Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Акмеологические условия формирования эстетической компетентности студентов педагогического вуза Соболева Алла Петровна

Акмеологические условия формирования эстетической компетентности студентов педагогического вуза
<
Акмеологические условия формирования эстетической компетентности студентов педагогического вуза Акмеологические условия формирования эстетической компетентности студентов педагогического вуза Акмеологические условия формирования эстетической компетентности студентов педагогического вуза Акмеологические условия формирования эстетической компетентности студентов педагогического вуза Акмеологические условия формирования эстетической компетентности студентов педагогического вуза Акмеологические условия формирования эстетической компетентности студентов педагогического вуза Акмеологические условия формирования эстетической компетентности студентов педагогического вуза Акмеологические условия формирования эстетической компетентности студентов педагогического вуза Акмеологические условия формирования эстетической компетентности студентов педагогического вуза
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Соболева Алла Петровна. Акмеологические условия формирования эстетической компетентности студентов педагогического вуза : 19.00.13 Соболева, Алла Петровна Акмеологические условия формирования эстетической компетентности студентов педагогического вуза (На примере Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова) : Дис. ... канд. пед. наук : 19.00.13 Ульяновск, 2005 224 с. РГБ ОД, 61:06-13/464

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования эстетической компетентности студентов педагогического вуза 17

1.1 Генезис педагогического знания об эстетическом образовании 17

1.2 . Структурно-функциональная характеристика эстетической компетентности студентов 44

1.3. Акмеологическая модель формирования эстетической компетентности студентов 99

ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование акмеологических условий формирования эстетической компетентности студентов педагогического вуза 117

2.1. Содержание и методика экспериментального исследования 117

2.2. Акмеологические условия формирования эстетической компетентности студентов 131

2.3. Уровни сформированности эстетической компетентности студентов 144

Заключение 174

Библиографический список использованной

Литературы 178

Приложения 200

Введение к работе

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем современного мира. Модернизация содержания образования, оптимизация способов и технологий организации образовательного процесса, переосмысление цели и результатов образования направлено на решение данной проблемы. В связи с этим в тексте «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» обращается внимания на формирование ключевых компетентностей, которые должны быть освоены в результате образования обучающимися.

Формируемый на этой основе компетентностный подход к образованию рассматривается и в контексте Болонского процесса, что поможет пересмотреть традиционные когнитивные ориентации высшего образования и привести к новому видению самого содержания образования, его методов и технологий.

Вхождение России в единое мировое сообщество предполагает разработку такой модели компетентного специалиста, который сочетал бы в себе знания, умения, опыт, личностные качества, открытость мировой культуре и сохранение культурных отечественных традиций и ценностей.

Анализ подходов к модернизации современной системы высшего образования (А.А.Вербицкий, Б.С.Гершунский, И.А.Зимняя, Ю.Г.Татур, и др.) показывает, что процесс профессионального становления личности должен рассматриваться как целостный процесс общекультурного и профессионального развития специалиста при доминирующей роли творчества. Кроме того, в настоящее время наиболее востребована «компетентностная» парадигма образования. Особенно это относится к подготовке будущих педагогов, которые наряду со знанием своего предмета, должны иметь и общекультурную подготовку. Особое место в этом процессе занимает эстетическое образование, которому в последнее время мало уделяется внимания. Развитие масс -медиа, появление новых видов искусств, влияние поп - культуры и т.д. тре-

буют усиления эстетического образования, изменения форм акмеологиче-ских, педагогических и психологических методик, а также самого его содержания.

Из сказанного можно сделать вывод, что реформирование образовательной системы России требует от высшей школы подготовки специалиста компетентного не только в профессиональном плане, но и в эстетическом отношении. Решить данную проблему невозможно без обращения к идеям ак-меологического содержания относительно развития и самосовершенствования человека, полноты его самореализации в жизни, деятельности и творчестве (А.А.Бодалев, А.А. Деркач, В.Г Зазыкин).. Наиболее интересными для нас представляются те направления акмеологии, которые связаны главным образом с профессиональными достижениями зрелой личности, с прогрессивным личностно-профессиональным развитием человека как субъекта деятельности (А.А.Деркач). Поэтому обращение к теме исследования «Акмеоло-гические условия формирования эстетической компетентности студентов педвузов» является особенно актуальным.

Состояние проблемы исследования.

В настоящее время в отечественной акмеологической, психологической и педагогической литературе недостаточно рассмотрены идеи изучения формирования компетентностей, особенно это касается эстетической компетентности. Поэтому остро назрела необходимость реализации новых целей подготовки специалиста, содержания его образования, эффективного использования технологий формирования эстетической компетентности, объективных измерителей и методов оценивания её сформированности.

Различные аспекты профессиональной компетентности представляют сферу научных интересов многих специалистов: И.Р. Алтуниной, В.В. Богданова, А.А. Бодалева, А.А. Деркача, В.Г. Зазыкина, Н.В. Кузьминой, Л.Г. Лаптева, А.К. Марковой, В.Г. Михайловского, А.В. Моложавенко, Ю.В. Мряки-ной, М.А. Петухова, Е.В. Прозоровой, И.И. Серегиной и др.

