Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Вокальное обучение будущих специалистов музыкальной эстрады в вузах культуры и искусств Сахнова Ирина Владимировна

Вокальное обучение будущих специалистов музыкальной эстрады в вузах культуры и искусств
<
Вокальное обучение будущих специалистов музыкальной эстрады в вузах культуры и искусств Вокальное обучение будущих специалистов музыкальной эстрады в вузах культуры и искусств Вокальное обучение будущих специалистов музыкальной эстрады в вузах культуры и искусств Вокальное обучение будущих специалистов музыкальной эстрады в вузах культуры и искусств Вокальное обучение будущих специалистов музыкальной эстрады в вузах культуры и искусств Вокальное обучение будущих специалистов музыкальной эстрады в вузах культуры и искусств Вокальное обучение будущих специалистов музыкальной эстрады в вузах культуры и искусств Вокальное обучение будущих специалистов музыкальной эстрады в вузах культуры и искусств Вокальное обучение будущих специалистов музыкальной эстрады в вузах культуры и искусств Вокальное обучение будущих специалистов музыкальной эстрады в вузах культуры и искусств Вокальное обучение будущих специалистов музыкальной эстрады в вузах культуры и искусств Вокальное обучение будущих специалистов музыкальной эстрады в вузах культуры и искусств
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сахнова Ирина Владимировна. Вокальное обучение будущих специалистов музыкальной эстрады в вузах культуры и искусств : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Сахнова Ирина Владимировна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Москва, 2008.- 238 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-13/310

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологический анализ проблемы внедрения средств и принципов вокального обучения в процесс профессиональной подготовки будущих специалистов музыкальной эстрады 17

1.1. Сущность и специфика синтеза искусств в музыкальном искусстве эстрады, на современном этапе 17

1.2. Исторические предпосылки вокальной подготовки будущих специалистов музыкальной эстрады 31

1.3. Психолого-педагогические аспекты целесообразности вокального обучения будущих специалистовмузыкальной эстрады 43

Глава II.. Экспериментальная работа по вокальному обучению (будущих специалистов музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов) в вузах культуры и искусств 63

2.1. Методика вокального обучения будущих специалистов музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов) в вузах культуры и искусств. 63

2.2. Содержание экспериментальной работы по внедрению в процесс профессиональной подготовки будущих специалистов музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов) средств вокального обучения 83

2.3. Сравнительный анализ эффективности внедрения экспериментальной методики вокального обучения будущих специалистов музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов) в процесс их профессиональной-подготовки 135

Заключение 149

Список литературы 155

Приложение 181

Введение к работе

Актуальность исследования. Современный уровень развития науки, производства, техники, технологий, общественных отношений заметно опережает качественный уровень подготовки специалистов в вузе и усиливает, таким-образом, зависимость темпов развития общества от уровня высшего профессионального образования, требует поиска новых форм и методов его опережающего развития.

Процессы глобализации экономики, проблемы вхождения России в международное образовательное пространство требуют решения вопросов-повышения качества профессиональной подготовки и в сфере культуры. Немаловажная роль при этом принадлежит вузам культуры и искусств,, способствующим сохранению и развитию национальных культурных традиций и, как следствие, повышению культурного уровня государства. В данном контексте не менее значимым представляется и факт особой популярности музыкального искусства эстрады среди населения нашей страны. Она занимает особую, нишу в художественной культуре России, чему способствует интенсивное развитие средств массовой информации и телекоммуникационных технологий. В связи- с этим в последние десятилетия наблюдается повышенный интерес исследователей к данному виду искусства: к его истокам, истории становления, вопросам теории и терминологии, к определению роли и места в художественной культуре России, к вопросам профессиональной подготовки специалистов.

В сравнении с многовековой историей академического профессионального музыкального образования, специальное эстрадное образование стало активно развиваться лишь в последние десятилетия XX века: первые учебные заведения в системе среднего профессионального образования были открыты, лишь в 1974 году, а с 1984 года данный- вид профессиональной подготовки стал осуществляться в вузах.

Заметим, однако, что требование необходимости совершенствования подготовки специалистов музыкальной эстрады продиктовано не только уровнем развития современного эстрадного искусства, оно предопределено спецификой, самого направления, которое имеет широкую качественную трактовку и включает в себя лёгкую инструментальную музыку, песню, обработки фольклора, джаз, рок и поп-музыку.

Музыкальная эстрада, сегодня, как, впрочем, и в период своего зарождения, -искусство синтетическое, объединяющее в себе несколько видов творческой-деятельности. Современность- диктует условия, при которых специалисту музыкальной эстрады. - музыканту-инструменталисту необходимо обладать профессиональными знаниями в области сольного и ансамблевого- пения, композиции и импровизации, режиссуры и актёрского мастерства, иметь хореофафическую подготовку, изучить основы музыкального менеджмента. При этом именно вокальное обучение выступает абсолютно - равноправным компонентом профессиональной подготовки музыкантов-инструменталистов, необоснованно исключённым из учебно-воспитательного процесса. Проблема;нашего исследования заключается в разработке, теоретическом и экспериментальном" обосновании, путей- совершенствования, подготовки специалистов музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов) средствами вокального обучения в системе высшего профессионального образования, преодолении противоречий сложившихся между: потребностью общества в высококвалифицированных кадрах и состоянием подготовки, студентов к данной-сфере деятельности; высокими требованиями к профессиональным качествам специалистов, уровнем конкурентоспособности выпускников и отсутствием системы подготовки, учитывающей запросы и закономерности развития современной эстрады и российского шоу-бизнеса.

