Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Исследование творческой стратегии поведения тренеров по спорту Кваснюк Леонид Яковлевич

Исследование творческой стратегии поведения тренеров по спорту
<
Исследование творческой стратегии поведения тренеров по спорту Исследование творческой стратегии поведения тренеров по спорту Исследование творческой стратегии поведения тренеров по спорту Исследование творческой стратегии поведения тренеров по спорту Исследование творческой стратегии поведения тренеров по спорту Исследование творческой стратегии поведения тренеров по спорту Исследование творческой стратегии поведения тренеров по спорту Исследование творческой стратегии поведения тренеров по спорту Исследование творческой стратегии поведения тренеров по спорту Исследование творческой стратегии поведения тренеров по спорту Исследование творческой стратегии поведения тренеров по спорту Исследование творческой стратегии поведения тренеров по спорту
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кваснюк Леонид Яковлевич. Исследование творческой стратегии поведения тренеров по спорту : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 : СПб., 1997 186 c. РГБ ОД, 61:98-19/34-3

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Проблема творчества в психологической науке 11

1.1 Основные подходы к исследованию творчества 11

1.1.1. Этапы развития психологии творчества 11

1.1.2. Природа и сущность творческого процесса 14

1.1.3. Фазы и внутренние механизмы творческого процесса 24

1.2. Познавательные характеристики и креативность как основание (факторы) творческого процесса 28

1.2.1. Креативность и интеллект в творческой деятельности 30

1.2.2. Креативность и мышление в творческой деятельности 35

1.2.3. Креативность и другие познавательные характеристики в творческой деятельности 45

1.3. Деятельность тренера по спорту как творческий процесс, репродуктивная и творческая стратегии его деятельности 50

Резюме 62

ГЛАВА 2. Организация и методы исследования познавательных характеристик, стратегий поведения и показателей деятельности 67

2.1. Задачи и организация исследования 67

2.2. Методы исследования 70

2.2.1. Методики исследования познавательных характеристик и креативности 71

2.2.2. Методики исследования стратегий поведения, проявляемых в профессиональной деятельности 77

2.2.3. Методики исследования успешности тренерской деятельности и уровня адаптированное в ней 80

2.2.4. Методы статистической обработки результатов 82

ГЛАВА 3. Результаты экспериментального исследования познавательных характеристик, стратегий поведения и показателей деятельности в их взаимосвязях 86

3.1. Проявления вариативной-стереотипной и репродуктивной-творческой стратегий поведения 88

3.2. Креативность как фактор формирования творческой стратегии в деятельности 95

3.3. Когнитивная обусловленность уровня креативности и проявления творчества 99

3.4. Творческая стратегия поведения как фактор успешности профессиональной деятельности и адаптированности в ней..-. 112

3.4.1. Взаимосвязь показателей успешности деятельности и адаптированности в ней 113

3.4.2. Репродуктивная-творческая стратегии поведения и успешность деятельности 118

3.4.3. Репродуктивная-творческая стратегии поведения и профессиональная адаптированность 123

3.5. Когнитивная обусловленность успешности профессиональной деятельности и адаптированности в ней 128

3.5.1. Познавательные характеристики и показатели деятельности 128

3.5.2. Креативность и показатели деятельности 130

3.6. Особенности соотношения креативности и других познавательных характеристик в развитии творческой

стратегии поведения 132

3.7. Резюме 136

CLASS ГЛАВА 4. Обсуждение экспериментальных данных 14 CLASS 2

4.1. Обусловленность уровня репродуктивной-творческой стратегии поведения познавательными характеристиками и уровнем креативности 144

4.2. Репродуктивная-творческая стратегии поведения как фактор успешности деятельности и профессиональной адаптированности 148

Выводы .о 152

Список литературы 155

Приложения 171

Введение к работе

Данная работа посвящена исследованию психологической обусловленности репродуктивной - творческой стратегии целенаправленного и социально значимого поведения человека. Исследовательской моделью такого поведения избрана сложная по структуре и многоаспектная по функциям и содержанию профессиональная педагогическая деятельность тренеров по игровым видам спорта.

