Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Совестливость как проблема психологии
1.1.. Определение совестливости в современной научной литературе
1.2. Развитие совестливости как процесс
1.3. Особенности совестливости детей на этапе перехода в ранний юношеский возраст
1.4. Методики исследования совестливости
ГЛАВА II. Характер развития совестливости ребенка при переходе из детства в юность
2.1. Этапы и средства проведения экспериментального исследования
2.2. Специфика проявления совестливости у старших подростков и юношей (девушек)
2.2.1. Особенности когнитивного компонента совестливости растущих людей
2.2.2. Характер поведенческого компонента совестливости подростков и юношества
2.2.3. Характеристика мотивационного компонента совестливости детей старшего подросткового и раннего юношеского возрастов
2.2.4. Особенности самоотношения «совестливость» у растущих людей
2.2.5. Влияние родительского отношения на совестливость подростков и юношей (девушек) 2.3. Социально-психологическая типология совестливости старших подростков и юношества 2.3.1. Характер проявления когнитивного компонента совестливости подростков и юношей (девушек) из различных социальных групп
2.3.2. Особенности поведенческого компонента совестливости растущих людей из разных социальных групп
2.3.3. Специфика мотивационного компонента совестливости подростков и юношей (девушек) из разных социальных групп
2.3.4. Особенности самоотношения «совестливость» у старших подростков и юношей (девушек) из разных социальных групп
2.4. Совестливость как показатель личностного развития на рубеже перехода в юношеский возраст
Заключение
Список литературы
Приложения
- Определение совестливости в современной научной литературе
- Развитие совестливости как процесс
- Этапы и средства проведения экспериментального исследования
- Характеристика мотивационного компонента совестливости детей старшего подросткового и раннего юношеского возрастов
Введение к работе
Глубина и характер глобальных изменений, происходящих в современном обществе требуют активизации личностного развития растущих людей, актуализируя поиск психологических оснований освоения-присвоения ими важнейших нравственных норм, сознательного их принятия и реализации в поведении.
Особое место в структуре личностного становления молодого человека занимает такое нравственное качество как совестливость, которое, к сожалению, не стало еще предметом должного внимания и исследователей, и практических работников. Между тем в настоящее время, когда происходит перестройка ментальносте, смена целей, ценностей, ориентации индивидов, именно совестливость выступает тем оселком, на котором проверяется целостность личности. При этом наиболее благоприятные возможности проявления и выявления условий, способствующих формированию совестливости как социально-нравственного качества личности, создаются в период выхода растущего человека из детства во взрослое состояние, когда происходят качественные изменения самосознания, самоопределения. Именно данное обстоятельство и определило выбор темы нашего исследования.
Объектом исследования явилась совестливость как специфическое нравственное качество личности, зримо раскрывающееся в старшем подростковом и раннем юношеском возрастах.
Предметом исследования стали психологические особенности развития совестливости на рубеже перехода ребенка из подросткового в юношеский период онтогенеза.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что совестливость, выступая интегральным нравственным качеством и
одновременно критерием личностного развития, наиболее полно проявляется в процессе становления самосознания на этапе перехода из подросткового в юношеский возраст.
Цель исследования состояла в определении характера развития совестливости и особенностей ее проявления на рубеже перехода из подросткового в юношеский период становления человека как личности.
Задачи исследования состояли в том, чтобы:
Выявить уровень сформированности совестливости старших подростков и юношей (девушек), проявляющийся в когнитивном, мотивационном и поведенческом компонентах, характер, особенности их взаимосвязи и взаимовлияния.
Определить соотношение степени сформированности когнитивного, мотивационного и поведенческого компонентов совестливости с нравственным самоотношением «совестливость» и особенностями самовосприятия старших подростков и юношей (девушек).
Установить психологические особенности проявления совестливости и ее влияния на развитие самосознания и личностного самоопределения в старшем подростковом и раннем юношеском возрастах.
4. Рассмотреть половозрастные различия в развитии совестливости
подростков и юношей (девушек).
