Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психологические условия формирования самопонимания в юношеском возрасте Иванова Елена Александровна

Психологические условия формирования самопонимания в юношеском возрасте
<
Психологические условия формирования самопонимания в юношеском возрасте Психологические условия формирования самопонимания в юношеском возрасте Психологические условия формирования самопонимания в юношеском возрасте Психологические условия формирования самопонимания в юношеском возрасте Психологические условия формирования самопонимания в юношеском возрасте Психологические условия формирования самопонимания в юношеском возрасте Психологические условия формирования самопонимания в юношеском возрасте Психологические условия формирования самопонимания в юношеском возрасте Психологические условия формирования самопонимания в юношеском возрасте Психологические условия формирования самопонимания в юношеском возрасте Психологические условия формирования самопонимания в юношеском возрасте Психологические условия формирования самопонимания в юношеском возрасте
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Иванова Елена Александровна. Психологические условия формирования самопонимания в юношеском возрасте : диссертация... кандидата психологических наук : 19.00.13 Астрахань, 2007 181 с. РГБ ОД, 61:07-19/455

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Роль и место самопонимания в структуре самосознания

1.1.Современное состояние изучения проблемы самопонимания 9

1.2. Соотношение понятий «самопонимание» и «самосознание» 18

1.3.Становление самопонимания на юношеском этапе онтогенеза (психологические особенности этого периода жизни) 32

І.4 Развитие самопонимания в юношеском возрасте 43

Глава 2. Внешние и внутренние детерминанты самопонимания 55

2.1. Условия идентичности как механизма самопонимания юношей и девушек

2.2.Развитие самопонимания в условиях культуры потребления. Современный брендинг как важная составляющая идентификации юношей и девушек

2.3. Аудиовизуальная культура и информационный бум, их влияние на развитие самопонимания

2.4. Духовные и классические ценности. Сфера досуга и самопонимания

Глава 3. Эмпирическое исследование условий формирования самопонимания современных юношей и девушек

3.1. Организация и методы исследования

3.2. Возрастные и тендерные различия в механизмах самопонимания

3.3. Внедрение и апробация психокоррекционной программы и психолого-педагогических рекомендации 106

Заключение ПО

Литература 114

Приложения 133

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития Российского общества на первый план выступает человек самостоятельный и ответственный в решении жизненных проблем, активный, инициативный, самодостаточный и стремящийся к самоактуализации. Формирование личности такого человека во многом зависит от его способности понимать себя. В связи с этим актуализируется необходимость изучения развития самопонимания современного человека.

Самопонимание как отдельная проблема в психологической науке выделилась в конце 90-х гг.

В отечественной психологии проблему самопонимания упоминали главным образом в связи с изучением самосознания личности (Л.С. Скворцов А.Н. Леонтьев, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Столин, И.И. Чеснокова). В психологии развития феномен самопонимания традиционно рассматривался как характеристика самоопределения личности и исследовался в качестве основного новообразования подросткового возраста (Л. С. Выготский, Л.И. Божович). В последнее время наметилась тенденция рассматривать самопонимание как основную характеристику процесса социализации, охватывающего весь онтогенез ребенка (Б.В. Кайгородов, И.А. Монахова, И.В. Романова, Н.И. Протасова).

В нарративной психологии самопонимание является синонимом самоидентификации личности, ее самоинтерпретации. В психотерапии изучение самопонимания имеет практическую направленность, соответственно в рамках данного направления хорошо изучена феноменология самопонимания, а терапевтический процесс рассматривается, как поиск самопонимания (З.Фрейд, К. Роджерс, Г.Л. Лэндрет, К. Оллред и др.).

Анализ научной литературы показывает, что в настоящее время проблема самопонимания остается недостаточно изученной. Наряду с теоретической проработкой данного явления отмечается недостаток экспериментальных исследований условий развития самопонимания. Таким образом, возникает

противоречие между острой необходимостью внедрения в образовательный процесс школы, ВУЗа программы по становлению и развитию самопонимания и фактическим уровнем разработанности данной тематики в психологической науке. Названное противоречие позволяет сформулировать проблему, сущность которой в том, что с психологических позиций недостаточно исследованы механизмы и условия формирования самопонимания у современных юношей и девушек.

Цель исследования: Выявить источники и особенности развития понимания себя в юношеском возрасте

Объект исследования - процесс самопонимания в юношеском возрасте.