Степень научной разработанностипроблемы.Начиная с античных времён, творческие процессы и творческая личность привлекали внимание философов (Аристотель [14], Демокрит[153], Платон [196] и др.). Творческая деятельность была предметом исследований Ф. Бэкона [54], Г.-Ф.-В Гегеля [65], Т. Гоббса [70], Р.Декарта [81], И.Канта [115], Д.Локка [148] и др. Существенный вклад в концепцию становления духовно-творческих ресурсов индивидуума был внесён российскими философами: В.Ф. Асмусом [22], Н.А. Бердяевым [37], Б.П. Вышеславцевым [63], И.А.Ильиным [103], А.Ф.Лосевым [151], Н.О. Лосским [152], В.С.Соловьёвым [240], В.В. Розановым [207], П.А. Флоренским [264] и др.

Б.Д.Греков [75], Н.М. Карамзин [116], В.О.Ключевской [121], Н.И.Костомаров [129], П.Н.Милюков [168], а также современные историки А.П.Каждан [ПО], В.В. Кусков [140], Б.А.Рыбаков [212], Ю.С.Савельев [216] связывали проблемы развития духовной культуры с социально-историческими изменениями в обществе.

Значение и место культурологических процессов в системе высшего профессионального образования и формирование духовных идеалов современного студенчества изучались А. А. Ароновым [18], А.И. Арнольдовым [15], В.А. Волобуевым [59], Л.С. Зориловой [100], Ю.Д. Красильниковым [132], А.Я. Флиером [263] и др. ї Развивая традиции русской музыкальной культуры, отечественная педагогика музыкального образования в лице Э.Б.Абдуллина [1], О.А.Апраксиной [11], Ю.Б. Алиева [7], Л.Г. Арчажниковой [20], Б.В. Асафьева [21]; Д.Б.Кабалевского [109], Г.М.Цыпина [272], В.Н.Шацкой [279], Б.Л. Яворского [289] и др. внесла ценный вклад в теорию обучения и воспитания.

Анализу современных тенденций и особенностей развития системы профессионального образования в России посвящены исследования (А.Я. Айзенберг [4], Н.К. Бакланова [29], Т.И.Бакланова [32], А.А. Вербицкий [57], Л.С. Жаркова [89], О.П. Коршунов [128], Н.П. Лапшин [141], В Л. Подвойский [200], В.С.Садовская [218], Н.А. Сляднева [239], Ю.Н. Столяров [244], Ю.А.Стрельцов [245], В.М.Чижиков [278], Н.Н. Ярошенко [291] и др.), направленные на поиск новых подходов, отвечающих гуманистической образовательной парадигме и повышению качества образования в вузе.

Педагогические аспекты совершенствования профессионального образования музыкантов-исполнителей отражены в работах Е.А.Баженовой [27], СИ. Бержинской [28], О.А. Блоха [45], Е.Р. Ильиной [104], М.В. Жижиной [92], В.И. Закутского [96], В.Г.Кузнецова [135], Е.И.Максимова [160], Л.С. Майковской [156], СЮ. Рыбина [214], М.Б. Єидоровой [233], Ю.В. Степняка [242], Л.И. Уколовой [256], А.И. Щербаковой [286] и др.

Вопросам изучения дидактических и психологических основ становления и развития профессионального мастерства специалиста в вузе культуры посвящены исследования И.В. Арановской [12], А.Г.Казаковой [111], Л.Г.Лобовой [147], Г.В. Маяровской [164], Е.В. Николаевой [182], В.И. Черниченко [276] и др.

В» трудах Л.С. Брусиловского [50], В.И. Петрушина [194], СВ. Шушарджан [284] анализируются вопросы, касающиеся взаимодействия психологических и вокально-творческих процессов в системе музыкально- педагогического образования. В исследованиях Д:Л. Аспелунд [23], О.В. Далецкого [79], Л.Б. Дмитриева [83], Н.И. Жинкина [93], А.С Ирисова [107], В.В. Емельянова. [85], В.П.Морозова [170] обосновываются принципы и методы вокально-педагогической работы, направленной на динамизацию голосовых возможностей и саморегуляцию голосового аппарата. Физиологические аспекты теории голосообразования и моторики нашли отражение в научных трудах П.К. Анохина [189], Н.А. Бернштейна [40], И.П.Павлова [191], И.М. Сеченова [232], А. Сулерак [246], Р. Юссона [288], на современном этапе - Н.Н. Даниловой [80], А.Л. Крыловой [80] и др. Для нашего исследования большое значение имеют научные труды О.Я. Клиппа [120], посвященные проблемам эстрадно-джазового пения, исследования Л.Л.Киселёвой [117], Е.М. Пекерской [192], О.М. Степурко [243], В.Х. Хачатуряна (Хачатурова) [267].

