Содержание к диссертации
Введение
Глава I Общеметодологические принципы и проблемы акмеологии и их роль в выделении ее предмета 19-54
CLASS Глава II. Специальные методологические принципы акмеологии, методологическая модель определения предмета исследования акм,еологии 55-8 CLASS 0
Глава III Методологические проблемы, задачи и смысловая содержательная связь основных понятий акмеологии 81-93
Глава IV Стратегии акмеологического исследования 94-119
Заключение 120-129
Список использованной литературы 130-145
- Общеметодологические принципы и проблемы акмеологии и их роль в выделении ее предмета
- Специальные методологические принципы акмеологии, методологическая модель определения предмета исследования акм,еологии
- Методологические проблемы, задачи и смысловая содержательная связь основных понятий акмеологии
- Стратегии акмеологического исследования
Введение к работе
Актуальность проблемы исследования. Мировоззренческие идеи акмеологии о совершенствовании человека, полноте его самореализации в жизни и деятельности, его творческой сущности исторически древни. Однако Новое время связывает представление о прогрессе с развитием социума, с его оптимальной организацией. XX век обнаруживает тенденции "переброса" всех социальных процессов, противоречий, решений на индивидуальный уровень.
В современном российском обществе после длительного периода недооценки роли личности в обществе не только признается ее существование как единицы общества, но и ее роль как одного из факторов противовеса кризисным, стихийным, неупорядоченным социальным и экономическим процессам, как условие прогресса, цивилизованности общества. Социальная ситуация из жестко заданной превратилась в неопределенную, непрограммируемую. Перед личностью в жизни и профессии встали сложные проблемы, для которых нет готовых решений. Соответствующим этому состоянию общества должен быть не только высококвалифицированный профессионал, но человек, способный действовать в условиях высокой неопределенности, трудностей, риска, способный думать, маневрировать, сохраняя свое лицо, позицию, уверенность - тип, противоположный исполнителю. Именно в столь острой социальной ситуации возникла акмеология как наука о ценности личности, о ее совершенствовании и способности оптимально, конструктивно осуществлять свою профессиональную деятельность, социальную роль, жить полноценной жизнью.
Стремительное развитие акмеологии побуждалось идущими навстречу друг другу направлениями - указанным социальным запросом, теоретическими идеями о вершинах и достижениях личности в ее жизненном пути и практикой решения профессиональных, кадровых
проблем общества во всех его сферах. В современной акмеологии встала глобальная проблема поиска соразмерности социальных и жизненных изменений личностным свойствам человека (А.А.Бодалев, А.А.Деркач). В этих целях акмеология сумела оперативно использовать общеметодологические принципы гуманитарного знания, вызревшие в других науках, обозначила совокупность проблем своей теории, разработала практику и внедрилась своими результатами в социальные процессы оптимизации самых различных сфер российского общества -образования, воспитания, управления, государственной службы, менеджмента. Эта оригинальность научного и организационного способа становления, комплексность, связанная с близостью предмета таких наук, как психология, педагогика и другие, порождают потребность эксплицировать те методологические принципы, на которых она базировалась и те, которые стали конкретными способами определения ее предмета. В структуру методологии акмеологии включаются и методологические проблемы, так как в них воплощены противоречия ее развития и определения ее предмета. Наконец, методология, выполняя прогнозирующую функцию, выявляет методологические задачи, не только решенные, но и предстоящие.
Таким образом, актуальность данного исследования состоит в репрезентации методологии акмеологии, в определении ее проблемного пространства в человекознании, тенденций и координат этого пространства, в раскрытии ее разных функций и прежде всего функции определения предмета исследования и системы основных понятий. Решение этой задачи требует исследования и выявления специфического именно для акмеологии содержания и смысла методологических принципов и способов проектирования их системы. Задача репрезентации методологии акмеологии особенно актуальна, во-первых, поскольку критика марксизма, в частности психологами, привела к ревизии
методологии вообще, как якобы основного препятствия на пути развития науки. Во-вторых, в силу близости акмеологии ряду других наук высказываются сомнения в самостоятельности ее предмета исследования, предпринимаются попытки превратить ее в чисто прикладное знание. Воссоздание системы ее методологии - основное доказательство ее самостоятельности, оригинальности, научной и социальной ценности.
Состояние научной разработанности проблемы исследования. Методология акмеологии имеет историко-философские, ценностно-культурные, психологические предпосылки, опираясь на совокупность идей о ценности человека, его духовного мира, способности к творчеству и самосовершенствованию. Важным этапом развития акмеологических идей был переход от умозрительного рассмотрения идеала в религиозной и философской мысли к определению его реальности в лице выдающихся личностей. Акмеологическая идея об идеале личности разрабатывалась в педагогике и теории воспитания. Самостоятельное направление развития акмеологических идей - осмысление и практическая реализация средств, улучшающих положение человека в труде, которое в России реализовалось в психотехнике. Специфика исторического развития идей акмеологии в России прослежена Н.В.Кузьминой, которая открыла малоизвестные страницы российской дореволюционной философско-религиозной мысли, гуманистические, философско-антропологические идеи о самосовершенствовании, рефлексии, мудрости человека B.C. Соловьева, Н.О.Лосского, П.А.Флоренского, А.Ф.Лосева и др. П.А.Флоренский прямо употреблял понятие "акме".