Методологической основой исследования стали
фундаментальные положения отечественной психологии о личностной сущности человека (Абульханова К.А., Ананьев Б.Г., Асмолов А.Г., Бодалев А.А., Брушлинский А.В., Донцов А.И., Деркач А.А., Леонтьев А.Н., Рубинштейн'С.Л., Фельдштейн Д.И.), закономерностях, условиях и механизмах психического развития ребенка в системе деятельности (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн,
»
Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин), особенностях подросткового и юношеского этапов онтогенеза (Л.И.Божович, И.В.Дубровина, Д .И. Фельдштейн).
Методы исследования включали комплексный инструментарий,
направленный на раскрытие особенностей различных компонентов
совестливости. При этом использовались методики определения
моральных понятий, сочинения, вопросник Д.Кэттела,
характерологический опросник, модифицированные варианты методик В.Хеннига, Е.Г.Беляковой, Е.С.Кузьминой, методики самооценки совестливости, методики М.Куна, УСК (Е.Ф.Бажина), МИС (С.Р.Пантелеева), обобщение независимых характеристик, беседы, включенное наблюдение и др. Качественная обработка данных проводилась с применением t-критерия Стьюдента.
Базой исследования стали Московская гимназия № 1514, Московская экономическая школа, Внуковская сельская общеобразовательная школа Дмитриевского района Московской области и Энергетический колледж г. Конаково Тверской области.
Научная новизна работы состоит в том, что впервые были определены процессуальные особенности и содержательные характеристики развития когнитивного, мотивационного и поведенческого компонентов совестливости, при их дифференциации и интегрированном проявлении, что позволило раскрыть это качество личности через соотношение уровней сформированности данных компонентов у подростков и юношей (девушек). При этом рассмотрение нравственного самоотношения «совестливость» дало возможность установить связь степени ее развития и как компонента самосознания и как личностного качества.
Новым в анализе совестливости было выявление характера ее становления на рубеже подросткового и юношеского возрастов, с
раскрытием половозрастных особенностей растущих людей и влияния социальной ситуации развития.
Теоретическая значимость исследования заключается, во-первых, в развитии представлений о структуре и генезисе совестливости у старших подростков и юношей (девушек); во-вторых, в дифференцированном анализе развития и интегрированного проявления структурообразующих компонентов совестливости у растущих людей; в-третьих, в феномене совестливости вычленен особый момент -нравственное самоотношение «совестливость» и выявлена взаимосвязь данного компонента самосознания с проявлениями совестливости в отношениях с другими людьми (ровесниками и взрослыми); в-четвертых, рассмотрена зависимость развития совестливости в отношениях с разными людьми от степени развития совестливости-самоотношения.
Практическое значение работы состоит в том, что установленные особенности развития совестливости на рубеже перехода молодых людей из подросткового в юношеский возраст дают возможность определить действенную стратегию воспитания данного важнейшего нравственного качества личности. А разработанные и апробированные диссертантом методики выявления уровня развития совестливости подростков и юношества, успешно применяемые в психолого-педагогической практике образовательных учреждений г. Москвы, Московской и Тверской областей, могут широко использоваться в нравственном развитии школьников и студентов.
Апробация результатов исследования проводилась путем изложения добытых материалов на Научной сессии Российской академии образования (октябрь 2001 г.), на заседаниях педагогических советов гимназии, школ и колледжа, где осуществлялась
экспериментальная работа, а также через публикации в специальных журналах.
На защиту выносятся следующие положения:
Совестливость представляет собой важнейшее нравственное качество личности, выступающее преобразующим фактором, активно влияющим на развитие самосознания, самоопределения подростков и юношей (девушек).
Структура совестливости включает в себя когнитивный, мотивационный и поведенческий компоненты, единство и интегрированное проявление которых определяют уровень сформированности этого особого личностного образования. Причем доминирующее значение здесь имеет мотивационный компонент, развитие которого составляет важнейшую задачу нравственного воспитания подростков и юношества.
Выявление особенностей изменения когнитивного, мотивационного и поведенческого компонентов совестливости на рубеже перехода из подросткового в юношеский возраст позволяет рассматривать совестливость как значимый критерий нравственной зрелости растущего человека.
