Содержание к диссертации
ВВЕДЕНИЕ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.
ЧАСТЬ I. ТЕОРЕТИКО-АКЖОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ТВОРЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СВЕТЕ ПРЕДМЕТА АКМЕОЛОГИИ.
1.1. Предмет акмеологии и акмеологические основы исследования.
1.2. Категоризация понятий как научная проблема.
1.3. Творческий потенциал личности и уровни его самореализации.
1.4. Понятие величайших вершин самореализации творческих потенциалов гениальными людьми.
1.5. Выдающиеся вершины самореализации творческих потенциалов талантливыми людьми.
1.6. Вершины самореализации творческих потенциалов самоактуализированными личностями (по А.Маслоу).
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.
ГЛАВА 2. КАТЕГОРИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Структура творческой готовности специалистов к профессиональной деятельности.
2.2. Развитие и саморазвитие творческой готовности к профессиональной деятельности.
2.3. Согласование действий в развитии творческой готовности к профессиональной деятельности
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.
ГЛАВА 3. АКМЕЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ
ПОТЕНЦИАЛОВ ВЬЩАЩИХСЯ УЧЕНЫХ.
3.1. Понятие акмецелевых программ самореализации.
3.2. Акмецелевые программы самореализации творческих потенциалов Николая Ивановича Пирогова 105
3.3. Акмецелевые программы самореализации творческих потенциалов Петра Францевича Лесгафта 116
3.4. Акмецелевые программы самореализации творческих потенциалов Владимира Михайловича Бехтерева 127
3.5. Акмецелевые программы самореализации творческих потенциалов Бориса Герасимовича Ананьева 135
3.6. Акмецелевые программы самореализации творческих потенциалов Евгения Сергеевича Кузьмина 143
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 15:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ПЕРВОЙ ЧАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ 157
ЧАСТЬ II. ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ АКМЕОЛОГИИ 159
ГЛАВА 4. ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ СПОРТСМЕНА К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛИТЕРАТУРЕ 159
4.1. Проблема физической готовности спортсменов в современной литературе 159
4.2. Проблема психологической готовности спортсмена к достижению вершин в соревновательной деятельности 171
4.3. Готовность спортсмена противостоять факторам эмоционального стресса: готовность и тревожность 175
4.4. Измерение и оценка, готовности спортсмена к соревновательной деятельности 179
4.5. Психореабилитация как средство формирования творческой готовности спортсмена к соревновательной деятельности 183
ВЫВОДЫ ПО ЧЕТВЕРТОЙ ГЛАВЕ 187
ГЛАВА 5. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ СПОРТИВНОЙ АКМЕОЛОГИИ 189
5.1. Определение предмета спортивной акмеологии и принципов акмеологического исследования 189
5.2. Методики, Блок I, группировки объектов общей выборочной совокупности 192
5.3. Методики, Блок II, выявления условий, содействующих и препятствующих достижению вершин 194
5.4. Методики, Блоки III-IV: выявления факторов продуктивной спортивно-соревновательной деятельности 199
5.5. Методики, Блок V: стимулирования к самореализации творческих потенциалов и развитию готовности к соревновательной деятельности 202
ВЫВОДЫ ПО ПЯТОЙ ГЛАВЕ 205
ГЛАВА 6. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СПОРТСМЕНОВ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 206
6.1. Некоторые личностные особенности спортсменов разных уровней спортивной успешности 206
6.2. Психофизиологические показатели дзюдоистов различных уровней спортивной успешности 209
6.3. Результаты факторного анализа, полученные при тестировании дзюдоистов 217
6.4. Характеристика акмецелевых программ самореализации творческих потенциалов спортсменов, различающихся по успешности в тренировочной и соревновательной деятельности 222
6.5. Интенсификация реабилитации после тренировочных и соревновательных нагрузок как один из стимулов достижения высот в спортивной соревновательной деятельности 232
ВЫВОДЫ ПО ШЕСТОЙ ГЛАВЕ 250
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ВТОРОЙ ЧАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ 251
ЧАСТЬ III. ОСНОВЫ АКМЕОЛОГШ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛАВА 7. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ АКМЕОЛОГИИ 253
7.1. Определение предмета образовательной акмеологии и принципов организации исследования 253
7.2. Принципы построения концептуальной модели 266
3. Акместратегии и акметехнологии развития творческой готовности студентов к профессиональной деятельности ОгЮ
ВЫВОДЫ ПО СЕДЬМОЙ ГЛАВЕ 288
ГЛАВА 8. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ТРАДИЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ. 290
8.1. Профессиональные представления и ожидания студентов 290
8.2. Отношение студентов к избранной специальности (физическая культура) и профессии учителя 296
8.3. Динамика отношений студентов к педагогической профессии 301
ВЫВОДЫ ПО ВОСЬМОЙ ГЛАВЕ 309
ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ АШЕОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 312
9.1. Опыт организации экспериментальной проверки концептуальной модели развития у студентов творческой готовности к профессиональной деятельности 312
9.2. Организация акмеологического эксперимента 324
9.3. Анализ студентами результатов экспериментальной работы с учащимися по их ориентации на педагогическую профессию 330
9.4. Влияние эксперимента на развитие творческой готовности студентов к профессиональной образовательной деятельности 339
ВЫВОДЫ ПО ДЕВЯТОЙ ГЛАВЕ 348
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ТРЕТЬЕЙ ЧАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ 350
ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ДИССЕРТАЦИИ 353
ЛИТЕРАТУРА 359
ПРИЛОЖЕНИЕ 401
Введение к работе
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. В современном мире на первый план выдвигаются проблемы экологии человека, его здоровья и творческой мобильности. В связи с этим возрастает роль качества образования вообще и подготовки специалистов в области физической культуры и спорта, в особенности: их профессионализма, мастерства и творчества в пропаганде здорового образа жизни, предотвращении болезней, воспитании личности и деятельности средствами физической культуры. Об этом свидетельствуют материалы международного конгресса, посвященного столетию создания Санкт-Петербургской Государственной Академии физической культуры им. П.Ф.Лесгафта.
Актуальность темы обусловлена также тем, что в процессе разностороннего и гармоничного развития человека физической культуре отводится огромная роль. Это единственная учебная дисциплина, преподаваемая во всём образовательном маршруте, от детского сада до высшей школы включительно. Современные тенденции поисков путей повышения качества её преподавания связаны со стремлением избавиться от односторонне спортивной ориентации (В.У.Агеевец, Г.С.Антонов, И.П.Волков, В.М.Выдрин, Г.Д.Горбунов, Н.И.Пономарёв, В.Ф.Костюченко). Физическая культура должна быть нацелена в первую очередь на укрепление здоровья учащихся, которое стало общенациональной проблемой.
Как свидетельствует опыт развитых стран, структурные изменения в сфере деятельности выпускников вузов физической культуры, состоят в расширении социальных услуг, оказываемых специалистами физической культуры. Физическая культура по Н.И.Пономареву С376, с.493, являясь составной частью общей культуры, направлена на овладение тем, что дано природой (в окружающей среде, и самом человеке). В основе физической культуры лежат "материально-преобразующая, духовно-преобразующая и духовная деятельность". Названные Н.И.Пономаревым виды деятельности, являются творческими. Подготовка студентов к их осуществлению предполагает обучение творчеству как элементу развития творческой готовности к профессиональной образовательной деятельности средствами физической культуры. Рассмотрение физігческои культуры как потребности и как средства удовлетворения потребностей личности (В.М.Выдрин, Ю.М.Николаев, 1974) позволяет формулировать проблему динамики потребностей и связанных с их удовлетворением социальных проблем на разных возрастных этапах развития человека: педагогических (развития детей и подростков), акмеологических (развитие зрелых людей) и акмегеронтологических (физическая культура, как средство замедления процессов старения и фактор творческого долголетия).
В качестве основных Н.И.Пономаревым С3763, В.М.Выдриным [1143, В.Ф.Костюченко [2313 выделяются две группы функций физической культуры: общекультурные и специфические. Они сохраняются и в новых условиях. Однако, если в прошлом профессиональная ориентация выпускников вузов физической культуры была обусловлена их стремлением к тренерской деятельности., то в настоящее время возрастает роль физической культуры в укрепление здоровья населения, профилактики заболеваний, повышении производительности труда, организации досуга, продлении жизни и творческой активности. В связи с этим возрастает значение творческой готовности выпускников к самостоятельной деятельности. Основное противоречие подготовки будущих специалистов в системе "человек-человек", - в том числе тренеров, социальных работников, учителей физической культуры, -между творческим характером их профессиональной деятельности, с одной стороны, и приемущественно репродуктивными формами подготовки с другой. Усугубление этого противоречия влечет за собой самоблокирование творческих потенциалов будущих специалистов, обеспечивающих саморазвитие.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
- Разработать теоретике-акмеологическке основы развития творческой готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта.
- Создать на этой основе концептуальную модель, развития творческой готовности, включающую акместратегии и акметехнологии, самореализации творческих потенциалов и развития творческой готовности студентов к предстоящей образовательной деятельности;
- Проверить её в работе со студентами первого-пятого курсов в условиях экспериментального обучения на фоне традиционного.
