Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие морально-ценностной ориентации личности как функция социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрасте Молчанов Сергей Владимирович

Развитие морально-ценностной ориентации личности как функция социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрасте
<
Развитие морально-ценностной ориентации личности как функция социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрасте Развитие морально-ценностной ориентации личности как функция социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрасте Развитие морально-ценностной ориентации личности как функция социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрасте Развитие морально-ценностной ориентации личности как функция социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрасте Развитие морально-ценностной ориентации личности как функция социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрасте Развитие морально-ценностной ориентации личности как функция социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрасте Развитие морально-ценностной ориентации личности как функция социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрасте Развитие морально-ценностной ориентации личности как функция социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрасте Развитие морально-ценностной ориентации личности как функция социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрасте
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Молчанов Сергей Владимирович. Развитие морально-ценностной ориентации личности как функция социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрасте : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 Москва, 2005 234 с. РГБ ОД, 61:05-19/694

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Морально-ценностное развитие личности в подростковом и юношеском возрасте

1.1. Мораль. Функции морали 11

1.2. Основные теоретические подходы к проблеме морального развития личности 15

1.3. Развитие морально-ценностных ориентации личности в подростковом и юношеском возрасте 32

1.4. Факторы решения моральных дилемм 45

1.4. Роль эмпатии в моральном развитии 54

Глава 2. Мораль справедливости и мораль заботы как типы моральноіі ориентации личности 61

2.1. Обоснование морали справедливости и морали заботы 61

2.2. Роль социальной ситуации развития в морально-ценностном развитии личности в подростковом и юношеском возрасте 68

2.3.Цели, гипотезы и задачи исследования 71

2.4. Методики. Характеристика выборки 81

Глава 3. Исследование ценностных ориентации личности в подростковом и юношеском возрасте 85

3.1. Особенности иерархии ценностей современных российских подростков и юношей 85

3.1.1. Гипотеза и задачи исследования 85

3.1.2. Результаты 86

3.1.3. Обсуждение результатов 90

3.2.Исследование зависимости морально-ценностной ориентации подростков и юношей от контекстов социальной ситуации развития 91

3.2.1. Цели, гипотеза, задачи 91

3.2.2. Особенности иерархии ценностных ориентации в зависимости от культурного контекста социальной ситуации развития 92

3.2.3. Исследование морально-ценностных ориентации 94

3.3.3.Обсуждение результатов 110

Глава 4. Исследование моральных суждений и решении моральных дилемм в подростковом и юношеском возрасте 113

4.1. Цели, гипотезы и задачи 113

4.2.Особенности моральных суждений в зависимости от социальной ситуации развития подростков 114

4.2.1. Суждения о справедливости 114

4.2.2. Кросс-культурные различия моральных суждений 115

4.2.3.Возрастная динамика моральных суждений 119

4.2.4. Особенности моральных суждений в зависимости от социо-культурной среды проживания 121

4.2.5.Гендерные особенности моральных суждений 122

4.3.Особенности решения моральных дилемм в зависимости от социальной ситуации развития подростков 125

4.3.1. Особенности представлений о справедливом распределении 125

4.3.2. Особенности решения моральных дилемм 129

4.4.Особенности обоснования решения моральных дилемм. Стадии морального мышления 143

Глава 5. Исследование взаимосвязи морально-ценностной ориентации, морального мышлении, решении моральных дилемм и эмпатии в подростковом и юношеском возрасте 157

5.1 Гипотезы и задачи 157

5.2. Стратегии решения моральных дилемм 157

5.3. Особенности ценностной сферы и морального мышления у подростков, реализующих различные стратегии решения

моральных дилемм 164

5.4.Исследование роли эмпатии в моральной ориентации подростков 168

Заключение 173

Выводы 185

Список литературы 188

Приложении 201

Приложение

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования обусловлена той ролью, которое морально-ценностное развитие личности играет на данном этане трансформации современного российского общества. Сложные социально-экономические условия перестройки общественного сознания оказывают влияние на формирование моральной ориентации в подростковом возрасте, который является сензитивным к социальным влияниям. Условия, факторы, закономерности морального развития личности в отрочестве и юношестве были исследованы в работах Ж.Пиаже, Л.Кольберга, II.Айзенберг, Д.Рсста, К.Гиллиган, Д.Кребса, Э.Хигпшс, Э.Туриэля, К.Хслкама, Л.И.Божович, С.Г.Якобсон, Б.С.Братуся, С.Н.Карповой, А.И.Подольского, Е.В.Субботского и др. В психологии морального развития традиционно выделяют два основных принципа, лежащих в обосновании морального выбора: принцип справедливости, ориентированный на когнитивные составляющие морального сознания, и принцип заботы, основанный на сочувствии и сопереживании другому человеку. Нормативный когнитивно-структуралистский подход провозгласил ведущим принципом морального поведения принцип справедливости и сосредоточил внимание на изучении когнитивной составляющей морального сознания (Ж.Пиаже, Л.Кольберг). Альтернативой нормативному когнитивному подходу стал эмиатийный подход К.Гиллиган, где принцип заботы, эмпатическая ориентация на нужды и потребности, чувства и переживания другого человека является основополагающим. Концепция Дж.Реста направлена на интеграцию достижений в области исследований морального развития (Миннесотский подход). Структура морального поведения, согласно Дж.Рссту включает четыре компонента: моральную чувствительность, моральное мышление и моральные суждения, моральную мотивацию и моральный характер..

Эмпатия как способность эмоционального сопереживания другому человеку, рассматривается основной регулятор моральных суждений и поведения человека (К.Гиллиган, II.Айзенберг, Д.Кребс, М.Хоффман). Новизна подхода Айзенберг II., предложившей периодизацию развития просоциалыюго/моралыюго поведения в том, что когнитивный и эмоциональный компоненты рассматриваются как взаимодействующие составляющие любого акта нросоциального поведения. Большинство эмпирических исследований подтверждают, что с возрастом и с развитием способностей к преодолению эгоцентризма возрастает уровень связи эмпатии и альтруистического поведения. Однако связь эмпатии с предпочтением ориентации на принцип справедливости или на принцип заботы еще не изучена.

