Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования психологических детерминант успешности профессиональной деятельности руководителей вокальных ансамблей 15
1.1. Теоретические подходы к исследованию структуры профессиональной деятельности руководителей вокальных ансамблей 15
1.2. Профессионально важные качества руководителей вокальных ансамблей как детерминанты успешности их профессиональной деятельности 44
1.3. Профессиографический анализ профессиональной деятельности руководителей вокальных ансамблей 92
Выводы по главе 1 100
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование психологических детерминант успешности профессиональной деятельности руководителей вокальных ансамблей 105
2.1. Программа эмпирического исследования 105
2.2. Сравнительный анализ психологических качеств руководителей вокальных ансамблей с различной успешностью профессиональной деятельности 125
2.3. Анализ взаимосвязей психологических качеств руководителей вокальных ансамблей и успешности их взаимодействия с поющими в вокальных ансамблях 140
2.4. Анализ психологических детерминант успешности профессиональной деятельности руководителей вокальных ансамблей 146
Выводы по главе 2 152
Заключение 160
Список литературы 164
- Профессионально важные качества руководителей вокальных ансамблей как детерминанты успешности их профессиональной деятельности
- Профессиографический анализ профессиональной деятельности руководителей вокальных ансамблей
- Сравнительный анализ психологических качеств руководителей вокальных ансамблей с различной успешностью профессиональной деятельности
- Анализ психологических детерминант успешности профессиональной деятельности руководителей вокальных ансамблей
Введение к работе
Актуальность исследования. Стремительные социально-экономические изменения в стране требуют постоянной модернизации всех систем общественной жизни. Это касается не только системы образования, управления, но и культуры, искусства. Насущной проблемой сегодняшнего дня является изучение, анализ и совершенствование профессиональной деятельности работников сферы искусств. Профессия руководителя вокального ансамбля сопряжена с напряжённейшим трудом, а её специалисты нуждаются в психологической помощи и поддержке.
Как показал анализ литературы по данной тематике, исследование профессиональной деятельности руководителей вокальных ансамблей в основном шло по пути определения необходимых знаний, ориентиров, умений и навыков, то есть предметной и методической подготовки будущих специалистов. Профессия руководителя вокального ансамбля, пройдя длинный путь развития, представляет собой сложную, многофункциональную деятельность.
В настоящий момент очевидна необходимость построения профессионально-психологических основ деятельности по управлению вокальным ансамблем, более полного обоснования содержания и специфики данной области труда. Однако в рамках настоящего исследования мы не ставили целью рассмотреть такие специальные профессионально важные качества (ПВК) руководителей вокальных ансамблей, как музыкальный слух, чувство ритма и т. д., так как непременно включаем их в профессиональную компетенцию любого музыканта. Наше внимание сконцентрировано непосредственно на психологических детерминантах успешности профессиональной деятель-ности руководителей вокальных ансамблей.
Актуальность данного исследования усиливают и имеющиеся противоречия между:
- существованием достаточного количества литературы, посвященной технике управления вокальным ансамблем, а также репетиционным высказываниям-пояснениям самих руководителей вокаль-ных ансамблей, и единичностью психологических исследований по управ-лению вокальным ансамблем;
- уровнем разработанности проблемы и реально существующими требованиями к предметной и методической подготовке специалистов данной области. В настоящий момент существует пробел в области изучения психологических качеств личности руководителей вокальных ансамблей, детерминирующих успешность этой самой предметной и методической подготовки.
Таким образом, необходимо привлечение теории и методологии психологии труда для выявления специфики деятельности руководителей вокальных ансамблей, определения и прогнозирования успешности их профессиональной деятельности.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость определили выбор темы настоящего диссертационного исследования.
Объект исследования: профессиональная деятельность руково-дителей вокальных ансамблей.
Предмет исследования: психологические детерминанты успешности профессиональной деятельности руководителей вокальных ансамблей.
Цель исследования: на основе теоретико-эмпирического исследования выявить психологические детерминанты успешности профессиональной деятельности руководителей вокальных ансамблей.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретико-методологический анализ состояния исследованности проблемы детерминации профессиональной успешности.
2. Провести системный анализ теоретических концепций исследования профессиональной деятельности руководителей вокальных ансамблей, выявить критерии оценки успешности их деятельности.
