Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования 20
1. Состояние разработанности проблемы исследования 20
2. Теоретическая модель рефлексивной культуры как акмеологического инварианта профессионализма кадров управления 45
3. Критерии, показатели и уровни развития рефлексивной культуры как акмеологического инварианта профессионализма кадров управления 57
Выводы по первой главе 66
Глава II. Оптимизация процесса развития рефлексивной культуры как акмеологического инварианта профессионализма кадров управления 71
1. Акмеологические условия и факторы оптимизации процесса развития рефлексивной культуры как акмеологического инварианта профессионализма кадров управления 71
2. Результаты эмпирического исследования акмеологических факторов оптимизации процесса развития рефлексивной культуры как акмеологического инварианта профессионализма кадров управления 104
3. Результаты эксперимента по развитию рефлексивной культуры как акмеологического инварианта профессионализма кадров управления 125
Выводы по второй главе 139
Заключение 144
Список использованных источников и
Литературы 148
Приложения 170
- Состояние разработанности проблемы исследования
- Теоретическая модель рефлексивной культуры как акмеологического инварианта профессионализма кадров управления
- Акмеологические условия и факторы оптимизации процесса развития рефлексивной культуры как акмеологического инварианта профессионализма кадров управления
- Результаты эмпирического исследования акмеологических факторов оптимизации процесса развития рефлексивной культуры как акмеологического инварианта профессионализма кадров управления
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Актуализация творческого потенциала, конструктивные изменения и перестройка своего профессионального опыта в области управления, его развитие, совершенствование и инновационное изменение невозможны без развития у представителей всех уровней управления способности превращать собственную деятельность в предмет осознания и переосмысления. Можно утверждать, что первостепенную роль в повышении уровня профессионализма кадров управления играет развитие рефлексивной культуры, которая представляет собой совокупность социально и профессионально обусловленных способов осознания, переосмысления и творческого преобразования личного и профессионального опыта и содержания профессиональной деятельности.
Однако реализация задачи обеспечения высокого уровня рефлексивной культуры кадров управления затруднена из-за ряда объективных и субъективных обстоятельств, главными из которых являются:
сложившаяся система профессиональной подготовки и переподготовки кадров управления, в которой пока не получила широкого распространения технологическая система формирования и развития рефлексивной культуры;
отсутствие у представителей всех уровней управления мотивации саморазвития и получения систематических знаний о рефлексивной культуре как особом виде личностной культуры, направленной на осмысление и переосмысление личностных смыслов и содержаний жизнедеятельности.
Состояние разработанности проблемы исследования. Понятие «рефлексия» в отечественной психологии в качестве одного из объяснительных принципов организации и развития психики человека и,
прежде всего, ее высшей формы - самосознания начали прорабатывать И.М. Сеченов, Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.
Активные исследования рефлексии проводились в рамках философского, психологического и специально-научного знания в 60-90 гг. XX века (Н.Г. Алексеев, В.В. Давыдов, И.С. Ладенко, А.П. Огурцов, М.А. Розов, В.М. Розин, И.Н. Семенов, СЮ. Степанов, Г.П. Щедровицкий и др.). Как философская категория сознания и мышления рефлексия означает процесс размышления человека о происходящем в его собственном сознании, осмыслении содержания самосознания, принципе мышления, форме теоретической деятельности.
В настоящее время понятие «рефлексия» привлекается в качестве объяснительного принципа для раскрытия психологического содержания различных феноменов и фактов, получаемых в экспериментальных исследованиях конкретных предметов психологического изучения: мышления (В.В. Давыдов, А.З. Зак, А.В. Захаров, Ю.Н. Кулюткин, И.Н. Семенов, СЮ. Степанов и др.), сознания (Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, В.Н. Пушкин, Е.В. Смирнова, А.П.Сопиков и др.), личности (Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, Б.В. Зейгарник, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман и др.), общения (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов и др.).
В рамках акмеологического подхода изучаются различные аспекты и проблемы развития рефлексивного мышления (И.М. Войтик), рефлексивной компетентности (О.А. Полищук), рефлексивно-инновационного потенциала (И.В. Байер) кадров управления. Исследуются рефлексивные и социально-психологические особенности самореализации государственных служащих (О.Д. Ковшуро), психолого-акмеологические особенности рефлексивного прогнозирования в деятельности управленческих кадров (Д.О. Миролюбова), рефлексивная динамика продуктивности профессионально-творческой деятельности (А.В. Балаева). Значительное
внимание уделяется разработке рефлексивных методов и приемов развития творческого потенциала руководителя (С.Н. Маслов), совместного решения творческих задач (Н.Б. Ковалева), саморегуляции практического мышления кадров государственной службы (СВ. Кузнецов). Активно ведутся исследования рефлексивной культуры (О.С.Анисимов, А.Л. Емельянов, О.Г. Павицкая, С.Ю.Степанов). Однако, хотя в отдельных исследованиях подчеркивалась взаимосвязь уровня рефлексивной культуры и профессионализма, до сих пор рефлексивная культура не рассматривалась как акмеологический инвариант профессионализма кадров управления.
Таким образом, актуальность проблемы и ее недостаточная научная разработанность предопределили тему, объект, предмет, цели и задачи диссертационного исследования.
Цель исследования - выявить особенности развития рефлексивной культуры как акмеологического инварианта профессионализма кадров управления.
Объект исследования - рефлексивная культура кадров управления.
