Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Актуализация этнокультурного Я в структуре самосознания личности студенческой молодежи в условиях учебной деятельности Кадацких Ирэна Юрьевна

Актуализация этнокультурного Я в структуре самосознания личности студенческой молодежи в условиях учебной деятельности
<
Актуализация этнокультурного Я в структуре самосознания личности студенческой молодежи в условиях учебной деятельности Актуализация этнокультурного Я в структуре самосознания личности студенческой молодежи в условиях учебной деятельности Актуализация этнокультурного Я в структуре самосознания личности студенческой молодежи в условиях учебной деятельности Актуализация этнокультурного Я в структуре самосознания личности студенческой молодежи в условиях учебной деятельности Актуализация этнокультурного Я в структуре самосознания личности студенческой молодежи в условиях учебной деятельности Актуализация этнокультурного Я в структуре самосознания личности студенческой молодежи в условиях учебной деятельности Актуализация этнокультурного Я в структуре самосознания личности студенческой молодежи в условиях учебной деятельности Актуализация этнокультурного Я в структуре самосознания личности студенческой молодежи в условиях учебной деятельности Актуализация этнокультурного Я в структуре самосознания личности студенческой молодежи в условиях учебной деятельности Актуализация этнокультурного Я в структуре самосознания личности студенческой молодежи в условиях учебной деятельности Актуализация этнокультурного Я в структуре самосознания личности студенческой молодежи в условиях учебной деятельности Актуализация этнокультурного Я в структуре самосознания личности студенческой молодежи в условиях учебной деятельности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кадацких Ирэна Юрьевна. Актуализация этнокультурного Я в структуре самосознания личности студенческой молодежи в условиях учебной деятельности : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Кадацких Ирэна Юрьевна; [Место защиты: Кур. гос. ун-т].- Воронеж, 2009.- 230 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-19/201

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические предпосылки изучения особенностей этнокультурного Я студентов 17

1.1. Онтогенетические аспекты развития самосознания личности. .. 17

1.2. Научно-теоретические проблемы этнического самосознания... 41

1.3. Эмпирические исследования этнического самосознания студенчества 63

ГЛАВА II. Экспериментальное изучение этнокультурного Я как структурного компонента этнического самосознания студентов 84

2.1. Программа и этапы исследования 84

2.2. Психологические особенности этнокультурного Я студентов 100

2.3.Опыт организации экспериментальной работы по актуализации этнокультурного Я студентов в условиях учебной деятельности 132

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 164

ПРИЛОЖЕНИЯ 180

Введение к работе

На рубеже тысячелетий этническая проблематика стала одной из самых актуальных в мире. Процесс глобализации, охвативший самые отдаленные уголки земного шара, не создал пока основы для сплочения мирового сообщества, а, наоборот, вызывает к жизни все новые факты, свидетельствующие о нарастающей разобщенности. Унификация культур на технологическом уровне порождает обратные процессы на психологическом уровне, активизирует систему этнического самосознания. Актуализация этнического самосознания, как защитная реакция на процессы унификации, все явственней прослеживается сегодня.

Самосознание этноса - сложное, многофакторное, духовно-социальное явление со своей структурой и внутренними связями. Составляющими компонентами понятия «этническое самосознание» выступают способы исторического существования, нормы сознательного поведения, структура и иерархия сложившихся ценностей, способ передачи исторического опыта этноса. Содержание понятия включает также устойчивые, индивидуальные, психологические характеристики, такие как: эмоциональный настрой, мотивация, интересы, особенности абстрактного мышления. Самосознание этноса в дальнейшей исторической перспективе способно выступать реальным, энергичным, действенным фактором его сохранения и саморазвития[115].

В настоящее время остро стоит вопрос о путях развития России. В этом контексте усилия по реформированию могут оказаться напрасными, если они не затронут так называемый «человеческий фактор», не актуализируют духовные и моральные ценности в сознании людей. Поскольку человек всегда принадлежит к определенной социальной общности, то встает вопрос об особенностях этих общностей и степени интегрированности в них ее членов. Именно таким образом может быть представлена проблема

национального единства, которая невозможна без наличия единого сформированного этнического самосознания [113].

В дискуссиях ученых выявилось несколько крайних точек зрения: от отрицания такой проблемы до представления о том, что данная проблема существует, но связана с травмированным национальным самосознанием русских после распада СССР и утраты ими статуса доминирующей нации. «Русский народ как единая общность существует в идеологической и политической реальности, но не на уровне повседневности» - вот один из тезисов, представленный на семинаре в рамках исследования «Национальная политика: либеральный проект» [199].

Получается, что в стабильных условиях, не испытывая никакого давления, русские не считают необходимым осознавать свою общность. Они и так великая нация, существование которой не требует никаких подтверждений и доказательств. Такая необходимость возникает, когда необходимо выделить себя из окружающей иноэтнической среды по принципу «мы — не они», или возникает потребность в более тесном сплочении для решения важнейших совместных задач.

Современный уровень этнического самосознания русского народа не в состоянии обеспечить новую мобилизацию массы, сплоченность и интегрированность общества для достижения каких-то политических или национальных целей, поскольку он не содержит никаких позитивных санкций и значений, не предлагает новых идеалов или политических программ. Единственная его функция - компенсаторная блокада против внешних раздражителей, неустранимого сравнения с другими странами: если мы такие хорошие, духовные, передовые, то почему мы так плохо живем? Кто в этом виноват? [200].

