Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Личностно-психологические основы устойчивости и изменчивости моральных норм поведения госслужащих Кухтерин Сергей Евгеньевич

Личностно-психологические основы устойчивости и изменчивости моральных норм поведения госслужащих
<
Личностно-психологические основы устойчивости и изменчивости моральных норм поведения госслужащих Личностно-психологические основы устойчивости и изменчивости моральных норм поведения госслужащих Личностно-психологические основы устойчивости и изменчивости моральных норм поведения госслужащих Личностно-психологические основы устойчивости и изменчивости моральных норм поведения госслужащих Личностно-психологические основы устойчивости и изменчивости моральных норм поведения госслужащих Личностно-психологические основы устойчивости и изменчивости моральных норм поведения госслужащих Личностно-психологические основы устойчивости и изменчивости моральных норм поведения госслужащих Личностно-психологические основы устойчивости и изменчивости моральных норм поведения госслужащих Личностно-психологические основы устойчивости и изменчивости моральных норм поведения госслужащих
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кухтерин Сергей Евгеньевич. Личностно-психологические основы устойчивости и изменчивости моральных норм поведения госслужащих : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 : Москва, 1999 251 c. РГБ ОД, 61:00-19/235-6

Содержание к диссертации

Введение

Раздел 1 Философские и психолого-теоретическиеосновы понимания моральных норм 44-70

Раздел 3 Общие психологические особенности лиц, предрасположенных к устойчивости и изменчивости моральных норм поведения 87-100

CLASS Раздел 4 Проблема коррекции жизненного и профессионального пути личности с целью формирования моральной нормативности - 101-13 CLASS 0

Раздел 5 Психологические особенности функционирования моральной нормативности у госслужащих различных личностных типов и их использование в интересах руководства людьми - 131-148

Заключение 149-157

Литература 158-194

Приложения 195-251

Введение к работе

Актуальность проблемі.

Устойчивость и изменчивость моральных норм поведения людей социально-экономически, исторически детерминирована. Этот аспект проблемы достаточно изучен в философском плане. Однако изменчивость и устойчивость моральных норм поведения имеет и личностно-психологические основы. Некоторые люди относительно быстро и внутренне безболезненно меняют одни нормы поведения на другие, у некоторых же на этой почве возникают личностные трагедии. Эта проблема важна как с точки зрения понимания моральных особенностей людей, особенностей их индивидуального развития, внутриличностных нравственных конфликтов, а порой и трагедий в наше непростое время, так и с точки зрения понимания особенностей развития нашего общества, тех процессов, явлений, которые характерны для России конца XX века. В России за короткий промежуток времени изменился не только тип общества, но и активно меняется общественная психология, мораль, которые характерны для обществ с различным типом общественного производства. Замена общественной собственности частной, развитие, укрепление последней связаны и с изменениями в общественной морали. При этом некоторые изменения приняли угрожающий для нашего общества характер.

Моральное оздоровление России имеет многие составляющие, но одна из них заключается в понимании психологических механизмов устойчивости и изменчивости моральных норм поведения. Знание этих механизмов позволит более обоснованно проводить воспитательную работу, более продуманно принимать управленческие решения, в том числе и в масштабе общества.

Когда-то Иммануил Кант воскликнул, что не перестает удивляться двум вещам - звездному небу и нравственности, морали человечества. Действительно, моральные нормы - это то. что активно регулирует общение, социальные отношения людей. Это то, без чего человечество попросту не смогло бы существовать.

Интерес к исследованию влияния моральных норм на поведение людей возник уже давно, однако на уровне психодиагностических и экспериментальных исследований эта проблема изучается относительно недавно.

В науке достаточно подробно, на хорошем экспериментальном уровне изучен процесс формирования, изменения нравственности, морали, моральной нормативности у детей. В условиях нашей страны, когда в массовом масштабе происходит изменение общепринятых норм поведения, взаимоотношений людей, порой на противоположные, особо важны данные о том как изменяются моральные нормы поведения у взрослых людей. А это - акмеологический подход к анализу проблемы.

Разработка механизмов смены моральных норм поведения важна для сферы управления, для поиска наиболее эффективных средств, способов, механизмов влияния на людей. Управление людьми, чтобы быть эффективным, должно учитывать условия, ситуации, типы личностей, которые в этих ситуациях либо следуют общепринятым нормам, либо привыкли их обходить. Эффективность управления во многом зависит от того, как понимается и используется механизм нормативного поведения человека в процессе его профессиональной деятельности.

Проблема отклоняющегося, антиправного поведения также связана с пониманием того, как и почему отдельные люди переходят через границу общепринятых нравственных норм и скатываются в область антиправного, аморального поведения. В то же время для профилактики, психокоррекции такого поведения, для оказания эффективного влияния на лиц с отклоняющимся поведением важно знать механизм преодоления общепринятых моральных норм поведения, факторов, способствующих и препятствующих этому.

Исследование моральных норм поведения, предрасположенности людей к их преодолению связано с анализом состояния нравственности в обществе. Если такие механизмы начинают активно срабатывать у людей в массовом масштабе, то это служит весьма настораживающим признаком моральных деформаций в обществе вообще. Таким образом, выбранная тема исследования в практическом

плане актуальна как с точки зрения решения внутриличностных проблем, так и с точки зрения развития общества в целом.

В теоретическом плане психологический анализ личности, как носителя моральных норм, занимает все более важное место в психологии как науке. Так, в соционике известная типология К.Юнга (экстравертность - интровертность, рациональность - иррациональность, сенсорность - интуитивность) дополнена параметром "логичность - этичность". При все более широком распространении соционики важно ответить на вопрос: насколько правомерно появление во многокритериальной классификации типов личностей еще одного критерия, насколько это затрагивает психологию как науку? Это относится к фундаментальным теоретическим конструктам современной психологии.

В теоретическом плане важно понять роль и место моральных норм в детерминации психического, поведения человека. Е.В. Шо-рохова отмечает, что "... в детерминацию поведения человека психическое включается в опосредующей своей функции... Основная задача психологической науки... заключается в раскрытии внутренних психологических условий, опосредующих воздействие на субъекта, и внутренних закономерностей внешне обусловленной психической деятельности" (Шорохова Е.В., Бобнева М.И. Проблемы изучения психологических механизмов регуляции различных видов социального поведения. М.: Наука. 1979, с.17). Моральные нормы поведения, степень их устойчивости и изменчивости относится как раз к этим внутренним психологическим условиям, которые опосредуют внешние воздействия на личность.

Таким образом, в теоретическом плане исследуемая проблема имеет выраженную актуальность и затрагивает фундаментальные проблемы современной психологии как науки.

Состояние изученности, проблемы.

Все основные направления в психологии, все крупнейшие психологи так или иначе затрагивали проблему анализа роли и места моральных норм в детерминации психического. Особенно это характерно для работ С.Л. Рубинштейна, А.Адлера, К.Колберга, Р.Кэттелла, А.Маслоу, Г. Олпорта, Ж.Пиаже, К.Роджерса, Дж.Рот %

тера, Ф.Хайдера, К.Хелькама, К.Хорни, З.Фрейда, Э.Фромма, Э.Эриксона, К.Юнга. Эти исследования носят как теоретический, так и экспериментальный характер. Экспериментальные исследования данного типа чаще встречаются в зарубежной психологии.

В отечественной психологии нет такого обилия экспериментального материала о роли и значимости моральных норм поведении людей как в зарубежной психологии. В большей степени отечественная психология данную проблематику развивала в методологическом, теоретическом плане. Можно выделить несколько направлений психологического исследования морального сознания, моральной нормативности.

Первое направление исследует генезис моральных механизмов регуляции поведения людей. Это исследования В.С.Агеева, К.А.Климовой, Л.С.Славиной, Н.М.Тена, Т.В.Морозкиной, В.М.Пискуна, Т.Н.Сидорова и др.

В исследовании К.А.Климовой (0 формировании ответственности у детей 6-7 лет// Формирование коллективных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. - М.: 1968) анализируется процесс зарождения у личности моральной ответственности.

В исследовании Л.С.Славиной отмечается особая важность привычек нравственного поведения. По ее мнению "...основным "механизмом" ответственного выполнения задания является наличие закрепившейся связи между заданием с его последующим выполнением. Установленные связи между заданием и его планированием и есть установление связи между поручением и действием, хотя это действие и имеет характер действия мысленного (Формирование у школьников первого класса ответственного выполнения учебных обязанностей// Вопросы психологии. 1956, N 4, с. 88). Таким образом, Л.С.Славина рассматривает моральные нормы человека как систему выработанных реакций, рефлексов, привычек.

В исследовании Н.М.Тена анализируются факторы, влияющие на отношение подростков к общественно значимой деятельности. К этим факторам отнесены: система доминирующих мотивов, уровень нравственности и др. (см.: Формирование ответственного отноше

ния подростков к общественно полезной деятельности./ Под ред. Фельдштейна Д.И. - М.:, 1980, с.21-29).

Проблема формирования ответственности в аспекте генезиса личности рассматривали Т.В.Морозкина, В.М.Пискун, Т.Н.Сидоров

и др Второе направление отечественных исследований морального фактора связано с его анализом как социально-психологического феномена. (В.С.Агеев, К. К. Грищенко, Е.Д.Дорофеев, Ю. В. Синя-гин , Л.А.Сухинская, В.А.Тихонович и др.). Мораль социально детерминирована. Исходно, генетически она не может возникнуть вне общества, вне коллектива.

