Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Динамика ценностных ориентаций в юношеском возрасте Колягина Юлия Юрьевна

Динамика ценностных ориентаций в юношеском возрасте
<
Динамика ценностных ориентаций в юношеском возрасте Динамика ценностных ориентаций в юношеском возрасте Динамика ценностных ориентаций в юношеском возрасте Динамика ценностных ориентаций в юношеском возрасте Динамика ценностных ориентаций в юношеском возрасте Динамика ценностных ориентаций в юношеском возрасте Динамика ценностных ориентаций в юношеском возрасте Динамика ценностных ориентаций в юношеском возрасте Динамика ценностных ориентаций в юношеском возрасте
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Колягина Юлия Юрьевна. Динамика ценностных ориентаций в юношеском возрасте : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 : Тамбов, 2004 163 c. РГБ ОД, 61:05-19/80

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Ценности личности как проблема современной психологии

1.1 Общая характеристика развития теоретических представлений о ценностях и ценностных ориентациях . 11

1.2 Психологические особенности развития ценностных ориентации в юношеском возрасте . 32

1.3 Динамика ценностных ориентации как психологический процесс 54

ВЫВОДЫ 68

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование динамики ценностных ориентации

2.1 Ценностные ориентации как динамическая субкультура . 70

2.2 Психологическая оптимизация ценностных ориентации в юношеском возрасте. 84

2.3 Анализ результатов развития ценностных ориентации в юношеском возрасте. 100

ВЫВОДЫ 114

Заключение 116

Литература 120

Приложение 136

Введение к работе

Актуальность исследования. В современном обществе идет период становления новых жизненных ценностей, которые пока еще не полностью утвердились в общественном сознании и поведении людей. В связи с этим особое значение приобретают вопросы формирования ценностных ориентации в юношеском возрасте. Являясь основой нравственного сознания, они оказывают влияние на жизненный выбор юношества, проявляются в особенностях целеполагания и способах целедостижения, в конкретных поступках и делах (Л.И. Божович, Б.С. Братусь, С.Н. Иконникова, И.С. Кон, Н.А. Коваль, СБ. Каверин, В.В. Комаров, А.А. Комлев, В.Т. Лисовский, И.А. Савенкова, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн и др.) при этом существенно отметить, что любые изменения в социуме оказываются безуспешными, если они не подкрепляются адекватными изменениями в ценностно-смысловых образованиях личности молодых людей, не подкрепляются адекватными изменениями в их ценностных ориентациях.

Анализ научной литературы показал, что проблема развития ценностных ориентации в юношеском возрасте, их психологическая сущность, динамика в условиях современного социокультурного контекста пока еще недостаточно изучена.

Состояние и степень разработанности проблемы исследования. Проблема ценностей имеет в научной мысли богатую историю. Она привлекала к себе внимание, начиная с античности (Сократ, Платон, Аристотель, Аполлодор, Диоген Лаэртский и др.). Позднее к ней обращались Т. Гоббс, Спиноза, И. Бентам, И. Кант, Р. Г. Лотце, М. Шелер, Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев и др. Изучение научных трудов о человеке показывает, что проблема ценностей и ценностных ориентации во всей их многогранности всегда активно исследовалась в российской науке (B.C. Соловьев, Н. Бердяев,

И.А. Ильин, А.Ф. Лосев, Л.Н. Толстой, В.Г. Федотова, Т.В. Холостова, Б. С. Братусь, Н.Ф. Фаустова и др.).

Среди отечественных исследований выделяются работы, в которых изучена зависимость ценностных ориентации от индивидуальных особенностей личности (Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Д.Н. Узнадзе, В.Н. Мясищев), от активно -деятельностного окружения ею окружающего мира (К.А. Абульханова -Славская, Л.П. Буева, Д.Н. Узнадзе, В.Н. Мясищев и др.), от духовного творчества ( Н.А. Коваль, С. Б. Каверин, В. А. Токарева и др.), от целеполагания и способов целедостижения (Б.С. Братусь, Л.Н. Собчик и др.). В гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл) исследован процесс выбора человеческих ценностей, особенности их осмысления.