Современные авторы сходятся во мнении, что ориентация на те или иные ценности влияет на уровень моральной сензитивности и тем самым на решение моральных дилемм, а изучение морального развития личности должно основываться на целостном рассмотрении генетических и функциональных связей всех составляющих морального поступка. Отсюда следует вывод, что в раскрытии закономерностей морального развития подростков и юношей необходимо учитывать и ценностные предпочтения, и особенности морального сознания, и собственно решение моральных дилемм в их взаимосвязи. Традиционно ориентация на заботу и ориентация на справедливость противопоставлялись друг другу. Насколько такое противопоставление отражает онтогенетические закономерности развития моральной ориентации личности? Как меняется приоритет заботы и справедливости в моральной ориентации на различных возрастных стадиях?

Очевидно, что присвоение конкретного социо-культурного опыта оказывает существенное влияние на формирование морально-ценностной ориентации личности. Подростковой возраст является сензитивным в становлении иерархии ценностей, в том числе и моральных. Юношеский возраст — это период осуществления самоопределения, идеологического выбора и становления идентичности личности (Э.Эриксон, Л.С.Выготский, Л.И.Божович, В.С.Собкин, М.Р.Гинзбург, И.С.Кон, И.С.Пряжников). Трансляция культурного опыта предполагает интериоризацшо и присвоение моральных ценностей и формирование морально-ценностной ориентации личности. Возрастно-психологический подход (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин) к анализу закономерностей морального развития в подростковом возрасте представляется весьма перспективным, акцентируя роль социальной ситуации развития на формирование морально-ценностной сферы личности. Дополнительную ценность этому подходу придает обращение к экологической модели У.Бронфенбреннера, где социальная среда рассматривается как взаимосвязь макросистемы, экзосистемы, мезосистемы и микросистем, позволяет представить социальную ситуацию развития как взаимосвязанные контексты, каждый из которых определяет морально-ценностное развитие личности. Социальная ситуация развития может быть представлена на уровне культурных традиций социальной организации и общественной практики жизнедеятельности, социо-культурной среды крупного и малого города, контекста общения и взаимодействия.

Цель исследования - изучение развития ценностно-моральной ориентации в подростковом и юношеском возрасте в зависимости от особенностей социальной ситуации развития.

Объект - ценностно-моральное развитие личности в подростковом и юношеском возрасте.

Предмет - обусловленность развития морально-ценностной ориентации

особенностями социальной ситуации развития подросткового и юношеского возраста

Гипотезы.

Гипотеза I. Морально-ценностное развитие личности обусловлено различными контекстами, образующими социальную ситуацию развития в подростковом и юношеском возрасте (культурным контекстом, контекстом среды проживания, контекстом взаимодействия и общения).

Частные гипотезы:

1. Структурные и динамические особенности иерархии ценностных ориентации современных российских подростков и юношей обусловлены как особенностями социальной ситуацией развития, так и возрастной задачей развития автономии личности.

2. Существуют различия в предпочтении подростками и юношами моральной ориентации на справедливость или заботу в зависимости от контекстов, образующих социальную ситуацию развития, которые найдут отражение в строении ценностной сферы, моральных суждениях и решении моральных дилемм.

Гипотеза П. Подростки с высоким уровнем эмпатийности обнаруживают предпочтение принципа заботы в морально-ценностной ориентации, моральных суждениях и решении моральных дилемм.

Задачи.

Теоретические: 1.Анализ основных подходов к проблеме морально-ценностного развития личности и установление взаимосвязи морально-ценностной ориентации и моральных суждений, морального мышления и вербального морального поведения в решении моральных дилемм; 2.Лнализ теоретических положений, обосновывающих два тина моральной ориентации личности - на заботу и на справедливость.

Эмпирическое исследование включало три этана, на каждом из которых последовательно решались следующие задачи:

Этап 1 .Исследование ценностных ориентации личности в подростковом и юношеском возрасте.

1. Выявление особенностей ценностных ориентации современных российских подростков.

а) сопоставление иерархии и структуры ценностной сферы российских подростков с пан-культурной универсальной моделью (С.Шварц);

б) выявление возрастных и тендерных различий в развитии морально-ценностной сферы.

2. Исследование зависимости морально-ценностной ориентации подростков и юношей от

контекстов социальной ситуации развития:

а) от культурного контекста (на материале сравнения выборок России, Казахстана, США);

б) от социокультурной среды проживания - мегаполиса и малого города;

в) от контекста общения и взаимодействия (со сверстниками и взрослыми).

Этап 2. Исследование особенностей моральных суждений и решения моральных дилемм подростками.

1. Разработка и апробация методики изучения моральных суждений и методики моральных дилемм.

2. Исследование особенностей моральных суждений и решения моральных дилемм подростками и юношами в зависимости от контекстов социальной ситуации развития: культурного контекста, среды проживания, контекста общения (подросток-взрослый, подросток-сверстник).

3. Изучение возрастных и тендерных различий.

Этап 3. Исследование взаимосвязи морально-ценностной ориеитах\ии, .морального мышления, решения .моральных дилемм и эмпатии в подростковом и юношеском возрасте. 1.Выделение стратегий решения моральных дилемм.

2. Изучение взаимосвязи между стратегиями решения моральных дилемм моральной ориентацией подростков, моральными суждениями и уровнем эмпатии личности.

3. Изучение предпочтения стратегий решения моральных дилемм в зависимости от контекстов социальной ситуации развития.