B.C.Агеев динамику моральной нормативности, моральной требовательности рассматривает на фоне удачи и неудачи группы (Атрибуция ответственности за успех или неудачу группы в межгрупповом взаимодействии// Вопросы психологии. 1982, N 6, с. 101 - 106.). В его исследовании был выявлен эффект ингруппово-го фаворитизма: успех группы объясняется ее членами внутриг-рупповыми факторами, а неудача - внешними. В этих экспериментах по сути дела подтверждается тот факт, что нравственные установки деформируются защитными реакциями.

К третьему направлению относятся работы, которые рассматривают нравственные механизмы регуляции конкретных видов деятельности. (В. В. Борзых, В.А.Горбачева, О.Г. Дробницкий, А.Л.Слободский, С. С. Степанова, К.Муздыбаев и др.).

Говоря о психологических механизмах регуляции нравственного поведения, смены моральных норм, следует учесть и проблему нравственной воли (см.: О.Г.Дробницкий. Понятие морали. -М.: Наука, 1974, с. 353-356).

В.А.Горбачева поставила оригинальный эксперимент (см.: К сведению правил поведения детьми дошкольного возраста// Известия АПН РСФСР, 1945. Вып.1) по моральному регулированию игровой деятельности детей. В этом эксперименте изучались закономерности процесса усвоения детьми правил поведения, на нарушения которых жаловались сами дети. Дети постоянно задаются вопросом: почему тот или иной ребенок нарушил правила поведения?

что следует за нарушение этих правил? Получая ответы от старших, видя их реакцию, ребенок усваивает моральные нормы поведения. По сути дела, В.А.Горбачева выявила все признаки и этапы морального поведения, которые были установлены Ж.Пиаже.

Из отечественных ученых-психологов интересны в аспекте рассматриваемой проблемы исследования Ю.В.Синягина (1985). По его мнению моральная нормативность меняется, преодолевается под влиянием группы, общественного мнения. И что важно для нашего исследования, эта моральная нормативность зависит от состава группы (например, от наличия в ней экстра и интровертов, степени выраженности у обследуемых нейротизма и др. (см.: Вопросы психологии, 1985, N 6, с. 139 - 145).

Четвертое направление исследований связано с реализацией типологического подхода при анализе нравственности (М.И.Бобне-ва, Л.И.Дементий и др).

Выявлены некоторые особенности, закономерности нормативного поведения (см.: Бобнева М.И., 1978, с.306-310), в том числе и типологического.

Таким образом, в отечественной психологии накоплены не только теоретико-психологические обобщения, но и экспериментальный материал, позволяющий подойти к решению проблемы лич-ностно-психологических основ устойчивости и изменчивости нравственных норм поведения у взрослых людей.

Исследование моральной нормативности, процесса формирования моральных норм поведения занимает важное место в творчестве современных зарубежных психологов. Обобщающие исследования в этой области провели Rank 0. (1936); M.Fishbein (1980); Kor-nadt Н.J. (1982,. 1987); Zakrzewski J. (1983); Maclntyre A. (1984); Reese H.W., Fremouw W. J.(1984); Keteflan S. (1985); Levine C, Kohlberg L., Hewer A. (1985); Hayes J.R. (1986); Eckensberger L. H. (1988); Kondo T. (1990); Johnson M. P. (1991); Kahneman D. (1992); Avila E. A. (1993); Dean P.J. (1993); Subbotsky E. (1995); BOCKM.L. (1995); Woller G.M. (1996); Allen J. (1996); Ermakoff I. (1997); Hamm R. (1997); FiskeA.P., Tetlock P.E. (1997); Adams J.M.; Jones W.H. (1997)

и др.

Исследования моральной нормативности в психологии многоаспектны.

В связи с этим можно выделить несколько направлений активного психологического анализа моральной нормативности, способности человека преодолевать в процессе деятельности сложившиеся моральные нормы поведения. Выделение этих направлений психологических исследований может быть проведено по различным формально-логическим основаниям.

По субъекту - носителю моральных норм - исследуются отдельные личности, группы лиц - профессиональные, национальные, социокультурные, политические и иные.

По сфере взаимодействия с другими регулятивными механизмами исследуются связи моральных норм с правовыми, социальными, религиозными и иными механизмами регуляции человеческого поведения.

По характеру искушений, которые мешают соблюдению моральных норм, исследуется процесс нравственного преодоления привычек к употреблению алкоголя, табака, наркотиков и др.

Рассмотрим эти направления исследований.

Моральные нормы проявляются в различных видах профессиональной деятельности и существенно влияют на профессионализм человека. Этот аспект исследования достаточно акмеологичен -мораль является составной частью профессионализма, "акме" представителей многих профессий.

Интересным в связи с этим является мнение A.P.Fiske, P.E.Tetlock (1997). Они изучили влияние моральных норм на сделки, которые проходят в нарушение правовых запретов. По сути дела, эти авторы изучали реальные поступки людей в тот момент, когда они преодолевали моральные и правовые нормы поведения. При заключении выгодных для себя сделок в обход моральных норм, люди все же учитывали при принятии решений свою лояльность к той стране, законы которой они нарушали. Чем выше была эта лояльность, тем ниже вероятность заключения каких-либо сделок в обход законодательства страны. При высокой лояль ности к стране вопрос при принятии решения становится достаточно сложным, противоречивым, запутанным. В самом общем виде предложена теория, модель принятия решений под влиянием нравственных факторов, моральных норм поведения, при нарушении моральных табу. Объединение теоретических воззрений, результатов исследования А.П.Фикса (1991. 1992) и П.Е.Тетлука (1996) сводит эту модель к следующему:

1. Идентифицируются условия, при которых незаконные сделки воспринимаются как табу.

2. Прогнозируется отношение к поведению своих коллег, совместное решение.

3. Анализируются факторы, которые могут повлиять на то или иное решение, связанное с преодолением существующих моральных табу.

4. Анализируются различные стратегии достижения поставленной цели, выбирается наилучшая из них, выбираются причины, поводы, предлоги, с помощью которых можно было бы отклонить, девальвировать несогласие, гнев окружающих, то есть продумыва-ются механизмы психологической защиты..

5. Предлагается метод решения проблемы в рамках имеющихся выборов.

По сути дела, в принятии таких решений задействованы индивидуально-психологические, социально-психологические, социокультурные, экономические и другие факторы.

Преодоление моральной нормы - это решение комплексное.

Проявление морали в бизнесе стало достаточно важным фактором успеха и неуспеха личности в жизни, фактором, влияющим на особенности общественного производства, на экономический прогресс в обществе. Примечательно в связи с этим название работы G.M.Woller (1996) - "Деловая этика, общество и Адам Смит: некоторые наблюдения в бизнесе либерала". Он отмечает, что узкие нормативы, предписания в бизнесе стали доминирующими в структуре деловой этики у профессионалов данного типа в Америке. Порой это игнорирует моральные отношения индивидуумов. Порой оказывается, что моральные нормы как бы не важны в сфере

бизнеса. В то же время и бизнесмены подчинены моральным нормам общества, просто в сфере своей профессиональной деятельности эти требования они как бы опрокидывают, игнорируют. Это проблема важна для обсуждения, так как на деле бизнес пропитан этикой, моральными нормами, но своими, профессиональными.

M.C.Suchman (1995), исследуя организационные закономерности, пришел к выводу, что можно выделить три группы.

Первая группа: прагматические (личный интерес людей).

Вторая группа: моральные, основанные на нормативном одобрении, на соблюдении принятых норм поведения.

Третья группа: познавательные, гносеологические.

Обратная связь в процессе управления будет малоэффективной, если не учитывать особенности моральных норм поведения людей.

Интересны с практической точки зрения исследования, в которых анализируется использование якорей и норм поведения в переговорных процессах с целью достижения поставленных целей D.Kahneman (1992). Это исследование также акмеологично.

M.R. Quattrocchi; R.F.Schopp (1993) исследовали динамичность моральных норм при выполнении врачебных обязанностей.

Несоответствие между идеалом и реальными ценностями составляет поле, на котором разворачивается нравственное поведение человека. Это исследовалось на представителях различных профессий. В частности, в исследовании S.Keteflan (1985) это сделано на примере анализа морального поведения медсестер. Данные были получены по 217 медсестрам различных возрастных, образовательных, .этнических когорт. Профессионализм медсестер был напрямую связан с их моральными установками, моральным поведением. Исследование показало, что несоответствие моральных установок идеальным, несоответствие профессиональной морали формальным требованиям объясняет в значительной степени вариабельность профессионального поведения медсестер.

Консультации по психиатрии связаны с соблюдением моральной нормативности, клинической этики - J.R.Hayes (1986).

Особенности нормотворчества важны и пои лечении психичес

ких отклонений (см.: L.C.Hyden, 1995).

Анализ моральных норм важен даже при прогнозировании, предсказании поведения водителей при выборе ими маршрута своего движения. Моральная переменная при этом прочно вошла в теорию планирования поведения (theory of planned behavior) как одна из важнейших детерминант поведения человека, в том числе даже в таких специфических видах деятельности как вождение автомобиля. Вождение с соблюдением или нарушением правил тесно связано с моральной нормативностью личности водителя. И это установлено экспериментально на 600 водителях в 5 возрастных группах (17-25, 26-35, 36-45, 46-55, 56 и более лет).

Моральное регулирование выступает важным фактором профессионального развития личности, совершенствования ее профессионализма. При этом сделана попытка рассмотреть этическую теорию, моральные нормы в контексте профессиональных технологий. Отмечена тенденция: по мере роста профессионализма возрастает роль и значимость моральных регуляторов в профессиональной деятельности людей (P.J.Dean, 1993).

Таким образом, в зарубежной психологии широко исследуется взаимосвязь моральной нормативности человека и его эффективности в различных видах профессиональной деятельности.