В работах В.Г.Кузнецова [135] и Е.Л.Рыбаковой [213] освещен генезис эстрадно-джазового образования и эстрадно-джазового искусства как феномена массовой культуры в России. Научная традиция изучения отечественной эстрады отражена в работах М.И.Зильбербрандта [98], В.Я.Калиша [113], В.Д. Конен [126], В.М. Савиной [217], Е.Д.Уваровой [254], В.Б.Фейертага [259], И.М.Шиловой [282] и др.

Изучению вопросов, связанных с инструментальной музыкальной эстрадой, посвящены работы И.М. Бриля [49], Э.Н. Грасеева [74], Е.В.Овчинникова [185], Ю.С. Саульского [220], В.С.Симоненко [234] и др.

Объект исследования - профессиональная подготовка будущих специалистов музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов) в вузах культуры и искусств.

Предмет исследования - вокальное обучение будущих специалистов музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов) в вузах культуры и искусств как средство динамизации и повышения качества профессионального образования.

Цель исследования — теоретически обосновать проблему вокального обучения будущих специалистов музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов) в вузах культуры и искусств и апробировать авторскукн экспериментальную методику вокального обучения, определить её эффективность и целесообразность применения в процессе профессиональной подготовки.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

- выявить предпосылки1 вокального обучения будущих специалистов музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов) в вузах культуры и искусств как средства динамизации и повышения качества профессионального образования;

- проанализировать содержание понятия «вокальное обучение музыкантов-инструменталистов — будущих специалистов- музыкальной эстрады» в структуре профессиональной подготовки в вузах культуры и искусств;

- уточнить основные критерии- диагностики профессиональной подготовки будущих специалистов музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов) в вузах культуры и искусств;

- выявить структуру и определить содержание вокального обучения будущих специалистов музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов) в вузах культуры и искусств;

- разработать и экспериментально апробировать методику вокального обучения будущих специалистов музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов) в вузах культуры и искусств, учитывающую как специальные требования к подготовке выпускников, так и общепедагогические установки. Гипотеза исследования. Профессиональная подготовка специалистов музыкальной эстрады на современном этапе социально-культурного развития-России нуждается в новых подходах. Данный процесс станет эффективнее, если в ходе профессиональной подготовки будущих специалистов музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов) будет использован синтез вокальной и инструментальной исполнительской деятельности, будет применяться, авторская экспериментальная методика вокального обучения студентов невокальных специализаций, учитывающая научные достижения физиологии в области голосообразования, опирающаяся на многовековой опыт вокально-педагогической работы академической школы (в том числе резонансная теория, фонопедический метод развития голоса, теория саморегуляции и др.), использующая новейшие достижения-в области эстрадно-джазового вокального исполнительства (в том числе система Brett Manning «Singing Success» и др.), сочетать в себе единство технического и художественного подходов.

Теоретико-методологическую основу сформировали философские концепции творчества и его роли в становлении личности (Н.А. Бердяев [37]; Л.Н. Гумилёв [78], П.А. Флоренский [264] и др.), философско-эстетического осмысления идеи синтеза искусств (Р.Вагнер [55], У.Моррис [171], Новалис [182], Ф.Шлегель [283], Ф.Шеллинг [281] и др.). Исследования базировались на фундаментальных трудах в. области общей педагогики и педагогики высшей школы, в том числе работах Э.Б. Абдуллина [1], С.И.Архангельского [19], Ю.К. Бабанского [26], В.П. Беспалько [41], Б.С. Гершунского [66], А.Г. Казаковой [111], И.Я. Лернера [144], М.Н. Єкаткина [235], В:И.Черниченко [275] и др.; деятельностном и системном подходе (В.Г. Афанасьев [25], И.В:Блауберг [44], Л.С.Выготский [62], В.В.Давыдов [257], В.В. Краевский [128], А.Н.Леонтьев [141], С.Л.Рубинштейн [211] и др.), современных концепциях развития личности (Ш.А. Амонашвили [7], Б.Г. Ананьев [8], А.И. Арнольдов [15], B.H. Мясищев [174], В.А. Сластёнин [236] и др.).

В качестве фундаментальной теоретико-методологической базы при рассмотрении процесса вокального обучения использовалась теория И.П.Павлова[191] о роли сознания и подсознания в вопросах активизации способностей человека в достижении цели.