3. Исследование возрастных и тендерных особенностей стратегий решения моральных дилемм.

Научили новизна

Впервые изучены особенности морального сознания и мышления подростков и юношей в сопоставлении двух типов моральных ориентации - когнитивной ориентации на принцип справедливости и эмиатийной ориентации на принцип заботы. Выявлена обусловленность различий морально-ценностной ориентации подростков особенностями социальной ситуации развития (социо-культурного контекста, контекста среды проживания и контекста взаимодействия) на примере сопоставления подростков и юношей России, Казахстана, США. Выявлена зависимость моральной ориентации от сформированное™ эмпатии личности. Выделены стратегии решения моральных дилемм и их возрастные особенности. Исследована связь моральных ценностей, моральных суждений и решения моральных дилемм. Разработаны оригинальные методики для исследования моральных суждений и решения моральных дилемм.

Теоретическое значение.

Показано значение различных контекстов социальной ситуации развития в

формировании морально-ценностной ориентации личности. Результаты работы имеют

значение для преодоления разрыва между когнитивной и эмоциональной составляющей

морального развития. Сделана попытка интеграции теорий когнитивного (Л.Кольберг) и эмпатийного подхода (К.Гиллиган). Показано, что на высших ступенях морального развития личности противопоставление ориентации на справедливость и заботу теряет свое значение и преобразуется в их единство. Предложена модель соотношения ценностного, когнитивного и эмоционального компонентов стратегий морального выбора в рамках развития типов моральной ориентации на справедливость и заботу в подростковом и юношеском возрасте.

Практическая значимость.

Разработан комплекс методик для диагностики морального развития подростков, включая ценностно-моральную сферу, особенности моральных суждений и моральное мышление. Результаты исследования являются основой для разработки развивающих, коррекционных и профилактических программ морального воспитания и оптимизации моральной и психологической атмосферы в учебных учреждениях и подростковых сообществах; психологического консультирования родителей, подростков и юношей, педагогов.

Положении, ныпоснмме па защиту.

1. Развитие морально-ценностной ориентации личности в подростковом и юношеском возрасте обусловлено особенностями различных контекстов, составляющих социальную ситуацию развития. Культурный контекст определяет приоритетность моральной ориентации личности (на принцип заботы или принцип справедливости, либо на оба принципа) в ценностной сфере, создавая основу для развития морального мышления и формирования стратегий морального выбора. Культура и среда проживания (мегаполис - небольшой город) обуславливает иерархию ценностей-целей и ценностей-средств. Уровень развития морального мышления обнаруживает меньшую зависимость от культурного контекста, чем ценностная сфера, и определяет пространство условий ориентировки морального выбора личности при решении моральной дилеммы. Контекст межличностного общения и взаимодействия с взрослым и сверстником определяет моральный выбор в пользу заботы и справедливости в решении моральных дилемм. В отношениях со сверстником преобладает ориентация на принцип заботы и норма равенства, в отношениях с взрослым - значимы оба типа ориентации - на заботу и справедливость и соответствующие им нормы равенства и «но заслугам». С возрастом в контексте взаимодействия с взрослым усиливается ориентация на принцип справедливости и снижается ориентация на собственные интересы.

2. Различия в моральной ориентации подростков и юношей России, США и Казахстана

обусловлены культурным контекстом и выступают в предпочтении российскими

подростками ценностей справедливости, свободы выбора и принятия решений,

смелости в отстаивании своих интересов, общительности, образованности и трудолюбия; предпочтении ценностей равноправия, независимости, уважения личности другого и ценностей заботы (в сравнении с российскими подростками) подростками США; ценностей заботы и бескорыстной помощи, готовности к самопожертвованию подростками Казахстана. В решении моральных дилемм подростки России и Казахстана ориентируются на принцип заботы, подростки СІІІЛ -на принцип справедливости. Культурная специфика возрастной динамики состоит в снижении ориентации российских подростков на собственные интересы и все большем учете принципа справедливости; возрастании значимости принципа заботы и направленности на согласование принципов заботы и справедливости в американской выборке.

3. Высокий уровень эмпатийности личности обуславливает предпочтение принципа заботы в морально-ценностной ориентации, моральных суждениях и решении моральных дилемм в подростковом и юношеском возрасте.

4. В рамках модели двух типов моральной ориентации - на справедливость и заботу -можно выделить шесть основных стратегий решения моральных дилемм - 1) заботы, 2) справедливости, 3) контекстно-зависимую, 4) контекстно-парадоксальную, 5)стратегию «сомнений», 6) эгоистическую стратегию. Выбор стратегій"! обусловлен системой приоритетных ценностей и уровнем моральных суждений. Ориентация личности на взаимные ожидания, принятие и одобрение сообществом, эмпатическая рефлексивная ориентация и учет интериоризованных ценностей заботы обуславливает выбор стратегии заботы; ориентация на собственное благополучие и «закон и порядок» - эгоистической стратегии. В подростковом и юношеском возрасте преобладают стратегии заботы и контекстно-зависимая стратегия, направленная на учет и согласование обоих принципов. Возрастная динамика развития моральной ориентации определяется переходом к все более полному учету и согласованию принципов заботы и справедливости.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Учение о психологическом возрасте (Л.С.Выготский, Д.Ь.Эльконин). Теория

планомерно-поэтапного формирования П.Я. Гальперина и положение об ориентировочной

деятельности как предмете психологии. Историко-эволюционная концепция развития

личности Л.Г.Асмолова. Основные положения теорий развития морального сознания

личности в онтогенезе Ж.Пиаже, Л.Кольбсрга, К.Гиллиган, Н.Айзенберг, и теории четырех

компонентов морального поведения Д.Реста. Теория универсального содержания и

структуры ценностей С.Шварца. Экологическая модель У.Бронфенбреннсра. Теоретические

положения и исследования закономерностей нормативного и девнантного развития личности в подростковом возрасте В.С.Собкина. Теоретические положения о культурной вариативности регуляторов социального поведения Т.Г.Стефаиснко.

