Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЧУВСТВА СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА.
1.1. Достоинство как психолого-этическая категория 11 -27.
1.2. Функциональное назначение самопроцессов 28- 48.
1.3. Психологические механизмы формирования элементов чувства собственного достоинства у старшего дошкольника 49-63.
ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВЫ ЧУВСТВА СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА.
2.1. Описание методов исследования 64-68.
2.2. Содержание самопроцессов и наличие в них уровня личностных качеств 69-99.
2.3. Комплексная технология формирования чувства собственного достоинства на основе самопроцессов 100-145.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 146-148.
ЛИТЕРАТУРА 149-163.
ПРИЛОЖЕНИЕ 164-253.
- Достоинство как психолого-этическая категория
- Описание методов исследования
- Содержание самопроцессов и наличие в них уровня личностных качеств
Введение к работе
Актуальность исследования. Проблема формирования чувства собственного достоинства (ЧСД) в современных условиях актуальна, приобретает особое значение. Личность ставится в центр нового мировоззрения, а это залог успеха в формировании нового общества. Это связано с конкретными требованиями к личности изменяющегося общества, потребностью формирования людей нового типа: ярких, думающих, умеющих постоять за себя и своих близких. Исследователи психологии личности, рассматривают достоинство как важнейшее нравственное качество, интегративность человеческой реальности, высшую ценность в личностном образовании (А.Г. Асмолов, Е.И. Исаев, А.Н. Леонтьев). Понимание человеком себя как самоценности растет. Чем ниже значение ценностей, тем ниже достоинство личности. Жизненный путь личности - это история ее переживаний (Л.С. Выготский). В философском и психологическом планах осмысления проблемы раскрыты:
-достоинство и смысл жизни, общечеловеческие ценности (Е.Н. Трубецкой, Г.Л. Тульчинский);
достоинство и ответственность (Н.А. Бердяев, О. Вейнингер);
достоинство как возможность человека быть самоценностью (Г.Д. Банзеладзе, И. Кант);
достоинство как интегративная характеристика целостности человека (Е.И: Исаев, В.И. Слободчиков);
понимание универсальности человека (Б.Г. Ананьев);
-достоинство и воля, самоуважение, «Я-концепция», высшие нравственные чувства (Л.С. Выготский, И.С. Кон, Дж. Мид, Ю.М. Орлов, А.Е. Попов, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, Т. Шибутани);
достоинство и поступок (М.М. Бахтин, С.Л. Рубинштейн);
достоинство и рефлексия, самопознание, самооценка, самосознание (Б.Паскаль, Л. Фейербах, Д. Юм);
- право на достоинство личности каждого (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Эриксон).
Исследования Д.Б. Эльконина позволили углубить теорию психического развития ребенка, дать характеристику структуре и содержанию этого процесса. Созданная им теория, по определению В.В. Давыдова, уточнила и развила идеи, сложившиеся в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.В. Запорожца,' охарактеризовала внешние условия, источники, факторы и движущие силы развития. Базовыми для нашего исследования явились труды психологов, где достоинство рассматривается как условие, внутренний регулятор и образ проявления саморазвития личности. Оно активизирует самопознание, саморегуляцию, придает новые силы самовоспитанию, направляет самоактуализацию человеческого поведения.. Ослабление и вытеснение старых, жестких форм регулирования идет быстрее, чем становление новых внутренних регуляторов поведения.
В научных исследованиях, на наш взгляд, недостаточно рассмотрены
психолого-педагогические основы ЧСД: нравственные качества личности,
закономерности их формирования у детей. В сознании возникает нравственный
«вакуум», опасный для детей, поэтому остро выявляются неразрешенные
противоречия между потребностью в нравственном развитии старшего
дошкольника и его состоянием на данный момент; исходными
диагностическими данными становления основы ЧСД и отсутствием технологии в создании коррекционно-развивающей программы по исследуемой проблеме. Эти противоречия определили постановку проблемы исследования и обусловили выбор темы - «Формирование основы чувства собственного достоинства у старшего дошкольника в самопроцессах».