Предмет исследования - психологические особенности развития самопонимания на различных стадиях юношеского возраста.

В качестве гипотезы исследования выдвигается следующее положение: на развитие самопонимания в юношеском возрасте влияет соответствие ценностей аксиологическим факторам внешней реальности: профессиональная деятельность, общение, аудиовизуальная культура (интернет, современная музыка).

Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы исследования были намечены следующие задачи:

  1. Выявить роль самопонимания в социальном определении молодого человека; определить функции и механизмы самопонимания.

  2. Выявить внутренние и внешние условия и источники развития самопонимания в юношеском возрасте;

  3. Рассмотреть возрастные и тендерные различия в механизмах формирования самопонимания;

4. Определить пути психокоррекционной работы по развитию
самопонимания юношеского возраста.

Методологической основой исследования являются теории самосознания и «Я-концепции» личности (С.Л. Рубинштейн, И.С. Кон, И.И. Чеснокова, В.В. Столин, B.C. Мухина, Р. Берне и др.), теория социальной

идентичности (Э. Эриксон, Ю. Хаберманс, Дж. Марсиа, X. Теджфел, Дж. Тэрнер, Г. Брейкуэлл), теория личностных конструктов (Дж. Келли), культурно-историческая концепция развития психики (Л.С. Выгодский), исследования развития самосознания в старшем школьном возрасте (И.С. Кон, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн, И.В. Дубровина, A.M. Прихожан, А.А. Реан и др.), исследования проблем личностного и профессионального развития специалиста (Деркач А.А., Кузьмина Н.В., Климов Е.А., Маркова А.К. и др.) идеи гуманистической психологии (Э. Фромм, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франки), теоретические положения исследований в области ценностей (В.Б. Ольшанский, В.П. Тугаринов, М. Рокич, Г. Олпорт и др.). Особо проработаны теоретические положения изучения самопонимания (Б.В. Кайгородов, И.А. Монахова, И.В. Романова, Н.И. Протасова).

Методы исследования.

Для реализации поставленных задач в работе были использованы следующие методы: компьютерная методика «Семантического дифференциала» Чарльза Осгуда, в обработке Соломина И.Л. и модифицированная методика репертуарных решеток «КЕЛЛИ» под ред. В.М. Воробьева, Н.Л. Коновалова, цветовой тест отношений (ЦТО), Александра Эткинда, модифицированная методика КЕЛЛИ-98, адаптированные к задачам исследования методы наблюдения, опроса, экспертной оценки и самоописания; математико-статистические методы обработки данных, включающие в себя описательные анкеты, собственная проективная методика «Рекламные штампы», так же были использованы кластерный и факторный анализ, статистические методы и программа STATISTIKA вере. 5.О.;

База исследования:

В исследовании приняли участие 200 юношей и девушек. Из нихЮО студентов 1по 3 курс очного отделения Высших учебных заведений г. Астрахани (Астраханского государственного университета, АФ Волгоградской академии государственной службы, Астраханского инженерно-строительного института, Астраханского государственного технического университета,

Астраханской государственной медицинской академии) и 100 школьников, уч-ся 10-11 классов г. Астрахани (школы №1, лицея №1), а так же Началовской средней школы Астраханской области. Данная выборочная совокупность студентов положительно сказывается на репрезентативности исследования.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: определены условия и источники развития самопонимания в юношеском возрасте; впервые установлено, что воздействие внешних условий на процесс развития самопонимания опосредовано ценностями личности; выявлены тендерные и возрастные различия в процессе формирования самопонимания; выявлен опосредованный характер влияния культуры на развитие самопонимания в юношеском возрасте; разработана авторская проективная методика, направленная на выявление уровня восприимчивости рекламных слоганов и их влияния на самопонимание.

Теоретическая значимость обусловлена расширением существующих в современной психологии развития представлений о структуре самопонимания и его месте в структуре самосознания юношеского возраста; расширена теория по уровневого характера развития самопонимания. Расширены функции самопонимания в становлении и развитии личности человека и дополнены факторы развития самопонимания через рассмотрение культуры.

Практическая значимость результатов исследования результатов
исследования определяется тем, что выявленные условия формирования
самопонимания и разработанный метод диагностики уровня и особенностей
самопонимания позволяют организовать психолого-педагогическое

воздействие, направленное на согласование реального поведения юношей и девушек с представлениями и переживаниями самих себя и осмыслении своих жизненных перспектив, а так же на развитие успешности, социальной адаптивности и интегрированности.