3. Изучить изучение ПВК руководителей вокальных ансамблей как детерминант успешности их профессиональной деятельности.
4. Провести профессиографическое описание деятельности руководителей вокальных ансамблей с учетом структуры деятельности, выполняемых ими функций и операций.
5. Осуществить и обосновать выбор методов, валидных и надёжных методик комплексного эмпирического исследования психологических детерминант успешности профессиональной деятель-ности руководителей вокальных ансамблей.
6. Проанализировать характер влияния качеств личности руководителей вокальных ансамблей на успешность их профессиональной деятельности.
Общая гипотеза исследования: успешность профессиональной деятельности руководителей вокальных ансамблей, как сложная интегральная характеристика, обусловлена психологическими детерми-нантами, выступающими в качестве компонентов системы ПВК.
Частные гипотезы
1. Такие ПВК руководителей вокальных ансамблей, как мотивационная направленность на достижение успеха, ценностные ориентации, художественно-эстетическая потребность личности, коммуникативная социальная компетентность, уровень субъективного контроля, типологические свойства темперамента, характерологические черты, эмпатийные тенденции, интеллектуальная лабильность, вербальная и невербальная креативность, детерминируют уровень успешности выполнения профессиональных задач на всех этапах профессиональной деятельности.
2. Существуют различия между выборками испытуемых с различным уровнем успешности профессиональной деятельности, обусловленные выраженностью эмоциональной лабильности, тревожности, доминантности, направленности на достижение успеха, интернальности, сформированности навыков самоконтроля, вербальной и невербальной креативности.
3. Высокий уровень успешности профессиональной деятельности руководителей вокальных ансамблей обеспечивается такими психоло-гическими детерминантами, как мотивация достижения успеха, само-контроль, интернальность, умеренная выраженность доминантности, тревожности, эмоциональной лабильности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: принципы детерминизма, развития, целостности, системно-деятель-ностный подход к анализу личности и деятельности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов); принцип системного подхода к изучению личности и субъекта профессионального становления, определенный в работах Б.М. Теплова, К.А. Абульхановой-Славской и др.; психологические концепции трудовой деятельности, профессионализма, профессиональной успешности отечественных ученых Е.А. Климова, А.К. Марковой, Т.А. Жалагиной, Б.А. Душкова и др.
Исследование проводилось с позиций психолого-педагогического подхода к изучению деятельности руководителей вокальных ансамблей, представленного в работах В.Г. Ражникова, Г.Л. Ержемского, О.В. Грибковой, Л.А. Безбородовой, Г.В. Кузнецовой, С.И. Олефир.
Методы исследования. Для достижения поставленной цели и проверки гипотез был использован комплекс взаимодополняющих методов: методы теоретического анализа и синтеза, аналогии, применяемые для формулирования концептуальных положений; блок методов для сбора эмпирических данных (анкетирование, опрос, психодиагностическое тестирование, беседа, наблюдение, метод экспертных оценок, трудовой метод); методы обработки результатов исследования (методы математической статистики – описательная статистика, факторный анализ, методы анализа различий, корреляционный анализ с применением программы SPSS v. 10.0).
Достоверность результатов исследования обеспечивалась исходными методологическими позициями отечественных и зарубежных исследователей; соотнесением общих теоретических положений с полученными результатами; использованием апробированных в психологической науке методов исследования; применением совокупности валидных и надежных методик; репрезентативностью выборки; сопоставлением с выводами других исследований.
Выборка исследования включает более 800 человек. В исследовании приняли участие руководители вокальных ансамблей в количестве 72 человек, поющие в вокальных ансамблях – 722 человека. (Возраст обследуемых – от 22 до 57 лет, 40% мужчин и 60% женщин.) У всех испытуемых примерно одинаковое социальное положение и материальный достаток. В качестве экспертов выступали 15 специалистов. Исследование проводилось в Тверской, Владимирской, Орловской областях.