Общим для мировой и отечественной психологии вектором, который создал конкретную почву акмеологических исследований, явилось перемещение проблемы совершенствования и оптимальности отдельной личности в область ее изучения в контексте жизненного пути (Б.Г.Ананьев, Н.И.Рыбников, Ш.Бюлер, А.Маслоу и др.). Б.Г.Ананьев
разрабатывает проблему человека как комплексную, стремясь выявить закономерности, этапы и взаимосвязи разных составляющих жизненного цикла человека, и формирует ключевое для будущей науки понятие "акме". С.Л.Рубинштейн в философско-психологическом труде "Человек и мир" выдвигает проблему субъекта жизни как особого качества человека, связанного с его совершенствованием, способностью идти "по восходящей", ценностным отношением к другому человеку. Семидесятые годы становятся периодом наиболее интенсивной разработки категории субъекта в философии (В.А.Лекторский), в психологии (К.А.Абульханова, А.В.Брушлинский), этике (О.Г.Дробницкий), началом осмысления идеи мировой гуманистической психологии (Л.И.Анцыферова, Б.С.Братусь, Л.А.Петровская и др.). Ананьевская линия получает свое развитие уже в собственно акмеологических положениях концепции Н.В.Кузьминой, которая раскрыла акмеологическое основание продуктивности деятельности,
профессионализма и педагогического творчества. А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Е.А.Климов, Н.В.Кузьмина, А.Ю.Панасюк, и др. закладывают фундамент акмеологических знаний. И.Н.Семенов, впервые осуществивший методологическую рефлексию акмеологии, выделил основные тенденции ее развития, способы взаимодействия с другими науками, статус и четыре основных этапа ее развития - латентный, номинационный, инкубационный и институциональный.
Сегодня можно говорить о новом этапе совершившегося становления акмеологии, во-первых, и ее реальном взаимодействии с психологической наукой, о ее разработке и психологами (К.А.Абульханова, В.Г.Асеев, А.К.Маркова, В.А.Пономаренко, В.Д.Шадриков и др.), во-вторых, о результатах конкретных акмеологических исследований, проверивших и доказавших правомерность основных принципов и средств акмеологии и
обогативших ее новыми проблемами, данными, моделями, технологиями, в-третьих, об этапе операционализации акмеологического аппарата, средств акмеологической поддержки (Е.Н.Богданов, О.С.Анисимов, С.А.Анисимов, А.С.Гусева, Ю.В.Синягин и др.).
Развитие собственно методологии акмеологии можно также разделить на три основных этапа: имплицитный (развитие идей и представлений о совершенствовании человека в истории, философии, науках, культуре, особо выделяя в нем методологические принципы, проблемы и идеи в психологии, педагогике и других областях человекознания); эксплицитный (становление акмеологии как области знания, связанное с определением специфики ее предмета, на котором реально проявилась оперативная роль общих и специальных методологических принципов гуманитарного знания; рефлексивный (осмысление общих и специальных методологических принципов, их содержания, связи, функций). Методология акмеологии включает формулировку методологических проблем, выражающих противоречия ее развития и определение методологических задач, которые она способна прогнозировать.
Основной целью данного исследования является разработка представления о системе методологии акмеологии, о ее функции в определении предмета и проектировании акмеологической модели, совокупности центральных понятий, а также анализ составляющих структуры методологии: общих и специальных методологических принципов, ее проблем и задач, стратегии акмеологического исследования.
Объектом исследования являются общеметодологические принципы ценностно-гуманитарного знания и специфика методологии акмеологии как новой области знания.
Предмет исследования - методология акмеологии как система общих и специальных методологических принципов, построение модели ее предмета, стратегий исследования, выявление проблем и противоречий развития как комплексной области знания.
Гипотезы исследования. Гипотеза 1. Методологическая модель предмета акмеологии может быть определена как интеграл наличных качеств личности, профессионала, (личностей) и способов их преобразования в идеальные, "вершинные" качества (субъекта, мастера, творца) путем раскрытия специфической для акмеологии роли общеметодологических принципов гуманитарного знания (комплексного, системного, субъектного подходов и принципов детерминизма, развития, гуманизма) и интеграции конкретных акмеологйческих принципов (личностного, субъектно-деятельностного, психосоциального подходов и принципов потенциальности, моделирования, оптимизации, операционализации и обратной связи). Гипотеза 2. Построение предмета акмеологии, доказательство связи общих и конкретных методологических принципов и выявление соотношения последних друг с другом может быть осуществлено, если проведен содержательный качественный и количественный контент- анализ философской, методологической, психологической и акмеологической литературы, применен метод парных сравнений и математический метод построения и совмещения пространств. Гипотеза 3. Методологические проблемы акмеологии выражают
противоречия ее развития, взаимодействия с другими науками и направлены на поиск специфических законов и закономерностей, которые содействуют совершенствованию субъекта, достижению им вершин в жизни и мастерства в профессии.