Проблема репродуктивной деятельности и проявления

творчества, импровизации в ней в связи с включенностью ее субъекта в множественные структуры и отношения внешних и внутренних условий этой деятельности представляется теоретически и практически важной, но мало и не систематически изученной в психологии проблемой.

Склонность человека осознанно или интуитивно предпочитать репродуктивный или творческий подход в любом целевом поведении, в том числе и конкретной деятельности, может изучаться как феномен, детерминированный индивидуально-психологическими особенностями субъекта поведения и прежде всего его познавательными характеристиками, и как феномен, детерминирующий эффективность поведения. Особая роль, при этом, принадлежит такой когнитивной особенности как креативность. Репродуктивность - творчество поведения может изучаться как процесс психической организации этого поведения и как наблюдаемый формальный оценочный параметр этого поведения.

Творческий подход предполагает значительно выраженное проявление вариативности в деятельности, которая по данным А.Е. Пев-знера (1997) оказывает положительное влияние как на ее результат,

так и на уровень адаптированности в ней. Однако остается не выясненным вопрос о "происхождении" вариативного поведения. Оно может быть результатом проявления творчества, но может быть объяснено и тем, что человек во-первых обладает большим количеством наработанных в процессе обучения и приобретения опыта готовых схем поведения (в виде умений), и во-вторых - широко использует их. Другими словами, в психологии пока не до конца оттенена роль творчества в вариативном поведении.

В контексте данного исследования понятия поведения и деятельности часто взаимозаменяемы, поскольку в научной литературе и словарях деятельность определяется и рассматривается как высший уровень поведения (например: Платонов К. К., 1982, с.99).

Значение изучаемых в работе познавательных характеристик и креативности в обеспечении творческой стратегии, как показал анализ научной литературы, пока не является до конца определенными. Однако весьма важной и совершенно не изученной стороной данной проблемы остается вопрос о соотношении познавательных характеристик и креативности.

Результат сложной деятельности зависит, с одной стороны, от способности субъекта учитывать все многообразие и динамичность объектов и условий, внутренних и внешних факторов деятельности, а с другой стороны, - от его способности дифференцировать факторы, определяющие ее успешность. Он должен обладать набором стандартных схем и способов решения различных ситуаций, и, в то же время он должен сам по ходу деятельности создавать эти схемы проявлять творчество. Репродуктивное поведение имеет свою позитивную, стабилизирующую деятельность, роль. Но она же может и ограничивать успешность деятельности. Вопрос о значении той или иной стратегии с позиций оценки ее влияния на успешность и на

уровень адаптированное субъекта в деятельности также не является до конца изученным.

Недостаточная разработанность и сложность проблем творчества и креативности требует хотя бы рабочего их определения, а также разведения этих понятий. Творчество в психологии чаще всего трактуется как «...деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей» (Краткий психологический словарь, 1985, с. 351). Креативность рассматривается как совокупность когнитивных качеств личности (или как самостоятельное, феноменальное качество), способствующих проявлению творчества. Творчество является характеристкой субъекта деятельности, креативность - личности. Креативность - это, лишь возможность проявления творчества, лучше сказать - потенциальное творчество.

Следует сразу отметить, что методик удовлетворяющих научные требования для исследование творчества нет. Тем боле, что Проявление творчества может носить парциальный характер. Поэтому применялась не одна, а несколько методик. И только обобщенный показатель проявления творческой стратегии использовался в корреляционном анализе. Но главное, что этот обобщенный показатель явился инструментом разделения всех испытуемых на «творческих» и «нетворческих». Создание универсальной методики изучения творчества явилось бы предметом специального исследования.

Цель исследования. С помощью установления характера взаимосвязей между показателями: совокупности познавательных характеристик, креативности, уровня проявления творческой стратегии в деятельности, а также показателями самой деятельности (успешности и адаптированности), определить значение познавательных характеристик и креативности в формировании и проявлении

творческого подхода в профессиональной деятельности с учетом его
й эффективности.