Диссертационное исследование включало четыре этапа:
на первом этапе исследования (2007 – 2008 гг.) проводились анализ литературы по проблеме, изучение теоретических положений, постановка целей и задач исследования;
на втором этапе (2008 – 2009 гг.) первоначально производился выбор показателей для системной оценки психологических качеств личности руководителей вокальных ансамблей. Были выделены критерии оценки успешности профессиональной деятельности руководителей вокальных ансамблей (внешние и внутренние) и показатели для их диагностики. Производилось первичное пилотажное исследование на небольшой выборке, позволившее построить обобщенную модель и разработать схему констатирующего эксперимента;
на третьем этапе (2009 – 2010 гг.) проведено основное эмпирическое исследование, обобщены и проанализированы полученные результаты. Осуществлялась математическая обработка первичных результатов с целью определения меры и направленности взаимосвязей психологических качеств личности руководителей вокальных ансамблей с успешностью их профессиональной деятельности;
на четвертом этапе (2010 – 2011 гг) производились дальнейший анализ, интерпретация и обобщение полученных результатов эмпирического исследования, оформление результатов диссертационного исследования, разработка практических рекомендаций по определению психологических детерминант успешности профессиональной деятельности руководителей вокальных ансамблей.
Научная новизна исследования:
данное исследование представляет собой попытку целостного психологического изучения профессиональной деятельности руководи-телей вокальных ансамблей. Описаны и определены структурные элементы трудового процесса руководителей вокальных ансамблей, что способствует углублению такого понятия психологии труда, как «трудовой пост»;
обосновано понятие «профессиональная успешность руководителей вокальных ансамблей», проанализированы и обобщены, дополнены теоретико-методологические основы исследования психологических детерминант успешности профессиональной деятельности руководителей вокальных ансамблей, что вносит вклад в развитие теоретических основ психологии профессиональной деятельности;
на основе профессиографического анализа деятельности руково-дителей вокальных ансамблей разработаны профессиограмма и психограмма успешного руководителя вокального ансамбля, которые создают основу классификации и способствуют систематизации знаний о профессиональном отборе и самоопределении;
теоретико-эмпирические результаты исследования могут использоваться в профессионально-психологическом отборе, в процессе подготовки будущих специалистов, а также в определении наличного уровня самореализации руководителей вокальных ансамблей.
Теоретическая значимость исследования: полученные в ходе исследования результаты вносят вклад в развитие теории современной психологии труда, в частности систематизации и классификации профессиональной деятельности субъекта труда. В работе представлен системный анализ существующих представлений о профессии руководителя вокального ансамбля. Рассмотрено понятие успешности деятельности руководителей вокальных ансамблей, определены её критерии. Результаты диссертационной работы содержательно дополняют и углубляют существующие на сегодняшний день немногочисленные, как показал анализ литературных источников, сведения о психологической структуре трудового поста руководителей вокальных ансамблей. Расширены научные представления о ПВК специалистов данной сферы профессиональной деятельности.
Практическая значимость исследования: в работе представлен комплексный метод по выявлению психологических детерминант успешности профессиональной деятельности руководителей вокальных ансамблей. Полученные данные о психологических детерминантах могут применяться в ходе разработки тренингов по повышению профессиональной компетентности специалистов, работающих в данной сфере.
Результаты проведенного исследования могут быть применены для профессионального психологического отбора и определения профессиональной пригодности руководителей вокальных ансамблей, а также при обучении мастерству руководства вокальными ансамблями и подготовке специалистов в музыкальных училищах, университетах, консерваториях.
Исследование позволяет осуществлять прогнозирование успешной профессиональной деятельности специалистов с учетом её детерминации ПВК руководителей вокальных ансамблей, с целью проведения аттестации кадров.
Положения, выносимые на защиту:
1. Трудовой процесс руководителей вокальных ансамблей является результатом органичного синтеза образующих его элементов, между которыми устанавливаются взаимоотношения, подчиненные задачам воплощения музыкального образа.
2. Структурными элементами трудового поста руководителей вокальных ансамблей являются: объекты труда (поющие в вокальном ансамбле, музыкальное произведение хорового искусства); предмет труда (ситуации неопределённости: состояние социально-психологического и профессионального музыкального развития вокального ансамбля); цели труда (преобразовательные и изыскательные); средства, орудия труда: вещественные и функциональные (внешние, внутренние); условия труда.