В зарубежной психологии появилось немало идей по поводу развития психологии как науки, решения ее фундаментальных проблем в связи с исследованием моральной нормативности, психологических механизмов формирования и проявления нравственности, по поводу развития смежных научных дисциплин в связи с этим.

Так, R.Hamm (1997) внес изменения в теорию индивидуальности Otto Rank (1936). Он выделил наряду с социальным моральное развитие личности. Одно из добавлений к теории Ранкса заключается в том, что в случае расхождения индивидуальных и коллективных моральных ценностей, возникший конфликт может быть разрушительным для конкретной личности. Путь, по которому при этом идет развитие личности, зависит как от социального окружения, так и от воспитательных воздействий, используемых тео ретических конструктов. Проблема соотношения личного и общественного стала одной из центральных в понимании особенностей морального развития личности.

E.Subootsky (1995) выделил прагматические и непрагматические механизмы регуляции поведения человека, обосновав, соответственно, два различных типа побуждения человека к активности. К прагматическим он отнес инстинкты, удовлетворение первичных, в том числе и биологических, потребностей, которые дают человеку возможность жить. К непрагматическим он отнес побуждения, которые основаны на социальных и моральных ценностях, на моральных нормах поведения. Это отражается и в структуре морального сознания, в том числе у детей. Хотя все же в моральном сознании доминируют непрагматические побуждения. Эта модель иллюстрируется примерами, экспериментальными данными нормативного и отклоняющегося поведения детей из стран постсоветского пространства и западных стран.

Нормативность занимает одно из центральных мест в попытках построения непротиворечивой нормативной этики (Н. W. Reese; W. J Fremouw, 1984). Этика поведения, по мнению Х.Риизе, может быть построена на нормальных и на нормативных ценностях. Нормальные ценности - это те, которые в большинстве случаев реально используются в поведении, на которые ориентируется большинство нормальных людей. Нормативные ценности - это те, которые предписывают человеку определенное поведение, но которые не обязательно используются им. В силу этого формулирование нормативных требований нуждается в научной проработке, так как только так можно создать нормы, которые будут реально соблюдаться.

Анализ поведения человека, особенностей влияния на это поведение моральных норм становится эффективным, когда поведение понимается как история его развития. Когда исторические причины конфликтов, неврозов раскрыты, то естественнее идет психокоррекция, в том числе и в области нравственной нормативности. В связи с этим A. MacIntyre (1984) считает, что моральная ответственность более понятна в пределах персональной истории, а не в пределах выхваченных фактов, отдельных наблюдений.

M.L.Воск, (1995) более подробно анализирует данную проблему. Ввиду особой значимости истории развития в рамках психоанализа для понимания процесса формирования и преодоления моральных норм, сам психоанализ должен быть понят по его мнению как нормативная наука.

Проблема психологического анализа моральной нормативности в психологии проявляется и как соотношение - деонтология и психология (см.: E.A.Avlla, 1993). Деонтология, как теория моральных норм, как наука об обязанностях все более решительно пронизывается психологией как наукой.

L.H. Eckensberger (1988) сопоставил и проанализировал теории агрессивности и теории морального развития. В основе этого анализа стояла дискуссия по поводу двухкомпонентной теории агрессии Корнадта (Н.-J.Kornadt, 1982, 1987). В этой теории моральным нормам Корнадт уделяет центральное место. По его мнению они, а не рассуждения людей, играют центральную роль при включении и блокировании агрессивных действий.

Таким образом, в связи с изучением нравственной нормативности в зарубежной психологии появилось немало идей, касающихся фундаментальных проблем развития современной науки о человеке, персонологии.

Изменение моральных норм поведения можно изучать на историческом материале. В частности, в исследовании i.Ermakoff (1997) анализируется динамика изменения норм поведения при заключении аристократических браков в средние века. Действительно, в этот период нормы поведения людей, нормы, в соответствии с которыми заключались браки, были достаточно устойчивы, их влияние на поведение человека - исключительно сильным. По мнению автора на этот процесс активно влияло три фактора, причины. Во-первых, правовое регулирование браков, что было отражено в соответствующих решениях римской церкви. Во-вторых, это политика римских правителей по осуществлению законов. Когда Рим гарантировал политическую независимость правителей, то они чаще стали заключать браки по своему усмотрению, а не по требованиям существовавших канонов. Сговор между правителями,

аристократами и епископами позволял им совершать браки по своему усмотрению. В-третьих, церковь шла на изменение моральных норм по заключению браков, так как это было ей порой и выгодно. Таким путем она добивалась достижения своих целей взамен согласия на уступки.

Как видим, эти факторы включали в себя совокупность экономических, политических и духовных причин, которые не препятствовали желаниям аристократов по заключению желаемых браков.

Полученные результаты соответствуют основным положениям теории морали: моральные нормы зависимы от основных социально-экономических и духовных факторов развития общества, той или иной социальной группы.

Моральная нормативность изучается и на примере сексуального поведения людей.

Преодоление моральных норм происходит в тот момент, когда человек сталкивается и преодолевает сексуальные табу. В частности, в работе G.Dubret (1996) этот процесс исследован на примере половых извращений. Ключевые стадии в развитии психологической концепции половых извращений обоснованы в работах E.Krafft (1931). Z.Freud (1923), E.Dupre (1925). и Н. Еу (1950). При этом важно отметить, что преодоление этих норм связано с активным проявлением психологических защит. То, что отвергается большинством окружающих, преодолевается отдельными индивидами в значительной степени за счет крайне уникальной индивидуальной картины мира, которая создается с помощью защитных реакций. Мораль, нормы поведения таких лиц весьма психологизированы и индивидуализированы их фантазиями, измышлениями, грезами.

Взаимосвязь нормативности и особенностей сексуального поведения исследована R.F.Schopp (1995); G.P.Blschof; S.M.Stlth; M.L.Whitney (1995).

D.L.Mosher (1989) считает способность к преодолению моральных норм важным фактором, причиной преодоления антисексуальных социалистических идеологий. По его мнению на фоне отно шения к сексуальной свободе советских людей, американцы более терпимы к изменениям в сексуальной жизни людей, хотя и остаются смущенными по поводу происходящих изменений и их морального обоснования.

A.Gomensoro (1990) констатирует появление сексуальной этики из нормативной, он фиксирует и процесс смены, изменения норм сексуального поведения.

Различия в сексуальном поведении полов детерминировано различными половыми моральными нормами. L.Tiefer (1996) исследовал эту проблему. Он пришел к выводу о наличии половых, профессиональных и иных моральных норм поведения.

Проблема нормативности поведения важна и при понимании особенностей лиц, употребляющих наркотики, а также психологических механизмов, которые могут этому препятствовать (L.Nuc-cl; N.Guerra; J.Lee, 1991).

G.B.Gori (1996) исследовал склонность человека к позитивному и негативному социальному проявлению. Моральные и социальные санкции общества против индивидов, которые не подчиняются общепринятым нормам поведения, по разному рассматриваются людьми. По мнению некоторых такое принуждение не может быть оправдано, если это не связано с потерей воли и самообладания. Моральные и иные требования могут быть как уместны, так и неуместны с эмоциональной, ценностной точек зрения. Так. в американском обществе стремление некоторых должностных лиц соотнести курение с употреблением наркотиков оказалось малоэффективным. Официальное административное вмешательство имеет свои ограничения, которые кроятся в традициях, в существующих моральных нормах.

Активно исследуется соотношение правовых и моральных норм.

J.M.Adams; W.H.Jones (1997) осмыслили брачные обязательства (контракт) как единство правовых и моральных обязательств. При этом был проведен эксперимент с 1787 участниками. Степень привлекательности брачного контракта оценивалась различными эмпирическими методами. Выделено три главных фактора, компонента, влияющих на брачные обязательства. Первый - эмоци ональный (привлекательность, преданность, любовь), второй -мораль, нормативный компонент (ощущение персональной ответственности за поддержание брака), третий - компонент самоограничения (избегание социальных, финансовых, психологических негативных последствий). Эти факторы как бы ложатся на модель, предложенную М. P. Johnson (1991), а также соответствуют эмпирическим наблюдениям.

По сути дела в такой трехмерной модели поведения человека в браке, в его отношении к брачным обязательствам присутствует метапрограмма (термин NLP) достижения (любовь), метапрограмма избегания (неприятностей в различных сферах жизнедеятельности личности) и собственно нормативный компонент. При этом моральная нормативность рассматривается как конкретный механизм, промежуточное звено смены доминирования мотива достижения и мотива избегания. Ориентация на моральные нормы поведения позволяет равноудаленно находиться от положительного подкрепления при достижении цели и от отрицательного подкрепления при избегании неудачи.

Моральные нормы, таким образом, выступают компромиссом в регуляции поведения людьми с выраженными мотивами достижения и избегания.

Моральные нормы важны и в политике.

В психологии активно обсуждается теория Уильяма Макдоугал-ла (W. McDougall, 1908, 1920). Он полагал, что человеческий характер (природа) включает 7 определенных инстинктов: flight ("полет", самовыражение), repulsion (отвращение), pugnacity (драчливость), curiosity (любопытство), self-abasement (самоунижение), self-assertion (самозащита), родительский инстинкт (parental instinct). Эти инстинкты, согласно взглядам Макдоу-галла, стимулировались или подавлялись обществом, социальными обстоятельствами, моральными нормами поведения людей. Этим инстинктам могла бы противостоять элита. Именно элита может отказаться от демократии, чтобы лучше повлиять на инстинкты толпы, подчинить ее социальным нормам (J.Allett, 1996).

В зарубежной психологии есть достаточно достоверные данные

об эффективности формирования моральных норм поведения средствами воспитания, психологическим влиянием.