Предметом исследования являются когнитивная детермини
рованность творческой стратегии поведения, которая на уровне
деятельности проявляются как вариативность и оригинальность
решения профессиональных задач, а также эффективность творческого
подхода в деятельности, которая выступает и как успешность этой
деятельности
f и как высокий уровень профессиональной

адаптированное.

Общая гипотеза исследования заключалась в предположении о
'# том, что существует совокупность индивидуально-психологических

особенностей познавательной сферы личности (познавательных характеристик), которые в интегральном виде предопределяют высокий уровень креативности, который в свою очередь определяет склонность к выбору одной из двух стратегий поведения: репродуктивной или творческой, и что ярко выраженное проявление одной из стратегий, при ее реализации, определяет успешность как профессиональной адаптации, так и самой деятельности.

Задачи исследования вытекали из цели и гипотезы исследования.
ф Они приводятся во второй главе, но сводились они к поиску ответов на

следующие вопросы:

  1. Какие познавательные характеристики личности оказывают влияние на уровень проявления творчества в профессиональной деятельности ?

  2. Каков характер соотношения креативности с другими познавательными характеристиками ?

3. Какова роль креативности в формировании и проявлении
* творческой стратегии поведения ?

  1. Обуславливают ли, а если да, то в какой мере, особенности соотношения, креативности с другими познавательными характеристиками уровень творчества в деятельности ?

  2. В какой мере проявление творчества определяет реализацию вариативной стратегии поведения ?

  3. Какова роль творческой стратегии в плане её влияния на успешность деятельности и адаптированное в ней ?

  4. В каком отношении находятся показатели профессиональной деятельности: успешности и адаптированности ?

В качестве объекта исследования рассматривались особенности психологической организации поведения с имманентно высоким уровнем сложности психологической структуры, функций и внешних условий его осуществления. Контингент испытуемых состоял из 42 тренеров-мужчин в возрасте 23-58 лет по игровым видам спорта (волейбол, баскетбол, гандбол) детско-юношеских спортивных школ.

Теоретико-методологической основой работы послужили современные психологические теории деятельности и индивидуальности: Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, Е.А. Климова, А. Н. Леонтьева, В. С. Мерлина, К.К. Платонова, Г. В. Суходольского, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова.

Достоверность полученных данных обеспечивается точностью, надежностью и валидностью применяемых в исследовании методик, статистической обработкой данных в соответствии с установленными для научных исследований требованиями, репрезентативностью выборки испытуемых в количественном и качественном отношении.

Апробация исследования: основной теоретический материал и результаты экспериментального исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры психологии СПбГАФК им.П.Ф.Лесгафта, аспирантском семинаре и научной конференции этой кафедры. Полученные данные включены в программу преподавания

психологии для студентов и на факультете повышения квалификации тренеров СПбГАФК им.П.Ф.Лесгафта. Положения выносимые на зашиту:

  1. Творческая стратегия поведения обусловлена совокупным действием внешних факторов, в качестве которых выступают специфические условия и требования деятельности, на уровне которой эта стратегия изучается.

  2. Высокий уровень креативности как психической функции интегрально представляющей комплекс познавательных характеристик личности обуславливает успешность воспитательной и оздоровительной деятельности тренера, его профессиональную компетентность.

3. Творческая стратегия поведения обусловлена рядом познавательных характеристик, часть из которых положительно влияет на творчество благодаря креативности. На уровне деятельности преимущество данной стратегии проявляется в образовательном и соревновательном ее эффектах.

Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, 4 глав,

выводов, списка литературы и приложений. Основной материал диссертации изложен на 170 страницах. Материал представлен в 14 таблицах, 6 рисунках. Библиография включает 200 наименований, в том числе 20 на иностранном языке.

Основные подходы к исследованию творчества

Психология творчества является одной из самых актуальных проблем в психологической науке. Постижение тайны творческого процесса, понимание природы творчества, возможностей формирования творческой личности - эти вопросы интересовали различных исследователей с 19-го столетия до наших дней.

