Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Возрастные особенности психических состояний школьников при восприятии моноцветов и художественных образов Шавалиева Гульшат Тавкилевна

Возрастные особенности психических состояний школьников при восприятии моноцветов и художественных образов
<
Возрастные особенности психических состояний школьников при восприятии моноцветов и художественных образов Возрастные особенности психических состояний школьников при восприятии моноцветов и художественных образов Возрастные особенности психических состояний школьников при восприятии моноцветов и художественных образов Возрастные особенности психических состояний школьников при восприятии моноцветов и художественных образов Возрастные особенности психических состояний школьников при восприятии моноцветов и художественных образов Возрастные особенности психических состояний школьников при восприятии моноцветов и художественных образов Возрастные особенности психических состояний школьников при восприятии моноцветов и художественных образов Возрастные особенности психических состояний школьников при восприятии моноцветов и художественных образов Возрастные особенности психических состояний школьников при восприятии моноцветов и художественных образов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шавалиева Гульшат Тавкилевна. Возрастные особенности психических состояний школьников при восприятии моноцветов и художественных образов : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 : Казань, 2003 236 c. РГБ ОД, 61:04-19/2-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Возрастные особенности и психические состояния при восприятии цвета

1.1 Основные теории цвета 13

1.2. Психология восприятия цвета и художественных образов 24

1.3. Особенности восприятия цвета у лиц различных возрастных групп и характеристика свойственных им психических состояний 46

Глава 2. Организация и методы исследования психических состояний в процессе восприятия моноцветов, их сочетаний и художественных образов

2.1. Организация исследования 58

2.2. Методики исследований психических состояний 60

Глава 3. Исследования психических состояний детей «школьного» возраста

3.1. Особенности психических состояний испытуемых при восприятии моноцветов

3.1.1. Особенности психических состояний младших школьников при восприятии моноцветов 67

3.1.2. Особенности психических состояний подростков при восприятии моноцветов 72

3.1.3. Особенности психических состояний при восприятии испытуемыми юношеского возраста моноцветов различного характера 82

3.2. Особенности психических состояний испытуемых при восприятии сочетаний моноцветов

3.2.1. Особенности психических состояний при восприятии младшими школьниками моноцветовых сочетаний 90

3.2.2. Особенности психических состояний испытуемых подросткового возраста при восприятии сочетаний моноцветов 97

3.2.3. Особенности психических состояний испытуемых юношей при восприятии сочетаний моноцветов 106

3.3. Особенности психических состояний младших школьников, подростков и юношей при восприятии художественных образов различных направлений

3.3.1. Особенности психических состояний младших школьников при восприятии художественных образов 118

3.3.2. Особенности психических состояний подростков при восприятии художественных образов картин 127

3.3.3. Особенности психических состояний при восприятии художественных образов юношами 137

3.4. Сравнительно - сопоставительный анализ особенностей психических состояний испытуемых трех возрастных групп при восприятии моноцветов, их сочетаний и художественных образов 157

Заключение 185

Список литературы 187

Приложения 199

Введение к работе

Проблема психических состояний, в основном, разрабатывалась специальными психологическими дисциплинами (инженерная, спортивная, медицинская, педагогическая, военная и др.). В результате экспериментов было установлено, что психические состояния определяют в существенной мере успешность деятельности субъекта, его физическое и психическое здоровье, выявлены закономерности, характеризующие состояния работающего человека, особенности регуляции состояний, созданы концептуальные схемы и методические средства оценки состояний (В.А.Ганзен, Л.Г.Дикая, Н.Д.Левитов, А.О.Прохоров и др.). Но каждое из психологических направлений выявляет, в основном, какой-либо отдельный аспект психических состояний, и сами состояния описываются различно. В теорию психических состояний большой вклад внесли ученые Н.Д.Левитов (1964), В.А.Ганзен (1974), Ю.Е.Сосновикова (1975), Т.А.Немчин (1983), А. О. Прохоров (1991, 1994, 1998). В их трудах рассматриваются общие понятия психического состояния, а также роль и значение состояния в ходе деятельности, а именно, физический и умственный труд -деятельность школьников и студентов.

Проблема детерминации психических состояний и, в частности, в таком контексте как зависимость состояний от цвета, является наименее изученной. Чаще всего в отечественной психологии и представителями зарубежной психологии исследовались особенности восприятия цвета и художественных образов различных возрастных групп.