Для анализа психолого-педагогических аспектов проблемы постановки певческого голоса и влияния данного процесса на уровень инструментального исполнительского мастерства были использованы некоторые положения развивающего обучения В.В. Давыдова [262]; теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина [64], Н.Ф. Талызиной [247] как наиболее адекватная психологическая система управления процессом обучения и развития; теория становления личности А.Н. Леонтьева [143]; концепции способностей Л.А. Венгера [56], К.К. Платонова [197]; научные труды, освещающие современные тенденции развития системы профессионального образования в России: А.А.Аронов [18], А.Я. Айзенберг [4], Н.К.Бакланова [29], Т.И. Бакланова [32], А.А. Вербицкий [57], Л.С. Жаркова [89], Л.С. Зорилова [100], А.Г. Казакова [111], О.П.Коршунов [128], Н.П.Лапшин [141], В.П. Подвойский [200], В.С.Садовская [218], Н.А. Сляднева [239]; Ю.Н. Столяров [244], Ю.А.Стрельцов [245], В.И. Черниченко [276], В.М.Чижиков [278], Н.Н.Ярошенко [291] и др. Исследования в области педагогики музыкального образования, представленные Э.Б. Абдуллиным [2], Ю.Б. Алиевым [6], В.И. Закутским [96], Т.А. Колышевой [125], Е.И.Максимовым [158], Л.Л.Надировой [175], Г.М. Цыпиным [272], А.И. Щербаковой [286] и др.

В процессе ретроспективного анализа синтеза вокального и инструментального искусства, освещении жанрово-стилевых особенностей эстрадной музыки мы опирались на труды Е.М. Браудо [48], И.М. Бриля [49], В.Д.Иванова [102], В.Д.Конен [126], В.Г.Кузнецова [135], Н.Б.Нечаевой [179], Е.В.Овчинникова [183], Е.Л.Рыбаковой [213], Н.А. Терентьевой [251], Т.В. Чередниченко [274] и др.

При анализе вопросов формирования вокальных навыков в экспериментальной работе были использованы идеи учения Н.А. Бернштейна [38], П.К. Анохина [189], Б.М. Теплова [249]. При рассмотрении процессов звукообразования и звуковосприятия у певцов основополагающими были труды-Л.Б. Дмитриева [83], В.В. Емельянова [85], В.П. Морозова [169], Р: Юссон [288] и Др.

Методы исследования: теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической, искусствоведческой, музыковедческой, методической литературы по теме исследования, обобщение педагогического опыта, сопоставление, анализ и синтез основных идей, изучение директивных и нормативных документов; эмпирические - наблюдение с целью определения- уровня, развития профессиональной подготовки студентов, анализ продуктов- деятельности, анкетирование, беседы с преподавателями, со студентами с целью изучения-особенностей их подготовки, экспертная оценка, педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа, отражающих логику формирования авторской методики вокального обучения будущих специалистов музыкальной-эстрады (музыкантов-инструменталистов) в вузах культуры и искусств.

Базы исследования: Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ), Калужский филиал МГУКИ, Краснодарский государственный университет культуры и искусств.

Первый этап (2004-2005 гг.) - осуществлялся анализ литературы и педагогического опыта профессиональной подготовки будущих специалистов музыкальной эстрады, определялись структура, объект, предмет, формулировалась гипотеза исследования. Результатами данного этапа явились: анализ понятийно-категориального аппарата, формирование положений, выдвигаемых на защиту, изучение и анализ проблемы с точек зрения музыкознания, антропологии и физиологии, проведение сравнительного анализа существующих методических разработок и методик профессиональной подготовки специалистов музыкальной эстрады. На данном этапе проводились беседы, наблюдение (концертные выступления, работа в классе), интервьюирование и анкетирование студентов и: педагогов-музыкантов; Количество участников на данном этапе — 371.

Второй этап; (2005-2006 гг.) включал уточнение критериев, - направленных на диагностику качественных характеристик исполнителей — будущих специалистов музыкальной эстрады,, выделение уровней сформированностипрофессиональных навыков студентов; Осуществлялось обоснование: педагогической программы совершенствования профессиональной подготовки музыкантов инструменталистов - будущих специалистов музыкальной эстрады средствами вокального обучения в вузах культуры и искусств, разработка- научно-методического сопровождения экспериментальношработы. Создавалась авторская методика, вокального обучения: будущих специалистов! музыкальной»: эстрадьп (музыкантов-инструменталистов); нашедшая претворение: в экспериментальном курсе «Постановка голоса и вокальный ансамбль» для; студентов специальности «Музыкальное искусство эстрады» (специализация! «Инструменты эстрадного оркестра») • и специальности «Народное художественное творчество» (специализация: «Эстрадный оркестр и ансамбль»); На втором: этапе: также проводилась первичная диагностика уровней сформированное™ профессионально-исполнительских навыков. Количество участников - 78;

Третий этап (2006-2008:тг.)экспериментальной работы - процесс апробации авторской методики; вокального обучения будущих специалистов музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов) в. контексте совершенствования образовательного процесса: проведение серии контрольно-констатирующих и учебно-формирующих экспериментов; обработка полученных данных,, подведение итогов экспериментальной: работы, систематизация результатов, уточнение теоретических понятий, выделение практических рекомендаций и выводов исследования (материалы исследования были апробированы в ходе индивидуальных и мелкогрупповых занятий со студентами, в учебных программах, публикациях и других формах учебно-методической и научной работы автора).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- выявлены предпосылки вокального обучения будущих специалистов музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов) в вузах культуры и , искусств: синтез искусств, первобытный синкретизм вокального и инструментального творчества, анатомо-физиологическими особенностями строения человека;