На первый план в цепи важнейших символических событий, по ответам респондентов (в том числе и наших) выходит только победа в Великой отечественной войне, значение которой растет год от года. Победа в войне

является опорной точкой в коллективной идентичности, оправдывающей и возвышающей всю историю советского времени.

Взаимосвязь этнического самосознания с различными проявлениями ксенофобии, национализма, нетерпимости требует пристального внимания к механизму формирования этнического самосознания. Русские больше всех других народов бывшего СССР потеряли свои этнические качества, именно у русских оказалось размытым этническое самосознание. Русский - был «более советским» человеком, чем представители других этносов. В результате этого он плохо дифференцировал другие этнические группы и общности, как в нашей стране, так и за рубежом. Этническое самосознание русским необходимо не для того, чтобы блюсти чистоту крови, но для того, чтобы знать себя и других [113].

Знание себя является предпосылкой понимания других. Важность этого положения подкрепляется фактами, что в современной России рост поддержки лозунга «Россия для русских» только за последние пять лет выросла с 43 до 66% опрошенных [200].

Таким образом, ориентированность человечества на переустройство миропорядка, угроза глобального столкновения цивилизаций, значительное возрастание роли этнических процессов в общественном сознании, всплеск этнического самосознания в современный период унификации духовной и материальной культуры, международной интеграции как стремления народов сохранить в новых условиях свою самобытность, ценностное отношение к традиционной культуре, языку, образу жизни подчеркивает актуальность исследования этнического самосознания.

Особую значимость представляет изучение особенностей этнического самосознания представителей молодого поколения как части этнического общества, наиболее сензитивно воспринимающей идеи этнических коллизий. Именно на этом возрастном рубеже происходит развитие и расширение персональной системы ценностных ориентации, консолидация самохарактеристик. Молодежная тема актуальна во все времена

жизнедеятельности человечества, так как связана с его настоящим и будущим. С большой долей вероятности можно сказать о том, что от специфики ценностных ориентации современной молодежи, образующих систему личностных смыслов в структуре этнического самосознания, особенностей межэтнических взаимодействий и активности участия в них молодых людей во многом зависит настоящее и будущее России.

На современном этапе развития общества проблема формирования этнического самосознания достаточно остро стоит так же в практике педагогической деятельности. Отсутствие четких ценностных ориентации парализует индивидуальную и социальную активность молодежи, порождает в ней скептицизм, нигилизм, эгоизм, неверие в наличие высших ценностей, страх перед будущим и другие негативные явления. Все это приводит к обесцениванию человеческой жизни, заполнению образовавшегося духовного вакуума агрессивным национализмом, экстремизмом, пропагандой бездуховной культуры среди молодежи[144].

Сегодня в педагогической деятельности недостаточно уделяется внимания подготовке молодежи к жизни и деятельности в поликультурном многонациональном обществе, привитию чувства уважения к родному этносу, его культуре, истории, языку, чувства принадлежности к национальным и общечеловеческим ценностям и достижениям. В стороне остаются вопросы самовоспитания, саморазвития, формирования этнического самосознания молодежи, отсутствует активная гражданская позиция студентов.

Исходя из этого, возникает необходимость педагогического управления этнической социализацией подрастающего поколения, формирования этнического самосознания, причем не только на уровне этнокультурного Мы или представления об особенностях, традициях, культуре этноса, но и на уровне личностного, этнокультурного Я или четкого, осознанного представления о себе как носителе этнокультурных традиций,

особенностей и ценностей, а также индивидуальной ответственности за состояние и сохранение национальной культуры.

Студенческий возраст является решающим периодом развития этнического самосознания, его упрочнения и закрепления. В период обучения в вузе этническое самосознание молодого человека распшряет систему его представлений о мире и уточняет его место в нем.

Всё это повышает ответственность образования за будущее России, за то, по какому пути она пойдёт, как будут развиваться процессы межэтнического взаимодействия. Но, к сожалению, сегодня в этом направлении не ведется активной работы. Современная система образования не гарантирует формирования позитивных межэтнических установок. А оформившееся в студенческой среде негативное восприятие той или иной этнической группы или исключительность своей национальной группы опасны вдвойне, т.к. носителем негативных установок в межэтническом взаимодействии может стать будущая интеллектуальная элита, которая будет формировать Российскую политику в XXI веке [173].

Являясь ключевым понятием в системе этнопедагогических и этнопсихологических феноменов, проблематика формирования этнического самосознания находится на стыке интересов истории, философии, этнологии, социологии, психологии и педагогики. Однако долгое время в отечественной науке она рассматривалась преимущественно историками, этнологами, философами и социологами, предметом исследования которых были особенности этнического самосознания представителей различных этнических групп (Ю.В. Арутюнян, Ю.В. Бромлей, Л.М. Дробижева, В.И.Козлов, П.И. Кушнер, В.А. Тишков, К.В. Чистов и др.). В то же время в психологии и педагогике проблема формирования этнического самосознания находилась на периферии научного анализа. В настоящее время наблюдается возрастание интереса к данному вопросу с позиций педагогики, психологи (ГЛ.Волков, И.С. Кон, B.C. Кукушин, Н.М.Лебедева, В.С.Мухина, Г.У.Солдатова, Т.Г. Стефаненко, В.Ю. Хотинец и др.). Среди ученых нет

единства взглядов на феноменологию и структуру этнического

самосознания, особенности его формирования в разные возрастные периоды. Имеют место значительные затруднения в объяснении условий, средств, методов и механизмов его формирования. В настоящее время существует необходимость в интеграции взглядов на проблему формирования этнического самосознания, которая отвечала бы природе этого явления с точки зрения этнопсихологии, которая объединяет в себе знания, накопленные другими науками.