- Критерием продуктивности новой системы считать развитие творческой готовности выпускников до уровня, обеспечивающего саморазвитие Е условиях самостоятельной профессиональной деятельности.
Целью категоризации понятий "структура творческой готовнос ти", "уровни и этапы развития", "согласования действий" участников образовательного процесса в развитии творческой готовности был поиск средств такого развития творческой готовности, который бы обеспечивал продуктивное саморазвитие в условиях самостоятельной деятельности, Саморазвитие происходи т в процессе акмеэнерго-информационного взаимодействия субъекта с объективной реальностью, и источниками информации в связи в удовлетворением природной потребности в самореализации творческих потенциалов.
Творческую готовность специалиста к профессиональной деятельности мы определяем как сложную многоуровневую структурную и функциональную систему, обращенную к творческому потенциалу субъекта и продуктам, которые должны быть им созданы в объективной реальности,
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГИПОТЕЗА: структурными элементами творческой готовности являются общие, специальные и профессиональные способности, взаимосвязанные с представлениями, понятиями и суждениями субъекта о целях предстоящей деятельности, искомых результатах и способах их достижения; функциональными элементами творческой готовности являются акмеэнергоинформационные взаимодействия общих, специальных и профессиональных способностей с психическими процессами, состояниями и свойствами, которые при благоприятных условиях, факторах и стимулах приводят к самореализации творческих потенциалов в высоко значимых продуктах, а при неблагоприятных - к самоблокированию творческих потенциалов, задержкам в развитии, отрицательным результатам в деятельности.
ЧАСТНЫЕ ГИПОТЕЗЫ:
Отмеченные закономерные связи и зависимости могут быть выявлены с помощью следующих средств:
1, Анализа, по литературным источникам примеров самореализации творческих потенциалов гениальными, талантливыми и одарёнными людьми в продуктах творчества, получивших разные уровни общественного призвания и составляющих элементы современной культуры. Результаты описаны в первой главе;
2. Анализа акмецелевых стратегий самореализации творческих потенциалов выдающихся людей на протяжении жизненного пути прекрасно сочетающих научно-исследовательскую! и преподавательскую де ятельность. Предметом особого внимания было влияние их творческой активности в период студенчества и аспирантуры на последующее творчество. Предметом целостного исследования мы сделали предшественников и основателей акмеологии Н. И .Пирогова» П.Ф,Лесгафта, В.М.Бехтерева, Б.Г.Ананьева, Е.С.Кузьмина. Результаты изложены в третьей главе.
3. Сравнительного экспериментального исследования развития творческой готовности спортсменов разных уровней продуктивности к предстоящей соревновательной деятельности. Эта частная гипотеза проверена на 750 спортсменах - курсантах ВИФК. Результаты изложены в четвертой - шестой главах (во второй части диссертации).
4. Сравнительного исследования динамики развития творческой готовности студентов (будущих социальных работников и учителей физической культуры) от первого до пятого курсов включительно в условиях традиционной системы подготовки, т.е. наличия противоречия между творческим характером образовательного искусства (которое ждёт выпускников) и репродуктивной системой их подготовки.
Гипотеза проверена на 560 студентах первого - пятого курсов. Результаты изложены в восьмой главе.
5. Сравнительного исследования динамики развития творческой готовности студентов в условиях эксперимента предполагающего: применение студентами концептуальной модели, включающей акместра- тегии и акметехнологии подбора объектов для сравнительных наблюдений и накопления фондов эмпирических психологических знаний о факторах, содействующих и препятствующих продуктивной образовательной деятельности; 2) проектирования студентами авторских систем деятельности в рассчете на положительный результат. В эксперименте участвовало 350 студентов первого - пятого курсов.
Концептуальная модель описана в отдельном приложении.. Результаты эксперимента, который по всем параметрам оказался положительным, описаны в в девятой главе. Таким образом, общая выборочная совокупность, на которой проверялись частные гипотезы, составила 1660 человек.
ЗАДАЧИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
1. На основании изучения и обобщения современных исследований в области акмеологии (труды О.С.Анисимова, А.А.Деркача, А.А.Бодалева, И.П.Волкова, Ю.А.Гагина, Н.В.Кузьминой, В.Г.Михайловского, Г.И.Михалевской, В.Е.Семенова, И.Н.Семенова, С.Ю.Степа
2. нова, Е.И.Степановой, В.П.Ситникова и других) дать определение предмета спортивной и предмета образовательной акмеологии Провести категоризацию основных акмеологических понятий: творческой потенциал, уровни самореализации творческого потенциала в продуктах и поступках; уровни вершин самореализации; творческая готовность к профессиональной деятельности, ее уровни закономерности развития творческой готовности.
