Введение к работе
Актуальность исследования обусловлена приоритетной ролью национальной культуры в становлении личности, в обретении ею базовых знаний и умений, в выработке жизненных стратегий. Родная культура является для личности залогом ее продуктивности, гарантом достижения успешности во всех сферах деятельности и сохранения на долгие годы необходимого психического здоровья (Ю.В. Бромлей).
Вместе с тем, в настоящее время все четче проявляется разрыв между национальными культурами и их носителями, вынужденными в силу возросшей мобильности и глобализации «впитывать» в себя элементы интернациональной культуры. На фоне постепенного стирания различий между этносами и национальностями происходит утрата национально-культурных ценностей, когда человек лишается социальных ориентиров, позволяющих ему полноценно самореализовываться в этнической среде. Чем больше он отдаляется от своих национальных истоков, тем меньше у него возможностей для использования заложенного в них потенциала, для реализации своих жизненных планов. В психологии связь этнической проблематики и развития личности образует один из перспективных векторов научного поиска.
Изучены вопросы влияния характерологических черт на проявление этнопсихологических особенностей личности (В.Г. Крысько, Э.И. Мещерякова, Т.Г. Стефаненко);
Рассмотрены этнопсихологические особенности русских (Т.Г. Батасова, А.О. Бороноев, Е.Е. Будалина, А.Я. Варга, В.В. Знаков, В.И. Козлов, Л.Г. Почебут, Ю.Б. Смирнов, О.В. Чернова);
Изучены психологические особенности отдельных народов и народностей России, в частности балкарцев (М.Б. Гуртуева, Д.В. Склярова), бурят (Л.А. Андреева, Т.Д. Скрынникова), коми (Е.Е. Будалина, В.М. Бызова), марийцев (В.А. Сокольникова, С.А. Кадыкова), ногайцев (А.А. Ярлыкапов), саха-якутов (К.Е. Григорьева, А.И. Егорова), удмуртов (А.Н. Петров, В.Ю. Хотинец), чукчей (Ю.В. Соколова) и др.
Особую предметную область образует этнопсихологическая проблематика семьи. Исследования ряда авторов показали, что именно семья обладает значительными ресурсами этнокультурного воспитания подрастающего поколения (Н.Г. Айварова, Андреева Л.А., И.А. Арабов, Н.М. Зыкова, И.С. Кон, Н.П. Мальтиникова, Р.В. Овчарова).
Несмотря на наличие отдельных исследований (Е.Ф. Сайфутдиярова), в этнопсихологическом ракурсе остаются недостаточно изученными проблемы взаимодействия с национальными культурами старшего школьника. Данный период является чрезвычайно ответственным для формирования личности, усвоения ею ценностных концептов построения взаимодействия с окружающим миром (С.А. Боева, И.А. Мещерякова, Ю.А. Миславский, А.В. Мудрик, В.Э. Пахальян, Ф. Райс, Т.А. Шульгина, Е.А. Шумилин, Э.Г. Эриксон).
Данная проблема разрабатывалась нами на примере карачаевского этноса.
Практическая востребованность вузов в обосновании методологических и прикладных аспектов развития ценностного отношения, недостаточная теоретическая и методологическая разработанность обусловили необходимость выделения психологических особенностей формирования ценностных отношений к национальной семье у карачаевских старшеклассников в качестве проблемы данного диссертационного исследования.
Цель исследования: определить психологические особенности формирования ценностного отношения к семье у старшеклассников, относящихся к карачаевскому этносу.
Объект исследования: личностно-развивающий потенциал семьи в культуре карачаевского народа.
Предмет исследования: психологические особенности формирования ценностного отношения к семье старших школьников – представителей карачаевского этноса.
Основная гипотеза исследования:
Эффективность формирования ценностного отношения к семье у старшеклассников-карачаевцев может быть значительно повышена, если в педагогическом процессе учитывать личностно-развивающий потенциал семьи, связанный с устойчивыми нормами, установками и обычаями карачаевского этноса.
Основная гипотеза конкретизируется следующими дополнительными предположениями о том, что:
1. Карачаевский этнос, интегрирующий в себе потенциал воспитательного воздействия, различается по уровню его востребованности современной карачаевской семьей в зависимости от реальных условий воспитания и проживания.
2. Современные старшие школьники, владея культурой карачаевского этноса на личностном уровне, реализуют его формально, что приводит к нарушению процесса транслирования его особенностей в семейном взаимодействии.
3. Формированию ценностного отношения к карачаевской семье способствует специально разработанная учебная программа, предусматривающая расширение компетентности старшеклассников в сфере национальной культуры и развитие личностных качеств, одобряемых родным этносом.
