Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические основы и практика творческого развития студенческой молодежи в процессе профессионального становления
1.1. Сущность и инновационный потенциал творческого развития личности
1.2. Теоретические подходы к исследованию проблем профессионального становления молодежи
1.3. Концептуальные основы творческого развития студентов на вузовском этапе профессионального становления
Глава II. Экспериментальное исследование эффективности модели творческого развития студенческой молодежи в процессе профессионального становления
2.1. Содержание и структура модели творческого развития студенческой молодежи в процессе профессионального становления
2.2. Научно-методическое обеспечение творческого развития молодежи на вузовском этапе профессионального становления
2.3. Анализ и интерпретация результатов эксперимента на основе комплексного мониторинга творческого развития студентов
Заключение
Литература
- Теоретические подходы к исследованию проблем профессионального становления молодежи
- Концептуальные основы творческого развития студентов на вузовском этапе профессионального становления
- Научно-методическое обеспечение творческого развития молодежи на вузовском этапе профессионального становления
- Анализ и интерпретация результатов эксперимента на основе комплексного мониторинга творческого развития студентов
Введение к работе
Одно из основных направлений современной высшей школы - формирование и развитие будущего профессионала как «высокообразованной целостной личности, обладающей высокой профессиональной компетентностью, способной творчески, соответственно усложняющимся задачам, самодостраиваясь, осуществлять своё человеческое и социальное предназначение». В соответствии с запросами общества, государства, рынка труда система высшего профессионального образования призвана обеспечить воспитание молодежи, способной к творческому профессиональному росту в условиях информации и развития современных наукоемких технологий.
Анализ научной и методической литературы позволяет утверждать, что молодые люди на вузовском этапе профессионального становления не обладают достаточной самостоятельностью и осознанностью профессионального выбора. Творческое развитие студентов в процессе профессионального становления позволит эффективно решить задачу воспроизводства и развития кадрового потенциала страны.
Актуальность исследования обусловлена противоречием между потребностью общества в творческих личностях, готовых к нестандартному решению жизненных и профессиональных задач и существующей системой высшего профессионального образования, не вполне реализующей возможности высшей школы по творческому развитию студенческой молодежи в процессе профессионального становления. Растет противоречие между востребованностью творчества молодежи, важностью уже в студенческие годы самостоятельно развивать и проявлять творческие качества и ограничением творческой самостоятельности студентов в процессе профессионального становления в учебно-воспитательном пространстве высшей школы. Преодоление противоречий между востребованностью творческой профессиональной деятельности и нереализованностью потенциала творческого развития молодежи на вузовском этапе профессионального становления является актуальной научно - практической задачей.
Степень научной разработанности проблемы
Отдельные вопросы профессионального становления личности, её профессионального самоопределения и профессиональной готовности изучались в рамках разных дисциплин (философия образования, педагогика, психология, социология и др.) и нашли своё отражение в трудах многих отечественных ученых (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, П.Я. Гальперин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.А. Сластёнин и др.).Сущностные подходы к проблеме профессионального становления личности изучали Э.Ф.Зеер, Е.А.Климов, Т.В.Кудрявцев, Н.В.Кузьмина и др. Вопросы профессиональной направленности и готовности выпускников вузов к профессиональной деятельности рассматриваются в трудах С.И.Архангельского, М.И.Дьяченко, Н.С.Пряжникова, В.А.Сластенина и др. Исследовались проблемы целостности и непрерывности профессионального развития, непрерывного профессионального образования (Н.А. Алексеев, Г.П. Скамницкая, И.С. Якиманская и др.). В современной психолого-педагогической науке фундаментальные разработки общетеоретических проблем творчества представлены трудами А.В. Брушинского, А.М. Матюшкина, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна и др. Интерес представляют исследования эффективных средств и методов развития творческого мышления (Г.С. Альтшуллер, Д.Б. Богоявленская, И.П. Гладилина, Т.С. Комарова, А.И. Савенков, Н.М.Сокольникова, С.Ю. Сенатор и др.); принципов возрастной периодизации творческого развития личности (Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Н.С. Лейтес и др.). При этом возрастные особенности развития творчества, в целом, рассматриваются, в основном, на нескольких возрастных периодах: дошкольный, младший школьный возраст и зрелый. Особенности творчества юношества остаются малоизученными. На логику проведенного исследования существенное влияние оказали фундаментальные труды в области специфики юношеского возраста как сензитивного периода для творческого саморазвития студентов (Д.И.Фельдштейн). Проблемам творческого развития, профессионального становления студентов последние десять лет посвящен ряд диссертационных исследований: Г.А.Артемовой (общественно-производственная практика в профессиональном становлении студентов), Е.В.Желтовой( психологические детерминанты успешности профессионального становления студентов вуза), Е.Е.Адакина(теория и методика развития творческого потенциала студентов) и др. Вышеперечисленные аспекты профессионального становления и творческого развития студентов изучались и анализировались достаточно изолированно, что затрудняет понимание роли творческого развития студентов в их успешном профессиональном становлении на этапе вузовского обучения.
