Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие структур сознания как фактор личностного роста студентов вуза Пижугийда Валентина Васильевна

Развитие структур сознания как фактор личностного роста студентов вуза
<
Развитие структур сознания как фактор личностного роста студентов вуза Развитие структур сознания как фактор личностного роста студентов вуза Развитие структур сознания как фактор личностного роста студентов вуза Развитие структур сознания как фактор личностного роста студентов вуза Развитие структур сознания как фактор личностного роста студентов вуза Развитие структур сознания как фактор личностного роста студентов вуза Развитие структур сознания как фактор личностного роста студентов вуза Развитие структур сознания как фактор личностного роста студентов вуза Развитие структур сознания как фактор личностного роста студентов вуза
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Пижугийда Валентина Васильевна. Развитие структур сознания как фактор личностного роста студентов вуза : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 : Таганрог, 2002 164 c. РГБ ОД, 61:03-19/257-5

Содержание к диссертации

Введение

I. Проблема самоисследования структур сознания в свете достижений современной науки 9

1.1. Понятийный аппарат и методология исследования 9

1.2. Научные революции и их отображение в решении проблемы расширения структур сознания 46

1.3. Религиозное сознание в развитии и профессиональном становлении личности 56

1.4. Выводы 60

II. Расширение структур сознания и развитие личности в образовательных системах 63

2.1. Отображение проблемы сознания в религиях и верованиях мира 63

2.2. Психотехнологии развития сознания в религиозной практике 79

2.3. Выводы 112

III. Экспериментальное исследование по проблеме самоисследования структур сознания, рассматриваемого как фактор оптимизации познавательных процессов 115

3.1. Планирование и постановка эксперимента 115

3.2. Результаты эксперимента и их обсуждение 119

3.3. Рекомендации по использованию результатов эксперимента 129

3.4. Выводы 148

Заключение

Введение к работе

Актуальность - декларируемый подход к осознанию первичности общечеловеческих ценностей и установлению их примата над прагматикой повседневности для своей реализации требует, прежде всего, как это предписано законом, включения в этот процесс системы высшего образования, где осуществляется профессиональное становление и развитие личности будущих реализаторов новых социальных установок и идей.

Происходящие в нашей стране кардинальные изменения в области политики, экономики, идеологии, общественной морали привлекают пристальное внимание ученых разных специальностей. Широко известны мнения и дискуссии ведущих экономистов, юристов, историков, социологов. Психологический анализ того, к каким последствиям во внутренней организации личности привели истекшие годы: резкое изменение ценностных ориентации, увеличение числа психических депрессий и неврозов, явления дезадаптации личности, резкое повышение уровня агрессивности - до сих пор остается не полным (Братусь Б.С., 1990). В то же время, на наш взгляд, к положительным аспектам социальных реконструкций можно отнести возросший интерес широких масс к теме духовности, подтолкнувшей исследователей к анализу понятий веры, гуманности, смысла жизни и т.п. (Братусь Б.С., Зеличенко А.И., Комаров Ю.С., Котова И.Б., Непомнящий А.В., Поликарпов B.C., Торчинов Е.А., Угринович Д.М., Чефранов В.В., Шиянов Е.Н., Яблоков И.Н. и др.).

В условиях смены идеологической платформы общественных отношений активизировались все силы, обуславливающие динамику общественного развития, произошла интеграция многих воззрений на природу человека и мироустройства в целом, экономический принцип в управлении стал играть

более значимую роль, проявился интерес к гуманистическим направлениям в сфере человековедческих наук.

В связи с этими изменениями актуализируется необходимость поиска и реализации новых концепций образования, которые, с одной стороны, отвечали бы потребностям современного развития цивилизации, а с другой, обратились бы к духовно-нравственным, историко-культурным особенностям общества. Эти процессы затрагивают большой круг проблем, связанный как с анализом уже состоявшихся образовательных систем, так и с поиском новых путей формирования и профессионального роста личности, которые должны вобрать в себя опыт понимания личности, накопленный в различных сферах духовной деятельности: литературе, искусстве, религии и др.

Сфера религии представляет с точки зрения понимания личности особый интерес в силу ряда причин.

