Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнокультуральные особенности психических расстройств у бурят Балаганова Тонирма Бальжинимаевна

Этнокультуральные особенности психических расстройств у бурят
<
Этнокультуральные особенности психических расстройств у бурят Этнокультуральные особенности психических расстройств у бурят Этнокультуральные особенности психических расстройств у бурят Этнокультуральные особенности психических расстройств у бурят Этнокультуральные особенности психических расстройств у бурят Этнокультуральные особенности психических расстройств у бурят Этнокультуральные особенности психических расстройств у бурят Этнокультуральные особенности психических расстройств у бурят Этнокультуральные особенности психических расстройств у бурят Этнокультуральные особенности психических расстройств у бурят Этнокультуральные особенности психических расстройств у бурят Этнокультуральные особенности психических расстройств у бурят
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Балаганова Тонирма Бальжинимаевна. Этнокультуральные особенности психических расстройств у бурят : диссертация ... кандидата медицинских наук : 14.00.18 / Балаганова Тонирма Бальжинимаевна; [Место защиты: ГОУВПО "Новосибирский государственный медицинский университет"].- Новосибирск, 2006.- 104 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Обзор литературы 12

Транскультуральный аспект в современной психиатрии 12

Религиозная вера и психическое здоровье 25

Религиозные верования у бурят, как этнокультуральная особенность 34

Глава 2. Материалы и методы исследования 53

Глава 3. Полученные результаты и обсуяадение 63

3.1. Особенности течения шизофрении у бурят 66

3.2. Особенности аффективного депрессивного расстройства у бурят 78

3.3. Культурально обусловленные психические расстройства 81

Заключение 89

Выводы 91

Практические рекомендации 92

Список литературы 93

Введение к работе

Психические нарушения у разных этносов имеют свои определенные особенности, которым до последнего времени уделялось недостаточное внимание, поскольку в психиатрии преобладала биомедицинская парадигма, не учитывающая особенностей, связанных с воздействием культуральных, социопсихологических, религиозных факторов. В настоящее время этнокультуральным исследованиям уделяется особое внимание, акцент делается на психиатрически-антропологическом подходе, центрированном на конкретном человеке, с учетом значимости психологических, социальных и культуральных факторов (Короленко, 1998). Изучению этнокультуральных психических нарушений и традиционных методов их лечения посвящены работы Jillek L, Jillek-Aall (1980; 1987; 1991; 1996), Castillo (1996; 1997), Chandrashekar (1989).

О важности транскультуральных исследований в психиатрии свидетельствуют данные исследований Pfeifer W.(1975); Schwarz R., (1976); Kendler К., (1982); Hogarty G.,(1984); Gross G., Huber G., (1986); Pierloot R. A., Ngoma N., Andrade A., Srinath S., (1988); Gureje O., Adewunmi A., (1988); Holmberg G. P., (1988); Fisher F. D., Griffit E. E., Mahi G. et al., (1988), Галактионов O.K .,(1999); Галактионов O.K., Семке В.Я., Шорин B.B., (2001) и др.

При изучении эпидемиологии психических заболеваний в Сибири отчетливо проявилась необходимость учета этнического фактора. (Красик Е.Д., Рахмазова Л.Д, Артемьев И.А., Васильева Н.А., Мухаметдзянов Х.М.). Семке В.Я. и со-авт., (1992-2002),. Миневич Б.В (1994-1996) на примере некоторых малочисленных народностей Сибири, Севера и Дальнего Востока показали, что процесс разрушения традиционной культуры под натиском современной цивилизации, разрыв связей с предшествующими поколениями, социальная и психологическая дезорганизация, связанная с «культурным стрессом», могут оказывать отрицательное воздействие на психическое здоровье. Экологически-антропологические основания этнопсихиатрии позволяют рассмотреть проблему психической патологии в контексте взаимодействия культуры, социальной структуры и окружающей среды. Данные, полученные в разных этносах, имеют познавательное и научное значение относительно самой природы психических нарушений, их причин, форм, течения и исходов.

От знания национальной и культуральной специфики зависит адекватность профилактики и диагностики психических заболеваний, выбор наиболее оптимальных методов лечения, эффективность работы по охране и укреплению психического здоровья конкретных народов. (Glick, 1982). В этой связи целью изучения этнокультуральных психических нарушений является проведение специфического для этих состояний методов психофармакологического и психотерапевтического лечения, причем последнее должно учитывать религиозные и мифологические верования, принятые в данной этнической группе, и во многом ориентироваться на традиционные аспекты коррекции (МухомедзяновДООО).