Таким образом, анализ научной литературы, диссертационных исследований показал, что в настоящее время существует значительное число научных трудов в области профессионального становления студентов, но творческое развитие студенческой молодежи в процессе профессионального становления рассматривается впервые.
Цель исследования – разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность модели творческого развития студенческой молодежи в процессе профессионального становления.
Объект исследования: профессиональное становление студенческой молодежи.
Предмет исследования: творческое развитие студентов как основа их профессионального становления.
Научная гипотеза исследования состоит в предположении о том, что профессиональное становление студентов будет эффективно при их творческом развитии, если:
будет разработана и внедрена модель творческого развития студенческой молодежи в процессе профессионального становления;
будут гипотетически представлены психолого-педагогические условия реализации предложенной модели, которые будут способствовать созданию в вузе возможности для проявления каждым студентом его творчества на максимально определенном уровне и последовательное изменение содержания, организации профессионального становления с целью дальнейшего развития конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников на современном рынке труда;
будет осуществляться целенаправленное педагогическое воздействие на систему мотивационно-ценностных ориентаций студенческой молодежи с целью их творческого развития в процессе профессионального становления;
будут использованы надежные и валидные диагностические психолого-педагогические методики для объективного и оперативного мониторинга творческого развития студентов.
Сформулированные цель и гипотеза исследования определили постановку следующих задач:
-
Раскрыть сущность понятий «творческое развитие личности» и «профессиональное становление» применительно к студентам учреждений высшего профессионального образования.
-
Провести теоретический анализ исследований отечественных и зарубежных ученых по проблемам профессионального становления и развития творчества студенческой молодежи.
-
Разработать и обосновать основные принципы, структуру, компоненты, формы и методы модели творческого развития студенческой молодежи в процессе профессионального становления.
-
Исследовать эффективность внедрения данной модели с использованием комплекса взаимосвязанных диагностических методов и процедур.
-
Сформулировать научно-методические рекомендации для педагогов высшей школы по повышению роли творческого развития студентов в их профессиональном становлении на основе разработанной модели.
Методы исследования: анализ первоисточников по педагогике, психологии, философии, раскрывающих имеющиеся наработки по проблеме исследования (ретроспективный анализ, логико-исторический анализ); прямое и косвенное наблюдение, тестирование, беседы, анкетирование, интервью; естественный педагогический эксперимент; анализ, синтез, обобщение; математические и статистические методы обработки эмпирических данных.
Теоретико-методологическая база исследования:
философско-антропологический подход (Н.А. Бердяев, В.Франк, Э.Фромм, М. Мамардашвили и др.), определяющий творчество в философско-антропологической интерпретации ценностных ориентаций современной молодежи, в том числе и профессиональных ориентаций;
концепции творчества отечественных и зарубежных авторов (Д.Б.Богоявленкая, Дж. Гилфорд, И.П. Гладилина, В.Н. Дружинин, Т.С. Комарова, Я.А. Пономарев, Н.М. Сокольникова, Е. Торренс, Р. Стенберг, В.Д. Ушаков и др.);
аксиологический подход ( Н.А. Бердяев, В.И.Загвязинский, Н.Д.Никандров, В.С. Соловьев, Н.О. Лосский и др.), обуславливающий творческое развитие студенчества в профессиональном становлении с точки зрения духовно-нравственных ценностей отечественной и мировой культуры;
системный подход (В.П. Беспалько,Г.К. Селевко и др.), позволяющий анализировать творческое развитие студенческой молодежи в процессе профессионального становления как самодостаточный процесс, в котором взаимосвязаны все его компоненты (цель, задачи, содержание, формы и методы);
компетентностный подход (А.А.Вербицкий, И.А.Зимняя, Г.П.Скамницкая, И.И.Легостаев и др.), предполагающий освоение умений успешно действовать в проблемных ситуациях профессиональной, общественной и личной жизни.
Надежность и достоверность результатов исследования обеспечены теоретической обоснованностью исходных предпосылок исследования; репрезентативностью выборки; использованием валидного инструментария; качественной обработкой экспериментальных данных с последующей их интерпретацией.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
-
Раскрыты сущность и инновационный потенциал творческого развития молодежи на вузовском этапе профессионального становления.
-
Разработана научно обоснованная модель творческого развития студенческой молодежи в процессе профессионального становления, способствующая эффективному кадровому развитию страны.
-
Определены уровни проявления творческого развития студентов на этапе профессионального становления: потенциальный (очень низкий) – отсутствует или почти не выражена потребность в творчестве; ситуативный (средний) – потребность в творчестве носит низкоустойчивый характер; устойчивый (высокий, очень высокий) – актуализирована потребность в творчестве.