3. Профессионально важные качества руководителя вокального ансамбля, выступая психологическими детерминантами, играют существенную роль в достижении успешности профессиональной деятельности и развитии личности как субъекта труда.
4. Успешность профессиональной деятельности руководителей вокальных ансамблей нами понимается как характеристика профессиональной деятельности, которая должна опираться на внешнюю оценку результата, достигнутого в ходе профессиональной деятельности, и внутреннюю оценку удовлетворенности специалиста профессиональной деятельностью.
5. При оценке успешности профессиональной деятельности руководителей вокальных ансамблей необходимо учитывать как внешние оценки успешности — субъективные представления оценивающих, так и внутреннюю оценку успешности профессионалов, которая проявляется в удовлетворенности руководителей вокальных ансамблей своей профессиональной деятельностью.
6. Психологическими детерминантами успешной профессиональной деятельности руководителей вокальных ансамблей являются такие качества, как общительность, оптимистичность, эмпатийность, развитый самоконтроль, высокий уровень развития их общих способностей – невербальная креативность, вербальная креатив-ность, интеллектуальная лабильность.
7. Полученные данные относительно психологических детерминант успешности труда руководителей вокальных ансамблей являются основой для осуществления прогноза профессиональной пригодности и могут применяться при проведении мероприятий по профориентации, профотбору, психологическому сопровождению профессиональной деятельности руководителей вокальных ансамблей и повышению квалификации субъектов труда.
Апробация и внедрение результатов: работа является обобщением исследований, выполненных автором в 2007 – 2011гг. Основные результаты работы и ее отдельные фрагменты докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры общей психологии и психологии развития ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет».
Материалы диссертационного исследования были представлены на научных конференциях: «Психология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследований» (Тверь, 2008, 2009, 2010 гг.); международной научно-практической конференции «Актуальные направления развития и совершенствования профессионально-образовательных систем» (Воронеж, 2008 г.); «круглом столе» Международной научно-практической конференции «Социальные риски в современном поликультурном обществе: психологические и педагогические аспекты» (Тверь, 2008 г.); научно-практической конференции «Акмеологические основы профессиональной культуры современного специалиста» (Санкт-Петербург, 2008 г); межкафедральном научно-методическом семинаре аспирантов и соискателей факультета психологии и социальной работы ТвГУ (Тверь, 2008 г.); научно-практической конференции «Акмеологические проблемы субъектности: интерпретация и диагностика» (Санкт-Петербург, 2009 г.); международной научно-практической конференции «Психология управления в современной России: теория, эмпирические исследования, практика» Тверь, 2010 г.).
Результаты исследования отражены в 11 научных статьях автора, в том числе в ведущих журналах, рекомендованных ВАК РФ.
Полученные в диссертационном исследовании эмпирические результаты внедрены в деятельность творческих коллективов ДК «Металлист» г. Твери, МОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодежи» г. Твери, Управления по внеучебной работе и социальным вопросам Тверского государственного университета, народного фольклорного ансамбля «Славяночка», МОУ «Детская музыкальная школа при Тверском музыкальном училище имени М.П. Мусоргского».
Структура и объем диссертации определены общей логикой, целью и задачами исследования. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, приложений. Список литературы включает 218 источников, из них 11 на иностранных языках. Работа содержит 10 таблиц, 7 иллюстраций и 15 приложений. Общий объем диссертации – 218 страниц.
Профессионально важные качества руководителей вокальных ансамблей как детерминанты успешности их профессиональной деятельности
Современные педагоги и психологи также рассматривают деятельность руководителей вокальных ансамблей как полифункциональную. Так, например, Г.В. Кузнецова выделяет в деятельности руководителей вокальных ансамбей интерпретаторскую, управленческую, организаторскую и собственно исполнительскую деятельность [98]. Л.Д. Сапожникова трактует эту профессию как органично сочетающую в себе несколько смежных профессий: «руководителя, режиссера, воспитателя, педагога, актера и т.д.» [170, С. 8]. СИ. Олефир также отмечает полифункциональность деятельности данной профессии. Субъект труда «...совмещает в себе функции лидера и организатора, мыслителя, музыканта, актера, играющего главную роль, и звукорежиссера, педагога и воспитателя» [141, С. 64].