Религия, являясь порождением культуры, как известно, оказывает обратное влияние на различные области общественного бытия (в том числе и науку). Кроме того, само возникновение и трансформация идеи личности в российской психологии обусловлены особенностями исторического развития страны, среди которых выделяется положение и роль в обществе православного христианства (Котова И.Б.). И, наконец, важной характеристикой последнего десятилетия является изменение отношения к религии со стороны государства и общества, а также всплеск религиозности в различных слоях населения, что подтверждается многочисленными социологическими исследованиями.

Исследования, проводимые в рамках философии, этнологии, социологии, педагогике и различных отраслей психологии показывают, что именно в рамках различных религий был накоплен и зафиксирован богатый эмпирический материал, сконцентрирована тысячелетняя мудрость (Булгаков С.Н., Карпов В.Н., Несмелое В.И., Непомнящий А.В., Поликарпов B.C., Соловьев B.C., Юркевич П.Д. и многие другие).

На наш взгляд, изучение жизни А. Эйнштейна, Р. Монро, Ф. Капры, Д.И. Менделеева, А. Кеккуле и многих других приводит к иллюзии возникновения противоречия между тем, что они были учеными, но при этом уделяли особое внимание религии - «ненаучной» сфере в области миропонимания. Наличие этого противоречия составляет суть проблемы исследования — показать возможность использования студентами вуза психотехнологий из области духовных практик для достижения образовательных, профессиональных и, наконец, личностных вершин. Решение этой проблемы и составляет цель исследования.

Объект исследования - развитие и профессиональное становление личности в образовательной системе.

Предмет исследования - влияние структурного расширения сознания на развитие личности и профессиональное становление студента технического вуза.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования был выдвинут ряд предположений, выступивших в качестве гипотез исследования.

Гипотезы исследования:

1. Современный уровень развития естественных и гуманитарных наук
позволяет теоретически обосновать и ввести в структуру научного знания ряд
элементов ранее стоявшего вне сферы внимания науки многовекового опыта
использования человеком психотехнологий из области духовных практик для
целей развития личности.

2. Исследование психотехнологий из области духовных практик позволит
выявить факторы оптимизации, по критериям эффективности и ускорения,
процессов личностного и профессионального роста студентов, обучающихся в
образовательных системах вузов.

3. Активизация процессов самопознания, в частности, изучение
студентами пространства состояний и структуры сознания, позволит найти

новые ключи к более эффективному развитию личности и совершенствованию всех сторон образовательного процесса, направленного на достижение студентами профессионального мастерства.

Для доказательства выдвинутых гипотез были поставлены следующие задачи исследования:

  1. Изучить понятийный аппарат и обосновать методологию исследования.

  2. Провести теоретический анализ философской и психологической литературы, предметом исследования которой являются пространство состояний и структуры сознания. Исследовать проблему сознания и методы его расширения в религиях мира.

  3. Выявить связи религиозного опыта с задачами современного образования.

  4. Провести экспериментальное исследование по проблеме пространства состояний и структур сознания с применением психотехнологий, разработанных в области духовных практик, рассматриваемых как фактор оптимизации познавательных процессов.

  5. Обобщить полученные результаты и сформулировать практические рекомендации, обеспечивающие эффективность развития личности в образовательных системах.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: фундаментальные положения философии (Андреев Д., Бердяев Н.А., Кант И., Конфуций, Киселев Г.С., Лезов С, Мамардашвили К., Рерих Е.И., Сенокосов Ю.П., Соловьев В., Шлейермахер Ф., Шопенгауэр А., Фейербах Л. и другие); результаты современных исследований отечественных и зарубежных психологов в области изучения сознания (Адлер А., Вундт В., Выготский Л.С., Вертгаймер М., Леонтьев А.Н., Налимов В.В., Найсер У., Титчинер Э., Фрейд 3., Фромм Э., Юнг К.Г. и другие); фундаментальные положения психологии

личности (Асмолов А.Г., Абульханова К.А., Березина Т.Н., Коссов Б.Б., Котова И.Б., Леонтьев А.Н., Непомнящий А.В., Петровский В.А., Славская А.Н., Шиянов Е.А. и другие); положения религиоведения и психологии религии (Вивекананда С, Гроф С, Говинда А., Демин В.Н., Джеймс У., Кудрявцев В.В., Торчинов Е.А., Токарев С.А., Фрезер Д., Элиаде М. и другие).