Для более полного раскрытия проблемы исследования восприятия цвета мы обратились к истории развития теории цвета в зарубежной науке, начиная с середины XIX века: в Германии - Г. Гельмгольц, И. В. Гете, Г. Э. Мюллер, в Англии - Дж. Гилфорд, Ф. Стефанеску-Гоанга и др.; отечественной психологии - Б. Г. Ананьев (1977); Л.С. Выготский (1968), С. Л. Рубинштейн (1973), Л. М. Веккер (1974); среди художников Н. Н. Волков (1977), В. С. Кузин (1978), В.В. Кандинский (1990) и др.

Современной наукой более глубоко исследовано восприятие человеком цвета в зависимости от его пола, состояния здоровья (в том числе беременность, инвалидность, лишний вес, врожденные физиологические недомогания и т. д.), характерологических особенностей, вида деятельности и даже национальной принадлежности (Э.

Д. Дорофеева, СВ. Кравков, А.Н.Лутошкин, Л.А.Шварц). Эмоциональная и ассоциативная реакции на определенные цвета были установлены исследованиями А.В.Вартанова, Е.Н. Соколова, О.В.Сафуановой и П.В Яныиина. Проводились исследования в области особенностей восприятия художественных образов как воплощения сложных моноцветовых сочетаний учеными, которые подчеркивали важность воспитания у детей художественного восприятия: Л.С.Выготский (1968), С.Л.Рубинштейн (1973), Л.А.Венгер (1988), В.С.Мухина (1991, 2002), П.П.Блонский (1997)и др.

Наряду с очевидными достижениями в области изучения особенностей восприятия цвета недостаточно исследованным оказалось отношение между цветом и психическими состояниями. В то же время неизученными остались влияние моноцветов и их сочетаний, а также влияние художественных на психические состояния. Таким образом, проблема исследования может быть представлена как изучение особенностей психических состояний при восприятии моноцветов, их сочетаний и художественных образов.

Объект исследований - восприятие моноцветов, их сочетаний и художественных образов младшими школьниками, подростками и юношами.

Предмет исследований - особенности психических состояний младших школьников, подростков и юношей в процессе восприятия моноцветов, их сочетаний и художественных образов.

Целью работы явилось исследование особенностей психических состояний детей «школьного возраста» при восприятии моноцветов, их сочетаний и художественных образов.

Гипотеза основана на предположениях о том, что существуют возрастные особенности восприятия моноцветов, их сочетаний и художественных образов и об отражении возрастных изменений восприятия испытуемыми «школьного» возраста моноцветов и их сочетаний в период развития являются психические состояния. Актуализация психических состояний в ходе восприятия моноцветов и моноцветовых сочетаний зависит от активности сознания и осознанности образа и изменения его значимости в период «школьного» онтогенеза.

Задачи исследования:

  1. определить специфику психических состояний младших школьников, подростков и юношей в зависимости от характера предъявляемых моноцветов;

  2. исследовать особенности психических состояний представителей трех возрастных групп при восприятии сочетаний моноцветов;

  3. выявить характер зависимости психических состояний младших школьников, подростков и юношей при восприятии художественных образов.

Методология и методы исследования. Исследования проводились на основе системной методологии и теории деятельности, разработанной Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым, А.Р.Лурия, субъектного подхода А.В.Брушлинского, С.Л.Рубинштейна, а также теоретических принципов и положений концепции психических состояний личности (А.О. Прохоров) и концепций цвета (Г.Гете, П.ВЛньшин и др.).

Для реализации поставленных задач был осуществлен теоретический анализ общей и специальной литературы по проблеме восприятия цвета и образов и организован и проведен психологический эксперимент, направленный на выявление характера зависимости психического состояния от предъявления. Для изучения психических состояний при восприятии различных экспозиций использовались основные моноцвета (красный, желтый, синий и др.), их сочетания, а также картины художников разных направлений (русский реализм, или «передвижничество», импрессионизм, постимпрессионизм, супрематизм, футуризм), включающие определенные моноцветовые колориты. Для измерения психических состояний использовалась методика «Рельеф психического состояния» А.О.Прохорова.

В исследовании участвовали учащиеся младшего школьного, подросткового, юношеского возрастов (всего 1119 человек).

Статистическая обработка включала в себя корреляционный и качественный анализы результатов.

Этапы работы. Диссертационное исследование проводилось в три этапа. Первый этап: (1994-1995) включал анализ психологической литературы по теме исследования, определение проблемы и формулировку теоретических положений, выбор методических средств для исследования, а также пилотажное обследование. На втором этапе (1995-2001) осуществлялась основная экспериментальная работа. На третьем

этапе (2001-2003) была завершена экспериментальная часть работы, проведены математическая обработка и интерпретация результатов, литературное и техническое оформление диссертации.

