Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Система музыкальных средств оптимизации функционального состояния человека : психофизиологический аспект Назарова, Карина Анатольевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Назарова, Карина Анатольевна. Система музыкальных средств оптимизации функционального состояния человека : психофизиологический аспект : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.03 / Назарова Карина Анатольевна; [Место защиты: Всерос. науч.-исслед. ин-т техн. эстетики].- Москва, 2013.- 197 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-19/1

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Психологические и психофизиологические особенности влияния музыки на функциональное состояние человека 18

1.1. Основные методологические подходы к изучению психофизиологии функциональных состояний 18

1.1.1. Определение функционального состояния с точки зрения психофизиологии 18

1.1.2. Системный подход в изучении психофизиологии функциональных состояний и их дифференциация 27

1.2. Диагностика функциональных состояний человека с точки зрения психологии 34

1.2.1. Описание видов функциональных состояний человека в психологическом аспекте 37

1.3. Особенности развития музыкальной психологии 44

1.3.1. Зарождение музыкальной психологии в античные времена 44

1.3.2. Мировоззрение мыслителей древних цивилизаций на воздействие музыки на человека 1.3.3. Изучение воздействия музыки на человека в Средние века 57

1.3.4. Становление музыкальной психологии как самостоятельной науки 64

1.3.5. Воззрения на проблему воздействия музыки на человека в 30-60-х годах XX века 68

1.4. Психологическая оценка музыкальных способностей 71

1.4.1. Формирование музыкальных способностей и их влияние на восприятие музыки 74

1.4.2. Основные особенности восприятия музыки 78

1.4.3. Особенности формирования структуры музыкального восприятия 83

1.5. Особенности влияния музыкальных средств на функциональное состояние человека 100

1.5.1. Влияние музыкальных средств на поведение человека 101

1.5.2. Влияние музыкальных средств на психофизиологические процессы во время восприятия музыки 106

Выводы по главе 1 109

Глава II. Методы исследования 111

2.1. Статистические исследования в области музыкальных предпочтений 111

2.2. Выявление значимых музыкальных средств для людей с различной типологией личности 117

2.3. Лабораторный эксперимент по выявлению воздействия музыки различных жанров и стилей на человека 120

2.4. Особенности восприятия популярной радио-музыки, прослушиваемой на рабочем месте 127

2.5. Комплексное исследование влияния функциональной музыки на функциональное состояние человека 131

Выводы по главе II 141

Глава III. Результаты исследования 142

3.1. Результаты субъективных оценок испытуемых (на примере крупного маркетингового агентства) 142

3.2. Результаты исследования, полученные при обработки вегетативных показателей 146

3.3. Результаты исследования, полученные при обработке результатов электроэнцефалограммы (ЭЭГ) 148

3.3.1. Анализ визуализации электроэнцефалограммы (ЭЭГ) и вызванных потенциалов 148

3.3.2. Результаты дисперсионного анализа повторными измерениями на зависимых выборках 151

Выводы по главе III 162

Заключение 164

Список литературы 170

Приложения 188

Введение к работе

Актуальность исследования.

Совершенствование управления трудовой деятельностью с позиций гуманизации процесса труда является актуальной проблемой современного Российского общества, что предполагает поиск новых эффективных средств его организации. Становится очевидным необходимость формирования такого профессионального пространства, при котором были созданы условия оптимального раскрытия субъектных и профессиональных качеств личности в процессе труда. Применение музыкальных средств в трудовой деятельности является одним из перспективных направлений ее оптимизации.

На сегодняшний день применение музыкальных средств воздействия на функциональное состояние человека находит широкое распространение в различных областях организации профессионального пространства. Область изучения воздействия музыкальных средств на функциональное состояние человека представлена широким спектром фактического материала, разнообразием авторских методик и теоретических подходов, однако для того, чтобы выйти на уровень проектирования воздействия (оптимизации) с помощью музыкальных средств, то есть решить психолого-эргономическую задачу, необходима не только систематизация диагностического материала, но и его корректная экспериментальная апробация.

Музыка в современных условиях становится максимально удобным средством оптимизации функциональных состояний человека. Использование функциональной музыки является одним из средств нивелирования последствий монотонного труда, снижения эмоционального напряжения, усталости и др. В связи с этим, «изучение воздействия музыки в психопрофилактической и коррекционной работе» (Леонова А.Б., 2007), является самостоятельным научным направлением исследований. Однако, применительно к эргономической проблематике, охватывающей вопросы изучения основных характеристик человека, его возможности и ограничения в различных условиях деятельности, средства звуковой стимуляции (музыкальное воздействие) в процессе трудовой деятельности в качестве предмета самостоятельного исследования ещё не выступали.

В эргономических исследованиях на данный момент не существует
научно обоснованной системы использования музыкальных средств в целях
оптимизации функционального состояния работающего человека с учётом
психофизиологических показателей и свойств личности. Учёт индивидуальных
особенностей повышает эффективность разрабатываемой и применяемой
функциональной музыки, музыкальных средств воздействия на
функциональное состояние человека, в интересах оптимизации

эмоционального состояния человека и гармонизации профессионального пространства, в конечном счете, повышения эффективности деятельности работающего человека.

Несмотря на имеющиеся по теме исследования публикации, эта проблема

не получила пока целостного и систематического научного анализа с позиций психологии труда: специального научного исследования, посвященного разработке и обоснованию системы музыкальных средств оптимизации функционального состояния человека, раскрытию ее психофизиологический аспекта не проводилось.

Все вышеизложенное определяет актуальность проблемы исследования
специфики оптимизации функционального состояния человека музыкальными
средствами, необходимость проведения психологического и

психофизиологического анализа воздействия музыкальных средств на функциональное состояние человека, а также разработки конкретных научно-обоснованных методических рекомендаций, направленных на оптимизацию функционального состояния работающего человека.

Степень разработанности научной проблемы. Поиск решения проблемы оптимизации функционального состояния человека, в том числе музыкальными средствами, осуществляется по нескольким направлениям.

Теоретической и методологической основой исследования послужилиОбщепсихологическая теория деятельности и личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), а также современные концептуальные подходы к изучению проблем профессионального становления и развития (В. А. Бодров, Л. Джуэлл, А.Н. Банковский, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.Б. Леонова, А.К. Маркова, Ю.К. Стрелков и др.).

Системный подход в исследовании жизнедеятельности, основные положения которого представлены в работах Зараковского Г.М., Зинченко В.Л., Ломова Б.Ф., Мунипова В.М., Цагарелли Ю.А.

Принципы психологического исследования профессиональной деятельности, разработанные Бодровым В.А., Зараковским Г.М., Львовым В.М., Магазанником В.Д. и др.

