дошкольных учреждений для сопровождения и коррекции процесса развития нравственных представлений мальчиков и девочек. Представленный в работе комплекс диагностических методов и методик может применяться психологами детских образовательных учреждений для диагностики развития нравственных представлений у детей, а также при подготовке специалистов по работе с детьми в системе повышения квалификации работников дошкольных образовательных учреждений.

На основе материалов исследования разработана развивающая программа и психолого-педагогические рекомендации по сопровождению развития нравственных представлений мальчиков и девочек для работников дошкольных образовательных учреждений, на базе которых проходило исследование. Кроме того, подготовлены лекции по курсам «Психология развития. Возрастная психология», «Гендерная психология», «Психология кризиса», «Основы сказкотерапии», «Методы исследования в психологии развития и возрастной психологии», читаемые для студентов факультета психологии Иркутского государственного университета.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Нравственные представления рассматриваются нами как вторичные обобщенные психические образования, отражающие в сознании человека систему норм и правил поведения в общественной и частной жизни. Они являются категорией нравственного сознания и входят в состав когнитивного компонента нравственной сферы личности. Теоретически и экспериментально подтверждено положение о том, что старший дошкольный возраст является сензитивным для развития нравственных представлений у детей данного возраста.

  2. Нравственные представления детей старшего дошкольного возраста отличаются рядом гендерных особенностей по уровню развития и содержанию представлений о нравственных качествах, по уровню развития представлений о нравственных нормах, а также по нравственным критериям оценки поведения.

  3. Представления девочек о нравственных качествах и нравственных нормах развиты лучше, чем у мальчиков; содержание представлений о нравственных качествах у девочек опирается на обобщенный образ поступка, а у мальчиков – на конкретные действия, либо на описание данного качества через другое.

  4. При оценке поведения девочки чаще, чем мальчики, ориентируются на критерий содержания поступка. В ситуациях нравственного выбора, напротив, мальчики чаще соблюдают нравственные требования, у девочек же наблюдается определенное несоответствие между уровнем развития представлений и сформированностью нравственного поведения.

  5. На защиту выносится также разработанная и апробированная программа развития нравственных представлений у дошкольников, основанная на учете выявленных гендерных особенностей. Реализация этой программы в условиях детского дошкольного учреждения позволила содержательно обогатить нравственные представления детей и осуществить коррекцию их нравственного развития в целом.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и результаты исследования заслушивались на заседаниях кафедры педагогической и возрастной психологии Иркутского государственного университета в 2005-2011 гг.; на заседаниях лаборатории «Психология развития» Иркутского государственного университета в 2005-2011 гг.; на ежегодных Всероссийских научно-практических конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Проблемы теории и практики современной психологии» (г. Иркутск, 2006-2011 гг.); на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные направления современной психологии: региональный опыт» в рамках семинара «Перспективы развития отечественной психологии: взгляд в будущее» (г. Иркутск, 2006 г.); на региональной научно-практической конференции «Психическое и физическое здоровье человека: медико-социально-психологические и психолого-педагогические аспекты» (г. Иркутск, 2009 г.); на конференции психологов образования Сибири «Психология образования: состояние и перспективы» (г. Иркутск, 2010 г). По теме исследования опубликовано семь работ, две из которых – в изданиях, предусмотренных списком ВАК.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. В тексте диссертации имеется 13 таблиц и 11 рисунков. Содержание работы изложено на 150 страницах.

Психологические предпосылки развития нравственных представлений в дошкольном возрасте

Развитие и формирование нравственных представлений личности, как и нравственное развитие человека в целом, обусловлено культурно-историческими условиями и требованиями общества. Данный процесс запускается вместе с развитием личности человека, то есть в дошкольном детстве. Как известно, дошкольный возраст - это период, занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом, то есть имеющий условные возрастные границы от трех до семи лет [73]. В психологии принято выделять младший (три-четыре года), средний (четыре-пять лет) и старший (пять-семь лет) дошкольный возраст. Дошкольное детство является одним из важных этапов в жизни ребенка, в значительной мере определяющим все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма: увеличиваются рост ребенка, масса тела и объем мозга, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов ребенка, овладения новыми видами деятельности.