Наибольшей разработанностью проблем компетентностей выделяются исследования зарубежных авторов (Дж. Равен, Дж. Кулман, Р. Коллинз, Е. Де Боно, В.Хутмахер).

В настоящее время созданы научные предпосылки для разработки теории профессиональной компетентности в вузах (В.Б. Библер, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Н.Ф. Талызина, М.А. Холодная, Д.Б. Эльконин и др.)

В отечественной системе современного высшего образования уточняются социокультурные, акмеологические и психолого-педагогические условия формирования профессиональной, социальной и коммуникативной компетентности на основе применения инновационных образовательных технологий (В.П. Беспалько, Е.Н. Богданов, Н.А. Исаева, В.В. Петрусинский, С.Д. Поляков). Различные аспекты гуманитаризации образования нашли отражение в публикациях А.А. Бодалева, Н.И. Калакова, Л.Д. Назаренко, Н.Н. Никитиной, Е.Н. Шиянова др.

В диссертационных работах О.В. Москаленко, Е.Г. Пазековой., О.Ю. Скудновой исследуются различные аспекты, связанные с профессиональным становлением специалиста.

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания (Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, В.Т. Лисовский, В.А. Разумный), к рассмотрению творчества как компонента профессиональной культуры преподавателя (В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова) но при этом в меньшей степени изучены вопросы эстетического образования, тем более формирование эстетической компетентности студентов.

В современной социальной жизни происходит утрата и деформация духовных ценностей, что порождает серьезные нравственные, социально-психологические и эстетические проблемы. Девальвация ценностей духовной культуры, практически ведет к полной подмене их ценностями культуры материальной. Налицо искажение исторически сложившейся иерархии этических и эстетических ценностей, отказ от идеи объективных стандартов каче-

ства, фальсификация универсальных духовных ценностей истины, добра, красоты.

Как следствие, наблюдается повсеместная деградация и подчас исчезновение самой потребности в высокой культуре или отношение к ней как к культуре развлекательной. Наблюдение вместо рассуждения, созерцание вместо интерпретации - одна из установок уже не зрителя, а потребителя культурной продукции. В результате кризиса духовной культуры современный человек утрачивает способность видеть окружающий мир во всей сложности взаимоотношений и связей.

Данная ситуация приводит к возрастанию значимости преподавания и усвоения гуманитарных дисциплин в вузе. Важность подобных предметов обуславливается также потребностью современного общества повышенного риска в ответственных специалистах. Существует прямая связь между развитием эмоциональной сферы человека и его нравственным обликом. Кризис духовной культуры, ведущей к эмоциональной бедности её носителей, влечет за собой этическую неразвитость людей. Трудно ждать ответственного поведения от духовно опустошенного и эмоционально ограниченного человека.

Сказанное иллюстрирует сложившиеся объективные противоречия:

между декларируемым социальным заказом на компетентного разно
сторонне образованного, высококультурного специалиста и невостребован
ностью гуманистической составляющей образовательного процесса;

между стремлением студента к творческому самовыражению, к приобщению к эстетическим ценностям и неразвитой способностью воспринимать и переживать эстетические ценности, недостатком соответствующих умений, которые сочетаются с завышенной самооценкой собственных знаний у студентов;

между необходимостью углубления эстетической подготовки будущих педагогов, формированием у них эстетической компетентности и недос-

таточной разработанностью акмеологических условий и технологий её формирования.

С учетом этих и других противоречий сделан выбор темы исследования, научная проблема которого сформулирована следующим образом: каковы основные акмеологические условия формирования эстетической компетентности студентов педагогического вуза, отвечающей современным социальным потребностям в становлении компетентного специалиста. Решение данной проблемы составило цель нашего исследования.

Объект исследования: процесс формирования эстетической компетентности студентов педагогического вуза.

Предмет исследования: акмеологические условия формирования эстетической компетентности студентов педагогического вуза.

Гипотеза исследования: формирование эстетической компетентности будет более эффективным, если:

определено место эстетической компетентности в системе научных понятий: компетентность, эстетическое воспитание, эстетическое образование, эстетическая культура;

раскрыта сущность и структурно-функциональная характеристика эстетической компетентности студентов, выявлены её компоненты и критерии;

теоретически обоснована акмеологическая модель формирования эстетической компетентности;

выявлены показатели, критерии, уровни сформированности эстетической компетентности студентов как одной из составляющих профессиональной компетентности и социально-нравственной зрелости специалиста;

- созданы необходимые акмеологические условия, способствующие
формированию эстетической компетентности студентов.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:

  1. На основе анализа философской, эстетической, социологической, акмеологической, педагогической, психологической литературы об эстетическом образовании выявить основные предпосылки возникновения и постановки проблемы исследования. Определить сущность понятия «эстетическая компетентность», предложить рабочее определение.