Основная гипотеза и цель исследования определили его конкретные задачи:
- привлечение тех общеметодологических принципов человекознания и методологии Науки, которые по содержанию существенны для определения предмета акмеологии;
- исследование современного состояния акмеологии и выявление ее конкретных операциональных методологических принципов как способов построения модели ее предмета исследования;
моделирование предмета акмеологии, предполагающее диагностику наличного состояния и исследование личности, анализ перехода от реального состояния к будущему, идеальному;
- выявление роли конкретно-методологических принципов для установления содержательно-смысловой связи ее понятий;
- исследование противоречий развития акмеологии и определение ее методологических проблем;
формулировка перспективных методологических задач акмеологии;
путем обобщения уже осуществленных акмеологических исследований выделение их стратегий.
Общей методологической и теоретической основой исследования являются: философский принцип единства исторического и логического; комплексный и системный подходы (Б.Г.Ананьев, В.М.Бехтерев, Л.Ф.Берталанфи, А.А.Бодалев, И.Н.Блауберг, Б.М.Кедров, Б.Ф.Ломов, А.Н.Леонтьев, Т.Парсонс, Н.Ф.Овчинников, С.Л.Рубинштейн,
В.Н.Садовский, М.И.Сетров, У.Р.Эшби, Э.Г.Юдин, Г.П.Щедровицкий и др.); принцип детерминизма (Б.Г.Ананьев, К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, А.А.Деркач, А.Н.Леонтьев, С.Московичи, С.Л.Рубинштейн, Е.А.Яблокова и др.).
Методы исследования. Основным методом явился метод контент-анализа научных трудов, относящихся к области гуманитарного, философского, современного системного и акмеологического знания,
психологической, педагогической и др. наук. Специально проанализированы история становления, методологические проблемы, теория, основные труды и многочисленные диссертационные исследования, защищенные за последние 5 лет по акмеологии и теории развития.
Контент-анализом выявлялись пары общеметодологических принципов, затем экспертами были выбраны те, которые по своему содержанию относятся к акмеологии. Таким же методом были выявлены специальные методологические принципы, акмеологии. Дальнейшая процедура состояла в переводе содержательных качественных данных контент-анализа в количественнные, которые математически обрабатывались методом парногог сравнения.
Был разработан и применен метод перевода количественных данных в метрические единицы для построения геометрических пространств: пространства связей общих методологических принципов и математическое доказательство эквивалентности пространства общеметодологических принципов пространству специальных методологических принципов акмеологии методом совмещения неспецифических пространств (на основе теории Н.И.Лобачевского).
Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась теоретико-методологической проработанностью проблемы,
апробированными и надежными методами исследования, репрезентативностью материалов, проверкой на практике.
Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна заключаются в том, что:
1. Впервые: 1) представлена классификация общих и конкретных методологических принципов акмеолоігии в их специфическом для данной науки содержании и определен их состав; 2) выявлена функция конкретно-методологических принципов в определении ее предмета; 3)
предложена методологическая модель предмета акмеологии и на ее основе 4) сформулированы некоторые проблемы, выражающие противоречия и тенденции ее развития; 5) выявлены ее задачи и 6) проведена - отчасти методологическая, отчасти теоретическая-группировка, классификация основных акмеологических понятий по определенным акмеологическим основаниям, что позволяет уточнять их собственно акмеологический смысл.
2. Выявлено, что методологическая модель предмета акмеологии представляет собой интеграл реального состояния личности (определенного на основе диагностики), способа его преобразования и идеального "вершинного" качес/шя. Интеграл обеспечивает превращение личности в качество субъекта, продуктивно использующего акмеологическую поддержку.
3. Установлено, что стратегии конкретных акмеологических исследований включают: исследовательскую, диагностическую, проектировочную, алгоритмическую и операциональную составляющую. Структура акмеологии отличается от других наук, где методология, теория, исследование и практика связаны по уровневому принципу. Она строится по функционально-смысловому принципу-исследование не проверяет теоретические гипотезы, а позволяет определить стратегию операциональных акмеолого-практических средств поддержки субъекта - внешних и рефлексивных- внутренних.
4. Впервые представлен комплекс реально действующих в акмеологии конкретных методологических принципов, в число которых вошли: личностный принцип; субьектно-деятельностный подход; принцип соотношения имплицитного и эксплицитного, потенциального и реального; принцип моделирования , оптимизации; операционально-технологический принцип; психосоциальный подход; принцип обратной связи. На их основе дано методологическое определение ее предмета,
его методологическая модель, раскрыто основное продуктивное противоречие акмеологии- незаданность, не конечность оптимального качества, которое составляет цель развития и совершенствования личности и одновременно точность, определенность и конструктивность способов его достижения. Перечисленные принципы позволили определить личность в качестве основания акмеологического комплекса, а субъекта- как системообразующий фактор методологической модели, проследить превращение наличного качества личности в качество субъекта, оптимальным образом реализующего ее имплицитные возможности в деятельности, осуществляемой, с одной стороны, по определенному конструктивному алгоритму, с другой- путем саморегуляции и самоорганизации, дающей возможность использования всех психических способностей, состояний, свойств как средств обеспечения оптимальности деятельности в соответствии с необходимостью гарантирования ее надежности, качества, профессионально нормативного времени и профиля. 5. Показано, что целевая направленность субъекта проявляется в его готовности, инициативе, ответственности, способности к самостоятельности. Оптимальность выражается в продуктивности, эффективности деятельности субъекта, с одной стороны, и удовлетворенности (по субъективно приемлемым критериям)- с другой. В свою очередь, раскрытие механизма, процесса превращения личности в новое качество субъекта позволяет провести типизацию диагностических исследований ее наличного состояния, классификацию средств акмеологической поддержки, наконец, систематизацию экспертных критериев достижения ею высшего уровня, "вершинного состояния".
