Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание толерантности студентов средствами межкультурной коммуникации в процессе языкового образования Яценко Юлия Сергеевна

Воспитание толерантности студентов средствами межкультурной коммуникации в процессе языкового образования
<
Воспитание толерантности студентов средствами межкультурной коммуникации в процессе языкового образования Воспитание толерантности студентов средствами межкультурной коммуникации в процессе языкового образования Воспитание толерантности студентов средствами межкультурной коммуникации в процессе языкового образования Воспитание толерантности студентов средствами межкультурной коммуникации в процессе языкового образования Воспитание толерантности студентов средствами межкультурной коммуникации в процессе языкового образования Воспитание толерантности студентов средствами межкультурной коммуникации в процессе языкового образования Воспитание толерантности студентов средствами межкультурной коммуникации в процессе языкового образования Воспитание толерантности студентов средствами межкультурной коммуникации в процессе языкового образования Воспитание толерантности студентов средствами межкультурной коммуникации в процессе языкового образования Воспитание толерантности студентов средствами межкультурной коммуникации в процессе языкового образования Воспитание толерантности студентов средствами межкультурной коммуникации в процессе языкового образования Воспитание толерантности студентов средствами межкультурной коммуникации в процессе языкового образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Яценко Юлия Сергеевна. Воспитание толерантности студентов средствами межкультурной коммуникации в процессе языкового образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Яценко Юлия Сергеевна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2008.- 193 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/207

Содержание к диссертации

Введение

I. Теоретико-методологические основы исследования проблемы толерантности студентов в процессе межкультурной коммуникации 18

1.1. Сущность и содержание толерантности в системе социокультурных отношений 18

1.2. Идеи философии экзистенциализма и теории ценностей как научная предпосылка изучения толерантности студентов 42

1.3 Взаимосвязь межкультурной коммуникации и толерантности студентов. 68

Выводы по I главе 94

II. Содержание и организация воспитания толерантности студентов средствами межкультурной коммуникации в процессе языкового образования 97

2.1. Духовно-ориентированный подход к воспитанию толерантности студентов средствами межкультурной коммуникации 97

2.2 Теоретическая модель воспитания толерантности студентов средствами межкультурной коммуникации 111

2.3. Апробация теоретической модели воспитания толерантности студентов средствами межкультурной коммуникации 129

Выводы по II главе 162

Заключение 164

Литература 167

Приложение 1 179

Приложение 2 180

Приложение 3 182

Приложение 4 186

Приложение 5 192

Приложение б 193

Введение к работе

Актуальность темы обусловлена социальными процессами современного этапа развития человечества, характеризующимися противоборством интеграционных и дезинтеграционных тенденций. С одной стороны, самого широкого спектра культурные связи между странами перерастают в глобальную взаимозависимость, что приводит к появлению новых видов коммуникаций. С другой, под воздействием роста национального самосознания увеличивается число межэтнических и межконфессиональных разногласий, прогрессируют такие явления, как сепаратизм, национальный экстремизм, ксенофобии и пр. Все это актуализирует проблему воспитания толерантности отдельного человека, способного преодолевать межкультурные конфликты, что, в свою очередь, позволит смягчить деструктивные процессы в мировом взаимодействии.

По мнению ученых (А.Г. Асмолов, Т.И. Власова, Н.Д. Никандров, В.И. Слободчиков и др.) в современной России данные явления происходят на фоне духовно-нравственного кризиса общества, отражающегося и в сфере образования. В отечественной педагогике и практике наблюдается поиск адекватных методов и технологий, направленных на преодоление последствий духовного вакуума постсоветского периода. Актуальность вопросов воспитания подрастающего поколения подтверждена в нормативно-правовых документах («Программа развития воспитания в системе образования России», 1999; «Молодежь России», 2001; Федеральная межведомственная программа «Студенчество России», 2002-2006 гг. и др.), в которых определена задача по воспитанию толерантности детей и молодежи.

Перед высшим образованием поставлена задача по созданию условий для духовно-нравственного развития студентов, для реализации их прав на самореализацию в условиях расширяющихся межкультурных контактов. В связи с этим возрастает роль языкового образования, основной целью которого является формирование функциональной грамотности (владение одним/двумя иностранными языками в совершенстве) будущих

специалистов. Ученые (И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассов и др.) отмечают, что иностранный язык имеет огромный духовный потенциал, позволяющий молодому поколению вступать в полноценное межкультурное общение, как в реальном, так и в виртуальном пространстве. В то же время анализ программ обучения иностранным языкам в ВУЗах показывает, что данные цели не всегда реализуются в полной мере, потому что массовая практика преподавания продолжает базироваться на традиционном подходе, при котором недостаточно акцентируются воспитательные задачи. Современная система высшего образования должна стать не только пространством профессионального, но и духовно-нравственного развития, ориентированного на воспитание толерантности будущих специалистов средствами межкультурной коммуникации, создать условия для формирования данного качества как экзистенциальной ценности.