Системные исследования динамики функциональных состояний человека представлены в работах Ананьева Б.Г., Бехтерева В.М. Блиновой О.А., Белоусовой Л.С, Выготского Л.С, Гольдварг И.А., Готсиндер А.Л., Кадырова Р.Г., Кузьмина В.П., Кузнецовой Л.С, Леоновой А.Б., Ломова Б.Ф., Медушевского Б.В., Назайкинского Е.В., Небылицына В.Д., Носковой О.Г., Петрушина В.И., Теплова Б.М., Цагарелли Ю.А.; С. Bonhage, Т. Fritz, Р. Herrera, Arthur М. Jacobs, Koelsch S., S. Skouras, Mats B. Ktissner и др.

Психические состояния, уровень активации центральной нервной системы и, в частности, уровень эмоционального переживания при восприятии музыки исследовались Готсдинером А.Л., Ильиным Г.А., Князевой Т.С, Лебедевым А.Н., Рудневой С.Д., Тепловым Б.М., Цагарелли Ю.А.; H.Koneg, J.Kries, CSeashore, Szeghy E., Willems Е.и др. Здесь также необходимо отметить работы по исследованию психофизиологических предикторов восприятия музыкальных произведений, а именно: динамики когерентности ЭЭГ (Иваницкий A.M., Ильюченок И.Р.; Пасынкова Н.Р.; Русалова М.Н); консонансной и диссонансной музыки (Ananthanarayan, Bindelman); ритмов мозга и их изменения в зависимости от предъявляемого звукового стимула

(Park); а также анализ когерентных и спектральных показателей электроэнцефалограммы во время эмоционального переживания предъявляемого стимула (Павлов И.П.; Aftunas L.I.; Gemignanie; Hinrichs Н.;

MachleidtW.).

Описание и исследование функциональных состояний, их диагностика и коррекция представлена в научных трудах Агавелян B.C., Даниловой Н.Н., Дикой Л.Г., Леоновой А.Б., Мирошник Е.В., Наенко Н.И., Чайновой Л.Д. и др.

Подходы к решению задачи контроля, прогнозирования и оптимизации функционального состояния работающего человека представлены в работах Дикой Л.Г., Дмитриевой М.А., Забродина Ю.М., Леоновой А.Б., Мирошник Е.В., Медведева В.И., Чайновой Л.Д. и других.

В настоящем диссертационном исследовании предпринята попытка обосновать и разработать систему музыкальных средств оптимизации функционального состояния человека, определить стратегию исследования, позволяющего объективировать оптимальные паттерны музыки согласно индивидуально-типологическим особенностям субъекта.

Целью данного диссертационного исследования является обоснование и разработка системы музыкальных средств оптимизации функционального состояния человека.

Объектом исследования являются музыкальные средства,

обеспечивающие оптимизацию функционального состояния человека.

Предмет исследования: психофизиологические показатели,

характеризующие функциональное состояние человека, полученные в лабораторных и условиях реальной деятельности при воздействии музыкальных средств.

Гипотезы исследования:

Система музыкальных средств воздействия на функциональное состояние человека - это проектируемое упорядоченное множество взаимосвязанных музыкальных характеристик, обеспечивающих в комплексе устойчивые эффекты изменения функционального состояния человека, регистрируемые при помощи психофизиологических показателей.

Программа исследования воздействия системы музыкальных средств на функциональное состояние человека является корректным инструментом анализа воздействия и позволяет зафиксировать устойчивые эффекты изменения функциональных состояний человека на психологическом и психофизиологическом уровнях, оценить степень и характер воздействия.

Воздействие музыкальных средств на характер изменения психологических и психофизиологических показателей у испытуемых в соответствии коррелирует с типом высшей нервной деятельности, психотипом, музыкальными способностями и уровнем музыкального образования.

Задачи исследования: 1. Обобщить теоретические подходы к изучению проблемы оптимизации функционального состояния человека, определить сущностные характеристики и содержание понятия «система музыкальных средств

воздействия на функциональное состояние человека».

  1. Обосновать и разработать Программу исследования воздействия системы музыкальных средств на функциональное состояние человека.

  2. Определить состав психофизиологических параметров (ПФП), включая метод электроэнцефалографии (ЭЭГ), для установления объективных характеристик функционального состояния человека при воздействии на него различных музыкальных средств.

  3. Провести синхронную регистрацию вызванных потенциалов головного мозга, а также вегетативных показателей человека в процессе прослушивания предпочитаемой и индифферентной музыки для дальнейшей её корреляции с психическими и субъективными данными об испытуемых в целях определения степени оптимальности функционального состояния человека - функционального комфорта.

  4. Установить основные закономерности воздействия музыкальных средств на характер изменения психофизиологических показателей у испытуемых в соответствии с типом высшей нервной деятельности, психотипом, музыкальными способностями и уровнем музыкального образования.

  5. Подготовить методические рекомендации, направленные на оптимизацию функционального состояния человека с помощью музыкальных средств воздействия в соответствии с его типом высшей нервной деятельности, психотипом, музыкальными способностями и уровнем музыкального образования.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования
составляют общеметодологические подходы - системный, комплексный,
субъектный, деятельностный, эргономический; принципы исследования,

проводимые в области психологии труда; системный подход к исследованию
жизнедеятельности, профессиональной деятельности; принципы

исследования дополнительных средств оптимизации функционального состояния; концепция функционального комфорта; принципы дифференциальной психофизиологии.

Методы исследования:

В целях решения поставленных задач использовался комплекс методов, включающих теоретический анализ, интерпретацию и обобщение научных данных по теме исследования.

Для выявления особенностей воздействия музыкальных средств на функциональное состояние человека, на первом этапе были использованы следующие эмпирические методы: лабораторный и констатирующий эксперимент, включённое наблюдение, тестирование, опрос, анкетирование, метод регистрации психофизиологических показателей, когерентный и спектральный анализ вызванных потенциалов головного мозга, топографическое картирование, обработка вегетативных показателей при помощи программы "Энцефалан".

При обработке результатов использовались следующие методы обработки результатов: при помощи программы STATISTICA 8.0 производилось

вычисление средних значений, корреляционный анализ (Стьюдента, Пирсона), вычисление процентных отношений, многофакторный дисперсионный анализ ANOVA с повторными измерениями. Этапы исследования:

  1. Аналитико-методологический этап (2011-2013г.) - осуществление анализа разработанности проблемы в научной литературе, изучение степени её актуальности для науки и практики, определение понятийного аппарата.

  2. Эмпирический этап (2011-2013г.) - проведение комплексного экспериментального исследования в лабораторных и реальных.

  3. Обобщающий этап (2012-2013г.) - обработка, анализ и обобщение полученных результатов исследования.

