Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творческая активность как условие развития художественного вкуса у детей младшего школьного возраста Саморукова, Вера Владимировна

Творческая активность как условие развития художественного вкуса у детей младшего школьного возраста
<
Творческая активность как условие развития художественного вкуса у детей младшего школьного возраста Творческая активность как условие развития художественного вкуса у детей младшего школьного возраста Творческая активность как условие развития художественного вкуса у детей младшего школьного возраста Творческая активность как условие развития художественного вкуса у детей младшего школьного возраста Творческая активность как условие развития художественного вкуса у детей младшего школьного возраста
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Саморукова, Вера Владимировна. Творческая активность как условие развития художественного вкуса у детей младшего школьного возраста : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.13 / Саморукова Вера Владимировна; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина].- Тамбов, 2011.- 175 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-19/399

Введение к работе

Актуальность исследования. Развитие демократических и плюралистических тенденций в российском обществе сопровождается растущим разнообразием тенденций в различных видах художественного творчества. Пересматриваются и переоцениваются жанры художественного творчества прошлых лет, появляются новые жанры и даже новые направления творческой деятельности, возникают новые виды искусства, соединяя в себе междисциплинарные средства художественного самовыражения (В.П. Бранский, И.Г. Микайлова, В.Г. Мозгот, В.Д. Шадриков и др.).

Новые и не существовавшие ранее тенденции творческой деятельности пока еще не стали предметом пристального психологического исследования. Малоизученными остаются проблемы нестандартного художественного творчества. Не получила полного решения проблема творческих способностей и художественной самореализации личности в разных возрастных группах, психологически непознанным пока еще остается процесс зарождения и реализации художественного творческого замысла. Вне системного психологического изучения остается проблема художественного вкуса личности.

Особую актуальность проблема художественного вкуса имеет для младших школьников. Именно в этот возрастной период соединяется отчетливо проявляющийся и ранее невидимый творческий потенциал личности и несформированность ее художественного вкуса. Своевременное развитие художественного вкуса младших школьников является необходимой гарантией того, что последующие возрастные этапы творческого развития личности будут сопровождаться проявлениями все более зрелого художественного вкуса в усложняющейся творческой активности личности и поиске собственной творческой идентичности.

Состояние и степень разработанности проблемы. Начало изучения проблемы художественного вкуса было положено еще античными философами (Аристотель, Платон и др.), рассматривающими в качестве сущностной характеристики художественного вкуса единство и целостность восприятия. Однако попытки построения теории в трактовке художественного вкуса берут начало в классической философии (Э. Берк, Г.В.Ф. Гегель, И. Кант , Д. Юм и др.). Так, И.Кант трактует художественный вкус как инструмент познания и оценки в отношении произведений искусства.

В истории психологической науки проблема развития художественного вкуса раскрывается с позиций различных подходов. Сторонники первого подхода художественный вкус рассматривают в терминах творческой деятельности через анализ таких понятий, как художественное творчество (Е.Н. Демченко, А.А. Мелик-Пашаев и др.), творческая одаренность (Г. Аллен, А.М. Матюшкин и др.), креативное свойство личности (Д. Б. Богоявленская, Р. Муни, Л.И. Сидоренкова, А. Штейн и др.). Представителями второго подхода (М.А. Кукарцева, А.М. Матюшкин, С.Х. Раппопорт, Е.А. Сивухина и др.) художественный вкус трактуется как проявление восприятия, включающего перцепцию и художественный образ. В рамках третьего подхода (Н.П. Белинская, Н.Н. Вихарев, М.С.Каган и др.) художественный вкус раскрывается через понятие социальной установки и понимается как психологический регулятор деятельности, основной характеристикой которой является готовность субъекта к однозначной реакции и оценке.

Достаточно широко проблема художественного вкуса исследуется представителями эстетической научной мысли (О.В.Дивненко, В.К.Касимов, А. Молчанов, Б.М. Неменский и др.). Понятие художественного вкуса рядом авторов используется для анализа эстетического освоения окружающей действительности и произведений искусства.