Таким образом, правомерно утверждать, что воспитание толерантности студентов, формирование менталитета толерантности является важнейшей стратегической задачей языкового образования в XXI веке.

Проведенный анализ социально-педагогической ситуации позволил выделить противоречия между:

потребностью общества в духовно-нравственной толерантной личности и реальными условиями социальной среды на фоне гуманитарного кризиса общества, которые не всегда благоприятствуют воспитанию такой личности;

потребностью личности в духовно-нравственном развитии и недостаточным использованием современной системой высшего образования духовного потенциала учебного предмета «иностранный язык» в воспитании толерантности студентов;

потребностью в воспитании толерантности студентов и недостаточным использованием для достижения этой цели межкультурной коммуникации в качестве педагогического средства в процессе языкового образования.

Степень научной разработанности проблемы. Историко-педагогический анализ теорий и концепций показал, что проблема толерантности, уходя своими корнями вглубь времен, обретает новую интерпретацию в современной науке, что позволяет предлагать и обосновывать более эффективные средства воспитания данного нравственного качества.

Так, в трудах Б.С. Гершунекого, В. Лекторского, Дж. Локка, Д. Мил ля, П. П. Николсона, А.В. Перцова, Б. Уильямса, М. Уолцера, В.В. Шалина и др. «толерантность» рассматривается как феномен плюралистического мира, как норма цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами, как моральный идеал.

Психолого-педагогический аспект развития толерантности представлен в исследованиях А.Г. Асмолова, В.В. Глебкина, Л.П. Ильченко, Е.А. Некрасовой, Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой, О.Д. Шаровой, Л.И. Рюмшиной и др., в которых акцент сделан на процессе приобщения подрастающего поколения к искусству жить в мире непохожих людей и идей.

Исследование взаимосвязи межкультурной коммуникации, обучения иностранным языкам и воспитания толерантности мы находим в работах Н.В. Барышникова, Е.Ю. Литвиненко, Е. Г. Петренко, В.В. Сафоновой.

Однако, при всей безусловной значимости упомянутых исследований, проблема воспитания толерантности студентов посредством межкультурной коммуникации в процессе языкового образования в современной отечественной педагогической науке представлена недостаточно. Практически не затрагивается воспитательный аспект «иностранного языка», ориентированного на развитие толерантности будущих лингвистов, не определена педагогическая взаимосвязь межкультурной коммуникации и толерантности личности, не исследованы возможности интеграции информационно-коммуникативных технологий в процесс воспитания толерантности, не разработана модель воспитания толерантности студентов средствами межкультурной коммуникации в рамках духовно

ориентированной концепции воспитания (Т.И. Власова, 1999). Таким образом, актуальность и научная неразработанность обозначили проблему -каковы возможности межкультурной коммуникации в воспитании толерантности студентов языковых факультетов в рамках духовно ориентированной концепции воспитания.

Обнаруженные противоречия в современной социально-педагогической ситуации, недостаточная степень научной разработанности проблемы определили выбор темы исследования: «Воспитание толерантности студентов средствами меэюкультурной коммуникации в процессе языкового образования».

Цель исследования — разработка духовной ориентации содержания и модели воспитания толерантности студентов языковых факультетов средствами межкультурной коммуникации.

Объектом исследования является воспитание толерантности студентов в процессе языкового образования.

Предмет исследования — содержание воспитания толерантности студентов средствами межкультурной коммуникации в учебном процессе и виртуальном интернет пространстве.

Гипотеза исследования: воспитание толерантности студентов средствами межкультурной коммуникации в процессе языкового образования будет эффективным, если:

целеполагание профессионального образования будущих лингвистов будет сориентировано на развитие у студентов толерантного отношения к носителям иной экзистенции в качестве духовной (смысловой) установки межкультурной коммуникации;

содержание воспитания толерантности студентов будет рассматриваться как духовно ориентированный процесс межкультурной коммуникации, включающий этап переживания личности в качестве духовной основы при овладении иностранным языком;

будет разработана целостная модель воспитания толерантности студентов языковых факультетов, организованная преподавателями на основе совокупности духовно ориентированных принципов и в логике создания культурокреативных со-бытий межкультурной коммуникации;

будет осуществляться диагностика уровней развития толерантности студентов как показателя духовной ориентации межкультурной коммуникации и эффективности воспитания толерантности будущих лингвистов.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили совокупность его задач:

  1. Уточнить содержание понятия «толерантность личности» как педагогического феномена в контексте его взаимосвязи с межкультурной коммуникацией в процессе языкового образования студентов.