Для решения поставленных задач и проверки гипотез исследования использовались следующие методы:

изучение и теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме;

анализ конфессиональных источников и документальных материалов;

эмпирическое исследование религиозного сознания с помощью методики «Межличностные (трансперсональные) взаимодействия»;

математические методы в психологии;

новые информационные технологии компьютерной обработки данных;

содержательная интерпретация и количественный анализ результатов и другие.

База исследования. Исследования проводились на базе Таганрогского государственного радиотехнического университета. Всего в исследовании приняло участие 110 студентов, а также 10 преподавателей.

Источниковую базу исследования составили труды российских и зарубежных ученых, посвященные проблемам психологии религии, особенностям различных подходов к выделению элементов религиозного сознания; научные и учебно-методические публикации по вопросам повышения эффективности личностного роста обучающихся в образовательных системах технического вуза; учебники и учебные пособия по педагогической психологии, авторефераты, докторские и кандидатские диссертации по исследуемой теме.

6 Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1. С позиций интеграции естественнонаучного и гуманистического
знания рассмотрены и проанализированы результаты отечественных и
зарубежных исследований в области состояний сознания и прикладных
психотехнологий из области духовных практик.

2. Предложено определение понятия «религиозное сознание»,
сформулированное в контексте интеграционного подхода.

3. Показана возможность применения психотехнологий из области
духовных практик для самойсследования структур сознания как фактора
повышения эффективности личностного и профессионального роста студентов
вуза.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы:

в учебном процессе для дальнейшего изучения истории и теории акмеологии, психологии развития, психологии религии;

студентам предлагаются апробированные психотехнологии, направленные на достижение ими новых результатов в своем личностном и профессиональном росте;

в качестве источниковедческой базы в лекционных курсах для психологических и иных гуманитарных факультетов университетов, для формирования психологической компетенции социальных работников и работников образования;

как рекомендации для использования прикладных психотехнологий в курсах «Антропология», «История и теория религий».

Кроме того, к практическому использованию предлагается программа компьютерной диагностики для оценки состояний сознания студентов вуза.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечивались разнообразием исследовательских процедур и приемов, надежностью результатов, достигнутой за счет использования широкого спектра методик, прошедших апробацию, а также математическим анализом полученных результатов.

Апробация и внедрение результатов работы.

Результаты исследования докладывались и получили позитивную оценку
на 2-ой Международной научной конференции «Психолого-педагогические
проблемы формирования личности в образовательных системах» (г. Москва,
1999), на 2-ой Всероссийской научной internet-конференции «Социально-
психологические проблемы развития личности» (г. Тамбов, Тамбовский
государственный университет, 2001), на второй Международной научно-
практической конференции «Формирование профессиональной культуры
специалистов XXI века в техническом университете» (г. Санкт-Петербург,
гуманитарный факультет Санкт-Петербургского государственного

технического университета, 2002); работа «Информационная система
психологического тестирования учащихся для проведения

психодиагностического отбора и психологической коррекции умственного развития» была представлена к участию в конкурсе РГНФ, 2001г.

Результаты проведенного исследования позволили сформулировать основные положения, выносимые на защиту.

1. В условиях интеграции естественно-научных и гуманитарных знаний появилась возможность научного обоснования целесообразности использования развивающих психотехнологий из области духовных практик, таких как, психотехники расширения структур сознания; экстериоризация чувствительности; переживания состояния единства в субъект субъектном взаимодействии; рефлексия процессов расширения структур сознания и др.

2. Применение психотехнологий развития сознания, обозначенных в п.1,
возможно при работе со студентами технического вуза с целью их личностного
развития и профессионального роста.

3. Повышение уровня самоисследования пространства состояний и
структур сознания должно быть направлено на преодоление студентами
трудностей личностного и профессионального роста на фоне сохранения
традиционных для образовательных систем методов познания, а также на
формирование в сознании студентов установки на позитивное изменение
ценностных ориентации в акмеологическом контексте.

Структура и объем работы. Диссертационная работа отражает логику, содержание и результаты исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Основное содержание диссертации изложено на 165 страницах машинописного текста, содержит 4 таблицы, 6 рисунков.

Публикации. По теме работы опубликовано 6 научных работ, в том числе 5 в центральной печати.

Понятийный аппарат и методология исследования

Сегодня в нашем обществе активизировался интерес к религии. «Быть может, это временное явление, вызванное общей растерянностью в период становления рыночной экономики. Но как бы мы не относились к современным религиозным исканиям, нельзя не признать, что они имеют глубокие корни. Мысль современного культурного человека несмело, с опаской, но все же подходит к одному большому вопросу, который уже не может быть назван иначе, как только вопросом религиозным» [ 1 ].