6. Выявлено, что общие и специальные методологические принципы определяют методологическую модель акмеологии, а методологические проблемы формулируются на основании сопоставления этой модели и проведенных в акмеологии исследований, анализа и обобщения ее наличного состояния, ее теории.
7. Показано, что методологические проблемы акмеологии связаны с ее определением как особого типа знания, с ее взаимоотношениями с другими науками. Методологические проблемы выражают основные противоречия акмеологии: между внешней и внутренней детерминацией развития личности, между личностными потребностями и способностью (готовностью) к развитию и социальными, профессиональными требованиями и потребностями в развитии профессионалов, между индивидуальным характером, темпом, способами развития и алгоритмами, критериями уровней развития и т.д. Дан перечень основных методологических проблем: 1. специфика акмеологии как типа знания; 2. взаимоотношение с другими науками; 3. специфика законов и закономерностей; 4. специфика принципа развития в акмеологии. Установлено, что специфика законов и закономерностей акмеологии выделяется на основе критериев определения законов в психологии и общенаучных критериев. В акмеологии действуют проективно-целевые, моделирующие, ценностные законы, предполагающие интеграцию объективного и субъективного, внешнего и внутреннего; законы критериальные, т.е. дающие систему критериев диагностического исследования, акмеологических средств и целевой эффективности; законы социоантропо логические, т.е. раскрывающие механизмы взаимодействия природного в человеке и личностно-социального; законы, раскрывающие взаимосвязи разных онтологических реальностей, многопараметральные; законы моделирования; законы алгоритмы инвариантных способов деятельности и одновременно вариативно-стратегические.
8. Определено, что проблема закономерностей в акмеологии проявляется в смыслоцелевой системе каждого конкретного исследования, в которой основанием оказываются: "готовность", "оптимизация управленческой деятельности", "потенциал" или "рефлексивно-инновационный метод" развития; остальные составляющие системы выступают в роли средств, условий и факторов, обеспечивающих решение поставленной задачи. Закономерности связаны с классификациями исследователями разных видов деятельности по разным основаниям ("человек-природа", "человек-человек" и т.д.) или с определением ее ведущих характеристик, таких как надежность, энергозатратность, устойчивость и т.д.
9. Обосновано, что методологическая проблема интерпретации принципа развития в акмеологии отличается от его понимания в общей психологии и психологии развития и состоит в утверждении целевого, прогрессивного, восходящего характера развития и минимизации препятствующих этому развитию условий, факторов и оптимизации процесса развития акмеологическими средствами.
10. Выявлено, что в совокупности методологических задач - первая состоит в дифференциации предмета от смежных наук; вторая - в систематизации специфических понятий и раскрытии их акмеологического смысла и содержания; третья- в интеграции общей и специальной областей акмеологии; четвертая- в соотнесении индивидуального подхода с типизацией, типологизацией и т.д. Теоретическое значение проведенного методологического исследования
акмеологии заключается в раскрытии ее специфики как совершенно оригинального по логико-методологическим, сциентистским критериям знания комплексного типа (в материально-производственно-технической
сфере имеющего аналоги в создании сложных технических, космических и т.д. систем, в материально-духовной- в архитектуре, в художественной сфере- в творчестве). Показана специфика модели предмета акмеологии, состоящая в нахождении способа связи реального и идеального качеств, в выявлении (диагностике, исследовании) наличного состояния, в поиске направления изменения, совершенствования и оптимального способа функционирования личности (деятельности) и ее саморазвития. Этот тип знания- ценностный, моделъно-целевой, проективный, и вместе с тем- целе-практический. Тем самым снимается сомнение в самостоятельности предмета акмеологии, попытки свести ее к разделу психологии или прикладным технологиям.
Практическое значение данного исследования состоит в возможности на его основе программировать новые исследования в области акмеологии, опираясь на закономерную акмеологическую модель и стратегию. Проведенные в работе классификации принципов, проблем, задач, методов и стратегий позволяют акмеологам-исследователям соотносить свои специальные частные модели с общей моделью предмета в его целостности, определять и переменные, и инварианты.
Апробация и внедрение результатов исследования Основные результаты диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедр акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ, психологии личности и педагогики Института молодежи, научно-практических и методологических семинарах московского отделения Международной академиии акмеологических наук, Международного психолого-акмеологического конгресс-центра, кафедре акмеологии и психологии Акмеологического института (1992-1997 г.г.).
Материалы диссертационного исследования используются при проведении занятий по курсу "Общая и прикладная акмеология", "Методология и методы акмеологического исследования" в Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Научно-практические рекомендации диссертационного исследования внедрены в практику подготовки аспирантов, докторантов, соискателей Российской академии государственной службы при Президенте РФ.
