Введение к работе
Актуальность данного исследования обусловлена высокой распространенностью и включенностью этнокультурального компонента в клиническую картину аффективных расстройств. Распространенность аффективных расстройств, их экономическая стоимость, трудность диагностики делает их одной из главных проблем современной медицины.
Выявляемость психических расстройств, особенно в общей медицинской практике, повсеместно возрастает (Т.В. Ustun, N.Sartorius, 1995). По данным исследований, проведенных в различных странах мира, клинически значимые проблемы психического здоровья обнаруживаются у пациентов общей медицинской сети: это, прежде всего, депрессии, тревожные и соматоформные расстройства, а также злоупотребление алкоголем (A.Dawson, A Tylee, 2001).
В относительно быстро развивающихся странах мира с низкими доходами населения, но с сохраняющимся традиционным укладом жизни, устойчивостью семейных и других микросоциальных связей (примером могут служить Индия и некоторые страны Юго-Восточной Азии) выявляемость, а возможно, и реальная частота развития депрессивных и клинически близких к ним тревожных, соматоформных, разнообразных стрессовых расстройств оказываются не столь высокими (Краснов В.Н., 2011; Гиндикин В.Я., соавт., 1996; Кокс Т., 1981).
Некоторые эпидемиологические и популяционные исследования (Шиньон А.Д., 1991), показали, что основными психическими недугами являются вовсе не тяжелые психические болезни (шизофрения), а расстройства амбулаторного уровня. Они-то и составляют большую часть всех психических нарушений. Среди этих неглубоких психических расстройств резко преобладают соматизированные формы - тревога и депрессия, которые протекают в форме соматических заболеваний. Эти больные оказываются вне поля зрения специалистов и не получают достаточной помощи, т.к. врачи ПМП, к сожалению, не имеют должной подготовки, чтобы распознать указанные расстройства (Соложенкин В.В., 2011).
В настоящее время этнокультуральным исследованиям уделяется особое внимание, акцент делается на психиатрически-антропологическом подходе, центрированном на конкретном человеке, с учетом значимости психологических, социальных и культуральных факторов (Короленко Ц.П., 1998). Изучению этнокультуральных психических нарушений и традиционных методов их лечения посвящены работы Jillek L, Jillek-Aall (1980; 1987; 1991; 1996), Castillo R.J.(1996; 1997).
От знания национальной и культуральной специфики зависит адекватность профилактики и диагностики психических заболеваний, выбор наиболее оптимальных методов лечения, эффективность работы по охране и укреплению психического здоровья конкретных народов. В этой связи целью изучения этнокультуральных психических нарушений является проведение
специфического для этих состояний методов психофармакологического и психотерапевтического лечения, причем последнее должно учитывать религиозные и мифологические верования, принятые в данной этнической группе, и во многом ориентироваться на традиционные аспекты коррекции (Мухомедзянов, 2000). До настоящего времени в условиях южного региона Кыргызстана целенаправленно не проводились исследования, которые бы учитывали этнокультуральные особенности аффективных расстройств.
К числу культурных факторов, влияющих как на общественное, так и на индивидуальное психическое здоровье, относятся: язык народа, исторические особенности существования народа, доминирующие ценностные ориентации, религиозные убеждения, система отношений в первичной культурной группе - семье, подходы к воспитанию детей, национальные обычаи, традиции, ритуалы, народное творчество и т.д (Пашина А.Х., 1991).
Многими авторами подчеркивается, что аффективные психические расстройства зависят от многих этнокультуральных факторов: исторических особенностей существования нации, её доминирующих религиозных убеждений, системы отношений в семье, подходов к воспитанию детей, национальных обычаев, традиций, ритуалов, ценностных ориентации (Жариков Н.М., Соколова Е.Д., 1982).
Цель исследования
Выявить влияние этнокультуральных особенностей на феноменологию, клинику и течение амбулаторных аффективных расстройств у населения юга Кыргызстана.
Задачи исследования:
Изучить особенности признания населением юга КР факта наличия психических нарушений при амбулаторных аффективных расстройствах (далее - ААР).
Определить особенности диагностики ААР у жителей юга Кыргызстана.
Изучить связь этнокультуральных факторов с с особенностями клинической картины амбулаторных аффективных расстройств.
Изучить особенности адаптационного образа болезни при амбулаторных аффективных расстройствах у населения юга Кыргызстана.
Новизна научных данных
До настоящего времени в Кыргызской Республике не проводились широкомасштабные популяционные исследования распространенности генерализованных тревожных, тревожно-депрессивных, панических и соматизированных расстройств. Впервые выделены и описаны этнокультуральные особенности ААР у населения юга КР и продемонстрировано их влияние на особенности формирования АОБ. Кроме
того, показано влияние этнокультуральных характеристик на клиническую картину, динамику течения и прогноз ААР.
Практическая ценность
Полученные результаты позволили выработать диагностический алгоритм методики быстрой диагностики амбулаторных форм аффективных расстройств врачами практического здравоохранения с учётом этнокультуральных особенностей народа Кыргызстана.
Разработаны образовательные программы для семейных врачей, создана система диагностики и терапии этих нарушений, проводится целенаправленная санитарно-просветительская работа среди населения.
В Баткенском областном центре семейной медицины внедрены шкалы самооценки аффективных амбулаторных расстройств, которыми пользуются семейные врачи (акт внедрения от 8 сентября 2011 г.)
Внедрение полученных результатов
Данная методика исследования внедрена в лечебных учреждениях Баткенской области (Баткенский областной центр семейной медицины) относительно пациентам обращающихся за медицинской помощью. За время исследования регистрация пациентов с амбулаторными аффективными расстройствами через сети группы семейных врачей увеличилось 1,8 раза.
Основные положения, выносимые на защиту
Этнокультуральные особенности жителей юга КР препятствуют обращению за помощью к специалисту в области психического здоровья и мешают признать факт наличия ААР.
Этнокультуральные особенности являются одним факторов формирования типичного для нашей популяции синдрома отрицания и недооценки тяжести психических нарушений.
Этнокультуральные особенности психических расстройств амбулаторного уровня являются пусковыми факторами, определяющими призыв к помощи и выбор специалиста у жителей юга КР.
Учет этнокультуральных особенностей в формировании клинической картины ААР у жителей юга КР становится оптимизирующим фактором в проведении эффективной диагностики и терапии.
Публикации
По теме диссертационного исследования опубликовано 4 статьи, 3 тезиса и выпущено 2 практических руководства.
Апробация работы
Основные положения диссертации доложены и обсуждены на первой
Международной конференции молодых ученых Центральной Азии (май, 2008), на межкафедральном заседании КРСУ, КГМА и КГМИПиПК (февраль
2012).
Структура и объем работы