Как отмечает Д.Б. Эльконин [102], [105], дошкольное детство - это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Основная потребность ребенка этого возраста состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, быть, как они, и действовать вместе с ними, то есть жить общей жизнью со взрослыми. Но осуществить это невозможно, реально выполнять функции старших ребенок пока не может. Поэтому складывается противоречие между его потребностью быть как взрослый и ограниченными реальными возможностями. Жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не в прямой связи с миром. Такую связь осуществляет ведущая деятельность дошкольного возраста - сюжетно-ролевая игра. Именно в ней ребенок берет на себя роль взрослого. проигрывая и принимая его социальные функции и нормы. В рамках игровой деятельности осуществляется интенсивное психическое развитие детей. В этот период бурно развивается речь, способность к замещению, символическим действиям и использованию знаков, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение и память Л.С. Выготский [25] и Н.Н. Поддъяков [71] отмечали, что дошкольный возраст является сензитивным и для развития и формирования представлений. Основным условием развития представлений является расширение жизненного опыта ребенка и совершенствование восприятия. Интенсивное развитие речи в дошкольном детстве позволяет формировать представления путем словесного обозначения их существенных особенностей и элементов. Включение ребенка-дошкольника в разнообразные виды деятельности способствует актуализации и уточнению представлений за счет практики. Впервые в дошкольном возрасте наблюдается использование различных приемов формирования представлений в связи с целями деятельности, в которую они включены, как, например, в сюжетно-ролевой игре. Согласно исследованиям Н.Н. Поддъякова, все достижения познавательной деятельности ребенка аккумулируются в психических образованиях - образах, представлениях, знаниях, которые, возникнув в процессе и на основе деятельности, становятся относительно независимыми от последней и могут вступать друг с другом в различного рода взаимодействия, обусловленные как внутренним строением этих образований, так и общей направленностью личности ребенка.

По мнению автора, представления ребенка, как и все психические образования, в целом можно разделить на два полюса по критерию устойчивости. На одном полюсе сосредоточены весьма устойчивые, стабильные психические образования; это образы, представления, знания аксиоматического типа, определяющие общую структуру когнитивной сферы. На другом полюсе функционируют чрезвычайно подвижные психические образования, находящиеся в процессе становления, совершенствования. Они обладают высокой активностью, легко входят во взаимодействие с другими образованиями, порождая новые неожиданные образы, представления, знания. Им присуща универсальная пластичность, однако они в известной мере неопределенны, диффузны и часто выступают в форме неотчетливых неясных знаний. Неустойчивые, подвижные представления, согласно Н.Н. Поддъякову, играют важную роль в умственном развитии детей. Обладая универсальной пластичностью, они являются эффективным средством отражения достаточно сложных отношений действительности. Особенно велико их значение в познании детьми изменений реальности.

С точки зрения А.Н. Леонтьева [59], именно в дошкольном возрасте можно говорить о рождении личности. В первый раз это происходит в трехлетием возрасте, когда ребенок сознательно выделяет себя, используя фразу «Я сам!». Второй раз, когда, по выражению А.Н. Леонтьева, к концу дошкольного детства возникает сознательная личность. Этому способствует формирование основных психологических новообразований, а именно: соподчинение мотивов, развитие самосознания и самооценки, осознание себя во времени, развитие воли и эмоциональной сферы, становление гендерной идентичности, а также нравственное развитие, в русле которого формируются и нравственные представления личности.

Несмотря на то, что дошкольный возраст является сензитивным для развития нравственных представлений, их изучение в психологической литературе не носит системного характера. В основном, проблема развития, структуры, содержания и особенностей нравственных представлений дошкольников решается опосредованно, в русле исследования вопросов закономерностей и динамики нравственного развития детей, развития нравственной сферы личности дошкольника, проблем формирования и взаимосвязи нравственного сознания, чувств и поведения, условий и факторов становления данного процесса. Ряд исследований в отечественной психологии посвящен выявлению условий и факторов нравственного развития, в частности развития нравственных представлений у дошкольников. Установлено, что основным эффективным условием и средой для формирования таких составляющих нравственного развития, как нравственные представления, нормы, переживания и поведение, является сюжетно-ролевая игра. Согласно Д.Б. Эльконину [102], [103], [104], [105], в рамках сюжетно-ролевой игры -ведущей деятельности дошкольного возраста - дети сталкиваются с необходимостью соблюдения игровых правил, так как невыполнение правил может привести к распаду игры. Отношение к правилам меняется у ребенка на протяжении всего дошкольного возраста: от нарушения правил по собственному желанию до сознательного исполнения игровых правил вопреки своим необходимостям. Как отмечает автор, к концу дошкольного возраста правила становятся для ребенка значимыми и осознанными. В игре он учится управлять своим поведением, т.е. игра является школой морали, но не морали в представлении, а морали в действии.