Положения, выносимые на защиту:
Предметом акмеологии является процесс и механизмы совершенствования личности- и как индивида, и как индивидуальности, и как субъекта жизни, деятельности, общения, приводящие к оптимальному способу самореализации в жизни, к конструктивному компетентному высокопрофессиональному способу осуществления деятельности. Акмеология - современная комплексная область знания теоретико-практического типа, взаимодействующая с гуманитарными, естественными, социальными, техническими науками, имеющая своей целью оптимизацию положения личности в современном социуме и наиболее продуктивное использование в разных сферах общественной и личной жизни ее природного, психологического, личностного, профессионального потенциала, наука о достижении вершин развития, жизни, мастерства.
Принцип моделирования сложных объектов (одновременно реальных и идеальных, целевых) позволяет определить предмет акмеологии как сложную модель, соотносящую исходное состояние реального объекта с его изменением, развитием, переходом к идеальному, "вершинному" состоянию. Модель выявляет не уровневое строение объекта, а изменение наличного способа его организации в более оптимальный и в этом смысле высший по уровню. Желательное идеальное целевое состояние или качество проектируется согласно теоретическим, методологическим,
гуманистическим принципам и - одновременно - практически заданным критериям, определяемым системой функционирования личности - в качестве руководителя, преподавателя и т.д.
Общеметодологические принципы акмеологии определяют характер ее взаимодействия с другими науками, ее место в системе знаний о человеке и практическую роль в его совершенствовании, а также социальную и личностную потребность в этом совершенствовании, его смысл и цель. Конкретно-методологические принципы акмеологии выполняют функцию моделирования ее предмета (в единстве его исследовательских, ценностных и практико-преобразующих аспектов) и определяют операционально-смысловую связь ее основных понятий. Методологические проблемы и задачи выражают противоречия и перспективы развития акмеологии.
Методологическая модель предмета акмеологии выявляет переход от реального состояния, качества, уровня развития личности и профессионализма к еще не существующему, будущему, целевому. Превращение личности в субъекта жизни и деятельности, полнота ее самореализации имеет двоякую - внутреннюю и внешнюю детерминацию: осуществляется благодаря оптимальному использованию всех природных, психологических, личностных, профессиональных, образовательных и других возможностей и акмеологической поддержке. Гуманистическая ориентация акмеологии обеспечивается многообразными стратегиями, которые: 1) строят общую модель, включающую наличное и идеальное состояния субъекта; 2) разрабатывают и реализуют совокупность средств акмеологической поддержки, обеспечивающих достижение оптимального качества и уровня развития субъекта; 3) выявляют принципы саморегуляции, рефлексии, самоорганизации, самосовершенствования, самоопределения и самовыражения, т.е. личностные механизмы саморазвития; 4) выявляют
закономерности оптимизации (приближающиеся по степени жесткости к закономерностям точных наук) путем систематизации факторов, определения критериев, алгоритмов и использования сложных математических моделирующих методов. Математическое
доказательство взаимосвязи общеметодологических принципов акмеологии представлено в виде специфической пространственной модели (образованной данными контент-анализа, выявившими их связи друг с другом, и методом парных сравнений). А связь общеметодологических, принципов с конкретными принципами и последних друг с другом доказывается математическим методом совмещения пространств -сфер их действия и функций.
Общеметодологические принципы и проблемы акмеологии и их роль в выделении ее предмета
Особенность методологии акмеологии как знания нового типа заключается в том. что она - больше чем другие науки - опирается на методологические принципы, сформировавшиеся в системе других наук в области гуманитарного знания. Так, методология психологической науки развивается в единстве с развитием самой науки, а ее функцией является выделение, определение уточнение предмета исследования. Методология физики, психологии, биологии выражает их неразрывную связь с философией, дающей общую интерпретацию бытия, места в ней данной специфической области. Философские положения превращаются в методологические средства и способы выявления, определения предмета исследования той или иной науки [ 3 ].
Акмеология же в известном смысле минует процесс этого превращения философских положений в методологические, заимствуя уже сложившиеся определенные принципы из современного гуманитарного антропологического знания. Поэтому методологические принципы, посредством которых определяется ее предмет, оказываются уже более ак-сиоматииными, менее проблемными. Эти принципы не оформляются по-степенно в единстве с развитием самой науки в ходе дискуссий и поисков ее предмета, как это. скажем, имело место в физике, и в психологии. В эти» принципах воплощен методологический опыт и результат развития других наук, их знаний о мире. Более того, они отвечают современному этапу развития человеческого знания и знания о человеке.
Отличие методологии акмеологии от методологий других наук за-клю4аегся также в том, что в ней методологический уровень четко дифференцирован от теоретического, а последний - от эмпирического (так, по крайней мере обстоит дело в психологии, социологии и некоторых
других науках [ 3 ]. В акмеологии эти уровни выступают в единстве. Они находятся в совершенно иных отношениях друг с другом и в силу ее специфики как теоретико-практического знания, и в силу ее проективного характера. Последний сближает акмеологию с этикой как ценностным знанием, как знанием о сущем и должном, реальном и идеальном. Однако акмеология, являясь наукой об идеальном, оптимальном, совершенном, одновременно раскрывает практические пути достижения идеала, а не только постулирует его.