4. Особенности социальной ситуации развития старших
подростков при переходе в юношеский период онтогенеза
оказывают существенное воздействие на структуру
совестливости как личностного качества и на нравственное
самоотношение «совестливость».
Определение совестливости в современной научной литературе
Понятие совестливость в сфере научных знаний определяется неоднозначно не только по выделяемым характеристикам, функциональным особенностям, но и по смыслам. Практически совестливость выступает как атрибут нравственности, личностной ценности. Но в одних случаях она соотносится с поведением; в других — сопоставляется с сознанием; в третьих - определяется по составляющим ее компонентам, без выведения общей дефиниции и т.д.
При этом имеются различные толкования категории совестливости в конкретных науках (психология, философия, право, социология, педагогика и др.) и в обыденной практике, с одной стороны, а с другой -понятие совестливости зачастую раскрывается через другие понятия -личность, поведение, сознание, общество и др. Парадоксальное положение состоит в том что представление о совестливости, игравшее существенную роль в развитии философских воззрений, входившее явно или неявно во все без исключения психологические концепции личности, не зафиксировано в форме достаточно дифференцированной научной категории. Понятие совестливость в должной мере не освещается ни в философских, ни в специальных психологических трудах.
Показательно, как практико-ориентированное понимание совестливости отражено в различных словарях. Например, в Толковом словаре живого великорусского языка В.Даля: «Совестность, совестливость - это качество, свойство и состояние» [47, С.257], производное от совести. А "совесть - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке, внутреннее сознание добра и зла... способность распознавать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру» [47, С.256-257]. В Толковом словаре русского языка под редакцией Б.М.Волина и Д.Н.Ушакова "совестливый — поступающий по совести (а "совесть - внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение"), совестящийся поступать несправедливо». А «совеститься» — значит «удерживаться по внутреннему побуждению, повинуясь голосу совести, от какого-нибудь несправедливого проступка» [130, С.339]. Причем понятие совести достаточно полно раскрывается и в энциклопедических, и философских словарях. Так, Российский энциклопедический словарь 2000 г. издания определяет, что «Совесть - понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, нравственная самооценка совершаемых поступков» [113, С.1462]. "Совесть- читаем мы в Философском словаре, - этическая категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю, сторону ее самосознания... включает и самооценку уже совершенных действий на основе понимания человеком своей ответственности... кроме того предполагает способность индивида критически относиться равно к своим и чужим мнениям... Совесть - общественно воспитуемая способность человека...» [138, С.414]. «Совесть - сознание и чувство моральной ответственности человека за свои действия... моральная самооценка личностью своих поступков и мыслей» - пишет Большая советская энциклопедия [23, С.472].
Обращаясь к рассмотрению определения совестливости в научной литературе необходимо отметить, что совестливость, по мнению ряда авторов, выступает проявлением ценностей, норм и других характеристик морали [118, С.27].
В философии совестливость раскрывается через понятие совесть как категорию этики, наряду с добром, злом, долгом и т.д. «Совесть -категория этики, обнимающая, - как свидетельствует Философская энциклопедия, - проблемы нравственного самоконтроля личности, способность человека самостоятельно формулировать для себя моральные предписания, требовать от себя их «исполнения и оценивать свои действия» [139, С.41].
Проблему личной совести впервые поставил Сократ, считавший источником нравственности человека его самопознание. Локк, Спиноза, Гоббс подчеркивали зависимость совести от воспитания, условий жизни и интересов личности [82, С.99]. Гольбах определял совесть как оценку, которую «мы в своей собственной душе даем своим поступкам» [40, С.172].
По Канту, каждый человек имеет в себе совесть от рождения. Согласно Фихте, совесть - единственный критерий нравственности. А Гегель утверждал, что свою действительность совесть приобретает лишь во «всеобщем самосознании», благодаря обществу, в котором находится человек [39, С.339-352]. Фейербах называет совесть «другим Я» человека, обусловленным обществом. «Ибо, как принадлежащий к этой общине, член этого ... народа, этой эпохи... я упрекаю себя только в том, в чем упрекает меня другой, или ... мог бы упрекать меня, если бы знал о моих поступках» [133, С.630].