  2. Раскрыть сущность и структурно-функциональную характеристику эстетической компетентности студентов, выявить её компоненты и критерии.

  3. На основе полученных теоретических и эмпирических результатов разработать акмеологическую модель формирования эстетической компетентности студентов педагогического вуза.

  4. Выявить и обосновать акмеологические условия, способствующие формированию эстетической компетентности студентов в контексте перспектив модернизации системы высшего образования, определить динамику, аргументировать показатели и критерии, эмпирически определить уровни сформированности эстетической компетентности студентов.

Концептуальные основы исследования опираются на положения о дея-тельностном, личностно-ориентированном подходе к воспитанию и обучению, на методологические основания акмеологии, на идеи гуманистической педагогики и психологии, на культурологический, гуманитарный подход к образованию, на идеи интеграции и диффернциации в науке и искусстве, на положения педагогики творчества, на особенности эстетической культуры личности, теорию установки, диалектику процессов развития общества и человека; на положения о профессиональной и эстетической подготовке в педагогическом вузе.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: общенаучные принципы познания, комплексный и системный подход; философские категории субъекта, сознания, познания, деятельности, личности, творчества; ведущие методологические принципы психологии и педагогики развития, моделирования, активности, обратной связи

(К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, В.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.), общие и специальные методологические принципы акмеологического исследования (Е.Н. Богданов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г.Зазыкин, Н.И. Калаков, Н.И. Конюхов, Н.В. Кузьмина, Л.Г. Лаптев, А.К. Маркова, В.Г. Михайловский, Е.А. Яблокова и другие);

положения о социальной, деятельностной и творческой сущности личности и многофакторном характере ее развития (В.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.В. Барабанщиков, А.А. Деркач, Н.И. Калаков, Н.В. Кузьмина, Л.Г. Лаптев, В.Г. Михайловский, Н.Д. Никандров), о принципах общения, отношений, деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, И.В. Дубровина, В.Н. Мясищев, Д.Н. Узнадзе, Е.А. Яблокова, В.А. Ядов и другие);

теоретические и эмпирические исследования по проблемам изучения творческого развития личности в процессе образования профессионально и социально компетентных специалистов (Д.Б. Богоявленская, И.А.Зимняя, В.П.Зинченко, Н.И. Калаков, В.К. Кириллов, Е.А. Климов, Н.Д. Никандров, В.А.Сластёнин, Ю.Г.Татур, Е.Н.Шиянов, Н.Б. Шмелева и другие);

работы, посвященные психолого-акмеологическим аспектам профессионального развития (К.А. Абульханова-Славская, О.С. Анисимов, А.Г. Асмолов, Е.Н. Богданов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, Л.Г. Лаптев, О.В. Москаленко, А.А. Реан, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский);

философско-эстетические и культурологические положения о культу
ре, эстетическом образовании, искусстве, духовности (М.М.Бахтин,
Ю.Б.Борев, В.В.Бычков, А.Ф.Еремеев, А.Я.Зись, М.С.Каган, Н.И.Киященко,
Л.Н.Коган, О.А.Кривцун, Ю.А.Лукин, В.А.Разумный, Л..Н.Столович,
А.К.Уледов, В.П.Шестаков, И.В. Юстус и др.); современная теория обуче
ния (Д.Б.Богоявленская, А.Бине, Л.С.Выготский, А.А.Деркач,
В.И.Загвязинский, Н.И.Калаков, Н.Д.Никандров, Н.Никитина, М.А.Петухов,

И.П.Подласый, С.Д.Поляков, А.З.Рахимов, Н.Роджерс, С.Л.Рубинштейн, И.С.Якиманская и другие), положение о ведущей роли деятельности в развитии личности (А.А.Вербицкий Л.С.Выготский, Леонтьев А.Н и другие), психолого-педагогические учения о влиянии искусства на личность, развитие творчества и творческих способностей (Д.Б.Богоявленская, Л.С.Выготский, П.Торренс и другие), о профессиональном педагогическом образовании, содержании образования (В.П.Беспалько, Б.С.Гершунский, В.В.Краевский, Н.В.Кузьмина, В.С.Леднев, И.Я.Лернер, Н.Д.Никандров, А.М.Новиков, К.Д.Ушинскийи другие.), об эстетической и художественно-творческой подготовке студентов (А.А.Мелик-Пашаев, Н.И. Киященко, М.Ф.Овсянников, Б.П.Юсов и другие).

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовались следующие методы исследования:

- теоретический анализ философской, эстетической, педагогической,
психологической, акмеологической, искусствоведческой, методической, со
циологической литературы;

. - эмпирические методы: диагностические (беседа, анкетирование, тестирование, интервьюирование, методы самооценок и экспертных оценок, парное сравнение, ранжирование, контент-анализ студенческих работ), обсервационные (различные методы наблюдений). Педагогический эксперимент;

- статистические методы измерения и обработки экспериментальных
данных, системный и качественный анализ, графическая интерпретация;
ранжирование; метод углового преобразования Фишера (ф*- критерий), кри
терий тенденций Джонкира, кластерный анализ, описание и вербальная фик
сация исследовательского материала и полученных результатов.