Методы. В работе была реализована констатирующая стратегия, метод кросс-культурного и сравнительного возрастного анализа, метод эксперимента. Были использованы методики исследования ценностных ориентации С.Шварца; модифицированная методика терминальных и инструментальных ценностей М.Рокича; авторская методика моральных суждений «Справедливость - забота»; методика моральных дилемм; методика эмиатии Мехрабиана-Эпштсйна. Статистический анализ результатов проводился с помощью пакетов StatSoft STATISTICA for Windows, SPSS version 11.5.

Характеристика выборки. Всего в исследовании принимало участие 660 испытуемых, из них 292 юношей (44,2%)_и 368 девушек (55.8%); 214 человек (32.3%) в возрасте от 13 до 15 лет, 303 человека (45.8%) в возрасте от 16 до 17 лет и 145 человек (21.9%) в возрасте от 18 до 21 года. Среди принявших участие в исследовании 485 подростков и юношей из России (гг. Москвы, Шатуры, Самары), 85 из США (г.Седар Фоллс, штат Айова; школа при посольстве США в Москве) и 92 из Казахстана (г.Алма-Ата).

Достоверность полученных результатов обеспечивалась научно-методологической обоснованностью исследования, использованием комплекса методов, адекватных его предмету, целям и гипотезам, репрезентативностью выборки, применением аппарата математической статистики для обоснования статистической достоверности поученных результатов.

Апробации диссертации состоялась на заседании кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ им.М.В.Ломоносова, Международных конференциях студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов» (Москва - 2000; 2003, 2004, 2005); на 29-й Ежегодной Международной конференции Ассоциации по моральному воспитанию АМЕ, Краков-2003; 2-й Летней школе EARA, Марбах-2003; Первой международной научно-практической конференции «Психология образования», Москва-2004; конференции «Саморегуляция в социальном контексте» (Летняя школа ISSBD, Москва 2005).

Благодарность. Автор выражает глубокую благодарность за помощь в сборе материалов исследования д-ру К.Хильдебрандт; А.А.Давлетовой, К.Р.Садык-Хаджиевой.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, выводов, списка литературы, приложений. Библиографический список включает 209 наименований, из них 113 на английском языке.

Мораль. Функции морали

Современная этика определяет мораль следующим образом. «Мораль (от латинского moralis - относящийся к нраву, обычаю, характеру) и нравственность — способ самоосуществления личности, се самоуправления и упорядочения отношений между людьми на основе обобщенных представлений о нормах, принципах и идеалах, возводящих к «ценности добра» (Краткий философский словарь, 1997). Мораль - это совершенно уникальный способ духовно-практического освоения мира человеком, совершаемого в логико-рефлексивной, эмоциональной и подсознательной формах. Мораль - это формы осознания общественно-необходимого типа поведения, реализуемые людьми в свободных действиях с опорой на личные убеждения и общественное мнение. С точки зрения философии мораль рассматривается как система категориальных принципов, регулирующих социальные взаимоотношения. Эти принципы являются универсальными принципами, подтвержденными разумной аргументацией. В этике выделяются следующие функции морали: 1.Гуманизирующая. Гуманистическая роль морали заключается в возвращении человеку его целостности. Человек предстает перед общеобязательностью морального долга, поднимаясь над собой и преодолевая себя. 2.1 сгулнтиннаи. Мораль регулирует поведение общества и отдельного лица, в целом, осуществляется саморегуляция личности и саморегуляция социальной среды. Человек сам выбирает жизненный путь и строит собственную нравственную перспективу. В критических ситуациях нравственность оказывается единственной опорой человека. З.Цсііііостіїо-оріїсіїтпруїоіцаи. Мораль задает ориентиры, определяющие собственно человеческую суть бытия (представления о смысле жизни, предназначении человека). 4.Познавательная. Мораль обеспечивает не объективно-научное познание, а постижение смысла явлений, причем понимание нравственного смысла происходящего обеспечивается нравственным к нему отношением. 5.Восіштательііая. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму способность руководствоваться идеальными нормами и «высшими» соображениями. В современной этике можно выделить три основных позиции в отношении возникновения морали. Первая связывает возникновение нравственности с возникновением первых социальных отношении, способствующих упорядочению половых отношений (Ю.М.Бородай). Вторая - с взаимными трудовыми обязательствами, кооперацией, взаимопомощью и регламентацией половозрастной разделения труда (Л.Ф.Шишкин, Д.Ж.Валесв). Третья позиция, так называемый личностный подход, выводит нравственность из противоречий в развитии личности, возникающих в процессе возникновения классового общества (О.