-
Выявлены основные психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное творческое развитие студентов в процессе профессионального становления:
осуществление целенаправленного педагогического воздействия на систему мотивационно-ценностных ориентаций современной студенческой молодежи;
разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс вуза дисциплин, курсов по выбору, тренингов по обучению студентов законам творчества, способствующих эффективному овладению содержанием будущей профессиональной деятельности ;
широкое внедрение в учебную и внеаудиторную деятельность комплекса методов и средств развития творческой деятельности, способствующих профессиональному становлению студентов в современных социокультурных, экономико-политических условиях;
приобретение опыта реализации продуктов творческой деятельности профессиональной направленности;
реализация непрерывного педагогического мониторинга творческого развития студентов в процессе профессионального становления.
-
Разработаны научно-методические и практические рекомендации по организации творческого развития студентов в процессе профессионального становления.
Теоретическая значимость исследования:
- на основе анализа научной литературы и диссертационных материалов была обоснована необходимость целенаправленного подхода к творческому развитию студенческой молодежи в процессе профессионального становления;
- уточнены понятия «творческое развитие личности» и «профессиональное становление»;
- внесен вклад в развитие теории педагогики творчества в профессиональной подготовке студентов.
Практическая значимость исследования:
экспериментально проверена и внедрена в практику модель творческого развития молодежи в процессе профессионального становления;
разработаны и реализованы на базе Московского городского университета управления Правительства Москвы программа дисциплины по выбору «Основы профессионального становления молодежи»; тренинги «Развитие творческих способностей личности»; методические рекомендации «Технология развития профессионально важных качеств у студентов МГУУ Правительства Москвы»;
на основе результатов исследования разработаны методические рекомендации для преподавателей и кураторов учебных групп по применению модели творческого развития студенческой молодежи в процессе профессионального становления;
опубликованы методические материалы, которые нашли широкое применение в практике вузов, в системе повышения профессиональной квалификации педагогов высшей школы.
На защиту выносятся следующие положения:
-
Между профессиональным становлением и творческим развитием студентов вуза существует взаимодействие: выраженность профессиональной составляющей личности возрастает с ростом творческого развития студента в процессе овладения будущей профессиональной деятельностью.
-
Уточненная и дополненная авторская трактовка понятий: «творческое развитие личности»- это психолого-педагогическая категория, заключающаяся в обосновании процесса проявления творческой природы психики; «профессиональное становление»-это процесс структурно-динамического развития субъекта в его профессиональной траектории, в ходе которой формируются и развиваются профессионально ориентированные, важные качества личности, формы проявления ее профессиональной активности в соответствии с социальными и профессиональными требованиями, основывающимися на возможностях и притязаниях индивида.
-
Структурная модель творческого развития студенчества в процессе профессионального становления, позволяющая интегрировать ресурсы творческого потенциала личности и образовательно – воспитательной среды вуза. Применение данной модели позволяет наиболее полно выявить совокупность компонентов творческого развития студенческой молодежи на вузовском этапе профессионального становления, что рождает социально и педагогически обусловленную потребность развития конкурентоспособной, профессионально мобильной, профессионально компетентной личности выпускника вуза, востребованную на современном рынке труда.
-
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность творческого развития студенческой молодежи в процессе профессионального становления:
осуществление целенаправленного педагогического воздействия на систему мотивационно-ценностных ориентаций современной студенческой молодежи;
разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс вуза дисциплин, курсов по выбору, тренингов по обучению студентов законам творчества, способствующим эффективному овладению содержанием будущей профессиональной деятельности;
широкое внедрение в учебную и внеаудиторную деятельность комплекса методов и средств развития творческой деятельности, способствующих профессиональному становлению студентов в современных социокультурных, экономико-политических условиях;
приобретение опыта реализации продуктов творческой деятельности профессиональной направленности;
реализация непрерывного педагогического мониторинга творческого развития студентов в процессе профессионального становления.
-
Авторская Программа творческого развития студентов в процессе профессионального становления и рекомендации по её выполнению, способствующие эффективному овладению содержанием профессиональной деятельности.
Эмпирическая база исследования. Диссертационное исследование проводилось с 2007 по 2012 год. Основной базой эмпирического исследования и педагогического эксперимента выступил Московский городской университет управления Правительства Москвы. Общая выборочная совокупность респондентов исследования составила 185 педагогов и 2800 студентов.