В работах ДА. Леонтьева, И.С. Кона, А.А. Мелик-Пашаева и других ценностные ориентации рассматриваются как необходимые и важные ориентиры для формирования личности в юношеском возрасте, обретения ею опыта духовного созидания. Психолого - педагогический аспект проблемы ценностных ориентации юношества, нашедший отражение в исследованиях педагога-новатора Ш.А. Амонашвили, психологов А.А. Деркача, И.В. Дубровиной, Д.И. Фельдштейна и др., в работах специалистов вузовской педагогики Н.В. Кузьминой, А.А. Вербицкого, В.А. Токаревой и других, рассматривается в широком контексте работ этого направления. Так, важным оказалось то, что в этих исследованиях указывается на необходимость целенаправленного формирования ценностных ориентации в юношеском возрасте в условиях гуманистических преобразований социальной среды, создания условий для развития культурных и нравственных ценностей в молодежной среде.

В современной научной литературе (Н.И. Непомнящая, Г.Л. Будинайте, Т.В. Корнилова, Г.Е. Залесский, Е.И. Головаха, Б.С. Братусь и др.) личностные ценности рассматриваются на пересечении мотивационно-

потребностной сферы личности и мировоззренческих структур сознания. Многие исследователи подчеркивают важность установок, личностных особенностей, мотивации, направленности личности, интеллекта в процессе развития ценностных ориентации (В.Г. Калашникова, Н.И. Кузьмина, В.И. Слободчиков, О.Н. Смищенко, Б.А. Сосновский, Э.Н. Фаустова, В.Г. Узунова, В.А. Якунин и др.).

В проанализированной нами психологической литературе ценностные ориентации юношеского возраста как психологический феномен изучены не достаточно полно; психологические условия, оптимизирующие данный процесс не достаточно структурированы; приемы эффективного формирования ценностных ориентации в юношеском возрасте остаются слабо разработанными и пока не готовы к внедрению. Тем самым возникает противоречие между острой необходимостью исследовать динамику ценностных ориентации личности в юношеском возрасте и фактическим уровнем разработанности данной проблемы в психологической науке. Данное противоречие создает проблему, сущность которой в том, что процесс перехода ценностных ориентации их социального окружения во внутриличностный план в юношеском возрасте не полностью исследованы с психологических позиций. Этим обусловлена актуальность исследования.

Объектом исследования являются ценностные ориентации в юношеском возрасте.

Предметом исследования - психологическая модель ценностных ориентации в юношеском возрасте.

Цель исследования - выявить динамические изменения ценностных ориентации в юношеском возрасте и определить условия оптимизации этого процесса.

Реализация поставленной цели требовала решения следующих задач исследования:

Проанализировать теоретические подходы к исследованию ценностных

ориентации в научной литературе;

изучить особенности формирования и проявления ценностных ориентации в юношеском возрасте;

раскрыть динамику формирования ценностных ориентации в юношеском возрасте;

разработать эффективные приемы по оптимизации ценностных ориентации.

Гипотеза исследования заключается в предположениях о том, что ценностные ориентации как выбор ориентиров для целеобразования и способов целедостижения в юношеском возрасте образуют свою динамическую субкультуру, формирующуюся в условиях внутриличностного (потребности, интересы, направленность личности и др.) и социального (семья, учебно-трудовой коллектив, молодежная субкультура и др.) контекста.

Выбор комплекса методов исследования определялся целью и задачами диссертации. Применялся теоретико-методологический анализ литературных источников по проблеме исследования; психологическое тестирование, включая методики: «Самоактуализационный тест» Л.Я. Гозмана; «Уровень субъективного контроля»; модифицированная методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; метод опроса, наблюдения, математико-статистические методы обработки результатов эксперимента. Теоретико-методологической основой данного исследования явились: теоретические положения деятельностного подхода к изучению личности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский и др.); ценностно-смыслового подхода к исследованию личности (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Б.., Братусь, С, Братченко, Д.А. Леонтьев и др.); психолого-акмеологического подхода к рассмотрению ценностей (Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач, ВТ. Зазыкин и др.); теории активного отражения личностью окружающего мира (К.А. Абульханова - Славская, А.А. Бодалев и др.); «Я» - концепция личности (А.А. Деркач, И.С. Кон, В.В. Столин и др.); достижения системной методологии (Е.А. Климов, Н.Г. Алексеев, И.С-

Ладенко, Г.П. Щедровицкий и др.); педагогической психологии (В.В. Давыдов, И.В. Дубровина. Н.И. Непомнящая, А.Г. Здравомыслов, В.В. Рубцов и др.); психология личности (А.Г. Асмолов, В.Е. Василюк и др.); психология развития (Б.Г. Ананьев, Л.И. Степнова, И.Н. Семенов и др.); теории ценностей (Т.П. Выжлецов, О.Г. Дробницкий, Л.А. Микишина, В.Г. Тугаринов и др.).