Большое значение приобретает задача определения предрасполагающих факторов, специфических субъективных переживаний, а также форм проявления этих состояний. Таким образом, не оставляет сомнения важность этнокультуральных исследований в психиатрии.

Определенный интерес представляет бурятский этнос, воспринявший европейский стиль жизни, и в то же время сохранивший традиционную культуру, религию и в значительной степени медицину. Буряты - коренное население Республики Бурятия, говорят на бурятском языке монгольской группы алтайской семьи. По антропологическим характеристикам буряты относятся к континентальным монголоидам (Дебеца Г.Ф., 1951). В Бурятии проживает около 200 тысяч бурят, 800 тысяч русских, другие нации немногочисленны.

Распространенность психических расстройств в Бурятии изучена недостаточно хорошо, углубленные исследования особенностей психической патологии не проводились и представляют чрезвычайный интерес с позиции транс-культуральной психиатрии. Найденные этнопсихиатрические особенности и сведения у бурят единичны (Миневич В.Б., Баранчик Г.М., 1994). Например, по стационарным данным Дымчикова А.А (1994), у бурят отсутствуют сенильные стационарным данным Дымчикова А.А. (1994), у бурят отсутствуют сенильные психозы и слабоумие; практически не обращаются к психиатрам в связи с неврозами (Миневич В.Б., Рожков С.А., 1995). Употребление этанола у бурят имеет так же свои особенности. К ним относятся нередкая эксплозивность в опьянении, отсутствие вегетативных признаков абстиненции, редкость алкогольных психозов, малая распространенность женского алкоголизма. Манжеев А.С.(1994) указывает, что у бурят почти не наблюдается "больших" невротических синдромов. В большинстве случаев речь идет о редуцированных феноменах: утомляемость, раздражительность, замкнутость, головных болях и т.д., не имеющих, в отличие от европейцев, системного характера.

Этнокультуральные особенности у бурят играют ведущую роль в формировании клинической картины и тяжести течения психических расстройств. В число, которых входят такие культуральные факторы: исторические особенности существования нации, её доминирующие религиозные убеждения, система отношений в семье, подходы к воспитанию детей, национальные обычаи, традиции, ритуалы, ценностные ориентации. В формировании клинической картины психических расстройств, имеют значение, выявленные характерологические особенности у бурят, исторически связанные с этикетом и культурой: эмоциональная сдержанность; уклончивость и расплывчатость мышления, невозможность конкретных ответов «да» и «нет», агрессивность в состоянии опьянения. (Миневич Б.В. и соавт. 1995).

Предрасполагающим к развитию психических расстройств у бурят, может быть, комплекс внешних условий, связанных с аккультуризацией. «Аккульту-ризация» в Бурятии сопровождалась частичным разрушением базисной культуры, обесцениванием ее морально-этнических норм, обычаев, привычек. Результатом этого явилось незнание городской молодежью языка, истории и культуры своего народа. Возникало стремление примкнуть к «более развитому» этносу, отказаться от национальной принадлежности, традиций, обычаев, обрядов и ритуалов. Все это сказывалось на формировании этнической идентичности и при вело к частичной ассимиляции бурят. До начала этнического возрождения тенденция к ассимиляции бурятов все более и более усиливалась. Уменьшался среди проживающих в городе удельный вес бурятов, знающих свой язык. Так, детей, живущих в городе и воспитывающихся только родителями, владеющих бурятским языком было менее половины. Вследствие чего нарушалась этническая идентичность, т.к. язык является одним из факторов этнической идентичности. (Уталиева 1995; Романова, 1994). Среди городской молодежи в советский период был распространен национальный нигилизм - отрицательное отношения к своему этносу, языку, культуре, что происходило под давлением русскоязычного населения, которого в городе было в численном количестве больше. Такое положение приводило к низкой самооценке - дети, чья потребность в уважении и признании отрицается, особенно склонны низко оценивать себя (Coopersmith, 1967). Негативное самовосприятие может вызвать существенные трудности, чувство пустоты и беспомощности в столкновении с жизненными требованиями и низкую оценку себя по сравнению с другими. Кризис идентичности может быть в рамках нормального психического реагирования -предболезни, или же развивается психическое расстройство. Может являться причиной формирования негативной трансформации идентичности, что создает предпосылки для развития личностных расстройств и различных форм отклоняющегося поведения (Короленко, Дмитриева, Загоруйко, 2000). При отсутствии ясного чувства идентичности обнаруживаются такие негативные состояния, как пессимизм, апатия, свободно плавающая злоба, отчуждение, тревога, чувство беспомощности и безнадежности, чувство выраженного психологического дискомфорта, страх, желание смерти. На содержание и течение нарушений идентичности влияют культуральные и социопсихологические факторы (Короленко, Дмитриева, Загоруйко, 2000). Влияние культуры на возникновение нарушений идентичности происходит различными способами и на разных уровнях. Патопластический эффект культуры проявляется во влиянии на феноменологию нарушений идентичности. Например, содержание агрессивных идей вы ступает в контексте среды, в которой проявляются эти нарушения (Короленко, Дмитриева, 1999).