- конкретизировано и уточнено содержание понятия «вокальное обучение музыкантов-инструменталистов - будущих специалистов музыкальной эстрады» в структуре профессиональной подготовки в вузах культуры и искусств как процесс и результат усвоения знаний, умений и навыков, способов и опыта творческой деятельности в области вокального искусства, обеспечивающие становление, самоопределение, саморазвитие ис самореализацию личности в динамическом и целостном процессе обучения, воспитания и развития, определяющие уровень профессиональной подготовки будущего специалиста;

- уточнены основные критерии диагностики профессиональной подготовки будущих специалистов музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов) в вузах культуры и искусств - полнота теоретической и практической исполнительской подготовки, духовно-творческое развитие личности студента в рамках профессии, данные критерии положены в основу минимальной диагностической карты определения уровней готовности4 будущих специалистов музыкальной эстрады (компоненты: мотивационный, содержательный, операциональный, творческой деятельности), выработан оценочный алгоритм, концертного выступления;

- раскрыта структура и определено содержание вокального обучения будущих специалистов музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов) в вузах культуры и искусств как совокупность теоретической подготовки, практических занятий по постановке и развитию голоса студента, приобретение им умений и навыков пения в ансамбле, практика вокально инструментального исполнительства; - разработана авторская экспериментальная методика вокального обучения, студентов-инструменталистов на основе синтеза вокального и инструментального исполнительства, соответствующая структуре музыкально- творческой деятельности специалистов музыкальной эстрады, основными педагогическими принципами которой являются убеждение в поэтапности формирования профессиональных качеств, будущего специалиста в постижении основ вокального мастерства и единство с инструментальным исполнительством, обеспечивающая эффективность процесса профессиональной подготовки специалистов музыкальной эстрады в вузах культуры и искусств, базирующаяся на следующих педагогических условиях: создание мотивации к освоению достижений музыкального искусства эстрады, развитие музыкально-творческих и исполнительских способностей, непосредственная связь с практикой исполнительства.

Теоретическую значимость выводам и рекомендациям, полученным, в ходе исследования, придаёт то обстоятельство, что сформулированные в диссертации подходы к процессу совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов музыкальной эстрады могут использоваться в дальнейшем при определении путей повышения качества образования в данной сфере искусства. Уточнено понятие «вокальное обучение музыкантов-инструменталистов — будущих специалистов музыкальной эстрады» в. структуре профессиональной подготовки в вузах культуры и искусств как процесс и результат усвоения знаний, умений и навыков, способов и опыта творческой деятельности в области вокального искусства, обеспечивающих становление, самоопределение, саморазвитие и самореализацию личности в динамическом и целостном процессе обучения, воспитания и развития, определяющих в свою очередь уровень профессиональной подготовки будущего специалиста. Освещена взаимосвязь путей становления и развития инструментальной и вокальной музыки. Разработаны основные направления, определены структура и содержание вокального обучения будущих специалистов музыкальной эстрады (музыкантов инструменталистов) в вузах культуры и искусств. Уточнены критерии и параметры уровней сформированности профессиональной готовности специалистов музыкальной эстрады.

Практическая? значимость» исследования заключается в разработке и внедрении в образовательный процесс учебной программы «Постановка голоса и вокальный ансамбль» и учебно-методического пособия для самостоятельной работы по курсу «Постановка голоса и вокальный ансамбль» для студентов специальности «Музыкальное искусство эстрады» (квалификация «Концертный исполнитель, артист оркестра, артист ансамбля, преподаватель») и специальности «Народное художественное творчество» (квалификация «Художественный руководитель эстрадного оркестра (ансамбля), преподаватель»), методики диагностики уровней сформированности профессиональной готовности будущих специалистов.музыкальной эстрады в вузах культуры и искусств, теоретические-выводы и практические рекомендации которой нашли отражение в содержании учебных программ по дисциплинам: «Специальный инструмент», «Ансамбль», «Родственный инструмент», «Аранжировка», «Импровизация», «Методика преподавания, специальных дисциплин», «Режиссура эстрадного номера и музыкальное оформление программ», «Исполнительская практика» кафедры эстрадных оркестров и ансамблей МГУКИ и филиалов. Авторская методика вокального обучения студентов-инструменталистов может применяться для повышения образовательного потенциала других инструментально-исполнительских специальностей. Практические рекомендации, полученные в результате исследования, могут быть использованы при разработке инновационных педагогических подходов и концепций подготовки специалистов музыкальной эстрады учреждений ВПО и СПО, повышения квалификации работников культуры и искусства.