Под этническим самосознанием рассматривается относительно устойчивая система осознанных представлений и оценок реально существующих этнодифференцирующих и этноинтегрирующих признаков этнической общности, т. е. особенностей этнокультурной среды. Центральной структурной составляющей этнического самосознания выступает этническая идентичность.

Развитие этнического самосознания в онтогенезе идет в направлении от формирования представлений об особенностях других этносов, затем представлений о своем этносе и затем формируется представление о себе как представителе культуры. В целом, этническое самосознание формируется к юношескому возрасту. Но, в зависимости от социальных или региональных условий, оно может быть более или менее выраженным или актуализированным. При этом этнические знания могут быть недостаточны или быть неактуальны для личности. Неактуализированность этнического самосознания обуславливает, на наш взгляд, слабость гражданских позиций личности и размытость смысложизненных ориентации. Поэтому в данной работе используется понятие актуализации. Под актуализацией этнического самосознания, а соответственно и этнокультурного Я, мы понимаем расширение этнокультурных знаний как о своей, так и других этнических общностях, осознание их значимости и формирование потребности в их дальнейшем углублении. В процессе углубления этнокультурных знаний происходит содержательное

наполнение этнокультурных образов «Они» «Мы», «Я» и сближение образов Мы и Я. Создание определенных условий в рамках учебной деятельности способствует актуализации этнокультурного Я в структуре самосознания личности студенческой молодежи.

Этническое самосознание играет важнейшую роль в интеграции индивидуальных особенностей личности. В последнее время разворачивается активная дискуссия, затрагивающая такие вопросы, как соотношение понятий «этнической идентичности» и «этнического самосознания» [27, 80, 96, 106, 133, 198], особенностей формирования этнического самосознания и этнической идентичности в онтогенезе [48, 105, 133, 154, 166, 196, 167], роли этнического самосознания в структуре индивидуальности [97, 147].

Учитывая, что в настоящей работе рассматривается понятие
этнокультурного Я, которое близко понятию этнической идентичности,
уточним различие этих понятий. Различие усматривается нами в том, что
в этнической идентичности в большей степени представлен

бессознательный компонент. Этническая идентичность и ее элементы формируются достаточно рано в онтогенезе не столько в результате самостоятельного поиска и выбора, сколько вследствие идентификации под влиянием родителей или другого социального окружения. Под этнокультурным Я мы понимаем осознанное отнесение себя к определенному этносу, с личностным принятием психологических характеристик, норм, ценностей этноса, и личностной рефлексией по поводу достижений и неудач этноса.

Признаками сформированного этнокультурного Я выступают: выраженность этнонима (самоназвания) в структуре самосознания личности; осознание как положительных, так и негативных характеристик своего этноса (или сформированность автостереотипа); принятие на личностном уровне психологических особенностей этноса (проявляющихся в близости Мы - образа и Я - образа); рефлексия по поводу личного участия в

достижении положительной динамики и сохранении этнической культуры и ответственности за состояние этнической культуры.

Последние данные [11,85, 94, 97, 128] и результаты нашего пилотажного исследования показывают устойчивую тенденцию к обнаружению сформированности этнического самосознания студентов на уровне «Мы-образа» и несформированностью этнического самосознания на уровне этнокультурного Я. Несформированность этнокультурного Я является причиной психологического ослабления этноса как своеобразной социально— -психологической целостности.

Интенсивная разработка вопросов актуализации этнокультурного Я в самосознании юношества порождает следующие противоречия, которые выдвигают эту психолого-педагогическую проблему в ряд актуальных и требуют своего разрешения:

- между мировой тенденцией, в том числе и русской культуры, к
унификации и глобализации и необходимостью сохранения этнического
своеобразия как потенциала развития культуры;

- между актуализацией этнокультурного Я и сохранением толерантного
отношения к другим национальностям;

- между тенденцией к диффузности этнического самосознания и
необходимостью формирования этнического Я как основы для
формирования активной гражданской позиции современного студенчества.

Указанные противоречия порождают проблему: каковы условия актуализации этнокультурного Я как закономерного продолжения этнокультурного Мы, как регулятора активной жизненной позиции и каковы возможности в этом плане учебной деятельности.

Сущность проблемы находит отражение в теме исследования: «Актуализация этнокультурного Я в структуре самосознания личности студенческой молодежи в условиях учебной деятельности».

Цель исследования - выявить особенности актуализации

этнокультурного Я в структуре самосознания личности студентов.

Объект исследования - этническое самосознание современной студенческой молодежи как сторона личностного самосознания.

Предмет исследования — особенности этнокультурного Я студентов как
структурного компонента этнического самосознания и психолого-

педагогические условия его актуализации.

Гипотеза исследования - этническое самосознание современных студентов характеризуется слабой выраженностью этнокультурного Я, эффективная актуализация которого возможна в учебной деятельности при условии:

- создания в процессе учебной деятельности предпосылок для личностного
роста студентов и стремления к самоактуализации,

адекватного этнокультурному контексту содержания учебной

деятельности,

- организации познавательной деятельности студентов с учетом
особенностей формирования этнического самосознания,

- использования интерактивных методов обучения.

В качестве эффективного средства реализации этих условий может выступать обучающая программа «Этнический мир человека».

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом определены следующие задачи исследования:

1. Выявить особенности формирования этнокультурного Я в структуре
личностного самосознания, обобщив результаты теоретических и

эмпирических исследований в этой области.