В психологии совестливость также сводится к понятию Совесть. По К.К.Платонову «Совесть - оценка человеком своих поступков, проявляющаяся как спокойная совесть и угрызения совести» [106, С.135].
Развитие совестливости как процесс
Рассматривая специфические особенности совестливости человека, исследователи специально подчеркивают, что совесть, совестливость формируются только в социальной среде.
В числе наиболее значимых показателей совестливости субъектность, связанная с целеполагающей деятельностью, отношение к действительности, и, наконец, изменение содержания совестливости, ее развитие, имеющее прогрессивную направленность.
Наиболее отчетливо это проявляется в процессе становления индивида, его взросления в онтогенезе. В онтогенезе формируются все основные формы и особенности совестливости.
Онтогенез человека (процесс индивидуального развития) изучался и изучается в психологии разными методами в разных научных школах. Так, метод биографического рассмотрения онтогенеза восходит еще к 70-м годам XIX века, когда Ф.Гальтон исследовал влияние наследственности на развитие способностей, одаренности, таланта. В психоанализе, стремящемся со времен З.Фрейда объяснить процесс развития через биологическую обусловленность оральной, анальной, генитальной и эдиповой стадий, вместе с тем признается влияние на личностное развитие индивида его отношений к другим людям и их отношений к нему. Согласно аналитической психологии, совестливость человека проходит через стадии «знания» - анархического или хаотического состояния; развитого «эго-комплекса» - монархическую или монистическую фазы; осознания своего раздвоенного состояния -дуалистическую фазу. При этом К.Юнг указывал на зависимость совестливости, как и других личностных особенностей от направленности на внешний или внутренний мир (экстраверсия -интроверсия).
Широко известна концепция Э.Эриксона, вычленившего восемь стадий индивидуально-психологического развития человека и рассмотревшего характерные особенности личностных проявлений на каждой из них (См. [158], [159]). При этом важно отметить - Э.Эриксон исходит из понимания того, что уже на ранних стадиях развития человека закладываются психологические основы. которые в дальнейшем в значительной степени определяют уровень и характер личностных проявлений индивида.
Первая стадия - раннего младенчества (от рождения до 18 месяцев) -является фазой развития основ доверия к людям, формирования позитивного самоощущения. Чувство доверия к окружающему миру служит ребенку опорой для приобретения нового опыта. А недостаток любви, внимания матери к ребенку приводит к формированию недоверия.
Вторая стадия - позднего младенчества (от 1.5 до 3-4 лет) - является временем осознания своего индивидуального начала и самого себя как активно действующего существа. Ребенок из состояния полной зависимости от взрослых переходит к состоянию относительной независимости. Начинает формироваться самооценка в соответствии с уровнем проявления автономии. Ребенок стремится исследовать окружающий мир и обнаружить границы своих возможностей. Но стремления ребенка здесь могут быть заторможены чувством сомнения в себе, преувеличенным чувством стыда.
Третья стадия - раннего детства (около 3-5 лет) - период необычайно энергичной и настойчивой познавательной активности ребенка, главной движущей силой которого является любознательность (познавательная потребность). Поведение характеризуется стремлением подражать взрослым. Появляются признаки полоролевого поведения.
Четвертая стадия - среднего детства (от 5 до 11 лет) - характеризуется стремлением к достижениям, развитием познавательных и коммуникативных умений, навыков. Происходит усвоение инструментальных и предметных действий, развивается чувство трудолюбия.
Пятая стадия - половой зрелости, подростничества и юности (от 11 до 20 лет). Здесь происходит жизненное самоопределение (каким быть, кем быть?), идет поиск себя и выбор роли в жизни, идентификация личности.
Шестая стадия — ранней взрослости (от 20 до 40-45 лет), где личность развивается в стремлении к контактам с людьми, в заботе о детях и их воспитании. Источником личностного совершенствования становятся потребности в самоактуализации как в семейной, так и в общественной жизни.