Утрата социокультуральных традиций, духовных ценностей, отсутствие перспектив будущего у бурят являются сильными стрессирующим факторами, приводящим к дезинтеграции психического здоровья. Это способствует формированию дезадаптационного состояния. Проблемы адаптации являются общими для особенно уязвимых групп, таких, как иммигранты или национальные меньшинства (Эриксон,1968).

Исследования показали, что, отказываясь от привычных ценностных отношений, стиля поведения, человек оказывается в состоянии социальной и психологической дезорганизации - аномии. Следствием этого становится чувство смятения и депрессия (Kittredge et al., 1977; Thomas, 1978; Mac Iver, 1977; Wanberg et al., 1978). В этой ситуации открывается дорога различным формам аддиктивного поведения и в первую очередь, злоупотреблению алкоголем. (Heath, 1975; Kissen, Begleiter, 1976; Wuthrich, 1977).

Бурятия - социоцентрическое общество, поэтому для бурят характерно ощущение никчемности своего существования вне группы, стремление доказывать постоянно свою значимость, глубинные сомнения в своей значимости вне группы. Неудачи рационального опыта приводят к возвращению под защиту веры в сверхъестественное, к инфантильному состоянию беспомощности и зависимости от каких-то более сильных, чем он сам существ. Они активизируют патологическое продуцирование элементов архаичного мышления, аутистиче-ских, иррациональных мыслей, символизирование тревожности. Эти переживания вторгаются в сознание, приводят к обострению чувств неадекватности, неправильности своего поведения, вины.

В исследовании рассматривается стереотипное культуральное поведение, которое представляет определенную модель поведения, свойственную населению Бурятии. Культуральные стереотипы повторяются в повседневной жизни, они выступают в качестве правил определяющих рамки поведения, принятого в Бу рятии во время праздников, торжественных событий и т.д. Такое поведение может, воспринимается по-разному человеком со стороны, не являющимся членом данного общества (Короленко, 1998). Для бурятов стереотипы культу-рального поведения имеют определенное значение, дающие им возможность релаксироваться, выходить за пределы социальных ситуаций, вызывающих психоэмоциональное стрессирование. Важнейшим социокультурным фактором является религия. Причем религиозная принадлежность выступает в качестве одного из этнических признаков. Сохранность традиций религии является отражением этнокультуральных особенностей, так как социальные условия не изменяют устоявшийся этнический менталитет (Миневич,1994).

Культура обусловливает различные взгляды на возникновение, причины и лечение психических заболеваний. Среди бурят комплексная трактовка здоровья, причин заболеваний и средств их излечения часто базируется на буддийском или шаманистском мировоззрениях. Высказывания о воздействиях сверхъестественных сил, духах, откровениях, божественных словах могут восприниматься как нормативные в контексте культуры.

Имеется основание полагать, что система ценностей, ориентированная на основные положения буддизма, оказывает непосредственное влияние на клинические проявления, динамику и исход различных патологических состояний. Приверженность в возрастной группе от 40 лет и более 60 лет к старым обычаям и традициям, его большая религиозная настроенность по сравнению с другими возрастными группами - отличительная черта у бурят, что ведет к наименьшему количеству психических расстройств. Религиозность (Rogers, 1976) обеспечивает защиту стареющего индивида против неопределенности, при уменьшении жизненного пространства, усилении интроекции и т.д., выполняя таким образом "геронтологические функции":

- религиозность помогает при встрече с фактом принятия смерти;

- помогает обнаружить и подтвердить значимость жизни;

- компенсирует потери и ограничения, связанные с возрастом;

- способствует участию в социальной деятельности.

Существует ряд зарубежных исследований, посвященных вопросу соотношения религии и психического здоровья. Приводятся факты, что:

а) внутренне ориентированная религиозность коррелирует с высоким уровнем психического здоровья.