Г.Дробницкий, Л.Л.Гусейнов) (Разин, 2003). Наиболее интересным нам представляется третий подход, в котором в центре проблемы развития морали оказываются отношения личности и общества. Необходимость согласования внутри человеческого сообщества интересы каждого человека и их совместное бытие порождают первые социальные нравственные представления и нравственное самосознание человека и определяют, тем самым, как ключевую проблему, проблему соотношения всеобщей морали и морали личности (Гусейнов, 1985; Дробницкий, 1974, 1986) Мораль выступает в двух формах: 1) как характеристика личности и совокупность моральных качеств, 2) как характеристика отношений между людьми, совокупность моральных норм, правил, требований (Гусейнов, Лпресян, 2003). Обе эти формы морали находятся в единстве, взаимосвязи и взаимообусловленности. Moptiib как характеристика личности — это показатель меры ответственности человека за свои поступки, совершенно уникальный способ духовно-практического освоения мира человеком, совершаемого в логико-рефлексивной, эмоциональной и подсознательной формах. Мораль - это формы осознания общественно-необходимого типа поведения, реализуемые людьми в разумных свободных действиях с опорой на личные убеждения и общественное мнение и но «доброй воле» (И.Кант). Мораль как характеристика отношений между людьми наряду с такими институтами, как обычай, право, рынок и пр. задает нормы человеческого общежития, но в отличие от остальных форм регулирования деятельности человеческого общества, определяет ценностный базис того «идеального универсума, внутри которого только и может разворачиваться человеческое бытие как человеческое» (Гусейнов, Лпресян, 2003., с. 23). Характерная особенность морали - единство всеобщего, объективного, общезначимого, определяющего законы человеческого поведения в обществе, с одной стороны, и индивидуального, личностного выбора человека, осуществленного но «свободе воли», с другой стороны. Эга особенность морали блестяще выражена в формуле И.Канта, согласно которой человек подчинен «только своему собственному и, тем не менее, всеобщему законодательству» (Кант И., 1965, с. 274). Единство всеобщности и обязательности закона морали и свободной воли выбора личности таит в себе противоречие - как может осуществляться свободный выбор личности в условиях заданности и предопределенности норм и правил человеческого общежития? В истории философии можно выделить три основных решения этого противоречия: 1) утверждение морали как надындивидуальной силы и выражения божественного космического закона или человеческой природы и отрицание свободного выбора личности как основы морального поведения; 2) отрицание возможности существования всеобщей морали и утверждение реальности морали групп, классов, индивида; 3) интеграция всеобщности морали и свободной воли как взаимосвязанных составляющих морали. Последнее решение выступает в форме золотого правила нравственности «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе». Золотое правило возникло в эпоху гуманистического переворота в первое тысячелетие до нашей эры, в так называемое «осевое время» (К.Ясперс), стало основой философии нравственности и выступает как средоточие житейской мудрости. Упоминания о «золотом правиле» мы находим уже в Y-YBB. ДО Н.Э. В учении Конфуция и древнеиндийской «Махабхарате», в Ветхом и Новом заветах. Золотое правило, основываясь на принципе исходного равенства всех людей и являясь правилом взаимности, требует от человека, чтобы он в своем поведении в отношении других людей руководствовался теми же нормами и правилами, применение которых он желал бы в отношении самого себя. Дж.Локк считал, что «золотое правило» не врождено, а человек приходит к нему на протяжении жизни, через осознание естественного равенства людей. Т.Гоббс считал, что «золотое правило» ограничивает естественный эгоизм человека. И.Кант придал новое значение «золотому правилу», определяя его как требование поступать так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать основой всеобщего законодательства. Впервые различие между моралью и нравственностью было введено Г.Гегелем, утверждавшим, что мораль - корпоративна, т.е. представляет собой принципы поведения, определенные нормы, присущие той или иной общности, той или иной культуре, которые сформировались в ходе се исторического развития. Нравственность представляет собой абсолютную мораль, которая едина для всех народов во все времена. Это есть высшая ступень развития абсолютной идеи, последовательно проходящая через ступени права, семьи, нравственности. В состав нравственности Гегель Г. включал семью, гражданское общество и государство. Нравственность признает безусловное значение каждого человека для общества, вне зависимости от его социального положения или культурного развития.