Апробация и внедрение в практику результатов исследования
Основные результаты исследования опубликованы в учебно-методических пособиях, методических рекомендациях, в статьях и тезисах. Результаты диссертационной работы были представлены и получили положительную оценку научной и педагогической общественности на международных, всероссийских, межрегиональных, региональных научно-практических конференциях (2003-2012 г.г.), в Москве, Екатеринбурге, Иркутске и др. Результаты исследования внедрены в ходе преподавания авторских курсов, проведения тренингов в Московском городском университете управления Правительства Москвы; распространения педагогического опыта в различных формах повышения квалификации педагогических кадров в Москве, Московской области. Во всех случаях внедрения получены положительные результаты.
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и интернет - источников, приложений.
Теоретические подходы к исследованию проблем профессионального становления молодежи
Взаимосвязь творчества с творческим отношением к труду, творческим мышлением, творческим потенциалом, творческими способностями, творческой ориентацией показана в работах С. Ариети, Э. де Боно, В.А. Болотина, С.А. Волкова, Дж. Гилфорда, З.И. Калмыковой, Н.Н. Кирилловой, A.M. Матюшкина, С. Медника, Р. Мэй, А. Ньюэлла, Г.С. Одена, А. Ротенберга, Г.С. Саймона, Г. Селье, В.М. Слуцкого, Е.П. Торренса, Э. Фромма и др. Проблема качеств творческой личности исследовалась в теориях творчества: философско-лингвистической (А.А. Потебня, Д.Н. Овсяннико-Куликовский, Б.А. Лезин); сущностно-стадиальной (П.К. Энгельмейер, М.А. Блох); дифференциально-биологической (О.С. Грузенберг); рефлексологической (В.М. Бехтерев, Ф.Ю. Левинсон-Лессинг); концепции одаренности (Б.М. Теплов) и творческого процесса (А.Н. Леонтьев и И.С. Сумбаев).Многие исследователи указывают на взаимовлияние творчества и деятельности личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Деркач, И.П. Калошина, Б.С. Мейлах, А.Ф. Эсаулов), ее профессионализма и профессионального мастерства (С.А. Гильманов, Г.А. Давыдова, И.Н. Семенов, СЮ. Степанов), готовности к творческой деятельности (И.П.Гладилина, А.Н. Иноземцева, В.Н. Смирнов, А.Н. Коршюшенко), творческой активности (В.И. Андреев, Т.С.Комарова, Н.М.Сокольникова). Вопросы соотношения знаний и творческих действий рассматриваются с точки зрения необходимости в творческом вариативном мышлении, возникающим тогда, когда человек сталкивается с новыми условиями как практических, так и интеллектуальных действий. СИ. Архангельский, И.П.Гладилина, В.А. Гервер, Н.Д. Никандров, В.А. Сластелин, Г.П. Скамницкая, Н.М. Сокольникова, М.И. Махмутов, A.M. Матюшкин указывают, что активное усвоение знаний и развитие самостоятельности ума обучающихся возможно, когда в ходе учебного процесса «возбуждается» творческая работа мышления.
В педагогике общего образования накоплен опыт о возможностях и условиях эффективного формирования творческого мышления, действий и умений в процессе преподавания различных дисциплин (Р.Е. Андронова, А.В. Марков, В.Я. Брагин, А.П. Валицкая, И.П. Волков, СИ. Вульфсон, Н.И. Дереклеева, Н.В. Максименко, А.Н. Евтушенко, Т.В. Колесниченко, О.И. Мотков, А.А. Мурашов, А.А.Немцов, В.А. Орлов, С.Д. Поляков, А.И. Савенков и др.).
Однако систематические исследования развития творчества молодежи в высшей школе носят фрагментарный характер. В данном диссертационном исследовании сделана попытка обобщить, систематизировать и теоретически осмыслить весь комплекс подходов, теорий и представлений, связанных с изучением творчества молодежи в процессе профессионального становления.
Остановимся подробнее на содержании оценки творчества, т.к. данное представление имеет принципиальное значение для понимания процесса развития творчества молодежи на вузовском этапе профессионального становления.
В. Освальд, разрабатывая в начале XX века типологию творчества, говорил об оценке творчества ученых по критерию оригинальности как «способности создавать что-либо самостоятельно». Такое раскрытие оригинальности означает, что она говорит о наличии продуктивного процесса (человек сам мыслил) в отличие от действий по памяти или образцу. Вместе с тем, тестовая инструкция, требующая выдачи максимально большего количества неординарных ответов стимулирует для этого не только продуктивный процесс, но и ряд обходных искусственных приемов, повышающих количество неординарных ответов, никак не связанных с механизмами творчества. Поэтому мы часто фиксируем высокие показатели по креативности у студентов со сниженным интеллектом и высоким мотивом достижений, которые скорее говорят о компенсаторных механизмах и психологической защите.
Показатель разработанности, введенный последователем Дж. Гилфорда П. Торренсом, многими исследователями вообще не используется вввиду его очевидной связи с непосредственным опытом (прежде всего рисуночным) человека.