Предмет исследования - оптимизация развития рефлексивной культуры как акмеологического инварианта профессионализма кадров управления.
Гипотеза исследования
Рефлексивная культура как акмеологический инвариант профессионализма кадров управления развивается в течение жизни в рамках систем образования и профессиональной деятельности. Оптимизация процесса развития рефлексивной культуры кадров управления представляет собой тенденцию к объединению всех составляющих ее компонентов в системно-структурное единство.
Существует зависимость между уровнем рефлексивной культуры и акмеологическими факторами оптимизации процесса ее развития: высоким
уровнем субъектности и ответственности, сформированным ценностно-смысловым уровнем самоуправления, многоконтекстным творческим мышлением, сформированной адекватной и позитивной Я-концепцией личности.
Активизировать и оптимизировать процесс развития рефлексивной культуры как акмеологического инварианта профессионализма кадров управления можно, используя в процессе повышения их квалификации акмеологические технологии.
Задачи исследования:
Осуществить теоретический анализ проблемы исследования.
Построить теоретическую модель рефлексивной культуры как акмеологического инварианта профессионализма кадров управления.
Выявить критерии, показатели и уровни развития рефлексивной культуры.
Выявить акмеологические условия и факторы оптимизации процесса развития рефлексивной культуры.
Разработать акмеологическую технологию развития рефлексивной культуры.
Теоретико-методологическую базу исследования составили научные положения о развитии личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев и др.); о взаимовлиянии личностного и профессионального развития (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков); принципы единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн), единства внутреннего и внешнего плана деятельности (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн), деятельностного опосредствования развития личности и ее отношений (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский), активности субъекта деятельности (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев,
Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.).
Исследование осуществлялось с позиций акмеологического подхода (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.С. Гусева (Карпенко), А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и др.).
Теоретическую базу исследования составили работы, раскрывающие условия проявления и развития творческого потенциала личности, вопросы повышения профессионализма и оптимизации профессиональной деятельности (О.С. Анисимов, Ю.К. Бабанский, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, А.А. Деркач, Е.А. Климов, П.А. Корчемный, Л.Г. Лаптев, Э.А. Манушин, A.M. Матюшкин, В.Г. Михайловский, Н.Д. Никандров, А.И. Подольский, Я.А. Пономарев, И.Н. Семенов, В.А. Сластенин, В.В. Столин, O.K. Тихомиров и др.); а также труды, посвященные проблемам рефлексивной психологии и рефлексивной практики (И.В. Байер, Е.П. Варламова, В.Н. Васютин, А.В. Растянников, Ю.А. Репецкий, И.Н. Семенов, А.В. Советов, СЮ. Степанов и др.).
Методы исследования. Для реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов, объединенных в рамках констатирующего исследования и развивающего эксперимента.
В качестве диагностических инструментов были использованы следующие методики: опросник уровня субъективного контроля (Дж. Роттер, адаптация Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкина, A.M. Эткинд); тест «Смысложизненных ориентации» (Д.А. Леонтьев); тест PAT (С. Медник, адаптация Т.В. Галкиной, Л. Г.Алексеевой); прогрессивные матрицы Дж. Равена; методика по изучению самоотношений (В.В.Столин); методика по изучению самооценки (С.А.Будасси, адаптация Н.М. Пейсахова); методика «Психологическая автобиография» (Е.Ю. Коржова); опросник уровня развития рефлексивной культуры (В.К. Елисеев в модификации соискателя); опросник затруднений в реализации компонентов рефлексивной культуры и профессионализма;
анкеты самооценки сформированности компонентов рефлексивной культуры и компонентов профессионализма.
На экспериментальном этапе использовалась система теоретических и практических занятий, направленных на развитие у кадров управления рефлексивной культуры.
При обобщении и анализе материалов эмпирического исследования и экспериментальной работы использовались методы статистической обработки данных: ранжирование и корреляционный анализ с применением статистического пакета «Excel».
Эмпирическая база исследования. Выборочную совокупность исследования составили 312 начальников и заместителей начальников департаментов регионального уровня управления, из которых 105 участвовали в развивающем эксперименте.
Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась исходными методологическими принципами, теоретической обоснованностью, разнообразием и надежностью использованных методов, репрезентативностью выборки, математической обработкой полученных данных с использованием пакета компьютерных программ статистического анализа.
Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна
1. Уточнено понятие «рефлексивная культура». Показано, что рефлексивная культура выступает как акмеологический инвариант профессионализма личности и проявляется как готовность осознавать и способность переосмысливать и творчески преобразовывать свой личный и профессиональный опыт, пластично и конструктивно интегрировать порожденные в результате этого инновации в систему собственной деятельности и на этой основе достигать высокой стабильной эффективности деятельности, а также осуществлять активное акме-
ориентированное саморазвитие.