Эмпирическая база исследования: исследование выполнялось в Ул-ГПУ им. И.Н.Ульянова на физико-математическом, естественно-географическом, филологическом факультетах, на факультете иностранных

языков, на факультете физической культуры и спорта. В эксперименте приняло участие 240 человек.

В диссертации представлен опыт научной и педагогической деятельности автора в качестве преподавателя кафедры философии и культурологии УлГПУ им. И.Н.Ульянова (1981- 2005).

Основные этапы исследования охватывают шестилетний период:

  1. этап (1999-2001 г.г.) - теоретический - изучение философской, эстетической, акмеологической, педагогической литературы по теме исследования, анализ состояния преподавания эстетики в вузах г. Ульяновска, формулировка темы, основных параметров и рабочей гипотезы исследования.

  2. этап (2001-2003 г.г.) - поисковый - создание условий, необходимых для обеспечения исследовательской, экспериментальной работы. Разрабатывались различные стратегии формирования эстетической компетентности студентов педагогического университета, уточнялась и апробировалась система дидактических средств, выявлялась эффективность отдельных форм обучения, определялась логика, структура, содержание, специфика создания акмеологических условий, способы эстетической подготовки студентов. Моделирование эстетической подготовки включало обоснование уровней сфор-мированности эстетической компетентности студентов педвуза. Одновременно вносились коррективы в методику исследования; формировались предварительные выводы и рекомендации, многие из которых внедрялись в вузовскую практику.

Данный этап экспериментальной работы сопровождался участием соискателя в научных и научно-методических конференциях, опубликованием ряда статей по теме исследования.

3 этап (2003-2005 г.г.) - формирующий - проверка выдвинутой гипоте
зы, обработка, анализ и интерпретация результатов эксперимента, определе
ние эффективности разработанной нами акмеологической модели формиро-

вания эстетической компетентности, оформление результатов исследования в виде кандидатской диссертации.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены исходными теоретико-методологическими позициями, соответствием методологии исследования поставленной проблеме, полнотой рассматриваемого объекта изучения, представленного в единстве его содержательных, структурных, функциональных и процессуальных характеристик, использованием комплексной методики исследования, соответствующей его задачам и логике, длительным характером опытно-экспериментальной работы, репрезентативностью объема выборки, сочетанием количественного и качественного анализа, а также непосредственной практической педагогической деятельностью автора (24 года преподавателем этики, эстетики и культурологии).

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем разработан комплекс условий (акмеологические, педагогические, организационные) формирования эстетической компетентности студентов, объединяющие междисциплинарный, системный и компетентностныи подходы к научному познанию:

конкретизировано и научно обосновано понятие «эстетическая компетентность», определено его место в системе научных понятий: компетентность, эстетическое воспитание, эстетическое образование, эстетическая культура;

раскрыта структурно-функциональная характеристика формирования эстетической компетентности студентов и технологии её реализации, которая представлена мотивационным, когнитивным, деятельностно-поведенческим, ценностно-смысловым, эмоционально-волевым, рефлексивным компонентами, включающими соответственно эстетические знания, установку на эстетическое восприятие, эстетическое отношение, эстетические ориентации, эстетический опыт, эстетически-ориентированную деятельность,

самооценку и другие функционально составляющие. В числе интегральных критериев выделены: формирование эстетической потребности, теоретическая подготовка, направленность на освоение эстетических ценностей, умение проектировать и воплощать эстетические идеи в различных видах человеческой деятельности, осознание ответственности за результаты своей деятельности, потребность в эстетическом саморазвитии. Анализ сущностных характеристик эстетической компетентности позволил в качестве основных выделить функции адаптации, развития, самоопределения, самореализации и самоутверждения;

разработана акмеологическая модель формирования эстетической компетентности студентов, включающая в себя социальный заказ, цели, задачи, принципы, структурные компоненты, технологию формирования (акмеологическая технология, методы, приемы, формы, средства), комплекс условий (акмеологические, педагогические, организационные), акмеологиче-ское сопровождение, уровни сформированности.

выявлены отдельные формы учебной и внеучебной деятельности студентов как эстетически развивающие акмеологические и педагогические технологии, разработан алгоритм формирования эстетической компетентности студентов.

определены условия (акмеологические, педагогические, организационные), уровни (интуитивно-репродуктивный, сознательно-репродуктивный, креативный) сформированности эстетической компетентности студентов;

Теоретическая значимость результатов исследования определяется разработкой теоретических основ формирования эстетической компетентности как сущностной основы и средства подготовки студентов. Результаты исследования вносят вклад в разработку научных основ формирования эстетической компетентности студентов, обеспечивающих профильное и профессиональное самоопределение личности. Теоретический анализ феномена эстетической компетентности расширяет научные представления о сущности и

видах компетентности. Выявлена и обоснована структурно-функциональная характеристика эстетической компетентности как социально-педагогического феномена и как системного образования;

Разработана и эмпирически апробирована акмеологическая модель формирования эстетической компетентности студентов, через освоение содержания предмета «Эстетика», формирование системы знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

Выделены уровни и определены условия и критерии сформированно-сти эстетической компетентности студентов в контексте структурных и функциональных компонентов, которые обеспечивают реализацию основных идей подготовки компетентного специалиста.