Вместе с тем, возможен другой подход к интерпретации указанной феноменологии, который не прибегает к понятию творческой способности как объяснительному принципу. Этот подход соответствует менталитету отечественной науки. Деятельность всегда осуществляется личностью. Ее цели и мотивы оказывают влияние на уровень выполнения деятельности. Если цели личности лежат вне самой деятельности, студент готовится к семинару только для того, чтобы не ругали за плохие отметки или чтобы не потерять престиж отличника, то деятельность выполняется в лучшем случае добросовестно. Результат, даже при блестящем исполнении, не превышает нормативно требуемый продукт. Общеизвестно, что потребность в творчестве является фундаментальной человеческой потребностью. Однако для ее практической реализации необходимы соответствующие условия.
Необходимо знать, как под воздействием внешних и внутренних факторов формируется активная позиция человека, как в процессе той или иной деятельности и достигнутых результатов изменения условия возникает новый, качественно иной уровень творчества человека. Творчество предстает перед нами, с одной стороны, как сложное интегральное качество личности, представляющее собой диалектическое единство общего, присущего всем видам мышления и особенного, характерного лишь для творчествакак его специфического вида. Поиск путей и средств формирования творчесстваобусловил необходимость психолого-педагогического анализа различных подходов к определению понятия творчество, уточнения сущности и структурных компонентов, определения уровней его проявления в рамках данного исследования, и выяснения психолого-педагогических особенностей личности раннего юношеского возраста. Если подходить к творчеству в широком социальном плане, то надо констатировать, что оно влияет не только на улучшение качества знаний и творческий подход к учебной работе, но и на подготовку к будущей профессиональной деятельности. Философское рассмотрение сути процесса творчества (Г.А. Батищев, Г.А. Давыдова, К.А. Абдульханова-Славская, и др.) позволило выделить в определении категории творчества его основные признаки. В науке, ввиду отсутствия строгих и точных критериев различия творческой и нетворческой деятельности человека, нет достаточно полного определения понятия «творчество», несмотря на то, что к этому вопросу обращались многие авторы как в диссертационных исследованиях, так и в книгах, статьях, брошюрах (Б.Г. Ананьев, Т.С. Комарова, Н.С. Лейтес, К.К. Платонов, В.Г. Разумовский, Н.М. Сокольникова, Ю.С. Столяров, П.М. Якобсон и др.).
Концептуальные основы творческого развития студентов на вузовском этапе профессионального становления
Для разработки содержания развития творчества молодежи в процессе профессионального становления в высшей школе особое значение имеют труды Э. де Боно. Известный ученый, доктор медицины и философии написал 67 книг, которые переведены на 37 языков. Для де Боно творчество перестало быть тайной. Он его рассматривает как поведение информации в самоорганизующихся системах. Его проект сознательного творческого процесса - это латеральное или обходное мышление. Ученый дает простое определение творчества - это «неожиданная эффективность». «Мы считаем, что, поскольку гениями не становятся, а рождаются, творческие способности являются врожденными, и развивать их, как навыки, невозможно, это вздор. Мы считаем, что учить детей в школах танцам и музыке - значит учить их творчеству. Это тоже вздор. Мы считаем, что творчество - это тайна, которую невозможно понять. Это самый худший вздор. Поэтому мы ничего не делаем» [28, с.70].
К сожалению, современная высшая школа подтверждает эти высказывания ученого. Основное назначение развития творчества учащейся молодежи - ввести во все занятия элементы развития творчества. Де Боно, который преподавал в Оксфордском, Лондонском, Кембриджском, Гарвардском университетах с полным правом утверждает, что наши образовательные системы стоят на позициях средневековья. Вспомним, в большинстве диалогов, которые вел Сократ, а записал Платон, нет никакого позитивного исхода. Сократ указывал, что нечто является неправильным. Когда же рассерженные слушатели спрашивали у него, что же правильно, если все неправильно, Сократ отвечал, что это не его дело. Его дело - указать на то, что неправильно. После краха Римской империи, во времена Средневековья, греческое и римское мышление в Европе были забыты. Арабы вернули греческое мышление в Европу во времена Возрождения. Христианская церковь, находившаяся под управлением таких людей, как Фома Аквинский из Неаполя, горячо это мышление приветствовал. Ее нужен был подобный тип мышления, который помогал бы доказывать неправоту еретиков. Мышление же, заданное Сократом, Платоном и Аристотелем как раз эту возможность и обеспечило. Школы и университеты находились под контролем церкви, и этот метод мышления стал основой формирования западного мышления. Мышление узнавания, созданное великой троицей, явилось мощным методом в науке и технологии, но абсолютно беспомощно там, где требуется проектирование. Философский аналитический подход к творческому мышлению невозможен. Э. де Боно считает, что не поможет и описательный подход психологии. Нужно понять основное системное поведение мозга, и тогда будет легко объяснить механизмы творчества. Для творчества нужна провокация: она необходима во всякой самоорганизующейся системе. Такие подходы, как мозговой штурм, дают мало. Их ценность заключается не в способности генерировать идеи, а в стремлении развивать идеи уже предложенные. Латеральное мышление показывает, что творчество (генерирование новых идей) может быть результатом формального мышления, но отличается от традиционного.