Кроме того, что возрос интерес к религии, активизировался интерес психологов, социологов, философов и представителей других направлений к внесоциальным и над биологическим аспектам феномена человека. Психологи обратились к углубленному исследованию высших актов жизнедеятельности организма при полном уважении специфики индивидуальности человека как целостного существа. Они приняли на вооружение самые разнообразные методы и приемы расширения сферы восприятий, мобилизации творческих возможностей, вообще рассматривают человека как творческое существо, а не просто «социальное животное», как сказал Аристотель.

Как считает К.В. Сельченок в работе «Гуманистическая и трансперсональная психология», именно в гуманистической и трансперсональной психологии наука впервые поняла человека как микрокосмос и восприняла как безусловную ценность. Более того, приверженцы этих течений определили человека как существо, непрестанно развивающееся в соответствии со своими внутренними законами. И на совершенно ином уровне была переосмыслена древняя идея о беспредельной природе микрокосмоса, положившая начало сугубо научному исследованию «внутренних вселенных» отдельных людей [2].

«Религия» - происходит от латинского слова religio, что значит благочестие, набожность, святыня, предмет культа [2].

Американский прагматист Уильям Джеймс убеждал, что «центром, вокруг которого вращается религиозная жизнь, ... является забота человека о своей личной участи» [3]. Он считал, что религия нужна человеку, чтобы чувствовать себя в большей безопасности в ненадежной, полной случайностей Вселенной, нужна как источник дополнительных сил в жизненной борьбе. Религия постольку истинна для индивида, поскольку она для него «полезна», согласно концепции Джеймса [1].

Вместе с активизацией интереса к религии наблюдается некая разобщенность исследований относительно вопроса элементов религии, её функций, а также роли религиозного сознания как составляющего элемента религии. Цель данной главы - охарактеризовать понятийный аппарат всей работы. Многие исследователи: философы, психологи, религиоведы, социологи, теологи - занимались вопросом феномена религии, а также производили попытки выделения элементов религии.

Некоторые из них выделяют веру, как основу любой религии [1,2,4] «В основе религии лежат чувства как глубочайший источник религии, а философские и богословские построения являются только вторичной надстройкой, подобной переводу подлинника на чужой язык» [3]. Кудрявцев В.В., исследуя феномен религии, сводит его к вере в Бога. «Вера в Бога должна помочь человеку путем индивидуальных усилий наилучшим образом устроить личную судьбу, ибо там, где есть Бог, трагедия зла и обездоленности человека в этом мире только временна и частична» [1]. «Если бы Бога не было, его надо было бы придумать», - Вольтер. Не только Кудрявцев В.В. определяет и видит веру в Бога как основу любой религии.

Согласно определению толкового словаря, «вера» — это убежденность, глубокая уверенность в чем либо, а в другом, более узком смысле -убежденность в существовании Бога, высших божественных сил [4].

Возможно, что любая вера, в том числе и религиозная, есть род сделки, которую разум человека заключает с собственным подсознанием [4]. При этом интеллектуальная часть сознания добровольно соглашается не предъявлять критических замечаний к определенным явлениям в обмен на ряд преимуществ уверенности в себе и окружающем мире, положительных эмоций и душевного комфорта [4].

«Вера - это возможность действовать в условиях дефицита информации. Она подразумевает уверенность в том, что с теоретической точки зрения еще может вызвать сомнение, а так как мерилом веры служит готовность к действию, то можно сказать, что вера - это готовность действовать ради цели, удачное достижение которой не гарантировано нам вперед», - писал известный американский психолог У. Джеймс [4].

К этому можно добавить, что вера - это знание, не требующее доказательств. По-видимому, человек так устроен, что он не может обойтись без веры (не обязательно религиозной), так как он просто вынужден «принимать на веру» большую часть получаемой информации [4].

Вера - не единственный элемент религии. Говоря о причинах возникновения религии, можно добавить, что суть любой религии составляет страх и самое живое и глубинное в ней, а именно - религиозный опыт.

Большинство исследователей первобытных культур полагают, что страх первобытных людей перед окружающим миром явился одной из главнейших причин создания религии [1,4,5].