  1. Исследовать особенности этнического самосознания современных студентов, состояние этнокультурного Я в структуре самосознания, определить возрастные предпосылки этих особенностей.

  2. Разработать и апробировать учебную программу, способствующую актуализации этнокультурного Я студентов на уровне всех его признаков.

  3. Изучить динамику актуализации этнокультурного Я в структуре

самосознания личности студентов в условиях реализации в учебном процессе учебной программы.

Методологическую основу исследования составили: положение об этническом самосознании как частном случае общепсихологической категории сознания (Г.М. Андреева, Ю.В. Бромлей, И.С. Кон, Г.Г. Шпет); положение о единстве сознания и деятельности, принципы историзма, развития, личностного и системного подходов (Б.Г. Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

Теоретической основой исследования являются теоретико-
методологические положения о сущности этнического самосознания
(Ю.В.Арутюнян, А.Б.Багдасарова, Ю.В.Бромлей, Л.Н.Гумилев,

Л.М.Дробижева, П.И. Кушнер, А.Тэдшфел, Дж. Тернер, В.А.Тишков, Г.Г.Шпет и др.); исследования в области проблем формирования этнического самосознания (А.Г.Асмолов, Н.М.Лебедева, В.С.Мухина, И.С.Кон, В.С.Кукушин, Ж.Пиаже, Г.У. Солдатова, Т.Г.Стефаненко, В.Ю. Хотинец, Э.Эриксон и др.); учение о целостном педагогическом процессе и его обусловленности социальными и психологическими факторами (Л.С.Выготский и др.), об особенностях структурно-содержательных характеристик этнического самосознания (В.П.Левкович, А.А.Налчаджян, В.Ю.Хотинец).

Для достижения цели и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, этнологической, психологической, педагогической литературы; наблюдение за студентами в ходе учебной деятельности; интервью, а также психодиагностические методики: методики исследования этнических стереотипов (методика приписывания качеств, метод свободного самоописания, методика полярных профилей Дж. Пибоди), методика М.Куна - Т.Макпартленда «20 ответов» для исследования особенностей этнической идентичности, методика по исследованию смысложизненных ориентации (СЖО) Д. А. Леонтьева, диагностика самоактуализации личности

(А.В.Лазукин в адаптации Н.Ф.Калина), диагностика типологий
психологической защиты (Р. Плутчик в адаптации Л.И. Вассермана,
О.Ф.Ерышева, Е.Б. Клубовой); авторская методика «Этническое
самосознание» (разработанная на основе метода незаконченных

предложений); анкетирование (анкета для младших и старших школьников, разработанная автором для определения возрастных особенностей формирования этнического самосознания); комплексная обучающая программа «Этнический мир человека», включающая в себя лекционный курс по дисциплине «Этнопсихология», семинарско-практические занятия, а также такие интерактивные методы обучения, как «Тренинг личностного роста», семинар-тренинг «Основы коммуникативной компетентности» и тренинг «Этнический мир человека».

Для обработки полученных данных использовались статистические методы: корреляционный анализ, t-критерий Стьюдента для проверки значимости различий; подсчитывались средние арифметические значения, процентная выраженность, проводился качественный анализ полученных данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступил филиал АНО МОК Воронежского Экономико-правового института г. Старый Оскол. Сравнительный экспериментальный материал получен из школ № 5, № 16, №26 г. Старый Оскол и Старооскольского политехнического колледжа. Выборка составляет 350 человек, из которых 123 человека - учащиеся политехнического колледжа, 107 человек - учащиеся средней школы, 90-студенты Воронежского Экономико-правового института. Преобладающее большинство выборки отнесло себя по самоопределению к русской национальности. Кроме того, в исследовании приняли участие 30 человек -представители армянского этноса. Эта группа была включена в выборку только для сравнения некоторых особенностей этнического самосознания.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (2002-2003 г.) уточнялась проблема, осуществлялся
теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-
методической литературы. Целью данного этапа явилось изучение
теоретического и практического уровней разработанности обозначенной
проблемы и выявление возможностей ее эмпирической проверки в условиях
учебной деятельности вуза. Полученный материал позволил

сформулировать рабочую гипотезу, наметить программу эксперимента, определить цель, задачи, объект и предмет исследования.

На втором этапе (2004-2006 гг.) было проведено пилотажное исследование, были выявлены некоторые возрастные особенности развития этнического самосознания; исследованы особенности этностереотипов, выраженность этнонима, сформированность этнического самосознания студентов на уровне «Мы-образа» и «Я-образа». Кроме того, осуществлялась систематизация полученных данных, уточнялась цель, предмет и гипотеза исследования.

На третьем этапе (2007-2008 г.) была организована экспериментальная работа по определению этапов и условий актуализации этнокультурного «Я» студентов, обобщались результаты исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что выявлены: степень сформированности этнического самосознания и этнокультурного Я современных студентов, психологические причины слабой выраженности этнокультурного Я в структуре самосознания личности студентов, психолого-педагогические условия актуализации этнокультурного Я, эффективность использования интерактивных методов обучения с целью актуализации этнокультурного Я, особенности динамики этнокультурного Я в условиях специальной обучающей программы.

Теоретическое значение работы состоит в том, что уточнено понятие этнокультурного Я, проанализировано его отличие от этнической идентичности, аргументировано предпочтение понятия актуализации этнокультурного Я, выделены признаки актуализированного

этнокультурного Я, определено его значение для личностного роста и состояния национальной культуры.

Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке эффективных методов и средств актуализации этнического самосознания молодежи, направленных на совершенствование учебной деятельности по формированию этнокультурного Я в структуре личности учащихся.

Результаты исследования и разработанная обучающая программа «Этнический мир человека», включающая семинары и тренинги по изучению культурных особенностей различных этносов могут быть использованы в практической работе вуза. Они обеспечивают целостное влияние на личность студентов: способствуют актуализации этнокультурного Я в самосознании личности студентов, личностному росту и формированию активной гражданской позиции молодых людей, в которой сегодня российское общество нуждается как никогда. Кроме того, результаты исследования могут быть использованы педагогами-психологами, социальными педагогами и другими специалистами для построения концепции воспитательной работы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Этнокультурное Я, являясь важнейшим структурным компонентом этнического самосознании, находится в отношениях взаимовлияния с уровнем самоактуализации личности.

2. Этнокультурное Я современных студентов характеризуется

недостаточной актуализированностью, проявляющейся в слабой

выраженности этнонима (самоназвания), в противоречивом состоянии автостереотипа, расхождении этнокультурных Я-образа и Мы-образа, слабой рефлексии по поводу своих этнокультурных особенностей и личного вклада в сохранение и развитие этнической культуры.

3. Причиной недостаточной актуализации этнокультурного Я в самосознании студентов является недостаточный уровень личностного

16 развития студентов, проявляющийся в низком стремлении к самоактуализации, высоком уровне эго-загцит, характеризующийся отсутствием навыков самоанализа и рефлексии.

4. Эффективная актуализация этнокультурного Я возможна в рамках
адекватного этнокультурному контексту содержания учебной деятельности с
использованием интерактивных методов обучения. Интерактивные методы
способствуют прохождению личностью периода кризиса и

самоисследований и достижению стадии реализованного этнического Я.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются совокупностью его методологических и теоретических положений, позволивших наметить научные подходы к исследованию проблемы и доказать выдвинутую гипотезу с применением адекватных предмету, целям и задачам исследования методов, а также экспериментальной проверкой эффективности выделенных психолого-педагогических условий актуализации этнокультурного Я студентов в виде учебной развивающей программы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций научных статей и тезисов, участия в региональных и международных научно-практических конференциях в г. Набережные Челны (2005г.), г. Тамбове (2007г.), г. Белгороде (2008г.), г. Воронеже (2008г.).

Результаты исследования используются в практике деятельности Воронежского Экономико-правового института при чтении курсов «Этнопсихология», «Историческая психология», при проведении тренинговых занятий, а также в консультировании педагогов школ и колледжей города Старый Оскол в области межнациональных проблем.

Онтогенетические аспекты развития самосознания личности.

Этническое самосознание рассматривается большинством современных авторов как сторона личностного самосознания. Поэтому, при рассмотрении особенностей развития этнического самосознания необходимо остановиться на общих положениях, касающихся понятия, структуры, развития личностного самосознания.

Самосознание личности представляет собой совокупность психических процессов, посредством которых личность выделяет себя из окружающего мира, выявляет собственную сущность, изменяет отношение к своему прошлому, настоящему и будущему. Самосознание позволяет человеку, познавая и переживая свой внутренний мир, отражать его и определенным образом относиться к самому себе. Развитие самосознания в онтогенезе испытывает влияние целого ряда факторов, проходит ряд этапов, подчиняется конкретному механизму.

Во-первых, человеческое «Я» - явление не физического, а социального и психологического порядка. Только при включении человека в общественные взаимоотношения с вытекающим из этого влиянием социума возможно формирование самосознания. Подтверждение этому можно найти в работах Э. Эриксона, предложившего генетическую теорию формирования эгоидентичности и параллельного формирования психосоциальной «групповой идентичности»[159]. Следовательно, при отсутствии социальных отношений не происходит формирование самосознания. Так М. Куин и М.Мид подчёркивали ведущую роль социальных взаимодействий как источника «Я - концепции» [94].

Во-вторых, самосознание - это процесс, с помощью которого человек познаёт себя и относится к самому себе. В ходе данного процесса, как и любого другого, появляется продукт — представления о себе, складывающийся в «Я — образ» или «Я - концепцию».

В-третьих, самосознание необходимо рассматривать как важный структурный компонент личности, благодаря которому человек способен не только сознательно воспринимать воздействие окружающей среды, но и самостоятельно направлять собственную активность на овладение социальным опытом деятельности и поведения.

Прежде чем рассматривать особенности формирования самосознания в онтогенезе, остановимся на общих подходах к определению самосознания.

Несмотря на большое число публикаций в научной литературе, вопросы, связанные с самосознанием личности, продолжают оставаться источником оживленных дискуссий. Обращаясь к психологическим исследованиям самосознания, необходимо отметить, что наряду с уже устоявшимися взглядами и концепциями на данный феномен, в отечественной и зарубежной науке появляются научные работы, в которых исследователи пытаются расширить познаваемое пространство, взглянуть на данную проблематику по-новому в связи с актуальными проблемами современности. Однако на сегодняшний момент существуют определенные сложности, связанные с ростом и расширением круга значений самосознания, что повлекло за собой появление множества различных понятий, терминов, определений, используемых на данный момент в психологии. Эти обстоятельства диктуют необходимость принятия во внимание разнообразие возможных толкований феномена самосознания в рамках нашего исследования.