Достоверность исследования, обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; применением комплекса методов, адекватных объекту и предмету исследования, его задачам; логикой исследования, значимостью экспериментальных данных, а также личным опытом соискателя в качестве преподавателя специальных дисциплин на кафедре эстрадных оркестров и ансамблей Московского государственного университета культуры и искусств, преподавателя факультета музыкального искусства (класс сольного пения) Заочного народного университета искусств,, солистки Московского концертного театра-студии «Камелия»; опубликованными по теме диссертации статьями, учебно-методическими разработками. На защиту, выносятся положения:

1. Предпосылки вокального обучения будущих., специалистов, музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов) в вузах культуры и искусств объективно подтверждены достижениями современной научной мысли в области философии и эстетики, музыкознания антропологии, психологии и педагогики.

2. Понятие «вокальное обучение музыкантов-инструменталистов: — будущих специалистов музыкальной эстрады» в структуре профессиональной подготовки в вузах культуры и искусств представляется как процесс и результат усвоения знаний, умений и навыков, способов и опыта творческой деятельности в области вокального искусства, обеспечивающих становление, самоопределение, саморазвитие и самореализацию личности в динамическом и целостном процессе обучения, воспитания и развития, определяющих уровень профессиональной подготовки будущего специалиста.

3. Показатели уровня профессиональной подготовки будущих специалистов музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов) в вузах культуры и искусств — полнота теоретической и практической исполнительской подготовки, духовно-творческое развитие личности студента в рамках профессии.. Диагностику можно- проводить с помощью минимальной диагностической карты определения уровня готовности будущих специалистов музыкальной эстрады, учитывающей следующие аспекты: мотивационный, содержательный, операциональный, творческой деятельности.

4. Структура и содержание вокального обучения будущих специалистов музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов) в вузах культуры и искусств определяются совокупностью теоретической подготовки, практических занятий по постановке и развитию голоса студента, приобретением умений и навыков пения в ансамбле, практикой вокально-инструментального исполнительства. 5. Экспериментальная авторская методика вокального обучения студентов-инструменталистов, выработанная на основе синтеза вокального и инструментального исполнительства, соответствующая структуре музыкально-творческой деятельности специалистов музыкальной эстрады. Её основные педагогические принципы основываются на убеждении в поэтапности формирования профессиональных творческих качеств будущего специалиста в процессе постижения основ вокального мастерства в единстве с инструментальным. Данная5 методика обеспечивает эффективность процесса профессиональной подготовки будущих специалистов музыкальной эстрады/ (музыкантов-инструменталистов) в вузах культуры и искусств и базируется на следующих педагогических условиях: создание мотивации к освоению достижений музыкального искусства эстрады, развитие музыкально-творческих и исполнительских способностей; непосредственной связи, с практикой исполнительства.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе обучения студентов (очная и заочная формы) кафедрьг эстрадных оркестров и ансамблей МГУКИ в рамках учебных курсов «Постановка голоса и вокальный ансамбль», «Исполнительская практика», в научных докладах и сообщениях автора на международных, межвузовских научно-теоретических и научно-практических конференциях, семинарах, курсах повышения квалификации педагогов учреждений СПО; в публикациях по-теме исследования. Основные положения, выводы и рекомендации исследования прошли апробацию на заседаниях кафедр педагогики и психологии, эстрадных оркестров и ансамблей, эстрадно-джазового пения МГУКИ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Сущность и специфика синтеза искусств в музыкальном искусстве эстрады, на современном этапе

Музыкальная эстрада сегодня, как и в момент своего зарождения продолжает оставаться направлением синтетическим, объединяющим в себе несколько видов художественного творчества: музыка, театр, хореография, изобразительное искусство и др.

В теории же искусства, по мнению исследователей, давно сложились следующие типы синтеза:

- синтез искусств как возможность соединения различных искусств с помощью усиления образной выразительности;

- синтез искусств как особый тип художественного творчества, выступающий1 в виде группы синтетических искусств, который характеризуется слитностью и нерасчленённостью отдельных видов художественного, творчества, где взаимодействуют и соединяются те разнородные элементы, с помощью которых возникает новое явление в культуре и искусстве.

Существуют и другие типологии, например разделение по типу развёртывания произведений искусства в пространстве и во времени:

- архитектурно-художественный синтез (или пространственно-пластический синтез: архитектура, монументальное искусство, декоративно-прикладное искусство, произведения станкового искусства),

- синтез временных искусств (поэзия, музыка),

- временно-пространственный синтез искусств (театр, кино).

Проблема синтеза искусств, в сравнении с другими межвидовыми контактами, заключается, прежде всего, в характере связей между различными художественными элементами, характере организации их в целостную систему.

В данном контексте, основным принципом взаимосвязи искусств в синтезе является? наличие двух и более художественно самостоятельных систем. Современные теории синтеза искусств основаны на принципах классификации разных видов соединений художественных элементов и научно обосновывают закономерности этих соединений.