б) синхронность религиозных убеждений с соответствующим им поведением способствует лучшему прогнозу вне и внутри-личностных конфликтов;

в) вера, придавая смысл существованию, уменьшает экзистенциальную тревогу;

г) фундаментализм, догматизм и авторитарность могут представлять угрозу абсолютной ценности Смысла;

д) внутренне ориентированная религиозность коррелирует с позитивной самоценностью и низким уровнем невротической вины (Schumaker, 1992).

Позитивное влияние религии на фактор личностного благополучия подтверждено в исследовании Ellison (1991): у индивидуумов с сильной религиозной верой отмечаются высокая степень жизненной удовлетворенности, личного счастья и низкие уровни последствий травмирующих жизненных событий.

Изучение влияния буддизма на психическое здоровье имеет практическое и теоретическое значение, так как в буддизме были выработаны эффективные методы психотренинга и психической саморегуляции. В настоящее время, когда требования к психической устойчивости человека резко возрастают, эти методы могут послужить основой для разработки новых психотерапевтических методов лечения.

Незнание этнографии бурят ведет к незнанию особенностей течения психозов, непониманию различий психических расстройств. Этнокультуральные расстройства у бурят рассматривались как проявление психических заболеваний, особенно шизофрении. Таким образом, эта категория пациентов не имела возможности получения адекватной психологической коррекции. Недостаточное внимание к роли столь важных этнокультуральных факторов, безусловно, модифицирующих клиническую картину психическую картину психических заболеваний, в частности, шизофрении, зачастую приводят к грубым ошибкам диагностики — в том числе при разграничении психической нормы и патологии, - неправильной лечебной тактике и неверному планированию профилактических мероприятий (Гильбурд О.А., 1993 в, 1995а, 19976). ,

Материалом для исследования послужили явления, которые наблюдаются у бурят. Буряты являются достаточно типичными носителями буддийского и шаманистского мировоззрения. Большое значение для исследования имели рассказы лам, шаманов, способных дать вербальный отчет в своих идеях и побуждениях. Таким образом, психическое здоровье бурят зависит от многих культу-ральных факторов: исторических особенностей существования нации, её доминирующих религиозных убеждений, системы отношений в семье, подходов к воспитанию детей, национальных обычаев, традиций, ритуалов, ценностных ориентации. Психические расстройства у бурят, их клинические проявления, динамика требуют специального изучения.

Цель исследования.

Изучение влияния этнокультуральных особенностей на феноменологию, клинику и течение психических расстройств у бурят.

Задачи исследования.

1. Выявить клинические особенности психической патологии у бурят, на примере шизофрении и аффективного расстройства.

2. Исследовать этнические и культурально обусловленные симптомы психических нарушений у бурят.

3. Определить основные подходы к особенностям лечения и реабилитации при шизофрении и аффективных расстройствах у бурят с учетом этнических и культуральных особенностей.

Научная новизна.

Показана определяющая роль культурально обусловленного мировоззрения в возникновении и развитии психических расстройств у бурят. Установлено значение этнокультуральных, традиционных и религиозных факторов в форми ровании психических нарушений. Впервые приведены и проанализированы клинические случаи, показывающие, как мифология и религиозные верования у бурят сыграли ведущую роль в формировании клинической картины психических расстройств. Показано, что содержание продуктивных психических нарушений у бурят - бреда, галлюцинаций, психического автоматизма - соответствует религиозным убеждениям, и представляет собой их патологическое развитие. Проведен патопсихологический анализ этнокультуральных состояний: «утрата души», «порча, сглаз», «шаманская болезнь». Выявлены дифференциально-диагностические критерии этих состояний в рамках шизофрении и депрессивных расстройств и показаны особенности их коррекции. Показаны основные подходы и особенности коррекции этнокультурально обусловленной психической патологии у бурят.

Практическая значимость результатов.

Проведенное исследование позволит расширить представления психиатров об особенностях психических расстройств у бурят. Полученные результаты имеют важное значение для психиатров, непосредственно практикующих среди бурятского населения. Использование полученных сведений при осуществлении профилактики и коррекции психических расстройств у бурят позволит повысить эффективность результатов. Описание культурально обусловленных психических расстройств и методов их терапии дает ценную информацию психиатрам, психотерапевтам и психологам, для выработки подходов к коррекции в этнических группах бурят.

Положения, выносимые на защиту.

1. Этнокультуральные особенности у бурят играют ведущую роль в формировании клинической картины и тяжести течения психических расстройств.

2. Содержание продуктивных психических нарушений у бурят - бреда, галлюцинаций, психического автоматизма - соответствует религиозным убеждениям, и представляет собой их патологическое развитие.