  2. Обосновать понятие «воспитание толерантности студентов» как духовно ориентированного процесса межкультурной коммуникации.

  3. Разработать модель воспитания толерантности будущих лингвистов средствами межкультурной коммуникации как целостного процесса.

  4. Определить эффективность внедрения модели воспитания толерантности будущих лингвистов в учебном процессе и киберпространстве на основе диагностики уровней развития толерантности студентов.

При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический и сравнительный анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы, а также литературы по межкультурной коммуникации; синтез и обобщение, моделирование, педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, анкетирование.

Методологической основой исследования являются философские теории о целостности, всеобщей связи и взаимообусловленности процессов и

явлений, духовной и социальной направленности личности, аксиологический и синергетический подходы к исследованию педагогической реальности. Теоретическую основу исследования составляют:

философские и психолого-педагогические идеи теории ценностей (И.В. Абакумова, Е.В. Бондаревская, А. Ленгле, Д.А. Леонтьев, С.Л. Франк, В. Франкл, В.Э. Чудновский), обосновывающие приоритет ценностей в процессе воспитания и обучения;

теория диалога культур (М.М. Бахтин, B.C. Библер, М.С. Каган), подчеркивающая значимость осмысленности диалогового общения;

духовно ориентированная концепция воспитания, обосновывающая духовность как основной способ жизнедеятельности человека, а овладение смыслом жизни как базовый компонент воспитания (Т.И. Власова, И.А. Макарова, В.И. Мурашов, А.Д. Новикова и др.);

теория межкультурной коммуникации (М. Беннет, Т.Г. Грушевицкая, Р. Когделл, А.П. Садохин, К. Ситарам, С.Г. Тер-Минасова, Ю. Хабермас и др.), показывающая культуру как всеобщую коммуникацию;

концепции культуры мира и толерантности (Д. Адаме, А.Г. Асмолов, Б.С. Гершунский, Ю.С. Давыдов, П. Николсон, Б.Э. Риэрдон, Л.И. Рюмшина, Г.У. Солдатова, М. Уолцер, В.В. Шалин и др.), доказывающие потребность современной цивилизации в толерантном взаимодействии;

деятельностно-коммуникативный подход в обучении иностранному языку (И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассов).

Опытно-экспериментальная база исследования. Эмпирической базой исследования стало отделение иностранных языков (факультет лингвистики и словесности) ПИ ЮФУ. В эксперименте приняла участие группа студентов (124 чел.), которая наблюдалась в течение 2-х лет (2005-2007 г.г.) в период обучения с I по III курс. Репрезентативность выборки была увеличена за счет распространения выводов исследования и учебно-методических рекомендаций в процессе изучения иностранного языка студентами Туапсинского филиала ПИ ЮФУ (35 чел.) и филиала в г.

Волгодонске (52 чел.). Общее количество респондентов составило 211 студентов педагогических ВУЗов.

Этапы исследования.

На первом этапе (2004-2005г.г.) изучалась степень разработанности проблемы в педагогике, психологии; осуществлялся анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и проводился сбор теоретического материала.

На втором этапе (2005-2006г.г.) разрабатывался диагностический инструментарий, осуществлялся мониторинг уровня толерантности студентов, разрабатывалась теоретическая модель воспитания толерантности средствами межкультурной иноязычной коммуникации.

На третьем этапе (2006-2007г.г.) проводилась апробация модели воспитания толерантности средствами межкультурной иноязычной коммуникации, обобщались и анализировались полученные данные, оформлялось диссертационное исследование.

Научная новизна исследования заключается в том, что оно проведено в рамках духовно ориентированной концепции воспитания, в том числе в нем: 1) уточнено содержание понятия «толерантность личности», акцент в котором делается на духовной проявленности активной нравственной позиции личности относительно принятия Другого как носителя иной экзистенции в процессе межкультурной коммуникации; 2) обосновано системообразующее условие воспитания толерантности студентов - это организация преподавателями культурокреативных со-бытий (переживаний) в процессе духовных контактов (межкультурных коммуникаций) с представителями различных культур в учебном процессе и киберпространстве; 3) разработаны уровни и показатели толерантности студентов в процессе языкового образования: от агрессивной поведенческой интолерантности до ценностно-смысловой поведенческой толерантности; 4) выявлен потенциал информационно-коммуникативных Интернет-технологий в организации воспитания толерантности студентов.

Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении педагогического аспекта феномена «толерантность личности», что позволяет расширить цель профессионального образования будущих лингвистов, включив в нее воспитание толерантности студентов посредством духовной ориентации межкультурной коммуникации; в обосновании понятия «воспитание толерантности студентов» как духовно ориентированного процесса межкультурной коммуникации, что может стать предпосылкой результативности научно-педагогических исследований в этой сфере; в разработке целостной модели воспитания толерантности студентов как основы исследования различных систем межкультурных коммуникаций.

Практическая ценность исследования заключается в том, что в нем разработан пакет диагностического инструментария по изучению толерантности студентов; разработаны учебно-методические пособия по английскому языку The wor Id of US higher e ducation, US hi gher e ducation panorama и Higher Education in the USA для осуществления на их основе воспитания толерантности студентов ВУЗов посредством наполняющего их содержания, имеющего культурологическую направленность и основанного на принципах толерантности, межкультурной коммуникации и диалога культур; в систему обучения иностранному языку в ВУЗе интегрированы информационно-коммуникационные технологии синхронной и асинхронной коммуникации как средства совершенствования языковых навыков, межкультурной компетентности и воспитания толерантности студентов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Толерантность является одним из ключевых экзистенциалов человеческой жизни, сущность которой заключается в признании ценности Другого как носителя иной экзистенции, со-бытии с ним в его Абсолютной инаковости и ее восприятии с любовью.

Толерантность личности, как педагогический феномен, заключается в ее изоморфности сущности языковой коммуникации. Это позволяет преподавателям иностранного языка расширить цель профессионального

языкового образования, включив в него воспитание толерантности будущих лингвистов посредством духовной ориентации межкультурной коммуникации, что включает в себя: 1) развитие у студентов устремленности к трансцендентному выходу за пределы всех существующих у человека форм сознания и опыта; 2) формирование у них готовности к межкультурному взаимодействию в ситуациях несовпадения культурно-языковых и ментально-поведенческих кодов участников диалога.

2. Воспитание толерантности студентов — это целенаправленное
овладение личностью нравственным императивом ценности Другого, что
активизируется за счет включения преподавателями иностранного языка в
учебное взаимодействие этапа переживания личностью со-бытий различных
экзистенций в процессе ценностного осмысления межкультурной
коммуникации, реализуемый в культурокреативной образовательной среде.

3. Теоретическая модель воспитания толерантности студентов
средствами межкультурной коммуникации обоснована с позиции
целостности и включает:

цель - активизация потребности и готовности студентов к конструктивному толерантному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, культурной и конфессиональной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стиля мышления и поведения;

направления, конкретизированные по задачам - 1) воспитание миролюбия, понимания и принятия других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать; 2) создание толерантной среды в сфере образования;

принципы - персональной установки на развитие толерантности; индивидуально-личностный биосинергийный принцип; культурокреативности и диалога культур; персонализации или опоры на внутреннюю активность студентов; создания толерантной среды в образовательном учреждении; соборности и единения на основе со-бытия; воспитывающей рефлексии;

компоненты содержания - когнитивный, ценностно-смысловой, культурокреативный, деятельностно-поведенческий, личностно-рефлексивный;

две группы методов воспитания толерантности — 1) самоопределения и самоорганизации внутреннего мира личности; 2) диалоговые - внутренний диалог между Я обыденным и Я духовным, внешний диалог между субъектами-носителями экзистенциальных ценностей;

диагностический и результативный компоненты, ориентирующие студентов на развитие у них толерантности не только как объективной ценности, но и как субъективного императивного смысла.

Системообразующим педагогическим условием, обеспечивающим целостность модели воспитания толерантности студентов, является организация культурокреативных со-бытий (экзистенциальных переживаний) в процессе духовных контактов (межкультурных коммуникаций) с представителями различных культур в учебном процессе и киберпространстве.

4. В процессе диагностики степени развития толерантности студентов был учтен континуум ее духовной ориентации, который включает пять уровней: агрессивную поведенческую интолерантность, вербальную интолерантность, скрытую интолерантность, вербальную толерантность, ценностно-смысловую поведенческую толерантность.

Внедрение модели воспитания толерантности будущих лингвистов было обеспечено межкультурным общением в киберпространстве, научно-исследовательской и поисково-креативной деятельностью студентов, духовной ориентацией содержания профильных языковых учебных предметов.