Цель исследования: систематизировать теоретические положения о ЧСД, экспериментальным путем выявить наличие самопроцессов, составляющих психологическую основу формирования нравственных качеств ЧСД старшего дошкольника.
Объект исследования: Целостный процесс формирования ЧСД.
Предмет исследования: Самопроцессы, лежащие в основе формирования ЧСД старших дошкольников.
Гипотеза: На основе самопроцессов возможно успешно формировать ЧСД у старшего дошкольника, если:
- разработать модель функционирования самопроцессов ЧСД и с применением
комплекса методик обозначить нравственные качества в каждом самопроцесе;
- разработать коррекционно-развивающую программу, включив в неё
разностороннюю деятельность, где происходит самоосознание, самооценка и
самоутверждение ребенка.
Задачи исследования'.
1. Теоретически обобщить и систематизировать научные знания по исследуемой
проблеме, изучив психологические механизмы формирования ЧСД.
2. Структурировать и обосновать модель ЧСД, определив в ней критерии
личностного достоинства.
Определить исходный уровень нравственных качеств в самопроцессах ЧСД у старшего дошкольника.
На основе функций самопроцессов разработать коррекционно-развивающую программу нравственно-деятельностного содержания и проверить её эффективность.
Методологической основой исследования стали положения:
о сущности личности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев);
о достоинстве личности как общечеловеческой ценности (Г.С. Батищев, С.Л.Франк);
об единстве социальной и личностной детерминант развития (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов);
о взаимосвязи достоинства и общечеловеческих ценностей (Г.Д. Банзеладзе, П. Боранецкий);
об единстве сознания и деятельности (А.В. Петровский, С. Л. Рубинштейн Д. Б. Эльконин);
- о высокой восприимчивости детей к психолого-педагогическим воздействиям (Л.С. Выготский, B.C. Мухина, С.Г. Якобсон).
Методы исследования'. Основным методом исследования явился психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный). Использован комплекс исследовательских методов: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы; изучение продуктов деятельности; опросные методы (анкетирование, проведение бесед); количественная и качественная обработка эмпирических данных.
Этапы исследования.
Первый этап (2000-2001) - теоретико-организационный. Изучение и анализ философской, психолого-педагогической, социологической, литературы по проблеме, определение, обоснование теоретической базы и методологической основы. Сформулированы проблема, цель, гипотеза, задачи исследования, положения на защиту.
Второй этап (2001-2002) - содержательно-технологический. Это проведение опытно-экспериментальной работы с целью проверки выдвинутой научной гипотезы; апробирована психолого-педагогическая технология формирования основы ЧСД у старших дошкольников; проведена экспериментальная проверка эффективности разработанной программы; осуществлен выбор методов и приёмов коррекционно-развивающей работы.
Третий этап (2003-2004) - итогово-аналитико-синтетический, где уточнялись отдельные методологические и теоретические положения; обобщались данные опытно-экспериментальной работы; утверждалась технология работы с детьми, систематизировались и оформлялись результаты исследования.
Базой экспериментального исследования стали дошкольные образовательные учреждения (ДОУ). Констатирующим экспериментом было охвачено 150 детей старшего дошкольного возраста, 100 родителей, 50 воспитателей детских садов № 7, 17, 18, 35 г. Шадринска, Курганской области. На этапе формирующего эксперимента - 25 старших дошкольников, 12 педагогов; на этапе контрольного - 25 старших дошкольников.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в:
систематизации и обобщении материала психолого-педагогических исследований;
раскрытии формирования ЧСД как сложного процесса развития личности дошкольника, в том числе интеллектуального, эмоционального и поведенческого компонентов;
обосновании и структурировании модели ЧСД, определении критериев личностного достоинства;
- интегральном подходе к созданию психологической основы ЧСД;
обосновании психологических механизмов формирования ЧСД;
создании комплексной технологии формирования психологических основ ЧСД и ее апробировании;
- применении поэтапного внедрения теории П.Я. Гальперина о
формировании умственных действий и понятий, уточнении и наполнении их
соответствующим содержанием.