L.Duckett; M.Rowan; М. Ryden; K.Krichbaum и др. (1997) провели эксперимент со студентами колледжа по формированию у них моральных норм поведения в соответствии с разработанной ими программой. В исследовании приняли участие 348 человек. Результаты в изменении моральных норм поведения диагностировались с помощью специального теста (DIT). При этом выявлено, что представители женского пола проявили большую эмпатичность при формировании моральных решений. Возраст не коррелировал с результатами изменения моральных норм при принятии решений.

Преодоление моральных норм поведения может быть достигнуто различными путями, в том числе и путем морального уговаривания (moral suasion), (O.A.Bar, 1993). В настоящее время существует нормативная модель оказания влияния на людей (normative model of Influence, W. A. Gamson, 1968).

При исследовании путей и методов влияния на деятельность преподавателей J.Blase, J.Roberts (1994) выявили, что эффективный руководитель при этом придерживается нормативно-инструментального лидерства (normative-instrumental leadership). Стратегия влияния на преподавателей при этом конгруэнтна моральному влиянию.

Активно исследуются и личностно-психологические основы, психологический механизм нравственного поведения.

М.Nisan (1987) исследовал различие между моральными и иными нормами поведения. Выявлены существенные различия нравственной нормативности между различными группами жителей одной национальности. Респонденты оценивали различные нормы поведения, отвечая на вопрос о том, нужно ли запретить те или иные обычаи, традиции. При этом наблюдалось несколько стратегий в оценке моральных норм. Некоторые группы обследуемых при оценке спрашивали об обычаях, моральных нормах поведения в той или иной местности, а некоторые оценивали моральные нормы, исходя из того, каковы они были в собственной социальной, национальной группе. Выделено две стратегии, два различных типа соци альной ориентации в моральных нормах поведения: в первой -критерием для суждений выступали реальные традиции, обычаи, нормы поведения; во второй - таким критерием выступал закон. Представители второй стратегии думали, что все, что запрещено законом, должно быть запрещено в поведении. В их понимании моральная норма имеет абсолютную законность.

M.F.Kaplan; C.E.Miller (1987) пришли к выводу, что в процессе дискуссии, принятии решений люди выбирают две стратегии. Первая - ориентация на суть рассматриваемых проблем, их рациональное, интеллектуальное осмысление. Вторая - ориентация на сложившиеся нормы, ожидания окружающих. Некоторые вопросы в группе решаются в соответствии с правилом единодушия. При принятии решений сталкиваются информационный и нормативный подход.

J.Baron (1986) исследовал процесс решения моральных дилемм. Этот процесс может быть описан в рамках нормативной и предписывающей теории поведения. Предписывающая теория описывает как принимается решение, его психологический механизм; нормативная теория описывает целеполагание в поведении. Все это обсуждено на примере простых моральных систем.

В формировании морали, моральной нормативности Кохлберг (Kohlberg) выделил "твердые" и "мягкие" стадии. Его концепция моральной нормативности стала предметом острых научных дискуссий (C.Levine; l.Kohlberg; A. Hewer 1985).

Особенности оценочной деятельности людей с различной моральной нормативностью исследовал S.E.Drozda; B.Personnaz (1988). Испытуемые оценивали рисунки 4-х человек в моральных, социальных, эмоциональных, интеллектуальных суждениях. Первая условная группа обследуемых была нацелена на конкуренцию с индивидуумами, изображенными на рисунке. Вторая группа была готова сотрудничать с ними. Третья отказалась от взаимодействия с индивидуумами. Моральная нормативность испытуемых в различных группах была различна. Диспозиция, установка на реальное сотрудничество людей зависит от их моральной нормативности.

M.W.Robin; R.Spires (1983) рассмотоели психологические

механизмы отклоняющегося поведения. Они выделили три модели такого поведения: связанное с социальным напряжением, межкультурным конфликтом, психологической защитой или выполнением обязательств. Они обсудили отношение моральных норм к законам. Закон есть проектирование, утверждение того, что люди уже делают в своем абсолютном большинстве. Законы требуют от людей быть моральными, хорошими. Однако социальное напряжение рождает недовольство у людей, которое меняет их моральную нормативность.

Особенности смены моральных норм поведения описывает теория Фишбейна (Fishbein, 1980) - теория аргументированного действия применительно к области морального поведения (theory of reasoned action as applied to the realm of moral behavior). При этом М.Фишбейн использовал структурное моделирование при обследовании атлетов в процессе описания ими двух ситуаций на спортивных соревнованиях. Эта теория особую значимость придает способности человека реально анализировать факторы окружающего мира.

Однако нормативность в отдельных случаях может и должна заменяться этическими убеждениям. Так, М. Ноflien (1984) считает, что членство в движении за всеобщий мир не может осуществляться на основе принуждающих норм поведения и даже внешне принуждающих моральных норм. Это членство должно быть основано на свободном выборе.

При анализе психологического механизма морального нормотворчества зарубежные психологи все чаще "выходят" на проблему личностных основ различий в этой области. Такой подход характерен и для отечественных психологов. Так, связь личностных качеств и моральной нормативности достаточно убедительно исследована Р.С.Немовым (Вопросы психологии, 1985, N 4, с. 93-101).

В мировой науке получены многоаспектные экспериментальные данные о взаимосвязи моральной нормативности с экстра и интро-вертированными чертами личности (J.Ranschburg; М.Р. Mirtse; Z.Flam 1980), а также с другими личностными особенностями.

Для исследования данного типа важны данные зарубежных психологов о динамике моральных норм у представителей различных наций, народностей, различных культур.

Интересны исследования нормативных ожиданий китайских студентов Гонконга. При сопоставлении традиционной китайской морали "yi" (справедливость) и ролевых ожиданий оказалось, что нормативное ожидание остается доминирующим фактором принятия человеком решений в сфере правосудия.

Моральные нормы играют различную роль в поведении представителей различных наций и народностей. Сравнение японских и американских преподавателей (взрослых и детей) показало (V.L.Hamilton; P.Blumenfeld; H.Akoh; K.Miura 1989), что моральная нормативность более значима в детерминации поведения японцев.

Нормативные различия между людьми носят межкультурный характер. Сравнение нормативных, культурных, индивидуальных различий американских и японских детей подтверждает данный тезис (V.Hamilton; P. Blumen; H.Akoh; K.Miura 1990).

Проведено сравнение моральной нормативности у представителей буддизма и западной культуры (A.Huebner; A.Garrod 1991).

Таким образом, моральная нормативность детерминирована национально-культурным фактором.

Динамику изменения моральных норм поведения продуктивно изучать на детях.

D.Magnuson (1995) рассуждает о моральных стандартах детей и юношества. Он считает, что моральные нормы надо оценивать с точки зрения, повышают ли они качество жизни детей.

L.Nucci; E.Turiel (1993) исследовали особенности преодоления, изменения моральных норм поведения у детей на примерах оценки 4 моральных и 7 неморальных религиозных правил.

E.G.Yakobson; I. P.Pocherevina (1983) считают, что ядром детского морального регулирования поведения является "нормативное регулирование".

Изменение моральной нормативности имеет и возрастную динамику. По мнению Н.Steinhausen (1987) кризис в развитии мо

ральной нормативности падает на юность. В этот возрастной период происходит переход от слепого следования моральным нормам поведения к осознанному. Данный скачок в развитии нравственной нормативности нередко протекает в форме кризиса.

Экспериментальное исследование моральной нормативности детей позволило обоснованно выделить три группы основных психологических факторов, влияющих на особенности детского поведения. Этим группам соответствуют три типа личностей: 1 - личности с высокой степенью эмпатии, сочувствия, с эмоциональной готовностью оказать помощь другим; 2.- личности, ориентирующиеся на сложившиеся нормы поведения, проявляющие активность в плане социальной желательности, но с бедным уровнем сочувствия, сопереживания; 3 - рациональные личности с бедным уровнем сопереживания и невысокой социальной желательностью (см.: M.Kalliopuska 1992).

Detternborn Н., Boehnke К. (1994) на примере 176 студентов в возрасте 11-15 лет исследовали зависимость между моральным поведением и ожиданием того или иного поведения по результатам анкетного опроса, в котором было смоделировано поведение в 18 ситуациях. Выявлена зависимость: с возрастом поведение становится все более сложным, несводимым только к требованию моральных норм. При этом между результатами тестирования и реальным поведением, связанным с преодолением тех или иных моральных норм, существует реальное противоречие.

Данные, полученные при изучении моральной нормативности детей, важны при понимании психологических механизмов нравственного поведения взрослых людей.

Моральное развитие человека начинает все чаще пониматься в контексте развития фундаментальной психологии, теории личности. Учет морального фактора, моральной нормативности в понимании человека было традиционным для многих научных школ. Это неоднократно подчеркивал К. Юнг, важное место моральным требованиям к личности уделено в теории З.Фрейда и др. Однако, на настоящем этапе развития психологии моральный фактор стал рассматриваться как один из основополагающих в понимании пси

хологической сущности, психологической типологии человека. Это характерно для соционики, для других современных научно-психологических направлений.

Таким образом, в зарубежной и отечественной психологии накоплен экспериментальный материал, выдвинуты теоретические конструкты, показывающие важность и актуальность исследования психологических основ моральной нормативности. Исследование индивидуально-психологических особенностей нормотворчества представляется в связи с этим важным и актуальным не только с точки зрения развития психологии как науки, но и с точки зрения запросов практики. Именно индивидуально-психологический и типолого-психологический подход к исследованию изменчивости и устойчивости моральных норм поведения могут существенно расширить наше понимание процесса моральной регуляции индивидуальной и общественной жизни, сформировать рекомендации по влиянию на этот процесс.