Седьмая стадия - средней взрослости (от 40-45 до 60 лет) характеризуется продуктивной и творческой деятельностью. Восьмая стадия - стадия поздней взрослости (свыше 60 лет) -отличается продолжением продуктивной деятельности, но и постепенным снижением активности во всех сферах жизнедеятельности человека.
Этапы и средства проведения экспериментального исследования
Исходя из того, что в любом случае деятельность выступает организующей, образующей, развивающей частью совестливости человека, мы, раскрывая проблему развития растущих людей на рубеже перехода из детства во взрослость, опираемся на наработанный пласт исследований отечественных психологов по деятельностному опосредованию личностного становления. Именно поэтому специально построенная трехкомпонентная модель и ее связь с представленностью совестливости в самосознании была положена нами в основу исследования совестливости растущего человека.
В ходе экспериментального исследования решались следующие задачи: изучение уровня когнитивного, мотивационного и поведенческого компонентов совестливости и характера взаимосвязи между ними; изучение нравственного самоотношения «совестливость» и его соотношения с уровнями развития трех компонентов совестливости у подростков и юношей (девушек),а также влияния особенностей социальной ситуации развития на становление совестливости в группах школьников и студентов.
Первый этап заключался в выделении групп испытуемых по результатам методик, направленных на изучение трех компонентов совестливости.
Второй этап включал сравнение компонентов совестливости между собой (когнитивный и поведенческий, когнитивный - мотивационный -поведенческий) с целью выделения наиболее устойчивых сочетаний и связей между компонентами.
Третий этап заключался в определении специфики самосознания в каждой из выраженных типологических групп, соотносящих между собой компоненты совестливости, а также в определении связей между особенностями самосознания и уровнем развития компонентов совестливости.
Четвертый этап выявлял особенности развития совестливости -самоотношения в зависимости от типа родительского отношения.
Пятый этап представлял собой построение типологии проявлений совестливости в разных социальных группах с целью определения специфики ее развития в связи с особенностями социальной ситуации.
Статистическая обработка результатов проводилась с использованием t-критерия Стьюдента. В то же время основным выступал качественный анализ полученных результатов. Для изучения совестливости мы применили комплексный метод, включивший экспериментальное исследование, типологический, сравнительный, статистический анализы.
При изучении когнитивного компонента методическим приемом, позволяющим выявить уровень знания учащимися сущности совестливости, было определение понятия «совестливость». Метод определения моральных понятий довольно часто применяется при изучении морального сознания на разных возрастных этапах (см., в частности, работу Т.Г.Гаевой [36]). Этот метод наряду с другими использовался для исследования качества моральной ответственности. Метод определения моральных понятий позволяет достоверно определить уровень осведомленности подростков, юношей (девушек) об основных характеристиках совестливости, что непосредственно связано с особенностями нравственного сознания и уровнем интеллектуального развития.
Испытуемым предлагалась следующая инструкция: «Объясните, пожалуйста, как Вы понимаете содержание такого качества личности как совестливость?» При обработке данных первоначально определились основные признаки совестливости, выделяемые растущими людьми в своих определениях. Затем была разработана специальная шкала для оценки ответов испытуемых, которая включала три группы признаков: 1) когнитивные признаки, связанные с усвоением и осознанием растущим человеком социальной нормы совестливости, предвидением активного ее проявления в поведении, осознанием необходимости соблюдения данной нормы; 2) мотивационные признаки, отражающие личностно-значимые мотивы совестливости в общении и деятельности; 3) поведенческие признаки, характеризующие совестливость. Все испытуемые за свои определения набирали определенную сумму баллов. Далее проводился анализ определений, направленный на выделение групп испытуемых, различающихся уровнем осознания сущности совестливости. На основе суммы баллов по процентильной шкале были выделены группы молодых людей с высоким и низким уровнем развития когнитивного компонента.