3. Психофармакологическая терапия в случаях культурально обусловленного бреда недостаточна, основная фабула бреда, соответствовавшая религиозным представлениям резистентна к медикаментозным подходам.

4. Традиционные методы лечения необходимы для проведения корректной терапии этнокультурально обусловленных психических расстройств у бурят.

Публикация и апробация работы.

По материалам диссертации опубликовано 5 научных работ. Список работ приводится в конце автореферата. Апробация состоялась на заседании проблемной комиссии по психиатрии на кафедре психиатрии и наркологии Новосибирской государственной медицинской академии Росздрава.

Транскультуральный аспект в современной психиатрии

Транскультуральный аспект в современной психиатрии Транскультуральная психиатрия является частью современной пограничной психиатрии и аддиктологии и находится в стадии научного формирования. Она осуществляет сравнительное изучение психического здоровья и психических болезней в различных обществах, нациях и культурах. На настоящем этапе развития ее парадигма сводится к поиску и пониманию психической патологии с учетом этногенеза, этноса природной системы и их адаптации, как к экстремальной природной среде, так и психофизиологической переадаптации к но-вым, неустойчивым социально-экономическим катаклизмам. (Семке В.Я., 1991). Другое понятие - культуральная психиатрия - представляет отрасль социальной психиатрии изучающей связь психических заболеваний с культураль ным окружением: одни и те же симптомы в одной культуре рассматриваются как психопатологические, в другой - как вполне приемлемые нормы. Начало транскультуральных исследований в России было освещено на конференциях и в сборниках (г. Ленинград, 1989 г. Москва 1994, г. Ижевск 1997, г. Томск, 1994-1995, г. Владивосток, г. Томск, 1999 г).

При исследовании в плане транскультурального анализа необходимо правильное понимание культуры и ее влияния на распространение и клинику психических заболеваний. На 17 Всемирном философском конгрессе (1983) был представлен широкий спектр подходов к культуре. Выявилось что в мировой культурологической мысли нет единого понимания культуры. В 1950-1970 гг. культура понималась как присущая обществу и разделяемая большинством его членов система ценностей, верований, отношения к здоровью, болезни, к лечению, к собственному «Я». Такой подход к культуре содержал в себе тот существенный недостаток, что оперировал поверхностным стереотипом обобщений, например, «это типичная характерологическая черта индейцев», или «такая форма употребления алкоголя свойственна ирландцам». (Короленко, 1999). Эт-нопсихиатрия разрабатывается с 30-х годов XX в. в психологической антропологии и возникла при исследовании этногенеза. Она входит в традиционные этнопсихологические исследования, которые структурно представляют определенный раздел в психологической антропологии. Согласно определению Wulff (1995) - «этнопсихиатрия исследует влияние географических, культурных, общественных условий, в которых живет народ, на нормальные и болезненные представления, формирование симптоматологии, происхождение и частоту психиатрических симптомов и заболеваний, выбор лечебных методов, также как и организационных форм и психиатрического обеспечения и другие аспекты психической жизни народов». Перечисленные составляющие не являются константой и меняются на протяжении конкретно-исторических условий, поэтому это определение условное. В свою очередь этнопсихиатрические исследования служат выяснению взаимоотношений психики и культуры. Причем культура рассматривается как двойник, тень, зеркальное отражение психики (Nathan, 1987).

Существуют три основные части культуры: первая из них находится в общественном сознании людей, вторая проявляется в их поведении и действиях и третья в материальных результатах их деятельности. В настоящее время считается, что культура включает в себя и в свою очередь создает систему каждодневного опыта: способ коммуникации, принятости в поведении и в системе ценностей, ритуалы социальной жизни. Культура отражается в языке, религии, эстетике и проявляется не только в индивидуальном сознании, но и в особенностях функционирования семьи, производственных отношениях, способах проведения свободного времени, развлечениях. Такая концепция выходит за пределы прежних транскультуральных исследований проявлений психических нарушений в отдельных этнических группах; наряду с культуральными аспектами, учитываются этнические, национальные и расовые факторы. Истоки психологической культуры этноса формируются в мифологических представлениях о природе человека и его души, в связанных с этими представлениями архетипах. В психологической культуре могут быть выделены три основных компонента: презентативный, регулятивный и формирующий. Психологическая культура этноса выполняет этнообразующую функцию и входит важной частью в картину мира этноса, в его самосознание. Влияние культуры на психопатологию происходит различными способами и на разных уровнях. Патопластический эффект культуры на психопатологию проявляется во влиянии на феноменологию болезни. Например, содержание бредовых идей, слуховых и зрительных галлюцинаций выступает в контексте среды, в которой проявляется эта патология. По мнению Al-Issa (1995) культуральные концепции реальности имеют непосредственное отношение к возникновению и развитию галлюцинаторных расстройств. При диагностике этих состояний необходимо учитывать не только сам факт галлюцинирования, но и социальный смысл переживаний наряду со степенью их социальной санкционированное