Надежность и достоверность результатов данного диссертационного исследования обеспечивается его теоретическим и методологическим обоснованием, применением комплексной программы исследования при изучении выбранной психолого-эргономической проблемы, определением диагностических методик для выявления закономерностей исследования психоэмоциональных состояний в лабораторных и реальных условиях, практической достоверностью, применением математических методов обработки и анализа результатов исследования, а также статистической значимостью полученных эмпирических данных.

Эмпирическая база исследования: в эксперименте, направленном на исследование доминирующих музыкальных характеристик в зависимости от психотипа личности, приняло участие 216 человек.

В исследовании, касающемся комплексного психофизиологического социально-психологического анализа влияния субъективно-предпочитаемой и общепринятой функциональной музыки в процессе трудовой деятельности, приняло участие 46 человек.

В социальном опросе, касающемся эмоционального музыкального предпочтения, приняло участие 2300 человек.

Совокупная выборка: N=2562.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

С точки зрения эргономического подхода и концепции функционального комфорта были проанализированы средства оптимизации функционального состояния человека.

Уточнено содержание понятий «система музыкальных средств воздействия на функциональное состояние человека», «функциональная музыка», «музыкальные средства», определены сущностные характеристики исследуемых понятий.

Система музыкальных средств воздействия на функциональное состояние человека может быть представлена как проектируемое упорядоченное множество взаимосвязанных музыкальных характеристик (Мелодия, Ритмика, Контекст, Ассоциативный ряд и другие), обеспечивающих в комплексе устойчивые эффекты изменения функционального состояния человека.

регистрируемые при помощи психофизиологических показателей.

Доказательно представлено, что музыкальные средства являются мощным способом воздействия на функциональное состояние человека и способны оптимизировать данное состояние (вызвать устойчивый фиксированный эффект). Проведённое исследование в области музыкальных предпочтений современного человека выявило, что между профессиональными музыкантами и пассивными слушателями существуют значимые различия в отношении к основным существующим жанрам. Было установлено, что наиболее значимыми критериями в оценке музыки для всех типологий личности являются: Мелодия, Ритмика, Контекст и Ассоциативный ряд. Были найдены закономерности оценки музыкальных критериев в зависимости от психотипа личности.

Разработана, обоснована Программа исследования воздействия системы музыкальных средств на функциональное состояние человека, включающая в себя следующие этапы: 1. На основании экспертных оценок определение экспериментального музыкального материала; 2. Входная диагностика испытуемых, направленная на выявление общих и психометрических данных (тип нервной системы, психотип, выявление музыкальных предпочтений и музыкальных способностей субъекта; уровень музыкального образования); 3. Синхронная регистрация психофизиологических показателей при предъявлении экспериментального музыкального материала; 4. Корреляция субъективных оценок испытуемых с полученными психофизиологическими показателями; 5. Определение путей оптимизации (проектирование) функционального состояния испытуемого (достижения им функционального комфорта) при помощи музыкальных средств; 6. Подготовка методических рекомендаций.

Разработана авторская методика оценки музыкальных способностей и музыкальных предпочтений человека.

Определен состав психофизиологических параметров (ПФП), включая метод электроэнцефалографии (ЭЭГ), для установления объективных характеристик функционального состояния человека при воздействии на него различных музыкальных средств. Использование ЭЭГ, как компонента полиэффекторного метода регистрации психофизиологических показателей (ПФП) для определения объективных характеристик функционального состояния человека на примере восприятия им различных музыкальных произведений, оказалось достаточно эффективным. В данной экспериментальной работе это проявилось при выявлении психофизиологических особенностей индивида, его личностных характеристик и типа высшей нервной деятельности. Метод синхронной регистрации вегетативных показателей и спектральной активности головного мозга при оценке воздействия музыкальных средств на функциональное состояние человека, позволил установить объективные характеристики индивидуального восприятия музыки на субъективном уровне, в зависимости от психотипа испытуемого.

Установлены основные закономерности воздействия музыкальных средств на характер изменения психофизиологических показателей у испытуемых в соответствии с типом высшей нервной деятельности, психотипом, музыкальными способностями и уровнем музыкального образования.

Выявлены особенности изменения психофизиологических показателей при воздействии на субъекта музыкальных средств в виде общепринятых паттернов функциональной музыки и музыки субъективно предпочитаемой.

Подготовлены методические рекомендации, направленные на оптимизацию функционального состояния человека с помощью музыкальных средств воздействия в соответствии с его типом высшей нервной деятельности, психотипом, музыкальными способностями и уровнем музыкального образования.

Личный вклад соискателя заключается в активном непосредственном участии на всех этапах научного исследования: осуществление анализа проблемы в научной литературе, изучении степени её актуальности, определении понятийного аппарата. На эмпирическом этапе исследования произведена разработка методического инструментария, который обеспечивает подтверждение исследовательских гипотез и уточняет содержательные характеристики модели; на данном этапе лично автором проведен сбор экспериментальных данных, обработка, анализ, обобщение и интерпретация результатов исследования; подготовлены научные публикации по выполненной работе, оформлено диссертационное исследование.

Теоретическая и практическая значимость:

Данное исследование выявило существование закономерностей индивидуальных реакций человека, в том числе и психофизиологических, на музыкальную стимуляцию, с учётом множества факторов, связанных с адаптацией и привыканием к часто воспринимаемой музыке, социальным положением, субъективным мнением, индивидуально-типологическими характеристиками человека. Полученный материал представляет теоретическую значимость в таких научных областях как психология, психофизиология, эргономика, акмеология и др.

Практическое значение работы заключается в возможности использования основных положений и выводов проведенного исследования в качестве новых инструментов оптимизации функционального состояния человека, гармонизации профессионального пространства, повышения эффективности труда.

Программа исследования воздействия системы музыкальных средств на функциональное состояние человека,

Применение Программы исследования воздействия системы музыкальных средств на функциональное состояние человека, позволяет осуществить многоуровневый анализ воздействия на функциональное состояние человека, с позиций научного анализа прогнозировать и проектировать устойчивые эффекты изменений функционального состояния

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования.

Доклады по данной тематике были представлены на X Всероссийском совещании-семинаре "Инженерно-физические проблемы новой техники", 2011 г.; XII Всероссийской научно-технической конференции "Состояние и проблемы измерения", 2013 г.; на IX Международном Междисциплинарном конгрессе "Нейронаука для медицины и психологии",2013г.; на X и XI Международной Выставке "Музыка-Москва", на Международной Музыкальной Выставке "NAMM Musikmesse Russia", 2012-2013 г.

Лекции по тематике диссертационной работы были прочитаны в Московском Университете Дизайна и Технологий 2013 г.; в Институте социальной инженерии, 2013 г.; Институте Психотерапии и Клинической психологии, 2013 г.; в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 2012-2013 г.п; Российской Медицинской Академии, 2013 г.