Научная новизна исследования. В диссертации раскрыта психологическая специфика развития ценностных ориентации в юношеском возрасте через динамическую субкультуру, формирующуюся в условиях внутриличностного и социального контекста. Определены различные уровни овладения ценностями, которые могут быть перспективными (потенциальными), знаемыми, но не применяемыми на практике, активно реализуемыми. Обнаружены акмео логические условия оптимизации процесса формирования ценностных ориентации в юношеском возрасте включающие: повышение информированности и системе ценностей, определение путей их достижения, побуждение к апробированию путей реализации ценностей активными действиями и к созданию новых ценностей.

Теоретическая значимость исследования. Доказано, что ценностные ориентации в юношеском возрасте - это выбор ориентиров для целеобразования и способов целедостижения. Конкретизировано содержание используемых терминов «ценность», «ценностные ориентации», «юношеская субкультура». Обнаружена зависимость успешного формирования ценностных ориентации юношества в учебной среде от содержания специально разработанного программного материала. В диссертации разработана психолого-акмеологическая концепция повышения эффективности формирования ценностных ориентации в юношеском возрасте, включающая теоретико-методологический анализ ценностей, содержание, структуру, функции ценностей; их психологическую сущность, а также психолого - акмеологические условия, оптимизирующие

динамическое развитие ценностных ориентации в условиях учебной (академической) среде.

Практическая значимость исследования. Разработана психотехника эффективного формирования ценностных ориентации в юношеском возрасте. Материалы и результаты диссертационного исследования могут быть использованы в воспитательной работе с учащейся молодежью в школах и ВУЗах. Материалы диссертации дают возможность изучать не только психологический процесс формирования ценностей, но и управлять им. С этой целью разработана программа спецпрактикума. Материалы диссертации составили содержание спецкурса «Ценности в структуре духовности личности», а также были использованы в курсе «Психологии личности».

Достоверность и надежность полученных результатов исследования обусловлены опорой на достижения современной психологии и акмеологии; применением валидных и надежных методов, адекватных предмету, задачам и гипотезе исследования; эмпирической проверкой основных положений; репрезентативностью выборки испытуемых; тщательным и корректным проведением качественного анализа и статистической обработки исходных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные
теоретические положения и выводы исследования обсуждены на
Международной научной конференции «Акмеология: личностное и
профессиональное развитие» (Москва 2004); на Всероссийской

конференции «Психологическое здоровье и безопасность личности» (г. Тамбов, 2002); на научных конференциях преподавателей и аспирантов ТГУ им Г. Р. Державина «державинские чтения» (г. Тамбов, 2003, 2004); на заседаниях кафедры социальной психологии ТГУ им Г. Р. Державина. Положения, выводы и результаты диссертационного исследования апробировались в течение трех в лингво-математическом лицее, средней

школе № 17 г. Тамбова, Орловской средней школе Тамбовского района, в Тамбовском государственном университете имени Г. Р. Державина. Положения, выносимые на защиту:

  1. Ценностные ориентации - это те состояния, явления и процессы и в окружающей жизни, которые становятся ориентирами для личности, направляют формирование ее целей, а также способов их достижения;

  2. Ценностные ориентации в юношеском возрасте образуют свою динамическую субкультуру, которая формируется в условиях внутриличностного (потребности, интересы, направленность и др.) и социального (семья, учебно-трудовой коллектив, молодежная субкультура и др.) контекста.

  3. Юношеская субкультура - это ценности, стереотипы и правила, разделяемые в молодежной среде, отличающие ее от других возрастных групп и различающие «своего» и «чужого».

4. Формирование ценностных ориентации в юношеском возрасте
возможно, в учебной (академической) среде, если при этом повышать
информированность у молодых людей о системе ценностей, указывать пути
их достижения, побуждать к апробированию путей реализации ценностей
активными действиями и созданию новых ценностей.

Организация исследования. Базу проведения исследования составили учащиеся лингво - математического лицея, учащиеся средней школы № 17 г. Тамбова, Орловской средней школы Тамбовского района, студенты психологического факультета, факультета физической культуры и спорта Тамбовского государственного университета им Г. Р. Державина. В исследовании приняло участие 248 человек, из них 136 человек учащиеся, 112 человек - студенты в возрасте от 15 до 23 лет. Исследование проводилось в 2001-2004 годах.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Результаты статистической обработки исходных данных отражены в схемах, графиках, таблицах.