Положения Д.Б. Эльконина развивают в своих исследованиях М.И. Боришевский [17], В.И. Левицкая [57], СВ. Чернобровкина [100], СВ. Гударева [30]. Они отмечают, что в старшем дошкольном возрасте представления детей о нравственности проявляются уже в конкретных условиях. Тем не менее, для присвоения нравственных норм и представлений необходимы многократные упражнения, которым способствует сюжетно-ролевая игра. Необходимым условием является руководство игрой со стороны взрослого, насыщение ее нравственным смыслом.

Значение сюжетно-ролевой игры для становления представлений старших дошкольников о нравственных нормах и нравственного поведения исследовали СН. Карпова и Л.Г. Петрушина [45]. Они выявили, что количество детей, соблюдающих нравственные нормы в сюжетно-ролевых отношениях, увеличивается в два раза, по сравнению с неигровым поведением детей. Такое расхождение является показателем сформированное у дошкольников представлений о нравственной норме, а также подчеркивает ведущую роль сюжетно-ролевой игры в развитии нравственного поведения дошкольников.

В работах С.Н. Карповой, Л.Г. Лысюк и Н.И. Мурзиновой [45], [47] отмечается, что у большинства шести-семи летних детей наличие сформированных представлений о нравственной норме взаимопомощи не актуализируется в реальном поведении. Однако в сюжетно-ролевой игре дети охотнее оказывают помощь, чем в учебных занятиях. Следовательно, сюжетно-ролевая игра обладает потенциалом для развития нравственных представлений и формирования реального нравственного поведения.

Другим условием развития нравственных представлений в дошкольном возрасте выступает взаимодействие ребенка с референтными взрослыми, а также со сверстниками. Нравственная сфера дошкольника тесно связана с изменением характера его взаимоотношений со взрослыми, что способствует зарождению нравственных представлений и чувств, названных Л. С. Выготским внутренними этическими инстанциями. Нравственность первоначально проявляется в социальном плане, в семье, в виде стремления ребенка соответствовать ожиданиям взрослых. И уже затем только интегрируется во внутриличностном плане. Как отмечал Л.С. Выготский, «Моральное поведение должно стать его (ребенка) природой и совершаться свободно, легко и непосредственно» [25; 265].

Усвоение первых нравственных эталонов, согласно В.С. Мухиной [66], происходит в процессе общения с близкими взрослыми. Первоначально ребенок поступает нравственно не потому, что осознает значимость выполнения определенных правил, а потому, что у него возникла потребность быть как взрослый. Однако, если окружающие считают ребенка хорошим, то есть соответствующим положительному эталону, то тем самым они как бы задают ребенку положительный образ его самого. Так, в дальнейшем у ребенка возникает желание не разрушить этот образ перед взрослым, а значит идет присвоение этого образа и осознание через него себя. Стремление следовать положительному нравственному эталону в дошкольном возрасте опосредованно также притязанием на признание со стороны других детей. Так, В.С. Мустафина [64] отмечает, что в ожидании одобрения со стороны окружающих ребенок может быть ориентирован на то, чтобы специально продемонстрировать свое нравственное поведение.

Представления детей о нравственных качествах

Представления детей о нравственных качествах изучались нами на примере таких качеств, как «хороший», «плохой», «честный», «лживый», «добрый», «злой», «справедливый», «несправедливый», «щедрый», «жадный», «смелый» и «трусливый». В процессе исследования выявлялся уровень развития данных представлений и их содержание. Как видно из приведенных в таблице 1 данных, в целом только у 37 процентов мальчиков и 40 процентов девочек сформирован высокий уровень представлений о нравственных качествах. Данная категория детей может давать обобщенные описания данных качеств, приводит адекватные примеры из поведения и деятельности. При этом дети в своих ответах не ссылаются на конкретных людей или стереотипные образы. У 24 процентов мальчиков и 15 процентов девочек был обнаружен средний уровень развития нравственных представлений. Данные испытуемые в своих ответах связывали нравственные качества либо с конкретными знакомыми им людьми (воспитатели, родители, дети из группы, сиблинги и пр.), либо со стереотипными образами (Дед Мороз, наркоманы, воры, милиционеры и пр.). Тем не менее, дошкольники называли адекватные качествам поступки и поведение.