Надежность и достоверность результатов обеспечена непротиворечивостью и теоретической обоснованностью методологических положений, адекватностью используемых методов исследования, их соответствием целям и задачам работы, репрезентативностью выборки испытуемых, согласованностью эмпирических данных собственного исследования с теоретическими положениями других исследователей.

Научная новизна исследования. Выявлены различия в психических состояниях, вызванных восприятием моноцветов у представителей трех возрастных групп -младших школьников, подростков, юношей. Для младших школьников наиболее типичны эмоциональные состояния, связанные с моноцветами: желтым -радость, веселость (82%), зеленым - радость, спокойствие (85%), красным - веселость (40%), возбужденность (60%), т. е. младшие школьники связывают с положительным состоянием желтый, зеленый и красный моноцвета. Для подростков, при восприятии желтого, красного, синего, зеленого, коричневого, фиолетового моноцветов, характерно преобладание отрицательных эмоциональных состояний: тоскливость, утомленность, раздражительность, грусть, тревожность. Исключение составляют серый - спокойствие, радость (67%) - и черный - спокойствие, радость, уверенность, легкость (60%). Юноши в большей степени связывают зеленый моноцвет с состояниями умиротворенности, спокойствия.

Установлено, что актуализирующиеся психические состояния младших школьников зависят как от сочетания моноцветов, расположенных рядом, так и от положения моноцветов на фоне друг друга. У подростков и юношей выявлено влияние одного из двух моноцветов при экспозиции их рядом. Основными отличиями психических состояний у детей «школьного» возраста является их зависимость от характера экспозиций и возраста. Особенностью восприятия сочетания моноцветов у младших школьников является повышение интенсивности ассоциативных процессов. В меньшей степени это выражено у подростков и юношей. При экспозиции некоторых сочетаний моноцветов для подростков было характерно равномерное распределение положительных и отрицательных психических состояний, в частности, при восприятии

сочетаний синего на красном фоне, фиолетового на зеленом, а для юношей - фиолетового на красном фоне.

При восприятии художественных образов младшими школьниками характерны эмоциональные и интеллектуальные состояния, такие как любопытство, заинтересованность; подростками описываются состояния беспокойства, неуверенности, равнодушия, скуки\ юношами - состояния, связанные с анализом увиденного: утонченность, сочувствие, раздражительность и др. Показаны закономерности актуализации психических состояний, зависящие от сложности экспозиций художественных образов и возрастных особенностей испытуемых. Обнаружено, что психические состояния школьников при восприятии ими художественных образов зависят от характеристик сознания: на определенном этапе процесс восприятия сочетания моноцветов опредмечивается в художественный образ. С этого момента в актуализацию психических состояний включается сознание (отношения, личностный смысл и др.), приводя к изменению состояний.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в изучении закономерностей влияния моноцветов и их сочетаний, а также художественных образов с определенным моноцветовым колоритом на актуализацию психических состояний детей «школьного» возраста. Показана зависимость изменения психических состояний от предлагаемых моноцветов, их сочетаний и художественных образов: по мере повышения сложности экспозиции состояния также становятся сложнее. Установлено, что моноцвета, сочетания моноцветов, их композиции, различное их расположение (рядом друг с другом, на фоне друг друга), обусловливают возникновение состояний разного качества, знака, модальности, интенсивности и длительности. Повышение сложности композиции из моноцветов также приводит к изменению состояния. Выявленная закономерность является важной в понимании механизмов актуализации состояний.

Практическая значимость исследования. Полученные результаты позволяют более оптимально организовать преподавание изобразительного искусства с учетом психических состояний, соответствующих возрасту, при восприятии учащимися моноцвета и его сочетаний. Определенным образом организованная экспозиция художественных образов побуждает детей к анализу моноцветового колорита, техники исполнения картины и ее смысла. Материалы исследования могут быть использованы в

организации теоретических и практических занятий, а также спецкурсов, проводимых на специализированных факультетах, готовящих учителей, психологов, дизайнеров. Положения, выносимые на защиту:

  1. Моноцвета различного характера, «теплые» и «холодные» оттенки, выполненные «краской», т.е. моноцвета, выполненные без специальной разработки колеров, актуализируют психические состояния, отличающиеся по своим количественным и качественным характеристикам у детей разных возрастных групп.

  2. Сочетания моноцветов (рядом друг с другом и на фоне друг друга) приводят к изменению психических состояний, по сравнению с восприятием отдельных моноцветов, и зависят от возрастных особенностей субъекта.