Общая характеристика развития теоретических представлений о ценностях и ценностных ориентациях

В последние годы в научной литературе значительно вырос интерес к проблеме ценностей и ценностным ориентациям. Эта проблема исследуется представителями различных научных дисциплин, в том числе философами, психологами и социологами. Во многом это связано со значительными качественными изменениями в жизни современного общества и потребностью в новом ценностном сознании, соответствующим новым реалиям.

Обращение к истории науки показывает, что проблема ценностей и ценностных ориентации всегда находились в центре научной мысли.

Еще Сократ первым из философов античности пытался найти ответ на вопрос о том, что такое добродетель, благо и красота сами по себе, вне зависимости от поступков или вещей, которые обозначаются этими понятиями. По его мнению, знание, достигаемое посредством определения этих основных жизненных ценностей, лежит в основе нравственного поведения. С точки зрения Сократа, благо («агатон») определяется как таковое при соответствии его поставленной человеком цели. Как отмечает Г.П. Выжлецов, «введение Сократом принципа целесообразности, общего для блага и красоты, возводит их из оценочных понятий («прекрасное», «плохое») в ранг идеальных ценностей». [45]

Самый известный ученик Сократа - Платон в своих диалогах ("Филеб", "Протагор", "Пир", "Федон", "Тимей", "Государство", "Апология Сократа" и др.) [120] анализирует понятия добра и зла, противопоставляя идеал абсолютного блага чувственным влечениям. Идея блага у Платона рассматривается как наивысшее, являясь верховной причиной и целью бытия. Называя благо прекрасным, Платон отмечает, что прекрасному и благому дружественно то, что нехорошо и недурно. Взаимосвязь добра и зла выводится философом из природы блага. Платон рассматривал идею блага как завершение мира идей - истины, красоты, справедливости, как конструктивный принцип бытия, организующий все его формы и уровни, придающий познаваемым вещам истинность.

Аристотель, рассматривая в «Большой этике» отдельные виды благ, впервые вводит термин «ценимое» («тимиа»). Он выделяет ценимые ( ум, душа), хвалимые (добродетели вызывающие похвалу, оцененные) блага, блага - возможности (власть, богатство, сила, красота), а также блага нечто сохраняющие или создающие другое благо. Таким образом, в отличие от Сократа, у Аристотеля, по его собственным словам, «благо может быть целью и может не быть целью». [17]

По мнению Аристотеля, благо может находится в душе (добродетели), теле (красота, здоровье), либо вне того и другого (таковы власть, богатство, почет и им подобное). Высшим благом у Аристотеля являются добродетели, т. е. этические ценности. Добродетели разделяются Аристотелем на мыслительные (такие, как мудрость, сообразительность, рассудительность) и нравственные (щедрость, благоразумие), в соответствии с его противопоставлением разумной и страстной частей души. [17] По словам Аристотеля, мыслительные добродетели могут быть сформированы посредством обучения, нравственные - посредством воспитания соответствующих привычек.

По мнению стоиков, в частности Аполлодора, Хрисиппа и Гекатона, все сущее может быть или благом, или злом, или «безразличным». К благу, в частности, относятся такие добродетели, как справедливость, мужество, здравомыслие, разумение и пр., к злу - их противоположности. Критерием отнесения к благу или злу в данном случае является соответственно способность приносить пользу или вред. «Нейтральными» они называют, например, жизнь, здоровье, наслаждение, слава, знатность, так как их можно употреблять и во благо и во вред. При этом «нейтральное» может быть для человека как предпочтительным (например, богатство) так и избегаемыми (бедность). С целью обозначения критерия такого разделения стоики впервые используют понятие «ценность» («аксиа» - достоинство). В представлении стоиков, предпочтительное - это то, что имеет ценность, избегаемое - то, что не имеет ценности. Диоген Лаэртский приводит приписываемое им, и, как считает ряд авторов, самое первое существующее определение многозначного понятия ценность: «ценность - есть, во-первых, свойственное всякому благу содействование согласованной жизни; во-вторых, некоторое посредничество или польза, содействующая жизни, согласно с природой, -такую пользу, содействующую жизни, согласно с природой, приносят и богатство и здоровье; в-третьих, меновая цена товара, назначаемая опытным оценщиком, - так говорят, что за столько - то пшеницы дают столько же ячменя да вдобавок мула» [55] Ценности в понимании стоиков, таким образом, носят инструментальный характер, являясь средствами, позволяющими достичь блага, которое является конечной, идеальной целью.