Обоснование морали справедливости и морали заботы

Вопрос об основополагающих принципах построения морали неразрывно связан с проблемой генезиса и развития морали. Источником морали ученые видят «природу человека» (Дарвин), внешнее безусловное начало или идею (Платон, Гегель, Кант), особенности общения между людьми (французские просветители), особенности производственных отношений (марксизм). В философии выделяют четыре основных нравственно-этических системы - гедонизм (нравственно то, что приносит наслаждение), утилитаризм (нравственно то, что полезно), перфекциопизм (нравственность как стремление к самосовершествованию) и альтруизм (сострадание и любовь к ближнему). Альтруизм, как этика, реализующая принцип заботы и любви к другому, воплощена в светском гуманизме и христианстве, являясь основой морали заботы. Объединение рациональных моментов утилитаризма и перфекционизма порождает мораль справедливости. Понятие справедливости является одной из важнейших категорий философии. Выделяют два основных вида справедливости - дистрибутивную и процедурную справедливость. Дистрибутивная справедливость характеризует справедливость распределения благ, вознаграждений, привилегий, либо санкций, лишений, наказаний. Процедурная справедливость характеризует справедливость процесса принятия решения о таком распределении, гарантирующая, что ничьи права не будут ущемлены (Алексеева, 1994; Нерсесянц, 2000; Ролз, 1995). К условиям, обеспечивающим процедурную справедливость, относят возможность контролировать процесс вынесения решения за счет нрава каждого из участников заявлять свою позицию; возможность контролировать результат путем оспаривания решения в случае несогласия; единообразия процедуры принятия решения, обеспечения всей полноты и точности информации, на основе которой принимается решение (Leventhal, 1980; Лейнг, Стефан, 2003). Четырехкомпонентная модель процедурной справедливости предполагает, что оценка справедливости групповых действий осуществляется в соответствии с 4 критериями: в отношении группы - процедура принятия решения и качество поддержки, оказываемое членам группы в соответствии с принятыми правилами; в отношении авторитета, принимающего решение - содержание принятого решения и его воздействие на членов группы (Tyler, 1989). К частным видам справедливости, вытекающим из дистрибутивной и процедурной, относят карательную (наказание за проступок), восстановительную (возмещение несправедливости в отношении жертвы и понесенного ей ущерба), межличностную (аспект процедурной справедливости, характеризующий взаимодействие и общение с лицами, в отношении которых было принято решение о распределении благ) (Гулевич, 2003; Лейнг, Стефан, 2003; Lupfcr et al., 2000). Представления о справедливости выполняют функции регуляции поведения, включая планирование, оценку и контроль; сохранение целостности группы и обеспечение согласия членов группы о приоритетных ценностях и процедуре принятия решений (Reis, 1986; Lind, Taylor, 1988); влияния на процессы социального познания, определяющие формирование образа мира (Lerner et al., 1998; Голынчик, 2004). Модель веры в справедливый мир была предложена М.Лериером, полагающим, что людям необходимо верить в справедливость мира, в котором они живут, и где каждый получает то, что он заслуживает. Все события, происходящие с человеком - есть результат его собственных усилий (Lerner et al., 1998). Можно выделить следующие теории справедливости, трактующие ее содержание и механизмы: когнитивистскую концепцию Л.Кольберга; социально-психологические теории «справедливого обмена», иеобихсвиоральную теорию Дж.Адамса. Проблема дистрибутивной справедливости длительное время трактовалась в контексте модели справедливого обмена. Социально-психологическая теория справедливого обмена Дж.Хоманса исходила из представления о стремлении к максимальной выгоде минимальной ценой каждым из участников группового или диадического взаимодействия. Регулирующим механизмом, ограничивающим эгоистическую направленность интересов участников и выступает система норм, определяющих принципы дистрибутивной справедливости, главным из которых является принцип «вознаграждение должно быть пропорционально затратам» (Голынчик, 2004). Дж. Лдамс исследовал нормы и правила справедливого распределения вознаграждений за проделанную работу. Было установлено, что наиболее значимой нормой дистрибутивной справедливости является норма беспристрастности или норма «каждому по заслугам, каждому но труду». Хотя норма «каждому по заслугам» сегодня признается фактически всеми исследователями как основополагающая, существуют значительные расхождения в ионимании того, что следует считать «заслугами»: от результатов труда до усилий, вложенных материальных ресурсов и средств. Существенным недостатком теории Д.Адамса является игнорирование роли нормативно-ценностной сферы сознания человека и абстрагирование от социального контекста взаимодействия (Юрсвич, 1981). Другими нормами, определяющими дистрибутивную справедливость, выступают норма равенства; норма «каждому но способностям» (человек с высокими способностями заслуживает большего вознаграждения, чем человек с низкими способностями); норма «каждому но потребностям»; норма «каждому по усилиям»; норма распределения в зависимости от «позитивности» человека; норма распределения в зависимости от степени ответственности, предполагающая, что лицо, облеченное большей ответственностью заслуживает более сурового наказания за происшедшее (Голынчнк, 2004). Выбор конкретной нормы, определяющей принцип реализации справедливого распределения, зависит от следующих факторов: характера распределяемых ресурсов (нематериальные или материальные блага, заработная плата или социальные пособия); трудового вклада участников в создание распределяемых ресурсов; особенностей культуры (коллективистическая или индивидуалистическая); контекста межличностного взаимодействия; личностных и возрастно-половых особенностей участников. Было показано, что для нематериальных благ, таких как равенство прав, преимущественно исполЕ зуется норма равенства, а для материальных - норма распределения в соответствии с заслугами участников. В случае начисления заработной платы преобладает принцип «каждому по заслугам», а в случае распределения социальных пособий - принцип «но потребностям», невзирая на заслуги (Roux, Clemence, 1999). Культурные особенности и традиции в значительной степени предопределяют приоритетность норм дистрибутивной справедливости. Коллективистические культуры отдают предпочтение нормам равенства и «каждому по потребностям», а индивидуалистические - норме беспристрастности. Другими словами, коллективистические культуры более ориентированы на проявление заботы о членах сообщества. В исследовании было показано, что представители русской культуры, традиционно относимой к коллективистической, более склонны к ориентации на норму равенства даже в том случае, когда их вклад больше, чем у партнера. Эга тенденция возрастает, если партнер им знаком или их связывают дружеские отношения (Tower et al., 1997). Межличностный контекст взаимодействия вообще является существенным фактором, определяющим выбор принципа справедливого распределения. Близкие отношения, знакомство и дружба, определяют предпочтение личностью норм равенства и учета потребностей участников в ущерб норме «каждому но заслугам». Другим проявлением влияния контекста взаимодействия выступает феномен ингруипового фаворитизма, проявляющийся в отступлении от принципа беспристрастности и нормы «каждому но заслугам» и учете членства в группе (Roux, Clemence, 1999; Лейнг, Стефан, 2003). Тендерные различия в предпочтении принципов справедливого распределения находят отражение в приоритетности для женщин нормы равенства в том случае, когда их собственный вклад превышает вклад партнера и готовности следовать принципу «каждому по заслугам», когда вклад партнера больше. Мужчины, напротив, вне зависимости от обстоятельств, склонны ориентироваться на принцип вознаграждения пропорционального заслугам каждого участника (Leventhale, Lane, 1970).