Практическая значимость результатов исследования.

Материалы диссертации имеют практическую ценность для совершенствования процесса профессионального образования в контексте его гуманизации и гуманитаризации.

В процессе проведенного исследования разработаны научно-практические, методические материалы по формированию эстетической компетентности студентов, которые прошли эмпирическую проверку, легли в основу разработанных и использующихся в учреждениях региона методических рекомендаций.

Разработанные студентами темы в программе Microsoft Power Point, аудио и видео материалы по культурологии, эстетике могут быть внедрены в учебную и во внеучебную деятельность студентов педагогического вуза.

Практические результаты диссертационного исследования востребованы для формирования эстетической компетентности студентов в высшей школе, а также могут быть использованы в общеобразовательных школах, в системе повышения квалификации работников образования

Апробация и внедрение результатов исследования.

Полученные научные результаты и экспериментальные данные нашли отражение в статьях, тезисах и докладах, опубликованных в г.г.: Москва, Ульяновск. Основные идеи и выводы диссертационного исследования были обсуждены и одобрены на научных и научно-практических конференциях: XI и XI1 всероссийские научно-практические конференции «Человек в культуре России» (Ульяновск, 2003, 2004); Всероссийская научно-производственная конференция «Инновационные технологии в аграрном образовании, наук и АПК в России» (Ульяновск, 2003); Международная научно-практическая конференция «Проблема творческого развития личности в XXI веке» (Ульяновск, 2004), Международная научная конференция «Ак-меология: личностное и профессиональное развитие» (Москва, РАГС, 2004); Международная научно-практическая конференция «Методология и методика экологического и эстетического образования в современных условиях» (Ульяновск, 2005).

Положения, выносимые на защиту:

1. Эстетическая компетентность как интегративное свойство личности, которое характеризуется способностью человека реализовать свой эстетический потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества) на практике для успешной деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая ответственность за её результаты. Структурно-функциональная характеристика эстетической компетентности студентов представлена (мотивацион-ным, когнитивным, деятельностно-поведенческим, ценностно-смысловым, эмоционально-волевым, рефлексивным компонентами, включающими, соответственно эстетические знания, установку на эстетическое восприятие, эстетическое отношение, эстетические ориентации, эстетический опыт, эстетически-ориентированную деятельность, самооценку и другие функционально-составляющие). В числе интегральных критериев выделены: формирование эстетической потребности, теоретическая подготовка, направленность на освоение эстетических ценностей, умение проектировать и воплощать эстети-

ческие идеи в различных видах человеческой деятельности, осознание ответственности за результаты своей деятельности, потребность в эстетическом саморазвитии. Анализ сущностных характеристик эстетической компетентности позволил в качестве основных выделить функции адаптации, развития, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

  1. Акмеологическая модель формирования эстетической компетентности студентов, включающая такие компоненты, как социальный заказ, цель, задачи, принципы, структурно-функциональную характеристику (компоненты, содержание, критерии), технологию формирования (средства, методы, приемы), комплекс условий (акмеологические, педагогические, организационные), акмеологическое сопровождение и уровни сформированности эстетической компетентности студентов.

  2. Акмеологические условия формирования эстетической компетентности студентов (в условиях педагогического вуза) включают две группы условий: внешние (акмеологически насыщенная творческая среда в процессе учебной, внеучебной и самостоятельной познавательной деятельности) и внутренние (мотивация к учебной и будущей профессиональной деятельности, стремление к самосовершенствованию).

  3. Уровни сформированности эстетической компетентности: интуитивно-репродуктивный, сознательно-репродуктивный, креативный, которые фиксируют достоверные различия в формировании эстетической компетентности студентов, отражают динамику этого процесса.

Структура диссертационной работы.

Диссертация объемом 224 страниц состоит из введения, двух глав, каждая их которых содержит три параграфа, заключения, библиографического списка использованной литературы (всего 278 наименований), 10 приложений, иллюстрирована 14 таблицами, 3 рисунками. Основное содержание работы изложено на 199 страницах.

Генезис педагогического знания об эстетическом образовании

Формирование эстетической компетентности студентов мы рассматриваем как результат эстетического образования, что позволяет по-новому взглянуть на содержание образования, его методов и технологий, сформировать систему знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. [107,с.12].

Эстетическое образование принадлежит двум областям человеческой деятельности — эстетике как философской науке, и педагогике как наукам, намечающим конкретные пути и методы претворения эстетических идей в практике образования в педагогическом процессе. Изучение философской и педагогической литературы показывает, что эстетическое образование рассматривается как составная часть развития личности. [20,23,57,110,127, 128].