Религиозная вера и психическое здоровье

Для современной психиатрии проблема несоответствия мировоззренческих позиций психиатров, практических психологов и их пациентов является весьма актуальной. В ряде исследований, проведенных в США, было обнаружено, что около половины обследованных психиатров относят себя к агностикам или атеистам и лишь 43% психологов сообщают о своей вере в трансцендентное. В общей популяции только от 1 до 5% американцев считают себя атеистами или агностиками. Исследования в России показали, что атеистами считают себя 18.3%, верующими в Бога - 49.6%, среди которых большую часть составляет люди от 22 до 55 лет - 61%, колеблющиеся 18.4 %, верующими в сверхъестественные силы 5.6%), безразлично относящиеся к религии и атеизму - 7.8 %. При анализе отмечено возрастание удельного веса убежденных и последовательных приверженцев религии; своеобразное оживление социальных функций религиозных норм. Отмечен высокий уровень религиозной убежденности, полнота и интенсивность религиозной практики (Исследовательский центр «Религия в современном обществе», 1995).

Изучение пациентов психиатрических стационаров показало, что религиозные убеждения, переживания и религиозный опыт в целом занимает важное, а нередко и центральное место в их жизни (Bergin, Jensen, 1990). Ragan с соавторами приводят данные о том, что 43% членов Американской Психологической Ассоциации признают себя верующими, а 27% посещают церковь два раза в месяц и чаще. Эти данные сопоставимы с религиозностью среди психиатров -43% и контрастируют с общей религиозностью среди населения США - 90%. Одной из причин расхождения во взглядах психиатров и их пациентов Bergin и Jensen (1990) считают «секулярные рамки образования и практики» специалистов в области психического здоровья. Все обследованные практикующие психологи указали, что они не получили никакой подготовки в области религиоведения. В то же время 72% этих респондентов сообщили, что в своей клинической практике они сталкивались с религиозными, мистическими проблемами и связанными с ними проблемами духовного роста. Другим источником так называемой «нечувствительности» психиатрии к религии и другим культураль-ным феноменам представляется очевидное для психиатров онтологическое первенство биологического по отношению к культуральному.

Рассматривая модели взаимодействия психиатров и священнослужителей Howland (1971) отмечает подозрительность и взаимную нелюбовь психиатров и священнослужителей. Он рассматривает три модели их взаимодействия: психиатрия и религия суть различные категории без возможной кооперации; различны, но с возможностями взаимополезной кооперации; практически одинаковы со многими областями взаимодействия, сравнивая медицинские и моральные модели психопатологии.

Религиозное чувство присуще каждому человеку, вне зависимости от того, считает ли он себя верующим, принадлежащим к той или иной религиозной конфессии, агностиком или атеистом. Так, например, теоретический атеист по-существу отрицает лишь известные ему образы Бога, которые считает ложными, но стремится к истинному Богу, не осознавая этого (Короленко, Дмитриева, 2003). Религиозное чувство определяется по-разному и порой очень противоречиво. Так, подходы к религии психологов R.Fuller условно подразделяет: обесценивающие - реальности за пределами контуров физического опыта и рационального подхода не существует (Freud, Skinner); связанные с эстетическим переоцениванием - которые признают этические и эстетические структуры, недоступные чувственному опыту (Erikson); космические - высшие стадии человеческого развития обусловлены энергиями, находящимися за психологическими пределами (Jung, Rogers, Maslow). Религия воспринимается Фрейдом (Wallace, 1983) в двух вариантах: как диагностическая категория - психоз (паранойя), невроз (обсессивно-компульсивное расстройство); как инфантильная зависимость и исполнение желаний (wish fulfillment).

Banerji (1975) суммирует религию по четырем категориям: 1. религия - методологическая иллюзия, результат применения эмпирических критериев к чему-то, претендующему на транс-эмпирическую реальность; 2. религиозная потребность есть обсессивный акт; 3. религиозная установка как инфантилизм: желание зависеть от чего-то высшего; 4. религиозная мотивация - потребность в защите и безопасности.