Американские психологи в конце 50-х - 60-х гг. XX века начали разрабатывать критерии условий, которые могли бы обеспечить высокое развитие творческого потенциала. Социальный запрос стимулировал решение методологических проблем. Очень популярными стали слова К. Роджерса, что гибель общества - это цена, которую мы заплатили за отсутствие творческости. В начале 80-х гг. XX века начинает осуществляться крупный международные проект, включивший исследователей семи стран, по развитию возможностей высокоодаренных детей. Так, схема трехкольцевой модели одаренности Дж. Рензулли предусматривает реализацию всех интегрированных характеристик современной технологии обучения. Это одна из самых популярных моделей. Согласно ей, одаренность - это соединение интеллектуальных способностей (выше средних), креативности и настойчивости (мотивации). Дж. Рензулли не предлагает новых измерительных характеристик интеллекта. Он с сомнением относится к тестам. Особое внимание Рензулли уделяет мотивации. Он противник специальных групп одаренных, «триадная модель обогащения основана на способах, которым люди учатся в «естественных условиях». Начало XXI века было ознаменовано целым рядом исследований. И.П. Гладилина отмечает, что в зарубежной практике выделяют такие основные модели обучения, способствующие развитию творчества:
Свободная модель - максимально учитываются инициатива студента, его самостоятельность: свободное расписание, свободный день; студент самостоятельно определяет интенсивность и продолжительность занятий, самостоятельно выбирает средства обучения, источники нахождения информации, способы ее перевода в знания.
Диалогическая модель - в центре внимания педагога -целенаправленное развитие творчества и интеллекта студентов (диалог культур, диалог идей, диалог теоретика и практика, диалог способов познания, доказательств), создаются условия для индивидуального интеллектуального творчества.
Личностная модель - общее развитие студента (в т.ч. развитие познавательных, эмоционально-волевых, нравственных и эстетических возможностей). Обучение строится на основе таких принципов, как обучение на высоком уровне трудности; быстрый темп обучения; приоритет дедуктивного способа познания (овладение теоретическими знаниями на начальном этапе познания); формирование ценностной картины мира (единство гуманитарной и естественнонаучной картины мира) и др.
Обогащающая модель - интеллектуальное творческое развитие реализуется путем актуализации и усложнения собственного опыта студента. Предполагает активное использование заданий для самостоятельной работы, имеющих повышенный уровень сложности, применение разнообразных творческих приемов. Создаются условия для индивидуализации обучения на основе учета индивидуальных познавательных способностей студентов с разным складом ума. Структурно-развивающая модель - направленная на расширение арсенала творческого владения интеллектуальными умениями: анализа, синтеза, обобщения и конкретизации, систематизации, моделирования и др.; свертывание и развертывание информации. Овладение новыми способами представления информации, создания вторичных документов (реферирование, аннотирование статьи, тезисов, выступление с докладом, редактирование текста).
Активизирующая модель - направленна на повышение уровня познавательной активности посредством включения (кейс-методов, дидактических игр, мастер-классов и др.); опора на познавательные потребности, на средства повышения учебной мотивации.
Научно-методическое обеспечение творческого развития молодежи на вузовском этапе профессионального становления
Выявить психолого-педагогические предпосылки необходимости исследования профессионализма личности. Рассмотреть акмеологический подход к профессионализму деятельности и успешности как ее аспекту.
Психолого-педагогические предпосылки необходимости исследования профессионализма личности Актуальность рассмотрения общепсихологических и педагогических аспектов профессионального становления личности. Современные представления о развитии профессионализма личности. Общепсихологические и педагогические подходы. Исследования Ф.Гальтона, В. Освальда, И. Пэрна о возрастных закономерностях творческой деятельности. Б.Г. Ананьева о психофизиологическом и психологическом исследовании человека как личности и субъекта деятельности.
Сложность структуры и факторность развития человека на всех его стадиях по Б.Г. Ананьеву. Индивидуальная изменчивость свойств человека как личности в процессе социализации и развития, в процессе становления человека как субъекта деятельности.