Сегодня следует обратить внимание еще на одну науку, с которой самым непосредственным образом тесно связано эстетическое образование -это акмеология. Идеи акмеологического содержания относительно развития и самосовершенствования человека, полноты его самореализации в жизни, деятельности и творчестве высказывались многими философами.

Воспитание и образование возникают и развиваются в недрах человеческого общества как объективная необходимость. В отечественной педагогической науке существуют самостоятельные категории образование, воспитание. Исходя из этого, можно предположить, что такое разделение должно быть проведено и в эстетической области. Наиболее часто в педагогической науке употребляется понятие «эстетическое воспитание» (М.А.Верб, Н.И.Киященко, В.Т.Лисовский, Б.Т.Лихачев, М.Ф.Овсянников, В.А.Сластенин), которое определяется как формирование эстетического отношения человека к действительности, приобщение к эстетическим ценностям, развитие способности к эстетическому восприятию, переживанию, эстетического вкуса, к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей в искусстве и в любой деятельности.

Б.Т.Лихачев, например, так характеризует эстетическое воспитание: «Эстетическое воспитание - процесс, который совершается под влиянием самых различных жизненных отношений и воздействий, обладающих эстетическими свойствами» [152, с. 263]. Необходимо, по мнению Б.Т.Лихачева, научить изменять мир и не просто перестраивать его, а творить по «законам красоты».

В эстетическом словаре дается такое определение эстетического воспитания: «Эстетическое воспитание - формирование определенного эстетического отношения человека к действительности. В процессе эстетического воспитания вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в данном конкретном обществе, приобщение к этим ценностям» [266, с.424].

Один из представителей системного подхода к воспитанию И.П.Подласый дает такое определение эстетического воспитания: «Эмоциональное (эстетическое) воспитание - ещё один базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкус у воспитанников» [195, с. 160].

Приведем ещё некоторые определения эстетического воспитания: - эстетическое воспитание - воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, в труде, в явлениях искусства (В.Н. Шацкая) [127.]; - есть процесс, в котором формируется умение ценить, чувствовать и понимать прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенное и героическое, высокое и низменное в явлениях самой действительности, человеческих отношениях и искусстве, где развивается способность к творчеству по законам красоты во всех сферах и видах человеческой деятельности (Н.И. Киященко), [127]; - система воздействий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, тонко чувствовать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве (И.Ф. Гончаров), [74]; - включение человека в систему педагогически организуемых действий для выработки у него желаемых воспитателем эстетических чувств, вкусов и идеалов, а также художественно-творческих способностей (В.А.Разумный), [209]; - приобщение к эстетическим ценностям и прежде всего к главной из них -красоте во всех проявлениях. Поскольку красота как ценность более связывается с искусством, то эстетическое воспитание включает, в частности, приобщение к искусству, развивая эмоциональную сторону не только восприятия искусства, но и психики человека (М.С.Каган), [118].

Понятие «эстетическое воспитание» в российской научной литературе нередко отождествлялось с понятием «художественное воспитание», поскольку искусство всегда выступает влиятельным средством эстетического воспитания и развития личности. Однако современная педагогика разделяет эти понятия и считает художественное воспитание частью воспитания эстетического.