Достоверность результатов исследования, обусловлена опорой на достижения современной психологии, применением валидных и надежных методов, адекватных предмету, задачам и гипотезе исследования,

эмпирической проверкой основных положений, репрезентативностью выборки испытуемых; тщательной и корректной обработкой полученных в ходе эмпирического исследования данных.

Положения, выносимые на защиту: 1.Самопонимание - это процесс осознания субъектом собственных смысловых структур (ценностей, целей, жизненной позиции) и смысловых связей (мотивов поведения в определенной ситуации и стоящих за ними потребностей), который согласует когнитивные и эмоциональные продукты самосознания с реальной действительностью.

Основными механизмами самопонимания является: диалог «Я-реального» и «Я-идеального», определение личностных смыслов, рефлексия.

Функциями самопонимания являются: регулировка поведения в соответствии с требованиями социума и деятельности; корректировка «Я-концепции» в связи с изменением внутренних приоритетов; постижение подлинности и смысла существования своего «Я», через осознание и понимание «Я-образа» и «Я-концепции»

2. Условиями развития самопонимания являются:

а) внутренние условия: рефлексия; стремление к самоактуализации; социальная позиция; осознание себя носителем молодежной субкультуры; уровень сформированности культуры потребления;

в) внешние: духовная культура и культура потребления; досуговая и учебная деятельность; общение (прямое и посредством Internet); семья; средства массовой информации.

3. Самопонимание молодого человека необходимо рассматривать как
процесс, опосредованный социализацией. Успешная социализация
способствует активному формированию самопонимания.

Существуют различия в механизмах самопонимания у юношей и девушек на различных стадиях юношеского возраста.

4. Высокий уровень самопонимания позволяет молодым людям адекватно
действовать в ситуации выбора и принятия решения при сохранении

положительного отношения к себе. Низкий уровень самопонимания, в условиях необходимости самостоятельного определения системы ценностей и их понимания, под воздействием внешних условий, может привести к избранию молодым человеком различных механизмов защиты, в том числе так называемых «стратегий ухода». В связи этим возникает необходимость внедрения в образовательный процесс школы, ВУЗа программы по становлению и развитию самопонимания.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные
положения работы и результаты диссертационного исследования

докладывались и обсуждались на научно-методических семинарах аспирантов и ежегодных научно-практических конференциях Астраханского государственного Университета с 1996-98 гг, на заседаниях кафедры психологии АГУ, семинарах Областной социальной службы молодежи (Астраханская область 1995-2000 гг.), ежегодных круглых столах АФ Волгоградской академии госслужбы 2006-2007 гг., научно-практической конференции Астраханского инженерно-строительного института 2007 г., материалы исследования нашли отражение в 8 опубликованных работах автора. Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе проведения лекционных и практических занятий со студентами Астраханского государственного университета, АФ Волгоградской академии государственной службы, Астраханского государственного технического университета, филиала Московского открытого социального университета.

Структура работы:

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Библиографический список включает 204 наименований литературных источников. Исследование проиллюстрировано 8 приложениями, 6 таблицами и 5 рисунками.

Соотношение понятий «самопонимание» и «самосознание»

Многие психологи также не проводят достаточно четкого разграничения понятий самопонимание и самопознание. Это присуще как зарубежным, так и отечественным представителям психологической мысли.

Однако их вклад в развитие психологии самопонимания нельзя не учитывать и несмотря на отсутствие четкого разграничения понятий, с нашей точки зрения представляется важным охарактеризовать их позиции.

В зарубежной психологии проблемам самопознания посвящено огромное множество работ. Среди них - У. Джемс (1890), Д. Адлер (1924), К. Хорни (1937), 3. Фромм (1939), К. Роджерс (1951), Г. Олпорт (1955), Э. Эриксон (1959), Ч. Кули (1964), Д. Мид (1934), Т. Шибутани (1969), Р. Берне (1986) и др. Одна из первых глубоких разработок проблемы «Я», рассматриваемая в контексте самопознания, принадлежит У. Джемсу. Глобальное, личностное Я (Sell) он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я - сознающее и Я - как - объект. Это две стороны одной целостности. Одна из них являет собой чистый опыт (Я - сознающее, рефлексирующее), а другая -содержание этого опыта (Я - как объект). Познаваемое и познающее - разные аспекты единого интегрального Я, т. е. самой личности [54, с.89].