При рассмотрении аспектов соотношения ценностей и целей человека восточная, и, прежде всего, конфуцианская философия особое внимание уделяла вопросам соотношения внутренних и внешних источников происхождения этических ценностей и норм. Важнейшей этической категорией китайской философии является добродетель («дэ»), понимаемая как наилучший способ существования индивида. [78]

Психологические особенности развития ценностных ориентации в юношеском возрасте

В научной литературе существует более 400 определений понятий ценностей. Эти понятия, как отмечает М. С. Яницкий, имеют как очень широкий смысл, так и сводят это понятие до одного из явлений мотивационного процесса. [153]

В русской культуре ценности изначально ассоциировались с такими понятиями как достоинство, совершенство, гармоничность, законченность чего-либо или кого-либо. С одной стороны, смысловая нагрузка понятия ценность отражает характеристику внешних свойств предметов и явлений, которые выступают как объект ценностного отношения со стороны человека.

С другой стороны, понятие ценность подразумевает психологические характеристики личности, которые являются субъектом ценностных отношений и реализующей духовно-нравственные идеалы. И, наконец, понятием ценность можно характеризовать взаимоотношения между людьми, человеческое общение и взаимодействие, благодаря которому ценности приобретают значимость, духовный и общечеловеческий статус.

Наиболее полное определение ценности, отражающее многоплановость данного понятия и его синтетический характер, приводится в кратком философском словаре: "Ценность - 1. Понятие, которое характеризует "предельные", безусловные основания человеческого бытия. 2. Значения определенных предметов, явлений, процессов для человека, социальных групп, общества в целом. Указанные два смысла понятия "ценности" часто расходятся, а порой и противоречат друг другу: то, что в философии рассматривается в качестве ценностей - свобода, добро, истина, - для отдельного человека может и не представлять интереса. В свою очередь, конкретные предметы, которые ценны для индивида, в философском смысле не являются ценностями". [90]

В целом, обобщая философско-антропологическое понимание ценностей можно выделить следующие аспекты: 1) Осознанность ценностей: ценности - нормативная форма жизненных ориентации людей, которые выступают общественно -значимыми регуляторами человеческой деятельности в качестве определенных оценок и стереотипов, помогающих человеку мыслить и действовать в изменяющейся социально-экономической среде. 2) Воплощенность ценностей в человеческой жизни в различных формах - предметные или идеальные (духовные) ценности. 3) Противопоставленность ценностей, с одной стороны, и взаимосвязь, с другой, как идеала с реальностью. 4) Включенность ценностей в оценочную и целеполагающую деятельность человека.

В научной литературе, посвященной проблеме ценностей, можно выделить несколько подходов к пониманию данного феномена.

К первому, и наиболее многочисленному подходу есть смысл причислить те определения, которые делают акцент на способность вещей (явлений, процессов, идей, идеалов и тому прочее) выступать средством удовлетворения потребностей и интересов людей, служить общественному прогрессу и всестороннему развитию личности. Вот типичная дефиниция этой группы: «Ценности суть предмета, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны) людям определенного общества или класса и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также - идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала».[13]

Второй подход к пониманию ценностей формально достаточно близок к первому, но вместе с тем и заметно отличается от него. Авторы делают упор на значимость вещей, явлений, процессов, идей для жизнедеятельности социальных субъектов, их потребностей и интересов. Вот две типичные дефиниции ценности этой группы: «Ценность есть не что иное, как момент значения какого-нибудь явления, вещи, поступка, вообще сущего для жизнедеятельности определенного человека, класса, общества; роль этого сущего в их жизни» [46]; «Ценности - это все значимые для человека реальные или воображаемые предметы и явления (в том числе сам человек как высшая ценность), которые данный субъект оценивает, избирает и использует для прогресса общества и развития человеческой личности» [162].

Третий подход акцентирует внимание на том, что ценность является специфической формой проявления отношения между субъектом и объектом по поводу удовлетворения потребностей и интересов субъекта. В. Проданов отмечает по этому поводу: «Ценность есть момент практического отношения к действительности, относящийся к тому, что можно ценить, оценивать, принимать или отклонять, превращать в мотив и цель поведения» [147].