Структурно-функциональная характеристика эстетической компетентности студентов

Теоретическое осмысление феномена эстетической компетентности предполагает раскрытие сущностных характеристик, компонентов, структур и функций данного процесса. В исследованиях, посвященных инновационным процессам (Е.В. Бон-даревская, А.А. Вербицкий, М.В. Кларин, С.Д. Поляков, В.А. Сластенин, И.С. Якиманская и др.) применялись идеи системного подхода [130,131,139,171], что позволило заложить научную основу для конструирования и организации данного процесса как динамической системы, как целостного образования. Методология системного подхода дает возможность рассмотреть фе номен эстетической компетентности как со стороны её функциональных свя зей и отношений, так и основных структурных компонентов. Исследования СИ. Архангельского, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинского, , Н.В. Кузьминой, В.В. Краевского, и других педагогов доказали, что системный подход неза- меним в ситуации анализа целостных педагогических явлений и образова- ний. Анализ характеристики любого системного образования предполагает, по мнению исследователей, его рассмотрение в нескольких плоскостях, среди которых минимально необходимыми выступают предметная и функцио- нальная. Предметная плоскость дает представление о структуре, состоянии компонентов и характере связей между ними; функциональная раскрывает систему со стороны её функционального содержания как автономной подсистемы в структуре более общих систем [112, с. 111-112] Одна из трактовок педагогической системы связана с её определением как множества взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей [170,с.П]. Работа по формированию эстетической компетентности студентов заставила активизировать поиск эффективных методик, технологий, способов, подходов совершенствования учебно-воспитательного процесса. В своей работе мы опирались на коллективный способ обучения (В.К. Дьяченко), принципы позиционности (Н.Е. Веракса), личностно - ориентированный подход (И.А.Зимняя, И.С. Якиманская, В.В. Сериков), развивающее обучение (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), словесно - логический способ (А.И. Гончарук), на методологические основания фундаментальной и прикладной акмеологии (Е.Н. Богданов, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова), провели анализ работ по проблеме компетенция / компетентность (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур, А.В.Хуторской и др). В документе «Стратегия модернизации содержания общего образования» были сформулированы основные положения компетентностного подхода к образованию, который является прямым продолжением и средством реализации личностно и практико-ориентированной парадигм образования, обращается внимание на роль образования в подготовке человека к организации своей жизнедеятельности в целом и на формирование с этой целью ключевых компетентностей личности [237]. Анализ акмеологической, психолого-педагогической литературы показывает, что понятие «компетентность» (от лат. competentia - принадлежность по праву) часто рассматривается как характеристика обладания знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское, авторитетное мнение, осведомленность, авторитетность в определенной области. А.А. Деркач обращает внимание ещё на один аспект трактовки: competence - это законно принятая способность авторитетного лица совершать определенные акты или действия в конкретных условиях, круг полномочий. Поэтому компетентный - - это знающий, сведующий в определенной области специалист, имеющий право по своим знаниям и полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо, имеющий право решать вопросы как подведомственные [87 с. 149]. Некоторые авторы (Л.Н. Болотов, B.C. Леднев, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков) отождествляют понятия компетенция/компетнтность, подчеркивая практическую направленность компетенций - «Компетенция является, таким образом, сферой отношений существующих между знанием и действием в человеческой практике» [148], а «Компетентностный подход предполагает значительное усиление практической направленности образования [104]. Эта же позиция неразграничения понятий компетенция/компетентность характерна и для большинства зарубежных исследователей этой проблемы. И.А.Зимняя в своей статье [104,с.61] защищает разграничение соотношения понятий компетенция/компетентность: «компетенции это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях». . Компетенции, проявляясь в поведении, деятельности человека, становятся, как отмечалось нами выше, его личностными качествами, свойствами.

Содержание и методика экспериментального исследования

В настоящей главе на основе опытно-экспериментальной работы с учетом рассмотренных методологических, теоретических положений и выводов, анализа формирования эстетической компетентности проверяются предположения, выдвинутые в гипотезе, обосновываются критерии и показатели оценки уровней формирования эстетической компетентности, анализируются основные тенденции и зависимости, характеризующие данный процесс. Проведенный теоретико-методологический анализ проблемы формирования эстетической компетентности студентов позволил разработать содержание и методику опытно-экспериментальной работы. Цель её состояла в том, чтобы выявить и экспериментально проверить влияние педагогических условий на успешное формирование эстетической компетентности студентов педагогического университета. В соответствии с целью ставились и решались следующие задачи: 1) выявить критерии и показатели эстетической компетентности студентов педагогического университета; 2) разработать методику оценки уровня формирования эстетической компетентности студентов; 3) проверить эффективность используемой методики в ходе формирующего эксперимента, путем сопоставления исходного и нового уровня эстетической компетентности студентов экспериментальной и контрольной групп; 4) осуществить анализ полученных результатов, изучить динамику и уточнить акмеологические условия формирования эстетической компетентности студентов; 5) разработать практические рекомендации по формированию эстетической компетентности студентов. Разрабатывая частную гипотезу опытно-экспериментальной работы, автор исходил из предположения, что процесс формирования эстетической компетентности студентов будет более успешным, если создать необходимые для этого акмеологические условия. Основные акмеологические условия рассматривались в системе двух групп: внутренние и внешние. Исследование проводилось с 1999 г. по 2004 г. в три взаимосвязанных этапа [96 ,с.Ю6]. Первый этап (1999-2001 гг.) - теоретический - был направлен на изучение философской, акмеологической, социологической, психолого-педагогической и методической литературы; проводился её сравнительный анализ, изучался передовой опыт, который включал предварительный анализ исследуемой проблемы на основе изучения научно-теоретических источников содержания эстетического образования, структурированного на основе компетентностного подхода в специальной деятельности; происходила первичная апробация дидактических средств, определялись исходные параметры работы, уровень разработки проблемы, замысла, объекта, предмета, цели, задачи и рабочей гипотезы исследования, намечались методики планируемых экспериментов, формировалась концепция исследования. Второй этап (2001-2002 гг.) - поисковый. Разрабатывались различные стратегии формирования эстетической компетентности студентов в педагогическом пространстве вуза, уточнялась и апробировалась система дидактических средств, выявлялась эффективность отдельных форм обучения, определялись логика, структура, содержание, специфика создания акмеологиче-ских условий, способы эстетической подготовки студентов. Разработка методической системы эстетической подготовки включала обоснование уровней эстетической компетентности студентов педагогического вуза. Одновременно вносились коррективы в методику исследования, формировались предварительные выводы и рекомендации, многие из которых внедрялись в вузовскую практику. На этом этапе использовались методы: наблюдение, беседы, анализ результатов деятельности, констатирующие эксперименты, экспертное оценивание, тестирование. Третий этап (2003-2005 гг.) - формирующий. Систематизировались, анализировались и обобщались результаты экспериментов. Данный этап предполагал определение эффективности разработанной нами системы эстетической подготовки студентов в педагогическом пространстве вуза, наблюдение за изменениями в личностном и профессиональном росте, определение итогового уровня эстетической компетентности каждого участника экспериментальной работы. Осуществлялось внедрение выработанных рекомендаций в практику работы высших учебных заведений военно-технического профиля. Данный этап экспериментальной работы сопровождался участием автора в научных и научно-методических конференциях, апробацией экспериментальных методик, публикацией ряда статей по теме исследования. Комплексная методика исследования включала в себя систему взаимосвязанных методов: наблюдения, бесед, опроса (анкетирование, интервью), контент-анализа студенческих работ, анализа результатов творческой деятельности, экспертной оценки, тестирования, проведение констатирующих и формирующих экспериментов и др.