Проанализировав основные направления исследований данного вопроса можно выделить пять наиболее значимых типов межвидовых художественных контактов, которые, так или иначе, присутствуют во всех классификациях (подчеркнем, что в реальной художественной практике разновидности этих взаимосвязей гибко и пластично пересекаются):

- интеграция - соединение разных видов искусства, которое не приводит к возникновению качественно нового явления;

- соподчинение или синтетизм - возникновение нового синтетического целого на основе сохраняющих самостоятельность видов искусства с выделением одного из них в качестве доминанты-интегратора;

- синтез-симбиоз — растворение отдельных видов искусства в качественно новой художественной реальности;

- объединение искусств не в результате непосредственных языковых контактов, а на уровне общих закономерностей художественного мышления (т.н. «дополняющий синтез» или «снятие»);

- психологический феномен объединения различных видов искусства на основе сходных характеристик (красочность, звучность, яркость, массивность и т.д.), принадлежащих всем видам искусства одновременно, что позволяет им пересекаться- в плоскости единой эстетической чувственности (синестезия искусств) [157,459-460].

В рамках нашего исследования синтез искусств целесообразно было бы рассматривать, используя узкий подход к направлению музыкальной эстрады, в первую очередь, анализируя единство и взаимообусловливающее сосуществование в рамках данного вида искусства инструментального и вокального исполнительства. И тогда, говоря о синтезе, мы могли бы качественно охарактеризовать его как «взаимообогащение и перевод его созданий из одного изобразительного ряда в другой» [135, 202], используя типологию, предложенную В.Г. Кузнецовым. Исследователь относит музыкальную эстраду в целом как направление музыкального творчества к третьему типу синтеза (по В.Г. Кузнецову [135, 201-202]), однако, изучая проблемы синтеза искусства в профессиональной подготовке специалистов музыкальной эстрады, он опирается также и на второй тип синтеза, определяя его как «одно из составляющих художественного творчества группы синтетических искусств» [136, 14], что также немаловажно для- нашего исследования.

Исторические предпосылки вокальной подготовки будущих специалистов музыкальной эстрады

видов музыкального творчества - инструментального и вокального, пристальное внимание в искусствоведении и музыкознании уделяется на протяжении уже нескольких столетий. Связи между ними, на наш взгляд, можно и нужно рассматривать на антропологическом уровне (в рамках музыкальной антропологии), так как существуют они с древнейших времен.

По мнению исследователей в момент появления предпосылок зарождения музыкального искусства, по мнению большинства учёных, приоритет принадлежал именно «звучащему слову» (сочетанию произносимых звуков и слогов), а первый музыкальный инструмент появился позже и именно как средство сопровождения [202, 17]. Уже на этом первобытном этапе прослеживается неразрывное единство двух интересующих нас видов музыкального творчества, при этом мы не умаляем значения других направлений искусства, зарождавшихся параллельно и мирно сосуществующих в рамках первобытного синкретизма.

Подтверждение тому мы находим в большинстве научно-исследовательских работ, посвященных генезису музыкального творчества, где эволюционирующий и совершенствующийся человеческий голос полагается в качестве первого «музыкального инструмента»: человеческий голос привёл к созданию духовых инструментов, а хлопанье в ладоши и удары ног по земле при пляске - ударных и т.д. [126j 28].

Подобная реконструкция приведена в работе Т.В. Чередниченко: «Кастаньеты, откреплённые от ладоней, получают возможность вибрировать, подобно голосовым связкам, и, выстроившись по убывающей толщине или площади в ряд, аналогичный градациям мышечного напряжения гортани, образуют пластины ксилофона. Мембрана барабана вытягивается в струну, которую можно зажимать в разных местах, меняя высоту звука. Струна -аналог голосовых связок. Рука, зажимающая струну, - аналог мышц гортани. Рука, колеблющая струну (щипком или при помощи смычка), - аналог дыхательного столба. Корпус барабана, с которого снята мембрана, вытягивается в полую трубку - аналог дыхательного пути» [274, 28].

Н.Б. Нечаева, рассматривая генезис музыкального творчества в антропологическом аспекте, указывая на предпосылки формирования музыкальной творческой способности у человека на ранних стадиях его эволюции, говорит о появлении музыкальных инструментов (а, следовательно, и процессе извлечения звуков из них - инструментальном исполнительстве) как о появлении важнейшего культурного компонента музыки, проявляющегося в момент основания зарождения музыкального сознания [179, 34]. При этом первые музыкальные инструменты, по мнению исследователя, появляются как «иная», отличная от всего живого субстанция, имеющая архетипический набор «протоформ» (ударные, духовые, струнные - череп, полые кости, позвоночный столб с ребрами), которая задает исходные функции инструментальной музыки как «искусства духов мертвых» в ее исконном смысловом варианте.

Эта «иная» субстанция усматривается ученым в акте полагания границы в звуковой действительности предком современного человека, в разделении им всего звучащего на звучащее «Я» и звучащее «не-Я», где «Я» - реализация естественной репродуктивной потребности, связанный с механизмом сублимации, а «не-Я» - «не-естественное» звучание человека (животного) умершего, «звучание костей». Исходя из этого, момент возникновения музыкального творческого сознания и мышления в процессе антропогенеза характеризуется уже «инструментальной составляющей», при этом заметим, что «инструментальная составляющая», по мнению учёного, появляется позже «вокальной» (голосовой) - гипертрофированного звукового подражания, выходящего за рамки естественно-звуковой сигнализации (осознанный звук-символ, речевая коммуникация и опосредованный ею звук), возникшей в «зазоре» между естественно-природным бытием и сознательным речевым бытием человека, т.е. представляется как ситуация пост-инстинктивная, до-речевая и до-сознательная [179, 36].