Научные революции и их отображение в решении проблемы расширения структур сознания

Важной характеристикой последнего десятилетия является изменение отношения к религии со стороны государства и общества, а также всплеск религиозности в различных слоях населения, что подтверждается многочисленными социологическими исследованиями.

По словам B.C. Поликарпова «именно в рамках различных религий был накоплен и зафиксирован богатый эмпирический материал, сконцентрирована тысячелетняя мудрость, которой не хватает сейчас, в эпоху научно-технической революции" [56].

Такая взаимообратная связь религии и научно-технического прогресса естественна, так как человеческая цивилизация неотрывно связана как с различными религиозными конфессиями, так и с техническими революциями. На данный момент достаточно сложно определить, какой из компонентов этой связи играет основополагающую роль.

Показательно, что неклассический путь теоретического исследования и современный идеал эмпирического обоснования теории во многом были результатом осмысления и философского анализа процессов, которые проявлялись уже в классическом естествознании в связи с ускорением темпов развития науки [57].

Добавим, что современная цивилизация неразрывно связана с достижениями науки, основанными на систематическом развертывании теоретических исследований. Наука революционизирует не только сферу производства, но и оказывает влияние на многие другие сферы человеческой деятельности, начиная регулировать их, перестраивая их средства и методы [57].

В сферу же человеческой деятельности входят гуманизация образования, формирование и развитие личности и другие элементы. Все это находится в компетенции педагогической психологии, которая не может пренебречь опытом понимания личности, накопленным в различных сферах духовного производства: литературе, искусстве, религии и других. Именно сфера религии представляет с точки зрения понимания личности особый интерес.

Кроме всплеска религиозности населения, который отмечается как в России так и в других странах, исследования социологические и психологические показывают резкое изменение ценностных ориентации, явления дезадаптации личности, фрустрации, распространение суицидов. Все это обуславливает необходимость обращения к гуманистическим, нравственным ориентирам в процессе формирования и развития личности [58].

Говоря о сферах духовного производства, необходимо добавить, что попытка отождествить духовную деятельность с деятельностью в сфере культуры и искусства может быть приемлема только в том случае, если мы будем отождествлять понятие "культура" с санскритским понятием "Культ Ура", то есть со служением свету - истинному знанию. Во всех остальных случаях эта отождествленность не просматривается, поскольку никак нельзя отнести к области духовного те человеческие "слабости", которые присущи большинству представителей мира искусства. Грубо говоря, нельзя утверждать, что человек духовно развит только потому, что он участвует в театральной жизни или освоил музыкальные инструменты. Уточнение этого необходимо, так как слишком часто предпринимаются попытки такой деформации смысла высоких понятий.

Истинная духовность есть результат расширения сознания до такой степени, которая позволяет осознанно действовать во всех трех мирах: мире чувств, формы и He-формы (в свою очередь мир формы включает в себя область Чистой формы, то есть, неискаженной субъектом восприятия). Рассматривая эти миры, то есть, соответствующие уровни развития сознания, можно обнаружить, что западная психология в своем генезисе шла путем постепенного, последовательного освоения этих миров, к сожалению отрицая при этом существование того "мирового пространства", с которым еще не могла познакомиться в силу своего младенческого возраста и соответствующей ему ограниченной способности к восприятию и логическому осмыслению многих явлений, рождающихся в непознанных пространствах более высоких миров - уровней развития сознания.

Но проблема научного исследования такой активности заключается в том, что теоретически невозможно описание открытой системы бесконечной способности средствами любого, в том числе научного языка любого уровня. Именно поэтому наука оперирует только моделями, то есть, теоретическими объектами, всегда рассматривая целое по частям.

Именно этот факт побуждает говорить о проблеме привлечения ненаучных средств к решению научных задач, к которым относятся задачи образования и развития личности. И развитие религиозного сознания у обучаемых является фактически вынужденной мерой, обусловленной все большей актуализацией противоречия между растущим объемом необходимой специалисту информации и фактическими ограничениями в развитии сознания рядового выпускника современного вуза.

