Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теоретические основы формирования национальной культуры личности в системе общего и профессионального образования Хасанова Гульнара Фатыховна

Теоретические основы формирования национальной культуры личности в системе общего и профессионального образования
<
Теоретические основы формирования национальной культуры личности в системе общего и профессионального образования Теоретические основы формирования национальной культуры личности в системе общего и профессионального образования Теоретические основы формирования национальной культуры личности в системе общего и профессионального образования Теоретические основы формирования национальной культуры личности в системе общего и профессионального образования Теоретические основы формирования национальной культуры личности в системе общего и профессионального образования Теоретические основы формирования национальной культуры личности в системе общего и профессионального образования Теоретические основы формирования национальной культуры личности в системе общего и профессионального образования Теоретические основы формирования национальной культуры личности в системе общего и профессионального образования Теоретические основы формирования национальной культуры личности в системе общего и профессионального образования
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Хасанова Гульнара Фатыховна. Теоретические основы формирования национальной культуры личности в системе общего и профессионального образования : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 : Казань, 1999 379 c. РГБ ОД, 71:99-13/172-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ 23

1.1. Этнические культуры как основа возрождения национального образования 23

1.2. Ретроспективный анализ развития национального образования 43

1.3. Функционирование национальных языков в профессиональных учебных заведениях 62

1.4. Концептуальные основы развития национального образования 87

Выводы по первой главе 106

Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ КАК СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВ АHИЯ 109

2.1. Человек национальной культуры как объект национального образования 109

2.2. Противоречия этнической самоидентификации человека национальной культуры 135

2.3. Сущность, особенности, структурные компоненты национального самосознания 1 56

2.4. Концепция формирования национальной культуры личности 165

Выводы по второй главе 1 86

Глава 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ 188

3.1. Исходные модели проектирования содержания и процесса формирования национальной культуры личности 188

3.2. Типы культурных взаимодействий как основание проектирования содержания и процесса формирования национальной культуры личности 212

3.3. Этапы и процедуры проектирования этнокультурных взаимодействий учебного заведения и социальной среды 228

Выводы по третьей главе 234

Глава 4. МЕТОДИКО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ 237

4.1. Инновационные идеи организации УВП по формированию национальной культуры личности 237

4.2. Педагогические условия формирования национальной культуры личности в гуманитарных предметах 251

4.3. Создание этнокультурной среды как средство интерактивной поддержки процесса формирования национальной культуры личности 274

4.4. Этнокультурная ответственность как критерий оценки процесса формирования национальной культуры личности 284

Выводы по четвертой главе 287

Глава 5. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ 289

5.1. Организация экспериментального исследования 289

5.2. Ход и результаты экспериментального исследования 296

Выводы по пятой главе 313

Заключение 315

Приложения 325

Список использованной литературы 360

Введение к работе

Современный этап развития социума характеризуется глобальной тенденцией усиления этнических процессов, роста значимости этнических факторов в жизнедеятельности человеческого сообщества, повышения роли этнических общностей в социальной жизни, актуализации проблем социокультурной и этнической идентичности для отдельных личностей. Сегодняшние социальные, политические, культурные, духовные реалии, связанные с жизнедеятельностью этносов, демонстрируют несостоятельность теорий о быстром и легком преодолении национальных различий. Глубокие трансформации, происходящие в нашей стране, сопровождаются повышением роли этносов как субъектов социальной жизни, активизацией процессов этнической консолидации, государственной суверенизацией национальных республик, изменениями их национально-языкового устройства.

Анализ позволил выделить факторы, влияющие на повышение роли этнических процессов: глобализация мирового развития, повышение единства и целостности мирового сообщества, глобальный кризис общечеловеческой цивилизации и культуры, ценностных ориентации, смена экстенсивной парадигмы общецивилизационного развития на интенсивную, усиление процессов стандартизации жизни, информационное вторжение чужих идеалов и ценностей и угроза потери культурного суверенитета в связи с развитием открытых сетей и др.

Национальное образование является главным социальным институтом, призванным обеспечивать не только сохранение, но и развитие национальных культур. Для этого оно должно быть нацелено на формирование человека национальной культуры.

Смена вывесок образовательных учреждений, провозглашение новых лозунгов, если они не подкрепляются сущностными изменениями в их деятельности, не просто не способны разрешить возникшие противоречия, но и способствуют выхолащиванию здравых начинаний, их дискредитации, превращению деструктивных процессов национального нигилизма, маргинализации личности, бездуховности в норму общественного сознания.

Кризисные явления в духовной сфере, размывание ценностных ориентации в обществе требуют осмысления особенностей социализации личности в условиях меняющихся общественных отношений, диктуют необходимость изучения роли этнокультурной воспитательной среды, механизмов трансляции этнокультурных ценностей в этом процессе.

Возникает потребность формирования человека национальной культуры, сочетающего в себе системные знания в области национальной культуры и позитивное эмоциональное отношение к ней, гармоничное национальное самосознание, ориентацию на этнокультурные духовные ценности, толерантность и способность к межэтническому и межкультурному диалогу. Все это требует целенаправленных действий по организации процесса формирования человека национальной культуры в системе национального образования.

Эффективность формирования человека национальной культуры в системе национального образования зависит от преемственности, непрерывности и поступательности этого процесса во всех ее звеньях, включая дошкольное, общее среднее и профессиональное образование, поскольку процессы этнической самоидентификации и переоценки этнокультурных ценностей происходят в течение всей жизни человека. Реализация же преемственности в этой системе предполагает поиск новых подходов, теоретическую разработку проблемы формирования национальной культуры личности как

стратегии, цели и результата всей системы национального образования. В этой связи необходимо рассмотреть ряд вопросов. Каковы возможности системы национального образования и ее различных звеньев по формированию национальной культуры личности? Каковы теоретико-методологические и дидактические основы оптимизации этого процесса? Что является критерием результативности процесса по формированию национальной культуры личности?

Проблемам этноса посвящены труды классиков зарубежной социологической науки (Э.Геллнер, М.Вебер, Р.Дарендорф, Г.Зиммель, Л.Козер, Х.Кон, Ф.Хайек, Э.Шилз, Ш.Эйзенштадт и др.). Психологические концепции в этносоциологии отражены в работах Г.Лебона, Р.Бенедикт, М.Мид, Э.Сэпира, Б.Уорфа и др.

Большое внимание вопросу этнонационального в динамике культуры уделяли философы - О.Шпенглер, Н.Бердяев, К.Ясперс, Э.Ренан, А.Швейцер, Н.Розов. Развитию теоретико-методологических вопросов изучения этнокультуры посвящены работы в области теории культуры, освещающие в то же время некоторые этнические аспекты (А.Н.Арнольдов, М.М.Бахтин, Л.Н.Гумилев, Э.С.Маркарян, В.М.Межуев, Д.С.Лихачев, Ю.М.Лотман, А.Тойнби и др.). В этносоциологии проблемы развития культуры народов страны подняты Ю.В.Арутюняном, М.Н.Губогло, Л.М.Дробижевой, С.С.Савоскул, А.А.Сусоколовым и др.