Построена теоретическая модель рефлексивной культуры как акмеологического инварианта профессионализма кадров управления. Выделены структурно-функциональные компоненты рефлексивной культуры, каждый из которых реализуется через систему определенных личностных качеств, способностей и умений, формирование которых обусловлено целями и задачами, которые призвана решать рефлексивная культура. Каждое качество, умение или способность обеспечивает выполнение одной задачи и способствует более продуктивному решению других, возложенных на иные качества, умения и способности. Собственно рефлексивный компонент обеспечивается сформированностью рефлексивности как способности к осознанию самого себя и других и направлен на выбор возможных вариантов развития организационного взаимодействия. Ценностно-смысловой компонент реализуется через сформированную ценностно-смысловую сферу управленца, связан с предпочтениями и мотивами его деятельности и проявляется в сформированной направленности на управленческую деятельность. Креативный компонент реализуется через актуализацию творческого потенциала управленца и проявляется в творческом характере управленческой деятельности, направленном на осознание и эффективное преобразование управленческой ситуации. Операциональный компонент реализуется через развитую аутопсихологическую компетентность и предполагает сознательное овладение системой знаний, умений и навыков в области развития профессионализма и совершенствование в ней.
Выявлены критерии, показатели и уровни развития рефлексивной культуры как акмеологического инварианта профессионализма кадров управления.
Показано, что в качестве внутреннего критерия развития рефлексивной культуры выступает эффективность развития
профессионализма кадров управления. Внутренний критерий выражается через следующие содержательные показатели: осознание и переосмысление личностных и профессиональных ориентиров своего жизненного пути; создание собственных рефлексивных моделей профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом; рефлексия статусного роста в личностном и профессиональном плане, стремление к осознанию собственной личностной и профессиональной индивидуальности; реализация индивидуальных программ личностно-профессионального саморазвития.
Определено, что внешним критерием развития рефлексивной
культуры является эффективность рефлексии процесса
жизнедеятельности, в том числе становления и развития профессионализма. Внешний критерий представлен как система функциональных показателей, которая позволяет опосредованно, через содержательные и динамические характеристики процесса рефлексии, оценивать уровень сформированности компонентов рефлексивной культуры. В качестве функциональных показателей рефлексивной культуры кадров управления выступают: активность (стремление к осмысленности бытия), направленность (выбор объекта рефлексии как ценности), целостность (охват всех сфер жизнедеятельности), продуктивность (способность создания определенного количества рефлексивных образов), потенциальность (наличие необходимого объема знаний для продуцирования рефлексивных образов), актуализация (осознание рефлексируемых образов), реализованность (осуществление рефлексируемых проектов), перспективность (наличие ближних и дальних целей), насыщенность (спектр значимых рефлексивных переживаний), эмоциональная окраска (отношение к рефлексируемым событиям).
4. Выявлены акмеологические условия оптимизации процесса развития рефлексивной культуры как акмеологического инварианта
профессионализма кадров управления (макросоциальные и психолого-педагогические).
Показано, что макросоциалъным условием оптимизации развития рефлексивной культуры как акмеологического инварианта профессионализма кадров управления является востребованность в обществе и государственных структурах людей, направленных на постоянное акме-ориентированное саморазвитие.
Психолого-педагогическими условиями оптимизации развития рефлексивной культуры как акмеологического инварианта профессионализма кадров управления являются:
реализация программно-целевого подхода в организации процесса повышения квалификации кадров управления;
специальная организация профессионально ориентированной среды обучения, реализующая целевой компонент, направленный на решение вопросов, связанных с особенностями развития рефлексивной культуры кадров управления в рамках образовательной среды;
внедрение в систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров управления личностно и субъектно ориентированного подхода, который обеспечивает формирование у управленцев активной, осознанной, рефлексивной позиции в учебном процессе;
отбор содержания акмеологических технологий развития рефлексивной культуры на основе принципов: научности и профессиональной направленности; личностной ориентации, предполагающей использование идей гуманистической, личностно-ориентированной, развивающей педагогики; вариативности; сочетаемости и открытости;
индивидуализация процесса обучения кадров управления в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации,
способствующая построению индивидуальных акмеологических траекторий развития структурно-функциональных компонентов рефлексивной культуры;
- акмеологическое обеспечение процесса развития рефлексивной культуры, позволяющее организовывать познавательно-творческую деятельность управленцев - слушателей системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации и формировать их профессиональную и психологическую готовность к непрерывному акме-ориентированному саморазвитию.
Установлено, что основными акмеологическими факторами
оптимизации развития рефлексивной культуры как акмеологического
инварианта профессионализма кадров управления являются: высокий
уровень субъектности; сформированный ценностно-смысловой уровень
самоуправления; многоконтекстное творческое мышление;
сформированная адекватная и позитивная Л-концепция личности; развитие ответственности как системного качества личности.
5. Разработана акмеологическая технология и экспериментальная программа развития рефлексивной культуры как акмеологического инварианта профессионализма кадров управления.
Первый этап реализации программы включает технологические приемы и средства активизации рефлексивных механизмов становления субъектной позиции управленца в профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом: развитие навыков самопознания, самооценки, самоотношения; формирование приемов рефлексивной саморегуляции; обучение навыкам прогнозирования, децентрации, дивергентного мышления; развитие способностей к профессиональной рефлексии жизненных обстоятельств; развитие навыков рефлексии межличностных отношений, субъектного взаимодействия и невербальных средств общения в организационной среде; активизация рефлексивного осмысления
структуры и компонентов организационного процесса, организация рефлексивно-проблемных форм управленческого взаимодействия; освоение приемов рефлексии альтернативных способов решения жизненных и профессиональных проблем методом рефлексивного диалога.