Психологическая пригодность к профессии, профессиональные свойства личности, профессиональное самосознание и профессиональная пригодность. Проблема профессионализма управленческих кадров, проблема личностно-профессионального развития. Профессионализм как интегральная характеристика человека труда, включающая в себя его сформированность как субъекта профессиональной деятельности, профессионального общения, зрелость личности как профессионала. Компоненты профессионализма. Показатели эффективности и успешности профессиональной деятельности. Уровни развития профессионализма. Понятие мастерства в психологии труда по А.К. Макаровой. Содержание продуктивности по Н.В. Кузьминой. Категория профессионализма в деятельностном и личностном проявлениях. Специфика профессиональной деятельности госслужащего. Показатели профессионализма деятельности госслужащего. Виды управленческой деятельности государственных служащих по А.А. Деркачу и А.К. Марковой. Понятие о профессионально важных качествах. Качества личности как предпосылки профессиональной деятельности. Этапы формирования профессионализма деятельности: исполнительский, индивидуально-личностный, творческий. Синтез высокого профессионализма и личностного развития.
МОДУЛЬ 2. Анализ моделей, подходов и систем, существующих в современной психолого-педагогической практике, способствующих развитию профессионализма и достижению успешности деятельности
Комплексная цель модуля: Изучить подходы делегирования полномочий; комплексный и системный подходы. Исследовать сущность и содержание гуманистического подхода. Лекция 1. Подходы делегирования полномочий Практика делегирования полномочий. Оценка успешности по результатам предыдущей деятельности. Модель метапрограмм: «внутренняя и внешняя референтность». Лекция 2. Комплексный и системный подходы Комплексный психологический подход. Профессиогенетический подход (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, Ж.Пиаже и др.). Деятельностный подход в психологии (С.Л.Рубенштейн, А.Н.Леонтьев). Системный подход в 127 психологии (Б.Г.Ананьев, Л.И.Анцыферова, Б.Ф.Ломов). Субъектно-личностный подход (Е.А.Климов и др.).
Профессиограммы различных типов руководителей. Психолого-акмеологические модели формирования профессионального самосознания личности руководителя (Е.А.Климов, 1998, с.387-389; А.К. Маркова, 1993). Акмеологическая модель успешности деятельности как частного проявления профессионализма.
МОДУЛЬ 3. Психолого-педагогические факторы объясняющие развития профессионализма и достижение успешности деятельности личности
Комплексная цель модуля: Изучить мультифакторные концепции способностей. Рассмотреть теории функциональных состояний и саморегуляции произвольной активности как индивидуально-личностные детерминанты успешности в профессиональной деятельности
Роль личностных факторов по Кеттеллу, Розенцвейгу, Айзенку. Миннесотский многофакторный личностный опросник. «Профессиональный Личностный Опросник (OPQ)». Коллекционный подход (В.Л.Марищук, 1982; Ф.Генов, О.В.Горлова, А.Л.Журавлев, А.И.Китов, Г.А. Нефедов, A.M. Омаров). Определение успешности деятельности через наличие личностных особенностей Лекция 2. Теории функциональных состояний и саморегуляции произвольной активности как индивидуально-личностные детерминанты успешности деятельности Роль саморегуляции и работоспособности в продуктивности профессиональной деятельности. В.И.Щедров о компонентах саморегуляции: активационно-энергетический, эмоциональный, когнитивный.
Гипотеза об акцепторе действия П.К.Анохина как физиологический механизм саморегуляции. Психодинамический уровень саморегуляции по Г.Айзенку. Роль темперамента в психическом реагировании человека на изменение ситуации. Индивидуально-типологические предпосылки саморегуляции. С.Л.Рубинштейн о двух формах регуляции: побудительной исполнительской. К.А. Абульханова, Е.В.Шорохова о структуре личностной саморегуляции: (мотивы, чувства, воля, целеполагание). Индивидуально-типические (стилевые) особенностям саморегуляции (особенности планирования, моделирования, программирования условий, оценивание и коррекция результатов, гибкость, надежность, самостоятельность. Индивидуальный стиль деятельности (Б.М.Теплов, В.С.Мерлин, Е.А.Климов).
Анализ и интерпретация результатов эксперимента на основе комплексного мониторинга творческого развития студентов
Программа тренингов представлена в приложении. Таким образом, основываясь на выделенных критериях и показателях творческого развития студентов на вузовском этапе профессионального становления респонденты продемонстрировали следующие результаты: по критерию позитивного самоотношения студенты имеют средние показатели самопринятия, самоуважения; по критерию принятия профессиональной деятельности - студентам свойственна недостаточная осознанность профессионального выбора, а также повышенная социальная зависимость на I курсах, к V курсу наблюдается позитивное отношение к профессиональному выбору; по критерию сформированности образа «Я - профессионал» - было выявлено позитивное отношение к соотнесению себя к соответствующей профессиональной группе.
Таким образом, вводимый мониторинг позволил установить общие тенденции творческого развития молодежи в процессе профессионального становления.
Дальнейшее творческое развитие студентов осуществлялось в ходе специально организованных занятий в рамках тренингов проводимых автором диссертации, а также использование современных педагогических технологий в преподавании учебных дисциплин.