Методологические основы исследования психологии народов содержатся в трудах Н.А.Бердяева, Н.О.Лосского, С.М.Соловьева, Г.Г.Шпета, К.Г.Юнга. Изучению этнических отношений и межэтнического взаимодействия посвящены работы Э.А.Баграмова, Б.Ю.Берзина, А.О.Бороноева, Ю.В.Бромлея, А.И.Вдовина, А.Х.Гаджиева, Л.Н.Гумилева, А.Э.Гущина, С.И.Королева, Н.М.Лебедевой, А.К.Уледова и др. Различные аспекты этнической

психологии раскрываются в исследованиях В.С.Агеева, А.А.Деркач, Л.М.Дробижевой, Б.А.Душкова, А.А.Кокорева, В.Г.Крысько, Г.У.Кцоевой, В.С.Мухиной, В.Д.Попова, Г.В.Старовойтовой, В.А.Тишкова и др.

Существует значительное число публикаций, рассматривающих проблемы этнического самосознания с философских позиций. К ним можно отнести работы Г.Г.Дилигенского, И.С.Кона, Б.В.Поршнева, К.Н.Хабибуллина и др. Структуре, условиям формирования и функционирования этнического самосознания посвящены работы этнографов С.А.Арутюняна, Ю.В.Бромлея, В.И.Козлова, В.В.Пименова, С.А.Токарева, К.В.Чистова и др.

Имеющиеся этнопедагогические исследования (Г.Виноградов, Г.Н.Волков, А.Н.Желобовский, К.Д.Ушинский, И.А.Шаров, Я.И.Ханбиков и др.), которые могли послужить основой для развития этой важной отрасли социального познания, в течение долгих десятилетий не были востребованы в этнокультурной политике. С началом социальных преобразований, национально-культурного возрождения эта область педагогики получила мощный импульс для дальнейшего развития, который воплотился в разработке концептуальных основ этнопедагогики как науки о регионально-этнической культуре воспитания, анализе роли национальной культуры в процессе формирования личности и других вопросов развития национального образования (К.Ш.Ахияров, В.М.Беркутов, Г.Н.Волков, Е.П.Жирков, М.И.Махмутов, Г.В.Мухаметзянова, З.Г.Нигматов, Т.С.Саидбаев, Я.И.Ханбиков и др.). Получают все большее развитие вопросы проектирования педагогических систем, в том числе национального образования (В.П.Беспалько, Б.С.Гершунский, Ю.С.Тюнников).

Необходимо отметить, что на сегодняшний день еще отсутствуют комплексные исследования проблем непрерывного и преемст

венного формирования личности носителя национальной культуры во всех звеньях системы национального образования.

Современная этнокультурная ситуация в России определяет необходимость постановки и разработки сложных вопросов формирования национальной культуры личности исходя из междисциплинарного принципа, предполагающего социально-педагогический и культурологический анализ на стыке философии, социологии, социальной психологии, этнопсихологии, педагогики.

Эти возможности связаны с разработкой теоретических основ непрерывного и преемственного формирования воспитанников как носителей национальной культуры, что достигается посредством ориентации всего образовательно-воспитательного процесса в каждом звене национального образования на формирование национальной культуры личности.

Таким образом, обнаруживаются следующие противоречия:

• между изменениями статуса национальных культур и языков, многие из которых получили статус государственных, что должно найти свое воплощение в развитии национальных систем образования, и недостаточной их реализацией в практике национального образования;

• между глобальной функцией образования по приобщению к общечеловеческой культуре и его функцией института, обеспечивающего передачу уникального этнокультурного наследия и сохранение национальной идентичности;

• между возрастанием значимости этнических проблем в развитии личности, эмоционально-оценочным, политизированным отношением к этносоциальным и этнокультурным процессам и недостатком в структуре формируемой личности знаний, опыта, личностных качеств, необходимых для поддержания гармоничных межэтнических и межкультурных взаимодействий;

• между объективной социальной потребностью в формировании подрастающих поколений как носителей национальных культур, налаживании каналов трансляции этнокультурного наследия, необходимостью развития в этой связи системы национального образования, с одной стороны, и недостаточной разработанностью теоретико-методологических основ проблемы формирования национальной культуры личности, ориентированных на обеспечение адекватного самоопределения и самореализации субъекта в современных условиях кризиса идентичности и ценностных ориентации;

• между потенциальными возможностями национального образования в формировании потребностей, профессиональных намерений будущих специалистов, адекватных региональным потребностям развития производства и других сфер социальной жизни, и недостаточной разработанностью данной научной проблемы.

Из названных противоречий следует основная проблема исследования: каковы теоретико-методологические и дидактические основы формирования национальной культуры личности в системе общего и профессионального образования?

Объект исследования - процесс развития национального образования в условиях повышения роли этносоциальных факторов, возрождения национальных культур и регионализации образовательного и материально-экономического потенциала.

Предмет исследования - теоретико-методологические и дидактические основы формирования национальной культуры личности в системе общего и профессионального образования.

Цель исследования - разработать и обосновать теоретические и дидактические основы формирования национальной культуры личности в системе общего и профессионального образования.

Гипотеза исследования.

Ф

Процесс формирования национальной культуры личности в условиях повышения роли этносоциальных факторов, возрождения национального образования и национальных культур, регионализации образовательного и материально-экономического потенциала может быть эффективным, если проектируется и реализуется на следующих основных положениях:

• непрерывный процесс формирования и развития национальной культуры личности в системе общего и профессионального образования строится в соответствии с системой взаимосвязанных

ф социальных, этнокультурных, психолого-педагогических целей в

условиях этнокультурной среды;

• проектирование содержания и процесса формирования и развития национальной культуры личности осуществляется на основе признания общечеловеческих ценностей при ориентации на модели человека национальной культуры и этнокультурной среды, которые взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга (этнокультурная среда - база, источник, предпосылка, условие формирования и развития человека национальной культуры);

# • содержание и процесс формирования национальной

культуры личности реализуются в системе общего и профессионального образования на основе следующих теоретико-методологических подходов:

личностного, предполагающего реализацию этнокультурных механизмов социализации, достижение здоровой самоидентификации личности;

культурологического, позволяющего осуществлять передачу и усвоение этнокультурных смыслов, эмоционально-ценностного потенциала объектов и явлений национальных культур как условие развития нравственных качеств личности;

диалогического, обеспечивающего сочетание родной и общечеловеческой культуры в целях развития мировоззренческих ориентации и адекватной адаптации личности в конкретной социокультурной среде;

преемственности, позволяющей осуществлять последовательное и непрерывное формирование национальной культуры личности в различных звеньях системы национального образования;

дифференцированного, позволяющего учитывать в процессе формирования национальной культуры личности языковые, культурные, социально-экономические, правовые, территориальные, демографические условия жизнедеятельности различных этносов;

• разработка теоретических основ, содержания и процесса

формирования и развития национальной культуры личности и их реализация в системе общего и профессионального образования позволяет разрешить противоречия и реализовать механизмы этнической самоидентификации как способ вхождения в национальную культуру, усвоения индивидом этнокультурных ценностей и нацелена на формирование этнокультурной ответственности.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность, особенности, структурные составляющие национального самосознания как системообразующего компонента структуры личности.