В педагогической науке в исследовании художественного вкуса отмечены две основные тенденции. В рамках первой из них художественный вкус рассматривается как способность стилевой ориентации (Е.Н. Коробко, Н.С. Стерхова и др.); в рамках второй исследуется как основа художественной оценки (С. Б. Барило, Г.П. Климова, М. Н. Пархоменко, Т.В. Пушкарева, В.Г. Яковлев и др.).

Представители культурологического направления определяют художественный вкус в качестве главного показателя характера, уровня художественной культуры личности и реализации художественных ценностей (В.П. Большаков, Г.П. Выжлецов, А.И. Кравченко и др.).

В современной отечественной психологии проблеме художественного вкуса посвящены работы в контексте бессознательной психики (М. Л. Баграмянц, С.И. Васильев, В.Е. Кашаев и др.), самоактуализации и самореализации (Е.Н.Демченко, Т.В. Черноусова-Никифорова и др.), художественного развития личности (А.Л. Гройсман, Л.Б. Ермолаева-Томина, А.А. Мелик-Пашаев и др.).

Изучение художественного вкуса в отечественной психологии осуществляется также в контексте проблемы креативности личности младших школьников (Н.Б. Бибикова, Л.Д. Лебедева и др.). По мнению авторов, креативность всегда предполагает увеличение количества и качества творческих элементов в выполняемой деятельности и может быть продуктивным при развитом художественном вкусе.

В контексте изучения проблемы повысился интерес исследователей к выявлению условий и факторов, способствующих более успешному развитию художественного вкуса в условиях их творческой активности (Е. А. Корсунский, Т.В. Кудрявцев, М.И. Старов, Д. И. Фельдштейн и др.).

Отдельные авторы тесно связывают художественный вкус с мотивацией, ориентированной на увлеченность задачей. Мотивация вляется побудительной силой развития художественных способностей, регулирующих проявление художественного вкуса ребенка (Д.Б. Богоявленская, С.Б. Каверин, Т.С. Комарова и др.).

Несмотря на внимание ученых к проблеме развития художественного вкуса младших школьников в условиях их творческой активности, по-прежнему недостаточно изученными остаются следующие аспекты проблемы:

- научно-методологические подходы к определению сущности художественного вкуса младших школьников в условиях разных видов их творческой активности,

- психологическая структура художественного вкуса младших школьников как личностного феномена,

- психологический детерминизм развития художественного вкуса младших школьников в их творческой активности,

- психологическая модель развития художественного вкуса младших школьников в условиях осуществляемой ими творческой деятельности.

Недостаточная изученность процесса развития художественного вкуса младших школьников в их творческой деятельности обусловливает проблему, которая заключается в том, что учащиеся этой возрастной группы не всегда готовы формулировать обоснованные оценочные суждения о произведениях разных видов искусства, демонстрируют неразборчивость в своих художественных предпочтениях и некритичность по отношению к нарушению художественных норм в искусстве, случайно выбирают сферы собственной творческой активности и сопротивляются требованиям соблюдать художественные нормы. В результате снижается уровень художественной активности младших школьников и недостаточно развивается их творческая деятельность.

Этим обусловлена актуальность темы диссертации.

Объект исследования: художественный вкус детей младшего школьного возраста в условиях творческой активности.

Предмет исследования: развитие художественного вкуса в условиях творческой активности.

Цель исследования: выявить психологическую сущность и детерминанты развития художественного вкуса, разработать и апробировать психолого-акмеологическую модель развития художественного вкуса у детей младшего школьного возраста.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой определены задачи исследования:

  1. Проанализировать художественный вкус младших школьников как проблему психологической науки.

  2. Выявить психологическую структуру художественного вкуса младших школьников в условиях творческой активности.

  3. Определить психологические детерминанты развития художественного вкуса в процессе творческой деятельности.