  3. Опредмечивание и осознание художественных образов при восприятии композиций из моноцветовых сочетаний включается в процесс актуализации психических состояний одновременно с характеристиками сознания (оценкой, отношением, личностным смыслом и др.), приводя, соответственно, к изменению психических состояний.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации, ее результаты докладывались и обсуждались на Всероссийских и региональных научно-практических конференциях, что нашло отражение в 12 публикациях (Москва, Пермь, Казань, Волгоград, Набережные Челны), излагались на первом Всероссийском съезде психологов (г.Москва, 1995 г.), на Международном симпозиуме «Эмоции и цвет» (г. Пермь, 1997), на Международной научно-практической конференции «Стимулирование мотивации творческого саморазвития личности» (г. Наб.Челны, 2003).

Внедрение результатов исследований проводилось в Набережночелнинском государственном педагогическом институте на лекционных и практических занятиях по возрастной и педагогической психологии, на курсах непрерывного повышения квалификации учителей изобразительного искусства, в спецкурсе по теме «Особенности психических состояний детей «школьного» возраста при восприятии моноцветов, их сочетаний и художественных образов».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, включающей 206 наименований, из которых 9 - на иностран-

ном языке, и приложения. Работа содержит 67 рисунков и 41 таблицу. Общий объем работы составил 186 страниц текста, исключая приложение и библиографию.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, показано состояние рассматриваемой проблемы, определяется методологическая и теоретическая базы, определены объект и предмет исследования, формулируются цель, задачи, гипотеза исследования, раскрываются научная новизна и практическая значимость работы, указываются положения, выносимые на защиту.

В первой главе: «Возрастные особенности и психические состояния при восприятии цвета» - систематизируются данные, имеющиеся по данной проблеме. Рассматривается восприятие цвета, его психологическая характеристика, цвет в художественных образах, возрастные особенности восприятия цвета и художественных образов, а также возрастные особенности психических состояний.

В основе понятия о цвете лежит физическая теория И.Ньютона о разложении света на цветовые лучи. Объективные корреляты цветовых лучей (угол преломления, длина волны) явились первыми и основными измерениями цветов и их классификации. Для раскрытия проблемы восприятия цвета и его воздействия на психическое состояние человека, нами была рассмотрена история развития теории моноцвета/цвета в зарубежной науке, начиная с середины XIX века: в Германии этой темой занимались - Г. Гельмгольц, И. В. Гете, Г. Э. Мюллер, в Англии - Дж. Гилфорд, Ф. Стефане-ску-Гоанга и др.; отечественная психология XX века представлена исследованиями ученых-психологов, таких как Б.Г.Ананьев, Л.М.Веккер, Л.С.Выготский, С.Л., а также Э.Д.Дорофеева, В.Кравков, А.Н.Лутошкин, О.В.Сафуанова, Л.А.Шварц и др.; художников - Н.Н.Волкова, В.В.Кандинского, В.С.Кузина, и др. Анализ психологической литературы по психологии цвета показал, что внимание исследователей было направлено на следующие аспекты данной проблемы: 1) цветовое предпочтение; 2) психофизиологические реакции на воздействие цветов; 3) ассоциации на цвета; 4) семантическое и многомерное шкалирование цветов и цветовых терминов; 5) измерение дифференциальных и абсолютных порогов восприятия цветов и их предпочтение в связи с эмоциональным состоянием; 6) традиционные и этнопсихологические нормы

употребления цветов; 7) цвет как средство выразительности в художественном творчестве.

В первой главе также систематизируются данные, имеющиеся в восприятии как психическом процессе, его организации. Основные психологические направления о восприятии и цвете. Восприятие цвета, его психологическая характеристика, цвет в художественных образах, возрастные особенности состояний.

Во второй главе: «Организация и методы исследования психических состояний в процессе восприятия моноцветов, их сочетаний и художественных образов» - дано описание методики исследования психических состояний и восприятия моноцветов, их сочетаний и художественных образов младшими школьниками, подростками и юношами. Эксперименты строились с учетом постепенного усложнения экспозиции: моноцвета, оттенки моноцветов, сочетания моноцветов, художественные образы картин фрагментами и целостно.

Третья глава: «Исследование психических состояний детей «школьного» возраста» - представляет собой анализ психических состояний при восприятии испытуемыми различных экспозиций. Даны сравнительные характеристики психических состояний младших школьников, подростков и испытуемых юношеского возраста при восприятии моноцветов, сочетаний моноцветов (рядом друг с другом и на фоне друг друга), художественных образов картин различных направлений. Количественный и качественный анализ состояний, а также использование опросника «Рельеф психического состояния», построение структурно-функциональных организаций состояний позволили раскрыть возрастные особенности психических состояний.