Цель исследования - выявить личностно-психологические основы устойчивости и изменчивости моральных норм поведения госслужащих и на этой основе сформулировать рекомендации по их личностному развитию.

Объект исследования - личность госслужащего. Предмет исследования - моральная нормативность личности госслужащего.

Гипотеза исследования.

В современных условиях в рамках акмеологии появились методические системы комплексного изучения психологии личности, концепции, позволяющие по-новому подойти к исследованию традиционных проблем, поднять научный уровень исследований. Если это так, то использование разработанных в акмеологии методических подходов, средств при изучении моральных механизмов регуляции поведения людей может дать качественный скачек в приращении знаний в этой области.

Можно предположить, что устойчивость и изменчивость моральных норм поведения людей имеет конкретные личностно-типо-логические и индивидуально-психологические основы. Данное ги

потико-методическое предположение нашло свое подтверждение через исследование сформулированных научных задач. Анализ и решение этих задач потребовалми выдвижения и подтверждения частных содержательно-психологических субгипотез.

Моральные нормы обладают всеобщим свойством, поддерживаются общественным мнением. Если это так, то предрасположенность, склонность к изменению моральных норм поведения должна быть связана со специфическими психологическими особенностями людей.

Если лица с повышенной моральной нормативностью копируют общепринятые нормы поведения, то возникло предположение, что они более внушаемы, более конформны. Эта частная гипотеза не подтвердилась. Предположение оказалось слишком прямолинейным.

На базе этого предположения возникло другое: лица, склонные к высокой и низкой моральной нормативности, обладают системой отличительных, взаимосвязанных индивидуально-психологических особенностей, учет которых важен для понимания процесса их развития. Эта субгипотеза подтвердилась.

В исследовании есть и другие частные гипотезы.

Задачи исследования:

1. Обосновать различные виды моральных норм поведения, важные для понимания их устойчивости и изменчивости.

2. Создать методику диагностики степени устойчивости и изменчивости моральных норм поведения (моральной нормативности) у госслужащих.

3. Выявить психологические особенности лиц с высокой и низкой моральной нормативностью.

4. Исследовать влияние на моральную нормативность личности особенностей ее жизненного пути.

5. Выявить психологические особенности функционирования моральной нормативности у госслужащих различных личностных типов, важные для успешного руководства ими.

Теоретико-методологические основы исследования. Методологические основы проведенного исследования многоаспектны. В философском аспекте эти основы заключаются как в

применении диалектики при исследовании моральных регуляторов поведения людей, так и в использовании теории морального сознания.

Теоретико-психологической основой исследования выступили теории, концепции современной психологии, акмеологии, психологии личности. В рамках проведенного исследования особую значимость имела опора на такие принципы психологии, как принцип единства личности и деятельности, детерминизма и др. Первостепенное значение данных теоретических принципов обусловливалось тем, что концептуально исследование проводилось в контексте основных акмеологических концепций.

Акмеологический аспект данного исследования заключается в том, что основным предметом анализа явились взрослые люди, главным образом госслужащие. Поэтому психолого-теоретической основой служили работы ведущих акмеологов - К. А. Абульхановой, С. А. Анисимова, 0. С. Анисимова, В.Г.Асеева, О.И.Жданова, А.А.Бо-далева, А.А.Деркача, В.Г.Зазыкина, Е.А.Климова, Р.Л.Кричевско-го, Н.В.Кузьминой, Л.Г.Лаптева, В.Г.Михайловского, Э.А.Мануши-на, В.В.Петрусинского, В.А.Пономаренко, И.Н.Семенова, А.П.Сит-никова, Е. А.Яблоковой и др.

Концептуально-методическими основами исследования выступили: теория акмеологии, личностно-ситуативная концепция, концепции кумулятивно-факторных (Конюхов Н.И.) и много-многозначных причинных связей (Мерлин B.C., 1973), индивидуально-статистическая концепция (Анисимов С.А., Деркач А.А. и др., 1994) и др. Психологические особенности лиц с высокой и низкий моральной нормативностью в рамках индивидуально-статистической концепции рассматриваются в единстве общего, особенного, единичного. Они проявляются в массе всех обследованных, в отдельных их подтипах и индивидуально-неповторимо фиксируются, в "снятом виде присутствуют" в каждой конкретной личности. Более того, каждый конкретный обследуемый может как бы "уходить" от этих особенностей, но расхождение индивидуально-психологических особенностей с типологическими служит также важной информацией для познания конкретной личности.

Границы исследования. В диссертации не исследовался процесс образования и изменения моральных ценностей, процесс функционирования морали в обществе вообще, проблема моральности и аморальности. Предметом исследования стал феномен, который в зарубежной психологии обозначается как (moral normative, normative moral) моральная нормативность, то есть склонность человека к соблюдению или не соблюдению общепринятых норм поведения. Моральная нормативность отражает предрасположенность личности к устойчивости и изменчивости моральных норм поведения.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна заключаются в том, что:

1. Предложена многокритериальная классификация моральных норм поведения.

2. Разработана комплексная методика исследования личност-но-психологических основ моральной нормативности личности на основе концепции кумулятивно-факторных причин.

Определена степень согласованности результатов тестирования моральной нормативности по методике Кэттелла (шкала G) и методике семантического дифференциала (шкала "моральность -аморальность").

По результатам семантического дифференциала лица с более высокой моральной нормативностью отличаются не более выраженными значениями по понятиям-ценностям, шкалам, которые отражают моральные отношения, нормы людей, а их местом среди всех стандартизированных понятий-ценностей. Так, для лиц с высокой моральной нормативностью большинство моральных понятий-ценностей в системе стандартизированных понятий-ценностей занимают более высокое место, чем у лиц с низкой моральной нормативностью. И наоборот, аморальные установки у лиц с высокой моральной нормативностью занимают более низкий ранг, чем у лиц с низкой моральной нормативностью.

Выявлена зависимость: чрезмерная моральная динамичность, склонность к смене моральных норм поведения окружающими (экспертами) воспринимается нередко как беспринципность и безн

равственность. При менее 45 Т-баллов по шкале моральной нормативности теста MMPI (Мп) и менее 3 стэнов по шкале G теста Кэттелла моральный динамизм воспринимается экспертами как нечто близкое к беспринципности. Однако, при весьма высоких значениях шкалы моральной нормативности (более 8 стэнов и одновременно более 65 Т-баллов по шкале Мп теста MMPI) в нравственном понимании личности эксперты часто также вносят элементы негативизма. По-видимому, это связано с тем, что порой необдуманное следование общепринятому далеко не всегда в понимании людей связано с высокой нравственностью. То есть моральная нормативность и нравственность как таковые не совпадают в своем значении в мнении экспертов, в общественном сознании. Высокая нравственность понимается и как способность действовать вопреки мнению окружающих ради социально значимой, нередко отдаленной цели.

3. Проанализированы психологические особенности лиц с высокой и низкой моральной нормативностью. Установлено, что низкая и высокая моральная нормативность имеют определенные лич-ностно-психологические особенности.

Выявлены типичные сочетания низкой и высокой моральной нормативности с другими качествами личности, которые могут компенсировать недостатки слишком рельефной выраженности этого качества личности.

Выявлена взаимосвязь моральной нормативности, привычки придерживаться общепринятых норм поведения с интеллектуальными особенностями обследуемых. Менее динамичный, менее эффективный интеллект личности заставляет ее ориентироваться на более стабильные нормы поведения, реже менять эти нормы даже под влиянием требований ситуации. Для такой личности важно менее нагружать и перегружать свой интеллект анализом быстроменяющихся ситуаций, ее интеллект должен быть сконцентрирован на главном, основном. А это можно делать, копируя поведение других, более ориентируясь на выработанные нормы, в том числе и моральные.

В то же время среди лиц с высокой моральной нормативностью немало отличников по результатам обучения в школе. Это

достигается путем целеустремленности, добросовестности этих лиц, благодаря высокой ценности у них знаний, успехов в учебе. Высокая моральная нормативность выступает тем психологическим механизмом, который толкает этих лиц достигать морально значимых ценностей общества.

На поведение человека, на степень соблюдения им моральных норм поведения влияет множество факторов. Более динамично меняют свои привычки, моральные нормы поведения лица с более высоким уровнем образования, с большим кругозором, с широкой системой знаний.

4. Проанализировано влияние жизненного пути, биографических фактов на формирование моральной нормативности личности. Установлено, что это влияние протекает в соответствии с кумулятивно-факторными причинами.

Выявлен эффект взаимосвязи уровня моральной нормативности личности с уровнем моральной нормативности окружающих его людей: родственников, друзей, референтных микрогрупп, любимого. По этому качеству личности объединение микрогрупп идет не по принципу взаимного дополнения, а по принципу совпадения уровня моральной нормативности людей.

5. Обоснованы типичные стратегии поведения лиц с высокой и низкой моральной нормативностью, вскрыты личностно-психоло- гические основы моральной нормативности у лиц, относящихся к различным личностным типам.

В процессе исследования выявлена типологическая несостыковка, несоответствие психологических механизмов изменения моральных норм поведения у руководителей регионального уровня и значительной части населения.

Руководители чаще относятся к экстравертированному мыслительному типу личности. В то же время среди основной массы лиц, которыми они руководят, такой тип личности не является столь распространенным. При этом руководители порой бессознательно переносят свое понимание процесса смены убеждений, моральных норм поведения на все население. В силу этого данный •процесс бывает порой чрезмерно зарационализирован, научен,

так как эти методы влияния соответствуют рациональному типу личности.

Понимание, интуитивное чувствование динамики, механизма изменения моральных норм наступает и у экстравертированных рациональных типов руководителей, однако для этого нужно время, опыт успешного практического руководства людьми.