Полученные результаты - более 65 % студентов продвинулось на уровень ценностно-смысловой поведенческой толерантности - показали эффективность внедрения модели воспитания будущих лингвистов.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечивались методологической непротиворечивостью, обоснованностью исходных теоретических положений, использованием методов исследования, адекватных поставленным целям и задачам.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе практической работы диссертанта в качестве ассистента кафедры английского языка ПИ ЮФУ; посредством издательства методических пособий (общий объем 13,96 п.л.; авторских — 6,36 п.л.):

Яценко, Ю.С. The world of US higher education: Методическое
пособие для студентов 2 курса Лингвистического института. [Текст] В.И.
Тузлукова, А.А. Андриенко, М.А. Сухомлинова, Е.В. Языкова, Ю.С. Яценко.
Ростов н/Д: РГПУ, 2005. - 148 с. (тираж 200 экз.)

Яценко, Ю.С. US higher education panorama: Методическое
пособие для студентов 2 курса лингвистического института. [Текст] В.И.
Тузлукова, А.А. Андриенко, М.А. Сухомлинова, Е.В. Языкова, Ю.С. Яценко.
Ростов н/Д: РГПУ, 2006 - 100 с. (тираж 100 экз.)

Яценко, Ю.С. Higher education in the USA: пособие по английскому языку для студентов и учащихся старших классов. [Текст] В.И. Тузлукова, А.А. Андриенко, М.А. Сухомлинова, Е.В. Языкова, Ю.С. Яценко. М.: ACT: Астрель, 2007. - 63 с. (диск) (тираж 3000 экз.)

Яценко, Ю. С. Ин формационно-коммуникационные технологии и интернет-ресурсы в практике преподавания иностранного (английского) языка: Методические рекомендации для учителей. [Текст] Ю.С. Яценко. Ростов-на-Дону: Изд-во ПИ ЮФУ, 2007. - 83 с. (тираж 100 экз.)

а также посредством публикации научных статей и тезисов докладов (21 работа, 6,2 п.л.):

Яценко, Ю.С. К вопросу о психологических основах и
механизмах нравственного воспитания студентов. [Текст] Ю.С. Яценко//
Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности как условие
конструктивного развития современной России: материалы III

международной научно-практической конференции. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2004.

Яценко, Ю.С. Ценностные ориентации как основа нравственного
сознания современной молодежи. [Текст] Ю.С. Яценко// Развитие личности
в образовательных системах Южно-Российского региона: Тезисы докладов

XII годичного собрания Южного отделения РАО и XXIV психолого-
педагогических чтений Юга России. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2005.

Яценко, Ю.С. Нравственное сознание молодежи и ценностные ориентации как его базовый элемент. [Текст] Ю.С. Яценко/ЛГезисы студенческой научной конференции. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2005.

Яценко, Ю.С. Integrating cross-cultural component into teaching materials. [Текст] В.И. Тузлукова, A.A. Андриенко, M.A. Сухомлинова, E.B. Языкова, Ю.С. Яценко //English in a multi-cultural community: 11th Nate Russia Conference. Izhevsk, 2005.

Яценко, Ю.С. Экзистенциальный подход к воспитанию толерантности личности. [Текст] Ю.С. Яценко// Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Тезисы докладов

XIII годичного собрания Южного отделения РАО и XXV психолого-
педагогических чтений Юга России. - Ростов н/Д: изд-во РГПУ, 2006. Часть
I.e. 157-159

Яценко, Ю.С. Developing culture-sensitive EFL teaching materials. [Текст] В.И. Тузлукова, A.A. Андриенко, M.A. Сухомлинова, E.B. Языкова, Ю.С. Яценко// Английский язык как средство сближения стран и народов (Bridging cultures and people through English): Материалы международной конференции/ Под общей редакцией Е.А. Мелехиной, ОА. Рыжкиной. -Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006 г. - с. 146

Яценко, Ю.С Использование кросс-культурной информации по проблемам высшего образования при обучении английскому языку. [Текст] В.И. Тузлукова, A.A. Андриенко, M.A. Сухомлинова, E.B. Языкова, Ю.С. Яценко // Состояние и перспективы развития высшего образования:

материалы докладов Международной научно-практической конференции (2-6 октября 2006г.) - Издательство НОЦ РАО; г. Сочи, 2006. с.93-94.