Экспресс-опросы преподавателей и кураторов учебных групп об изменениях в отношении студентов к овладению будущей "профессиональной - - -деятельности позволили констатировать следующую динамику: в экспериментальных группах отмечено выраженное чувство самоконтроля, т.к. студенты осознавали себя как «Я - профессионал» и были ответственны за свои действия.
В результате эксперимента показатели креативности выросли в экспериментальных группах на всех курсах; студенты расширяют свой творческий диапазон: наблюдается значительная динамика по показателям способность к выдвижению множества нестандартных идей как в образной, так и в вербальной формах; способность к детальной разработке и дополнении оригинальных идей; по критерию сформированности образа «Я - профессионал» было выявлено позитивное отношение к соотнесению себя к соответствующей профессиональной группе; обнаружена устойчивая положительная динамика к пониманию собственного профессионального выбора в связи с овладением профессиональными знаниями. Была отмечена творческая инновационная профессиональная деятельность студентов в период производственной практики (анализ отзывов руководителей практики от организации). Таким образом, результаты статического анализа наглядного подтверждают эффективность модели творческого развития студентов в процессе профессионального становления. Выводы по главе II Проведённое исследование подтвердило первоначальную гипотезу, правильность постановки целей и задач, положений, вынесенных на защиту. На основе анализа состояния методологических основ, теории и практики творческого развития молодёжи и профессионального становления студентов вузов разработана модель творческого развития студенческой молодёжи в процессе профессионального становления. Модель реализована в программе, состоящей" из следующих "проектов: «Центр подготовки абитуриентов вуза»; «Жизненная навигация творческой личности на вузовском этапе профессионального становления»; «Образование и карьера: путь к профессиональному успеху»; «Профессиональная мобильность и современный рынок труда»; «Тренинги конкурентоспособности»; «Тренинги творчества»; - обоснованы психолого-педагогические условия творческого развития студентов в процессе профессионального становления, обеспечивающие успешное овладение будущей профессиональной деятельностью (осуществление целенаправленного педагогического воздействия на систему мотивационно-ценностных ориентации современной студенческой молодежщразработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс вуза дисциплин, курсов по выбору, тренингов по обучению студентов законам творчества, способствующим эффективному овладению содержанием будущей профессиональной деятельности и др.); - осуществлён мониторинг внедрения данной модели при помощи комплекса взаимосвязанных диагностических методик и процедур, подтвердивших её эффективность; - сформулированы научно-методические рекомендации для педагогов высшей школы по творческому развитию студенческой молодёжи в процессе профессионального становления.
Современное состояние отечественного высшего профессионального образования и запросы рынка труда позволяют динамично изменять содержание профессиональной деятельности. Абитуриент вуза зачастую свой профессиональный выбор делает под влиянием родителей, престижа будущей профессии и др. Профессиональное становление - это процесс формирования отношения к профессии, эмоционально-личностное вовлечение в нее а также накопление опыта практической деятельности, профессиональное совершенствование и приобретение профессионального мастерства.
Профессиональное становление личности будет успешным при активном ее творческом развитии.
Проведенное исследование позволяет утверждать, что проблема творческого развития студенческой молодежи в процессе профессионального становления остается недостаточно изученной. Существующие педагогические технологии не позволяют эффективно развивать творчество студентов, поскольку данной проблемы в качестве задачи образовательно-воспитательного процесса.
В настоящее время среди ученых нет единства в понимании сущности феноменов «творчество» и «профессиональное становление». С одной стороны, профессиональное становление - это процесс формирования отношения к профессии, степень эмоционально-личностной вовлеченности в нее, но с другой - это накопление опыта практической деятельности, профессиональное совершенствование и приобретение мастерства (А.Ю.Белогуров, А.Ю.Гаврилов, И.П.Гладилина, Г.М.Королева и др.).
На вузовском этапе профессионального становления, когда активно осуществляется формирование профессиональных намерений, начавшихся в школе и профессиональное обучение - профессиональная компетентность.
Творчество является одним из важнейших условий эффективности профессионального становления личности. Практика свидетельствует, что отсутствие творческого развития студенческой молодежи снижает профессиональное становление выпускников вузов.
На основе анализа психолого-педагогической и философской литературы, диссертационных исследований было уточнено содержание понятий «творческое развитие молодежи», «профессиональное становление», что позволило решить одну из задач нашего исследования. Творческое развитие молодежи понимается нами как многомерный целенаправленный процесс проявления творческой природы психики, ее системное качество.
Профессиональное становление -это процесс структурно-динамического развития субъекта в его профессиональной траектории, в ходе - - -которой формируются и развиваются профессионально ориентированные, важные качества личности, формы проявления ее профессиональной активности в соответствии с социальными и профессиональными требованиями, основывающимися на возможностях и притязаниях индивида.