2. Выявить и раскрыть противоречия этнической самоидентификации и разработать концептуальные идеи и принципы формирования национального самосознания, направленные на их преодоление.

3. Разработать и обосновать исходные модели и основания проектирования процесса формирования национальной культуры личности.

ретроспективного анализа национального 4. На основе образования, исследования современных целей, задач и прогнозных оценок его развития определить концептуальные подходы к формированию национальной культуры личности как стратегии национального образования.

5. Раскрыть способы вхождения в национальную культуру и способы создания этнокультурной среды в качестве элементов образовательных технологий по формированию национальной культуры личности и осуществить экспериментальную проверку проектируемой системы.

Методологической основой исследования являются:

- современные философские, социологические, социально- педагогические, психологические концепции, раскрывающие многоаспектную природу формирования национальной культуры личности в системе национального образования как предмета интегра- тивного исследования; выявленные закономерности общественно- исторического, социокультурного процессов, динамическое осмысление ценностей национальных культур и гуманитарного, культурологического мышления, систематизированные закономерности развития личности и жизнедеятельности в социуме, а также системы образования как региональной модели трансляции и реализации культуры; общенаучные принципы системного подхода, обеспечивающего целостное представление о динамике развития национального образования, и в частности, формирования национальной культуры личности;

методология современной педагогики (А.М.Арсеньев, Ю.К.Бабанский, М.А.Данилов, В.И.Загвязинский, М.И.Махмутов и

ДР-)

- теоретические подходы к изучению проблемы взаимодействия личности и общества, социальной обусловленности образования и

воспитания (К.А.Абульханова-Славская, Л.С.Выготский,

М.А.Галагузова, А.В.Петровский и др.);

- этнологические основы философии образования (Ю.Бромлей, Л.Гумилев, Ю.Лотман, Д.Лихачев, Д.Фрезер).

- общенаучные принципы системного и деятельностного подходов (Б.Г.Ананьев, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Н.В.Кузьмина, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, З.А.Решетова, С.Л.Рубинштейн, Н.Ф.Талызина, В.Д.Шадриков и др.);

- теория образования и воспитания на основе этнопедагогики (К.Д.Ушинский, К.Насыри, К.Ш.Ахияров, Г.Н.Волков, Е.П.Жирков, Г.В.Мухаметзянова, З.Г.Нигматов, Я.И.Ханбиков, Д.С.Ягафарова);

- теория педагогического проектирования (В.П.Беспалько, В.В.Давыдов, В.С.Леднев, М.И.Махмутов, В.А.Сластенин, Г.Н.Сериков, Ю.С.Тюнников);

теория педагогической интеграции (В.С.Безрукова, А.П.Беляева, М.Н.Берулава, Б.С.Гершунский, М.И.Махмутов, Ю.С.Тюнников);

теория индивидуализации учебной деятельности (А.А.Кирсанов);

- социально-психологическая теория управления образовательным учреждением (Р.Х.Шакуров);

- теория педагогической культурологии (Л.А.Волович);

- социально-педагогическая концепция (В.Ш.Масленникова, Г.В.Мухаметзянова);

- теоретические положения о преемственности между различными этапами образования (А.В.Батаршев, Л.М.Беляева, В.И.Брудный, С.М.Годник, Ю.А.Кустов).

Для решения поставленных задач использовались теоретические и эмпирические методы исследования:

- теоретический анализ предмета исследования;

- системный подход к педагогическим явлениям;

- моделирование образовательно-воспитательного процесса, педагогическое проектирование;

- теоретическое обобщение результатов исследования, интерпретация с позиций новых фактов и конкретных условий;

- изучение массового и передового педагогического опыта путем наблюдения, беседы, анкетирования, интервью, тестирования, анализа материалов по обобщению опыта;

- педагогический эксперимент с использованием разнообразных педагогических измерений (шкалирование, рейтинг, тестирование, анализ диагностических заданий и др.).

Опытно-экспериментальное исследование проводилось совместно с научным активом в татарской гимназии № 5, гимназии № 102, школе № 122, татарской гимназии № 16 г.Казани, армянской школе № 40 г.Сочи и Казанском государственном технологическом университете.

Результаты исследования были использованы при подготовке и проведении Международной научно-практической конференции "Национальное образование: опыт организации, проблемы и результаты исследования" (Казань, 1994).

Выводы исследования использовались автором при участии в НИР отделения социально-экономических наук Академии Наук Татарстана по темам "Научные основы организации татарского национального образования" (1997 г.), "Вопросы философии национального образования и формирования самосознания молодежи" (1998 г.).

Исследование проводилось в период с 1990 по 1998 гг.

Первый этап (1990-1991 гг.) - изучение, обобщение опыта функционирования национальных учебных заведений, выявление противоречий в практике национального образования, выработка

исходных позиций исследования на основе анализа отечественной и зарубежной литературы по проблемам формирования национальной культуры и национального самосознания в педагогическом процессе, проектирования содержания и процесса национального образования.

Второй этап (1992-1996 гг.) - разработка методологических подходов, теоретической базы исследования, обоснование системы педагогических целей, средств и условий, определяющих целостное формирование национальной культуры личности в национальном учебном заведении, отработка содержания национального образования по определенному набору целевых, структурных, процедурных, организационных характеристик, теоретическая подготовка и научное руководство опытно-экспериментальным исследованием по формированию национальной культуры личности в национальном учебном заведении, определение критериев и показателей для оценки эффективности учебной и внеучебной воспитательной работы, апробация нового содержания национального образования, разработка дидактико-методического обеспечения нового содержания, обоснование и проверка педагогических условий социализации учащихся национальных учебных заведений, прежде всего создания и развития этнокультурной среды и включения воспитанников в совместную деятельность со взрослыми.