Акмеологические условия формирования эстетической компетентности студентов

В теоретической части нашего исследования среди имеющегося многообразия мнения ученых нами выделены и проанализированы подходы к изучению эстетической компетентности студентов. Практическая реализация формирования эстетической компетентности студентов нашла отражение в разработке её алгоритма, который обеспечивается адекватными акмеологическим и педагогическими технологиями [151,222]. Алгоритм оказывается эффективным, если преподаватель будет активно и последовательно следовать его логике. Данный алгоритм учитывал собственный опыт преподавателя участия в конкурсе по научной отраслевой программе «Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования» на 2004 год, конкурсная тема № 7.6 - Совершенствование управления системой внеучебной деятельности в вузе: кадровое обеспечение, критерии оценки. На основе проведенной диагностики индивидуального уровня сформированное эстетической компетентности мы спроектировали эстетически развивающие технологии обучения. Основанием для выбора той или иной акмеологической и педагогической технологии являлась ей направленность на формирование эстетической компетентности студентов. Таким образом, алгоритм позволял логически выстроить процесс освоения студентами эстетики как науки, формирование умений организовывать эстетически ориентированную деятельность. В целом, усвоение курса эстетики предполагает, что студенты должны: - овладеть знаниями по эстетике, местом и ролью искусства в социальной и духовной жизни общества; - видеть в истории эстетической мысли процесс преемственности и диалога культур; - знать природу творческих процессов, критериев эстетического восприятия и эстетизации среды и быта. Что должны уметь студенты: - различать основные этапы становления эстетической теории; - определять на основе субъект-объектных отношений сферу эстетического; - различать основные виды эстетической деятельности; - пользоваться основными критериями эстетического вкуса и оценки; - определять специфику искусства и его основные функции; - уметь пользоваться критериями выявления профессионального и непрофессионального, элитарного и массового искусства; - применять методологические и методические возможности эстетического анализа в педагогической деятельности; - использовать знания курса эстетики для систематизации форм и методов эстетического образования и воспитания в процессе аудиторной и внеаудиторной работы в учебных заведениях. Предложенный нами комплекс акмеологических и педагогических технология формирования эстетической компетентности студентов воспроизводит и транслирует определенные приемы, методы, техники, применение которых позволяет получить стабильные позитивные результаты. В то же время специфической чертой таких технологий является широкая творческая вариативность. Творчество же характерно для высоких уровней профессионализма личности. Рассмотрение акмеологических условий позволяют выявить значимые обстоятельств, которые способствуют формированию эстетической компетентности студентов. Изучение влияния акмеологических условий на формирование эстетической компетентности студентов свидетельствует, что усвоение знаний по эстетике тесно связано с созданием творческой среды в учебной деятельности. Восемьдесят два процента студентов указывают на то, что сотрудничество и сотворчество во время лекций и семинаров благотворно влияют на работоспособность, стимулируют собственные творческие поиски. Осмысление целостного анализа образовательной ситуации, переосмысление с новых позиций приводит к совместному созданию инноваций. Эти инновации принимаются всеми, так как моменты непонимания, несогласия переживаются и разрешаются в процессе совместной творческой деятельности. В процессе учебной деятельности студенты имеют право на открытие, право быть выслушанным, право на открытие и т.п. Таким эффективным средством, позволяющим студенту глубже понять роль творчества в учебной деятельности, является использование аудио и видео материалов, создание собственных эстетических проектов (музыкальные, Power Point). Практика показывает, что благотворное влияние на формирование эстетической компетентности студентов оказывает атмосфера сотрудничества и сотворчества. Существенное влияние на формирование эстетической компетентности студентов оказывает возможность реализовать знания по эстетике, как в профессиональной, так и в социокультурной деятельности. Вышеперечисленные условия способствуют созданию акмеологически насыщенной творческой среды в учебных коллективах. Проведенное исследование подтверждает: творческая активность студентов выше тогда, когда уделяется должное внимание созданию современной учебно-материальной базы, обеспечению учебной и внеучебной деятельности необходимыми средствами, оборудованием.

Похожие диссертации на Акмеологические условия формирования эстетической компетентности студентов педагогического вуза