Методы исследования включали в себя эмпирические (наблюдение, метод экспертных оценок, естественный эксперимент, анализ результатов деятельности, тестирование и др.) и теоретические (анализ, синтез, . сравнение, метод сопутствующих изменений и др.) методы, объединенные общим замыслом и целью исследования.

В работе был применен индексный метод, разработанный А.В.Садковой (1998). В исследовании находился индекс моральной нормативности различных групп обследуемых.

Методика исследования менялась поэтапно.

Первый этап исследования был связан с анализом процессов, происходящих в моральном сознании общества со сменой социально-политических ориентиров развития, с отказом в масштабе общества от основных ценностей социализма. На этом этапе исследования анализировалась и научная литература по проблеме исследования.

На втором этапе исследования кроме теоретических методов было применено выборочное (пилотажное) тестирование лиц с низкой и высокой моральной нормативностью. На этом этапе была создана методика диагностики моральной нормативности личности. Наблюдение за обследуемыми, применение классических методов психологии по определению надежности и валидности тестовых методик позволил экспериментально определить наиболее эффективный вариант методики по изучению моральных механизмов поведения людей, их моральной нормативности.

На третьем этапе использован методический подход комплексного тестирования, разработанный на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности кадров госслужбы при Президенте РФ (см.: Методы акмеологических исследований. -1994). Используя разработанную методику и возможности психоди

агностического комплекса "Профессор", был создан единый статистический банк данных (биографические факты в сочетании с результатами психодиагностики), который позволил получить и сопоставить статистически биографические факты и результаты психодиагностики лиц с высокой и низкой моральной нормативностью. Эти статистические зависимости были подвергнуты качественному психологическому анализу.

По всем показателям, полученным с помощью данной методики, делались статистические оценки (среднее арифметическое, стандартное отклонение и др. по "сырым" и стандартным показателям), что позволило статистически корректно проводить сравнения полученных данных, способствовало повышению достоверности исследования.

Одно из центральных мест в исследовании занял психобиографический метод. Необходимость биографического анализа особенностей формирования личности обусловлена особой ролью истории ее развития в формировании моральной сферы сознания, моральной нормативности, механизмов морального поведения.

В процессе психологического тестирования использовались методики MMPI, Кэттелла, семантического дифференциала, интеллектуальные тесты.и др.

В процессе исследования возник вопрос: как отделить лиц с высокой и низкой моральной нормативностью. На этот счет существуют различные точки зрения и различные методические средства. Наиболее широко применяется для этих целей тест Кэттелла. шкала моральной нормативности (G). Лица, получившие по этой шкале достаточно высокие показатели (более 7-8 стэнов). отличаются приверженностью к сохранению принятых окружающими и усвоенных ими самими норм, правил поведения. Однако проверка путем экспертных оценок валидности данной шкалы показала, что это в целом верное, но явно недостаточное методическое средство для надежного выделения лиц с высокой и низкой моральной нормативностью. Валидность этой шкалы методики Кэттелла оказалась на уровне 0.32. Этот методический подход был дополнен методом семантического дифференциала, который был адаптирован

для достижения цели исследования. Валидность при применении этих методов в комплексе при статистическом варианте методики уже была более 0,5.

Значительно повысилась валидность исследования при применении бесед, самооценок, методики MMPI.

Для повышения валидности методики исследования все предложенные методы применялись в комплексе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно позволяет понять психологический механизм поведения лиц с высокой и низкой моральной нормативностью и на этой основе применять более адекватные психологические средства влияния на них. Выводы исследования важны и для психокоррекции, самосовершенствования лиц с высокой и низкой моральной нормативностью, для формирования более здоровой нравственной атмосферы как в коллективах, так и в стране в целом.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры, проблемных группах кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ (1997 - 1999 гг.). Надежность и достоверность исследования обеспечивается опорой на методологические и методические достижения современной психологии, акмеологии, разработкой адекватных цели исследования методических средств, использованием проверенных на надежность и валидность методов диагностики моральной нормативности, совмещением различных методов исследования, применением математических методов, а также совмещением результатов исследования, полученных на различных выборках, в том числе и на статистической базе данных кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ. Надежность исследования обеспечивалась и личным опытом работы с людьми.

Положения, выносимые на защиту:

1. Моральные нормы являются разновидностью социальных норм •и могут быть классифицированы по различным формально-логическим основаниям. Они могут быть автономными и гетерономными;

зарождающимися, устойчиво функционирующими и отмирающими; общечеловеческими, групповыми, индивидуальными; проявляющимися на протяжении всей истории человечества, в рамках одной общественно-экономической формации, в течение жизни отдельных людей, ситуативные; моральные нормы, усвоение которых требует изменения мировоззренческих позиций личности, ее основных, базисных потребностей, и моральные нормы, усвоение которых не связано с существенной внутренней перестройкой человека, изменением его потребностей; моральные нормы, усвоение которых проходит главным образом через мышление и эмоциональную сферу личности; моральные нормы самовосстанавливающиеся, самовоспроизводящиеся и моральные нормы существующие, восстанавливающиеся под влиянием главным образом внешних факторов; моральные нормы, которые открыто выражают интересы отдельных людей, отдельных групп населения и нормы, в которых интересы людей, отдельных групп населения выражены косвенно, не очевидно; ретроспективные и перспективные моральные нормы; моральные нормы достижения и избегания; формальные и неформальные; явные и латентные; конкретные и обобщенные до уровня принципов деятельности.

В условиях России к рыночным нормам отношений наиболее быстро и более безболезненно адаптировались лица с более низкой моральной нормативностью. Лица с высокой моральной нормативностью более сложно воспринимали происходящие изменения в обществе, более болезненно отказывались от усвоенных ранее норм поведения.

2. С помощью комплексного применения имеющихся методических средств по диагностике моральной нормативности, а также с помощью адаптации и создания новых, можно с достаточно высокой степенью надежности диагностировать высокий и низкий уровни моральной нормативности у госслужащих. В результате проведенных исследований выявлено, что нередко встречающийся вывод о том, что степень высокой выраженности по результатам применения теста "Семантический дифференциал" понятий-ценностей "моральность - аморальность" (в сырых и стандартных показателях)

не соответствует более высокой моральной нормативности. Это связано с тем, что слишком большой разброс между данными понятиями-ценностями характерен более для эмоционального типа личности, в то время как высокая моральная нормативность более характерна для рационального типа личности. Поэтому в семантическом дифференциале более важную психодиагностическую роль при определении моральной нормативности играют не абсолютные показатели (сырые и стандартные), а относительные - насколько понятие-ценность "моральность" "выше" других соотносительных ценностей. По абсолютным показателям более высокие значения по шкале "моральность - аморальность" получают более эмоциональные лица, а не лица с более высокой моральной нормативностью. Определяющими при выделении лиц с высокой моральной нормативностью по методике семантического дифференциала являются относительные показатели: место понятий-ценностей "моральное -аморальное" (и им подобных) в иерархии стандартизированных ценностей.

3. Высокая и низкая моральная нормативность может быть ситуативно эффективной, уместной и ситуативно неэффективной, неуместной. В том случае, если личность обладает достаточными интеллектуальными способностями для анализа возникающих ситуаций и эмоционально чувствует эти ситуации, она может допустить для себя более низкую моральную нормативность. Если же способности личности для анализа возникающих морально-нравственных ситуаций недостаточно высоки, а эмоциональная сфера личности не позволяет их интуитивно улавливать, для личности более целесообразно не адаптироваться к каждой ситуации вновь, а придерживаться общепринятых норм поведения, гарантируя себе минимальный социальный комфорт, принятие себя другими.

Результаты психодиагностических исследований указали на существование неслучайной, устойчивой взаимосвязи между уровнем выраженности моральной нормативности и интеллектуальными особенностями обследуемых. Более высокая моральная нормативность связана с большей инертностью, ригидностью мыслительных процессов, однако это касается чрезмерно высокой моральной

нормативности (по тесту Кэттелла 9-10 стэнов, более 70 Т-бал-лов шкалы Мп теста MMPI). В силу этого в быстроменяющихся ситуациях морального плана лица с более высокой моральной нормативностью и менее подвижным интеллектом проигрывают лицам с более подвижным мышлением и одновременно невысокой моральной нормативностью.

Менее подвижный, менее динамичный интеллект личности заставляет ее ориентироваться на более стабильные нормы поведения, реже менять эти нормы даже под влиянием требований ситуации, придерживаться большей стабильности и даже консервативности при выборе стратегий своего поведения.

Более высокий уровень знаний, образования статистически чаще связан с более низкой моральной нормативностью. Моральная нормативность выше тогда, когда человек обладает более ограниченными возможностями беспристрастного анализа окружающей действительности, возникающих ситуаций. Моральная нормативность выше тогда, когда она оказывается более действенным фактором успешной адаптации, социализации для данного типа личности. Человек имеет разные механизмы социализации, адаптации, выбирая, нередко бессознательно, наиболее действенные в рамках имеющихся индивидуально-психологических особенностей.

4. Моральная нормативность формируется под влиянием всего жизненного пути человека, всех условий, обстоятельств его развития в соответствии с концепцией кумулятивно-факторных причин.

Выявлено три главных полюса в регулировании поведения людей: моральные, социальные (в том числе и правовые) нормы; эмоциональные переживания, чувства; рациональное осмысление ситуации. Большая часть обследуемых в своем поведении испытывает сильное влияние всех.трех факторов. Но у каждого человека на каждом конкретном этапе развития роль и значимость факторов социального и эмоционального регулирования поведения несколько различна. Эта роль меняется и ситуативно. Так, в стрессовых ситуациях может резко возрастать роль и значимость эмоций, чувств в регулировании поведения людей.