Низкий уровень развития представлений о нравственных качествах был выявлен у 39 процентов мальчиков и 45 процентов девочек. Эти дети при описании нравственного качества указывали только какой-то один признак его проявления: называли человека-носителя качества, не приводя примеров его поведения («Честная - это мама»), давали только оценку данному качеству («Смелый - это хорошо»). В данную группу также вошли дети, которые затруднились дать ответ, неверно оценили качество с позиции нравственности («Щедрый - он плохой»), давали тавтологические или недифференцированные ответы («Злой - это злой», «Честный - ну, потому что честный»), объясняли одно качество через другое («Справедливым можно назвать смелого»), называли действия, не связанные с данным качеством («Добрый тот, кто рисует хорошо»). Это говорит о том, что почти у половины обследованных нами детей старшего дошкольного возраста представления о нравственных качествах либо не развиты, либо имеют низкий уровень развития, или вообще сформированы неадекватно.

Как видно из таблицы, хотя в среднем по всем нравственным качествам между группами мальчиков и девочек значимых различий не обнаружено, однако по отдельным качествам были выявлены существенные гендерные отличия. Так, уровень развития представлений о таких нравственных качествах, как «хороший», «плохой» и «жадный» у девочек достоверно выше, чем у мальчиков (ср =2,04, р 0,05; ф =2,94, р 0,001; ф =3,29, р 0,001), что говорит об осознанности и обобщенности представлений о данных качествах. На наш взгляд, это обусловлено разным социальным опытом мальчиков и девочек, а также разными по отношению к ним стереотипами воспитания. Так, проявления или непроявления таких качеств родители и другие значимые взрослые требуют от девочек гораздо чаще, чем от мальчиков.

Требования взрослых, почему стоит проявлять или не проявлять то или иное качество, зачастую разнятся, если они обращены к детям разного пола. Обращаясь к девочкам, взрослые аргументируют свои требования социальными эмоциям (сопереживанием, сочувствием), тогда как аргументация для мальчиков по поводу проявления в поведении того или иного нравственного качества идет с опорой на нормы и требования. Возможно поэтому представления о таких качествах, как «хороший», «плохой» и «жадный» у девочек-дошкольников развиты в большей степени. Вместе с тем обнаружилась интересная тенденция в ответах о качестве «злой»: у них проявляется либо высокий уровень развития представлений о данном качестве, либо низкий. Причем большинство девочек, по сравнению с мальчиками (ср =2,92, р 0,001), показали именно низкий уровень. Вполне возможно, это объясняется тем, что данное качество девочками эмоционально переживается, оценивается, что затрудняет формирование обобщенного представления о нем.

Уровень развития представлений о нравственном качестве «честный» выше у мальчиков, чем у девочек (ф =1,90, р 0,05). Это, вероятно, объясняется тем, что требование быть честным со стороны взрослых, воспитателей, родителей чаще направлено на мальчиков-дошкольников, так как честность предполагает умение отвечать за свои проступки, что в обществе больше приписывается поведению мальчиков.

Интересными представляются данные о развитии у детей разного пола представлений о таких качествах, как «смелый» и «трусливый». Больше половины мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста продемонстрировали высокий уровень развития представлений о названных качествах. Это свидетельствует о том, что данные качества детьми осознаны, понятны и приняты. Однако средний уровень развития представлений о качестве «смелый» чаще демонстрируют мальчики, нежели девочки (ср =4,04, р 0,001). В своих ответах мальчики с готовностью приводили конкретные примеры, указывали на значимых близких, как носителей этого качества, либо называли стереотипные образы (полицейские, герои и пр.). Это объясняется тем, что данное качество для мальчиков более значимо, чем для девочек, так как наличие смелости и отсутствие трусости у мальчика одобряется взрослыми в процессе воспитания.