Третий этап (1997-1998 гг.) - обработка, анализ, интерпретация результатов эксперимента по формированию национальной культуры личности в национальных учебных заведениях, теоретическое обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, обоснование выводов исследования.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены:

- выбором методологических позиций, отражающих междисциплинарный подход к исследованию проблем национального образования, опирающийся на данные культурологии, философии, социологии, этнологии, социальной и этнопсихологии, педагогики;

- использованием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных проблеме исследования, его целям, задачам, гипотезе;

- длительным и целенаправленным изучением педагогического опыта в области национального образования;

- широкой научной апробацией исследования, ход и материалы которого обсуждались на международных, всероссийских и региональных конференциях, публикациями в отечественных и зарубежных изданиях;

- результатами опытно-экспериментальной работы, использованием методов математической статистики при обработке результатов исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в:

• постановке и разработке на теоретико-методологическом и дидактическом уровнях проблемы формирования национальной культуры личности в современных условиях повышения роли этнических факторов развития человеческого сообщества;

• разработке основ проектирования содержания и процесса формирования и развития национальной культуры личности, включающих взаимосвязанные, взаимодополняющие модели человека национальной культуры и этнокультурной среды и принципы:

- целостного гармоничного восприятия национальной культуры;

- активной национальной языковой среды;

- этнической самоидентификации;

- эмоционально-ценностного отношения личности к своему народу и его культуре;

- взаимосвязи национальной культуры с мировой культурой;

• обосновании и реализации теоретико-методологических

подходов к построению содержания и процесса формирования национальной культуры личности в условиях системы общего и профессионального образования:

личностного, направленного на становление личности человека национальной культуры через разрешение противоречий этнической самоидентификации, формирование этнокультурной ответственности как стержневого качества личности;

культурологического, предполагающего раскрытие, интерпретацию смысловой составляющей этнокультурных явлений и принятие субъектом этнокультурных смыслов в качестве элементов индивидуальной системы ценностей, императивов поведения;

диалогического, обеспечивающего изучение национальных культур во взаимосвязи с другими культурами при условии признания равной ценности, автономности, несводимости различных культур, дополнительности, эмпатии, идентификации с ценностями родной культуры при изучении содержания различных культур;

преемственности, ориентированной на непрерывность процесса формирования человека национальной культуры во всех звеньях системы национального образования;

дифференцированного, позволяющего учитывать специфические условия жизнедеятельности, социокультурные ситуации различных этносов при определении этнокультурного содержания образования и особенностей построения процесса формирования человека национальной культуры;

• доказательстве того, что разработанная и эксперимен тально апробированная система формирования национальной культуры личности снижает остроту противоречия между потенциальными возможностями национального образования в формировании потребностей, профессиональных намерений будущих специалистов, адекватных региональным потребностям развития производства и других сфер социальной жизни, и недостаточной чаучной разработанностью данной научной проблемы.

Апробация работы осуществлялась в соответствии с основными этапами исследования на научно-практических семинарах регионального, федерального и международного уровня. Основные положения данного исследования обсуждались на следующих конференциях и семинарах: Annual conference of the British association for Slavonic and East European studies (Cambridge, United Kingdom, 1998), Международной научно-практической конференции "Национальное образование: опыт организации, проблемы и результаты исследования" (Казань, 1994 г.), Международной конференции ЮНЕСКО "Культура молодых городов" (Набережные Челны, 1993 г.), Третьей международной научно-практической конференции "В будущее, сохраняя народные педагогические традиции" (Казань, 1996 г.), Всероссийской научно-практической конференции "Новые технологии обучения, воспитания, диагностики и творческого саморазвития личности" (Йошкар-Ола, 1996 г.), республиканской научно-практической конференции "Школа и национальное согласие" (Казань, 1996 г.), республиканской научно-практической конференции "Стандартизация и дифференциация естественно-математического образования в школах нового типа" (Казань, 1995 г.), республиканской научно-практической конференции "Актуальные вопросы построения образовательно-воспитательного процесса в учебных заведениях с естественно-математической спе циализацией" (Бугульма, 1996 г.), республиканской научно- практической конференции "Актуальные проблемы учебно- воспитательного процесса в школах нового типа" (Казань, 1997 г.), республиканской научно-практической конференции

"Совершенствование урока и внеурочных занятий в средних общеобразовательных учебных заведениях с углубленной естественно- математической подготовкой" (Альметьевск, 1998 г.), научно- практической конференции "Оптимизация естественно- математической подготовки в региональных условиях" (Зелено- дольск, 1997 г.), научно-методической конференции "Регионализация образования: проблемы, поиски, решения" (Сочи, 1995 г.), Краснодарской краевой научно-практической конференции "Экспериментальные педагогические технологии" (Краснодар, 1996 г.), научно-практической конференции "Национальная культура в учебно-воспитательном процессе" (Казань, 1996 г.), научно- практической конференции "Формирование национального самосознания и творческих способностей учащихся" (Казань, 1993 г.) и других конференциях и семинарах (1990-1998 гг.).

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные в нем теоретические положения дают преподавателям необходимые представления о теоретических основах формирования национальной культуры личности, а также дидактических условиях их реализации в системе непрерывного национального образования. Разработанные автором основы проектирования реализуются при построении целостного процесса формирования национальной культуры личности в разных звеньях системы общего и профессионального образования РТ. Полученные в исследовании результаты могут использоваться при разработке учебно-программной документации, методических пособий и дидактических материалов.

Основное содержание исследования изложено в более чем 50 публикациях (книги и брошюры, научные статьи и тезисы). Положения, выносимые на защиту.

1. Концепция формирования национальной культуры лич ности в системе общего и профессионального образования, обеспечивающая воспитание личности как носителя национальной культуры, целенаправленное создание и поддержание каналов трансляции национальных культур от поколения к поколению в социокультурных условиях кризиса идентичности и ценностных ориентации. В ее основе лежат идеи:

- формирование национальной культуры личности является генеральной целью и результатом национального образования, которые могут быть достигнуты при условии педагогически эффективных этнокультурных взаимодействий учебного заведения и социальной среды;

- целостный педагогический процесс по формированию национальной культуры личности включает создание, защиту, стимулирование этнокультурной среды и соразвитие учащихся, педагогов и родителей в этнокультурной среде;

- содержание и процесс формирования национальной культуры личности обеспечивают мотивацию этнокультурной самоидентификации как условие принятия субъектом этнокультурных ценностей в качестве собственных ценностных ориентации;

- целью и критерием формирования национальной культуры личности является формирование этнокультурной ответственности как стержневого качества личности;

- содержание и процесс формирования национальной культуры личности может быть гармоничным в условиях системы непрерывного национального образования.