На втором этапе используются следующие технологические приемы и средства обучения управленцев основам рефлексивного жизнетворчества: анализ методологии рефлексивной культуры, основных компонентов ее содержания и структуры; создание информационно-рефлексивного фона, актуализация познавательной рефлексии; овладение основами рефлексии ценностей и смыслов профессиональной деятельности; освоение методик изучения ценностных ориентации, навыков рефлексии индивидуальных проектов и перспектив жизненного пути, фрагментов профессиональной деятельности, приемов проектирования, моделирования жизненного и профессионального пути, проектирование личностно-профессиональной перспективы; воспитание потребности в рефлексии личностной и профессиональной самореализации.
Третий этап направлен на формирование у кадров управления:
рефлексивной готовности к самостоятельной постановке и
профессиональному решению жизненных и профессиональных задач;
рефлексивно-преобразующего отношения к собственной
жизнедеятельности; умений проектировать жизненный и профессиональный путь; рефлексивных механизмов деятельности, поведения и общения, выполняющих регулятивную функцию; умений рефлексивного поиска индивидуального стиля деятельности; умения создавать рефлексивные модели будущей деятельности.
Четвертый этап включает формирование потребности в рефлексии самосовершенствования и обучение управленцев практическим основам реализации индивидуальных рефлексивных программ личностно-
профессионального саморазвития; рефлексивному анализу профессиональных и жизненных акме; рефлексии статусного роста; рефлексии интегративной профессиональной компетентности; анализу рефлексивных установок в отношении жизненного пути; диагностике и формированию рефлексивной позиции в организационном взаимодействии; рефлексивной коррекции собственной жизнедеятельности.
Эмпирически подтверждено, что включение данной экспериментальной программы в процесс обучения в системе повышения квалификации приводит к позитивной динамике в развитии рефлексивной культуры и профессионализма кадров управления.
Практическая значимость исследования состоит в том, что программа развития рефлексивной культуры как акмеологического инварианта профессионализма кадров управления может быть использована в ходе их подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а также психологами-акмеологами в практике индивидуального консультирования для разработки акмеологических стратегий оптимизации процесса развития профессионализма кадров управления и составления конкретных рекомендаций и психолого-акмеологического сопровождения процесса развития профессионализма, а также самими управленцами как одно из средств оптимизации процесса их саморазвития.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись как в ходе развивающего эксперимента, так и непосредственно в профессиональной деятельности кадров управления. Результаты исследования обсуждались на заседаниях проблемных групп и кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ. Они апробированы автором на психолого-акмеологических чтениях Международной академии акмеологических наук, а также были использованы при проведении спецкурсов по развитию рефлексивной культуры и профессионализма кадров управления.
Отдельные положения и результаты работы обсуждались на научных сессиях Международного акмеологического института (Москва, 2001-2003 гг.). Материалы исследования докладывались на Международной конференции «Проблемы человека и общества в условиях становления новой России» (Москва, 2004 г.); Международной научной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие» (Москва, 2004 г). Положения, выносимые на защиту
Основной функцией рефлексивной культуры как акмеологического инварианта развития профессионализма кадров управления является осуществление управленцем контроля и оценки собственной деятельности. Эффективность данного вида контроля зависит от способности управленца к рефлексии, позволяющей разумно и объективно анализировать свои поступки, суждения, поведение, осмысление и переосмысление своей деятельности, правильности постановки целей и использования методов, приемов, средств, своего опыта.
В качестве структурно-функциональных компонентов рефлексивной культуры как акмеологического инварианта профессионализма кадров управления выступают определенные личностные и субъектно-деятельностные особенности человека, проявляющиеся при решении различных задач в области осознания, переосмысления и творческого преобразования личного и профессионального опыта и содержания профессиональной деятельности кадров управления. Как система взаимосвязанных, взаимозависимых и взаимопроникающих структурно-функциональных компонентов, образующих целостную, открытую, саморегулируемую систему, рефлексивная культура обусловливает целостное согласование профессиональной деятельности управленца с целями развития его профессионализма.
В своем развитии рефлексивная культура проходит несколько
уровней.
Репродуктивный уровень - самый низкий уровень рефлексивной культуры, ориентированный на некритичное воспроизведение общепринятых социально-профессиональных норм и критериев ее развития. Отличительной чертой рефлексирования на репродуктивном уровне развития рефлексивной культуры является его ситуативный характер. Управленец приступает к анализу и включению своего опыта в наличную ситуацию только при возникновении затруднений в ходе деятельности. Проектирование деятельности осуществляется за счет привлечения элементов чужого опыта.
Адаптивный уровень — низкий уровень развития рефлексивной культуры, на котором у субъекта начинают формироваться желания и стремления осознать и переосмыслить личностные и профессиональные особенности, ценности и ориентиры своей личности, свой жизненный и профессиональный путь. Однако стремление и желание развивать рефлексивную культуру не подкреплено в достаточной степени стремлением к саморазвитию рефлексивных умений и навыков. Тем не менее, в качестве главного источника развития рефлексивной культуры начинает выступать именно саморазвитие субъекта. Формируется способность к самопорождению личностных и профессиональных смыслов жизнедеятельности.
Моделирующий уровень - средний уровень развития рефлексивной культуры, на котором формируется рефлексивная готовность к самостоятельной, творческой постановке и профессиональному решению теоретико-прикладных задач, развитию проектной культуры, рефлексивно-преобразующему отношению к собственной жизнедеятельности и к профессиональному труду в частности. В основном сформированы рефлексивные механизмы деятельности, поведения и общения, выполняющие функцию саморегуляции. Начинают осуществляться
рефлексивный поиск индивидуального стиля профессиональной деятельности, попытки создания собственных рефлексивных моделей будущей жизнедеятельности, формируются индивидуальные способы рефлексии творческого самовыражения в профессии.