Особенности иерархии ценностей современных российских подростков и юношей

В фокусе внимания подавляющего большинства исследований ценностных ориентации личности оказывались иерархическая структура и содержание ценностей, ее обусловленность культурными и социальными условиями жизни (социально-экономическим уровнем жизни, характером организации власти и управления общества, т.е. следованием демократическим или авторитарным принципам). В то же время закономерности развития ценностных ориентации как мотивационных типов личности значительно реже оказывались предметом изучения (В.С.Собкин, В.Писаревский, 1993; Е.П.Белинская, О.Л.Тихомапдрицкая, 2001; С.В.Кривцова, 1997; Л.Созоитов, 2004, и др.). Ценность как мера личностного выбора (Ф.Е.Василюк) является основой морального выбора. Связь ценностной структуры личности с принятием решения в моральной дилемме в психологии морального развития еще не получила достаточного освещения. Возрастно-нсихологический подход, основанный на учете структуры психологического возраста как триединства социальной ситуации развития, ведущей деятельности и психологических новообразований (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин), представляет собой перспективное направление в исследовании развития ценностной сферы личности, возможности которого далеко не реализованы. Мы предположили, что социально-экономические преобразования и фундаментальное реформирование современного российского общества, составляющие обьектіївіили компонент социальной ситуации развития личности, найдут отражение в изменении структуры ценностной сферы подростков и юношей, как возрастной группы, наиболее чуткой к социальным изменениям, происходящим в обществе. Соответственно, структура ценностных ориентации современных российских подростков и юношей будет обусловлена рядом особенностей, связанных с социальной ситуацией развития, что найдет отражение в определенных различиях иерархии ценностей, по сравнению с универсальной иерархией, выражающей пан-культурную тенденцию (Шварц С). Вместе с тем, решение задач развития, отвечающих логике формирования психологических новообразований возраста, но нашему мнению, определяют особенности структуры ценностей в подростковом и юношеском возрасте. Соответственно, мы предположили, что существуют структурные и динамические особенности иерархии ценностных ориентации в подростковом и юношеском возрасте, отвечающие развитию автономии личности. Гипотеза. Структурные и динамические особенности иерархии ценностных ориентации современных российских подростков и юношей обусловлены как особенностями социальной ситуацией развития, так и возрастной задачей развития автономии личности. Задачи нашего исследования включали 1. изучение иерархии и структуры ценностных ориентации современных российских подростков и юношей в сопоставлении с пан-культурной универсальной моделью С.Шварца; 2. исследование возрастной динамики развития ценностных ориентации в подростковом и юношеском возрасте; 3. выявление тендерных различий ценностных ориентации личности в подростковом и юношеском возрасте. Исследование проводилось в октябре - декабре 2004 г. В нем приняло участие 254 испытуемых в возрасте от 14 до 19 лет, составивших подростковую (133 подростка в возрасте от 14 до 17 лет ) и юношескую группы (121 человек в возрасте от 17 до 19 лет) , учащихся средних школ и вузов гг.Москвы, Самары и Шатуры, в том числе 136 юношей (43%) и 178 девушек (57%). Был использован опросник ценностей С.Шварца. 3.1.2.Резулыпаты. Полученные результаты анализировались по следующим параметрам: 1)иерархия ценностных ориентации; 2)динамические особенности иерархии как выраженность ценностных противоречий «сохранение (консерватизм) - изменение», «самоиреодолеиие -самовозвышение»; 3) соотношение индивидуальных и коллективных интересов личности. Сравнительный анализ иерархии ценностных ориентации российских школьников-подростков и студентов с универсальной моделью С.Шварца представлен в таблице 2. Сравнительный анализ обнаружил расхождения в структуре ценностных ориентации. Для российских подростков и юношей наиболее значимой оказалась ценность достижений и социального успеха, далее саморегуляции и благосклонности (заботы о благополучии других), в то время как благосклонность но данным Шварца оказывается наиболее значимой, а ценность достижений занимает лишь 4 место в иерархии по результатам исследований, проведенных в 45 странах. Следующей по значимости для российских молодых людей оказывается ценность безопасности. Относительно низкое место по значимости в структуре ценностей занимают гедонизм, стимулирование, универсализм, конформность, и, наконец, как и в исследованиях С.Шварца, наименее предпочитаемыми оказываются ценности власти и традиции. Таким образом, структура ценностных ориентаниіі подростковой и юношеской выборки отражает особенности социальных настроений, характерных для современного российского общества, где личный успех, зачастую, оказывается более значимым, чем забота о благе других. Консенсус в отношении ценности саморегуляции, т.е. стремления молодых людей к автономии и независимости в мыслях, поведении; занимающей ведущее место в иерархии мотивационных типов, связан с решением важнейшей задачи развития возраста - задачи преодоления зависимости и приобретения автономии. Анализ возрастных различий подростковой группы (школьников) и юношеской группы (студентов) позволил зафиксировать как сходство, так и различия в структуре ценностных ориентации. Для обеих возрастных групп наиболее значимыми являются социальный успех и достижения, а наименее значимыми - традиции и власть. Ценность саморегуляции различна для подростковой и юношеской групп (критерий Манна-Уитни, р=0.003). Если для юношей ценности саморегуляции и достижения автономии оказываются почти столь же значимыми как социальный успех и достижения, то для подростков -ценность саморегуляции и автономии занимает более низкую ступень в иерархии ценностей вместе с безопасностью, гедонизмом и стимулированием. Возрастание значимости автономии в юношеском возрасте свидетельствует о том, что личный успех и достижения начинают связываться в сознании юношей и девушек с собственной самостоятельностью, автономией и активностью. Мы обнаружили яркую картину тендерных различий (табл.3), в которой сочетаются как традиционные маскулинные и фемининные предпочтения ценностей, так и менее ожидаемые. Типичным для женской выборки можно считать предпочтение ценности благосклонности, т.е. защиты и заботы о благополучии людей, с которыми находишься в частых личных контактах, обнаруживающейся в таких характеристиках личности как помогающий, честный, прощающий, лояльный, ответственный (р=0.003). Ценность безопасности как чувства защищенности, гармонии и стабильности общества, выступающей в высокой значимости защищенности семьи, высокой национальной безопасности, уверенности в социальном порядке, взаимной помощи и значимости людей друг для друга, также вполне предсказуемо оказалась выше у женской группы (р=0.04). Интересен в плане изучения возрастных особенностей становления автономии личности, тот факт, что ценность саморегуляции оказалась выше для девушек, чем для юношей (р= 0.017). Возможно, это объясняется более ранним приобретением девушками взрослости, в виде внешней и, возможно, интеллектуальной и моральной взрослости (по Д.Б.Эльконину), обусловленной более высокими стандартами и ожиданиями, предъявляемыми обществом к поведению и достижениям девушек. С этим предположением согласуется и большая значимость для девушек ценности стимулирования как стремления к новому, изменениям и переменам в жизни, поиску новых впечатлений (р=0.025). С другой стороны, изменение места женщины в обществе и пересмотр содержания тендерных ролей в пользу более активного участия женщины в производстве и социальной деятельности, изменения семьи как социального института, могут рассматриваться как фактор изменения ценностной сферы женщины.