На базе обозначенных гипотез и цели исследования необходимо было решить ряд частных задач:
Теоретические задачи:
1. Установить основные подходы к изучению в психологической науке семьи как института становления и развития личности.
2. Выявить основные характеристики семьи и семейных отношений в системе жизненных ценностей старшего школьника.
3. Обозначить общую характеристику личностно-развивающих особенностей карачаевской семьи.
Методические задачи:
1. Разработать схему эмпирического изучения психологических характеристик транслирования проявлений карачаевского этноса в современном семейном взаимодействии.
2. Подобрать методический инструментарий для изучения ценностного отношения старших школьников к карачаевской семье.
3. Разработать модель и программу формирования ценностного отношения старших школьников к карачаевской семье.
Эмпирические задачи:
1. Установить особенности влияния национальной культуры на общие особенности построения и функционирования современной карачаевской семьи.
2. Изучить особенности взаимодействия супругов-карачаевцев.
3. Выявить специфику детско-родительских отношений в карачаевских семьях.
4. Апробировать модель и на ее основе – программу формирования ценностного отношения старших школьников к карачаевской семье.
Теоретико-методологическую базу исследования составили: гуманистический подход к изучению личности (А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко, М.Н. Берулава, И.Б. Котова, А. Маслоу, К. Роджерс, Е.Н. Шиянов); принцип личностного подхода (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Петровский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); принцип развития (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, А.В. Запорожец); принцип системности личностного развития (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн); принцип детерминизма и связи индивидуального и общественного (Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.).
Использовались идеи, раскрывающие психологические аспекты развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский; А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Г. Ковалев, А.А. Леонтьев, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский и др.), значимость семьи в становлении личности ребенка (А.И. Антонов, Л.Я. Гозман, С.И. Голод, В.Н. Дружинин, А.Г. Лидерс, А.Б. Орлов, Д.Я. Райгородский, А.С. Спиваковская, В.Я. Титаренко, К. Роджерс, В. Сатир и др.), особенности влияния этноса на развитие личности (Г.М. Андреева, Н.Г. Айварова, Э.А. Баграмов, К.В. Бромлей, С.В. Вальцев, А.Ф. Дашдамиров, А.А. Деркач, А.И. Китов, В.И. Козлов, И.С. Кон, С.И. Королев, В.Г. Крысько, В.П. Левкович, Н.М. Лебедева, С.В. Лурье, А.А. Налчаджян, Ю.П. Платонов, Б.Ф. Поршнев, Г.Г. Шпет, В. Вундт, М. Мид и др.), характеристики развития личности в старшем школьном возрасте (И.С. Кон, И.Ю. Кулагина, И.А. Мещерякова, Ю.А. Миславский, А.В. Мудрик, И.Р. Рамазанов, Т.В. Шрейбер, Т.А. Шульгина, Е.А. Шумилин, Ф. Райс). Были привлечены также научные представления о ценностных аспектах развития личности (А.Г. Асмолов, М.С. Каган, М.К. Мамардашвили, В.Ф. Сержантов, С.Л. Франк, В.Д. Шадриков, Е.Н. Шиянов) и механизмах изменения ценностных ориентаций (Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, В.П. Зинченко, Е.И. Исаев, В.А. Пономаренко, В.И. Слободчиков, В.Д. Шадриков). Значимыми для нас выступили материалы, характеризующие особенности формирования карачаевского этноса и его культуры (В.П. Алексеев, М.Б. Гуртуева, М.Д. Каракетов, Х.О. Лайпанов, И.М. Мизиев, В.П. Невская, Р.А. Ортабаева и др.).
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования, включая обобщение, сравнение, систематизацию данных; эмпирические методы (наблюдение, опрос, беседа, тестирование, шкалирование, эксперимент); описательные и индуктивные методы математико-статистической обработки эмпирических данных, моделирование, интерпретационно-описательные методы. На эмпирическом этапе исследования использовались следующие методики: тест-опросник детско-родительских отношений Варга-Столина, тест-опросник «Измерение родительских установок и реакций» PARI, проективный метод депривации структурных звеньев самосознания В.С. Мухиной и А.А. Хвостова, проективная методика «Рисунок семьи». Использовались также методы математико-статистической обработки эмпирических данных и интерпретации полученных результатов. Обобщение и анализ материалов эмпирического исследования осуществлялись с использованием стандартной программы обработки данных MS Excel и пакета программ «STATISTICA».
Исследование проводилось на базе 180 карачаевских семей, проживающих в ряде населенных пунктов Карачаево-Черкесской республики (г.Карачаевск, Усть-Джегута, Учкекен).