Конструктивный уровень - высокий уровень развития рефлексивной культуры. Субъект способен эффективно осмысливать и осознавать наличный уровень развития своих рефлексивных качеств и способностей, которые начинают выступать в качестве рефлексивно-творческого базового потенциала, обеспечивающего саморазвитие субъекта жизнедеятельности, активность и результативность в жизни и профессии. Субъект стремится отрефлексировать собственную личностную и профессиональную индивидуальность. На этом уровне оформляется и развертывается целостная рефлексивная позиция управленца как личности и специалиста, система его рефлексивных установок в отношении собственного жизненного и профессионального пути.
Творческий уровень - наивысший уровень развития рефлексивной культуры. Главной особенностью управленцев на творческом уровне развития рефлексивной культуры является рефлексивно-конструктивная позиция в процессе решения управленческих задач. Они готовы к проектированию своей деятельности, способны самостоятельно ставить профессиональные цели и формулировать профессиональные проблемы и задачи, определять эффективность используемых методов и приемов управленческого воздействия, стремятся к постоянному совершенствованию себя как субъекта профессиональной деятельности. Практически реализуются индивидуальные программы личностно-профессионального саморазвития, актуализируется потребность в рефлексии самосовершенствования, осуществляется функция рефлексивной коррекции.
4. Ведущими акмеологическими факторами оптимизации процесса
развития рефлексивной культуры являются субъектность как интегральная способность выстраивать жизнь в соответствии с собственными целями и ценностями и ответственность как системное качество личности, которое проявляется в способности осознанно принимать обоснованные решения, выступая причиной изменений (или противодействия изменениям) в окружающем мире и в собственной жизни, а также в сознательном управлении этой способностью и готовности отвечать за результаты и последствия своих решений.
Процессы формирования и развития субъектности и ответственности совпадают, могут изменяться с изменением содержания и форм деятельности субъекта в процессе личностно-профессионального саморазвития и связаны с преобладанием внутреннего локуса контроля, то есть с интернальностью. Рост интернальности и, соответственно, рефлексивности наблюдается у управленцев в периоды изменения субъектной позиции в организационном процессе, например, при назначении на новую должность, когда необходимо принимать какие-либо ответственные решения.
5. Акмеологическая технология развития рефлексивной культуры как акмеологического инварианта профессионализма кадров управления выступает как акмеологическая стратегия становления творческой личности управленца. В связи с этим при разработке данной акмеологической технологии необходимо опираться на комплекс общих и частных принципов. В качестве общих выступают принципы: вариативности, учитывающий динамику, адаптивность акмеологических технологий в меняющихся условиях и нестандартных ситуациях; гибкости, предполагающий саморегуляцию, самонастройку, самокоррекцию субъекта акмеологических технологий; интеграции, означающий взаимозаменяемость элементов различных типов и видов акмеологических технологий и исключающий абсолютизацию каждого отдельного вида;
психологической ценности акмеологической технологии, предполагающий необходимость учета закономерностей влияния различных типов развивающих воздействий на личность; системности акмеологического воздействия, определяющий, что при воздействии на какой-либо компонент системы модифицируются и те компоненты системы и связи, воздействие на которые не оказывалось.
В качестве частных выступают такие принципы, как: культуро-сообразность; ориентация на креативность, личностную и профессиональную индивидуальность каждого управленца, обеспечение дифференцированного и индивидуально-творческого подхода к его подготовке; открытость, вариативность, динамичность изменений в содержании, формах и методах подготовки кадров управления; полисубъектность образовательного процесса, предполагающая развитие активности, инициативности, ответственности и рефлексивности всех его участников, его диалогизацию; единство дополнительности, преемственности и интеграции акмеологической и специальной подготовки кадров управления.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.
Состояние разработанности проблемы исследования
Способность превращать собственную деятельность в предмет осознания и переосмысления развития, совершенствования и инновационного изменения играет первостепенную роль в повышении уровня профессионализма кадров управления.
Актуализация творческого потенциала, конструктивные изменения и перестройка собственного профессионального опыта, оптимизация процесса становления профессионализма кадров управления невозможны без развития у субъектов профессиональной деятельности рефлексивной культуры.
Рассмотрим содержание понятия «рефлексивная культура». Для этого необходимо будет вначале обратиться к родовому понятию -понятию «культура».
Этимологически термин «культура» восходит к латинскому слову «cultus», означающему «возделывание, обрабатывание, выращивание». Культивировать - значит: «выращивать, насаждать, развивать»1.
Общепринятыми значениями понятия «культура» являются следующие:
1) культура как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества, то есть культура в широком смысле - все, что создано человеческим обществом благодаря физическому и умственному труду в отличие от явлений природы; 2) культура в более узком смысле - как идейное и нравственное состояние общества; 3) культура как уровень, степень развития, достигнутая в какой-либо отрасли знания или деятельности (культура труда, культура речи и т.д.); 4) культура как степень совершенства социального и умственного развития, присущая кому-либо2.
Анализ философской, культурологической и другой научной литературы, направленный на выявление атрибутов различных видов культур, их состава и структуры, показал, что научные критерии определения культуры выделяются в зависимости от конкретного вида данного феномена и научной позиции исследователя.