Теоретическая значимость исследования состоит в:
- раскрытии содержания ЧСД, представляющего сложный процесс
нравственного, эмоционально-волевого, интеллектуального развития личности
старшего дошкольника;
- анализе достижений психолого-педагогической науки;
- методологической обоснованности исходных параметров модели
исследования ЧСД;
- разработке средств оптимизации основы формирования ЧСД, выявлении
предпосылок, факторов, закономерностей данного процесса;
^ - выделении, уточнении понятий самопроцессов ЧСД и их содержания;
создании структуры и содержания самопроцессов.
Практическая значимость исследования заключается в:
- использовании теоретических и научно-методических материалов
определения методов и приемов формирования ЧСД;
- разработке комплексной методики, её активном использовании в работе
практического психолога;
- применении технологии по формированию психологической основы
'# ЧСД;
- коррекционно-развивающей программе, содержание которой позволит
педагогам и психологам развивать самопроцессы для формирования ЧСД у
старшего дошкольника.
Достоверность и обоснованность выводов исследования обеспечивается
опорой на фундаментальные психологические исследования и методологический
аппарат психологической науки; применением метода математической
статистики, качественным и количественным анализом эмпирического
v материала. Результаты работы получены на основе большого фактического
материала. Изучена обширная документация ДОУ и проанализирован опыт педагогов в этом направлении.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на:
межрегиональной научно-практической конференции «Перспективы
развития практической психологии» (г. Шадринск, 2001 г.); российской научно-
практической конференции: «Инновационные технологии в системе
*0 дошкольного образования» (г. Курган, 2001 г.);
региональной научно-практической конференции: «Психологическая служба образования: итоги десятилетия» (г. Курган, 2002 г.); российской конференции: «Реализация гуманистических идей в российской психологии» (г.
Екатеринбург, 2002 г.); II межрегиональной научно-практической
конференции: «Гуманизация образования: практика обучения и воспитания» (г. Шадринск, 2002 г.); Всероссийской научно-практической конференции: «Психологические и педагогические проблемы саморазвития личности» (г. Киров, 2002 г.);
межрегиональной научно-практической конференции: «Психолого-педагогические проблемы этической психологии» (Шадринский филиал Московского государственного открытого университета им. М.А. Шолохова, 2003 г.); студенческих научно-практических конференциях (г. Шадринск, 2000-2003 гг.);
межрегиональной научно-практической конференции: «Социально-психологические аспекты формирования личности» (г. Шадринск, 2004 г.); аспирантских объединениях ШГПИ 2000-2004 гг.;
отдельные аспекты проблемы, методики и результаты исследования обсуждались на заседаниях и педагогических советах, семинарах в ДОУ с педагогами и. родителями. Материалы апробированы в работе со студентами очного и заочного отделений. Они могут быть использованы в массовой практике, в процессе подготовки педагогов и психологов в педагогическом вузе.
На защиту выносятся следующие положения:
Включение содержания ЧСД в систему самопроцессов обогащает психологическую структуру личности, лежащую в основе нравственной регуляции.
Модель нравственных ценностей, являющаяся основой развития ЧСД старшего дошкольника, и позволяющая формировать ЧСД через самоутверждение в каком-либо виде деятельности, общении, сопровождающееся успехом, одобрением, эмоциональным удовлетворением.
Интегрированная технология коррекционно-развивающей программы формирующая нравственные качества у старшего дошкольника в функциях самопроцессов.
'<
Структура диссертации включает: введение, две главы, заключение, библиографический список из 206 наименований, из них 4 на иностранном языке, 3 приложения, 2 рисунка, 3 модели, 7 диаграмм, 23 таблицы. По теме исследования опубликовано восемь работ.