Представления у мальчиков и девочек о таких нравственных качествах как «лживый» и «добрый» достоверно не отличаются. Отсутствие гендерных различий в уровне развития представлений о названных качествах скорее всего объясняется их универсальностью, т.е. проявления доброты и отсутствие лживости одинаково ценятся взрослыми и сверстниками в поведении как мальчиков, так и девочек.

Полученные нами результаты показали, что качества «справедливый» и «несправедливый» малоизвестны детям старшего дошкольного возраста. Так, почти все девочки в обследуемой выборке продемонстрировали низкий уровень развития представлений о качестве «справедливый» и почти полное отсутствие представлений о качестве «несправедливый». В выборке мальчиков данные качества смогли охарактеризовать лишь 13 процентов детей, остальные же мальчики, как и девочки, показали низкий уровень их развития. На наш взгляд, это объясняется сложностью и абстрактностью данных понятий для детей старшего дошкольного возраста, а также недостаточным вниманием взрослых к развитию этих качеств в процессе воспитания.

Результаты нашего исследования говорят также о том, что уровень развития представлений о нравственных качествах зависит от их модальности. Так, представления о нравственно-отрицательных качествах у детей старшего дошкольного возраста развиты лучше, чем представления о нравственно-положительных качествах. В выборке девочек такая тенденция более очевидна ( р = 2,47, р 0,01), чем в выборке мальчиков, что, на наш взгляд, может свидетельствовать о том, что качества, на проявление которых общество накладывает запреты и санкции, усваиваются и осознаются детьми лучше. Кроме того, это обусловлено стилем воспитания, когда поведение, не соответствующее нравственным нормам, критикуется и не поощряется со стороны взрослых, а нравственно ориентированное поведение детей воспринимается как само собой разумеющееся, как должное. Данная тенденция, выявленная в выборке девочек, говорит о том, что указанная выше особенность воспитания применяется, в основном, к девочкам. Отношение же к нарушению норм мальчиками у взрослых более терпимое, толерантное или равнодушное, так как их проступки объясняются активностью, энергичностью, любознательностью.

Полученные нами результаты позволили в определенной степени выявить и содержание представлений о нравственных качествах старших дошкольников. Как уже отмечалось ранее, для анализа содержания представлений детей о нравственных качествах нами были выделены категории: «абстрактный человек», «конкретный человек», «стереотипный образ», «действие», «оценка», «качество» и категория «нет ответа». Это было связано с тем, что, объясняя нравственное качество, дошкольники в своих ответах ссылались на людей, как носителей данного качества; описывали действия, связанные с данным нравственным качеством; давали нравственные оценки; пытались качественно охарактеризовать качество. Стоит отметить, что категории «абстрактный человек», «конкретный человек» и «стереотипный образ» были взаимоисключающими, т.е. в ответах присутствовала только какая-то одна из этих категорий, и встречались в ответах детей почти всегда, за исключением случаев, когда ребенок не давал ответа. Это связано, во-первых, с постановкой вопроса в беседе, который звучал «Кого можно назвать добрым (злым, честным, лживым и т.д.)?». Во-вторых, само понятие «качество» предполагает его носителя. Так, категория «абстрактный человек» проявлялась в обобщенных описаниях детьми носителя нравственного качества. Дети использовали такие слова как: «тот», «который», «человек», «кто», «кого», т.е. давали неопределенные, абстрактные ответы. В то же время, если дети на вопрос отвечали, ссылаясь на знакомого им человека (мама, воспитатель, друг, сестра и пр.), то такой ответ кодировался в соответствии с категорией «конкретный человек».

Эмоциональное отношение к нравственным качествам и поведение детей в ситуации нравственного выбора

Как было отмечено ранее, нравственные представления выполняют эмоционально-оценочную функцию. В связи с этим, мы использовали методику «Цветовой тест отношений» для выявления различий в эмоциональном отношении к нравственным качествам у мальчиков и девочек.