Так, в работах философов и культурологов исследование разновидностей культур, их структур и функций направлено на рассмотрение теории и истории развития исследуемого явления, основными феноменами которых выступают материальная и духовная культуры. В антропологическом же аспекте культура мыслится как способ человеческого бытия, историческая мера образа жизни и включает историко-конкретную совокупность знаково-символических систем в виде способов восприятия, мышления, познания, переживания и действия, а также знаний, ценностей, способов и критериев оценки, нормативов. В связи с этим ЯМ. Нейматов понимает под культурой способность особого рефлексивного представления, определяющего принципы рационального упорядочения действительности; способность совершенного представления, реализуемого в человеческом опыте, способность «духовного продуцирования» .
В философии и культурологии культура выступает как способ и мера овладения человеком естественного и социального миров, универсальное отношение человека к миру, через которое он создает мир и самого себя. При этом основные функции человеческой жизнедеятельности возникают в недрах обыденной культуры, определяемой повседневной практикой, входящей в привычный образ жизни, где основные знания, умения и навыки усваиваются на уровне общего воспитания, переходящего со временем в специальные профессии, требующие профессионального образования. Таким образом, обыденная и специализированная культуры человека сосуществуют параллельно, но в разных областях жизни субъекта4.
С позиций известного философа М.С. Кагана, культура структурируется на понятия «вещь», «тело», «организация», «знание», «ценность», «проект», «художественный образ» и определяется как «опредмеченная деятельность человека»; формы же присвоения продуктов, ее «распредмечивания» рассматриваются в материальной, духовной и художественной культуре5.
Г.В. Драч определяет культуру как социальное достояние, общность норм, обычаев, нравов и фиксирует ее функции: трансляция социального опыта, способ социализации личности6.
Теоретическая модель рефлексивной культуры как акмеологического инварианта профессионализма кадров управления
В построении теоретической модели рефлексивной культуры как акмеологического инварианта профессионализма кадров управления мы исходили из следующих методологических посылок: - рефлексивная культура представляет собой часть общей культуры, и поэтому ее исследование должно опираться на данные культурологии, раскрывающей общую структуру, механизм функционирования культуры; - в антропологическом аспекте культура мыслится как способ человеческого бытия, историческая мера образа жизни и включает историко-конкретную совокупность знаково-символических систем в виде способов восприятия, мышления, познания, переживания и действия, а также знаний, ценностей, способов и критериев оценки, нормативов; - в структурном отношении содержание рефлексивной культуры кадров управления соотносится с общим строением их профессиональной культуры. Таким образом, с точки зрения общего культурологического подхода рефлексивную культуру можно определить как совокупность индивидуальных, социально обусловленных способов осознания и переосмысления субъектом собственной жизнедеятельности.
Одновременно, как часть профессиональной культуры кадров управления рефлексивная культура - это качественное, системное и динамическое образование личности, характеризующееся определенным уровнем развития профессионального самосознания и профессиональной компетентности, совокупность социально и профессионально обусловленных способов осознания, переосмысления и творческого преобразования личного и профессионального опыта и содержания профессиональной деятельности кадров управления.
И.Ф. Исаев, характеризуя модель профессиональной культуры, представляет ее содержание как единство четырех компонентов, включающих: - совокупность профессиональных ценностей; - специфический способ профессиональной деятельности; - проявление профессионального творчества; - способ реализации сущностных сил .
Нетрудно заметить, что все без исключения компоненты профессиональной культуры содержат в той или иной форме рефлексивные механизмы их функционирования. Охарактеризуем некоторые из них.
Перед субъектом профессиональной деятельности постоянно возникают задачи, требующие рефлексивной оценки, осознания и осмысления профессиональной реальности. Ценности могут рассматриваться в качестве своеобразных жизненных и профессиональных ориентиров, с которыми субъект соотносит свою деятельность и которые он продуцирует. Продуцирование ценностей можно рассматривать как рефлексивный процесс.
Взаимосвязь понятий профессиональной культуры, рефлексивной культуры и деятельности очевидна, т.к. в процессе профессиональной деятельности создаются, отрабатываются и закрепляются технологии и образцы профессиональной и рефлексивной культуры. Общим понятием для данных культур, таким образом, является «способ деятельности».
Мы определяем рефлексивную культуру кадров управления как совокупность социально и профессионально обусловленных способов осознания, переосмысления и творческого преобразования личного и профессионального опыта и содержания профессиональной деятельности.
В свою очередь, профессиональная и рефлексивная культура определяют развитие наиболее приоритетных, перспективных и необходимых видов профессиональной деятельности.
Ценности профессиональной деятельности, технология их воплощения в процессе организационного взаимодействия становятся факторами развития личности лишь в условиях творчества. Управленцу, желающему овладеть профессиональной культурой, необходимо прежде всего осознать и отрефлексировать профессиональную деятельность как творческий процесс. Кроме того, само творчество можно рассматривать с рефлексивных позиций.
Проявление творческих компонентов профессиональной деятельности зависит от готовности управленца к творчеству, от реализации творческого потенциала личности, который выступает условием и средством реализации сущностных сил субъекта. Под творческим потенциалом понимаются способности, социально-профессиональный опыт личности, мера социальной активности субъекта. Исследуя закономерности и механизмы формирования рефлексивной культуры, мы также обращаемся к внутреннему потенциалу субъекта, понимание сущности которого базируется на философских и педагогических учениях о природных и приобретенных свойствах творящего, преобразующего действительность ответственного субъекта. С точки зрения проблемы нашего исследования процесс овладения основами рефлексивной культуры представляется как становление и реализация личностно-профессионального, в том числе творческого потенциала управленца.