3. В свете акмеологических принципов целостного подхода к изучению человека исследовать акмецелевые программы самореализации творческих потенциалов выдающихся ученых, - предвестников ак-меологии, - на протяжении их жизненного пути (Н.И.Пирогов, П.Ф.Лесгафт, В.М.Бехтерев, Б.Г.Ананьев, Е.С.Кузьмин). Выявить влияние периода профессиональной подготовки в высшей школе на развитие их профессионализма.
4. Исследовать закономерности развития творческой готовности спортсменов к предстоящей соревновательной и студентов к предстоящей профессиональной образовательной деятельности. Создать концептуальную модель развития творческой готовности студентов, обосновать требования, которым она должна удовлетворять, чтобы обеспечивать согласование действий участников образовательного процесса.
5. Экспериментально исследовать её эффективность в развитии творческой готовности студентов к профессиональной образовательной деятельности.
ЗАДАЧИ ЭШИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
1. Исследовать динамику и факторы развития творческой готовности спортсменов к предстоящей соревновательной деятельности.
2. Исследовать основные показатели уровней развития творческой готовности студентов к профессиональной образовательной деятельности будущих социальных работников и учителей физической культуры.
3. Исследовать развитие творческой готовности студентов к профессиональной деятельности в условиях традиционной системы подготовки (на выборке 560 человек).
4. Разработать Концептуальную модель, включающую научно-исследовательские и научно-практические методы, обеспечивающие целостное восприятие деятельности социальных работников и учителей физической культуры с учетом меры их продуктивности.
5. Экспериментально проверить эффективность концептуальной модели в непосредственной работе со студентами, на выборке 350 человек.
1. МЕТОДЫ ИСХЭДОВАНИЯ.
1.1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОдШОГИЧЕСКИЕ. К их числу мы относим изучение и обобщение литературы по исследуемой проблеме, имеющиеся варианты системного подхода: к исследованию образовательных организаций, предложенный Н.В.Кузьминой; к целостному изучению человека, предложенный Б.Г.Ананьевым; к изучению функциональных систем, предложений П. К,Анохиным. Синтез этих подходов осуществлен в концептуальной модели развития творческой готовности студентов к профессиональной образовательной деятельности, что является новым этапом в разработке методов согласования образовательных стандартов и деятельности участников образовательного процесса.
1.2. Динамическое моделирование признаков творческого потенциала и творческой готовности к профессиональной деятельности; условий, факторов, стимулов самореализации творческих потенциалов на разных этапах жизненного пути человека.
1.3. Метод компетентных судей: рейтинг, ауторейтинг, проективный рейтинг.
1.4. Сравнительное наблюдение, на основе предварительного ранжирования по признакам продуктивности анализ взаимодействия анализ продуктов деятельности.
1.5. Эксперимент.
II. НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ: адаптированные к потребностям преподавателей и студентов, участвующих в эксперименте по проектированию последними Авторских Систем Деятельности (АСД). Участники эксперимента имели право усовершенствовать предлагаемые шкалы по своему усмотрению и дополнять их другими методами.
III. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
1. Мониторинговый метод диагностики уровня творческого потенциала и развития творческой готовности к предстоящей деятельности.
2. Причинно-следственный ретроспективный метод диагностики связей между условиями, факторами и стимулами развития творческой готовности к профессиональной деятельности; аутотренинг.
3. Диагностические методы состояния наблюдаемых субъектов, их взаимодействия, для принятия обоснованных творческих решений:
какие идеи из наблюдаемого опыта следовало бы взять на вооружение в АСД, как их преобразовать и адаптировать к своим, особенностям, потребностям индивидуальности.
IV. МЕТОДЫ СТАТЙСтаЧЕСШЙ ОБРАБОТКИ
Метод качественного и количественного анализа экспериментальных данных при компьютерной их обработке; корреляционный и факторный анализы средних показателей при многоуровневом сравнении; метод математической обработки экспериментальных данных с целью выявления коэффициента корреляции; метод оценки достоверности средних различий (t- критерий Стьюдента); шкалирование и стандартизация данных (Т-оценка); метод корреляционных плеяд.
Достоверность исследования обеспечивается; адекватностью методов исследования его целям и задачам; сопоставлением теоретического материала в разных областях науки и передового опыта с выводами исследования, сделанными на основании качественного и количественного анализа экспериментальных данных; репрезентативных выборок. Объектами исследования были 550 спортсменов, 750 социальных работников и учителей физической культуры.
V. ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Настоящая работа является обобщением многолетнего (около 20 лет) теоретико-экспериментального исследования, в котором условно можно выделить следующие пять этапов.
I этап: 1975-1985. Участие в комплексном исследовании проблем развития психологической готовности спортсменов к предстоящей соревновательной деятельности. Выходы: три статьи, пособие, диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук: "Психолого-педагогическая характеристика готовности к спортивной соревновательной деятельности". Выполнена на базе Военного института физической культуры под руководством доктора психологических наук, профессора В.Л.Марищука (Ленинград, 1985).
II этап: 1986-1990. Исследование проблем развития творческой готовности студентов к предстоящей социальной работе. На базе Высшей профсоюзной школы культуры в курсах общей психологии, социальной психологии, психологии семейных отношений, в руководстве курсовыми и дипломными работами, организации исследовательской работы студентов в период практики. Выходы; статьи, тезисы докладов на конференции (см. список литературы).
III этап: 1991-1995 г.г. Исследование проблем развития твор ческой готовности студентов к предстоящей образовательной деятельности в сфере социальной работы на базе Технологического института сервиса в курсах: "Общая психология", "Социальная психология", "Психология семейных отношений", Социально-педагогическая практика. Выходы: статьи, тезисы докладов, участие в научных конференциях 84-95, 168-188, 245-2503.
IV этап: 1996-1998 г. Участие в междисциплинарном-комплексном исследовании проблем согласования государственных образовательных стандартов по физической культуре в образовательном-маршруте с потребностями учебных заведений в повышении качества, подготовки воспитателей, педагогов, учителей, преподавателей. Заказчик - Исследовательский Центр повышения качеств подготовки специалистов Министерства общего и профессионального образования РФ- Выходы: статьи в сборниках, статьи в энциклопедии профессионального образования (под ред. С.Я.Батышева) (1998), главы в учебном пособии "Социология молодежи1 (под ред. В. Т.Лисовского) (СПб, 1998), главы в методическом пособии. (Ы., 1998).
V этап: 1996-1998 г. Пребывание в докторантуре Санкт-Петербургской Государственной Академии физической культуры им. П.Ф.Лесгафта. Выходы: Обобщение результатов ранее проведенных исследований в докторской диссертации на тему: "Акмеологические основы развития специалистов образвания физической культуры (1998 г.).
I. Чувство объекта. Состоит в особой чувствительности преподавателей отклик студентов на идеи, факты, события, закономерности, с которыми он их знакомит в какой мере интересы и потребности учащихся, выявляемые при этом, "совпадают" с требованиями ПС, с одной стороны, и с тем, что им предъявляет в учебно-воспитательном процессе сам педагог. Эта чувствительность, в свою очередь, связана с эмпатией, проявляющейся: а) в быстром, сравнительно легком и глубоком проникновении в психологию учащегося, б) эмоциональной идентификации педагога с учащимся, в) активной целенаправленной совместной деятельности педагогов с учащимися.
II. Чувство такта или меры. Состоит в особой чувствительности к мере изменений, происходящих в себе самом, а также личности и деятельности учащихся под влиянием различных средств и способов образовательного воздействия. Она позволяет фиксировать направление изменений в себе и других: являются ли они положи
тельными, т.е. свидетельствами о прогрессе или отрицательными, т.е. свидетельствующие о регрессе.
III. Чувство причастности. Состоит в особой чувствительности к достоинствам и недостаткам собственной деятельности и личности, и во-время принимать как он воспринимается учащимися, какой отклик он вызывает и почему.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
1. Теоретике-акмеологические основы развития специалистов физической культуры и спорта включают: категоризацию основных ак-меологических понятий, входящих в общее определение предмета ак-меологии, предмета спортивной акмеологии, предмета образовательной акмеологии; принципы и методы организации акмеологичесшго исследования; концептуальную модель внедрения результатов акмео-логического исследования в практику подготовки будущих специалистов средствами создания условий, факторов и стимулов самореализации творческих потенциалов и развития творческой готовности к профессиональной деятельности. В диссертации этим вопросам уделено внимание в первой, второй и третьей частях, т.е. на протяжении всего изложения.
2. Главными акмеологическими категориями являются: творческий потенциал и творческая готовность к профессиональной деятельности; самореализация творческих потенциалов и развитие творческой готовности; уровни самореализации творческих потенциалов и уровни развития творческой готовности к образовательному искусству. Они тесно связаны с категориями: образовательное искусство, мастерство, творчество. Эти категории диктуют новые акместратегии и акметехнологии в работе со студентами по развитию у них творческой готовности к образовательному искусству.