Психология восприятия цвета и художественных образов

Рассматриваемая проблема в нашей работе будет освещена в плане специфики восприятия моноцветов, их сочетаний, художественных образов и особенностей психического состояния субъекта.

Восприятие в психологии понимается как отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств (И.Т.Бжалава, 1965; Л.М.Веккер, 1974;И.Рок, 1980; В.А.Барабанщиков, 1990).

Ощущение и восприятие теснейшим образом связаны между собой. И одно, и другое являются чувственным отображением объективной реальности, существующей независимо от сознания на основе воздействия ее на органы чувств: в этом их единство. Ощущение - это, во-первых, начальный момент сенсомоторной реакции; во-вторых, результат сознательной деятельности, дифференциации, выделении отдельных чувственных качеств внутри восприятия. Таким образом, ощущение - отражение отдельного чувственного качества, одного свойства предметов окружающего. Ощущение и восприятие - два разных, но взаимодействующих процесса [155; 156].

Восприятие - это психический процесс, целостный по своей структуре, находящийся в зависимости от субъекта восприятия (его психологической характеристики) и объекта. Исследуемая нами проблема так или иначе затрагивает вопросы мотивации, установки, роли бессознательного и сознания при восприятии монохроматического цвета и его сочетаний.

Становление психологии как науки связано с учением о восприятии. Это влияние памяти на зрительное восприятие тщательно исследовал Беркли. Он считал, что воспринимаемый объект должен быть подобен эффекту (образу), то есть быть воображаемым, а не реальным объектом.

Э.Кант в «Критике чистого разума» выводит содержание знания из опыта. Опыт - это чистое знание и не является способностью разума. Воспринимаемое пространство и время заданно и неизменно.

Изучая восприятие, многие ученые пытались объяснить его как совокупность элементарных ощущений - специальный метод - аналитическая интроспекция (структуралисты). Дж.Хохбергом описываются опыты, где воспринимаемые объекты при помощи специального мысленного разложения позволяют обнаруживать и «ощущения».

Главный тезис структуралистов: каждый раз, когда те же самые стимульные энергии попадают на ту же самую часть того же самого сенсорного органа, с помощью тщательной аналитической интроспекции могут быть обнаружены одни и те же «чистые ощущения» [183]. Они считают, что любое восприятие - это сумма элементарных ощущений. Отсюда гипотеза суммации и метод аналитической интроспекции, которые и являются ошибкой структуралистов.

Особый вклад в психологию восприятия внесли гештальтпсихологи, [33; 155], которые аналитической интроспекции противопоставили феноменологический метод, сущность которого заключается в непосредственном описании наблюдателем содержания своего восприятия. По мнению гештальтистов, среди которых К.Коффка, К.Келлер, М.Вертгеймер и другие, психология восприятия должна ответить на вопрос: «Почему мы видим мир таким, каким его видим?»- чем и отрицают историчность восприятия.

Психологи-гештальтисты обратили внимание на очень важный феномен: как мозаика стимуляции сетчатки служит началом восприятия предметов. Они особенно подчеркивали тенденцию воспринимающей системы группировать вещи в простые единицы (например, точки - в колонны, ряды и т.п.), на основе которых М.Вертгеймер сформулировал принципы восприятия внешних образов.

Гештальтпсихологи ввели понятие изоморфизма (равенство форм), чем надолго внесли путаницу в понимание психологии понятия «восприятие». Они не признавали локализованных специфических путей, ассоциаций, поскольку такие физиологические явления, исходя из принципа изоморфизма, не имеют соответствующего представительства в сознании.

Восприятие как активность человека рассматривается ведущими учеными отечественной психологии (Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев,). Они утверждают, что построение чувственного образа осуществляется посредством органов чувств, (ощупывание, прослеживание контура, интонирование воспринимаемого предмета). В данном случае восприятие превращается в процесс опознания. Полнота восприятия зависит от степени активности человека. Данная точка зрения подразумевает культурно-историческое развитие чувственного восприятия. Восприятие является лабильным образованием, которое гибко реагирует на взаимодействие индивида со средой.

Отечественные психологи внесли большой вклад в психологию воспитания ребенка, утверждая, что чувственное восприятие через деятельность и совместные действия со взрослым [71] сказывается на глубине и качестве восприятия и самовыражении субъекта.