В американской психологии начала века доминировали методологические принципы бихевиоризма, отрицавшего сознание, самосознание, самопознание как предмет научного исследования. Однако представители большинства психологических школ - психоанализа (З.Фрейд, К. Хорни, К. Юнг, Фромм, Э. Эриксон), гуманистической психологии (Г. Олпорт, К. Роджерс, Л. Маслоу), когнитивной психологии (Л. Фестингер, А. Бандура) -активно выступили в защиту самосознания, самопознания, самоанализа и интроспекции.

К.Хорни написана одна из первых фундаментальных работ по самоанализу. Ей также принадлежит разделение «образа Я» на «реальное Я» и «идеальное Я». Она отмечает, что выход из невротического конфликта возможен только в том случае, если личность осознает свое «реальное Я».

Э.Фромм подчеркивал, что основное отличие человека от остального животного мира - в способности осознавать сам процесс своего познания. «Человек - единственное живое существо, которое не только знает объекты, но и понимает, что он это знает. Человек - единственное живое существо, которое наделено не только предметным мышлением, но и разумом, т. е. способностью направить свой рассудок на объективное понимание, на осознание сущности вещей самих по себе, а не только как средства удовлетворения каких - то потребностей и нужд» [54, с.95].

Подход Эриксона, по существу, является обращением к социокультурному контексту становления сознательного Я индивида. Проблематика Я - концепции рассматривается Э. Эриксоном сквозь призму эго - идентичности, источником которой является «культурно значимое достижение» [198, с. 38].

Эго - идентичность - это сумма принятых индивидом ролей, определенное сочетание идентификаций и возможностей индивида, как они воспринимаются им ни основе опыта взаимодействия с окружающим миром, а также знание о том, как реагируют на него другие. По Эриксону, идентичность никогда не достигает завершенности, не является чем - то неизменным. Формирование идентичности «Я» - процесс, характеризующийся динамизмом кристаллизующихся представлений о себе, которые служат основой постоянного расширения самосознания и самопознания.

Гуманистическая психология пытается идти особым путем, избегая крайностей с одной стороны бихевиоризма, с другой - фрейдизма. Для нее на передний план исследования выдвигается именно проблема подлинного, «феноменального Я» самости (self), «Я - концепции», выступающих прежде всего в самосознании, самонаблюдении.

Огромное место в разработке проблемы самопознания личности, формирования образа «Я», принадлежит К.Роджерсу (Роджерс К.Р., 1994). «Личностное Я» по - Роджерсу, представляет собой внутренний механизм, который создается рефлексивной мыслью на основе стимульного воздействия. «Я - концепция» по - Роджерсу, это система самовосприятий, возникающих на основе взаимодействий с окружающей средой.

Л. Бандура вводит в психологию понятие «Я - система», которое относится к когнитивным структурам и считает ответственным за обеспечение восприятия, оценки и регуляции человеком собственного поведения.

Представители интеракционизма (Ч. Кули, Д. Мид, Розенберг) утверждают, что знания личности о себе являются продуктом усвоения множества знаний о ней других людей, находящихся с ней в постоянном взаимодействии. Главным ориентиром для «Я - концепции» является «Я» другого человека, т. е. представление человека о том, что о нем думают другие.

В целом, с точки зрения интеракционизма, человек воспринимает себя в соответствии с теми характеристиками и ценностями, которые приписывают ему другие. Именно общество обусловливает форму и содержание процесса формирования «Я - концепции» или процесса самопознания.

В последние десятилетия в зарубежной психологии частыми стали разработки проблемы становления «Я - концепции», «самооценки», «образа Я» как результата самопознания личности.

Р. Берне определяет «Я - концепцию» как совокупность всех представлений индивида о самом себе, сопряженную с их оценкой. Он, как и большинство отечественных психологов, выделяет три составляющих в структуре «Я - концепции»: когнитивная составляющая или «образ Я»; оценочная составляющая - самооценка или принятие себя; поведенческая составляющая или реальное поведение личности на основе знаний о себе и отношения к себе (Берне Р., 1986).