Разработанная методика была внедрена и апробирована в компании "IntelligentEmails" (2013 г.), digital-агенстве "Grape" (2013 г.), инженерной компании "Новый город и Ко" (2013 г.). Данная методика также реализуется на базе музыкально-досугового центра для взрослых "Муз-Класс" на территории БЦ "Омега-Плаза" (2011-2013 г.п). Практическое внедрение методики, кроме того, осуществляется в трёх фирмах.

Также, результаты исследования представлены и обсуждены на семинарах в лабораториях Психофизиологии им. Швыркова В.Б., ИП РАН; Высшей нервной деятельности ВНД РАН; Психофизиологии МГУ им. М.В.Ломоносова, на научных конференциях ФГБНУ ВНИИТЭ (2012-2013 г.п)

Положения, выносимые на защиту:

  1. Система музыкальных средств воздействия на функциональное состояние человека может быть представлена как проектируемое упорядоченное множество взаимосвязанных музыкальных характеристик (Мелодия, Ритмика, Контекст, Ассоциативный ряд и другие), обеспечивающих в комплексе устойчивые эффекты изменения функционального состояния человека, регистрируемые при помощи психофизиологических показателей.

  2. Программа исследования воздействия системы музыкальных средств на функциональное состояние человека, включающая в себя следующие этапы: 1. На основании экспертных оценок определение экспериментального музыкального материала; 2. Входная диагностика испытуемых, направленная на выявление общих и психометрических данных (тип нервной системы, психотип, выявление музыкальных предпочтений и музыкальных способностей субъекта; уровень музыкального образования); 3. Синхронная регистрация психофизиологических показателей при предъявлении экспериментального музыкального материала; 4. Корреляция субъективных оценок испытуемых с полученными психофизиологическими показателями; 5. Определение путей оптимизации (проектирование) функционального состояния испытуемого (достижения им функционального комфорта) при помощи музыкальных средств; 6. Подготовка методических рекомендаций, - является корректным инструментом анализа воздействия и

позволяет зафиксировать устойчивые эффекты изменения функциональных состояний человека на психологическом и психофизиологическом уровнях, оценить степень и характер воздействия.

  1. Применяемый в диссертационном исследовании состав психофизиологических показателей способен дать объективную характеристику функционального состояния человека во время воздействия на него различных музыкальных средств. Психофизиологические параметры (ПФП), включая метод электроэнцефалографии (ЭЭГ), являются валидным и объективным инструментом оценки воздействия музыкальных средств на функциональное состояние человека, позволяющим фиксировать устойчивый эффект воздействия.

  2. Установлены основные закономерности воздействия музыкальных средств на характер изменения психофизиологических показателей у испытуемых в соответствии с типом высшей нервной деятельности, психотипом, музыкальными способностями и уровнем музыкального образования.

  3. Разработанная Программа исследования воздействия системы музыкальных средств на функциональное состояние человека может быть рекомендована для оценки динамики функционального состояния человека и его оптимизации.

Структура диссертации определяется задачами и логикой исследования и состоит из введения, трёх глав и заключения, списка литературы и приложений.

Определение функционального состояния с точки зрения психофизиологии

Понятие функционального состояния определяется сферой изучения данной проблематики, в которую входят такие дисциплины и разделы наук как эргономика, психология, психофизиология, инженерные науки и пр. Человек постоянно находится в решении мотивационно-целевых задач. В любом виде деятельности человека, направленной на выполнение трудовых задач, функциональное состояние является индикатором успешности и эффективности труда, который может быть представлен в виде творческой, интеллектуальной или физической деятельности.

Известно, что рациональный контроль и управление собственным функциональным состоянием позволяет обходить стороной ряд трудностей, связанных с застоем деятельности субъекта и позволяет оптимизировать рабочий процесс. Также, во время формирования нормированного графика трудовой деятельности, в который должны входить и смена деятельности, и смена психоэмоциональных нагрузок, важно знать и учитывать особенности появления функциональных состояний и принципов его регуляции, чётко понимать значение данного состояния.

В распространённых научно-исследовательских практиках понятие функционального состояния представлено как фоновая активность во время определённой деятельности нервных центров. Некоторые научные школы данное определение также подкрепляют особенностями нервных тканей, которые регулируют лабильность, возбудимость и реактивность нервной системы.

Исследования Павлова И.П. показали взаимосвязь функциональных состояний с активностью коры больших полушарий. Купалов П.С. в своих исследованиях заметил, что функциональное состояние опосредовано ещё и изменением лабильности и реактивности головного мозга. Зимкина A.M. давала оценку функционального состояния посредством изучения интегральной оценки возбудимости, лабильности и реактивности нервной системы.

Рассматривая более подробно значение функционального состояния, стоит разделить его далее на два подхода: физиологический и психологический.

С точки зрения психофизиологии, функциональное состояние человека определяется как фоновая активность центральной нервной системы. Существует ряд методик, при помощи которых регистрируются физиологические показатели функционального состояния.

Одним из методов определения функционального состояния является электроэнцефалография, регистрация которой осуществляется с поверхности головы с целью выявления суммарной электрической активности головного мозга. Современный энцефалограф является достаточно портативным и функциональным измерительным инструментом, что позволяет использовать его в экспериментах, проводимых в реальных (полевых) условиях.

Энцефалограф позволяет проводить многоканальную запись электрической активности с различных областей коры головного мозга при помощи серебряных электродов, фиксирующихся при помощи специального шлема. В данном диссертационном исследовании использовалась стандартная схема наложения электродов 10-20. С целью получения разности потенциалов между двумя электродами, на мочки уха крепятся референтные электроды и один заземляющий электрод в лобной зоне. При помощи метода электроэнцефалографии регистрируется межполярная разность потенциалов в разных частотных диапазонах: дельта-ритм (0-2 Гц), тета-ритм (2-8 Гц), альфа-ритм (8-13 Гц), бета-ритм (13-30 Гц), гамма-ритм (больше 30 Гц). Функциональные различия выше перечисленных частотных диапазонов заключаются в разности амлитуд кривой и их топографическом картировании. В настоящее время, анализ электроэнцефалограммы осуществляется при помощи компьютерных методов диагностики ЭЭГ, которые способны выявить когерентность и спектральную мощность сигналов по всем частотным диапазонам. Сходство биоритмических кривых является показателем взаимодействия в функционировании нескольких зон головного мозга во время той или иной деятельности субъекта.

Метод вызванных потенциалов также является способом выявления суммарной биоэлектрической активности мозга, которая может быть представлена ввиде реакции, возникающей в ответ на внешнее воздействие. Данный метод отражает качественные изменения функциональной активности коры по всем областям мозга, которые отвечают за переработку поступившей информации. При исследовании особенностей восприятия, рассматривается латентный период, а также мощность амплитудных колебаний.