3. Объективными представителями вершин самореализации творческих потенциалов,в продуктах творчества, получивших социальное признание в мировом сообществе, ставших непревзойденными образцами человеческой культуры на протяжении веков, являются гении. Их отличают высокая чувствительность к глобальным проблемам, в решении которых нуждалось человечество на момент их рождения: раннее проявление общей и специальной одаренности; исключительная интеллектуальная, эмоциональная и волевая сосредоточенность на предмете творчества; предчувствия направления продуктивных поисков; четкое оформление достигнутых результатов. Мы вводим понятие уровни вершин самореализации творческих потенциалов. Величайшие,, выдающиеся, известные, условные и даём им распределения- Результаты изложены во второй главе. Для конструирования экспериментального фактора важно было предложить способы стимулирования эмоциональной увлеченности и целеустремлённости JB. достижении искомых результатов студентами.
4. Опыт сравнительного исследования акмецелевых программ самореализации, творческих потенциалов выдающихся ученых - преподавателей: Н.И.Пирогова, П.Ф.Лесгафта, В.М.Бехтерева, Б.Г.Ананьева, Е.С.Кузьмина на протяжении жизненного пути от вступления в профессию до выхода из. неё позволил обнаружить следующие общие, закономерности:
- раннее профессиональное самоопределение в семье, с большей или меньшей поддержкой в ней;
- встреча с учителем, разглядевшим творческий потенциал будущего ученого и вселившем, уверенность в- себе;
- собственная, творческая активность будущего ученого на этапе студенчества и аспирантуры;
- ранний интерес к проблемам методологии и методов исследования, изобретательность и творчество в них;
- хорошее владение научным понятийным аппаратом и письменной речью;
- на стадии зрелости умение привлекать к творческой исследовательской работе студентов и аспирантов.
5. Закономерности развития творческой готовности спортсменов высоких уровней продуктивности к соревновательной деятельности (по сравнению со средними и младшими) состоят в следующем: положительная мотивация к занятиям спортом; целеустремлённости в достижении высоких результатов; - осознание значимости текущих, упражнений, их полезности для будущего успеха; благоприятные взаимоотношения в учебной группе, а также с тренером; роль собственных усилий спортсмена в тренировках; способности к самореабилитации или самовосстановлению после тяжелых физических нагрузок; роль аутотренинга в этом процессе.
6. В традиционной системе подготовки, где довольно острым является противоречие между творческим характером образовательного искусства и преимущественно репродуктивными формами подготовки, главными средствами развития творческой готовности выступают: специальные дисциплины, методика преподавания, педагогическая практика.
Психолого-педагогические дисциплины по своему влиянию значительно отстают. В результате части студентов творческая готовность на должном уровне не формируется. Поэтому проблема поиска способов развития творческой готовности выпускников до уровня, обеспечивающего ю продуктивную самореализацию творческих потенциалов в условиях образовательного искусства остаётся актуальной.
7. Интенсификация процессов развития творческой готовности студентов к образовательному искусству возможна,, если найдены способы повышения ценностного отношения к специальности и профессии] интереса и любви к учащимся; достаточно высокого уровня развития профессиональной наблюдательности; творческого воображения; творческого мышления, компетентности и умелости, а также эмпатии, интуиции, антиципации, накопления фонда эмпирических психологических знаний на уровне сознания и подсознания обусловливающих возможность творчества.
Средствами интенсификации в нашем эксперименте выступали: творческие задачи, вызывающие потребность в проектировании авторских систем деятельности, концептуальная модель, включающая акместратегии и акметехнологии - подсказки их продуктивных решений; - ориентация учащихся на профессию учителя по своей специальности;
Ее решение предполагало разработку студентами проектов авторских систем деятельности, включающей: наблюдения, собеседования спецкурсы, индивидуальные и групповые консультацииt беседы с родителями., кружковую работу.
Концептуальная модель использовалась студентами при подборе объектов для сравнительных наблюдений; при организации сравнительных исследований; при анализе эффекьтивности собственной деятельности.
В акмеологии ведущими являются проблемы творчества.