Как видно из таблицы 5, в среднем у половины мальчиков и девочек выявлено адекватное эмоциональное отношение к нравственным качествам. Неадекватное эмоциональное отношение продемонстрировали только 22 процента мальчиков и 21 процент девочек. Недифференцированное отношение было отмечено у 26 процентов мальчиков и 24 процентов девочек. В свою очередь, к положительным нравственным качествам у детей старшего дошкольного возраста отмечено адекватное эмоциональное отношение (65 процентов мальчиков и 66 процентов девочек). Неопределенное эмоционально отношение характерно для 23 процентов мальчиков и 27 процентов девочек, тогда как неадекватное, т.е. отрицательное отношение к данным нравственным качествам было выявлено только у 12 процентов мальчиков и 7 процентов девочек.

Напротив, распределение старших дошкольников по характеру эмоционального отношения к отрицательным нравственным качествам более равномерно. Так, в выборке мальчиков только треть детей негативно относятся к отрицательным качествам. Чуть меньшее количество дошкольников имеет неадекватное положительное отношение к данным качествам. Неопределенное отношение демонстрируют 28 процентов мальчиков. В выборке девочек к отрицательным качествам негативно относятся 44 процента детей, у 22 процентов эмоциональное отношение носит недифференцированный характер и у 34 процентов детей -положительный, т.е. неадекватный. Полученные результаты говорят и о некоторых особенностях эмоционального отношения к нравственным качествам. Так, были выявлены достоверные гендерные различия в эмоциональном отношении детей к таким нравственным качествам, как «добрый», «злой», «щедрый», «жадный», «честный», «смелый» и «трусливый».

У мальчиков и девочек преобладает адекватное эмоциональное отношение к нравственным качествам «добрый». Причем у девочек эта особенность встречается достоверно чаще, чем у мальчиков (ф =5,04, р 0,001). Среди девочек неопределенное отношение к этому нравственному качеству показали только 4 процента детей, тогда как у мальчиков подобное отношение было выявлено в 32 процентов случаев (ф =5,04, р 0,001). Неадекватного эмоционального отношения в обследуемых выборках зафиксировано не было.

Большинство мальчиков и девочек (61 и 69 процентов) проявляют адекватное эмоциональное отношение к нравственному качеству «смелый». Вместе с тем, недифференцированное отношение к данному качеству значимо чаще проявляется у девочек (ф =2,09, р 0,01). Тем не менее, среди девочек не было выявлено неадекватного отношения к этому качеству, тогда как среди мальчиков такое отношение проявили 22 процента респондентов.

К качеству «честный» девочки значимо чаще, чем мальчики (ф =2,08, р 0,05), демонстрируют адекватное положительное эмоциональное отношение (53 процента мальчиков и 69 процентов). Однако в выборке мальчиком значимо реже встречается неадекватное отрицательное эмоциональное отношение к указанному нравственному качеству - всего 4 процента мальчиков и 19 процентов девочек (ф =3,14, р 0,001). В свою очередь, в выборке мальчиков значимо чаще, чем в выборке девочек наблюдается неопределенное эмоциональное отношение к этому качеству (ф =4,38, р 0,001).

Было выявлено неадекватное отношение детей к нравственному качеству «щедрый». Причем в выборке мальчиков таких детей значимо больше, чем в выборке девочек - 22 процента мальчиков и 12 процентов девочек (ф =1,69, р 0,05). Адекватное отношение к нравственному качеству «щедрый» характерно почти для половины мальчиков и девочек (48 и 57 процентов соответственно). У трети мальчиков и девочек было выявлено неопределенное эмоциональное отношение к этому нравственному качеству.

Были выявлены гендерные особенности в эмоциональном отношении старших дошкольников к нравственному качеству «злой». Адекватное негативное эмоционально отношение к нравственному качеству «злой» демонстрировали чаще мальчики, чем девочки (ф =2,15, р 0,05). Девочки (43 процента) намного чаще, чем мальчики (17 процентов), проявляли неадекватное положительное отношение к указанному качеству (ф =3,65, р 0,001). Гендерных различий по признаку неопределенного эмоционального отношения выявлено не было.

Были также выявлены гендерные различия в эмоциональном отношении старших дошкольников к нравственному качеству «жадный». Так, адекватное эмоциональное отношение показали 44 процента девочек и только 18 процентов мальчиков (ф =3,62, р 0,001). В то время как больше половины выборки мальчиков и только четверть выборки девочек продемонстрировали свое неадекватное эмоциональное отношение к данному качеству (ф =3,68, р 0,001).