Наконец, еще одна особенность акмеологии заключается в том что она более чем другие науки представляет собой единство гуманитарного ценностного и точного знания. Ее практический характер предполагает операционализацию, алгоритмизацию, выработку точных критериев достижения оптимального состояния человека в жизни, в профессии. Именно это позволило поставить проблему о ее технологических особенностях [36,37].
Эти общие особенности методологии акмеологии определяют то, что она. как говорилось, использует общеметодологические принципы и подходы, выработанные человечеством на рубеже XXI века и одновременно раскрывает их объяснительное для своего предмета значение, а не сводит к философско-методологическим рассуждениям. Кроме общих методологических принципов современного гуманитарного, естественного и точного знания, она обращается к более специальным более конкретным методологическим принципам, они выполняют роль метатеории, сближаясь с определением ее предмета.
К числу общих методологических принципов акмеологии относятся: - комплексный подход; - системный подход; - принцип детерминизма; - принцип социальной детерминации личности; - субъектный подход (или принцип); - принцип развития через разрешение противоречий; - принцип гуманизма и ценности человеческого бытия.
Кроме этих общих принципов, акмеология строится на основе более специальных и конкретных методологических принципов, К их числу относятся: -личностный приниип; - субъектно-деятельностный принцип; - жизнедеятельности; - интенциальности как соотношения имплицитного и эксплицитного, потенциального и актуального; - моделирования; - оптимизации; - оперативно-технологи чески и принцип: - психосоциальный подход; - принцип обратной связи.
Развитие комплексного подхода в XX веке оказалось связано с существованием полидетерминированных, сложноструктурированных объектов и сфер бытия. Он выразил тенденцию нарастания взаимодействия разных областей знания и наук, необходимость междисциплинарных исследований. Первоначально развитие комплексного подхода было связано с появлением исследовательских областей смежных наук - физхимии, биохимии, геобиохимии, психофизиологии Позднее, кроме этих новых пограничных областей знания, стали возникать проблемы, охватившие разные сферы человеческой жизнедеятельности, не характеризующиеся принципом смежности. Многие из этих проблем носили не гипотетический абстрактный характер, а были поставлены практической ситуацией развития человечества в XX веке.
Специальные методологические принципы акмеологии, методологическая модель определения предмета исследования акм,еологии
Как сказано в предыдущей главе, общие методологические принципы дали возможность определить специфику научного пространства, занимаемого акмеологией, ее методологические и мировоззренческие тенденции, систему координат и позиций, которая ими задается. Не трудно заметить, что если методологические принципы психологии раскрывают ее многоаспектность, то методологические принципы акмеологии - скорее ее системность.
Принцип личности уже был упомянут в первой главе. Но его конкретное содержание и смысл для акмеологии раскрывается сравнительно с его пониманием в психологии. С.Л.Рубинштейн, выдвинув личностной принцип, противопоставил его психологии функционализма, раздробляющей человека на изолированные психические функции, способности и состояния. Нужно отметить, что реализация этого принципа в психологии еще продолжается, не закончена: с большим трудом удается вскрывать собственный личностный характер процессов восприятия, памяти, мышления, хотя на этом пути уже сделаны значительные шаги. В акмеологии личность рассматривается в своем развивающемся, функционирующем состоянии: в этом особенность личностного принципа в акмеологии. Вторая - неотъемлемая - особенность этого принципа в том, что функционируя, личность "вписывается" (по выражению Б.Г.Ананьева) в другие системы - жизнедеятельности в целом, деятельности, общения, познания. Поэтому данная особенность личностного принципа заключается в том, что функционирование личности должно осуществляться в качестве и по критериям каждой из обозначенных систем. Если это система профессии, акмеологию интересует личность профессионала, более конкретно - личность управленца, менеджера, госслужащего. Акмеология рассматривает личность одновременно в психологическом качестве и социально-профессиональном, с точки зрения оптимальности согласования их друг с другом.
Далее, если в психологии личность рассматривается в развитии, имеющем поступательные стадии, то в акмеологии личность рассматривается в целенаправленном, прогрессивном, восходящем развитии. Развитие личности в акмеологии учитывается и в стадиально-возрастном качестве, и в функционально-деятельном (профессиональном, развитие в профессии, становление профессионалом) и в ситуативном (развитие личности в трудных ситуациях, содержащих противоречие, или ситуациях, требующих позитивного влияния, решающего, оптимизирующего ситуацию воздействия). Развитие личности в акмеологии рассматривается как процесс, имеющий двойную детерминацию- субъекта (внутренняя детерминация) и акмеолога и реализуемых им средств поддержки личности (внешняя детерминация). Суть проблемы в установлении гармонизации этих детерминант, их согласовании.
В отличие от общего субъектного принципа субъектно деятельностный подход, развиваемый Б, Г. Ананьевым, К.А.Абульхановой-Славской, А.В.Брушлинским, А.А.Деркачем, Е.А.Климовым, В.Д.Шадриковым и др., образует связывающий общую и профессиональную акмеологию принцип. С одной стороны, в нем воплощена общая парадигма акмеологии. Если общее понимание субъекта дает личности ориентацию на идеал, то конкретное понимание субъекта деятельности раскрывает психологические акмеологические механизмы реального достижения оптимума в профессии, раскрывает принципы саморегуляции и самоорганизации, присущие субъекту.