Построение теоретической модели рефлексивной культуры позволит более глубоко и всесторонне, с содержательной и динамической стороны анализировать этот феномен.
На наш взгляд, содержание рефлексивной культуры как акмеологического инварианта профессионализма кадров управления необходимо представить не просто в виде суммы определенных личностных качеств, а в виде системы структурно-функциональных компонентов.
В соответствии с определением В.Н.Садовского система - это «упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство»46. Каждая система имеет две составляющие - элементный состав и структуру как систему связей между этими элементами47. При этом каждый элемент системы и связи между этими элементами выполняют определенную функцию.
Акмеологические условия и факторы оптимизации процесса развития рефлексивной культуры как акмеологического инварианта профессионализма кадров управления
Повысить эффективность процесса развития рефлексивной культуры как акмеологического инварианта профессионализма кадров управления можно за счет его оптимизации, прежде всего, в рамках системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
Как показал А.А. Деркач, оптимизация выступает как центральный методологический принцип акмеологии и цель любого акмеологического процесса . Принцип оптимизации предполагает, что целесообразное движение системы осуществляется на основе учета всех ее состояний, анализа возможных средств и путей достижения цели и выбора из этого множества такой траектории, которая позволяет привести систему к наилучшему состоянию.
В исследовании Е.В. Селезневой подчеркивается, что понятия «оптимизация» и «оптимальность» следует рассматривать в тесной связи с понятием «эффективность»58. Эффективность любой деятельности является равнодействующей продуктивности деятельности и уровня энергозатрат при ее выполнении59. Можно представить два варианта достижения эффективности: за счет высоких энергозатрат при низкой продуктивности, то есть за счет экстремального состояния системы, или за счет высокой продуктивности при низких энергозатратах, то есть за счет оптимального состояния системы. В то же время оптимальность деятельности, кроме эффективности как объективного критерия, включает и удовлетворенность ее субъекта как субъективный критерий60.
Оптимизация процесса развития рефлексивной культуры как акмеологического инварианта профессионализма кадров управления связана с выполнением определенных условий и действием ряда акмеологических факторов, которые обеспечивают повышение эффективности этого процесса и, одновременно, удовлетворенности этим процессом всех его субъектов.
Под условиями понимают обстоятельства, от которых что-нибудь зависит и которые, в большинстве своем, имеют по отношению к субъекту активности объективный характер. Таким образом, мы можем говорить о том, что достижение высокого уровня рефлексивной культуры обеспечивается рядом условий, от которых непосредственно или опосредованно зависит продуктивность развития этого личностного качества и которые можно рассматривать как акмеологические, так как в комплексе они обеспечивают активизацию и оптимизацию процесса развития рефлексивной культуры кадров управления, повышение ее уровня и, в итоге, более эффективное развитие профессионализма.
Макросоциальным условием оптимизации развития рефлексивной культуры как акмеологического инварианта профессионализма кадров управления является, как неоднократно было показано в акмеологических исследованиях, посвященных проблемам личностно-профессионального развития и саморазвития, востребованность в обществе и государственных структурах людей, направленных на постоянные акме-ориентированное саморазвитие62.
К сожалению, современному обществу навязываются в качестве ориентиров личностного развития успех и достижения, сила и конкурентность, рацио и сдержанность63. Только пересмотр на уровне государства иерархии социальных ценностей и осуществление последовательной политики активного «протекционизма» по отношению к ценности саморазвития будет способствовать актуализации на социальном уровне потребности в постоянном саморазвитии, а, следовательно, в развитии рефлексивной культуры как одного из основных факторов, обеспечивающих активизацию этого процесса.
Основными психолого-педагогическими условиями оптимизации развития рефлексивной культуры как акмеологического инварианта профессионализма кадров управления являются:
- реализация программно-целевого подхода в организации процесса повышения квалификации кадров управления;
- специальная организация профессионально ориентированной среды обучения, реализующая целевой компонент, направленный на решение вопросов, связанных с особенностями развития рефлексивной культуры кадров управления в рамках образовательной среды;
- внедрение в систему подготовки и переподготовки кадров управления личностно-ориентированного подхода, который обеспечивает формирование у управленцев активной, осознанной, рефлексивной позиции в учебном процессе;
- отбор содержания акмеологических технологий развития рефлексивной культуры на основе принципов: научности и профессиональной направленности; личностной ориентации, предполагающей использование идей гуманистической, личностно-ориентированной, развивающей педагогики; вариативности; сочетаемости и открытости;
- индивидуализация процесса обучения кадров управления в системе повышения квалификации, способствующая построению индивидуальных акмеологических траекторий развития структурно-функциональных компонентов рефлексивной культуры (собственно рефлексивного, ценностно-смыслового, креативного, операционального);
- акмеологическое обеспечение процесса развития рефлексивной культуры, позволяющее организовывать познавательно-творческую деятельность управленцев - слушателей курсов повышения квалификации и формировать их профессиональную и психологическую готовность к непрерывному акме-ориентированному саморазвитию.