Достоинство как психолого-этическая категория
Понятие личности является одним из фундаментальных в современной психологии. Оно относится к числу общечеловеческих ценностей как идеал физического и нравственного совершенства в человеке. Это предполагает широкий диапазон личности, ее эстетической, творческой самостоятельности и активности. Личность - вершина всей структуры человеческих свойств. Знание о личности - это часть психологического знания, которая отражает интерес к человеку во всей полноте - сложному человеческому существу и индивидуальности (В.П. Тугаринов (168)).
Психология личности исследует индивидуальные различия. Научное изучение личности включает стремление объяснить согласованность, повторяемость в мыслях, чувствах и наблюдаемых действиях людей. В каждой личности находятся состояния, образующие ее внутренний мир, благодаря которому человек не похож на других и схож с другими. Движущей силой служат внутренние противоречия между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения. Потребности выступают предпосылкой и результатом развития личности. Она, формируясь, развивается (В.В. Давыдов (55)).
Под формированием личности понимается совокупность приемов и способов социального воздействия на индивида, имеющих целью создать систему определенных социальных ценностей, мировоззрение, концепцию жизни, развить социально-психологические качества и определенный склад мышления.
Основным способом бытия личности является развитие, которое выражает основную потребность человека достигать возможной полноты воплощения в индивидуальной форме. Моральный выбор имеет место только тогда, когда интересы других являются более значимыми, чем личные интересы, от которых человек должен отказаться (А.Г. Асмолов (17)). Предпосылкой создания психологических основ развития личности, на наш взгляд, должна выступить теория отношений В.Н. Мясищева (117). Он отмечал, что личность формируется в процессе воспитания как целенаправленного воздействия общества на человека. Со времени детства и во всей последующей жизни личность включена в систему общественных отношений, постепенно их усваивает, и они становятся ее собственными отношениями к различным сторонам окружающей действительности.
Личность в процессе своего жизненного «движения» создает специфическую детерминацию: она опосредует зависимость предшествующего и последующего этапов в ходе жизни (А.В. Петровский (124)).
Человек становится личностью, чтобы глубоко и разносторонне познавать мир, чтобы оставить для последующих поколений достойные условия для их жизни и дальнейшего совершенствования. В результате созидательной деятельности людей воспроизводятся материальные и духовные блага (К.А. Абульхано-ва-Славская (1); Л.И. Божович (34)).
«Психологическую сущность нравственно-этического компонента в человеке составляет нравственный строй, способность личности руководствоваться в своем поведении внешними ценностями общественной жизни и обладать способностью морального выбора» (О.И. Мантонина (107. с 34)).
Когда Аристотель или Спиноза говорят о завершении природы человека в его личной жизни, мы можем предположить, что в развитии духовных способностей должно осуществляться завершение природы человека. Раскрытие природы и назначения этих способностей есть ответ на вопрос о назначении, о путях его развития (81). Для каждой исторической эпохи характерен свой тип личности, со своим качественно своеобразным уровнем развития чувства собственного достоинства, определяемым господствующими в обществе производственными отношениями. Представления о человеческом достоинстве менялись в ходе времен. В Древней Греции, чья культура служит истоком интеллектуального развития Европы, человеческое достоинство понимается как возвышение личности над обстоятельствами. Достоинство для жителя древнегреческого полиса - это прерогатива свободного гражданина.
Эпоха Возрождения, стремящаяся преодолеть церковные и сословные ограничения человека, делает тему достоинства центральной в гуманистической мысли того времени. Она связывает человеческое достоинство с универсальностью наших способностей, с тем, что каждая личность - микрокосм, в котором находит отражение и выражение макрокосм (универсум) (111).