Несколько иной аспект ценностей подчеркивает И. Фролов: «Ценность — это своеобразная форма проявления отношения между субъектом и объектом, при котором свойства объекта подвергаются оценке в соответствии с тем, как они удовлетворяют потребности субъекта» [161].

Эта группа дефиниций ценности подчеркивает, как видим, не столько значимость внешних объектов для субъекта, сколько его собственное отношение к ним, выражаемое посредством оценки. Тем не менее, данные определения ценности весьма близко по смыслу дефинициям ценности второй группы.

Ценностные ориентации как динамическая субкультура

Основная цель эмпирического исследования заключалась в том, чтобы получить данные, необходимые и достаточные для проверки результатов теоретического исследования. Это предполагало набор методик, адекватных цели исследования.

Комплекс методик направлен на исследования: 1) особенностей ценностных ориентации, характерных для юношеского возраста; 2) структурных компонентов модели ценностных ориентации в юношеском возрасте; 3) условий, способствующих оптимизации процесса развития ценностных ориентации в юношеском возрасте.

С этой целью нами было проведено комплексное экспериментальное исследование, в котором приняли участие испытуемые от 15 до 23 лет.

Исследование включало два основных этапа.

1. Эмпирическое исследование, выявляющее особенности ценностных ориентации, характерных для юношеского возраста;

2. Серия эмпирических исследований, направленная на выявление условий, способствующих оптимизации процесса развития ценностных ориентации в юношеском возрасте.

Общее количество испытуемых - 248 человек. Основные методы, реализуемые на этапах эмпирического исследования: 1. Анализ научной, психологической, справочной литературы по этой теме. 2. Наблюдение. 3. Опрос. 4. Беседа. 5. Анкетирование. 6. Тестирование. 7. Математико-статистические методы обработки результатов эксперимента.

Описание первого этапа исследования. На данном этапе в задачи исследования входило: - выявить и определить особенности представлений о системе ценностных ориентации у школьников и студентов; определить степень значимости ценностей в их системе среди лиц юношеского возраста.

Гипотеза первого этапа исследования: - при организации исследования на данном этапе мы исходили из предположения о том, что в представлении школьников и студентов ценностные ориентации подразделяются на более значимые и менее значимые, образуя иерархическую структуру, что может быть исследовано с помощью эмпирических методов наблюдения, беседы, опроса.

Описание выборки.

На данном этапе эксперимента испытуемыми были: учащиеся 10 и 11 классов лингво-математического лицея, средней школы № 17 г. Тамбова, Орловской средней школы Тамбовского района, студенты 1- 3 курсов психологического факультета, факультета физической культуры и спорта Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. Характеристика выборки представлена в таблице 1.

1.Описание стимульного материала. На основе теоретико-методологического анализа литературных источников, наблюдения и беседы со школьниками и студентами была разработана анкета, включающая в себя два вопроса: 1) Что такое, по-вашему, жизненные ценности? 2) Какие жизненные ценности для Вас являются наиболее важными? (текст анкеты см. в Приложении 1.).

Процедура исследования. Группе респондентов в течение 10-15 минут экспериментатор объяснял цели и задачи исследования, раздавал стимульный материал (распечатки текста анкет), объяснял форму ответа, отвечал на вопросы аудитории. После организационной части испытуемые самостоятельно отвечали на вопросы анкеты, время не ограничивалось. Заполненные бланки подвергались стандартной обработке.

2. Описание второго этапа эмпирического исследования. В задачи данного этапа входило: - проверка результатов, полученных в ходе первого этапа исследования; выявление условий, способствующих оптимизации процесса развития ценностных ориентации в юношеском возрасте.

Гипотеза второго этапа эмпирического исследования. На данном этапе исследования предполагалось, что формирование ценностных ориентации в юношеском возрасте будет проходить успешнее, если в ходе психологического практикума с элементами тренинговых занятий повышать информированность о системе ценностей, раскрывать пути их достижения и реализации активными действиями и пути создания новых ценностей, что может быть исследовано с помощью эмпирических методов наблюдения, беседы, опроса, тестирования.

Психологическая оптимизация ценностных ориентации в юношеском возрасте.

Исследование ценностных ориентации у людей юношеского возраста осуществлялось в условиях психологического практикума "Ценности в структуре духовности личности", в котором приняли участие учащиеся выпускных классов и студенты 1-2 курсов, всего 107 человек. Характеристика выборки представлена в таблице 2.