Качественный анализ особенностей осознания испытуемыми сущности совестливости, их отношения к данной норме проводился по материалам сочинений, которые писались по специально разработанному плану, включающему серию вопросов о различных аспектах совестливости в отношениях между людьми, в плане самоотношения личности.
Характеристика мотивационного компонента совестливости детей старшего подросткового и раннего юношеского возрастов
Мотивационный компонент исполняет роль связующего звена между когнитивным и поведенческим компонентами совестливости. Именно благодаря его сформированности усвоенное содержание нормы совестливости реализуется в поведении. Но роль мотивационного компонента значительнее, так как связана с внутренним принятием нормы и определением "границ" действия совестливости как нравственного принципа.
В проведенном исследовании, во-первых, выявлялась общая мотивационная структура совестливости; во-вторых, анализировалась выраженность разных типов совестливости подростков и старшеклассников в трех сферах их общения - со сверстниками, с учителями, с родителями.
Мотивационный компонент изучался автором через осознаваемые школьниками причины их совестливого (либо бессовестного) поведения, то есть через мотивировки. Нам представляется, что использованные методики дали возможность определить как мотивационную структуру совестливости подростков и юношей (девушек), так и сравнительную "силу" разных типов мотивов.
Прежде всего, мы провели обследование детей с помощью модифицированного варианта "МСД" В.Хеннига, который построен на основе следующей типологии мотивов совестливости: а) мотивы, связанные с боязнью санкций за нарушение нормы; б) мотивы прагматические (утилитарные), побуждающие вести себя совестливо для достижения нужного результата; в) мотивы самовыражения через соблюдение нравственной нормы совестливости; г) мотивы стремления к справедливости посредством проявления совестливой позиции; д) мотивы совестливости, характеризующие личность в понятиях нравственной рефлексии. Эта группа мотивов отличается от мотивов справедливости особым отношением к партнеру по общению, подразумевающем принятие субъектом факта существования у этого партнера собственной точки зрения на совестливость, самостоятельность по отношению к конкретной ситуации.
Построение данной типологии связано как с общими мотивационными отношениями совестливости, так и со специфическими возрастными особенностями исследуемого этапа онтогенеза (см.[134], [135], [137]). Так, дисциплинарные и прагматические мотивы не переживаются личностью как нравственные, соответствуя, условно говоря, «доморальному» уровню развития. Мотивы самовыражения, типичные для рассматриваемого периода детства, предполагают переживание ценности нормы «совестливости» именно в ее «нормативном» смысле (с точки зрения правильности совестливого поведения), когда совестливость выступает в форме нравственного принципа. Мотивы справедливости отличаются ориентацией на возможность достижения должного порядка посредством занятия совестливой позиции. Что касается «нравственно-рефлексивных» мотивов, которые реализуются в особого рода общении, подразумевающем диалогичность, партнерство, то совестливость здесь выступает как социально-моральный феномен и реализуется в рамках принятых личностью «границ», где оказывается возможным проявление совестливости.
Методика, как уже отмечалось, состоит из сорока пар суждений, образованных путем сочетания десяти «мотивировок» совестливости -по два на каждый тип мотива. Испытуемый оценивает приемлемость каждого из суждений, входящих в пару по определенной системе в баллах, благодаря чему в итоге создается индивидуальная структура мотивации совестливости на основе оценок, набранных разными типами мотивов. Групповая картина мотивационной структуры совестливости выводится на основе анализа «доминантности» разных типов мотивов подростков и старшеклассников (см. таблицу 6).
Об изменении характера мотивов, вызывающих совестливое поведение в период перехода из подросткового в юношеский возраст свидетельствуют данные, полученные нами при помощи методики «Мотивационная Структура Совестливости» (МСС). Здесь выявились следующие закономерности: у 14-летних учащихся 8-х классов в мотивационной структуре личности преобладают три типа мотивов: нравственно-рефлексивные - 31,7%; утилитарные - (прагматические) -28% и мотивы справедливости - 26,8%, что создает возможность возникновения на данной возрастной стадии, при соответствующих условиях, как нравственных, так и «безнравственных» типов личностной направленности.