С позиции представлений Fromm,a (1941) религия - это любая разделяемая группой система мышления и действия, позволяющая индивиду вести осмысленное существование и дающая объект для преданного служения. Он выделяет зрелую и инфантильную религиозность. Веру, когда человек не избавился от аутистического желания всеведения и всемогущества: "Я все еще не достиг такой объективности, чтобы всецело признать ограниченность своего человеческого существа, свое невежество, свою беспомощность.

Особенности течения шизофрении у бурят

Анализ распределения шизофрении по ее формам (таблица 7) наглядно демонстрирует, что основной процент приходится на параноидную форму шизофрении 53,36% (127 человек). Второе место занимает простая форма шизофрении 5,46% (13 человек), на третьем месте - резидуальная форма шизофрении 2,94 %. (7 человек). Гебефреническая форма шизофрении по сравнению с рассмотренными занимает крайнее положение 0,42% (1 человек).

Анализ возрастной структуры параноидной шизофрении (таблица 8) показал, что 1-ое место по частоте заболеваемости занимают больные в возрастном интервале 20-29 лет, что составляет 50,39% (64 человека), 2-е место -больные в возрасте 30-39 лет - 25,19%) (32 человека), на 3-ем месте больные 40-49 лет -14,96 % (19 человек) , 4-е место составляет возраст 16-19 лет -7,09%) (9 человек), на последнем месте возрастная категория 50-59 лет - 2,36% (3 человека). Низкий удельный вес в возрастной категории 50-59 лет можно объяснить этнокультуральной особенностью у бурят, которая проявляется высокой тер пимостью к психическим расстройствам у пожилых людей - требования к их поведению со стороны родственников таково, что позволяет им не прибегать к помощи психиатров и высокой религиозностью пожилых людей.

В соответствии с целью исследования для анализа особенностей психических расстройств, использовался социокультуральный психодинамический подход, где было применено клиническое интервью (Короленко, 1999), включающее следующие вопросы: - Как проблема переживается самим пациентом? - Как проблема идентифицируется пациентом? - Как пациент представляет проблему? - Как проблема понимается врачом? - Как проблема диагностируется врачом?

В результате чего было выявлено, что клиническая картина у пациентов, диагностированных как параноидная форма шизофрении наряду с типичной для этого заболевания симптоматикой имеет особенности связанные с культурой. К ним относились содержание бредовых идей, которое отражало их непосредственную связь с верованиями, мифологическими представлениями, легендами, местным фольклором. Особенностью этих состояний являлось то, что бредовые идеи пациентов строились на патогенных убеждениях усвоенных ими в раннем возрастном периоде (детско-подростковом). Патогенные убеждения (Lowenstein, 1998) - это убеждения, которые заставляют человека уклониться от значительной цели вследствие воспринимаемой опасности. В связи с патогенными убеждениями пациент подавляет мотивацию достижения определенной цели, формирует механизм страха нарушения запрета.

Содержание патогенных убеждений у наблюдаемых пациентов относилось к запретам нарушения единства природы, запрещающим вторгаться в природу, нарушать ее равновесие. Возникновение сознательных и бессознательных убеждений о себе и окружающем мире имеет базисное значение, как для нормального развития, так и для возникновения психопатологии. Убеждения становятся патогенными, когда они заставляют человека уклоняться от какой-то значимой цели с опасностью возникновения отрицательных последствий. В обычных ситуациях это может затрагивать стремление делать карьеру, способность сохранять самостоятельность, укреплять самооценку, следовать своим желаниям и вдохновению. Такого рода убеждения могут формироваться на основе запретов, свойственных культуральным традициям, представлениям и ритуалам. Запреты у бурятов включали то, что запрещалось без нужды ранить землю острыми предметами, чертить по ней, вскрывать ее поверхность, запрещалось сдвигать большие вросшие в почву камни с мест и рубку деревьев. Запрет на сдвигание камней объяснялся тем, что не все объекты являются такими, какие они есть на самом деле. Неприметный камень на склоне горы мог быть входом во дворец «хозяина местности». Сдвинув его, вы разрушите дворец и вызовете гнев его владельца. Нельзя рубить без разбора деревья, потому что несведущий человек мог по незнанию срубить священное дерево, дерево, которое является лестницей в небо, в другой высший мир. Эти запреты внушались бурятам с самого раннего возраста. При необходимости выполнения этих действий необходимо было провести ритуал «испрашивания» разрешения на них и обряд «сэржэм»- подношения даров.

Особенности аффективного депрессивного расстройства у бурят

Для выявления особенностей аффективного депрессивного расстройства использовался социокультуральный психодинамический подход, и было применено клиническое интервью, включающее следующие вопросы: - Как проблема переживается самим пациентом? - Как проблема идентифицируется пациентом? - Как пациент представляет проблему? - Как проблема понимается врачом? - Как проблема диагностируется врачом?