  4. Разработать психолого-акмеологическую модель развития художественного вкуса младших школьников в условиях творческой активности.

  5. Апробировать психолого-акмеологическую модель развития художественного вкуса младших школьников в опытной работе.

Гипотеза исследования заключается в предположении в том, что художественный вкус младших школьников может успешно развиваться в условиях творческой активности, если:

используется его многокомпонентная структура: нормы, критерии и показатели дифференциации ценного в художественном отношении продукта;

учитываются такие психолого-акмеологические детерминанты развития художественного вкуса младших школьников, как условия (культурные традиции семьи, референтные мнения, взаимоотношения в творческом коллективе, творческая активность, творческий опыт, рефлексия), а также факторы (творческое мышление, творческое воображение и эмоциональный интеллект);

разработана психолого-акмеологическая модель развития художественного вкуса, состоящая из понятийного; структурного; критериального; тренингового блоков.

Методологическую основу исследования составили принципы психологии и акмеологии: принцип единства психики и деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), принцип субъекта деятельности (А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), фундаментальные идеи отражения личностью окружающей действительности (К.А. Абульханова, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев и др.), принцип системности психологических явлений (В.А. Барабанщиков, Б.Ф. Ломов, Э.Г. Юдин и др.), идеи активного развития личности в процессе творческой деятельности (Л.Н. Азарова, В.И. Дружинин, А.А. Мелик-Пашаев, Я.А. Пономарев и др.).

Теоретической основой исследования являются: культурно-историческая теория (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, Г.Г. Шпет и др.), основные теоретические положения о специфике категории вкуса (В.К. Волков, Н.А. Дмитриева, М.С. Каган, А.С. Молчанова, В.К. Скатерщиков и др.); исследования по проблемам установки, художественного восприятия и оценки (А.В. Запорожец, В.Е. Кашаев, И.П. Павлов, Б.М. Теплов, Д.Н. Узнадзе, П.М. Якобсон и др.), развития творческой активности (Л.А. Кирсанова, Г.А. Коровкина, Ю.А. Полуянов и др.); научные представления о роли эмоций в художественной деятельности (В.С. Кузин, А.Н. Малюков, Е.Л. Яковлева и др.).

Методы исследования: теоретико-методологический анализ литературных источников; эмпирические методы исследования в форме беседы, опроса, наблюдения, сравнительно-сопоставительного анализа, а также метод экспертной оценки. Применялись методики: адаптированный тест по исследованию уровня эмпатийных тенденций (И.М. Юсупов); методика уровней развития творческого воображения, средств художественной выразительности и эстетических представлений «Цветы» (О.А. Орехова); методика изучения способности к распознанию эмоциональных состояний (Е.М. Листик); методика на исследование словесно-логического мышления (Э.Ф. Замбацявичене); методика «Исключение понятий»; методика «Долговременная память»; методика на выявление уровня зрительного восприятия «Какие предметы спрятаны в рисунках»; авторская методика на выявление уровня художественной оценки (модификация методики ВИД); опросник для изучения психолого-акмеологических условий развития художественного вкуса младших школьников. Применялись следующие методы математической статистики: корреляционный и факторный анализ. Для статистической обработки и анализа использовалась программа SPSS 12 для Windows.

Научная новизна исследования. Раскрыта психолого-акмеологическая структура художественного вкуса младших школьников в условиях творческой активности, включающая нормы дифференциации ценного в художественном отношении продукта; критерии дифференциации красоты в продуктах творческой активности; показатели как непосредственно наблюдаемые индикаторы в дифференциации продуктов творческой активности.

Обнаружены психолого-акмеологические условия развития художественного вкуса младших школьников (культурные традиции семьи, референтные мнения, взаимоотношения в творческом коллективе, творческая активность, творческий опыт, рефлексия) и факторы (творческое мышление, творческое воображении, эмоциональный интеллект).

Найдены критерии сформированности художественного вкуса младших школьников, а именно: создание продукта соответственно нормам красоты; дифференциация восприятия; аргументированное мнение.