Степень выраженности моральных норм, механизмов регуляции поведения человека может быть рассмотрена как важнейший личностный системообрзующий фактор. В силу этого предложение со-ционики ввести в многокритериальную типологию людей и моральный фактор представляется актуальным, перспективным для развития типологического подхода в теории личности.

5. У каждой личности в зависимости от ее личностно-типо-логических особенностей складываются типологически особенные механизмы смены моральных норм поведения, в рамках этих же типологий, в зависимости от индивидуально-психологических особенностей - индивидуально-неповторимые механизмы, стратегии, стили смены моральных норм поведения. В самом общем виде стратегии смены моральных норм поведения можно классифицировать следующим образом.

а). В зависимости от преимущественной ориентации на сложившуюся или требуемую систему моральных норм - стратегию смены моральных норм поведения "глядя на других" и стратегию смены моральных норм "глядя на ситуацию".

б). В зависимости от степени активности внутренней моральной деятельности - стратегию моральных размышлений, терзаний, переживаний и стратегию копирования моральных норм поведения большинства.

В ситуацях, когда окружающие оказываются более эффективными в предметных видах деятельности в силу интеллектуальных и личностных особенностей, для личности более выгодно, более целесообразно ориентироваться на других при принятии решений. Эта привычка становится достаточно устойчивой, пронизывающей и моральную нормативность человека. Для таких лиц более целесообразно и выгодно сохранять моральную нормативность в системе межличностных отношений, так как самостоятельное изменение ее порой ставит личность в невыгодные ситуации.

Высокая и низкая моральная нормативность является в рамках имеющихся индвидуально-психологических особенностей вынужденной, необходимой для успеха данной личности в типичных условиях жизнедеятельности. На основе имеющихся индивидуаль

но-психологических особенностей, моральной нормативности складываются специфические стратегии, стили поведения. И моральная нормативность, и стили поведения соответствуют индивидуально-психологическим особенностям личности и предопределяются ими.

В процессе исследования выявлено, что руководители чаще относятся к экстравертированному мыслительному типу личности, в то время как среди основной массы лиц такой тип личности не является столь распространенным. При этом руководители порой бессознательно переносят свое понимание процесса смены убеждений, моральных норм поведения на все население. В силу этого данный процесс бывает порой чрезмерно зарационализирован, в то время как эти методы более подходят для влияния на рациональный тип личности.

Понимание, интуитивное чувствование динамики, механизма изменения моральных норм может быть выработано и у экстравер-тированных рациональных типов руководителей, однако для этого нужно время, достаточный опыт успешного практического руководства людьми, понимание психологических проблем, возникающих при этом.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти разделов, заключения, списка литературы и приложений.

Философские и психолого-теоретическиеосновы понимания моральных норм

Современная наука не оставила без внимания такую проблему как процесс формирования моральных норм поведения у людей. Философия, социология, педагогика и другие науки внесли немало в развитие данной проблематики. Философско-социологический уровень решения данной проблемы выступает методологической основой для решения прикладных психологических вопросов в этой области.

Однако методология исследования включает в себя не только общие философские, общенаучные положения, обоснованные при исследовании морали, нравственности, но и методы исследования данного явления.

Методология исследования, если она выбрана грамотно, способна оптимизировать результаты конкретного экспериментально-психодиагностического исследования.

Говоря о моральных нормах, важно изначально определиться в понимании исходных терминов, особенно "мораль" и "норма".

Норма (от лат. norma - руководящее начало, правило, образец) это есть: а) средняя величина, которая характеризует какую-то выборочную совокупность; б) общепризнанное правило, образец поведения или действия. Именно во втором случае мы имеем социальную норму. С помощью таких социальных норм происходит упорядочивание социального взаимодействия людей.

Моральная норма является разновидностью социальных норм.

Социальные нормы могут быть классифицированы по различным формально-логическим основаниям. По степени универсальности они могут быть как универсальными (относятся ко всем личностям данного общества), так и частными (относятся к представителям определенной профессии, или к группе лиц с определенным статусом, ролевыми функциями и др.); по способу существования можно выделить формальные и неформальные социальные нормы поведения; по степени отобоажения, фиксации - устные и письменные; по степени рельефности выраженности - явные и латентные; по степени обобщенности - конкретные образцы действий и принципы деятельности; по модальности - предписания-разрешения и запреты и др.

Социальные нормы, как правило, выступают в качестве элементов нормативных систем. Важнейшими нормативными системами современного общества являются мораль и право.

Помимо этого существуют организационные, научно-технические и иные нормы.

Основная роль, функция социальных норм - регуляция человеческих отношений.

Мораль (от лат. moralis - нравственный, от mos - мн. число mores - обычаи, нравы, поведение) - это один из основных способов нормативной регуляции действий, поведения человека в обществе в исторически конкретных условиях; одновременно мораль выступает как особый вид общественных отношений (моральные отношения). Мораль изучает этика как наука. Однако в настоящее время испытывается острая потребность психологизации знаний в области морали, потребность психологического осмысления механизмов смены моральных норм поведения. Одна этика, увы, не в состоянии ответить на многие фундаментальные для об-ществознания вопросы типа: каков психологический механизм смены моральных норм поведения людей? Как меняются эти нормы при смене общественно-экономических формаций, господствующей идеологии? Каковы основные типы психологических механизмов смены моральных норм поведения людей? Каковы психологические особенности лиц с высокой и низкой моральной нормативностью? и т.д. Не исключено, что именно психология в большей степени в ответе за знания об управлении процессом изменения моральных норм поведения людей.

Мораль выполняет регулятивную, воспитательную, познавательно-отражательную функции. Основная функция морали - регулятивная. Главным элементом при выполнении моралью своей регулятивной функции является норма.

"Нравственная норма является своеобразной "клеточкой" морали, тем "фокусом", через который наиболее концентрированно выражены социальные функции морали как регулятора взаимоотношений между людьми. В ней синтезируются духовная и практическая сторона морали, противоречиво взаимодействуют должное и сущее, сознание и поведение. Именно этой синтезирующей ролью определяется место нравственной нормы в структуре морали как специфическом общественном явлении" (Л.М.Архангельский, 1974, с. 76).

Нравственная норма выступает и как объективное, и как субъективное: как элемент сознания и как элемент нравственной практики.

Моральные нормы выступают неконституционным механизмом регуляции поведения людей, наряду с обычаями, традициями, обрядами и т.д. Обычаи, традиции, обряды испытывают на себе влияние морали, моральных норм поведения. В конечном счете нормы морального поведения отражаются, воплощаются в обычаях, традициях и других устойчивых компонентах общественной психологии. Конечной целью исполнения моральных требований становится установление определенных общественных нравов, их регулирование, развитие.

Общие психологические особенности лиц, предрасположенных к устойчивости и изменчивости моральных норм поведения

Выделив лиц с высокой и низкой моральной нормативностью, получив психодиагностические показатели для данных групп обследуемых, важно их проанализировать и попытаться выявить психологический механизм морального поведения обследуемых. В своем большинстве это госслужащие.

Проанализируем полученные психодиагностические показатели, обращаясь при необходимости к результатам экспертных оценок и к данным, полученными другими методами исследования.

Лица с высокой моральной нормативностью показали чуть более высокую силу личности - 8,6 десятиллей, в то время как лица с низкой моральной нормативностью - 7,5 десятиллей. Хотя в том и другом случае эти результаты выше среднего уровня. Это легко объяснимо, так как объектом исследования стали в целом успешные профессионалы, в своем большинстве имеющие высшее образование.

Специфична взаимосвязь моральной нормативности с уровнем развития интеллектуальных способностей.

Представим полученные результаты графически.

Если это так, то в новых, быстроменяющихся ситуациях более высокие показатели деятельности покажут лица с низкой моральной нормативностью; в стабильных, относительно неизменных - с высокой. Это предположение подтверждено в масштабах страны при переходе общества от одной общественно-экономической системы к другой, а также при решении интеллектуальных тестов. Выполнение формально-логических заданий - новый вид деятельности для обследуемых - лучше осуществляли лица с низкой моральной нормативностью. Они чаще тратили меньшее время на решение интеллектуальных задач. Однако по мере накопления опыта, по мере адаптации к новому виду интеллектуальной деятельности (длительное решение тестов), лица с высокой моральной нормативностью догоняют лиц с низкой моральной нормативностью, в интеллекте которых доминируют метапрограммы рйзлмме в то же время низкая моральная нормативность статистически чаще характерна для лиц с невысокой обязательностью, ответственностью, прилежанием, старанием.

Более высокая моральная нормативность отражает предрасположенности личности к упорству, последовательности, постоянству, шаблонности, стандартности, в том числе и мышления. Лица с более низкой моральной нормативностью более динамичны и в интеллектуальной деятельности.

Лица с более низкими интеллектуальными способностями вынуждены ориентироваться в своих поступках на окружающих, так как стратегия ориентация на других оказывается более эффективной, нежели стратегия самостоятельных решений. В силу этого они заинтересованы в типичной моральной нормативности. В то же время лица с подвижным, быстрым мышлением оказываются в более выигрышном положении, когда они не копируют действия окружающих, а принимают решения самостоятельно. В этом случае они достигают большего в силу более развитых интеллектуальных спо собностей. Для таких лиц менее значима стратегия ориентации на других, для них более выгодна стратегия принятия собственных решений. А эта стратегия предполагает более выраженный индивидуальный, самостоятельный стиль деятельности, меньшую ориентацию на общепринятые нормы, в том числе и в сфере морали. Их стратегии здесь как бы раздваиваются: в сторону высокой (чаще автономные моральные нормы) и низкой моральной нормативности.