Выявлены специфические субъективные переживания: печаль, беспричинная подавленность, душевное смятение. В беседе пациенты проявляли эмоциональную сдержанность так как, жалобы на болезнь у бурят - признак слабости, выявлены особенности мышления - могут не отвечать на вопросы конкретно. Одни молчат, другие не перестают говорить на любую тему - бурятам в принципе не свойственны однозначные ответы. Анализ показал, что у бурят вследствие своеобразного этногенеза, истории и соответственно системы ценностей нарушения настроения имеют свои особенности. В психиатрии оценка эмоциональных состояний достаточно субъективна и во многом зависит от врача, поэтому здесь возможно совершение большого количества ошибок. Так, например, у бурят эмоциональные проявления более соматизированы и сосредоточены на болевых ощущениях. Поэтому жалобы пациента могут сопровождаться более выраженными соматическими и менее выраженными психологическими реакциями. Свое плохое самочувствие пациенты объясняли головной болью, болями и неприятными ощущениями, локализованными в различных частях тела, слабостью, тяжесть в груди, чувство тревоги, мысли о наличии какого-то тяжелого нераспознанного заболевания. Некоторые пациенты подчеркивали трудность в общении, неуверенность в себе. Среди жалоб отсутствовали эмоции скорби, страх смерти, суицидальные мысли, отсутствовали грусть и чувство вины. Обнаруживались проблемы в скрытом напряжении в межличностных отношениях, связанного с созависимостью, комплексом неполноценности, его гиперкомпенсацией, нарушениями нормального формирования идентичности. Выявляется психологическая особенность — комплекс неполноценности, который проявляется в неверии в свои силы и возможности, во внутренних иногда недостаточно осознанных опасениях перед неудачами в личном, семейном и профессиональном планах.

В качестве иллюстрации может быть приведен следующий клинический пример: Пример 3.2.1. Мужчина, бурят, 1983 г.р. студент Иволгинского дацана. Диагноз: умеренный депрессивный эпизод.

Поступил впервые в жизни. При поступлении предъявлял жалобы на слабость, «истощение», плохой сон, снижение эмоциональности, «бессмысленность жизни, нет цели в жизни», нарушения настроения. Боли в области желудка, при этом не может указать ни характер болей, ни время возникновения, ни причину, после чего они возникают; не может объяснить снимаются они чем-нибудь или нет.

Анамнез: родился в поселке Кижинга, в рабочей семье. Раннее развитие без особенностей. Закончил 9 классов. После окончания школы решил стать хува-раком - учеником ламы. В течение месяца учился в Иволгинском дацане. Во время учебы снизился аппетит, нарушился сон, стало трудно учиться. В течение года родственники отмечают изменения характера, стал раздражителен, вял. Самостоятельно обратился к терапевту и в последующем был госпитализирован в гастроэнтерологическое отделение республиканской больницы, где лечился с заболеваниями: хронический панкреатит, гастрит, гастроптоз. Улучшения не было, с изменениями в психическом состоянии госпитализирован в психиатрический стационар.

В отделении был беспокоен, суетлив, тревожен. Выписан пациент с незначительными улучшениями по настоянию родителей, пожелавших лечиться у лам.

Изучение клинической картины показало, что у бурят отсутствуют психогенные реакции горя, страх смерти после утраты близкого человека. Анализ показывает, что причиной этого является интравертированная направленность бурят и их буддийско-философское мировоззрение о смерти. В буддийской теологической литературе «жизнь после жизни» смерть занимает особое место. Считается, что умерший освобождается от мира «данностей», душа пребывает в области Бардо в течение 49 дней с момента смерти человека до его нового рождения. Это помогает остаюшимся в живых мыслить положительными категориями и не удерживать умирающего на земле эмоциональными порывами любви или горя, с тем, чтобы он мог войти в посмертные плоскости бытия с ясным сознанием и свободным от каких бы то ни было телесных тревог и забот.

Анализ предъявляемых жалоб и их динамика не позволяли диагностировать наличие депрессивного расстройства, укладывающегося в категории представленные в общепринятых классификациях. Диагностика не соответствовала динамике состояний и наблюдалась отчетливая резистентность к проводимой терапии. Несмотря на лечение, пациенты не обнаруживали тенденцию к какому-либо улучшению. Их психическое состояние оставалось прежним или даже ухудшалось.

Похожие диссертации на Этнокультуральные особенности психических расстройств у бурят