2. Системообразующим элементом модели человека национальной культуры является национальное самосознание, в структуру которого входят познавательный, аксиологический и поведенческий компоненты. В качестве принципов формирования национального самосознания в педагогическом процессе выступают: целостное гармоничное восприятие национальной культуры; активная национальная языковая среда; этническая самоидентификация; эмоционально-ценностное отношение личности к своему народу и его культуре; взаимосвязь национальной культуры с мировой культурой.

3. Обновление образовательно-воспитательного процесса по формированию национальной культуры личности в системе общего и профессионального образования строится на следующих концептуальных позициях:

- построение педагогического процесса в качестве основы развития этнокультурных взаимодействий учебного заведения и среды;

- использование национальной культуры в качестве основы интеграции содержания учебных дисциплин;

- создание активной национальной языковой среды и использование ее педагогических возможностей;

- формирование у обучающихся систематизированного опыта этнокультурного самовыражения;

- взаимодействие культур - национальной, российской и общечеловеческой - в целях развития мировоззренческих ориентации и адаптации учащихся к условиям конкретной социально-культурной среды.

4. Доказательство того, что разработанная и экспериментально апробированная система формирования национальной культуры личности снижает остроту противоречия между потенциальными возможностями национального образования в формировании

потребностей, профессиональных намерений будущих специалистов, адекватных региональным потребностям развития производства и других сфер социальной жизни, и недостаточной научной разработанностью данной научной проблемы.

Этнические культуры как основа возрождения национального образования

Ряд последних десятилетий человеческий социум переживает феномен активизации этнокультурных процессов, актуализации эт-ничности, национального самосознания, нового подъема национальной консолидации, усиления внутриэтнических процессов, что свидетельствует о становлении этнической общности наиболее стабильной формой социальной общности. Происходит интенсификация процессов, в которых проявляется социальная значимость национальных аспектов жизни.

Озабоченность этническими аспектами различных сфер социальной действительности, в том числе образования, не является праздным интересом к малозначимой экзотике или искусственным культивированием реликтовых форм. Современные социальные, политические, культурные, духовные реалии, связанные с жизнедеятельностью этносов, демонстрируют несостоятельность теорий о быстром и легком преодолении национальных различий. Между тем, идейный дух подобных прожектов еще далеко не изжит, а напротив, глубоко проникнув в массовую психологию, проявляется в таких чертах менталитета, как национальный нигилизм, шовинизм, отношение к этническому как к ограниченному, второстепенному, второсортному и т.д.

Всплеск этнической активности, усилий народов по сохранению национальных культур обусловлен глобальным кризисом общечеловеческой цивилизации, который проявляется во множестве локальных кризисов. Кризис культуры, сопровождающийся переходом к новому типу культуры, сменой экстенсивной парадигмы общециви Глава I лизационного развития на интенсивную, пробудил инстинкт самосохранения национальных общностей, способствуя повышению значимости и ценности фактора этнической индивидуальности. По выражению И.С.Кона, "ситуация, когда отступать уже некуда, обостряет чувство "малой родины" и национального самосознания, причем у малых народов это происходит раньше и острее, чем у больших, господствующих наций. Эта тенденция является всемирной" [129, 62].

Другой тенденцией современной цивилизации, влияющей на повышение значимости этнических аспектов, эволюцию сферы ценностных ориентации, является глобализация мирового развития, повышение единства и целостности мирового сообщества. Данные процессы, как известно, не ведут к принятию международным сообществом какой-либо общей, универсальной системы ценностей, усреднению и унификации различных мировоззрений, ликвидации различий культур и их уподоблению друг другу. Напротив, рост интенсивности региональных и межнациональных контактов и коммуникаций, интенсификация информационных обменов, процессы экономической и социокультурной гомогенизации порождают у людей ощущение угрозы сохранению собственной идентичности в различных ее формах и проявлениях, стремление укрепить ее, защитить свое понимание и отношение к миру, образ жизни, самобытность.

Актуальность сохранения национально самобытной ментально-сти особенно ярко проявилась, в частности, в развитии такого канала мировых интеграционных процессов, как новые информационные технологии.

Интенсивное развитие информационных технологий, имеющее определяющее значение для развития современной цивилизации, порождает проблему культурных влияний, осуществляемых посредством информационных сетей. По силе культурного воздействия от Глава I крытые сети в ближайшем будущем сравнятся со средствами массовой информации. Сегодня становится очевидным, что в период становления нового национального и группового самосознания эти влияния часто не соответствуют духовным потребностям, идеалам и представлениям о смысле жизни людей, народов. Информационные сети легко превращаются в проводников определенной национальной идеологии и массовой психологии. Исследователи социокультурных аспектов развития информационных технологий предупреждают об угрозе информационного экстремизма, информационного вторжения чужих идеалов и ценностей, потери культурного суверенитета, общего снижения уровня культурной жизни, усиления роли игровой и развлекательной информации, циркулирующей в открытых сетях [208].

Так, многие нации обеспокоены "культурно-оккупационным характером" Интернета, обусловленным его функционированием на английском языке. Подавляющая часть фильмов, игр, книг в мире выпускается на английском языке. Человечество раскололось, по выражению Станислава Лема, на группу избранных (англоязычных), на второй сорт (народы с латинской графикой) и всех прочих. Это болезненная тема для многих: навязчивое использование в глобальных сетях английского языка, как считает Жак Ширак, "угрожает исчезновением родного языка... и означает начало конца нации" [208, 43].

В этом отношении показателен опыт опоры на национальные культурные традиции при построении информационного общества, имеющийся в странах азиатско-тихоокеанского региона. Азиатская модель базируется на отрицании западных норм, на утверждении ценностных ориентации, свойственных конфуцианству (рабочая дисциплина, упор на образование, бережливость, семейные ценности преданности, доверия и взаимопомощи на базе признания авторитета). В Индии большой популярностью пользуются средства мультимедиа, изображающие индийских богов.

Поэтому перед лицом необходимости сохранения культурного суверенитета, противостояния информационно-инокультурной экспансии актуальной становится задача поиска путей и способов трансляции собственной цивилизационной модели, реализации в информационном развитии таких принципов, как историческая преемственность, национальная идентичность, восстановление нравственного сознания и др.

Существует, однако, точка зрения, предрекающая разрушение существующих, традиционных социальных, этнических, групповых структур, отказ индивидов от навязанных им групповой принадлежностью форм общности людей, отход от их былой слитности внутри групп и групповых культур. Такая перспектива объясняется ростом индивидуализации социальной действительности, повышением роли отдельной личности, ее суверенности и автономности, утверждением права на свободный выбор ценностей [81].