При изучении связанных с событиями потенциалов (ССП), являющихся вызванными потенциалами (ВП) в процессе решения когнитивных задач, применяется метод разностных кривых и метод главных компонент. Доминирующая выраженность конкретных компонентов позволяет выявить наличие их связи с предложенной задачей.

При помощи топографического картирования полученных ЭЭГ показателей, возможно провести визуальный анализ активности головного мозга. Топографическое картирование отображает активность мозговых ритмов по всем регистрируемым отведениям. Данный метод визуальной обработки результатов ЭЭГ характеризует функциональность головного мозга в определённой ситуации. При регистрации функционального состояния человека также важно учитывать и показатели вегетативных функций организма, измерение которых представляет собой метод регистрации неспецифических изменений функционального состояния центральной нервной системы. [44]

Регистрация вегетативных функций осуществляется по ряду ниже рассмотренных показателей. Кожно-гальваническая реакция представляет собой биоэлектрический потенциал, снятый с поверхности кожи с помощью электродов. Активность потовых желез выявляет уровень подкожного импеданса. Изменение биоэлектрического кожного потенциала осуществляется за счёт работы неспецифической системы головного мозга, осуществляемой ретикулярной формацией ствола головного мозга. Показатель кожно-гальванической реакции напрямую отражает уровень эмоционального реагирования субъекта, состояние напряженности и тревоги, также является одним из основных физиологических показателей функционального состояния человека.

Функциональные изменения активности головного мозга обеспечиваются метаболическим процессом и нуждаются в интенсивном газообмене, что вызывает усиленное кровообращение. Соответственно, показатели сердечно сосудистой деятельности способны определить изменения функциональной активности центральной нервной системы. При помощи метода электрокардиографии можно установить частоту сердечных сокращений и её стабильность как функциональный показатель функциональной активности головного мозга.

Метод плетизмографии выявляет изменения давления в переферических сосудах и основывается на регистрации объёма крови, поступающего, как правило, к пальцам верхних конечностей. Существуют тонические и фазические типы изменения объёма крови. Тонический тип определяет общие изменения поступающего объёма крови. Фазические изменения определяются посредством выявления изменений пульсового объёма крови за один период сердечного сокращения. Показатели плетизмограммы регистрируют вегетативные изменения психических реакций.

Функциональная активность головного мозга характеризуется различными процессами, протекающими в центральной нервной системе. Тоническая составляющая данных процессов отражают их функциональную длительность в нейронных структурах, нервных тканях, в головном мозге в целом.

Один из подходов регистрации функционального состояния головного мозга заключается в исследовании ряда показателей, которые отражают регуляцию вегетативных функций в центральных процессах. Здесь регистрируются показатели гемодинамической регуляции: артериальное давление, минутный и ударный объём крови, сердечный ритм. Симпатическое влияние, регулирующее гемодинамику обеспечивает мобилизацию во время деятельности человека. Парасимпатическая регуляция обеспечивает противоположное действие.

Соотношение симпатической и парасимпатической реакции обеспечивает качественную характеристику функционального состояния организма человека. Методом электроэнцефалографии были установлены показатели, характеризирующие дисперсию функциональных состояний: от состояния сна до активного бодрствования.

Стадии сна представляют собой неоднородный многоплановый функционально значимый процесс. От вида сна (медленный, парадоксальный), его выраженности и его продолжительности зависит работоспособность человека, качество умственной, трудовой и эмоциональной деятельности субъекта. Нарушение сна, либо бессонница приводят к сенсорной депривации, повышается уровень раздражительности.

Одним из видов функционального состояния является состояние спокойного бодрствования - альфа-ритм в диапазоне 8-13 Гц. Данный ритм проявляется в состоянии спокойствия при закрытых глазах. При открытых глазах альфа-ритм блокируется. Специфика альфа-ритма заключается в пространственно-временной ритмичной организации в коре полушарий, которые обуславливаются наличием фазовых устойчивых сдвигов. По каждому фазовому циклу альфа-ритма можно выявить специфические различия активации.

Особенности формирования структуры музыкального восприятия

Существует несколько отраслей музыкальной психологии, которые изучают определённые процессы восприятия музыки. Поиск самого глубинного восприятия - основной вопрос музыкальной науки.

Также следует дифференцировать понятия восприятия музыки и музыкального восприятия. Восприятие музыки подразумевает под собой процесс, который позволяет сформировывать образ при прослушивании музыки. Музыкальное восприятие же подразумевается сама специфика восприятия, при построении которого главную роль играет музыкальный опыт, который сформировался на данный момент времени у человека.

В сфере изучения психологических свойств человека разработан комплекс подходов, касающихся исследований музыкального восприятия. Восприятием музыкального интонирования, рассматриваемого в качестве смысловой музыкальной основы занимались Гиппенрейтер Ю.Б., Асафьев Б.В., Леонтьев А.Н., Морозов В.П., Назайкинский Е.В., Андреев А.В., Овчинникова Б.А. и др. Восприятием структуры музыкального и художественного произведения занимались также Назайкинский Е.В., Выготский Л.С, Касслер М., Фукс В., Моль А. и пр.

Иерархические уровни музыкального восприятия и их механическое взаимодействие исследовали Асафьев Б.В., Выготский Л.С.

В качестве целостного художественного образа восприятие музыкального произведения рассматривали Назайкинский Е.В., Медушевский В.В., Сумина Т.И., Ражнов В.Г.

Музыкальное восприятие в качестве музыкального языка и семиотического объекта, где фокус внимания падает на коммуникативную природу музыки, исследовали Басин Я., Медушевский В.В., Тараева Г.Р., Арановский М.Г., Лукьянов В., Swain J.Р.

Специфику информации, которую заключает в себе музыка изучали Иванченко Г.В., E. Coons, D. Kraehenbuehl, J. M. Mandler, L. B. Meyer, R. Pinkerton.

В контексте психических свойств личности восприятие музыки рассматривали Нагибина Н.Л., Адорно Т., Иванченко Г.В., Вельд Г., Страчеус М.С., Мисьяк Т. и др.

Слуховая музыкальная деятельность производит свои механизмы на следующих уровнях: перцептивном, который связан с восприятием музыкальной композиции и апперцептивным, который связан с представлениями, связанными с прослушиванием музыки.

Полноценный целостный образ музыки можно сформировать только посредством многократного восприятия музыкального паттерна. Методом многоразового прослушивания осуществляется совершенствование координации слуховой деятельности.