Невозможно представить подробное описание профессии руководителей вокальных ансамблей без углубления в историю ее возникновения и развития. В этом плане интерес представляют работы современных психологов, педагогов, искусствоведов [3; 39; 77; 79; 102; 109; 159 и др.]. Так, в диссертационном исследовании Л.Д. Сапожниковой произведена теоретическая реконструкция процесса возникновения, становления и развития дирижерско-хоровых профессий, к которым относится и профессия руководителей вокальных ансамблей. Автором были использованы материалы по истории Богослужебного пения, истории русской музыки, музыкального образования, монографии специалистов. В результате анализа данных информационных источников Л.Д. Сапожникова выделила три основных этапа, которые прошли в своем развитии дирижерско-хоровые профессии, к которым относится и профессия руководителей вокальных ансамблей. [171]. Опишем их более подробно. На первом этапе дирижерские профессии получили свое становление в церковных хорах и певческих школах, где происходило профессиональное обучение мастеров пения. Роль дирижеров выполняли доместики, которые выдвигались из наиболее талантливых певцов. Они должны были знать весь круг богослужебного пения, богослужебный устав, способных исполнять функции солиста, знать приемы управления коллективом певцов.
Вторая стадия развития этой группы профессий связана с появлением в России в середине 17-го века многоголосного пения западного образца. «В эту эпоху перед руководителем хора (руководителя вокального ансамбля) встает новая цель - достижение исполнительского мастерства, виртуозности, появляется стремление певцов и руководителя хора (руководителем вокального ансамбля) блеснуть своим искусством» [163, С. 10]. На данном этапе происходит формирование образа руководителя вокального ансамбля, как артиста, который должен превратить пение в коллективный творческий процесс.
Развитие профессии руководителя вокального ансамбля, как и многих других творческих профессий, было приостановлено политическими событиями 1917-го года. Изменялось понимание профессии руководителя вокального ансамбля.
На третьем этапе развития происходило постепенное формирование современного облика руководителя вокального ансамбля, делались попытки теоретико-психологического осмысления его профессиональной деятельности, постепенно складывался новый комплекс профессионально важных качеств руководителя вокального ансамбля. В советское время научно-теоретическое обоснование профессиональной деятельности руководителей вокальных ансамблей получила в трудах хоровых деятелей (П.Г. Чеснокова, А.А. Егорова, Г.А. Дмитриевского). В этих работах авторами был обобщен собственный опыт музыкальной работы с коллективами и существовавшие на тот момент методические принципы практической работы выдающихся мастеров.
ОлЗ. Грибкова отмечает [39], что с появлением этих работ управление вокальным ансамблем оформилось в продуманную систему знаний, явилось специальным научным предметом, изучающим составные компоненты вокального коллектива, элементы вокально-хоровой звучности и средства художественной выразительности, основы вокальной репетиционно-исполнительской организации. Управление вокальным ансамблем представляется целесообразным трактовать как вид художественно-творческой деятельности человека. Это связано с пониманием музыки как части культуры общества [76]. Управление вокальным ансамблем является сложным явлением в целостной динамической системе музыкального искусства. «Потребность придать явлениям музыкальной культуры особую форму, делающую возможным процесс их общественного освоения, и вызвала к жизни само вокально-хоровое искусство, обусловила его художественно-интерпретационную сущность и главную специфическую функцию - функцию раскрытия музыкальных образов оригинала композиторского творчества в данной конкретно-исторической, социально-культурной среде» [15, С. 60].
Профессиографический анализ профессиональной деятельности руководителей вокальных ансамблей
Для развития исследований в области психологии профессиональной успешности существенное значение оказали разработки субъектно-деятельностного подхода, основанного на научных положениях Л.С. Выготского [30], Б.Г. Ананьева [4-6], С.Л. Рубинштейна [167; 168], А.Н. Леонтьева [105], Б.Ф. Ломова [110-116], К.А. Абульхановой-Славской [1], А.В. Брушлинского [23], Е.А. Климова [84 - 87] и других ученых. Согласно данному подходу, человек в результате включения в процесс трудовой деятельности и других видов целенаправленной и осознаваемой активности (учеба, игра, общение), приобретает специфические свойства и качества самоорганизации, саморегуляции и самоконтроля, согласования внешних и внутренних условий и средств активности, координации всех психических процессов, состояний и свойств с объективными и субъективными условиями своей активности и, в частности, профессиональной деятельности.