Ей противопоставляется другое понимание интеграционных процессов в пределах человеческой цивилизации. Усиление единства и взаимосвязанности мирового сообщества отнюдь не трактуется учеными как полное слияние культур и наций; напротив, диалектика этого процесса выражается в определенном усилении автономизации и гетерогенности, которое проявляется как на уровне отдельных индивидов, так и социальных и культурных сообществ. Такое понимание исходит из того, что идентификация человека с той или иной устойчивой групповой культурой, в частности, этнической, соблюдение ее традиций, обычаев, норм вовсе не вызывает подавления индивидуальности, утраты человеком независимости и самостоятельности. Становление новой модели индивидуальности как переход к цивилизации нового типа происходит, согласно этой позиции, через современные формы межличностных, внутригрупповых, международных связей. И нельзя вести речь об отказе от единых нормативных систем, регулирующих жизнедеятельность этносов, отмирании взаимосвязей между их членами, утрате этничностью функции ориентации на референтную группу, забвении локальных культур. Отмечается, что самоидентификация, самоопределение индивидов в социуме в значительной степени определяется принятием ими установок и предпочтений своих социальных групп, ориентацией на доминантные этнокультурные характеристики, отличительные и самобытные черты своего народа [20]. Интерес к этническому своеобразию, стремление утвердить свою этническую самобытность является реакцией на усиление процессов стандартизации жизни.

Отношение к этническим культурам и их традиционным компонентам иногда характеризуется снисходительностью, налетом пренебрежительности в связи с их предполагаемой старомодностью, несовременностью, консерватизмом и ретроградством. Одним из проявлений такого отношения является деление национальных культур и цивилизационных типов на "традиционные" и "нетрадиционные" с соответствующей их оценкой. Однако это по существу упрощенное восприятие и понимание диалектики традиций и инноваций, подход с точки зрения однолинейности прогресса и поступательного развития. Поскольку "безусловной противоположности между традицией и разумом не существует... по существу своему традиция - это сохранение того, что есть, сохранение, осуществляющееся при любых исторических переменах. Но такое сохранение есть акт разума, отличающийся своей незаметностью" [56, 334].

Человек национальной культуры как объект национального образования

Противоречия посттоталитарного сознания демонстрируют распад культурных и нравственных запретов и барьеров. Тоталитарная педагогика и идеология воспитания, манипулирование индивидом со стороны государства и социума привели к распространению личности, отчужденной от нравственных ценностей, безответственной, несвободной, не помнящей о своих национальных и культурных корнях. Человек представлял собой лишь частичку безликой массы, класса, являясь нередко слепым их орудием. Воспитывались поколения, отмеченные социальным бессилием и пытавшиеся обрести душевное равновесие в беззаветной вере в заботу государства. Утрата нравственных ориентиров приобрела угрожающий характер в связи с отставанием развития морали от прогресса науки и получением человеком в свое распоряжение технологических средств, способных вызывать колоссальные разрушительные последствия.

В сфере образования технократизм выразился в абсолютизации задачи усвоения учащимися знаний, умений, навыков и полном забвении ценностно-мотивационного аспекта, безразличии к отрыву от культурных корней. Формирование человека проходило вне национальной культуры, нравственных заветов, традиций, обычаев, тогда как любая национальная культура может выжить, сохраниться только через ее носителей. И человек может оправдать свое название и предназначение как существа духовного, только будучи сформирован как человек национальной культуры. Что требует от системы образования принятия установки на формирование субъекта, носителя национальной культуры, которая должна заменить собой отношение к ребенку как орудию достижения целей общества и государства.

Исключение из содержания образования национальных культур оторвало подрастающие поколения от питательного слоя культуры предков, органичной культурной среды. Разрушение выработанных народами механизмов трансляции социального опыта привело к разложению нравственности, продемонстрировав несостоятельность традиционно использовавшихся стратегий и методов адаптации личности в социокультурной среде, которые пренебрегали принципами этнокультурного и этноэстетического воздействия. Царил утилитарный подход к воспитанию как формированию в личности социальных качеств, значимых для общества, коллектива, в то время как этнические особенности личности, ее этнокультурные потребности и интересы игнорировались и подлежали преодолению. Органически чуждой была и идея свободной личности, способной совершить самостоятельный выбор и поступок, самореализоваться в социокультурной среде и нести ответственность за свою деятельность.

Однако формирование личности, процесс ее социализации может быть только формированием человека национальной культуры, его вживанием в культуру своего народа. Для возрождения нравственных корней необходимо обратиться к истокам национальных культур как живительному источнику формирования личности подлинно духовной, гуманной, свободной и творческой.

Между тем, тенденцией, сопровождающей активизацию этнокультурных процессов, является переориентация их с регулирования внешней по отношению к человеку, знаково-символической, предметной сферы на личностный уровень, внутренний мир человека. Усиление индивидуального, личностного начала связано с возрастанием роли личности в сохранении и развитии культурных традиций, с переносом на личностный уровень проблемы поддержания их динамической устойчивости. В качестве характерной черты современной цивилизации ученые отмечают все большую автономизацию его членов, "суверенизацию" отдельной личности. Растет удельный вес и значимость процессов, присущих человеческому сознанию, человеческой психике, активной и осознанной позиции индивида. Область разворачивания этнокультурных процессов все более смещается в сферу ментального, и их изучение соответственно делает своим объектом уже не материальные, предметные характеристики и формы культуры, а этнические аспекты внутренних представлений человека о мире, о самом себе, отношениях с миром и людьми, т.е. такие феномены, как национальное самосознание, национальный образ мира, национальная модель мира. Данная тенденция цивилизацион-ного развития обусловливает переориентацию механизмов трансляции культурных ценностей, сохранения потенциала культур на личную сопричастность культуре, индивидуальное понимание и освоение ее смыслового и ценностного содержания, идентификацию себя с ней в пространстве многовариантности и многообразия возможностей ее развития. Поэтому и в национальном самосознании наиболее важным становится личностный аспект, самостоятельный поиск индивидом социально-психологических ориентиров и самоидентификация с ними как элементами стабильности в условиях высокого разнообразия мира человеческих отношений.

Вместе с тем в условиях урбанизации с нуклеаризацией, авто-номизацией семьи, уменьшением количества детей многие функции, связанные с социализацией подрастающих поколений, которые принадлежали семье, родственно-соседской среде, переходят к общественным институтам, и прежде всего, системе образования. Ослабление роли института семьи в передаче этнокультурных традиций и опыта определяет необходимость активизации усилий со стороны системы образования, направленных на формирование этнокультурной среды и использование ее возможностей как способа трансляции этнокультурного опыта и выработки нормативно-ценностных ориентации, коммуникативного канала воздействия и внедрения этнокультурных аксиологических ориентиров в сознание воспитанников.