Надежность и достоверность результатов диссертационного исследования обеспечивается опорой на известные теоретические положения, сопоставлением полученных данных и разнообразием применяемых исследовательских процедур и методик, их взаимным дополнением, сочетанием качественного и количественного анализа с применением математических методов обработки.
Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.
Существенным для развития психологической науки является проведенное изучение современного состояния влияния карачаевского этноса на развитие личности старшего школьника.
В работе проведена дифференциация карачаевских обычаев и традиций с точки зрения их развивающего потенциала в современной реальности функционирования этноса. В то же время, как показано в работе, усвоение существующих в традиционной национальной культуре карачаевского этноса норм и обычаев блокируется под воздействием социокультурных норм и обычаев других этносов.
Раскрыты особенности трансляции национальной культуры современной карачаевской семьей. Показано, что карачаевские традиции и обычаи в настоящее время дифференцируются по их востребованности семьей старшеклассника в воспитательной практике. Выявлены компоненты карачаевской культуры, наиболее востребованные современной национальной семьей в воспитании старшеклассника.
Установлена недостаточность и формальность расширения информированности старшеклассников о национальной культуре без перевода ее на ценностно-смысловой уровень. Сделан вывод о том, что в современных условиях снижения влияния национальной культуры на старшеклассников требуется целенаправленная работа по формированию ценностного отношения старшеклассников к карачаевской семье.
Полученные эмпирические результаты позволили вскрыть гендерные и территориальные особенности усвоения старшеклассниками карачаевских обычаев и традиций семейного взаимодействия.
Доказана целесообразность интеграции деятельности по расширению компетентности старшеклассников по особенностям национальной культуры и развитию у них личностных качеств, традиционно поощряемых карачаевским этносом. Предложена модель формирования ценностного отношения к карачаевской семье у старшеклассников.
Практическая значимость исследования заключается в получении современного эмпирического материала, раскрывающего особенности влияния карачаевской культуры на развитие личности старшего школьника. Они могут использоваться в рамках учебных курсов по возрастной и этнической психологии, а также служить основой для дальнейших исследований по проблеме влияния этнических факторов на развитие личности в разные периоды жизни.
Выявленные семейные предпочтения в использовании национальных обычаев и традиций для воспитания старшеклассников могут быть использованы для совершенствования подготовленности карачаевских родителей в данной сфере. Различия в привлечении воспитательного потенциала карачаевского этноса, выявленные между жителями сельских и городских населенных пунктов, могут послужить основой для изменения приоритетов этнонационального воспитания в учебных заведениях.
Разработанная программа формирования у старшеклассников ценностного отношения к карачаевской семье может использоваться в рамках деятельности психологических служб средних общеобразовательных и профессиональных учебных учреждений.
Полученные теоретические и эмпирические результаты могут использоваться для профессиональной подготовки студентов-психологов в рамках изучения учебных курсов «Педагогическая психология», «Социальная психология», «Этнопсихология». Они способны послужить основой для дальнейшего изучения личностно-развивающего потенциала национальной культуры, в целом, и воспитательной практики, в частности.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались и получили одобрение на заседаниях аспирантского объединения кафедр психологии Карачаево-Черкесского государственного университета, на заседаниях кафедры педагогической психологии КЧГУ, на всероссийских и региональных научных и научно-практических конференциях и семинарах в г. Армавире (2008 – 2009 гг.), в г. Кисловодске (2009), в г. Мин. Воды (2008 г.), в г. Ставрополе (2007 – 2009 гг.), в г. Карачаевске (2002 – 2009 гг.), в г. Черкесске (2009 г.), г. Ростове-на-Дону (2009 г.) и др.
Результаты исследования представлены в 9 публикациях, включая 1 в изданиях, рекомендованных ВАК МО РФ.
Положения, выносимые на защиту:
1. Развитие личности карачаевского старшеклассника происходит в пространстве национальной культуры, обладающей значительным воспитательным потенциалом. Основным транслятором национальной культуры для него выступает семья, дифференцирующая этнические традиции и обычаи воспитания личности по уровню их востребованности современной реальностью.
2. Информированность современного старшеклассника о национальной карачаевской культуре имеет тенденцию к формальному ее усвоению на уровне личностных смыслов. Образование «разрыва» личностного и национально-этнического компонентов в сознании старшеклассников способствует нарушению трансляции особенностей карачаевского этноса в семейном взаимодействии.
3. В основе формирования ценностного отношения к карачаевской семье лежит интеграция процесса расширения компетентности старшеклассников в сфере национальной культуры и развития у них личностных качеств, одобряемых родным этносом (толерантности, сдержанности, бесконфликтности, уважительного отношения к старшим и младшим).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Работа иллюстрирована 7 таблицами и 8 рисунками.
Список литературы включает 246 наименований. Общий объем диссертации составляет 223 страницы.