Важнейшими положениями субъектно-деятельностного подхода являются: 1) неразрывная связь и взаимовлияние человека и деятельности, в которую он включен; 2) творческий и самостоятельный характер деятельности, которую он выполняет; 3) понимание деятельности как целенаправленной, сознательной, практически преобразующей активности человека по отношению к внешнему миру и к самому себе; 4) развитие субъекта в деятельности и изменение самой деятельности. Согласно субъектно-деятельностному подходу, человек, его психика формируются и проявляются в ходе деятельности, всегда социальной, творческой, самостоятельной, преобразующей.
Е.А.Климов определяет успешность как характеристику профессиональной деятельности человека, которая должна опираться на внешнюю оценку результата, достигнутого в ходе профессиональной деятельности, и оценку удовлетворенности специалиста профессиональной деятельностью. И далее, «по имеющимся наблюдениям на практике часто пренебрегают внутренней оценкой успешности. А от нее может зависеть многое, вплоть до принятия человеком решения о перемене работы или смене профессии»[87].
Для изучения характера субъектно-объектных взаимосвязей, уровня их сформированности и разработки способов воздействия на субъект труда, в целях обеспечения взаимосоответствия человека и профессии, выделены специфические для задач психологии труда психические регуляторы и психологические признаки труда.
Психические регуляторы труда включают три группы единиц анализа: «образ объекта», «образ субъекта», «образ субъектно-объектных и субъектно-субъектных» отношений, которые формируются посредством актуализации различных психических процессов во время исполнения человеком работы. «Образ субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений» характеризует профессиональное самосознание субъекта труда, которое может быть изучено по следующим показателям: потребностям, эмоциям, характеру человека и направленности личности. «Образ объекта» - это представление предмета, орудий и условий труда, а также процесса труда в целом, по-разному отраженное в сознании каждого субъекта труда, «Образ субъекта» - «Я-образ» позволяет охарактеризовать самосознание, т.е. осознание человеком себя, своих возможностей, своей роли и в профессиональной структуре, и в обществе по следующим показателям: актуальный «Я-образ» в настоящий момент и обобщенный «Я-образ» («Я-концепция» — «Я» в прошлом, настоящем и будущем).
В основу принципов системного подхода в психологии легли исследования А.Г. Асмолова [13], Б.Ф. Ломова [110, С.31 - 35; 1 12 С. 19 -33] ,В.Д. Шадрикова[197; 198, С.ЗЗ - 46], К.К. Платонова [151]. Принцип системности применительно к задачам психологического изучения субъекта деятельности означает необходимость определения и учета особенностей развития, взаимного влияния статических и динамических характеристик личности, включенной в сферу предметной деятельности, психологических параметров структуры и условий деятельности и т.д. Таким образом, можно выделить основные направления исследования, вытекающие из содержания данного подхода к вопросу о психологических детерминантах профессиональной успешности субъекта труда.
Во-первых, личность специалиста необходимо рассматривать как систему, которая имеет определенную внутреннюю структуру и включена в систему более высокого порядка.
Во-вторых, необходимо проанализировать структурную организацию каждой из систем, выявить их ведущие компоненты, их связи, отношения, иерархию.
В-третьих, в ходе анализа необходимо выявить суперсистему или набор суперсистем, в состав которых могут входить исследуемые системы в качестве элементов; на данном уровне анализа исследуются системные основания, системные качества и системообразующие факторы. Так, например, для системы «личность специалиста» в качестве суперсистемы может выступать «профессиональная общность» как часть общества в целом или «система требований профессии к человеку» как часть социальных требований, которые общество предъявляет к человеку. Системными качествами личности выступают «свойства» специалиста, которые являются профессионально важными (обеспечивают нормативную эффективность) и социально значимыми для данной профессиональной общности (обеспечивают определенный социально и профессионально приемлемый тип поведения и взаимоотношений).