Особенности восприятия цвета у лиц различных возрастных групп и характеристика свойственных им психических состояний

Наиболее полные общие данные о проблеме психических состояний впервые были изложены Н.Д.Левитовым (1964). Если В.Н.Мясищев рассматривал психические состояния как «общий функциональный уровень», как бы «фон», на котором развертываются процессы [118. С.154.], то Н.Д.Левитов впервые выделил психические состояния как качественно самостоятельную психологическую категорию:

«Психические состояния - это целостная характеристика психической деятельности за определенный период деятельности, показывающий своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующих состояний и психических свойств личность. Всякое психическое состояние есть нечто целостное, своего рода синдром...» [100.С.20.]. Н.Д.Левитовым в этой монографии выделены возможные пути дальнейшего изучения психических состояний и выделены наиболее перспективные линии в данном направлении. Б.Г.Ананьев (1964, 1968) выделил психические состояния в качестве «более высокого уровня интеграции» индивидуальной психики, образующегося в качестве «сложного ансамбля» объединенных психических процессов, которому присущи свойства целостности и единства.

Проблема психических состояний, в основном, разрабатывалась специальными психологическими дисциплинами (инженерная, спортивная, медицинская, педагогическая, военная и др.). В результате экспериментов было установлено, что психические состояния определяют в существенной мере успешность деятельности субъекта, его физическое и психическое здоровье, выявлены закономерности, характеризующие состояния работающего человека, особенности регуляции состояний, созданы концептуальные схемы и методические средства оценки состояний (В.А.Ганзен, Н.Д.Левитов, А.О.Прохоров, Ю.Е.Сосновикова, и др.). Но каждое из психологических направлений выявляет, в основном, какой-либо отдельный аспект психических состояний, и сами состояния описываются различно. Так исследования в общепсихологических, инженерно-психологических, психотерапевтических и других направлениях привели к сложности в формировании единой точки зрения на понятие психического состояния, а также в выборе базовых характеристик, которые следует использовать для описания его особенностей и закономерностей. В общепсихологическом направлении понятие психического состояния изучены в меньшей степени по сравнению с процессами и свойствами.

Наиболее полный анализ психических состояний как целостной системы был сделан А.О.Прохоровым (1994, 1998). Исследователем психические состояния рассматриваются на основе одного из направлений системного подхода. Им представлены психические состояния как система, которая характеризуется целостностью, мно-гоуровневостью и иерархичностью (как «всеобщее», «единичное», «особенное»), полимодальностью и другими системными качествами. Основной причиной возникновения психического состояния как синдрома А.О.Прохоров называет «субъективное отражение личностью ситуации в динамике психической деятельности, выражающееся в единстве поведения и переживания в континиуме времени» [143.С. 17]. Причем в качестве ключевых звеньев возникновения психического состояния им выделены:

а) ситуация, которая выражает степень уравновешенности психических свойств индивида и внешнесредовых условий их проявления;

б) сам субъект, который выражает личностные особенности индивида как со вокупность внутренних условий, опосредствующих восприятие и воздействие внеш них средовых условий;

в) «личностный смысл» как системообразующий фактор. «Наиболее систематическим изложением проблемы психических состояний как общепсихологической проблемы» является системный анализ психического состояния, проведенный А.О.Прохоровым (1994). При описании системы использовались пять главных аспектов: 1) система как неделимое целое; 2) система как сложное составное целое; 3) взаимоотношения системы и метасистемы; 4) взаимоотношения системы и среды; 5) цикл существования системы.

Автор дает обобщение известным определениям понятия «состояния», и рассматривает его как единое неделимое целое. А.О.Прохоров отмечает, что психическое состояние характеризуется целостностью, является отражением воздействий на субъект внешних и внутренних стимулов, является промежуточным звеном между процессами и свойствами личности, связано с ними, характеризует своеобразие психической деятельности и имеет временные границы. Определение «состояния» содержит категориальные и системные признаки: психическое состояние - это субъективное отражение личностью ситуации в виде устойчивого синдрома в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в континууме времени.

В ходе анализа рассматривается структура психического состояния, выделяются его функции. Вообще, состояние есть следствие субъективного отражения лично стью ситуации, поэтому предполагается, что состояние выполняет функцию адаптации, уравновешивания субъекта с окружающей средой - природной и социальной. Таким образом, функциональные системы, являющиеся сутью состояния, организуются так, чтобы состояние человека в данных условиях было оптимально и эффективно. Так же выделяются управляющая, регулирующая, антиципирующая, побуждающая и оценочная функции. Анализ и обобщение имеющихся представлений о функциях состояния приводят к следующему выводу: основная функция психического состояния — интегративная, включающая в себя все перечисленные выше подфункции; эта функция связана с сохранением характера динамики и взаимодействия подсистем психики и сомы в промежутках времени между двумя последовательными, значимыми для субъекта изменениями среды [143.С.28].