Во время первичного прослушивания, слуховая деятельность проходит ориентировочное действие и выделение отдельных определённых моментов. Во время повторного восприятия, в процессе восприятия доминируют такие операции как ожидание и предвосхищение музыкальных моментов, которые отобразились во время предыдущих прослушиваний, включается прогнозирование. Человек начинает сопоставлять прослушиваемый материал с предыдущим прослушиванием и со сложившимися сенсорными представлениями и эталонами. На данной стадии наблюдается свертывание музыкальных факторов, которые были освоены ранее. Таким образом, при последующем прослушивании и последующем восприятии происходит озарение при помощи глубокого анализа посредством синтеза рационального и логического усвоения музыки, а также достижение эмоционального переживания, которое строится на формировании фотизмов и эмоционального смысла, которым наполняет субъект данную музыкальную композицию.

Остроменский В.Д. выявил структуру изменения динамики восприятия музыкальных паттернов, апробация которой проходила на детях школьного возраста. Но данная выборка не позволяет судить объективно о всех возрастных группах. И суть этого вывода заключается в том, что возрастные, профессиональные и интеллектуальные факторы имеют значительный вес на формирование музыкального восприятия. Например, профессиональный музыкант способен сформировать полное представление о предъявляемом паттерне музыки за единичное прослушивание; пассивному слушателю понадобится многократное прослушивание для восприятия музыкальных форм, которые содержит определённая композиция.

Исследования Теплова В.М. [161], Готсдинера А.Л. [176,177,178] и Назайкинского [181,182,183], направлены на изучение стадий развития восприятия музыкального у людей в раннем возрасте. Значительную роль сыграла методика Остроменского В.Д., касающаяся процессов и стадий восприятия, которая имеет под собой обширную эмпирическую базу. К данной методике прибегает большинство российских ученых-исследователей.

Сохор А.Н. [185] выделяет несколько стадий восприятия музыки:

- стадия зарождения интереса к музыкальной композиции, которую только предстоит воспринимать посредством прослушивания, возникновение установки на перцептивное воприятие данной композиции;

- стадия прослушивания композиции;

- стадия восприятия, переживания и формирование понимания данной композиции;

- стадия оценки и интерпретации музыкальной композиции.

Данные стадии разграничены условно, они могут идти не последовательно, соединятся в одну стадию. Зачастую такие факторы как оценка, переживание и понимание происходят одни процессом.

Готовность к восприятию и формирование данной установки играет значительную роль в изучении музыкального восприятия во многих научных исследованиях. Установка имеет колоссальную роль, так как формирует субъективное отношение к будущему прослушиванию и создаёт контекст прослушивания, способствует определённому настроению восприятия, и факт ожидания может существенно изменить субъективное отношение к музыкальной композиции. В случае, если музыка не предвосхищает ожиданий человека, на данный паттерн музыки накладывается негативный фактор восприятия и данная композиция уже не будет оценена объективно с музыкальной стороны, по наличию музыкальных форм и музыкальных характеристик. Если человек заранее не создаёт образ музыки, любой паттер имеет фактор неожиданности и фактор интересности композиции возрастает в несколько раз. Таким образом, факт предвосхищения является первым и важным фактором музыкального восприятия.

Также важен факт условий восприятия музыки, принцип её воспроизведения. Происходит ли это неожиданно посредством её ротации по радио или телевиденью, либо это намеренное прослушивание посредством персональных средств прослушивания музыки. Крайне важен носитель, с которого воспроизводится музыка: наушники, компьютерные колонки, студийные мониторы, живой концерт, либо громкое прослушивание соседом музыки. Немаловажен и факт социального окружения во время прослушивания музыки: находится ли человек один в спокойствии, либо это друзья, имеющие схожие с тобой музыкальные предпочтения. Человека могут окружать и люди, которые не полярным образом оценивают прослушиваемую композицию. Зачастую, субъект может быть наделён чувством страха во время прослушивания, если музыка не соединяет его с обществом, а наоборот локализирует его. Прослушиваемая музыка также может быть наделена элементами, которые не соответствуют нормам морали определённого субъекта или не соответствовать настроению и функциональному состоянию слушателя, уровню возбуждения или торможения нервной системы, сложившимся на данный момент времени воззрению и пр.

Различные взгляды на музыку имеют композитор, музыковед и исполнитель. Как правило, музыковед имеет критическую форму мышления и оценки музыкального материала; композитор даёт более доскональную и вовлечённую оценку; исполнитель - более практическую и творческую. Социальная принадлежность к тому или иному слою, иерархии, положению и локализации оказывает также большое значение в восприятии музыки. Люди, зарабатывающие собственным трудом материальные блага и люди, получающие эти блага без затрат собственных ресурсов, также отличаются в восприятии музыки. Последние более раскрепощены и не обладают тем набором трудностей, чем люди, зарабатывающие своим трудом. Данное спокойствие распространяется на всю их жизнедеятельность и в том числе, на восприятие музыки. Есть ещё масса социально-психологических аспектов, которые рассматривали исследователи при изучении музыкального восприятия. Место, в котором ты родился, в котором ты живёшь, и общество, которое тебя окружает, являются явным показателем твоих предпочтений и взглядов. Человек тяготеет к общественному мнению и зачастую подсознательно боится ему не соответствовать, скрывая собственные желания и предпочтения. В современном мире, человеку может даже грозить опасность, в случае, если его музыкальные предпочтения не соответствуют предпочтениям окружающего социума. Известно немало случаев, когда школьники устраивали расправу над своими сверстниками из-за различия в музыкальных предпочтениях. Такие факты заставляют людей поддаваться мнению сильной социальной группы и вместе с предпочтениями, менять собственное воззрение.

Индивидуально-типологические характеристики являются, пожалуй, основными в изучении психологического восприятия музыки. Анализируя дифференцированную психологию, мы можем судить о том, что уровень восприятия и реакции на прослушиваемую композицию у экстравертивного и интровертивного человека будет существенно отличаться. Последний будет реагировать гораздо сильнее на паттерны музыки, оставляя полученное переживание при восприятии глубоко в себе. Экстравертивный человек полученные ощущения немедленно выразит в вербальной и невербальной речи, поделившись мнением с окружающим социумом, что непременно создаст ему новый эмоциональный фон.

Лабораторный эксперимент по выявлению воздействия музыки различных жанров и стилей на человека

Данный эксперимент направлен на исследование влияния музыки различных жанров и стилей на психологическое, психофизиологическое и функциональное состояния человека в зависимости от индивидуально-типологических характеристик личности и музыкальных предпочтений человека. В ходе эксперимента фиксировались психофизиологическая реакция испытуемого на различные паттерны музыкальных фрагментов и их субъективная оценка.

В связи с проблемами социальной и психологической нестабильности, а также воздействия ряда негативных факторов, влияющих на физиологической и психической здоровье человека, современному обществу необходимо найти средства оптимизации своего состояния. Благодаря современному развитию технических средств, музыка становится максимально удобным средством для нормализации функционального состояния человека. Данное исследование поможет правильно выбирать из неограниченного множества вариантов музыку, способствующую оптимизации функционального состояния (ФС) человека, исходя из его индивидуально-типологических, психологических, физиологических и мировоззренческих особенностей.