Наиболее яркое понимание этой проблемы было осуществлено в США в 50-60 годы. Именно в этот период на территории Америки начали создаваться многочисленные институты восточной философии и психологии, для реализации задач которых были привлечены десятки тысяч восточных ученых -лам. Результат был потрясающим. Создание институтов с привлечением к работе в них непосредственных носителей восточной философии и психологии привело к тому, что получила бурное развитие трансперсональная психология, по проблематике которой выходит более ста научных периодических журналов. Заметим, что в современном быстро меняющемся мире проблема человека приобретает особую остроту. И хотя в США сейчас издается 187 журналов, печатающей работы психологической направленности, это не показатель того, что возникшие проблемы успешно решаются

Отображение проблемы сознания в религиях и верованиях мира

Для решения фундаментальной проблемы уровней психики привлекались такие понятия, как «врожденные идеи» (Р. Декарт), «архетипы коллективного бессознательного» (К. Юнг), «космическое бессознательное» (Судзуки), «космическое сознательное» (Э. Фромм), «бессознательное как речь Другого (Ж. Лакан), «коллективные представления» (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль) и «бессознательные структуры» (К. Леви-Стросс, М. Фуко).

Принципиально иной подход для решения этой проблемы предлагается в исследованиях выдающегося мыслителя В.И. Вернадского. Если все вышеуказанные авторы в качестве точки отсчета для понимания надындивидуальных подсознательных явлений избирают отдельного индивида, то В.И. Вернадский видит источник проявления нового пласта реальности в коллективной бессознательной работе человечества. Он называет этот пласт реальности - ноосферой.

Отметим, что в рамках нашей работы представляются наиболее интересными работы одного из современных психологов, занимавшихся исследованием уровней сознания, К.Г. Юнга.

Согласно Юнгу, «наиболее глубоко лежащей слой, в который мы можем проникнуть в исследовании бессознательного - это то место, где человек уже не является отчетливо выраженной индивидуальностью, но где его разум смешивается и расширяется до сферы общечеловеческого разума, не сознательного, а бессознательного, в котором мы все одни и те же». Изучая психологию первобытных людей, можно отметить, что в их мышления наиболее ярким фактом является отсутствие различия между индивидуумами, совпадение субъекта с объектом.

Первобытное мышление выражает основную структуру нашего разума, тот психологический пласт, который в нас составляет коллективное бессознательное, тот низлежащий уровень, который одинаков у всех. Здесь мы не осознаем происходящее с нами. На низ лежащем коллективном уровне царит целостность, и никакой анализ здесь невозможен.

Предложим схему - структуру психического бытия человека, разработанную К.Г. Юнгом.

I) экзопсихическая сфера - ощущение, с его помощью человек получает информацию о внешнем мире; мышление — на основании информации, полученной от органов чувств, человек дает предмету имя; чувство — которое будет сопутствовать его наблюдениям; интуиция - с ее помощью человек осознает, откуда берутся те или иные явления и что может произойти с ними в дальнейшем. II) эндопсихическая сфера - память; функция, контролируемая волей, аффекты; вторжения. III) личностное бессознательное - некий порог в сфере бессознательного, это часть психики, содержащая те элементы, которые могут быть осознанными. IV) коллективное бессознательное - анализируя сны, симптомы фантазий невротипов или обычных людей, можно проникнуть в сферу бессознательного, тем самым переступая этот искусственный порог.

И, рано или поздно, «все науки человековедческого направления сталкиваются с проблемой аксиоматики, то есть выбора тех принципиально недоказуемых на современном уровне развития науки положений, которые определяют исходную позицию исследователя, тот ракурс, в котором он рассматривает изучаемые объекты и предметы. Эта позиция задает размерность информационного пространства, в которое помещает себя исследователь, определяя с помощью системы аксиоматики не только стратегию и направление исследований, но и их диапазон - ширину охвата всего спектра проблем человековедения и глубину проникновения в их сущность. [71].

В области исследований психического и человека в целом можно наблюдать ситуацию, когда западная научная мысль представляла восточную психологию как мифологию и рассматривала ее не иначе как плод воображения интеллектуально недоразвитого человечества, испытывавшего страх пред непонятными могущественными силами природы и поэтому обожествлявшего их.

Но с развитием научной мысли отношение к восточной психологии постепенно изменяется, и она становится неиссякаемым источником «открытий» для современной психологии. Так, К. Юнг становится западным «автором» идеи о «коллективном бессознательном, возраст которой в восточной традиции исчисляется тысячелетиями; вдохновленные ранним буддизмом немецкие психологи создают «новое» направление в психологии — гештальт психологию; Шульц, изучив в Индии основы Раджа-йоги, «изобретает» психотехнику аутотренинга; переехавшие на запад мистики из Тибета, Индии, Японии и Китая дают мощный толчок к развитию на западе трансперсональной психологии и так далее и тому подобное

Вследствие этого любая психологическая проблема должна сейчас рассматриваться интегрально с двух позиций: западной и восточной. Каждой позиции соответствует своя аксиоматика человековедения.