Фактор [ лат. factor делающий, производящий] в общенаучном смысле понимается как движущая сила, причина какого-либо процесса, явления; существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении . В акмеологическом контексте общенаучная категория «фактор» понимается как объективная причина, обусловливающая самодвижение индивидуальности к высоким достижениям в процессе жизнедеятельности.
Исходя из этого, акмеологические факторы оптимизации развития рефлексивной культуры как акмеологического инварианта профессионализма кадров управления - это причины, обусловливающие достижение ее высокого уровня при низких энергозатратах и субъективной удовлетворенности управленца процессом и результатом развития.
Результаты эмпирического исследования акмеологических факторов оптимизации процесса развития рефлексивной культуры как акмеологического инварианта профессионализма кадров управления
Мы предположили, что существует зависимость между уровнем рефлексивной культуры и выявленными акмеологическими факторами оптимизации процесса ее развития: высоким уровнем субъектности и ответственности, сформированным ценностно-смысловым уровнем самоуправления, многоконтекстным творческим мышлением, сформированной адекватной и позитивной Л-концепцией личности.
Для исследования уровня субъектности и ответственности использовался опросник уровня субъективного контроля (Дж. Роттер, адаптация Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкина, A.M. Эткинд).
Сформированность ценностно-смыслового уровня самоуправления оценивалась с помощью теста «Смысложизненных ориентации» . Многоконтекстное творческое мышление исследовалось с помощью комплекса методик, в который были включены тест С. Медника PAT (адаптация Т.В. Галкиной, Л. Г.Алексеевой ) для диагностики речемыслительной креативности и прогрессивные матрицы Дж. Равена123 для измерения уровня интеллектуального развития, невербального интеллекта, логического мышления.
В рамках исследования адекватности и позитивности Л-концепции кадров управления изучались самоотношение (с помощью методики по изучению самоотношений В.В.Столина124) и самооценка (с помощью методики С.А.Будасси, адаптированной Н.М. Пейсаховым ).
Уровень рефлексивной культуры оценивался с помощью модифицированного нами опросника уровня развития рефлексивной культуры (В.К. Елисеев ).
В эмпирическом исследовании принимали участие 87 управленцев высшего и среднего звена.
При этом наиболее тесно рефлексивная культура взаимосвязана с субъектностью и ответственностью, а также с позитивным самоотношением (соответственно 0, 92 и 0,89). Впрочем, все остальные факторы также имеют тесные положительные связи с рефлексивной культурой, а также между собой.
Все это позволяет нам утверждать, что, повышая уровень развития этих качеств, мы, тем самым, будем развивать и рефлексивную культуру
Зависимость рефлексивной культуры от субъектности и ответственности кадров управления
Так как корреляционный анализ показал, что наиболее тесно рефлексивная культура взаимосвязана с субъектностью и ответственностью, мы провели отдельное исследование зависимости рефлексивной культуры от субъектности и ответственности кадров управления.
Одной из базовых личностных характеристик, по которой можно судить о степени уровне субъектности и ответственности личности, является уровень субъективного контроля, или локус контроля личности. Многочисленные экспериментальные исследования свидетельствуют о том, что существует связь между его уровнем и различными формами поведения. Имеются также данные о том, что внутренний локус контроля облегчает инновации и принятие динамических стратегий поведения.
С помощью методики субъективной локализации контроля были проведены исследования уровня интернальности 120 управленцев высшего и среднего звена в возрасте от 30 до 45 лет. Все испытуемые были разделены по критерию уровня профессионализма на две группы, каждая из которой включала 60 человек. В 1-ю группу вошли управленцы с высоким уровнем профессионализма, а во 2-ю группу - с низким уровнем. Статистически значимыми оказались различия практически по всем шкалам теста. Исключение составляет лишь шкала интернальности в области семейных отношений (Ип), характеризующаяся неустойчивой статистической значимостью (to,os t to,oi), и шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (И3), где различия не являются статистически достоверными (t to.os)- Статистическая значимость различий в показателях вычислялась по критерию Стьюдента (t-критерию). Таким образом, не только уровень интернальности испытуемых 1-й группы превышает по всем показателям уровень интернальности испытуемых 2-й группы, но и статистическая значимость различий между показателями данных групп является достоверной практически по всем шкалам.
Это дает основание охарактеризовать 1-ю группу испытуемых как группу интерналов по отношению ко 2-й группе, которая в данном случае является группой экстерналов. По словам Дж. Роттера, моменты интернальности и экстернальности присутствуют в каждой личности и о локусе контроля конкретной личности можно говорить лишь в плане превалирования одного локуса над другим (т.е. не исключена возможность существования какой-либо группы, по отношению к которой 1-я группа будет являться группой экстерналов).
Далее испытуемые были обследованы с помощью методики «Психологическая автобиография» , которая принадлежит к числу ситуационных психодиагностических методик. Она была разработана для оценки ситуационных особенностей жизненного пути личности. Это экспрессивная проективная методика исследования переживаний, связанных с наиболее значимыми сферами жизни, позволяющая выявить особенности восприятия и рефлексии значимых жизненных ситуаций. Рефлексивно выделяя значительные события своей жизни, человек преломляет их через своё Я.
Мы предположили, что группы испытуемых с разным уровнем субъективного контроля, в котором проявляется разный уровень субъектности, будут отличаться по характеру рефлексивного отношения к действительности. В связи с этим был проведен сравнительный анализ данных психодиагностического обследования двух групп испытуемых: интерналов и экстерналов.