При рассмотрении данного понятия с точки зрения структурного анализа, самосознание - устойчивая система представлений во времени; существования в пространстве; система установок, направленных на самого себя; система множественных «Я».

Приведенные характеристики говорят о том, что самосознание входит в состав понятий, наиболее значимых для психологии.

В зарубежной психологии проблема самосознания интенсивно разрабатывалась представителями различных направлений и школ (Р. Берне, У.Джемс, Ч. Кули, Д. Мид, Г. Олпорт, К. Рождерс, Э. Эриксон, и другие). В отечественной психологической науке проблемой изучения самосознания занимались Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н.Леонтьев, B.C. Мерлин, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, П.Р. Чамата, И.И. Чеснокова, Е.В. Шорохова, и другие.

В изучении проблемы самосознания особое значение и актуальность приобрели следующие принципы: единства сознания и деятельности, историзма, развития, личностного и системного подходов.

Ряд проблем связан и с трудностями в разграничении таких понятий, как самосознание, «Я-концепция», «Я-образ», идентичность, «чувство Я», «самость». В зависимости от направленности теоретического или эмпирического контекста эти понятия нередко смешиваются, дополняются, а иногда и противостоят друг другу.

Рассмотрим зарубежные точки зрения на природу самосознания. В

американской психологии достаточно долго доминировали

методологические принципы бихевиористского направления, Д.Уотсон и Д.Хебб отрицали сознание (самосознание) как предмет научного исследования. Нельзя не подчеркнуть и тот факт, что, например, представители психоаналитической (З.Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон), когнитивной (Л.Фестингер), гуманистической (А. Маслоу, Г. Олпорт, К.Роджерс) школ активно выступали в защиту самосознания.

Психоаналитическая концепция рассматривает самосознание в отрыве от объективных условий и причин, его порождающих. В качестве определяющих факторов его развития З.Фрейд выделяет врожденные биологические инстинкты, бессознательные силы, таким образом, преувеличивая роль бессознательного и недооценивая значение общественно-исторических условий бытия человека и его практической деятельности.

Неофрейдисты (Э.Фромм, К.Хорни) признавали зависимость самосознания от существующих условий жизни и межличностного общения. Они рассматривали влияние социальной среды на формирование личности, но лишь до определенного предела, после которого отдавали развитие человека «на милость» внутренних психических факторов, например, исходный страх, беспокойство, стремление «избегать свободы»[159].

Некоторые вопросы самосознания личности исследовались также представителями другого направления в западной психологии, получившего название «теория поля». Ее основоположник К. Левин и его последователи (Ф. Хоппе, Л.А. Фестингер) рассматривали личность как нечто единое -«гештальт», в котором субъект и объект неразрывны. В действительности же объект является первичным по отношению к субъекту и независим от последнего.

В своих попытках разработать теорию личности, раскрыть психологическую структуру последней К. Левин значительное внимание уделял вопросам, касающимся самосознания. Он создал интересную экспериментальную методику, с помощью которой определил уровень притязаний ребенка. Опытами была установлена тесная зависимость притязаний от чувства успеха или неудачи, которые, по мнению автора, являются социально детерминированными, например, характером оценки со стороны сверстников или взрослых; это давало основание считать, что «социальный компонент» является важным для притязания, начиная с его наиболее раннего развития [183].

Одна из первых попыток выделить социальный фактор в осознании личностью самого себя принадлежит У.Джеймсу. У.Джеймс разграничивает «познающее Я» и «эмпирическое Я». «Эмпирическое Я» - это то, что человек может назвать своим: собственное тело, психические силы, одежду, дом, семью и т.д. Его он подразделяет на материальное «Я» - тело, одежда и т.д., социальное «Я» - отношения других к индивиду, особенно отношение значимых других, духовное «Я» - духовные способности индивида и процессы сознания. Главными компонентами самосознания у У.Джеймса являются социальное и духовное «Я». Материальное «Я» находится на самом низком уровне иерархии. Между тем осознание индивидуально-природных качеств также имеет свои социальные предпосылки [51].

К. Роджерс, говоря о самосознании, оперирует понятием Я-концепция, которая, по его мнению, складывается из представлений индивида о собственных характеристиках и способностях, возможностях его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром, из представлений о целях или идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность. «Я-концепция», по К.Роджерсу, включает не только наше восприятие того, какие мы есть, но также и то, какими, как мы полагаем, мы должны быть или хотели бы быть. Автор рассматривает самосознание с точки зрения развития у индивида позитивного самовосприятия. Для любого человека важно, чтобы его любили и принимали другие. По мнению К.Роджерса, людям необходимо позитивно рассматривать себя, что соотносится с удовлетворением при одобрении и неудовлетворением при неодобрении себя. Автор считает, что оценка индивидуума другими людьми способствует развитию позитивного или негативного образа себя. Таким образом, процесс формирования самосознания протекает в ходе взаимодействия индивида с окружающей средой, главным образом, с социальной [ПО].

Эмпирические исследования этнического самосознания студенчества

Последние десятилетия вошли в историю России как период глобальных изменений страны и общества в целом, а также явились временем глубоких потрясений для отдельной семьи, каждого человека. На этом фоне особую значимость приобретает изучение особенностей этнического самосознания современника, исследование изменений этого процесса с течением времени. В исследовании этнического самосознания молодежи, а конкретно студенчества выделяются следующие тенденции: рассмотрение становления этнической идентичности, особенности межэтнического взаимодействия и современного национализма, изучение роли

образовательных учреждений в формировании этнического самосознания. Исследователи таюке пытаются ответить на вопрос: «Почему современная молодежь так аполитична?» В ходе исследований они приходят к признанию того, что этническая проблематика не входит в ряд актуальных для молодежи проблем.