Говоря о различиях западного и восточного подхода в области исследований человека занятием, сознание рассматривается как функция мозга. Эта аксиома о конечности человека во всех его ипостасях.

Восточная традиция говорит об идее бесконечного человека, то есть о том, что человек в своей сути обладает свойством непрерывности (континуальности) в пространстве и времени, его сущность есть сознание, а телесная форма - одно из его средств установки и поддержания отношений с миром - производная или, как говорят на востоке, - «тень» человека. [71].

Планирование и постановка эксперимента

Эмпирическая часть исследования проводилась в несколько этапов.

Первый этап исследования проводился в апреле - мае 2001 г. и заключался в апробации методики ценностных ориентацией (ЦО) М. Рокича на студентах ТРТУ кафедры психологии II и III курсов, а также был проведен сравнительный анализ результатов методики в рамках задач исследования (общее число испытуемых 98 человек).

На этом этапе исследования центральной задачей была предварительная апробация методики М.Рокича на отечественной выборке студентов 19-22 лет с последующим анализом и возможной модификацией.

Методика применялась в стандартном варианте, адаптированном А.Гоштаутасом, А.А.Семеновым, В.А.Ядовым в ИСЭП АН СССР в 70-е годы [97,98,99,100]

Методика ЦО М. Рокича представляет собой метод прямого ранжирования ценностей. При этом ценность М. Рокич определяет, как устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования. Человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками: 1. общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико; 2. все люди обладают одними и теми же, хотя и в разной степени; 3. ценности ориентированы в системы; 4. истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе, его институтах и личности; 5. влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

В методике ЦО М. Рокича различаются два класса ценностей: терминальные и инструментальные.

Терминальные ценности- убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживает того, чтобы к ней стремились.

Инструментальные ценности - убеждения в том, что определенный образ действий (например, честность, рационализм) с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях.

В эмпирическом исследовании мы применяли адаптивный вариант методики ЦО М. Рокича, что связано с существенными изменениями в списке терминальных ценностей, что произошло отчасти по культурным, отчасти по политическим причинам.

Добавим, что обоснованием для выбора методики ценностных ориентацией как предмета психологического исследования и психодиагностики явилось то, что они занимают место на пересечении двух больших предметных областей: мотивации, с одной стороны, и мировоззренческих структур сознания с другой стороны, в связи, с чем они являются одними из самых личностно значимых "зон", в которые приходится вторгаться психологу.

Кроме того, обычно при проведении методики прямого ранжирования предполагается, что в ситуациях, когда у респондентов нет основания для фальсификации результатов, ранжирование действительно отражает реальное соотношение между субъективными значимостями соответствующих ценностей [100].

В список терминальных (список А) и инструментальных (список Б) ценностей входит по 18 ценностей. В задачу респондента входит цель методом прямого ранжирования выстроить иерархию ценностей в порядке убывания.

В рамках нашей работы каждая ценность была наделена одной характеристикой из пары критериев, которые определяются экспериментатором, исходя из задач исследования. В данном случае мы предлагаем выделить следующие пары критериев: индивидуальные - групповые личностные - профессиональные конкретные - абстрактные мужские - женские.

При этом индивидуальные ценности можно назвать интровертными (например, здоровье, чувство юмора, образованность), а групповые -экстравертными (например, исполнительность, наличие хороших и верных друзей и др.); личностные ценности, где проявляется направленность на личностный рост (например, любовь, творчество), а профессиональные — ценности, связанные с профессиональным ростом (рационализм, общественное признание); конкретные ценности, связанные с конкретными явлениями (активная деятельностная жизнь), абстрактные (например, счастье других, всего человечества); мужские ценности, теоретически более присущие конкретному мужскому типу (наличие хороших верных друзей), женские - честность, творчество.

Таким образом, каждая ценность списка А получила 4 характеристики, а каждая ценность списка Б получила по 3 характеристики. Инструментальные ценности можно охарактеризовать как конкретные.

Похожие диссертации на Развитие структур сознания как фактор личностного роста студентов вуза