Идея человеческого достоинства как высшей ценности и высокого назначения человека была выдвинута и разработана гуманистами XIV-XVIII вв. в связи с новым пониманием человека (Петрарка, Браччолини, Пико дел л а Мирандо-ла, Ж.Ж. Руссо, И. Кант, И. Фихте). Буржуазные гуманисты этого периода провозглашали высокую ценность человека, независимо от социального происхождения (54). «Достоинство не утрачивается от низкого происхождения человека, лишь бы он заслужил его своей жизнью» (А.К. Дживелегов (58. с 18)).
Описание методов исследования
В экспериментальной части диссертационного исследования, проведенного в 2000 -2004 году на базе ДОУ г. Шадринска №№ 7, 17, 18, 35 нами применялись авторские и модифицированные методики и тесты. В исследовании было занято 150 детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), 100 родителей, 50 педагогов ДОУ.
Цель констатирующего эксперимента состояла в выявлении структурных единиц, составляющих психологическую основу формирования ЧСД, исходного уровня и создании технологии; формирования поведения детей, влияющей на динамику этого чувства. Алгоритм понимания формирования основы ЧСД представлял собой цепь последовательных действий: ориентацию ребенка на осознание оценки, влияющей на возникновение самопознания, самосознания, самонаблюдения, и самооценки, которая формируется за счет самоутверждения, самоуважения, саморегулирования, самоконтроля.
На этапе констатирующего эксперимента мы:
1) внедряли авторские и модифицированные методики и тесты, раскрывающие содержание самопроцессов ЧСД, выявляли исходный уровень у старшего дошкольника личностных качеств;
2) на основе структурированной нами модели ЧСД выявляли особенности функционирования самопроцессов: оценки, самооценки, самопознания, самосознания, самонаблюдения, самоуважения, самоутверждения, самоободрения, саморегуляции, самоконтроля.
Предварительно провели анкетирование, затем анализ программ,, по которым в ДОУ педагоги работают с детьми.
Метод анкетирования с применением метода беседы стал основным для выявления знаний педагогов о сущности понятия «достоинство» и его содержании, нашедший применение в работе с родителями. Каждый вопрос помогал взрослым осознавать социальную значимость формирования данного чувства. (Приложение № 1).
Экспериментальная работа строилась на комплексном применении методов и приемов (Приложение № 2):
Методикой французского психолога де Греефе предлагали оценить себя и сверстников графическим способом.
Модификация методики В.А. Шуритенковой «Диагностические пробы» применялась с целью понять характер оценочных высказываний детей, значение слов с оценочной семантикой.
Для выявления самопознания и искренности старшего докольника осуществлялась модификация методики «Неоконченные предложения» (Сакс и Леви). Мы определяли самочувствие ребенка, характер искренности и его настроения, наличие механизма внутренней регуляции поведения.
Изучение уровня детского самосознания и морального поведения старших дошкольников продолжили с помощью модифицированной методики С.Г. Якобсон, Г.И. Моревой «Изучение морального поведения». Целью стало определение уровня морального поведения своего и сверстников при соблюдении и нарушении нормы справедливости.
Изучение уровня самосознания проводилось с помощью методики И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской «Изучение уровня самосознания». Выявляли: осознание старшими дошкольниками желаний и предпочтений; осознание прошлых и будущих действий.
Нас интересовало отношение детей к своим родителям.. С этой целью мы осуществили «Информометрию» Н.Ю. Синягиной для детей, чтобы выявить у детей наличие доброты, взаимопонимания с родителями в процессе самонаблюдения.
Определение элементов самоуважения стало возможным с применением метода беседы на тему: «Расскажи о себе». С целью выяснить, улавливает ли ребенок смысл требований, осознает ли значение совершаемых им поступков для других, способен ли ребенок подчинить личные желания, своё «хочу» требованию «нужно» в интересах других, мы использовали методику Р.Н. Ибрагимовой «Изучение проявлений чувства долга», изучая характер самоободрения.
Уровень сформированное саморегуляции в интеллектуальной деятельности мы определяли, применяя модифицированную методику У.Ульенковой о саморегуляции.