Испытуемым предлагалось прослушать музыкальную программу, состоящую из различных обработок «Лунной сонаты». Сохраняя лейтмотив сонаты, стилевая направленность аккомпанемента периодически изменялась.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что различные музыкальные жанры и направления будут оказывать неоднородное влияние на человека, и могут постоянно изменяться, исходя из индивидуально-типологических и психологических различий, уровня образования, места обитания, музыкальных предпочтений и мировоззренческих взглядов личности. Также мы предполагаем, что повышение культурного уровня человека посредством музыкального воспитания может способствовать изменению музыкального вкуса и изменения субъективного отношения, развитие благоприятного отношения к высокохудожественным произведениям, которые благотворно влияют на наш организм и способствуют улучшению психического и функционального состояния.

Целью нашей работы являлось установление связей между функциональным состоянием человека, в частности, в процессе трудовой деятельности и жизнедеятельности с учётом внешних факторов воздействия на него различных музыкальных произведений. Наша задача заключается в поиске максимально удобного по применению средства для восстановления функционального состояния человека во время трудовой деятельности в зависимости от его дисфункций.

Современная наука в рамках музыкальной психологии открывает всё больше вопросов, которые на данный момент является не изученными, либо остаются без внимания. Также многие исследования рождают новые аномалии, которые нельзя назвать научным достоверным знанием. Мы попытаемся отойти от субъективных взглядов и найти объективные закономерности влияния музыкально-эстетических факторов на психофизиологическое, эмоциональное и функциональное состояние человека.

Одним из основных критериев восприятия музыки человеком является его эмоциональное состояние, обусловленное спецификой музыкального произведения и формирующимися у него музыкальными предпочтениями. Не маловажное значение в оценке слушателем музыкального произведения имеет субъективная эстетическая оценка произведения; контекст, который подсознательно влияет на предпочтение субъекта, а также целый ряд составляющих, которые мы далее рассмотрим более подробно. Проведенные нами социальные эксперименты по выявлению музыкальных предпочтений в современном обществе показали низкий коэффициент развития музыкально-эстетического восприятия в современном российском обществе. А музыка развивает эстетические и нравственные стороны личности с раннего детства. «Мы - то, что мы слушаем».

На первом этапе испытуемым предлагалось прослушать музыкальную программу, состоящую из различных обработок «Лунной сонаты». Сохраняя лейтмотив сонаты, стилевая направленность аккомпанемента периодически изменялась.

Музыкальная программа «Лунная соната» со звуками природы «Лунная соната» trance обработка «Лунная соната» hip-hop обработка «Лунная соната» elecrtopop обработка «Лунная соната» rock-metal обработка «Лунная соната» в исполнении симфонического оркестра

В эксперименте приняло участие 68 человек в возрасте 18-30 лет. Перед началом психофизиологического исследования фиксировались основные сведения об испытуемом: пол, возраст, образование, музыкальное образование.

Далее испытуемые проходили тестирование, которое осуществлялось при помощи основных и вспомогательных тестов. Применялся Тест Кейрси - тест на определение типа личности по классификации Девида Кейрси (Кирси), построенной на основе работ К.Г. Юнга и И. Майерс-Бриггс. Профиль личности определяется на основании показателей по четырем биполярным шкалам: экстраверсия - интроверсия, логика - чувства, сенсорика - интуиция, оценка -восприятие (планирование - импульсивность). Данный опросник создан для изучения личностных характеристик и типичных способов поведения. Таким образом, мы устанавливаем психотип личности испытуемого.

Далее выявлялись музыкальные предпочтения испытуемого по эмоциональному настрою. При этом использовался специально разработанный опросник сотрудниками ВНИИТЭ для данного эксперимента. Данный опросник состоял из вопросов со свободным ответом, в котором выяснялось, какие паттерны музыки вызывают у испытуемого те или иные эмоции.

Затем регистрировалось отношение испытуемого ко всем существующим музыкальным стилям и жанрам (около 800 позиций), определялась музыкальная развитость и осведомлённость испытуемых. Из всех существующих музыкальных жанров и стилей, испытуемый должен был отметить те, с которыми он ознакомлен, и оценить их положительно либо отрицательно.

На втором этапе проводили комплексное психофизиологическое исследование при помощи полинейрографа «знцефалані31-03», с регистрацией электроэнцефалограммы ЭЭГ (по отведениям Cz-A2 центральное отведение (на вертексе); Oz-A2 окципитальное отведение, А1-А2, A1-N) - мощность альфа/бета ритма; электроокулограмма (ЭОГ) - при помощи данного отведения мы контролируем чистоту эксперимента (во время проведения эксперимента, глаза у испытуемого должны быть закрыты); пневмограмма (РД) - частота и интенсивность дыхания, кожно-гальваническая реакция (КГР) - амплитуда и количество пиков за промежуток записи; электрокардиограмма (ЭКГ) - частота и интенсивность сердечных сокращений.

Съём данных проводился по следующей программе: фиксировалось фоновое состояние испытуемых по психофизиологическим показателям, затем предъявлялась музыкальная программа в nature, trance, hip-hop, electropop, rock-metal и sympho обработках. После окончания психофизиологического эксперимента испытуемым было предложено оценить прослушанные музыкальные фрагменты и распределить их по предпочтениям: начиная с наименее и заканчивая наиболее предпочитаемыми отрывками.

Все полученные данные заносились в специальную таблицу для установления и выведения закономерностей влияния различных жанров и стилей на физиологические показатели. В таблице фиксировались следующие данные, полученные в процессе эксперимента:

- личные данные испытуемого: пол, возраст, образование, уровень музыкального образования, психотип личности;

- психофизиологические показатели: ЭКГ (уд./мин.); ЭЭГ (альфа-индекс, бета-индекс); КГР (мкВ); РД (кол./мин.);

- субъективная оценка испытуемого: музыкальные предпочтения и отвержения; оценка экспериментальных паттернов музыки.

Определялся коэффициент корреляции (коэффициент корреляции Пирсона) между полученными психофизиологическими данными и субъективной оценкой испытуемого экспериментальной музыкальной программы по всем вышеперечисленным психофизиологическим показателям. Затем определялся коэффициент коррреляции между субъективными данными и психотипом испытуемого.

Результаты данного исследования выявили следующее: при прослушивании знакомых субъективно приятных композиций, не взирая на её жанр, испытуемые находятся в определённом вегетативном тонусе по показателям ЭКГ, КГР, ЭОГ, РД. Данная закономерность прослеживается как у людей, являющихся пассивными слушателями, так и у людей, имеющих специальное музыкальное образование. Активность альфа- и бета-волн изменялась в зависимости от эмоциональной составляющей композиции.