Научное значение проблемы творчества, креативности, развития творческого потенциала неоднократно подчеркивали многие выдающиеся отечественные и зарубежные психологи. В той или иной мере проблемы развития творческого потенциала личности будущего специалиста и его самоактуализации в социальной и профессиональной сферах прямо или косвенно неоднократно касались выдающиеся оте чественные психологи: Б.Г.Ананьев, А.В.Брушлинский, Д.Б.Богоявленская, И.П.Волков, Л.С.Выготский, Г.Д.Горбунов, В.В.Давыдов, И.А.Зимняя, О.А.Конопкин, Л.А.Кандыбович, Я.Л.Коломинский, Г.М.Кучинский, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, В.Л.Марищук, А.М.Матюш-кин, А.Б.Орлов, Я.А.Пономарев, А.В.Петровский, А.Ц.Пуни, В.Г.Пет-рулис, В.В.Рубцов, А.Т.Растунов, Т.М.Савельева, В.Е.Семенов, И.Н.Семенов, С.Д.Смирнов, С.Ю.Степанов, О.К.Тихомиров, Б.М.Теп-лов, Д.И.Фельдштейн, В.Д.Шадриков, Е.П.Щербаков, П.М.Якобсон, М.Я.Якимовская, М.Г.Ярошевскийи др. Они были предметом внимания также зарубежных психологов: Р.Аригейм, Р.Бернар, И.Бентли, М.Воллах, й.Гильфорд, И.Гельтцельс, Б.Гизелин, Ж.Годфруа, Л.Дюга, А.Дрейер, Ф.Джексон, П.Мальрис, А.Маслоу, К.Паркер, А.Роу, К.Тейлор, Е.Торренс, Х.Трик, Г.Уоллес, М.Уэльс, Д.Халперн, Р.Холлменн и другие.
Вместе с тем, мало разработаны проблемы развития творческой готовности будущих специалистов, включающей развитие сознания, подсознания, сверхсознания, уверенности в своем творческом потенциале и правильности выбора профессии, эмпатии, суггестии и антиципации обеспечивающих творчество. Ещё менее разработана теория обучения образовательному искусству, мастерству и творчеству, несмотря на наличие большого числа сборников педагогических задач. Подходы к её созданию содержатся в акмеологии, предметом которой являются закономерности самореализации творческих потенциалов и творческого самодвижения к вершинам самореализации. Последнее происходит с участием сознательного, бессознательного и сверхсознатедьного. Поэтому обучение творчеству требует отхода от традиционной системы подготовки будущих специалистов, адресуемой лишь к сознанию.
Развитие творческой готовности специалистов предполагает обучение студентов - сравнительному исследованию целостных объектов. Обучение элементам интуиции, эмпатии, антиципации используются в искусстве. Однако, перенос найденных там методик и технологий в спортивное и образовательное искусство не может быть механическим. Для переноса необходимы новые теоретические и экспериментальные исследования.
Теоретические проблемы психологии творчества исследовали А.В.Брушлинский, Б.Д.Богоявленская, Н.Ф.Вишнякова, А.М.Матюшкин, Я.А.Пономарев, В.Н.Пушкин, С. Л. Рубинштейн, О.К.Тихомиров, М.Г.Ярошевский и др. В области педагогической психологии проблем творчества касались В.В.Давыдов, И. А.Зимняя, А.К.Маркова, В.В.Рубцов, А.Б.Орлов, Д.И.Фельдштейн, В.Д.Шадриков, М.Я.Якимовс-кая и другие. Проблемы художественного творчества исследовали: В.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, В.Л.Дранков, В.Е.Семенов, И.Н.Семенов. Проблем творчества в спортивной акмеологии касаются И.П.Волг ков, Ю.А.Гагин, А.А.Деркач, А.А.йсаев, Г.Д.Горбунов. Ими выделены продуктивные тенденции самореализации творческих потенциалов Однако проблема создания научно-практического инструментария ими не ставилась.
Научное значение настоящего исследования состоит не только в том, что такая задача сформулирована, теоретически обоснована, но предложен и проверен способ её решения.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.
1. Впервые осуществлена категоризация понятий, входящих в определение предмета акмеологии: " творческий потенциал", "творческая готовность" (выделены его признаки, структура, многоуров-невость); "самореализация" творческих потенциалов" в поступках, продуктах, свойствах личности; "уровни вершин самореализации творческих потенциалов" в продуктах деятельности и творчества, имеющих разные уровни общественного признания; уровни творческой готовности к профессиональной деятельности; акместратегии и акме-технологии развития творческой готовности.
2. Впервые определен предмет, методы и основные понятия спортивной и образовательной акмеологии в сфере физической культуры; проблема самоактуализации творческих потенциалов и развития творческой готовности к предстоящей деятельности до уровней, обеспечивающих выпускникам продуктивное саморазвитие в условиях самостоятельной профессиональной деятельности после окончания учебного заведения.
3. Проанализированы методологические подходы и предпосылки изучения процессов самоактуализации творческих потенциалов и развития творческой готовности.