Особенности психических состояний испытуемых при восприятии моноцветов

Большой интерес представляют собой особенности психических состояний детей разновозрастных групп при восприятии моноцветов, их сочетаний и художественных образов. Восприятие художественных образов опосредованно восприятием художников: каждый художник по-своему оценивает окружающую действительность. Созданный им художественный образ отражает состояние, которое испытывает художник в момент восприятия. Таким образом, при восприятии картины человек может испытывать определенные состояния, вживаясь в ее образ. Это одна из сторон восприятия художественного образа. Помимо этого, на человека оказывается влияние со стороны композиционного построения, сочетаний цветов и их оттенков, преобладание одного цвета над другим или различного их сочетания.

Это привело нас к исследованиям особенностей психических состояний у детей «школьного» возраста при восприятии моноцветов, их сочетаний и художественных образов. В экспериментах участвовали дети различных возрастных групп: школьники младшего возраста (8-10 лет, далее в диссертации - младшие школьники), подросткового (12-14, 15 лет) и юношеского (от 17-18 до 21 года, далее по тексту - юноши).

В ходе экспериментов использовалась методика «Рельеф психического состояния», на основе которой строились рельефы и структурно-функциональные организации состояний. Основное содержание опросника дано в приложении 1. Приведем условные обозначения, или характеристики психического состояния, на основе которых будут построены рельефы третьей главы и приложения 2.

Рассмотрим результаты экспериментов особенностей психических состояний младших школьников при восприятии различных моноцветов - на основе 8-цветового теста М.Люшера и моноцветов, выполненных краской. В эксперименте участвовало 265 человек.

Испытуемым предлагались моноцвета на белом фоне. Каждый моноцвет имел размер 50x50 см на белом фоне 150x150 см и демонстрировались в течение 30-40 секунд.

Младшими школьниками до восприятия экспозиций были выделены психические состояния эмоциональные, высокого уровня активности - веселость, счастье, радость, удовольствие, а также равновесные психические состояния - спокойствие, умиротворенность (12%). Рельефы фоновых психических состояний демонстрируют высокий уровень психической активности младших школьников (Приложение 2, рис.44)

В результате восприятия желтого моноцвета (по М.Люшеру) младшие школьники (80%) выявили психические состояния радости, веселости (высокого уровня активности, эмоциональные, положительные состояния) и возбужденности (высокого уровня активности, эмоциональное отрицательное психическое состояние).

Исследования заключались также в рассмотрении особенностей психических состояний младших школьников при восприятии моноцветов, выполненных «краской», желтого, красного, синего. Эти три моноцвета являются основными, поэтому они и были использованы (рис. 2).

Выявляются совпадения в № № 6, 14, 21, 22, 27, 32, 33, 39 (воображении; двигательной активности; веселости, оптимистичности, переживаний; последовательности, размеренности и уверенности в поведении).

Младшие школьники мало отличали «теплые» и «холодные» оттенки моноцветов по сравнению с другими возрастными группами испытуемых. Все, что демонстрировалось, сопоставлялось ими с окружающей природой, и состояния чаще имели ассоциативный характер. Например, «холодный» синий — «снег зимой», «сосулька», или «теплый» синий - «небо с облаками» и т.д. Подробнее остановимся на особенностях психических состояний при восприятии оттенков желтого моноцвета, так как желтый — это один из основных моноцветов.

Младшие школьники олицетворяли оттенки желтого моноцвета с солнцем, зноем. Количество корреляционно значимых связей также демонстрирует степень устойчивости и неустойчивости психических состояний. Так, при восприятии младшими школьниками оттенков желтого моноцвета количество значимых корреляций (р 0,05; 0,01; 0,001) выявляет неустойчивость психических состояний (17,5 %) - «теплого» желтого, и большую устойчивость состояний (20,5 %) в результате экспозиции «холодного» желтого.

При восприятии младшими школьниками оттенков моноцветов психические состояния мало отличаются друг от друга, но по количеству значимых корреляционных связей они демонстрируют различное влияние моноцветовых оттенков на детей. Младшие школьники олицетворяли каждый моноцвет с каким-либо объектом окружающей среды, что является особенностью этого возраста.

При восприятии красного моноцвета (по М.Люшеру) младшие школьники (60%) были в состоянии раздражительности и возбужденности (высокого уровня активности, отрицательные и эмоциональные состояния), а также веселости и восторга (высокого уровня активности, положительные и эмоциональные психические состояния - 40%).