Через этнокультурную среду запускается механизм социальной наследственности как исторически достигнутого уровня культуры нации. При этом индивид не способен овладеть культурным наследием путем прямого, непосредственного контакта с предметным миром. Большую часть всего объема знаний и ориентации индивид получает не в процессе личного опыта, а усваивая различные компоненты социального, включая опыт, накопленный этническими общностями. Поэтому необходимо целенаправленно создавать и использовать возможности этнокультурной среды как концентрата этнокультурного опыта, этнокультурной информации, в качестве механизмов социализации ребенка как представителя нации.

Этнокультурная среда призвана создать оптимальные условия формирования человека национальной культуры, в процессе которого происходит овладение им национально-культурным наследием. Это, в частности, достигается через использование механизмов этнокультурной деятельности (механизма культуры), которые позволяют актуализировать заложенные в каждом индивиде потенции, регулируют, координируют, ориентируют их на значимые цели. Под влиянием этнокультурной среды в ходе социализации происходит формирование речи, психики, развитие способностей, усвоение этнокультурных видов деятельности, овладение национальными знаковыми системами, развитие физических качеств организма.

Процесс вхождения человека в национальную культуру во многом определяется этническими особенностями психики, которые складываются под воздействием таких факторов, как отличительные черты экономического и исторического развития, важнейшие события истории народа, природные и климатические условия жизнедеятельности нации, межэтнические отношения.

Одним из важнейших элементов этнической психологии выступает психический склад нации - специфический способ восприятия и отражения ее представителями различных сторон окружающей действительности. Психический склад включает в себя национальный характер, национальные обычаи и традиции, национальные предрассудки. Национальный характер, составляющий основу психического склада нации, выражается в национальном темпераменте и национальных формах поведения [85].

Ключевым элементом модели человека национальной культуры является национальное самосознание - осознание личностью принадлежности к национальной общности, соотнесение своего статуса, представлений и ценностей с ценностями нации, требованиями и особенностями своей этнической среды.

Неразрывно связаны с национальным самосознанием национальные чувства, которые определяют отношение к своей национальной принадлежности, интересам своей, а также других наций. Такой элемент национальной психологии, как национальный вкус, характеризуется особенностями восприятия внешнего мира, способностью узнавать и различать такие этнические характеристики, которые являются незаметными, скрытыми для представителей других национальных общностей. Основными сферами проявления национального вкуса являются духовная культура и искусство народа, а также нравственное поведение, домашнее убранство, отношения между людьми [85].

Важной задачей социализации является усвоение человеком форм этнокультурной деятельности и этнического общения. Конкретная форма этнокультурной деятельности определяется этнокультурной спецификой ее содержания, целей и задач, для достижения которых она осуществляется. Формы этнокультурной деятельности отражают объективные связи и отношения нации с внешним миром, этнические особенности предмета деятельности, приемов, способов манипулирования орудиями труда, специфические приемы и средства воздействия на предметы и людей. В соответствии с этим один из механизмов формирования человека национальной культуры будет связан с выявлением и реализацией этноспецифических аспектов тех форм деятельности, которыми воспитанники овладевают в процессе социализации.

Социализация проходит в условиях уменьшения этнической специфики этнокультурной среды - как условий, так и способов деятельности в различных сферах. Неизменно сохраняют этническую окраску лишь те сферы деятельности и общения, которые опосредствованы языковыми формами. При этом весьма важно учитывать при организации процесса формирования человека национальной культуры, что наибольшее влияние этноспецифическое оказывает на нормативно-ценностный (аксиологический) компонент структуры личности, включая восприятие и осмысление ею этнокультурного бытия и этнического прошлого.

Типы культурных взаимодействий как основание проектирования содержания и процесса формирования национальной культуры личности

Национальное образование, как правило, рассматривается как нечто единое, единообразное, без учета специфики региональной, социокультурной, этносоциальной, демографической и др. ситуации, в которой находятся нации. В действительности же наблюдается огромное разнообразие условий, в которых живут различные нации и которые влияют на развитие их национального образования. Например, среди наций, проживавших в СССР, есть нации, получившие полную государственность и возрождающие свое национальное образование (белорусы, молдаване, украинцы, эстонцы и др.), титульные нации, также получившие свою государственность, но составляющие в своих государствах демографическое меньшинство (казахи, киргизы, латыши), нации, имеющие государственные и другие национальные образования в составе РФ - республики (татары, башкиры, якуты, адыги, карачаевцы, черкесы и др.), автономные округа (чукчи, эвенки, коряки и др.), национальные диаспоры, проживающие за пределами своих государственных образований (армяне, евреи, греки в РФ, татары РФ за пределами Татарстана и др.), компактно или дисперсно расселенные нации и национальные группы, не имеющие собственных государственных или автономных образований (крымские татары, цыгане и др.). Различия в политическом статусе, демографической ситуации, социокультурном окружении наций неизбежно приводят к существенным различиям в целях, которые должны ставиться и решаться их национальными системами образования.

Помимо межнациональных различий, национальное образование не может быть чем-то однородным и монолитным и для одной конкретной нации. Наиболее сохранившиеся в недрах традиционного уклада жизни, характерного для села, национальные традиции, национальные учебные заведения неизбежно меняют свой облик, трансформируются, когда адаптируются к современному миру урбанизации, модернизации, информационных технологий, электронных коммуникаций, что также не может не отразиться в их целях и содержании. Они должны соответствовать и современным требованиям диверсификации образования, ориентации на личность, на удовлетворение разнообразных образовательных потребностей, быть конкурентоспособными на рынке образовательных услуг. На специфику национального образования влияет и фактор наличия большой диаспоры, который характерен и для многих других наций. Так, например, татарская диаспора в несколько раз превышает численность татар в Татарстане. В этих условиях цели и содержание образования не могут быть идентичными для национальных учебных заведений в Татарстане и регионах компактного проживания татар за его пределами.

Из сказанного вытекает, что в процессе разработки проблем национального образования нельзя ожидать универсальных рецептов, годных для любых условий и случаев жизни. Учесть перечисленные требования позволит предлагаемый подход к организации национального образования, основанный на типах этнокультурных взаимодействий учебного заведения и социокультурной среды.

Подход, основанный на использовании инструментария общей теории системного анализа, рассматривает в качестве исходных оснований для определения этнокультурного содержания национального образования этнокультурные взаимодействия школы и социальной среды.

Тип школы, который мы сегодня определяем как национальная школа, не может существовать в вакууме, без постоянных этнокультурных подпиток, без живых соприкосновений с этнокультурной средой.

Этнокультурные взаимодействия представляют собой форму и средство практического освоения этнической среды во всем ее многообразии, форму практического проживания в этнокультуре. Именно они создают тот реальный мировоззренческий, социальный, этический фон, без которого невозможен процесс национального воспитания. Прежде всего, в этнокультурных взаимодействиях находят свое реальное воплощение функции и обязательства как школы, так и общества по отношению к подрастающему поколению в части его национального воспитания.