Яценко, Ю.С Идеи философии экзистенциализма и теории ценностей как методологическая основа воспитания толерантности личности. [Текст] Ю.С. Яценко// Словесность: традиции и современность. Сборник научных трудов. - Ростов н/Д: изд-во Pi НУ, 2006, с. 244-246

Яценко, Ю.С. Воспитание толерантности у студентов с позиций экзистенциального подхода. [Текст] Ю.С. Яценко// Гуманитарные и социально-экономические науки. Спецвыпуск «Педагогика» 2006, № 3 с. 131-136

Яценко, Ю.С. Воспитание толерантности у студентов на основе межкультурной коммуникации. [Текст] Ю.С. Яценко// Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности - основа социальной технологии развития современной России: материалы Международного педагогического форума. - Ростов н/Д: изд-во РГПУ, 2006, с. 286-291

Яценко, Ю.С. Higher Education in the USA. [Текст] В.И. Тузлукова, А.А. Андриенко, М.А. Сухомлинова, Е.В. Языкова, Ю.С. Яценко //English 2006, № 7 (1-15 April) p. 28-34.

Яценко, Ю.С. Higher Education in the USA. [Текст] В.И. Тузлукова, А.А. Андриенко, М.А. Сухомлинова, Е.В. Языкова, Ю.С. Яценко //English 2006, № 8 (16-30 April) p. 21-28.

Яценко, Ю.С. Межкультурная коммуникация посредством Интернет на уроках английского языка и ее роль в воспитании толерантности у студентов. [Текст] Ю.С. Яценко// Актуальные проблемы коммуникации и культуры. Вып. 4. Международный сборник научных трудов. - Москва-Пятигорск: Пятигорский государственный лингвистический университет, 2006. с. 319-326

Яценко, Ю.С. Возможности интернет в организации межкультурной коммуникации при обучении иностранному языку как основы воспитания толерантности у студентов. [Текст] Ю.С. Яценко// Язык.

Дискурс. Текст: Материалы III международной научной конференции. -Ростов н/Д: изд-во ЮФУ, 2007, с.366-367

Яценко, Ю.С. Интеграция информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения иностранным языкам. [Текст] Ю.С. Яценко// Труды 5-й международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке». Сборник 5. - Часть 2. - Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2007, с. 36-40

Яценко, Ю.С. Информационно-коммуникационные технологии в практике преподавания английского языка. [Текст] Ю.С. Яценко/ЛТедагогические науки. Известия Южного федерального университета. - Ростов н/Д: ПИ ЮФУ, 2007. - №4, с. 124-134

Яценко, Ю.С. Интернет-технологии как средство совершенствования коммуникативной компетенции студентов. [Текст] Ю.С. Яценко/ЛІедагогические науки. Известия Южного федерального университета. - Ростов н/Д: ПИ ЮФУ, 2007. - №3, с. 149-159

Яценко, Ю.С. Применение Интернет-технологий в практике обучения английскому языку. [Текст] Л.С. Абросимова [и др.]// Материалы мастер-классов, направленных на повышение квалификации преподавателей английского языка. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2008, с. 151-162

Яценко, Ю.С. Роль Интернет-технологий в организации межкультурной коммуникации студентов языковых факультетов. [Текст] Ю.С. Яценко// Язык и межкультурная коммуникация: материалы V Межвузовской научно-практической конференции, 24-25 апреля 2008г. -СПб: Изд-во СПбГУП, 2008, 159-162

Яценко, Ю.С. Интернет-средство асинхронной коммуникации Вики (Wiki) и его роль в организации проектной деятельности студентов языковых факультетов. [Текст] Ю.С. Яценко// Труды 6-й международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке». Сборник 6. Часть 2. - Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2008, с. 174 -178

Яценко, Ю.С. Модель воспитания толерантности студентов в процессе межкультурной коммуникации. [Текст] Ю.С. Яценко// Педагогические науки. Известия Южного федерального университета. — Ростов н/Д: ПИ ЮФУ, 2008. - №9

Основные аспекты исследования были доложены на международных, всероссийских и межрегиональных конференциях.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, шести приложений. В диссертации имеется 4 таблицы, 18 рисунков, 1 диаграмма. Библиографический список включает 155 наименования, из них 24 на английском языке. Общий объем работы составляет 193 страницы.

I. Теоретико-методологические основы исследования проблемы толерантности студентов в процессе межкультурной коммуникации.

Сущность и содержание толерантности в системе социокультурных отношений

В сентябре 2000 года в ОНН прошел саммит в честь наступления нового столетия и тысячелетия, который пришел к согласию относительно видения будущего мира и его основных ценностей: шесть общечеловеческих ценностей — свобода, равенство, солидарность, толерантность, уважение к природе, разделенная ответственность - были названы основой международных отношений. Таким образом, в современных условиях толерантность обнаруживает себя как интенция общечеловеческих интересов и потребностей, и видится международным сообществом как предпосылка и принцип движения человечества к единению и сотрудничеству.