Интересно, что младшие школьники при восприятии красного моноцвета («краска») описали свои состояния такими словами как «не нравится, непонятно, плохо» (55%) или «приятно» (41%), которые можно охарактеризовать как злобность и неудовлетворенность, а также с состояниями комфортности, удовлетворенности. По сравнению с красным (по М.Люшеру), количество отрицательных состояний уменьшилось, но и положительно окрашенных не стало больше. Выявляется специфичность восприятия моноцветов на основе анализа психических состояний, описанных младшими школьниками.

Особенности психических состояний при восприятии младшими школьниками моноцветовых сочетаний

Нами проводились эксперименты с сочетаниями моноцветов: рядом друг с другом (основные цвета) - желтый рядом с красным, красный рядом с синим, синий рядом с желтым, а также все восемь моноцветов на фоне друг друга ( желтый на красном фоне, красный на желтом фоне, желтый на синем фоне и т. д.). Все моноцвета предлагались в виде карточек форматом 50x50 см на фоне другого моноцвета 150x150 см - 56 сочетаний, которые экспонировались в течение 30-40 секунд.

В эксперименте участвовали младшие школьники - всего 56 человек. На каждом этапе эксперимента работали дети 7-8 лет (2 класс), не более 4-х человек. Эксперименты с моноцветами заняли продолжительное время из-за большого объема экспозиции, специфики возраста и особенностей учебного процесса. Каждый этап экспериментов проводился с одним сочетанием в отдельный день с учетом учебной нагрузки. Поэтому чаще всего это были вторник, среда или четверг, с учетом наименьшей загруженности детей.

Психические состояния характеризуются разнообразием и появлением познавательных психических состояний у нескольких испытуемых — любопытство. В таблице 8 описаны состояния младших школьников при восприятии моноцветов рядом друг другом.

Наиболее часто встречающиеся психические состояния у младших школьников при восприятии моноцветов рядом друг с другом - это уютность, спокойствие (равновесные), радость (положительное, высокого уровня активности, эмоциональные), страх, возбужденность (отрицательные, высокого уровня активности, эмоциональные). Но общая картина в рельефах состояний - различна. Средние значения показателей состояний также различны (табл. 7).

Картина распределения средних значений для сочетаний моноцветов имеет определенные особенности.

В результате восприятия сочетаний моноцветов происходит изменение показателей по убывающей, т.е. имеется снижение активности в показателях психических состояний в зависимости от моноцветового сочетания. Самое большое значение принадлежит сочетанию желтый рядом с красным - 8,65 баллов, а самое низкое - сочетанию синий рядом с красным - 5,25 балла.

Анализ корреляционных матриц позволяет выяснить степень устойчивости психических состояний, описанных младшими школьниками.

Так при восприятии сочетания синий рядом с красным выявлено 136 значимых корреляционных связей, что указывает на неустойчивость состояний по сравнению с фоновым состоянием (113). Затем по степени неустойчивости выделяется сочетание желтый рядом с красным. - 124 значимые корреляционные связи, и желтый рядом с синим - 101.

Рельефы психических состояний при восприятии сочетаний моноцветов рядом друг с другом демонстрируют различный уровень психической активности. Наиболее высокие показатели психических состояний, по сравнению с другими сочетаниями, получены при восприятии желтого рядом с красным (рис.10), особенно относительно поведения. На втором месте - рельеф состояний при восприятии желтого рядом с синим моноцветом (рис.11), и на третьем - синий рядом с красным (рис.12), где уровень психической активности у младших школьников снизилась.

Таким образом, моноцветовые сочетания своеобразно влияют на психические состояния младших школьников. Выявлено наиболее благоприятное влияние на испытуемых желтого и красного моноцветов в сочетаниях. Предпочтение этих сочетаний также подтверждает возрастную особенность детей: привлекает все яркое и веселое.

Дальнейшие эксперименты были усложнены: детям младшего школьного возраста предъявлялись моноцвета на фоне друг друга (Глава 2).

Младшим школьникам было предложено 56 моноцветовых сочетаний на фоне друг друга. Часть результатов экспериментов представлены в таблице 10, где сопоставляются особенности психических состояний испытуемых при восприятии сочетаний моноцветов рядом друг с другом и на фоне друг друга (желтый, красный, синий). Если при восприятии моноцветов рядом друг с другом младшие школьники описали психические состояния относительно двух моноцветов, то при восприятии сочетаний другого характера преобладали психические состояния относительно фонового моноцвета.

Похожие диссертации на Возрастные особенности психических состояний школьников при восприятии моноцветов и художественных образов