В целом, в зарубежных работах, посвященных самопознанию, можно выделить два направления, отражающие проблематику изучения самопонимания и опирающиеся на теоретические положения двух крупнейших психологических школ. Самопонимание трактуется и изучается с позиций психоанализа и гуманистической психологии.

Развитие самопонимания в юношеском возрасте

Современный молодой человек поставлен требованиями общества в такие условия, когда от его активности, основанной на понимании себя в контексте жизни, зависит во многом его успешность. С одной стороны, для полноценного существования человек нуждается в понимании и принятии нового для него окружающего мира, а с другой стороны, он стоит перед «психологической задачей» понять самого себя, принять себя в этом мире, что будет способствовать дальнейшему отграничению своего «Я» от «не Я» с дальнейшей целью расширения этого «Я», то есть способствовать целостному представлению человека о самом себе. Это позволит молодому человеку выступить в качестве субъекта деятельности и общения, проявить субъектную активность.

В то же время высокий, но адекватный уровень самопонимания способствует дифференциации и структурированности представлений о самом себе, что способствует, во-первых, дальнейшей дифференциации «когнитивной» и «аффективной» сферы личности человека, а это как следствие приводит к эмоциональной устойчивости во фрустрирующихся ситуациях, к повышению толерантности к деструктивным группам, аддиктивным формам поведения, во-вторых, способствует проявлению согласованности между продуктами самосознания и реальной действительностью, с учетом внешних и внутренних условий этой согласованности.

Многие отечественные психологи подчеркивали значение подросткового и юношеского возраста для развития самосознания (Л. И. Божович, 1995; Л. С. Выготский, 1982; А. Н. Леонтьев, 1983; С. Л. Рубинштейн, 1997; Д. И. Фельдштейн, 1995; и др.). Появление сознательного «Я», возникновение рефлексии, осознание своих мотивов, имитация внутренней жизни - вот некоторые признаки самосознания в этом возрасте (Кон И.С., 1984).

Сложность изучения развития самосознания в юношеском возрасте видится, во-первых, в том, что этот возраст не имеет четко выраженных границ. В то же время - это эпоха, которая в свою очередь имеет четкую периодичность: ранняя юность, поздняя юность. Внутри каждого периода мы можем наблюдать различные психологические и личностные образования, которые и отличают юношу на каждом периоде развития. Молодой человек юношеского возраста на каждом из этих периодов решает разнообразные задачи, проблемы, но все они объединены общей задачей это самоопределение, самореализация, решение задачи на смысл.

Самопонимание проявляется у молодого человека не постоянно, а только в проблемных ситуациях. Сталкиваясь с этими ситуациями он проделывает внутреннюю работу, которая позволяет закрепить старые знания о самом себе или сконструировать новые. Закрепление старых и появление новых знаний отмечается только в поступке, при позитивном переживании себя в контексте этого поступка.

Именно поступок является той "единицей" поведения, определяющей нравственный аспект деятельности субъекта (Рубинштейн, 1997). Приписывание субъектом высокой социальной ценности определенным моральным качествам и поступкам направляет личность к их достижению. Таким образом, нравственность поддерживается и передается из поколения в поколение, что дает возможность субъекту вырабатывать свое отношение к жизни, разрешать жизненные противоречия изменять соотношение добра и зла и реализовывать нравственные ценности на своем жизненном пути.

Переживания, связанные с осуществлением поступка, возникают только опосредованно через получение обратной связи от окружающих, значимых его людей. Но даже в проблемных ситуациях не все юноши в одинаковой степени понимают себя. Высокий уровень самопонимания предполагает адекватное реагирование молодых людей на эти ситуации и нахождение ими адекватных способов их разрешения, а также проявлению чувства ответственности за это разрешение. В этом случае молодой человек может прибегать к адекватным психологическим защитам. М. Раттер считал, что у подростков, у которых развито самопонимание, более выражена функция самоконтроля. У них меньше проявляются негативные формы поведения. На это указывала и Оллред. В основу своей программы «Воспитание поступком» она положила формирование самопонимания. Экспериментальным путем она доказала, что при формировании самопонимания у старшеклассников отмечается уменьшение частоты встречаемости негативных форм поведения, снижается число правонарушений, употреблений психоактивных веществ (алкоголь, наркотики и др.).

Высокий уровень самопонимания способствует самоуважению, принятию себя и собственной успешности. Уровень самопонимания является причиной и следствием структурированности продуктов самосознания молодых людей: «Я образ» и «Я концепция».