Термин «толерантность» в последние годы прочно вошел в тезаурус обществоведческих и педагогических наук, политических деятелей, общественных объединений разного уровня нашей страны. Россия, испытывающая на себе широкое распространение насильственных способов решения социальных проблем, включая религиозные и этнические, присоединилась к международным программам. Так, в 2001 году в РФ появляется федеральная целевая программа «Основы формирования установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в гражданском обществе», рассчитанная на пять лет [147]. Цель программы — добиться снижения социально-психологической напряженности в обществе, а также противопоставить экстремизму «формирование установок толерантного, т.е. терпимого поведения по отношению к представителям других конфессий, национальностей и идейной оппозиции».

Толерантность является неоднозначным, сложным и многоаспектным понятием. Если обратиться к семантике термина tolerantia (лат.), то он выражает три пересекающихся значения:

1. устойчивость, выносливость;

2. терпимость;

3. допуск, допустимо е отношение.

Сложность понятия доказывается уже тем, что в разных языках оно по-разному определяется, о чем свидетельствуют приведенные ниже определения:

Tolerancia (испанский): способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.

Tolerance (французский): отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов (Le petit Robert dictionary).

Tolerance (англ.): готовность быть терпимым, снисходительность, предоставление возможности (личности, религиозной секте, мнению) существовать, не вмешиваться в их дела и не ущемлять их; признание различий в религиозных воззрениях; не допущение дискриминации (Concise Oxford Dictionary of Current English). Особый интерес представляет собой спектр значений термина, приводящийся в английском психологическом словаре: приобретенная устойчивость; предел устойчивости (выносливость) человека; устойчивость к стрессу; устойчивость к конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям; готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь.

Kuan ronq (китайский): позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

Tasamul (арабский): прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

В русском языке: «Толерантность — терпимость к чужим мнениям и верованиям; снисходительное отношение» [83; 308].

Идеи философии экзистенциализма и теории ценностей как научная предпосылка изучения толерантности студентов

Нам представляется, что рассмотрение феномена толерантности с позиций экзистенциального подхода и в перспективе ценностной ориентации человеческого существования позволит понять саму толерантность как одну из важнейших аксиологических форм, организующих совместную человеческую жизнедеятельность, а также определить методологическую основу и пути воспитания толерантности как ценности и нравственного качества личности. Мы разделяем точку зрения известного исследователя психологии общения Л.И.Рюмшиной в том, что при изучении толерантности в русле «ценностно-смыслового подхода проблема эта предстает как проблема личностных установок, ценностей и смыслов, ибо именно они определяют с одной стороны внутренний мир личности, ее ощущения и переживания, с другой - являются мотивационно-регулирующими коррелятами, определяющими реальное поведение личности» [79]. Такой подход представляется перспективным, так как позволяет понять внутренние механизмы проявления толерантности.

Итак, экзистенциальный анализ исходит из того, что жизнь, наполненная смыслом, непременно связана с нахождением и проживанием ценностей: «Мы осуществляем смысл бытия - наполняем наше бытие смыслом - всегда через воплощение ценностей» [115; 202]. При этом выделяется три категории ценностей: ценности «созидания» (реализующиеся в продуктивных творческих действиях), «переживания» (реализующиеся в пиковых переживаниях) и «отношения» (реализующиеся в позиции, занимаемой человеком). Между этими категориями (группами) существует определенная иерархия, обусловленная возможностями, которыми объективно располагает человек: «Всему царству ценностей присущ особый порядок, который состоит в том, что ценности в отношениях друг к другу образуют некую "иерархию", в силу которой одна ценность оказывается "более высокой" или "более низкой", чем другая» [109; 305].

Ценность - это «личностно окрашенное отношение к миру, возникающее не только на основе знания и информации, но и собственного жизненного опыта человека» [35]; это выражение субъектом собственных предпочтений, которые проявляются в поведении, деятельности через самоопределение цели, в рефлексии - в поисках ответа на вопрос «Ради чего?». Так А. Лэнгле использует понятие ценности для выделения и возвышения того, что человек глубоко лично воспринимает как имеющее особое качество - как «благо» [120; 47-63].

Основное значение и назначение ценностей — обеспечивать и поддерживать активно-действенное состояние человека, т.е. такое, в котором он сам определяет себя и свое отношение к миру, в противоположность пассивно-страдательному его состоянию, в котором только мир определяет его.