В эмоциональном отношении к нравственному качеству «лживый» гендерных различий среди старших дошкольников не обнаружено. В среднем в половине случаев дети проявили адекватное отрицательное отношение к данному качеству. У трети обследуемых мальчиков и девочек эмоциональное отношение носит неопределенный характер. Неадекватное положительное отношение было выявлено лишь у 17 процентов мальчиков и 13 процентов девочек.

Интересными представляются данные, определяющие эмоционально отношение старших дошкольников к нравственному качеству «трусливый». Так, значимо больше мальчиков, чем девочек относятся к этому качеству недифференцированно (ф =3,19, р 0,001). У 45 процентов мальчиков и 55 процентов девочек выявлено неадекватное отношение к данному качеству. Адекватное эмоциональное отношение было выявлено только у 21 процента мальчиков и 32 процентов девочек.

Таким образом, были выявлены определенные гендерные особенности в эмоциональном отношении дошкольников к нравственным качествам. Так, мальчики чаще, чем девочки проявляют адекватное эмоциональное отношение к нравственным качествам «добрый» и «злой». В то время, как девочки достоверно чаще демонстрируют адекватное эмоциональное отношение к нравственным качествам «жадный», «честный», «трусливый». У мальчиков к нравственным качествам «честный» и «трусливый» чаще наблюдается несформированность эмоционального отношения, а значит, их нравственные представления относительно указанных качеств реже выполняют эмоционально-оценочную функцию.

Для того, чтобы выявить, руководят ли нравственные представления детей их реальным поведением, нами был организован и проведен дополнительный диагностический эксперимент. Ребенок в этом эксперименте помещался в ситуацию нравственного выбора, где ему приходилось поступать, руководствуясь собственным интересом, или, следуя нравственной норме.

Результаты формирующего эксперимента

Контрольный срез после окончания формирующего эксперимента проводился по тем же методикам, которые были использованы на констатирующем этапе исследования. Приведенные в таблице 8 данные показывают, что у детей значительно повысился уровень развития представлений о нравственных качествах. Так, у 65 процентов мальчиков (q =2,29, р 0,05) и 70 процентов девочек (q =2,63, р 0,01) после эксперимента выявлен высокий уровень развития представлений о нравственных качествах, т.е. эти дети давали обобщенные описания данных качеств, приводили адекватные примеры из поведения и деятельности.

У 20 процентов мальчиков и 15 процентов девочек был обнаружен средний уровень развития нравственных представлений. В своих ответах они связывали нравственные качества либо с конкретными знакомыми людьми, либо со стереотипными образами, но при этом называли адекватные качествам поступки и поведение.

Низкий уровень развития представлений был выявлен у 15 процентов мальчиков (ф =1,83, р 0,05), а также у 15 процентов девочек (ср =1,83, р 0,05). Дети в своих описаниях качеств указывали только на какой-то один признак проявления: называли человека-носителя качества, не приводя примеров его поведения, давали только оценку этому качеству. В данную группу вошли также дети, которые затруднялись давать ответ, неверно оценивали качество, давали тавтологические или недифференцированные определения, объясняли одно качество через другое, называли действия, не связанные с данным качеством.

Сравнительный анализ данных экспериментальной группы до и после проведения развивающей программы показал положительную динамику в уровне развития представлений о нравственных качествах в целом. Значимые позитивные изменения отмечены в увеличении количества детей, обнаруживших высокий уровень развития, и в уменьшении их количества с низким уровнем развития представлений.

Как отмечалось во второй главе, уровень развития представлений о нравственных качествах зависит от их модальности. Так, представления о нравственно-отрицательных качествах у детей старшего дошкольного возраста были развиты лучше, чем представления о нравственно-положительных качествах. В выборке девочек такая тенденция была очевиднее. Однако после формирующего эксперимента у мальчиков, как и у девочек, не было выявлено статистически значимых различий в уровне представлений о нравственно-положительных и нравственно-отрицательных качествах. Большинство обследуемых мальчиков и девочек экспериментальной группы показали высокий уровень развития представлений о положительных и отрицательных нравственных качествах (см. таблицу 8).