Принцип субъекта деятельности получил многократную и многоуровневую конкретизацию в психологии, идя от определения педагогической системы и ее функциональных компонентов, разработанных
Н.В.Кузьминой. А.А.Деркач, выделил в деятельности (уже не только педагогической) ее принципиальные функциональные макрокомпоненты: гностический, состоящий в используемой системе знаний и способности к операциональному, продуктивному применению их деятельности: проектировочный, который связан с целевым характером деятельности, но в психологии описывался скорее только через философскую систему цели, средства, результата. Представление А.А.Деркача о проектировочном компоненте позволило гораздо более конкретно связать способы осуществления деятельности с предполагаемыми ее этапами, событиями, уровнями осуществления и т.д.
В числе компонентов А.А.Деркач включил конструктивный, в понимание которого уже была заложена суть акмеологического подхода: конструктивность дает оптимизацию системы деятельности и способа деятельности субъекта, она исключает стихийный случайный характер деятельности, минимизирует ошибки и "отказы", снижает "цену" осуществления деятельности. В трактовке конструктивного компонента был извлечен урок и принципиальный вывод из оптимального и ошибочного опыта всей инженерной психологии.
Методологические проблемы, задачи и смысловая содержательная связь основных понятий акмеологии
В конце первой главы было отмечено, что кроме методологических принципов - общих и специальных - в структуру методологии акмеоло-гии входят методологические проблемы и задачи и перечислены три основных методологических проблемы, которым дана самая краткая характеристика.
Критерием методологических.проблем является то, что они выражают противоречия акмеологии как развивающегося знания. Первая из методологических проблем названа И.Н.Семеновым - это проблема места акмеологии в системе человекознания и взаимодействия с другими науками. 1РКомплексным, междисциплинарным характером исследований в области человекознания, замечает он, "обусловлена необходимость в постоянном рассмотрении методологических проблем, возникающих при использовании представлений и методов различных наук о человеке в процессе междисциплинарного комплексного акмеологического исследования" [ 89, С.58 ]. Как отмечалось, И.Н.Семенов выделяет три научно-методологические ориентации акмеологии - естественно-научную, гуманитарную, и технологическую. Он детально рассматривает взаимоотношения акмеологии с такими дисциплинами как педагогика, социология, областью изучения проблем творчества /также междисциплинарной/, праксиологией, обобщившей достижения кибернетики, теории информации и др. и имеющей две тенденции - технологизации гуманитарного знания и гуманизации технического /бионика, соционика, эвристика и синергетика и т.д./.
Ядром проблемы взаимоотношений акмеологии с другими науками является, по его мнению, необходимость классификации наук.
Мы предполагаем, что методологическая особенность акмеологии как науки нового типа заключается в том, что она не только использовала общеметодологические принципы философии, других наук и системно-комплексной методологии современного знания, она сама задала смысловой интеграл, который может определять ее взаимодействие с другими науками. Акмеология в своем развитии шла не по накопительному и собирательному принципу выстраивания, суммирования понятий и подходов других наук. Ее развитие оказалось интегральным? прогрессивным, с чем и связана его стремительность. В ней имплицитно заключалась смысловая система, по которой она скоординировалась с другими науками, вместе с тем, одновременно, отличаясь от них. Можно сказать, что эта смысловая система определила имплицитные критерии ее взаимоотношений с другими науками. Эта особенность была не загадочной, а связанной с тем, что она нашла то самое место, которое было наиболее критическим" и неисследованным - соотношение человека, личности с социумом, с жизнью, со всей деятельностью. Такова наша методологическая гипотеза о взаимодействии акмеологии с другими науками. Психосоциальный принцип позволяет понять, что ее исследовательские проблемы и задачи возникают там и везде, где есть противоречия в этом соотношении, препятствия на пути оптимального функционирования человека в социальном мире.
Вторая собственно внутренняя методологическая проблема акмеологии это проблема ее законов и закономерностей. Мы отмечаем целевой проективный моделирующий и ценностный характер законов акмеологии, во-первых. Во-вторых, это законы, предполагающие интеграцию субъективного и объективного, внешнего и внутреннего. В-третьих, законы акмеологии носят критериальный характер. Это не описательные и не объяснительные законы, как в других науках, тем более, не понимающие /по Дильтею/. Имеется в виду то? что при диагностике наличного состояния объекта /личности, "оригинала"/ нужны сопряженные с целями диагностики критерии, критерии определения уровней, по которым будут распределяться респонденты, критерии дефицитов и потенциалов их данного состояния, критерии для привлечения акмеологических развивающих оптимизирующих средств.
Важной характеристикой законов акмеологии является их антропологически-социальный характер. Это значит, что в ней должны быть интегрированы по субординационному или координационному принципу экзистенциально-природные особенности человека, его жизненных сил с социальными условиями его жизнедеятельности. Раскрывая пути этой интеграции, К.А.Абульханова-Славская в книге Диалектика человеческой жизни" предложила употреблять для особых новообразований понятия не биологического, а природного, имея в виду социально-преобразоватенную природу человека, язык взгляда, танца и т.д. А. А Деркач на современном уровне знания ставит проблему цивилизованной природы человека, включающую в себя множество проблем механизмов достижения этой цивилизованности и выявления препятствующих этому факторов.