Сравнительный анализ психологических качеств руководителей вокальных ансамблей с различной успешностью профессиональной деятельности
Руководители вокальных ансамблей, как уже отмечалось выше, по специфике своей деятельности являются педагогами. В связи с этим целесообразно сказать о их педагогических способностях. Педагогические способности обычно включают в структуру рассматриваемых организационных способностей, хотя эти способности могут существовать отдельно друг от друга. Есть работники, которые лишены способности передавать свои знания другим, даже объяснить то, что им самим хорошо понятно [60]. Педагогические способности, требующиеся для руководителей вокальных ансамблей различны.
Ф.Н. Гоноболин дает следующие свойства личности, структура которых, по его мнению, и составляет собственно педагогические способности: способность делать учебный материал доступным; творчество в работе; педагогически-волевое влияние на учащихся; способность организовать коллектив учащихся; интерес и любовь к детям; содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность; педагогический такт; способность связать учебный предмет с жизнью; наблюдательность; педагогическая требовательность [35, С. 237].
Дидактические способности - способность, выражающаяся в потребности передать знания другим лицам, и нахождении способов их усвоения. Эту способность, как и музыкальность в структуре музыкальной одарённости можно назвать основной. Дидактические способности выступают: а) в последовательном обобщении теории и практики; б) в сложном комплексе психологических качеств личности [130].
Перцептивные способности - обеспечивают индивидуальный подход, наблюдательность. Конструктивные способности как творческая сторона одарённости. Это способность производить и "проектировать". Экспрессивные и суггестивные способности как способность убеждать, увлекать, вести за собой.
Гносеологические способности представляют собой чувствительность руководителей вокальных ансамблей к способам получения информации о поющих в вокальных ансамблях, в целом формирования нравственного, трудового, интеллектуального фонда личности, быстрого и творческого овладевания методами исследования, способами изучения поющих в вокальных ансамблях в связи с целями формирования личности каждого поющего в вокальных ансамблях [22]. Гностические способности обеспечивают накопление плодотворной информации о себе и других, которая позволяет стимулировать формирование контроля и саморегуляции. Тем самым обеспечивается выявление потребностей и возможностей, сильных и слабых сторон поющих.
Признаком высокоразвитых гностических способностей является изобретательность в способах обучения поющих в вокальных ансамблях методам самовоспитания, саморазвития и самоконтроля. Важной составляющей гностического компонента являются знания и умения, которые лежат в основе собственной познавательной деятельности. Гностический компонент влияет на формулирование мировоззрения, проявляющемся в устойчивой системе отношений к миру, труду, другим людям и самому себе; на активность жизненной позиции. Важны и общекультурные знания, умения в области вокального искусства и социальной жизни.
Конструктивно-проективные способности обеспечивают стратегическую направленность деятельности и проявляются в умении ориентироваться на конечные цели, решать актуальные задачи с учетом вокально-хоровой деятельности. Данный вид способностей обеспечивает реализацию тактических целей: структурирования работы с вокальными ансамблями, выбора форм проведения репетиций. Проективные способности сказываются, в особой чувствительности к конструированию руководителями вокальных ансамблей своей деятельности: пути от незнания к знанию, имеются в виду результат будущей деятельности, предполагают дозирование при передаче знаний, умений, навыков. Конструктивные определяют чувствительность к последовательному построению репетиций и концертной практики во времени и пространстве, чтобы результат соответствовал плану, способность отделять то, что можно и должно решить в данный момент от того, что следует и почему следует отложить.
Креативно-конструктивный компонент способностей дает возможность мыслить, обобщать на основе недостаточного числа признаков, создавать новые сочетания, используя имеющуюся информацию. В основе проективной и конструктивной деятельности лежат способности к интеллектуальному труду. Анализируя данный компонент способностей, отечественные ученые отмечают высокую роль интуиции в научном творчестве, как результате большой умственной работы, позволяющий сократить путь познания на основе быстрого, почти мгновенного, логически неосознаваемого понимания ситуации и нахождения правильного решения [35].
Перцептивно-рефлексивный компонент способностей тесно связан с коммуникативным, он обращен к субъекту педагогического воздействия руководителей вокальных ансамблей. Рефлексия — осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, предполагает знание того, как другой понимает рефлексирующего. Рефлексия — своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения индивидами друг друга, при котором рефлексирующий субъект воспроизводит внутренний мир собеседника и с отражением себя.