При прослушивании субъективно неприятной музыки, пассивный слушатель испытывал сильный дискомфорт. Показания ЭКГ свидетельствовали об увеличении частоты сердечных сокращений наличии аритмии; показания КГР периодически выявляли возрастающий уровень подкожного импеданса, который осуществляется за счёт работы неспецифической системы головного мозга, осуществляемой ретикулярной формацией ствола головного мозга. Показатель кожно-гальванической реакции напрямую отражает уровень эмоционального реагирования субъекта, состояние напряженности и тревоги, также является одним из основных физиологических показателей функционального состояния человека. У большинства испытуемых по показателям ЭОГ зарегистрировано большое количество саккад и морганий, что свидетельствует о психоэмоциональном напряжении во время прослушивания музыки, а также повышенной бета-активности во время прослушивания.

Результаты дисперсионного анализа повторными измерениями на зависимых выборках

С учётом найденных тенденций в предыдущем разделе, а также при наличии различных психологических и психофизиологических факторов, взаимодействующих в нашем исследовании, нами был проведён многофакторный дисперсионный анализ ANOVA для выявления возможных закономерностей между различными зависимыми выборками. Сравнение абсолютных значений спектральной мощности ЭЭГ по условию музыканты - не музыканты

Для расчёта дисперсионного анализа по данным условиям были взяты полученные данные абсолютных значений спектральной мощности по функциональной пробе: прослушивание общепринятого паттерна функциональной музыки, направленного на снятие усталости.

На графике синим цветом обозначена выборка музыкантов, красным цветов -выборка пассивных слушателей. Преобладание данного частотного диапазона говорит о физиологическом покое человека, т.к. Тета является медленным ритмом, который направлен на достижение состояния глубокого расслабления, оптимизации физического и "душевного" состояния, а также регулирует эмоции человека. Из графика видно, что у группы музыкантов преобладает вызванная активность по отведениям: ТЗ, Т4, F7 ,F8. Отведения ТЗ, Т4 находятся в височной области и отвечают за логическую вербальную память, а также формирование и хранение фонологической обработки слуха.

Отведения F7, F8 отвечают за познавательную, а также эндогенную регуляцию настроения.

На диапазоне Тета-2 медленных колебаний значимое различие имеют отведения F7, F8 у музыкантов, отвечающих за регуляцию настроения и лобно-центральное отведение Fz, которое отвечает за оперативную память человека.

Общедоказанным фактом является то, что тета-ритм приводит человека к таким состояниям как блаженство и умиротворённость и используется в психотерапевтических целях.

Исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод о том, что на эмоциональном уровне у людей с музыкальным образованием и с сильновыраженными музыкальными способностями доминирует мозговая активность в областях, отвечающих за регуляцию познавательного и эндогенного настроения, а также в областях, отвечающих за формирование и хранение фонологической обработки слуха.

На альфа-диапазоне ритма мозговой деятельности преобладает состояние полного расслабления сознания и тела. Также, альфа-ритм является показателем отсутствия психоэмоционального напряжения и состояния стресса. Из графика видно, что имеются незначительные различия на уровне тенденции в отведениях теменной области РЗ, Р4, отвечающих за когнитивное восприятия и вербальное запоминание у пассивных слушателей. У музыкантов преобладают значения по отведениям ТЗ, F7, F8, которые отвечают за регуляцию настроения, вербальную память и хранение фонологической обработки слуха.

Бета-ритмы доминируют во время когнитивной и трудовой деятельности, обостряют сенсомоторные функции, способствуют концентрации внимания, а также поднимают энергетический уровень человека. Из полученных данных видно, что у группы музыкантов значительно преобладает уровень абсолютных значений мощностей по отведению ТЗ, которое отвечает за формирование и хранение логической памяти, и фонологическую обработку звукового сигнала.

По диапазонам альфа-2 и бета-2 не было замечено выраженных различий между двумя группами.

На основе полученных результатов и статистической достоверности, можно сделать вывод о том, что у группы музыкантов при прослушивании незнакомого общепринятого паттерна функциональной музыки, направленного на борьбу с состоянием усталости, мозговая активность наиболее выражена в областях, отвечающих за логическое и эмоциональное формирование памяти и хранение фонологической обработки слуха, а также регулирующих эндогенное и когнитивное настроение человека. В диапазонах тета-2 и альфа-1 доминирует активность вызванных потенциалов в области отведений РЗ, Р4, отвечающих за когнитивное восприятия и вербальное запоминание.

Сравнение абсолютных значений спектральной мощности ЭЭГ при прослушивании музыки, предназначенной для снятия усталости

Данный дисперсионный анализ отражает результат среднего показателя абсолютных значений мощностей двух выборок во время прослушивания субъективно предпочитаемой и общепринятой функциональной музыки, направленной на снятие состояния усталости, указывает минималь.

Синий график показывает мозговую активность испытуемых во время прослушивания субъективно предпочитаемой музыки, красный график - во время прослушивания общепринятой музыки.

По особенно быстрому бета-ритму выявлены следующие различия: при субъективном выборе доминирует активность мозга в области отведений РЗ, ТЗ, Pz; при прослушивании общеупотребляемого паттерна преобладающей активации не замечено.

В ходе обработки результатов по данной выборке, можно сделать вывод о том, что при прослушивании функциональной музыки, направленной на снятие усталости, между общепринятым и субъективно выбранным паттерном имеются значимые различия. При прослушивании субъективно предпочитаемой музыки на эмоциональном уровне, уровне спокойного состояния и на уровне бодрствования активизируется височная область в отведениях ТЗ, Т4, а также теменная область в точке РЗ и в лобно-центральной точке Fz. Это говорит о том, что при прослушивании субъективно предпочитаемой музыки, направленной на снятие усталости, мозговая активность наиболее выражена в областях, отвечающих за логическое и эмоциональное формирование и хранение фонологической обработки звукового сигнала, а также за когнитивное восприятие и вербальное запоминание. При прослушивании общепринятой музыки, наблюдается активность в области Pz, Cz, Р4, которые говорят об активизации функции рассуждения, когнитивного восприятия и активизации центральной линийй головного мозга.

Сравнение абсолютных значений спектральной мощности ЭЭГ при прослушивании музыки, предназначенной для снятия психоэмоционального напряжения

Данный дисперсионный анализ отражает результат среднего показателя абсолютных значений мощностей во время прослушивания субъективно предпочитаемой и общепринятой функциональной музыки, направленной на снятие психоэмоционального напряжения.

Синий график показывает мозговую активность испытуемых во время прослушивания субъективно предпочитаемой музыки, красный график - во время прослушивания общепринятой музыки.

Похожие диссертации на Система музыкальных средств оптимизации функционального состояния человека : психофизиологический аспект