Типичная моральная нормативность, ориентация на коллективные виды деятельности, на общепринятые нормы является более выгодной стратегией жизнедеятельности для тех, кто не обладает эффективной индивидуальной стратегией жизнедеятельности, высокими формально-логическими способностями.

Общительность оказалась несколько выше у лиц с высокой моральной нормативностью.

Выше у данной группы лиц оказались и значения по шкале С теста Кэттелла - эмоциональной устойчивости. По-видимому, это не случайно: способность эффективного морального контроля связана и со способностью к эффективному контролю за эмоциональной сферой личности, скорее всего механизм этого однотипен. Он связан с тем, что "Супер-Эго" ("Сверх-Я") контролирует "Эго" ("Я").

Но как это сказывается на деятельности личности? В социальной среде более адаптивны, естественно, личности с адекватной моральной нормативностью. Они в типичных, устоявшихся, общепринятых социальных условиях тратят меньше энергии, действуя в соответствии с выработанными нормами. Лица же с низкой моральной нормативностью не связаны этими моральными нормами, их эмоциональные реакции в силу этого более естественны. И это подтверждает факт, который "проходит" по всем тестам: они тратят на ответы тестов меньшее время.

Проблема коррекции жизненного и профессионального пути личности с целью формирования моральной нормативности

В настоящее время в стране наблюдается явный упадок морали. Лица с более низкой моральной нормативностью порой оказываются в более выигрышном положении по сравнению с лицами с более высокой моральной нормативностью. В 1991 году нами было проведено исследование в группе научных работников (58 человек) . Им задавался вопрос: согласны ли Вы сменить свою профессию и начать торговать? Ответ мог быть дан в формализованной шкале: 1 - нет, ни при каких обстоятельствах 2 - нет 3 - трудно сказать определенно 4 - да 5 - да, без сожалений об имеющейся профессии

По результатам тестирования были выделены три условных группы - с относительно низкой, средней и относительно высокой моральной нормативностью. Этот выбор был сделан на основе данных шкалы G теста Кэттелла. В группу с относительно низкой моральной нормативностью попали лица, получившие по этой шкале менее 5 стэнов, с относительно высокой - более 7 стэнов. Остальные составили промежуточную группу обследуемых. В каждую группу вошло по 19 - 20 человек. Среднее значение по шкале составило 6,2 стэна. Лица, которые готовы были сменить научную деятельность на торговлю, получили в среднем 4,8 стэна, то есть их моральная нормативность, если о ней судить по шкале G теста Кэттелла, была ниже.

В 1996 году была проанализирована участь данных обследуемых. Экспертами оценены достижения этих лиц в жизни по принципу уровня материального благополучия и социального статуса, иных достижений на жизненном пути. Также было выделено три группы - высокий уровень достижений, низкий и промежуточная группа. В группу с низким уровнем достижений вошло 10 человек со средним значением по шкале G - 7, 6 стэнов, в группу с высоким уровнем достижений (12 человек) вошли лица со средним значением по шкале G в 4, 3 стэна.

Большего успеха в жизни добились лица с более низкой моральной нормативностью. Многие из них проявили свои способности в торговле, в посредничестве и т.д.

И если в период первоначального накопления капитала, как учит история, вперед нередко вырываются лица, обладающие не стерильными моральными нормами (нередко это деньги от разбоя, ограбления других народов, мошенничества и др.), то в период развитых товарно-денежных отношений репутация бизнесмена, банкира значит для успеха очень и очень много. В России было традицией купцам биться по рукам. При этом каждый купец считал за большой позор не соблюсти данного слова. Если он обманывал, то плохая молва о нем его попросту разоряла. На Руси издревле говорили, что хорошая молва лежит, а дурная бежит, и купцы всячески старались не допустить этого.

История учит, что после первоначального накопления капитала преимущества в коммерции, в жизненных достижениях имеют лица не с низкими моральными нормами, а умеющие их соблюдать. В современных условиях после периода активного разгосударствле-вания, разворовывания, снижения нравственной нормативности, наступает период, когда не только общественные, но и личные интересы заставляют уходить людей из зоны низкой моральной нормативности.

Однако формирование достаточно динамичной моральной нормативности - это не одноактное решение, это есть процесс, который затрагивает всю жизнь, всю биографию человека.

Полученные результаты оценки жизненных достижений лиц с высокой и низкой моральной нормативностью послужили исходной точкой для анализа взаимосвязи достижений личности на жизненном пути, ее психобиографических особенностей и уровня моральной нормативности.

Высоким уровень моральной нормативности считался у лиц, которые по шкале G теста Кэттелла получили более 6 стэнов и одновременно по шкале Мп теста MMPI более 65 Т-баллов. Таковых было 128 человек.

Низкий уровень моральной нормативности считался, если по шкале G теста Кэттелла получено менее 5 стэнов и одновременно по шкале Мп теста MMPI менее 45 Т-баллов. Таковых было 132 человека.

Для анализа процесса формирования моральной нормативности на протяжении жизненного пути был использован методический подход, предложенный Конюховым Н.И. (1996). Суть его заключается в том, что лица с высокой и низкой моральной нормативностью заполнили формализованную биографическую анкету. По каждому пункту биографической анкеты было получено распределение лиц с высокой и низкой моральной нормативностью. Соотнесение тех или иных биографических параметров с таблицами распределений, процентными зависимостями позволяет проследить статистическую взаимосвязь стандартных биографических событий с той или иной тенденцией формирования моральной нормативности. И этот подход открывает возможность для углубленного анализа процесса формирования моральной нормативности на протяжении жизненного пути личности.

Психологические особенности функционирования моральной нормативности у госслужащих различных личностных типов и их использование в интересах руководства людьми

Поведение личности в ситуации морального выбора типизировано, в поведении человека можно выделить ту или иную тенденцию в его отношении к существующим моральным нормам. М.И.Боб-нева отмечает: "Выделение типов нормативного поведения и тенденций реализации не разнородных и разнокачественных нормативных ответов, а ответов, укладывающихся в общие схемы того или иного типа, мы считаем одним из основных экспериментальных результатов данного исследования. То, что поведение испытуемых строится по тому или иному определенному типу, что в поведении всегда можно выделить ту или иную тенденцию следования типу (даже при наличии у одного и того же испытуемого нескольких тенденций), мы считаем показателем внутренней закономерности нормативного поведения, осуществляемого данной личностью, проявлением связности поведения, его устойчивости, консистентнос-ти, что, по сути дела, является проявлением связности, устойчивости, консистентности личности и отображением ее свойств и особенностей на поведенческом уровне" (с.307).

Психологический механизм смены моральных норм поведения связан с типом личности и взаимодействует с социально-психологическим и социальным механизмами.

Социально-психологический механизм по-разному действует на различные типы личностей. У лиц, .склонных к внушению, подражанию, моральные нормы формируются под решающим влиянием окружающих, социально-психологического механизма формирования, изменения моральных норм поведения. У лиц, не склонных к внушению, подражанию, решающим фактором изменения их моральных норм поведения являет психологический механизм смены моральных норм.

Сам психологический механизм смены моральных норм поведения неоднороден, по сути дела можно говорить о несколько иных психологических механизмах смены норм поведения у лиц, относящихся к различным типам личностей. Рациональный тип личности свои моральные нормы формирует и изменяет под влиянием размышления, анализа, соотнесения фактов, результатов наблюдений. Для такого типа личности достаточно понять, что старые нормы поведения отжили (или отживают) и что на смену им приходят новые нормы. Этого бывает достаточно для изменения своих, личностных норм морального поведения.

Для эмоционального типа личности важно личное эмоциональное состояние, эмоциональное отношение к имеющимся нормам поведения. Хотя любая эмоциональная личность очень чутко реагирует и на изменение эмоционального отношения окружающих к старым нормам поведения. На этой основе изменение своего эмоционального отношения к тем или иным нормам происходит быстрее: здесь помогают психологические механизмы заражения, подражания, которые более выражены у эмоционального типа личности. С помощью этих механизмов такие лица быстрее вырабатывают положительное, эмоциональное отношение к новым моральным нормам поведения.

Специфичен механизм смены моральных норм поведения у экстра- и интровертов. Для экстравертов важно понять, что окружающие изменили свое поведение, что успех в деятельности возможен на основе новых норм поведения. И этого бывает достаточно для того, чтобы изменить свои нормы поведения. К.Юнг в свое время писал об экстравертах: "Моральные законы деятельности совпадают с соответствующими требованиями общества и соответственно с общепризнанным моральным воззрением. Будь общепризнанное моральное воззрение иным, - и субъективные линии морального поведения были бы иными, причем в общей картине психологического habitus"a ничего не изменилось бы. Но такая строгая обусловленность объективными факторами отнюдь не свидетельствует о полном или даже идеальном приспособлении к условиям жизни вообще, как это могло бы показаться" (Юнг К., 1995, с.407).

Для интровертов важно внутренне осознать необходимость смены сформировавшихся норм поведения. Без этого самоосознания интроверт будет мучиться, терзаться между рассогласованием личностных и групповых норм поведения. На этой основе бывают немалые личностные трагедии, но изменить самому себе, начать действовать не в соответствии со своими убеждениями для интроверта мучительно и губительно в личностном плане.

Нами были исследованы экстра- и интровертированные личности, ранее входившие в КПСС. В 1998 году они оценили силу своих внутренних, душевных переживаний по поводу распада КПСС и поведения своих товарищей, которые вошли в бизнес, вышли из партии и т.д. Наиболее нетерпимую позицию к ним, наименьшее изменение своих взглядов пережили интроверты. Однако, это они высказывают не всегда и далеко не всем.

Похожие диссертации на Личностно-психологические основы устойчивости и изменчивости моральных норм поведения госслужащих