Документы человеческих переживаний, связанных со становлением личности, ее этнической идентичности представила Г.К. Уразалиева [137]. Испытуемые - студенты, родившиеся в годы перестройки в СССР. Это дети перестройки - и по формальному возрастному цензу (1980-1985 годов рождения и позже), и по содержательным характеристикам, свойственным процессу их социализации. В рамках базового курса для социологов по этнической социологии Г.К. Уразалиевой был сконструирован термин «этноавтобиография». В качестве метода было избрано свободное самооописание. Студенты писали самостоятельные, домашние работы на тему: «Я русский (татарин, украинец, еврей, чеченец и т.д.), что это для меня значит?» в совершенно произвольной форме, без подсказок и оценок со стороны преподавателя за проделанную работу. Таких этноавтобиографий набралось с 2000 года по 2005 год более трехсот.

Во-первых, совершенно очевидным для исследователя студенческих работ является понимание того, что происходят временные трансформации этнической идентичности. Одна из студенток отмечает следующее: «Люди за последние годы стали настолько агрессивными и недоброжелательными, что это начинает пугать. А говорить о стремлении к объединению, о патриотизме и сплоченности вообще не приходится. По-моему, тот дух единства, который описывали многие русские писатели, который показывается в советских фильмах, угнетен и растоптан. В каждом современном русском человеке, неважно старом или молодом, он пока еще жив в той или иной степени и возможность его реанимации пока существует, но вот будет ли в наших детях жить дух гордости за свою страну, сказать сложно».

Во-вторых, этноавтобиографии студентов РГГУ дают дополнительную аргументацию ученым психологам о том, что в процессе своего становления этническая идентичность проходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического развития ребенка. При этом ведущими факторами сознательной этнической социализации выступают общественные институты: детский сад, школа. Очевидно, что вуз так же является важнейшим институтом этнической социализации, в котором, на наш взгляд, должны интегрироваться этнические представления как об этносе, так и о себе как носителе этнической культуры. Кроме того, в комментариях видно, что условием формирования этнического знания о себе являются непосредственные межэтнические контакты. При этом, на всех возрастных этапах обнаруживается параллельное влияние семьи, традиций, принятых в ней.

Первые проблески диффузной идентификации с этнической группой большинство авторов обнаруживает у детей 3-4 лет, хотя Ж. Пиаже и большинство психологов, согласных с ним, утверждают, что реализованной этнической идентичности ребенок достигает в подростковом возрасте, когда рефлексия себя имеет для человека первостепенное значение. Вот как комментируют появление своих первых этнических знаний испытуемые. К.: «Впервые с представителями «иной» нации я встретилась в садике. Надо сказать, что в Удмуртии быть удмуртом далеко не почетно, представления об удмуртском менталитете очень негативны. Так, быть удмуртом, значит быть недалеким человеком с очень ограниченным кругозором и большими амбициями, при этом обладать невыразительной внешностью (бледно-рыжие волосы в сочетании с пустыми серыми глазами) и очень неприятным акцентом. Естественно, учитывая все вышеперечисленное, в садике я была крайне горда, что сама «вотянкой» не являюсь».

Средняя школа также является источником влияния на формирующуюся этническую самоидентификацию личности школьника. «Задумалась я о своей национальности лишь в пятом классе, когда познакомилась с девочкой - армянкой. Именно тогда пришло четкое осознание того, что я русская. Уже в шестом классе участие в таких кружках как «Русская изба»: «Устное народное творчество», «Журавушка», знакомивших с традициями и культурой русского народа, четко определили ощущение того, что я -русская. Именно это воспитание сыграло важную роль в отождествлении себя с русским народом» (Т.Г.,Зкурс..2005г.).

В - третьих, для большинства индивидов характерна моноэтническая идентичность, совпадающая с официальной этнопринадлежностью. Нейтральное отношение к свой этничности по типу «нормы» встречается у большинства студентов. Вот, например, следующее рассуждение: «Я - русская. Для меня это факт не подлежащий обсуждению. Так получилось! Я могла бы родиться еврейкой, цыганкой или эфиопкой и это тоже ничего не изменило бы! (Е.П.,2курс.2001г.).

При благоприятных социально-исторических условиях позитивная этническая идентичность сопровождается патриотизмом, гордостью за достижения своего народа и его великих представителей, адекватной самооценкой, чувством собственного достоинства. «Я русская. Моя фамилия и мои корни происходят с давних времен, мои духовные и моральные приоритеты соответствуют стандартным качествам русского человека. Русский человек, возможно, в моем сугубо личном представлении, является синтезом добра, мудрости, духовного богатства, терпимости, любви и снисходительности. Русскому свойственно быть патриотом, т.е. любить и защищать свою родину, быть православным христианином, т.е. уважать и почитать свои традиции и святых, праздновать свои национальные и религиозные праздники, быть миролюбивым, не разжигать конфликтов и войн, а наоборот, находить компромиссы и улаживать их. А для этого необходимо быть мудрым. Я ни в коей мере не хочу обидеть или принизить качества других народов, возможно, все эти характеристики принадлежат и другим народам, но мы прекрасно знаем отличительные черты русского человека от любого другого, и несмотря на многие минусы моей национальности, я горжусь тем, что я русская» (К.Т.,Зкурс.,2005г.).