Как уже отмечалось нами ранее, огромную роль в понимании другого человека и самого себя играют ценности познающего субъекта: понимание и есть осознание ценностей, постижение внутренней необходимости человека или явления, факта.

Для студентов самопонимание зачастую является показателем профессионализма, в частности, у студентов психологов, порождает развитую способность к пониманию другого человека, осознанность субъектом понимания особенностей его личной профессиональной деятельности.

Понимание студентами своих способностей в достижении целей происходит при их позитивном отношении к будущему. В этом случае у молодого человека проявляется стремление, подкрепленное этим отношением, к реализации себя в деятельности. Это позволяет установить психостазис, который предполагает ответственное отношение к деятельности.

Например, у студентов-психологов выбор конкретной стратегии понимания другого человека связаны с особенностями ценностного потенциала психолога, с выбором различных путей преобразования смысловой информации. Выделенные критерии не являются взаимоисключающими, но, скорее, дополнительными. Изучение их соотношения позволяет сделать обоснованное заключение об уровне профессионального и личностного развития консультанта, о том, насколько его понимание другого человека задается в той или иной мере осознанным и осмысленным индивидуальным опытом. Прежде всего - опытом жизни в кризисном обществе. Профессиональный психолог должен суметь предложить клиенту пережитую и реализованную им самим альтернативную модель взаимоотношений с обществом. Для этого ему необходимо четко осознавать особенности своего опыта, то, как именно в и какой мере этот опыт связан с выбором той или иной конкретной стратегии понимания клиента. Однако это оказывается невозможным без осуществления процесса самопонимания.

Условия идентичности как механизма самопонимания юношей и девушек

Известность и окружение себя «правильными» брендами идут рука об руку в жизни и устремлениях молодого поколения. Бренды практически всегда приобретают некую религиозную значимость и существуют на вершине приоритетов современных юношей и девушек.

Становится очевидным, что все большее число молодых людей определяет свою ценность, свое положение в социальной иерархии, свою популярность и свой успех брендами, которые они носят, едят, с которыми живут. Число молодых людей, стремящихся окружить себя наилучшими брендами, поскольку это помогает им добиться признания и социального статуса, о котором они мечтают, неуклонно возрастает.

Самопонимание взаимосвязано с социализацией, которая представляет единство социализации и индивидуализации. С нашей точки зрения, брендинг -уничтожает возможность индивидуализации. Тенденция следования за всеми, с точки зрения Д.И.Фельдштейна, подкрепляет, «с одной стороны, чувство мнимой самостоятельности подростка, с другой - желание протеста, порой даже неосознаваемого» [179, с.416]. Фельдштейн указывает на своеобразие культурной ситуации нашего времени, когда дети, подростки и юноши оказываются изолированы от мира взрослых. Их развитие протекает в рамках функционирующих институтов образования и замыкается на этих институтах. Нет последовательного этапа взросления, который оказывается возможным лишь, когда существует устойчивый психологический контакт между детьми и взрослыми, поддержка и взаимопонимание, определенная мера включенности во взрослую жизнь. Отсутствие понимания, уважения к подростку и юноше, а также ограниченность доверия важных дел, в которых молодежь может проявлять свою реальную общественную активность, с точки зрения Д.И.Фельдштейна, препятствуют развитию социальной активности, стимулируют поиск неофициальных форм общения. «Отсутствие целенаправленного включения, разнообразной многоплановой просоциальной деятельности приводит к тому, что не только не удовлетворяется, а даже подавляется подростково-юношеское стремление приобщиться к жизни общества, побуждая молодых людей к созданию собственного микросоциума, где развертываются межподростково - юношеские связи и отношения» [179, с.419].

Как правило, молодые люди ощущают себя комфортно в группах, либо зависят от мнения группы, которая, отдает предпочтение тому или иному бренду. Это выливается в стремление юношей к признанию в группе, восхищению окружающих. Юноши зачастую выбирают себе друзей по их одежде, по музыке, которую те слушают, по электронным играм и т.д. Это все часть комплекса, который формирует идентичность и чувство принадлежности. Однако подобная идентичность делает чувство «Я» весьма размытым и зыбким. Можно сказать, что те подростки и юноши, которые предпочитают одинаковые бренды, принадлежат к одному племени. Как отмечает Мартин Линдстром, членов племени объединяет нечто большее, чем просто торговые марки. Их объединяют вкусы в музыке и любимые спортивные команды, если они вообще увлекаются спортом. Связи, объединяющие членов группы, и сами объединения не обязательно зависят от традиционного понимания идентичности на основе происхождения и пола, возраста и места жительства. Эти связи основаны на общих пристрастиях. Что уникально в подростковых племенах, так это то, что они стали активными защитниками определенных брендов. Участники племени разделяют чувство владения «своими» брендами [82, с. 104].