Ценности приводят человека в движение, они подобны «собирающим линзам» (термин Лэнгле), которые фокусируют жизненную силу личности. Ценности не просто движут человеком, они питают его духовно. Ценности -это «внутренние, эмоционально освоенные субъектом ориентиры его жизни, воспринимаемые им как собственная духовная интенция» [25; 128]. Таким образом, ценности — это духовная пища человека.

Ценности захватывают интенциональность личности и обращают на внешний объект/субъект, которому есть внутреннее соответствие. Таким образом, личностная ценность — это то, что затрагивает лично меня.

Таким образом, ценность - это личностно окрашенное отношение к миру, возникающее на основе собственного жизненного опыта; осмысленная значимость; внутренний ориентир жизни.

Духовно-ориентированный подход к воспитанию толерантности студентов средствами межкультурной коммуникации

Современное бытие человечества характеризуется социально-культурным многообразием, открытостью современного пространства, стиранием границ между континентами, странами, народами, глобализацией и интеграцией, в сочетании с индивидуализацией, интолерантностью и проявлениями экстремизма и терроризма, обусловливающих отношение человека к миру, людям, самому себе.

Вступление человечества в эпоху ноосферного развития, переход к общению с помощью глобальных коммуникаций способствует осознанию того, что окружающий мир одновременно обладает свойствами как целостности, так и множественности, а человечеству необходимо стремиться к единению, осознанию себя как общности, нахождению компромиссов и их начал.

Тенденции современного мира неизбежно формируют принципиально новую ситуацию воспитания. В контексте воспитания всё чаще начинают звучать понятия и идеи, так или иначе служащие ориентирами на пути объединения людей: соборность, диалог культур, поликультурное образование, межкультурная коммуникация, межэтническая толерантность, информатизация, Болонский процесс. При этом универсальной задачей воспитания становится снятие внутренней дистанции отчуждения между людьми в их инаковости, «без чего невозможно оказаться во всечеловеческом пространстве Разума и Любви» [46; с.200].

Однако, не смотря на логическую завершенность и обоснованность теоретических изысканий в данном направлении, попытки их внедрения в практику учебно-воспитательного процесса не всегда достигают нужного результата. Так, анализ учебно-воспитательного процесса в ВУЗе показал:

Слабость приобщения студентов к традиционным для России духовно-нравственным ценностям, таким, например, как Соборность (форма человеческого Всеединства (Вл. Соловьев), опирающаяся на со-бытие, единение душ, со-работничество, правду отношений), милосердие, добродетельность и др.;

Направленность на формирование системы знаний-умений-навыков, а не на нравственное развитие и духовное становление личности;

Авторитарность стиля общения преподавателей;

Отсутствие в учебном процессе опоры на межкультурную коммуникацию и диалог культур, в частности в содержании учебных предметов, а также в методических и учебных пособиях;

Не использование новых информационных технологий в целях развития межкультурной компетентности, воспитания толерантности и раскрытия творческих начал студентов.

Таким образом, очевидным становится противоречие между необходимостью воспитания духовно-нравственной, толерантной, творческой, активной, со своими жизненными ценностями и смыслами личности, имеющей представления и ориентирующейся в современном мире многообразия культур, вероисповеданий, мировоззрений и т.п. и тем образовательным пространством, в котором происходит становление подрастающего поколения: образование в ВУЗе объективно не содействует духовно-нравственному становлению личности и не создает межкультурного коммуникативного пространства.

Причину данных противоречий мы усматриваем в принципах государственной политики воспитания:

Принцип гуманистической направленности — отношение к детям как к ответственным субъектам собственного развития, основанное насубъект-субъектных отношениях;

Принцип природосообразности — учет природных и социокультурных процессов, воспитание учащихся сообразно их полу и возрасту, формируя их ответственность за развитие самих себя и за экологические последствия своих действий и поступков;

Принцип культуросообразности — воспитание основано на общечеловеческих ценностях, в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащих общечеловеческим;

Принцип эффективности социального взаимодействия -— воспитание осуществляется в коллективах различного типа, что позволяет расширять сферу общения, создает условия для конструктивных процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникации, а в целом — формирования навыков социальной адаптации, самореализации;

Принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности — стратегия и тактика воспитания осуществляются на основе помощи ребенку в его освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении.

Мы видим, что опора на данные принципы в воспитании поможет решить только часть задач, а именно связанных с личностной ориентацией обучающихся в обществе, не затрагивая при этом его духовно-нравственную сферу.

Похожие диссертации на Воспитание толерантности студентов средствами межкультурной коммуникации в процессе языкового образования