Позитивная моноэтническая идентичность индивида в условиях социокультурной нестабильности может проявляться по-особому. «Я русская, это значит для меня нечто запутанное. Если я в России, то я рада, что я русская, поскольку у нас не слишком хорошо относятся к другим национальностям. Если я за границей, то я скрываю, что я русская, поскольку очень стыдно за наших соотечественников, за их неформальное поведение. Но я горжусь своим народом за высококвалифицированное образование, которое оно нам дает. За наших ученых, которые работают в разных странах. За наших спортсменов, которые завоевывают медали на международных соревнованиях» (Е.Р.,Зкурс,2005г.).

Итак, потеря привычной идентификационной матрицы, такой надэтнической идентичности как «советские люди» у родителей детей эпохи перестройки сказалась самым различным образом на процессе их социализации. Для поколения детей перестройки характерна глубокая противоречивость в формировании этнической идентичности. Она явилась отражением драматических, эпохальных перемен для советского, а затем и российского обществ[137].

Программа и этапы исследования

Экспериментальное исследование состояло с одной стороны, в исследовании особенностей этнического самосознания студентов, с другой -в поиске путей актуализации этнокультурного Я и определении в этом процессе роли учебной деятельности. Кроме того, оно было вызвано теоретическими и прикладными аспектами.

К теоретическим аспектам мы относим деформацию межнациональных отношений, что чрезвычайно актуализирует проблему формирования позитивной этнической идентичности личности. Известно, что без положительного отношения к собственной этнической идентичности, осознанного принятия на личностном уровне ее ценностей, норм, традиций, психологических особенностей невозможно эффективное межэтническое взаимодействие. Несформированность этнокультурного Я в структуре самосознания является, на наш взгляд, является основной причиной отсутствия активной гражданской позиции и гражданской ответственности молодых людей. В связи с этим одной из задач стало исследование особенностей этнического самосознания студентов и степени сформированности в его структуре этнокультурного «Я».

Этническая идентичность - это не только принятие определенных групповых представлений, готовность к сходному образу мыслей и разделяемые этнические чувства. Она также означает построение системы отношений и действий в различных межэтнических контактах. С ее помощью человек определяет свое место в полиэтническом обществе и усваивает способы поведения внутри и вне своей группы. С помощью этнической идентичности человек соотносит свое поведение с идеалами, стандартами своего этноса, понимает отличие своего этноса от другого этноса. В итоге выявляется и осознается уникальность и неповторимость своего этноса, его культуры. Однако этническая идентичность - это не только осознание своей тождественности с этнической общностью, но и оценка значимости членства в ней. Кроме того, она дает человеку наиболее широкие возможности для самореализации. Новообразованием юношеского возраста является осознание себя, поиск путей самореализации. Поэтому так важно понять и найти способы эффективного формирования позитивной этнической идентичности современной студенческой молодежи.

Но, как показывают исследования [97,128], наблюдается определенное противоречие между позитивным самоотношением и несформированностью этнокультурного компонента на уровне Я. Это несоответствие наблюдается, когда студент говорит «Я - русский и я горжусь этим», но при этом не подтверждает принятия на личностном уровне психологических особенностей этноса. Подтверждается точка зрения Э.Эриксона о том, что не наблюдается «совпадения контуров индивидуального сознания и этнического сознания» [159]. При соотнесении характеристик этноса и своих качеств личности обнаруживается явная тенденция к наделению своей личности преимущественно социально одобряемыми качествами при явном противоречивом или негативном автостереотипе.

Этническая идентичность студентов предполагает, с одной стороны, большее присутствие «Мы»-уровня. С другой стороны — содержит в себе бессознательный компонент, который проявляется, например, в естественной тенденции гордиться своим этносом и всеми силами защищать пространство этнических характеристик от внешнего посягательства, несмотря на слабую включенность в этническую культуру или слабую выраженность этнонима.

Этническую идентичность, как было отмечено в параграфе 1.2 мы рассматриваем в ее осознаваемом компоненте, обозначая его понятием этнокультурного Я. Признаками сформированного этнокультурного Я мы рассматриваем: выраженность этнонима (самоназвания) в структуре самосознания личности; осознание как положительных, так и негативных характеристик своего этноса (или сформированность автостереотипа); принятие на личностном уровне психологических особенностей этноса; рефлексию по поводу личного участия в достижении положительной динамики и сохранении этнической культуры.

К прикладным аспектам мы относим положение о том, что в современной ситуации выпускник вуза должен обладать навыками межкультурной коммуникации. Современный образованный человек должен сочетать в себе планетарное, этнокультурное, социально-групповое и личностно-индивидуальное начало, стремиться к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыт для восприятия нового опыта, способен на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Попытка игнорировать, либо гипертрофировать любое из этих начал, в том числе и этнокультурное, может привести к деформации целостности личности и, как следствие, к нарушению формирования духовного облика человека. Этническое самосознание личности является важной составляющей ее самосознания в целом и одним из условий психического здоровья, целостности и гармоничного существования личности. Осознание своей этнической принадлежности помогает человеку адаптироваться к окружающему миру, ориентирует в нем, задает жизненные ценности, способствует познанию себя и этнического мира, дает ощущение психологической безопасности и стабильности. Сформированное этническое самосознание на уровне этнокультурного Я выступает одним из главных условий для развития чувства ответственности, гражданственности, патриотизма у современного образованного молодого человека.

Похожие диссертации на Актуализация этнокультурного Я в структуре самосознания личности студенческой молодежи в условиях учебной деятельности