Гипотезой данного этапа было предположение о том, что формирование ценностных ориентации в юношеском возрасте будет проходить успешнее, если в ходе психологического практикума с элементами тренинговых занятий повышать информированность о системе ценностей, указание путей их достижения и реализации активными действиями и созданием новых ценностей. Таким образом, данная гипотеза в случае доказательства служила важным подтверждением правильности выдвинутой гипотезы всего диссертационного исследования.

Как показывают исследования ряда авторов, на формирование личности молодого человека оказывают влияние следующие факторы: целенаправленное воздействие общества на личность, т. е. воспитание в широком смысле этого слова; социальная среда, в которой человек постоянно находится, воспитывается и формируется; активность самой личности, ее самостоятельность в отборе и усвоении знаний и их осмыслении; умение сопоставлять различные точки зрения, критически их оценивать; активное участие в практической, преобразовательной деятельности (Лисовский В. Т. 1999, Мачурова).

Прежде чем приступить к разработке собственного психологического практикума по оптимизации процесса формирования ценностных ориентации в юношеском возрасте, изучим имеющийся опыт исследования жизненных ценностей студентов (Н.Н. Мачурова).

В данном подходе ценностные ориентации юношества рассматриваются в рамках ценностного поля личности - совокупности реальных и идеальных понятий, выражающей предметы, объекты или идеи, представляющие для индивида интерес, потребность или цель и ставшая для него жизненной ценностью. Ценностное поле может включать в себя любые предметы неживой природы, любые объекты живой природы, других людей, само общество, все человечество, все то, что окружает человека, саму личность, жизненное пространство личности, любое желание, стремление человека, чувства человека, его мысли, его идеи, все то, что можно описать словами, знаками.

В рамках данного подхода одной из целей проведения практикумов является результат процесса актуализации личностью своего жизненного поля и расширения осознания ценностного поля личности студента, который в данном понимается как особая психологическая категория, выделенная впервые Ленинградской психологической школой (Б.Г. Ананьев. М.Д. Дворяшина, Е.И. Степанов, В.А. Якунин и др.).

Расширение ценностного поля возможно за счет развития личности, ее внутреннего мира, нравственных аспектов, что может быть успешно реализовано в междисциплинарном подходе к научным знаниям о человеке. Исходя из этого, программа была построена таким образом, чтобы помочь студентам в выработке навыков самопознания, умения диалогического взаимодействия, которое в наибольшей степени позволяет проявить нравственные качества личности, а для реализации учебных задач использовались возможности двух учебных курсов - этика и психология.

Однако, в рамках нашего подхода, понятие ценностного поля тождественно системе ценностных ориентации - состояний, явлений и процессов в окружающей жизни, которые становятся ориентирами для личности, направляют формирование ее целей и способов их достижения.

Так как ценностные ориентации по природе малочувствительны к вербальным воздействиям, несущим только информационную нагрузку, их изменение опосредовано диалогом (общением), который служит для идентификации с другими (Грановская Р. М, 1988; Ситников А. П. 1996; Смищенко О. Н. 1997; Тутушкина М. К. 1998). Таким образом, говоря об изменении ценностных ориентации юношества путем психологического практикума, в общей системе предметного воздействия мы должны помнить, что наша основная цель - оптимизация этого процесса.

Психологический практикум "Ценности в структуре духовности личности" был построен с элементами психологического тренинга с использованием когнитивной психокоррекции, элементов гештальт-терапии с актуализацией и свободным выражением переживаний и применением заданий проектного характера.

Данный практикум был направлен на оптимизацию процесса формирования ценностных ориентации в юношеском возрасте путем работы в когнитивном (познавательном) плане, но учитывались также эмоциональный (аффективный) и поведенческий (бихевиоральный) планы.

Обращение к познавательной сфере способствовало тому, что участники психологического практикума получали более глубокие представления о конкретных ценностях и связях между ними; осознавали существующие рассогласования между знаемыми и реализуемыми ценностями; осознавали собственную роль, меру своего участия в формировании системы ценностных ориентации, а также то, каким путем можно было совершенствовать систему ценностей в будущем; собственные мотивы, потребности, стремления, отношения, а также степень их адекватности, реалистичности и конструктивности.

Похожие диссертации на Динамика ценностных ориентаций в юношеском возрасте