Изучение самоконтроля в выполнении последовательных действий проходило с помощью модифицированной методики И.В. Дубровиной «Цепочка действий».
На этапе формирующего эксперимента мы осуществляли задачу:
- разработать коррекционно-развивающую программу, создав комплексную
технологию формирования ЧСД на основе самопроцессов.
При разработке коррекционной-развивающей программы «Достоинство в тебе самом» (Приложение № 3) мы опирались на результаты проведенного констатирующего эксперимента, что позволило выработать рекомендации по ее применению. Работа осуществлялась по следующим направлениям: разрабатывалась программа с учетом концепции поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина, давалась психологическая оценка эффективности формирования ЧСД у старших дошкольников.
Содержание самопроцессов и наличие в них уровня личностных качеств
Исследованием было охвачено 150 детей в возрасте (5-7 лет), 100 родителей, 50 педагогов ДОУ.
Мы исследовали, как оценивает себя, свое поведение в сравнении со сверстниками, старший дошкольник. Для этого применили методику французского психолога де Греефе (59). В исследовании приняло участие 25 детей. Испытуемому предлагалось оценить себя и сверстников графическим способом.
На листе бумаги экспериментатор рисует 3 кружка. Инструкция: «Мы с тобой будем играть. Видишь эти кружочки? Это будут ребятки. Если мальчик (девочка) хороший, нарисуй ему длинный хвостик, вот так... (показываю как надо это сделать) вниз от кружочка проводится длинная вертикальная линия); если мальчик (девочка) плохой - нарисуй ему совсем короткий хвостик. А этот кружок - ты сам. Нарисуй и себе хвостик длинный или короткий». Анализ результатов позволил нам выявить уровень самооценки: 10 (40 %) детей нарисовали к «своему» кружку самый длинный хвостик, поясняя: «Я добрый»; «Я хорошо играю с детьми» - оценивают себя выше Членов детского сообщества — высокий уровень. 4 (16 %) ребенка оценивают себя наравне со сверстниками (у всех детей одинаковой длины хвостики), поясняя: «Я такая же хорошая как они»; «Все очень хорошие, и я хорошая»; «Тут все хорошие» - средний уровень. 11 (44 %) детей не умеют видеть себя отдельно от других - низкий уровень: 9 (36 %) детей имеют равную с одним из сверстников оценку (у них одинаковой длины хвостики), третий сверстник имеет более низкую оценку по сравнению с ними (очень короткий хвостик). 2 (8 %) ребенка оценивают себя наравне с одним из сверстников (длинные хвостики), но оба они уступают в оценке третьему ребенку (самый длинный хвостик). Дети еще не умеют оценивать, не отделяют себя от других.
Данный эксперимент показал, что дети 40 % начинают разграничивать свое и 36 % чужое поведение, но в первую очередь обращают внимание на себя. Их мотивы нравственные.
Модифицированную методику Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Изучение самооценки и оценки личностных качеств детей группы» (171) мы применили для выявления самооценки и оценки личностных качеств детей. В эксперименте приняло участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Эксперимент состоял из 2-х серий. Стимульным материалом были 2 игрушечных домика и фотографии детей группы. Перед проведением эксперимента мы проводили беседу о нравственных качествах личности детей: умении делиться игрушками, наличии доброты, отзывчивости, помощи сверстникам, упор делали на то, что к отрицательным качествам относится ссора, драка.
Первая серия. Детям предлагали рассмотреть фотографии всех детей группы и распределить фотографии по двум домикам. В первый домик надо положить фотографии хороших детей, (они всегда придут на помощь, поделятся игрушками) во второй — не очень хороших детей. Тем самым мы хотели понять обладают ли дети старшего дошкольного возраста умением оценивать сверстников по нравственным качествам.
Вторая серия. Для определения самооценки был поставлен вопрос: «В какой домик ты определишь свою фотографию?»
Ребенок раскладывал фотографии детей в соответствующий игрушечный домик. При этом он должен был пояснить, почему выбрал именно этот домик.