Методика вокального обучения будущих специалистов музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов) в вузах культуры и искусств

По нашему мнению, получившему подтверждение в.параграфах 2.2 и 2.3 данной главы настоящего исследования; вокальная? подготовка будущих специалистов музыкальной эстрады непосредственно способствует эффективности формирования необходимых для будущей профессиональной деятельности знаний, умений и - навыков;, выделенных нами в результате теоретического анализа требований? Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образованиям по рассматриваемым нами специальностям и. существующих методик в предыдущем параграфе и, таким-образом, сама является одним из: средств профессиональной, подготовки1, будущих специалистов музыкальной эстрады (музыкантов-инструменталистов). А методика вокального обучения - объективно обоснованной совокупностью образовательных факторов.

Данная методика была разработана на кафедре эстрадных оркестров и ансамблей Московского государственного университета культуры искусств и внедрена в учебный план двух специальностей: «Музыкальное искусство эстрады» (блок специальных дисциплин - национально-региональный (вузовский) компонент подготовки) и «Народное: художественное творчество» (блок факультативов) по дневной и заочной формам; — обучение по которым ведётся на данной кафедре. Заметим, что введение данной дисциплины в учебные планы рассматриваемых специальностей было одобрено Учёным советом университета и носило экспериментальный характер в рамках данного вуза.

Вокальное обучение - сложный педагогический управляемый процесс, имеющий свои особенности, которые определяются общими педагогическими требования к постановке голосов и индивидуальными особенностями голоса. Именно от этих особенностей зависит содержание и организация процесса обучения. Проанализировав ход учебно-воспитательного процесса на занятиях по постановке голоса и вокальному ансамблю у студентов кафедры эстрадных оркестров и ансамблей Московского государственного университета культуры и искусств, мы пришли к выводу о том, данный процесс идентичен тому, что имеет место быть на занятиях по эстрадно-джазовому пению у студентов-вокалистов на специальных отделениях музыкальных училищ и училищ культуры и искусств, а затем продолжается в процессе совершенствования-вокального мастерства в высших учебных заведениях данного направления подготовки. Таким образом, за тот малый1 промежуток времени, который, отводится на вокальное обучение студентам невокальных специализаций необходимо практически уместить весь путь становления, развития и совершенствования голоса, который у студентов вокальных специализаций растягивается от 4 до 9 лет. Это практически возможно при использовании индивидуального подхода к воспитанию голоса каждого студента-инструменталиста и согласно утверждению большинства педагогов-вокалистов практиков о том, что для формированиями начального-периода становления голоса певца достаточно 1-2 лет.

Впрочем, следует учесть и тот факт, что вокальные данные и начальная вокальная подготовка» студентов (в среднем из десяти, трое уже имеют начальную подготовку, как правило, получив её в процессе частных индивидуальных занятий с педагогом-вокалистом) не однородна, поэтому в некоторых случаях занятия носят не постановочный характер (имеется в виду процесс постановки голоса), а имеют целью дальнейшее вокальное совершенствование и развитие студента-инструменталиста. Отметим также, что если бы курс «Постановка голоса и вокальный ансамбль» длился не 2 семестра, а 10 (а у студентов-заочников 11-12) семестров, то процесс вокальной подготовки мог приобрести более завершённые черты, а выпускники инструментальной специализации могли бы. если не соперничать в уровне вокального мастерства с выпускниками- вокальной, специализации, специальности «Музыкальное искусство эстрады», то составить им достойную конкуренцию (данное положение вещей объективно существует в музыкальной практике шоу-бизнеса Запада). В нашем конкретном случае после двух семестров вокального обучения и одного семестра совершенствования навыков вокально-инструментального исполнительства в курсе исполнительской практики, процесс дальнейшего развития и совершенствования вокального мастерства должен приобрести характер- самообразования= и самосовершенствования.

Возвращаясь к процессу вокального обучения, мы должны заметить, что методика, выработанная; нами BS процессе вокального обучения , студентов-специальности- «Музыкальное искусство эстрады» (специализация «Инструменты, эстрадного- оркестра») и специальности «Народное художественное творчество» (специализация «Эстрадный оркестр и ансамбль») опиралась на теоретико-методические разработки как в области эстрадно-джазового пения, так. и на теоретическую базу академической вокальной школы, которая утверждает, что практически никто не владеет от природы своим голосом с профессиональной точки зрения, а для постановки голоса и дальнейшего его совершенствования нужны постоянные, верно избранные упражнения, освоение которых шлифует голос.

Похожие диссертации на Вокальное обучение будущих специалистов музыкальной эстрады в вузах культуры и искусств