Все это указывает на то, что этнокультурные взаимодействия следует рассматривать в качестве исходного основания для социально-педагогического проектирования содержания образования в национальной школе, и в частности, его этнокультурного компонента. Поэтому конечный результат проектирования этнокультурного содержания будет зависеть прежде всего от ответа на вопрос, под какую стратегию этнокультурного взаимодействия это проектирование осуществляется.

В нашей работе мы стремились разработать содержательную основу для описания стратегий и моделей этнокультурных взаимодействий школы и социальной среды.

Стратегия этнокультурных взаимодействий, темпы и характер их развития зависят от многих факторов. В этих факторах в той или иной мере проявляются экономические, социальные, идеологические и культурные реалии, которые характерны для конкретного этноса, процессы межэтнической ассимиляции, образ жизни народа, состояние природной среды, а также сложные надэтнические процессы - мегатенденции мировой цивилизации (модернизация, интеграционные процессы, способы передачи информации, современные стили мышления и др.).

В качестве параметров и показателей развитости этнокультурной среды, определяющих этносоциальную ситуацию жизнедеятельности различных национальных общностей и их отнесение к тому или иному типу этнокультурного взаимодействия со средой при проектировании содержания национальной культуры, выделяются следующие:

- национальный язык и степень его использования в сферах бытовой и официальной жизни;

- соционормативные параметры (национальные традиции, обычаи, нормы поведения) и степень их регулирующего воздействия на представителей национальной общности;

- национальное образование и степень ориентации на него;

- степень и преобладающие формы корпоративности этнической группы;

- национально-культурная коммуникационная структура, наличие информационных каналов внутри национальной группы, степень использования информационной инфраструктуры;

- степень институализации общественных форм поддержания национальной культуры (национальные общества, организации, центры и т.д.) и степень участия представителей национальной общности в их деятельности;

- наличие национальной микросреды общения среди представителей этнической общности и степень этнических предпочтений в общении [232].

Влияние этносоциальных и культурных факторов приводит к различиям в условиях жизнедеятельности наций, конкретных этнокультурных ситуаций, в которых они находятся, что выражается в явлении этнической стратификации [131]. Различие этносоциальных ситуаций разных народов выражается в том, что одни из них находятся в состоянии этнического ренессанса, в акматической фазе, другие переживают процессы этнической дезинтеграции и вторичного самоопределения, третьим же угрожает этническая катастрофа. Эти различия должны найти свое отражение в типах этнокультурных взаимодействий, выделяемых в качестве оснований проектирования и организации национального образования. На положение нации в системе этнической стратификации, от которого зависит и реализу-мый ею тип этнокультурного взаимодействия со средой, влияют разнообразные факторы, включающие территориальные, правовые, социально-экономические, языковые, культурные и др.

Место этноса в этнической стратификации, особенности его этнокультурного развития определяются своеобразием его истории, национальной культуры, традиций, обычаев, религии, степенью консолидиро-ванности этноса и его социально-политической и социокультурной интеграции с другими народами и иноэтническим окружением. Значительное влияние на них оказывают также численность национальной общности, особенности ее расселения, степень урбанизации, конкретная этнодемо-графическая ситуация в регионах ее проживания, тип демографической, социальной, профессиональной структуры.

Территориальный фактор характеризует особенности расселения этносов. Они определяются степенью компактности проживания этноса, степенью национальной однородности населения территории проживания этноса, долей, которую он составляет в населении территории проживания, наличием диаспоры и т.д. Значительные проблемы в данной сфере этнических отношений были порождены во многих национальных регионах необоснованностью проведения территориально-административных границ, не соответствующих реальному расселению народов. Вследствие этого возникли многочисленные очаги конфликтов, трудности с сохранением национальных языков, культур, возрождением традиций и обычаев, восстановлением утраченных связей с истоками.

Социально-экономический фактор определяет различия между этносами по таким показателям, как образование, уровень благосостояния, занятость, бытовые условия и др. По ряду из них, включая, например, доход на душу населения, уровень благосостояния, количество лиц с высшим образованием, уровень культурно-бытового обслуживания и т.п., различия достигают 2-3 и более раз. Так, гагаузы, находившиеся в начале этого столетия на одном из первых мест по уровню образования, к 70-м гг. занимали последнее место, оказавшись значительно позади других национальностей Молдавии.

Важной характеристикой, определяющей особенность этнокультурной среды и тип этнокультурного взаимодействия с ней учебных заведений, является возможность получения профессионального образования на высших ступенях и широта предлагаемого спектра специальностей. По данному параметру также наблюдается значительный разброс между нациями. Например, в конце 80-х гг. абитуриенты Татарстана имели возможность поступить в какой-либо из 13 вузов республики, Башкортостана - 9-ти, Дагестана и Удмуртии - 5-ти, Тувы, Калмыкии и бывших автономных областей - в единственный имеющийся вуз соответственно.

Одним из показателей развитости этнокультурной инфраструктуры нации является численность библиотек и размер имеющегося книгофонда. Так, численность библиотек из расчета на 10 тыс. человек населения в национальных республиках Поволжья выше среднероссийского, а книгофон-ды Башкортостана (29,0 млн. экз.) и Татарстана (27,3 млн. экз.) являются одними из самых крупных среди всех административно-территориальных образований России [288, 39-40; 177, 196-201].

Правовой фактор дифференцирует этносы в соответствии с их статусами, рангами, реальной властью в рамках национально-государственных образований.

Так, влияние правовой ситуации этноса на его культуру Г.Г.Котожеков [131] иллюстрирует, в частности, на следующем примере. Он проводит сравнение структуры художественных культур двух наций, имевших в советский период разные формы государственности, союзной и автономной республик - эстонской и татарской. Отмечая, что в сложной и разветвленной системе художественной культуры многомиллионного татарского народа нет такого вида искусства, как кинематография, в то время как эстонский народ, насчитывающий около 1 миллиона человек, имеет развитые виды и жанры киноискусства, автор в качестве причины такого положения указывает на разный статус, ранг государственных образований этих двух народов. Именно в связи с догматическими нормативами, определенными для ранга автономной республики, татарский народ был лишен возможности создать национальное искусство кинематографа.

Важная роль языка как элемента национальной культуры, национального самосознания определяется отношением к нему как к национальной ценности. Уровень знания и применения родного языка является одной из ведущих характеристик этнокультурной среды, определяющей тип этнокультурного взаимодействия, реализуемый учебным заведением. Сам этот уровень определяется различными факторами, включающими уровень социально-экономического развития региона, территориальное размещение и компактность расселения этносов, этнодемографические характеристики этнического окружения, продолжительность и степень межэтнических языковых контактов.

Похожие диссертации на Теоретические основы формирования национальной культуры личности в системе общего и профессионального образования