Раскрыты блоки психолого-акмеологической модели развития художественного вкуса младших школьников, состоящей из понятийного, структурного, критериального, тренингового блоков, а также психологических детерминант.

Теоретическая значимость исследования. Конкретизировано понятие художественного вкуса младших школьников как совокупности норм, критериев и показателей, усвоенных личностью, на основании которых формулируются оценочные суждения о художественных произведениях в разных жанрах как индивидуально-личностной ценности.

Уточнено понятие творческой активности, понимаемое как совокупность деятельностей, в результате которых создаются продукты творчества младшими школьниками.

Систематизированы типологии суждений младших школьников в оценке произведений искусства на примере танцевальной деятельности: эмоционально-интуитивные, понятийно-терминологические, образно-возвышенные, аналитико-искусствоведческие.

Практическая значимость исследования. Разработана и апробирована программа психологического тренинга для успешного развития художественного вкуса у детей младшего школьного возраста.

Предложена к внедрению методика на выявление уровня художественного вкуса младших школьников (модификация методики Н.А. Коваль «ВИД»).

Полученные в результате исследования данные могут быть использованы практическими психологами, педагогами дополнительного образования в образовательных учреждениях, а также руководителями творческих коллективов.

Материалы диссертации могут использоваться в учебных курсах по акмеологии, психологии развития, психологии творчества детей младшего школьного возраста.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

  1. Художественный вкус как основа восприятия в рецептивно-продуктивной деятельности представляет собой совокупность норм, критериев и показателей, усвоенных личностью, на основании которых формулируются оценочные суждения о художественных произведениях в разных жанрах, как индивидуально-личностной ценности.

  2. Основными компонентами психологической структуры художественного вкуса младших школьников являются: нормы дифференциации ценного в художественном отношении продукта; критерии дифференциации красоты в продуктах творческой активности; показатели как непосредственно наблюдаемые индикаторы в дифференциации продуктов творческой активности.

  3. Психолого-акмеологическими детерминантами развития художественного вкуса детей младшего школьного возраста выступают условия, включающие культурные традиции семьи, референтные мнения, взаимоотношения в творческом коллективе, творческую активность, творческий опыт, рефлексию, а также психологические факторы: творческое мышление, творческое воображение, эмоциональный интеллект.

  4. Психолого-акмеологическая модель развития художественного вкуса у младших школьников в условиях творческой активности включает в себя следующие блоки: понятийный; структурный; критериальный; тренинговый.

  5. Психологический тренинг, состоящий из таких этапов, как диагностический, обучающий, практический, аналитический, способствует развитию художественного вкуса младших школьников в условиях их творческой активности.

Достоверность и надежность полученных данных базируются на научной методологии и обеспечиваются комплексным подходом к изучению проблемы, согласованностью основных положений теоретической концепции с данными эмпирического исследования; применением апробированного диагностического инструментария, применением надежных и валидных методов, соответствующих предмету, задачам и гипотезе исследования; репрезентативностью выборки испытуемых, применением методов статистической обработки данных и анализа экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов. Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования освещались на научных конференциях аспирантов и преподавателей Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина («Державинские чтения», 2008); на Международной научно-практической конференции молодых ученых и аспирантов (Тамбов-Москва, 2009); на Международных научных конференциях (Р. Македония, 2010-2011); на заседаниях кафедры социальной психологии ТГУ им. Г.Р. Державина.

Организация исследования. В исследовании приняли участие 80 младших школьников (экспериментальная группа, N = 40 и контрольная группа, N = 40), которые занимались в творческих коллективах Тамбова и Москвы. Исследование проводилось с 2007 по 2011 г.г.

Структура диссертации. Работа включает в себя введение, две главы, выводы, заключение, список литературы и приложения. В диссертации содержатся таблицы, фотографии, рисунки.

Похожие диссертации на Творческая активность как условие развития художественного вкуса у детей младшего школьного возраста