Несмотря на значительную актуальность, интерес многих ученых к данной проблеме, психология творчества остается по сей день наименее разработанной областью.

Психология творчества прошла сложный исторический путь: от синкретического, описательного знания - через бурное развитие эксперимента и разработку отдельных сторон творческого процесса - к системному анализу фаз и внутренних механизмов творчества.

Каждый этап характеризуется различиями в преобладающем типе научного знания, разными методами исследования и интерпретации материала (Лук А. Н.,1979; Ребеко Т. А.,1987; Пономарев Я. А.,1991 и ДР) На 1 этапе (конец 19-го - начало 20-го в.) преобладает синкретичность, созерцательный тип психологического познания. Среди исследователей творчества этого периода - Т. Рибо (1901), Энгельмайер (1910) и т.д.. Знания о творчестве еще не определены, не приобрели самостоятельный статус. Творчество исследуется в основном через изучение биографий и обстоятельств открытий, совершенных великими людьми. Используются данные самоанализа ученых, их рассказы о собственной деятельности, что являлось традицией, идущей еще от Чарльза Дарвина. Делаются попытки изучения различных факторов творчества - способностей, черт характера, особенностей восприятия, интеллекта. Прослеживаются фазы творческого процесса, выделяются признаки гениальности. Само понятие "творчество" определяется либо через некоторые его характеристики, либо через результат деятельности. На данном этапе еще не были разработаны методы проникновения в сущность творчества.

2 этап (середина 20-го в.) связан с развитием экспериментальной психологии. Он характеризуется эмпирическим типом знания. Социальный заказ, вызванный бурным ростом науки и техники, потребностью в стимуляции творческой активности, отборе кадров, в управлении коллективным творчеством, порождает множество конкретных исследований. Объектом исследования становится обычный человек. Но при этом теория как бы не успевает удовлетворять запросы практики. Несмотря на использование многообразных экспериментальных методов, интервью, тестов, изучаются лишь отдельные стороны и проявления творчества. Как пишет А. Н. Лук, (1979), имели место два направления в методах исследования творчества: модельные эксперименты и изучение психологических особенностей творческой личности. Оба эти направления, несмотря на их прогрессивное значение в развитии психологии творчества, имеют ряд существенных недостатков. В модельных экспериментах испытуемый, как правило, решает уже готовую задачу, ему заранее сообщается, что у задачи уже имеется решение. Однако при этом остается неисследованным один из важнейших компонентов творчества - умение выделять, ставить проблемы. Кроме того, вывод, полученный в экспериментальной ситуации, не всегда можно распространить на процессы, происходящие в реальной жизни. Выявление личностных черт, присущих одаренной личности, также не дает "проникновения в интимные механизмы творческого процесса" (Лук А. Н., 1979, стр.4). Еще одна сложность заключается в неадекватности сопоставления личностных черт зрелого человека и одаренного ребенка или подростка. Таким образом, при изобилии работ на данном этапе наблюдается бессистемность, отсутствие единой психологической теории. Вопрос о сущности творчества подменяется вопросом о его условиях, проявлениях.

3 этап - современное состояние психологии творчества. На этом этапе творчество определяется как система, имеющая уровневую структурную организацию, обладающая полифункциональностью. В центре исследований - внутренние механизмы творчества, создание адекватных моделей творческого процесса. Центральной категорией становится "взаимодействие" (Пономарев Я, А.,1991), включающее в себя категорию "деятельность". Совершенствуются методы обобщения и интерпретации. Творчество понимается не только как процесс создания нового, но и как форма развития личности, общества в целом. Однако системное понимание творчества существует скорее как тенденция, направление, а не как научная парадигма.

Методики исследования познавательных характеристик и креативности

Существует множество определений самого понятия "творчество", различны подходы к пониманию предмета психологии творчества, внутренних механизмов и закономерностей, структурных составляющих творческого процесса.

В психологической науке существует множество подходов к исследованию творчества, базирующихся на различных определениях творческого процесса. По-видимому, это обусловлено многоаспектностью и многограностью творчества, сложностью его описания на "языке логики", научного анализа.

В изучении творчества наиболее четко выделяются два подхода -деятельностный, изучающий специфику творчества как деятельности, заключающейся в создании нового, оригинального продукта, и личностный, определяющий творчество как одно из свойств личности или как процесс, обусловленный системой личностных свойств, прежде всего способностями, а иногда и сводимый к ним.

В рамках деятельностного подхода исследуются различные аспекты творческой деятельности. В широком понимании это деятельность человека по преобразованию мира, имеющая социальный характер. В более узком смысле - деятельность по производству нового, в ее отличии от стереотипной, репродуктивной деятельности. Изучается специфика творческого продукта, условия, средства, цели, мотивация творческой деятельности. Исследуются психические новообразования, появляющиеся в процессе продуктивной деятельности. Также в рамках этого подхода может рассматриваться познание как специфическая деятельность, направленная на решение задач.

Так, в современной психологии наиболее традиционным является определение творчества через деятельность, либо через ее продукт, результат. Так, Я. А. Пономарев (1976) говорит о творчестве как о процессе создания нового, оригинального. А. Т. Шумилин (1989) определяет творчество как "высшую форму деятельности человека" (стр.5). Многие исследователи отмечают, что творческая деятельность - специфическая, отличительная особенность человека, его "родовая сущность и родовой признак" (Шумилин А. Т., 1989, стр.6). Л. В. Яценко (1992) определяет творчество как трудовую деятельность, присущую собственно человеку, воплощающую в себе сверхактивное отношение к миру, направленное на преобразование действительности. По его мнению, творческий процесс складывается в результате взаимодействия живого и прошлого труда. В основе творчества лежит диалектика опредмечивания и распредмечивания, творчество воплощается в продукте, принадлежащем миру техники, духовной культуры, но субъективируется в форме возрастающих деятельностных сил.

Многими отечественными исследователями: А. Н. Луком (1979), В. А. Моляко (1978) и др. подчеркивается социальная природа творчества, направленность творческой деятельности на удовлетворение социально значимых потребностей. Творчество понимается также как форма качественного развития общества, культуры в целом (Буш Г.Я., 1992).

В рамках деятельностного подхода основными критериями творчества становятся либо новизна, оригинальность продукта, либо продуктивность и нестандартность самого процесса творческой деятельности. При этом в психологии творчества нет единого понимания категории «новизна». Так, А. Г. Шумилин (1989) различает «существенно новое» - объективно возникающее впервые, не имеющее аналогов в предыдущем, изменяющее качество вещи или системы, и «субъективно новое» - то, что уже существует, но является новым только для отдельного субъекта. Таким образом, новизна, по А. Т. Шумилину, может иметь четыре уровня: новое только для его создателя (субъективно новое); новое для группы людей (локально новое); для страны, географического региона ( регионально новое); для всего человечества (объективно новое). Автор также выделяет различные виды предмета новизны - ценности, вещи, способы деятельности, технологии, орудия, программы и т. д.. По степени выраженности компонента новизны автор подразделяет человеческую деятельность на 4 типа: и 1. Стереотипная деятельность. Ее результатом является повторение уже существующего, известного. 2. Стереотипная деятельность, результат которой - полученное при помощи- уже известных способов новое. 3. Оригинальная деятельность. Результат -новый продукт (творчество 1 типа). 4. Оригинальная деятельность. Результат - создание уже существующего, например, искусственный синтез белков. (Творчество 2 типа).

Проявления вариативной-стереотипной и репродуктивной-творческой стратегий поведения

Методики исследования познавательных характеристик и креативности. Познавательные характеристики изучались с помощью методик широко известных и широко применяемых в психологии.

1. Память, а) Исследование оперативной памяти осуществлялось с помощью методики опубликованной в книге Марищук В.Л. и др. "Методики психодиагностики в спорте" (1990, с. 166). Испытуемым предлагалось на слух 5 цифр, из которых нужно складывать каждое предшествующее число с последующим, записывая полученные суммы.

б) Непроизвольная память изучалась с помощью методики "Слова среднего рода", где испытуемые получив по инструкции задание за поминать только слова среднего рода, должны были воспроизвести все слова кроме слов среднего рода(Практические занятия по психологии, 1989, с.Ю.).

в) Быстрота воспроизведения определялось с помощью широко применяемой методики исследования кратковременной, слуховой памяти ("Практические занятия по психологии", 1989,с.10.). Предлагалось запомнить и воспроизвести 12 существительных в трех сериях опытов. При этом засекалось время воспроизведения 8 слов. Высчитывалась средняя арифметическая по сериям.

г) Изучалось число слов известных испытуемому по смыслу -пассивный словарь. Для этого в специальной анкете, представляющей собой перечень из 26 слов (Приложение 1). Тренеры должны были в специальной графе вписать синонимы или значения каждого слова. Активный словарь определялся числом слов отмеченных в этой анкете как употребляемые (знаком "+"). Высчитывался процент от показателя пассивного словаря.

д) По числу верных ответов на 30 вопросов позаимствованных из популярной талевизионной игры «Счастливый случай» определялась общая осведомленность испытуемых (Приложение 2).

2. Воображение, а) С помощью широко известного проективного теста "Несуществующее животное" определялось творческое воображение. Для этого, эксперты (выпускники художественного института имени И. Репина в количестве 4 человек) определяли оригинальность рисунка (по 5-ти бальной системе) и его название (по 3 х бальной).

б) Пространственное воображение изучалось с помощью восьмого субтеста методики Амтхауэра. Подробный материал о субтестах этой методики помещен в приложении (Приложение 3).

3. Мышление, а) Нешаблонность мышления изучалась при помощи методики П. Я. Гальперина, В. Л. Данилова (1980), в которой испытуемо му предлагалось 10 задач имеющих нестандартные способы решения. Показатели нешаблонности мышления служило число решенных задач.

б) Интуитивное мышление изучалось с помощью методики опубликованной Л. Л. Гуровой, Э. А. Мирошхиной, Н. И. Поливаной (1974, с. 46). Сущность данной методики в стимуляции интуитивных решений задач с неполной исходной информацией посредством постепенного добавления информации малыми порциями, чтобы можно было проследить становление интуитивных решений. Испытуемый получает предложение с прочерками букв во всех словах, кроме имен собственных. Кроме того, одно из слов предложения зашифровано в виде анаграммы. Анаграмма единственный элемент задачи, помимо имен собственных, который содержит полный буквенный набор искомого слова, т.о., в случае ее решения, может дать ключ ко всей фразе. Показателем уровня проявления интуитивного мышления послужило среднее время затраченное на решение одной задачи.

в) Вербальное мышление изучалось с помощью первого субтеста широко известной методики на интеллект Д. Векслера.

г) При изучении оперативного мышления использовалась методика "Компас" ( В. Л. Марищук и др. ,1990, с. 147). Испытуемым предлагалось 25 вариантов задач, где необходимо определить направление стрелки компаса.

д) Быстрота мышления изучалась при помощи методики "Часы", (В. Л. Марищук и др., 1990, с. 147). Испытуемому предлагалось определить, сколько времени будет через какой-то промежуток времени. Показателем быстроты мышления явилось число решенных задач за 8 минут.

е) Уровень обобщения определялся с помощью второго субтеста методики на интеллект Амтхауэра. Подробнее об отдельных субтестах этой методики - в приложении 3.

ж) С помощью третьего субтеста этой методики изучалась следующая познавательная характеристика - установление логических связей.

з) И с помощью четвертого субтеста этой методики определялся уровень выявления существенных признаков в процессе мышления.

и) С помощью методики А. Ф. Кудряшева (1992) изучалась оригинальность мышления. Ее показателем явился процент числа решенных нестандартных событийно-логических задач.

4. Показатели внимания - а) сосредоточенность, б) устойчивость и в) распределенность определялись с помощью широко применяемой методики исследования внимания «Корректурная проба - кольца Ландольта» ("Практические занятия по психологии", 1989, с. 12.).

Обусловленность уровня репродуктивной-творческой стратегии поведения познавательными характеристиками и уровнем креативности

В качестве оценки успешности профессиональной деятельности тренеров используются различные критерии: а) прямые показатели -занятые места в соревнованиях, количество подготовленных спортсменов, отсев занимающихся, результаты профессиональной аттестации на тренерские категории; б) косвенные показатели - оценки успешности различных аспектов деятельности и деятельности в целом (Станиславская И. Г., 1994; Певзнер А. Е., 1996).

Для решения задач данного исследования был выбран метод экспертных оценок успешности тренерской деятельности. Предпочтение такого выбора достаточно полно отражено в работе А. Е. Певзнера (1996). Он приводит три аргумента. Прямые номинально определяемые результаты спортивной деятельности зависят не только от профессиональных качеств тренера, но и от множества других факторов, исключить влияние которых не представляется возможным. Это во-первых. Во-вторых - период экспериментального исследования достаточен для изучения, но ограничивает возможность ошибок в интерпретации критериев успешности деятельности тренеров полученных в результате давнего действия специфических факторов, таких как существенные различия их педагогического стажа и опыта, существенные различий в сроках подготовки и классе команд и других обстоятельств. И в третьих - выбранные нами критерии позволяют отразить наиболее полно существенные стороны педагогической работы тренера по отношению к формированию и развитию каждого спортсмена, его воспитательную, образовательную, оздоровительную и СПОРТИВНУЮ составляющие.

Успешность профессиональной деятельности тренеров определялась с помощью специально разработанной «Шкалы успешности» (Приложение 5), состоящей из 4 подшкал, позволяющих измерять эффекты учебно-тренировочного процесса за любой предшествующий период (недели, месяцы, тренировочные периоды).

Важным показателем успешности профессиональной деятельности тренера является отношение к нему спортсменов.

Для диагностики отношения спортсменов к тренеру применялась Шкала "Тренер-спортсмен" (Ю. Л. Ханин, А. В. Стамбулов, 1989). С помощью данной методики определялись: гностический. эмоциональный и поведенческий компоненты отношения, а также обобщенный показатель отношений спортсмена к тренеру (таким образом, определялись показатели компетентности, эмпатии и сотрудничества, а также авторитетности).

В соответствии с задачами исследования применялись методы изучения уровня профессиональной адаптированное.

Концептуально адаптация может рассматриваться как процесс, как состояние, как свойство. Эти концепты различаются соответственно как адаптация, адаптированность, адаптивность (Николаев А. Н., 1984). В соответствии с поставленными задачами нами изучалась адаптация и адаптированность.

В части исследования профессиональной адаптации для нас представляют интерес такие характеристики адаптивной активности как: а) объем ориентировочно-подготовительной деятельности тренера к конкретным учебно-тренировочным занятиям по затратам времени и усилий - с одной стороны, и б) объем затрат времени и усилий для компенсаторной деятельности (коррекция ошибок, восполнение недоработок, следствий не вовремя или не верно принятых решений, т.п.), - с другой стороны.

Уровень выраженности и соотношения ориентировочной и компенсаторной стратегий специфической профессиональной адаптации определялся с помощью методики разработанной А. Е. Певзнером (1996, Приложение 6).

Исследование уровня адаптированности так же осуществлялось с помощью методики предложенной А. Е. Певзнером (1996). С ее помощью изучались три компонента адаптированности тренеров, которые субъективно отражают следующие показатели: уровень соответствия целей и результатов деятельности; уровень стрессогенности деятельности: уровень удовлетворенности профессиональной деятельностью (Приложение 7).

Похожие диссертации на Исследование творческой стратегии поведения тренеров по спорту