Итак, создание брендов - часть культуры потребления.

Современный брендинг основывается на следующем постулате: если вы заставляете молодое поколение мечтать (даже с помощью бренда), в ваших руках имеется все, что нужно, чтобы захватить их воображение. Захват воображения обеспечивает создание возможностей для грез. Практически все кассовые фильмы для юношества размывали границы между фантазией и реальностью.

Современной молодежи нравится то, что происходит моментально. У них недостаточно терпения выслушивать пространные, обходные объяснения, чтобы понять их смысл. Они хотят, чтобы разговор был прямым. Приведем конкретные примеры, завязанные на современной рекламе, преимущественно транслирующейся по телевидению. Так, поклонники «Pepsi Мах» — это ребята, не идущие на компромиссы. Реклама этого напитка не оставляет сомнений в том, что те, кто пьет «Pepsi Мах», принадлежат к группе сильных людей. Это напиток тусовки.

Если какой-нибудь популярный член группы предпочитает определенный бренд, то, скорее всего, остальные члены группы последуют его примеру. Как отмечает Д.И.Фельдштейн, современные молодежные просоциальные группы, как правило, не имеют четкой позитивной программы, они действуют на своеобразном эмоциональном допинге. [179, с. 127] Если один из лидеров является страстным поклонником определенного бренда, то группа, скорее всего, примет этот бренд. Итак, понимание отношения «Я-мир» лидеров группы — первый важный шаг на пути к признанию бренда представителями всей группы и формирование самопонимания у подростков. Этот механизм можно рассматривать как механизм трансформации ценностных ориентации молодежи, он указывает на особенно важную роль процесса социокультурной идентификации.

Идентификация с некоторым объектом обеспечивает взаимную связь людей в группе, дает ощущение принадлежности к общему и единому, чувство безопасности и защищенности. Основное качество объекта идентификации заключается в том, что он должен быть значимым для большинства членов группы. В таком случае субъект готов объединить себя с ним, включить его в свой внутренний мир, принять его содержание как свое собственное. Отношение к объекту идентификации строится на доверии, любви, уважении, поклонении, подражании. Человек не склонен отождествлять себя с теми, кто менее значим, чем он сам.

Результатом идентификации является научение посредством наблюдения за объектом и подражания ему. При идентификации субъект копирует внешние формы поведения объекта, мысли, чувства и действия другого лица.

Возрастные и тендерные различия в механизмах самопонимания

Анализ теоретической литературы и проведенное нами исследование позволяют выявить личностные качества, входящие в конструкты «фемининность» и «маскулинность». Так, к традиционно женским качествам относят склонность к концентрации на чувствах, проявление эмоций (экспрессивность), стремление разделить их с другими. Представление же о мужественности включает такие личностные особенности, как стремление быть неэмоциональным, не проявлять признаков слабости, обсуждая свои проблемы с другими, а также отгородиться от негативных переживаний, концентрируясь на чем-то другом. В коммуникативной сфере отмечается большая направленность на межличностное общение у женщин и инструментальность, ориентацию на групповое общение и соблюдение норм у мужчин. Кроме того, мужской образ в большей степени характеризует экстраверсия, включающая поиск ощущений и доминантность, а женский — дружелюбность и отзывчивость При анализе природы этих различий большинство авторов, отдавая должное генетическим факторам, подчеркивают важность различных условий социализации мальчиков и девочек, начиная с самого раннего возраста. Так, при наблюдении за играми детей было обнаружено, что мальчики стремятся больше к групповому, коллективному общению, ориентируясь на содержание совместной деятельности, разработку правил; девочки же были более склонны к формированию микрогрупп из двух-трех человек, при этом для них большую роль играет формирование эмоциональной межличностной связи, которая продолжалась бы и вне игры. Таким образом, мальчики учатся соблюдать установленные правила, овладевают организационными навыками, усваивают роль «обобщенного другого», в то время как игра девочек способствует развитию эмпатии, чуткости, необходимых для принятия роли «конкретного другого» [8, с.32], [22, с. 206].