Однако выше сказанное содержит лишь характеристики законов, их особенности, но не сами законы. Обсуждая эту проблему в психологии, науке, имеющей гораздо более длительную историю, чем акмеология, Я.А.Пономарев - методолог проблемы развития дает самое общее определение закона как объективной устойчивой связи между явлениями и выявляет те принципы, которым должны отвечать законы взаимодействия и развития в психологии. 1ЕОнй должны быть общими для данной группы явлений/для данной конкретной системы"; специфическими для того или иного уровня организации /уровня организации данной конкретной системы/; определяющими связь между данными структурными уровнями [ 97, С194].
Стратегии акмеологического исследования
Стратегия акмеологического исследования выстраивается в зависимости от специальной области, в которой выделяется предмет данного исследования. Область исследования составляет вышеназванные отрасли і акмео логической науки,; ее направления - прежде всего профессионально или кадрово ориентированное, организационно-педагогически ориентированное и т.д.
Выделение предмета исследования отвечает профилю акмеологического исследования прежде всего потому, что (1) имеет целью оптимизацию функционирования - личности, деятельности профессионала, кадров и т.д, или оптимизацию развития и совершенствования личности взрослого; (2) гармонизацию, поиск соответствия тех или иных структур (личности, деятельности, профессии и т.д), нахождение их конгруэнтности; (3) выявление закономерностей функционирования, проявления тех или иных качеств, структур, систем, отвечающих оптимальному направлению их развития.;Акмеологические закономерности это не сами по себе закономерности, например, развития личности, не сами по себе закономерности, например, профессиональной деятельности (типа профес-сиограмм, норм и т.д.), а закономерности таких способов связи личности и деятельности, профессии и кадров, соответствующего профиля, которые содержат ключ к разрешению противоречий между ними, проявляют их конгруэнтное, взаимно-оптимальное соотношение, ведут к минимизации психологических, личностных, профессиональных потерь (К. А, Абульханова-Сл авская),
Акмеологические закономерности носят не только комплексный, но интегральный характер: "интеграция естественно-научного, гуманитарного, технологического в самостоятельное акмеологическое знание подчеркивает его теоретико-прикладное значение - направленность на конкретного человека" [ 36 ].
Акмеологические закономерности - в отличие от психологических, которые для акмеологии чаще всего выступают в качестве отправных, уже известных постулатов - каждый раз в каждом исследовании выявляются заново, они носят конкретный характер. Так, например, А.А.Деркач и Н.В.Кузьмина одной из закономерностей нового мышления и более высокого уровня профессионализма и продуктивности производственной деятельности считают необходимость изучения человеком или производственным коллективом результативности собственного труда [43, с. 13]. Данная закономерность, во-первых, открывается в результате конкретного исследования, т.е. является новой; во-вторых, вскрывает конкретную функцию нового мышления в профессиональной деятельности; в-третьих - вскрывает функцию, которая ведет к оптимизации деятельности, т.е. связана с акмеологическими целями исследования.
В силу сказанного предмет акмеологического исследования - это не изолированные самостоятельные системы, объекты, а связи между ними, отвечающие критерию оптимальности.
Стратегия акмеологического исследования обладает большей определенностью, чем психологического. Она предполагает наличие следующих необходимых звеньев:
1) построение моделей, в которые включаются реальные и идеальные (желательные, оптимальные) связи предметной области, А.С.Гусева и А.А.Деркач определяют акмеологическую модель гуманитарно і технологического развития "как вид организации целого, устойчивый инвариантный, связанный с природой, особенностями субстрата (substratum - общая основа многообразных явлений; основа общности или сходства однородных явлений, зависящая как от свойств целого, так и от свойств, составляющих ее элементов" [ 37, С. 88]. "Обращение к модели, - считают они, - позволяет в наглядной форме не только представить акмеологический образ гуманитарных технологий, но и изучить их внутренние отношения, свойства, принципы строения и описать как общий "вид композиции" (В.С.Тюхтин)" [ 37, С, 89 ]. Моделирование привязано к конкретной цели данного исследования и в связи с этим имеет различный характер, В некоторых исследованиях речь идет сразу о нескольких моделях. Например, в докторской диссертации В.Г.Михайловского "Организационно-педагогические основы профессионального становления офицерских кадров" (1995) речь идет и о моде і ли как образном представлении изучаемой ситуации деятельности, и о модели, включающей цели (общие и частные, принципиальные и текущие и т.д.), условия, обстоятельства, средства и о воплощении цели в виде задачи, которая предстает в сознании в виде идеальной модели [ 82 ], Р.Ф.Фурс, исследуя имидж политического лидера, выделяет психологическую модель имиджа, включающую личностный, поведенческий, от-ношенческий и структурный компоненты, причем различный "вес" и значимость каждого компонента влияют на эффективность имиджа в целом [128];
2) модели, в свою очередь, включают в себя совокупность сущностных характеристик исследуемого предмета, системы, структуру, механизмы и уровни;
3) модели позволяют выявить факторы, т.е. более конкретные узловые, сущностные звенья, препятствующие или содействующие оптимальному состоянию, функционированию, деятельности. "Анализ факторов, соответствующих или препятствующих достижению более высоких результатов.,, обязательны" (А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина, 43, С. 14).