Цели, гипотезы и задачи

Целью данного этапа исследования стало изучение особенностей моральных суждений и решения моральных дилемм в подростковом и юношеском возрасте в зависимости от особенностей социальной ситуации развития, включая три образующих ее контекста - культурный, социо-культурную среду проживания и контекст взаимодействия и общения. Гипотеза. Существуют различия в предпочтении подростками и юношами моральной ориентации на справедливость или заботу в зависимости от контекстов, образующих социальную ситуацию развития, которые найдут отражение в моральньих суждениях и решении моральных дилемм. Общая гипотеза получила конкретизацию в частных гипотезах: 1. Существуют различия в степени согласия подростков с моральными суждениями, относящимися к различным уровням развития морального сознания, обусловленные культурой и социо-культурной средой мегаполиса и малого города. 2. Существуют различия в особенностях решения моральных дилемм, обусловленные культурой, социо-культурной средой проживания (мегаполис и малый город) и контекстом взаимодействия: - особенности культурного контекста социальной ситуации развития найдут отражение в большей ориентации на принцип заботы подростков России и Казахстана и на принцип справедливости подростков и юношей США; - подростки, проживающие в малом городе, обнаружат большую ориентацию на принцип заботы, чем их сверстники, проживающие в мегаполисе; - контекст взаимодействия обусловит ориентацию на принцип заботы или принцип справедливости в решении моральных дилемм. Мы предположили, что тендерные различия найдут отражение в большей ориентации девушек на принцип заботы, чем на принцип справедливости. Задачи данного этапа исследования включали: 1. изучение особенностей моральных суждений и решения моральных дилемм подростками и юношами в зависимости от контекстов социальной ситуации развития: культурного контекста, среды проживания, контекста общения (подросток-взрослый, подросток-сверстник); 2. изучение возрастных особенностей моральных суждений и решения моральных дилемм; 3. изучение тендерных различий моральных суждений и решения моральных дилемм. Было проведено две серии. Первая серия направлена на изучение особенностей моральных суждений. Вторая серия - на изучение особенностей решения моральных дилемм и морального мышления. Для выявления представлений подростков о справедливости им предложили ответить на вопрос, что такое справедливость и привести соответствующий пример справедливого поступка. В опросе приняли участие российские и казахские подростки (всего 170 испытуемых). Бьш проведен анализ ответов подростков, позволивший вьщелить типы ответов в соответствии с уровнями развития морального сознания, выделенными Л.Кольбсргом. Преобладают суждения, соответствующие третьей стадии межличностной конформности и пятой стадии - социальный контракт (35% и 27%). Приведем примеры высказываний подростков о справедливости: Суждения, соответствующие 1 стадии - «власть и авторитет» (8% ответов): «Справедливость - кто сильнее», «справедливость - когда общество живет в согласии с законом власти». Суждения, соответствующие 2 стадии - инструментальная мораль «ты мне - я тебе»(20%): «Справедливо если человек убил другого, то его должны наказать пожизненно или приговорить к казни», «У женщины украли сумку, а мужчина поймал вора и вернул сумку». Суждения, соответствующие 3 стадии — межличностной конформности (35%): «Если ты стоишь со своим другом за шоколадкой, и ты покупаешь ее, и такой больше нет, а твой друг ест только такой шоколад, то справедливо отдать ему эту шоколадку, или в крайнем случае поделить пополам», «Когда человек руководствуется не только своим мнением, но и считается с мнением других людей», «Справедливый поступок - когда мне подарили шоколад, половину я отдал брату», «Это когда каждый человек получает то, что он заслужил, Например, если ученый за какое-то открытие получаст вознаграждение». Суждения, соответствующие 4 стадии - закон и порядок (10%): «Когда общество подчиняется законам, и никто никогда не нарушат свои права и обязанности», «Когда по закону права людей одинаковы, независимо от места в обществе», «Равенство перед законом между людьми разных постов и званий в любом возрасте». Суждения, соответствующие 5 стадии - социальный контракт (27%): «Когда каждый человек имеет право на выбор», «Это прежде всего когда учитывается равноправие все людей, свободы, принятие таких решений, в которых учитывались 6ЕЛ все нрава человека», «Справедливость - это когда людей не разделяют на достойных и недостойных. Ведь в числе последних можете оказаться и вы. Кто разделяет людей - это самый несправедливый человек. Все люди одинаковы, пусть они и богатые и нищие», «Справедливость — это равные права, у всех людей на селе, чтобы люди не делились на богатых и бедных. Все мы одинаковы». На этой стадии подростки указывают на возможность изменения законов, если они оказываются несправедливыми: «Возможно, это окажется смешным, но я в качестве примера хочу привести поступок Робин Гуда, когда он отнимал деньги у богатых, неработающих людей и отдавал бедным людям (хотя эти люди очень много работали, но по несправедливости законов, оставались бедными)». Достаточно часто, особенно в казахской выборке, подростки считают справедливым поведение, отвечающее принципу заботы о благополучии окружающих людей: «Справедливость - это помощь ближнему и незнакомому человеку в трудную минуту», «Справедливость - это от каждого по возможностям, каждому по потребностям», -«Справедливо, когда представляются льготы пенсионерам», и, наконец, «Справедливость -это забота о других». Таким образом, качественный анализ суждений о справедливости младших подростков позволил выявить многообразие суждений, корреспондирующих с первой - пятой стадиями периодизации Л.Кольберга при преобладании ориентации на межличностную конформность и социальный контракт.

Похожие диссертации на Развитие морально-ценностной ориентации личности как функция социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрасте