Введение к работе
Актуальность исследования. Самосознание представляет собой осознание человеком самого себя, своего тела, своих переживаний, мыслей, своего Я, значимых ценностей, своего места в Мире. Самосознание предполагает рефлексию человека на самого себя и на других. Особое место проблема самосознания занимает в контексте родовой традиции, которая типологизи-рует каждого представителя конкретного рода.
Проблема развития этнического самосознания внутри конкретной страны, состоящей из множества родов, особенно актуальна в XXI веке, когда на родовые традиции продолжают влиять тенденции ассимиляции внутри государственных границ развивающейся страны и когда возрастает влияние процессов интеграции из внешнего мира. Сегодня в странах, сохраняющих родоплеменные традиции, особенным образом происходит формирование собственного целостного этноса.
Изучение особенностей родового самосознания ангольцев особенно актуально для понимания специфики, происходящих в стране процессов консолидации многочисленных родов в единый этнос и для формирования этнического самосознания, включающего в себя понимание и чувства, связанные с принадлежностью своей стране.
Данное исследование может быть представлено для науки как модель изучения тенденций развития этнического самосознания общностей до сих пор сохраняющих родоплеменные отношения. Перед государством Ангола сегодня стоит задача консолидации всех родов и предэтнических групп и формирование самосознания «ангольцы».
Методологической основой работы для нас явилась утвердившаяся в науке идея К. Маркса о развитии человека путем присвоения материальной и духовной культуры. Мы принимаем марксистскую идею о том, что «история отдельного индивида отнюдь не может быть оторвана от истории предшествующих или современных ему индивидов, а определяет его» . Самосознание жителей Анголы мы изучаем исходя из условии их бытия.
Методологическим основанием также явилась концепция исторического и онтогенетического развития самосознания человека, разработанная B.C. Мухиной, которая понимает под самосознанием «совокупность устойчивых связей в сфере ценностных ориентации и мировоззрения человека, обеспечивающих его уникальную целостность и тождественность самому себе»2. Мы разделяем концепцию автора об уникальности и единстве структуры самосознания для всех народов планеты, транслируя эту идею на представителей родовых культур и нового поколения учащейся молодежи Анголы.
1 Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч.: В 45 т. Т. 3. - 2-е изд. - М., 1955. - С.
440.
2 Мухина В. С. Феноменология развития и бытия личности. - М.; Воронеж, 1999. - С. 141.
Цель исследования - изучение особенностей родового и предэтнического самосознания представителей традиционных родов, проживающих на территории Анголы.
Объект исследования - родовое самосознание современных представителей ряда родов Анголы.
Предмет исследования - психологические особенности родового, предэтнического самосознания современных представителей Анголы - носителей родового самосознания и самосознания своего предэтноса.
Гипотезы исследования:
1- Самосознание современных жителей Анголы обнаруживает их прямую зависимость от родоплеменных традиций и от современных тенденций, определяющих начало развития этнического самосознания.
2 - Самосознание современных жителей Анголы может иметь свою специфику в зависимости от проживания внутри рода, в мегаполисах Анголы и за их пределами - за рубежом. Сегодня можно говорить лишь о началах формирования этнического самосознания ангольцев.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотез были сформулированы следующие задачи:
-
- Провести теоретический анализ психологических проблем самосознания в психологических науках, делая специальный акцент на работы африканистов.
-
- Провести эмпирическое исследование особенностей родового и предэтнического самосознания жителей Анголы.
-
- Проанализировать полученные результаты через призму концепции В. С. Мухиной об особенностях самосознания человека.
Методы исследования. В исследовании использовался следующий комплекс методов: 1 - Метод включенного наблюдения и беседы: этнопсихологический опросник (B.C. Мухина) 2 - Метод научной фотографии в этнопсихологии (B.C. Мухина); 3 - Глубинный рефлексивный тест-самоотчет «Кто Я?» (B.C. Мухина), 4 - Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (B.C. Мухина); 5 - Экспресс-диагностика межэтнической аккультурации Дж. Бери ( модификация B.C. Мухиной с учетом особенностей родового самосознания).
Кроме того, нами использовались методы статистической обработки данных.
Эмпирической базой исследования явились представители рода, проживающие в деревнях: 1 - Умпата, 2 - Шивингило (под г. Уила) и 3 - Ман-гейраш (под г. Намибе); Ангольский государственный университет имени Агуштинью Нету, г. Луанда. (В деревнях доминирует традиционная родовая культура. В столице происходит переход к принятию граждан своей принадлежности к ангольской общности).
Исследование проводилось в 2008 - 2011 гг.
Испытуемыми были: жители деревень Умпата, Шивингило, Мангейраш; мужчины и женщины (60 человек);
учащаяся молодежь, проживающая в столице Луанда государства Анголы - мужчины и женщины (180 человек);
Возраст испытуемых (в деревнях и городе) от 20 до 30 лет. Кроме того проводились неоднократные беседы с вождями и старейшинами племен.
Общее количество испытуемых, принявших участие в исследовании, составило 240 человек. Беседы проводились с пятью вождями и пятью старейшинами.
Достоверность и надежность полученных результатов исследования и сделанных на них основе выводов обеспечивалась следованием исходных методологических и теоретических принципов, применением комплекса стандартизированных методов, соответствующих предмету, целям и задачам исследования, репрезентативностью и достаточным объемом выборки, эмпирической проверкой выдвинутых гипотез, статистической значимостью полученных результатов.
Основные положения, выносимые на защиту:
-
Самосознание жителей Анголы, проживающих в условиях родовых культур, определяется родовой мифологией, а также особенностями внутри-родовых и межродовых традиционных отношений. Представители родовых культур Анголы еще далеки от осознания себя в качестве «ангольцев», от общего национального самосознания: родовое самосознание продолжает сохранять традиции родоплеменных отношений во всех сферах жизни, хотя тенденции к разложению родового строя начинают проявлять себя.
-
Самосознание современной ангольской учащейся молодежи, проживающей в крупных городах, определяется: сохранением многих глубинных традиционных (родовых) ценностных ориентации; интеграцией культур разных родов Анголы; новыми тенденциями по консолидации этноса внутри страны; влиянием современных мировых культур (особенно португальской). Эти условия вкупе влияют на самосознание учащейся молодежи и выступают как условие развития нового типа самосознания.
-
Общее для жителей Анголы, как представителей своей страны, самосознание только начинает складываться: постепенно, через отдельных наиболее активных представителей родов, проживающих на традиционных территориях, внутри каждого рода появляется знание о том, что они живут в стране «Ангола», а их называют «ангольцы».
.Теоретическая значимость и новизна исследования: впервые исследуются особенности родового самосознания в контексте концепции феноменологии этнического самосознания (B.C. Мухина). В исследовании выявлены: специфика самосознания представителей родовых культур и современной ангольской молодежи, проживающей в мегаполисе. Выявлены характерные типы поведения в ситуациях фрустрации в условиях взаимодействия с представителями своего и чужого рода, а также с представителями своей и чужой предэтнической группы.
Научная новизна состоит в выявлении предтеч этнического самосознания: родового самосознания бытующего по сей день во многих регионах Анголы; предэтни-ческого самосознания (самосознания этнических групп) прорастающего в этническое
самосознание в условиях мегаполисов и интеграции культур из развитых стран (Ев-ропы, России, США и стран Южной Америки).
Практическое значение исследования заключается в. возможности прогнозирования особенностей современных ценностных ориентации и возможного поведения в родовых отношениях в условиях начала формирования предэтни-ческого самосознания. Результаты проведенного исследования могут быть использованы для решения проблем консолидации представителей родовых культур в единое соединение этноса «ангольцы».
Апробация работы. Представленные в работе результаты исследования обсуждались: на объединениях молодых ученых кафедры психологии развития Mill У; в ходе научных сессий на факультете педагогики и психологии МПГУ (Москва, 2010,2011); на конференциях за пределами МПГУ.
Материалы исследования были использованы на лекциях диссертанта в курсе «Феноменология развития личности» на факультете педагогики и психологии МПГУ, были доложены на II Всероссийской научно-практической конференции «Социальная психология малых групп», посвященной памяти проф. А. В. Петровского 25 - 26.10.2011 (МГППУ). Основные идеи и результаты проеденного исследования отражены в шести публикациях, общим объемом 4,5 п.л.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, библиографии и приложений. Работа иллюстрирована таблицами и фотографиями. Объем диссертации составляет 313 страниц, список литературы включает наименовании на русском - на иностранных языках.