Произошли значимые изменения в содержании представлений детей о нравственных качествах. Это отразилось на тех категориях, которыми стали оперировать дети, объясняя нравственное качество. Как видно из таблицы 9, в своих ответах дети стали достоверно чаще объяснять нравственное качество, используя категорию «абстрактный человек». Эту тенденцию продемонстрировали 80 процентов мальчиков (ф =2,06, р 0,05) и 85 процентов девочек ( р =1,97, р 0,05). Представления этих детей стали характеризоваться опорой на обобщенный образ действия. Уменьшилось количество детей, опирающихся в своих представлениях на конкретных людей или стереотипные образы.

Стоит отметить, что значимо увеличилось количество детей, объяснявших нравственное качество через соответствующие ему поступки.

Так, обобщенность представлений была выявлена у 95 процентов мальчиков (ср =1,91, р 0,05) и у 100 процентов девочек (ф =3,71, р 0,001).

Представления указанных детей стали обобщенными и дифференцированными.

В выборке мальчиков не было отмечено случаев, когда дети, объясняя нравственное качество, давали ему оценку. Также среди мальчиков и девочек снизилось количество случаев, когда нравственное качество определялось ими через другое качество. Это говорит о том, что нравственные представления детей после эксперимента стали характеризоваться большей дифференцированностью.

Структура представлений о нравственных качествах старших дошкольников до и после воздействия также изменилось (см. рисунки 8 и 9).

Результаты корреляционного анализа показали, что в выборке мальчиков, как и девочек, была выявлена достоверная тесная взаимосвязь между показателями «абстрактный человек» и «действие» (rs=0,62,р 0,01), (rs=-0,80,p 0,01). Это говорит о том, что содержание представлений детей о нравственных качествах стали характеризоваться обобщенностью, опорой на проявления поведения. Полученные данные согласуются с результатами исследования уровня развития представлений о нравственных качествах.

Выявленные различия в содержании представлений до эксперимента позволили нам провести корреляционный анализ отдельно по положительным и отрицательным качествам (см. Приложение 6). Результаты сравнения показали, что после эксперимента различия в содержании представлений мальчиков о нравственно-положительных и нравственно-отрицательных качествах нивелировались. Их представления стали теперь характеризоваться обобщенностью и дифференцированностью, что подтверждается наличием достоверной тесной взаимосвязи между категориями «абстрактный человек» и «действие» (rs=0,90,p 0,05), (rs=0,88,p 0,05). Объясняя нравственные качества, мальчики опирались на представления о поведении, которое соответствовало проявлениям данных качеств.

У девочек экспериментальной группы также выявлены достоверные взаимосвязи в содержании представлений о нравственно-положительных качествах (rs=0,85,p 0,05). Вместе с тем в содержании представлений о нравственно-отрицательных качествах еще сохранилась тенденция, проявлявшаяся до эксперимента. Вновь были выявлены достоверные обратные взаимосвязи между категориями «оценка» и «абстрактный человек» (rs=-0,85,p 0,05), а также - «оценка» и «действие» (rs=-0,90,р 0,05). Представления девочек об отрицательных качествах характеризуются либо опорой на действия, соответствующие этим качествам, либо на оценку человека, как носителя данного качества. При этом оценка не используется, если представления характеризуются обобщенностью и абстрактностью.

Изменение представлений детей о таких нравственных нормах, как «трудолюбие», «щедрость», «доброта» и «честность» после проведенного эксперимента представлены в таблице 10.

Данные, представленные в таблице, показывают, что в экспериментальной группе высокий уровень развития представлений о нравственных нормах выявлен у 34 процентов мальчиков и 40 процентов девочек. Указанные дошкольники верно обозначили нравственные нормы, в соответствии с каждой конкретной нормой адекватно оценили поведение, а также смогли обосновать свою оценку. Количество детей со средним и низким уровнем развития представлений примерно одинаково как в мужской, так и в женской выборке: 42 процента мальчиков и 40 процентов девочек продемонстрировали средний уровень развития представлений о нравственных нормах. Эти дети называли нравственную норму и на ее основе правильно оценивали поведение, однако, затруднялись обосновать свою оценку. Низкий уровень развития представлений был выявлен у 24 процентов выборки мальчиков и у 15 процентов выборки девочек.

Похожие диссертации на Гендерные особенности нравственных представлений у старших дошкольников