Анализ психологических детерминант успешности профессиональной деятельности руководителей вокальных ансамблей
Развитие научных представлений о психологических детерминантах успешности профессиональной деятельности руководителей вокальных ансамблей расширяет возможности совершенствования труда, позволяет обеспечить профессиональный отбор, осуществлять психологическое сопровождение, как на начальных этапах освоения профессии, так и при повышении квалификации работников сферы культуры и искусства. Результаты теоретического и эмпирического анализа данных позволили подтвердить выдвинутую гипотезу и обосновать следующие выводы. Управление вокальным ансамблем - это профессиональная деятельность, связанная со своеобразным переводом музыки на язык жестов и мимики со звукового кода в зрительный с целью управления коллективным исполнительством.
Теоретически доказано, что среди функций, выполняемых руководителями вокальных ансамблей в процессе профессиональной деятельности, можно выделить следующие: исполнительская функция, психолого-педагогическая функция, организаторская.
Установлено соответствие структурных элементов классическому (по Е.А. Климову) пониманию содержания понятия «трудовой пост».
Успешность профессиональной деятельности руководителей вокальных ансамблей, как сложная интегральная характеристика, обусловлена психологическими детерминантами, выступающими в качестве компонентов системы ПВК. Профессионализм руководителей вокальных ансамблей зависит от всестороннего развития их личности и ПВК. Профессиональная успешность — это свойство субъекта труда, отражающее его соответствие требованиям. Исследование психологической детерминации успешности субъекта труда в профессиональной деятельности предполагает анализ феномена как целостного образования, рассматриваемого во множестве внешних и внутренних отношений.
При оценке успешности профессиональной деятельности руководителей вокальных ансамблей целесообразно учитывать: внешние оценки успешности — субъективные представления оценивающих (руководства, коллег, поющих в вокальном ансамбле, слушателей) по двум группам показателей: результативности деятельности, эффективности взаимодействия руководителей вокальных ансамблей с поющими в вокальных ансамблях; внутреннюю оценку успешности профессионала, которая проявляется как удовлетворенность руководителей вокальных ансамблей своей профессиональной деятельностью. Успешность в профессиональной деятельности руководителей вокальных ансамблей достигается за счет ПВК их личностей.
Основываясь на данных, полученных в ходе теоретико методологического состояния исследованности теоретических положениях, описаны особенности деятельности руководителей вокальных ансамблей, проведен профессиографический анализ, с учетом структуры деятельности, выполняемых функций, операций, проанализированы проблемы детерминации профессиональной успешности, выявлены критерии оценки успешности. В контексте профессиографического исследования деятельности были получены первичные знания о ПВК. Для получения объективных данных о психологических детерминантах успешности профессиональной деятельности, разработан психодиагностический инструментарий, проведено эмпирическое исследование. Результаты исследования имеют широкое прикладное значение. Данные, полученные в ходе проведенного профессиографического исследования, рекомендуется учитывать в процессе профессионального отбора кадров, профессиональной подготовки, и повышении квалификации, обучении мастерству специалистов в сфере музыкального образования работников культуры и искусства. Результаты диссертационного исследования могут использоваться в учреждениях культуры, системе специального и дополнительного образования: в общеобразовательных и музыкальных школах, музыкальных училищах, колледжах, консерваториях, академиях, в институтах культуры, университетах, где существуют кафедры с музыкальным направлением, в деятельности творческих коллективов.
Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования психологических детерминант позволил выявить достоверные различия между успешными и неуспешными руководителями вокальных ансамблей по изучаемым параметрам и сформировать общее представление о психологических детерминантах успешности.
Важным выводом является то, что успешность деятельности детерминируется совокупностью ПВК, определяющих уровни продуктивности труда руководителей вокальных ансамблей и удовлетворенности своей профессиональной деятельностью. Психологическими детерминантами успешности профессиональной деятельности руководителей вокальных ансамблей являются: мотивационная направленность на достижение успеха, ценностные ориентации «Творчество» и «Общественное признание»; художественно-эстетическая потребность личности, коммуникативная социальная компетентность, развитый самоконтроль, типологические свойства темперамента, характерологические черты, эмпатийные тенденции, интеллектуальная лабильность, вербальная и невербальная креативность.