Отсюда вытекают и различия в моральном поведении и ценностных ориентациях, в частности отмечаемые многими авторами «субъективность» женщин и «объективность» мужчин. Так, З.Фрейд отмечал, что у женщин уровень этически нормального отличен от мужского; женщины проявляют меньше чувства справедливости, чем мужчины, и в меньшей степени готовы покориться объективным требованиям жизни и в своих суждениях чаще находятся под влиянием чувств симпатии или враждебности (Бодалев А.А., 2003) К.Гиллиган говорит о принципиально иной концепции морали женщины по сравнению с мужской, связывая ее с проявлением заботы и ответственности, в отличие от мужской концепции, предполагающей усвоение прав и норм. Анализ возрастных и тендерных различий в механизмах формирования самопонимания показал:

1. У современных юношей и девушек наблюдается значительное рассогласование между понятиями «Я реальное» и «Я идеальное». Причем девушки менее юношей удовлетворены существующим «Образом - Я», особенно сильно это проявляется у старшеклассниц.

2. Отмечено различие в механизмах согласования понятий «Я идеальное» и «Я реальное» у юношей и девушек на разных стадиях юношеского возраста.

Молодые люди ставят более конкретные цели и приоритетными направлениями достижения успеха выделяют понятия «Бизнес», «Материальное положение» и «Признание окружающими». Необходимо отметить низкий рейтинг понятия «Учеба» в старшем школьном возрасте, что говорит о снижении ценности знаний и превалировании ценностей материальной культуры.

Студенты, в отличие от старшеклассников, отмечая приоритетные направления «Бизнес», «Материальное положение» и «Признание окружающими», в собственном семантическом пространстве, связывают их с понятием «Интересное занятие», понимая, что работа должна приносить не только финансовое, но и моральное удовлетворение. Следовательно, в студенческом возрасте нами отмечен более высокий уровень самопонимания и самосознания, чем у старшеклассников. Так же это подтверждается тем, что у студентов появляется интерес к понятиям «Семья» и «Дети», что говорит и о возросшем не только профессиональном, но и личностном самосознании. В связи с сформировавшимися к этому возрасту идентификационными моделями, образ отца исчезает из списка значимых понятий.

Студентки как и школьницы видят свой путь к успешности через «общение с людьми» и понятие «Моя семья». В студенческом возрасте у девушек возрастает роль обучения и интереса к нему, наблюдается рост ценности понятия «Интересное занятие».

Необходимо отметить одну общую особенность, на которую большое влияние оказали СМИ с их установкой на моментальность происходящего все молодые люди (в разной степени выраженности) отвергают ценность такого понятия как «Прошлое». Особенно ярко это выражено у старшеклассников.

3. Модели «успешности», важность идентификационной роли которых отмечена большей частью испытуемых, характеризуют «западные» и «маскулинные» черты. Это говорит о наметившимся конфликте смысловой реальности, который в свою очередь ведет к рассогласованию «Я концепции».

4. Отмечены также различия юношей и девушек в реагировании на социальную желательность поведения: студентки наиболее болезненно реагируют на необходимость подчиняться навязываемым ожиданиям социума, налицо самоподавление и отход от своего «Я». В психосемантическом пространстве понятие «Признание окружающими» одинаково важно и для юношей и девушек, а следовательно реагирование девушек при значимости фактора только усугубляется. Ситуацию рассогласования углубляют продукты молодежной субкультуры и рекламные слоганы навязывающие четкие тендерные роли и модели поведения.

Молодые люди более органично реагируют на необходимость соответствовать ожиданиям социума. Тем более что социально желательные качества, проецируемые из вне - доминантность, целеустемленность, уверенность полностью соответствуют качествам референтной модели современного успешного человека - транслируемые СМИ и рекламой. Хотя сами молодые люди при описании себя как «Успешного» человека в большинстве своем описывают другие социально одобряемые модели: добродетель, отзывчивость, ум. «Я реальное» молодого человека не совпадает с «Я идеальное» и это тоже говорит о наличии противоречий между реальной действительностью и самосознанием.

Похожие диссертации на Психологические условия формирования самопонимания в юношеском возрасте