4. Выявлены основные тенденции современного состояния проблем спортивной и образовательной акмеологии как наук о закономерностях развития зрелых людей на разных возрастных этапах. Акмео-логические процессы самореализации творческих потенциалов спортсмена, социального работника, учителя физической культуры.
5. Выявлены основные тенденции становления и развития творческой готовности, условия, факторы и стимулы ее развития средствами обучения решения сложных творческих задач и пользованию концептуальной модели.
6. На основании анализа средних показателей уровней развития творческой готовности на разных стадиях профессионального становления личности, деятельности, индивидуальности разработана концептуальная модель развития творческой готовности будущих специалистов, включающая в себя акместратегии и акметехнологии, которые могут выполнять роль средств согласования действий всех участников образовательного процесса в высшей школе и условиях практики.
Практическое значение диссертации.
1. Проведено исследование динамики развития творческой готовности спортсменов к предстоящей соревновательной деятельности а также будущих социальных работников и учителей физической культуры к профессиональной образовательной деятельности.
2. Выявлены условия, факторы и стимулы содействующие самореализации творческих потенциалов будущих специалистов. Изучены реальные возможности согласования действий основных участников образовательного процесса средствами теоретических моделей анализа и оценки уровней продуктивности.
3. Полученные в процессе исследования выводы обобщены в "концептуальной модели" методических рекомендациях "Согласование требований государственных образовательных стандартов к уровню профессионального образования преподавателей, педагогов, учителей, воспитателей", которые, используются в комшишшом. исследовании качества подготовки специалистов в системе непрерывного образования.
АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ Основные теоретические положения и разработки изложены в более 60 работах, в том числе: 22 статьях, 7 учебно-методическом пособиях, 28 тезисах, методических рекомендациях. Опубликовано 50 печатных листов Внедрение результатов исследований осуществлялось;
I. В создании и чтении новых курсов: 1. "Акмеологическое введение в профессию "Социальный работник" (объём 32 ч. для студентов Технологического института Сервиса). 2. "Методы проектирования студентами авторских систем деятельности (объём 24 ч. для студентов психологического факультета Санкт-Петербургского Государственного университета).
II- В создании концептуальных моделей, которые в процессе обучения были переданы пользователям (Руководителям, преподавателям, студентам) разных профессионально-педагогических учебных заведений (начальных, средних, высших).
III. В экспериментальной проверке концептуальной модели развития творческой готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности в сфере физической культуры средствами согласования действий разных участников образовательного процесса.
IV. Участие в конференциях с тезисами и докладами:
1. "Пути профессионализации личности студента - будущего социального работника" (в Санкт-Петербургском Технологическом институте сервиса). 2. "Акмеологические проблемы гуманизации образования" ( В Гуманитарном университете профсоюзов. День науки). 3. "Акмеологические факторы развития духовности в диалоге поколений специалистов (на конференции: Преемственность поколений: диалог, культур", СПбГУ, НййКСЙ). 4. "Акмеологические признаки готовности выпускников ВУЗа к профессиональной деятельности" (на третьей научной сессии Научного совета Петровской академии наук и искусств, по проблемам образования). 5. "Судьба русской интеллигенции на примере рода Гаршиных" (в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. День науки). 6. "Проблемы рефлексивного управления развитием готовности студентов к профессиональной деятельности" (на международной научно-практической конференции по проблемам молодёжи и образования в СПбГУ, НЙЖСИ). 7. "Ананьев -основатель Петербургской школы психологов" (на Ананьевских чтениях в СПбГУ). 8. "Акмеологические проблемы обучения самоконтролю знаний" (на четвёртой научной сессии Научного совета Петровской академии наук и искусств по проблемам образования). 9. "Акмеологические критерии готовности специалиста по физической культуре и спорту к профессиональной деятельности" (на международном конгрессе в СПбГАФКё им. П.Ф.Лесгафта). 10. "Вклад Е.С.Кузьмина в акмеологические методы исследования" (на Ананьевских чтениях к 30-летию создания кафедры социальной психологии в СПбГУ). 11. "Проблемы измеримости образовательных стандартов и стандартизации в образовании" (на седьмом симпозиуме: Квалиметрия человека и образования:. Методология и практика. Проблемы измеримости образова тельных стандартов и квалиметрического маниторинга образования (в Исследовательском центре проблем качества подготовки специалистов г. Москва).
V. Участие в в создании программ для авторской школы при Санкт-Петербургской Акмеологической Академии.
Структура диссертации, диссертация изложена на 858 стр. состоит из введения, девяти глав, объединённых в три части, заключения, 38 таблиц, 15 рисунков. Кроме этого: список литературы включающий 611 источников, из них 76 на английском языке и приложение - более 20.