Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование системы ценностных отношений и экономической культуры в процессе профессионального самоопределения личности студента экономического вуза Давыдкина, Мария Алексеевна

Формирование системы ценностных отношений и экономической культуры в процессе профессионального самоопределения личности студента экономического вуза
<
Формирование системы ценностных отношений и экономической культуры в процессе профессионального самоопределения личности студента экономического вуза Формирование системы ценностных отношений и экономической культуры в процессе профессионального самоопределения личности студента экономического вуза Формирование системы ценностных отношений и экономической культуры в процессе профессионального самоопределения личности студента экономического вуза Формирование системы ценностных отношений и экономической культуры в процессе профессионального самоопределения личности студента экономического вуза Формирование системы ценностных отношений и экономической культуры в процессе профессионального самоопределения личности студента экономического вуза Формирование системы ценностных отношений и экономической культуры в процессе профессионального самоопределения личности студента экономического вуза Формирование системы ценностных отношений и экономической культуры в процессе профессионального самоопределения личности студента экономического вуза Формирование системы ценностных отношений и экономической культуры в процессе профессионального самоопределения личности студента экономического вуза Формирование системы ценностных отношений и экономической культуры в процессе профессионального самоопределения личности студента экономического вуза
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Давыдкина, Мария Алексеевна. Формирование системы ценностных отношений и экономической культуры в процессе профессионального самоопределения личности студента экономического вуза : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08. - Москва, 2006. - 217 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Современное состояние организации образовательного процесса негосударственными высшими учебными заведениями экономического профиля

1.1. Экономика и образование: современное состояние, опыт, достижения и проблемы 13

1.2. Категориально - теоретическая характеристика экономической культуры 35

1.3. Институциональный и личностный аспекты экономической культуры...67

Глава II. Теоретические основы формирования ценностных отношений и экономической культуры в учебно-воспитательной работе.

2.1. Формирование ценностных отношений как педагогическая проблема ...90

2.2. Модель формирования ценностных отношений и экономической культуры личности в учебно-воспитательной работе экономического вуза 102

Глава III. Реализация программы формирования ценностных отношений и экономической культуры в учебно-воспитательном процессе негосударственного экономического вуза

3.1. Первый этап формирования ценностных отношений и экономической культуры - курс «Специфика российского менталитета» 114

3.2. Заключительный этап формирования экономической культуры - курс «Ценностные отношения в среде предпринимателей» 149

3.3. Итоги внедрения в учебно-воспитательный процесс негосударственного экономического вуза программы формирования ценностных отношений и экономической культуры 181

Заключение и выводы 200

Библиография 204

Введение к работе

Важнейшей задачей высшего профессионального образования является позитивное воздействие на социально-экономический прогресс всего общества, т.к. атрибутами социума как объекта социально-философского исследования являются, с одной стороны, присутствие человека не в качестве пассивного продукта среды и обстоятельств, а в качестве субъекта действия; с другой стороны - в период трансформационных подвижек все или большинство структурных элементов социума приходят в движение под воздействием факторов как объективного, так и субъективного порядка.

Моделирование процесса перехода к рыночным отношениям особенно актуально для современной России, стремящейся построить современную общественную социально-экономическую систему. Однако внедрение принципов рыночной экономики на российской почве столкнулось с серьезными трудностями1, в основе которых - человеческий фактор.

Исходя из оценки нынешнего этапа трансформации, мы пришли к выводу о том, что важнейшим — первым по значимости - императивом российской модели перехода к рынку, выделенным по системообразующему принципу, должно стать восстановление способности социума к институционализации ценностных, духовно-нравственных мотиваций. Необходимо обращение к богатому духовно-нравственному опыту эндогенного происхождения, что подразумевает активное включение высшего профессионального экономического образования в этот процесс .

Способность к институционализации новых ценностных мотиваций, по нашему мнению, в решающей степени зависит от наличия, хотя бы минимального, образованного наложением «своих» и «чужих» ценностных установок. В ракурсе отношения к социальности коллективизм, непрактичность и бескорыстие, фетишизация государственной власти, пожалуй, наиболее значимые черты русской культуры, доминирующие и поныне. Однако, помимо

1 Ясин Е, Алексашенко С, Гавриленков Е., Дворкович А. Реализация либеральной стратегии
при существующих экономических ограничениях // Вопросы экономики. - 2000. №12. С. 4 -5.

2 Бесп&іько Е.М. Психолого-педагогические условия развития профессиональной
ориентации учащейся молодежи в преемственной связи школа-вуз. Дисс. канд. пед. наук.
Воронеж: 2001, 233 с.

доминирующих ценностных установок очевидно наличие и иных вполне

согласующихся: с западными ценностями установок, таких как индивидуализм,

активность в достижении личных материальных интересов, стремление к

ограждению частной жизни от властей. Наличие такого рода аксиологического

пространства приводит в действие механизм институционализации новых

ценностных и духовно-нравственных мотиваций, которые должны стать

эпицентром экономического образования.

Уровень формирования культурных образцов в 90-е годы безнадежно

исчез. Проблемы, во-первых, исходят из неприятия обществом новых форм

деятельности, их осуждения как разрушительных для нравственности,

культуры, социальности; во-вторых, из неспособности новых видов

деятельности интегрироваться в социокультурную систему; в третьих, из-за

ограниченности их легитимности рамками иной системы ценностей, не

усвоенной обществом

Усилению трансформационного кризиса обычно способствует

поверхностное заимствование внешних принципов, символов, идеологем, сформированных в иной социокультурной среде. На место подлежащих разрушению «традиционных» ценностей в ходе имитаторской модернизации импортируются атрибуты западной цивилизации и, прежде всего, те, которые навязывают демонстрационный эффект - критерии потребления, элементы образа жизни, образ мышления, семантику аудиовизуальной сферы, культуру досуга и гедонизма, а также внешние стандарты деловой культуры.

Текущая общественная трансформация сопровождается глубокими деструкциями в сфере ментальносте3. Значительная часть спектра жизнеспособной и универсально-всечеловеческой души русского народа приносится в жертву рассудочно-рационалистической (западной) модели субъективности. Позитивная оценка русской ментальносте почти не встречается. Мнимые и настоящие недостатки русской ментальносте и культуры преувеличиваются многократно. Преобладающая же отрицательная оценка русского архетипа

3 Блинов В.И. Развитие теории и практики образования в России в 18-20-х веках под влиянием изменений ценностных ориентации, представлений об идеалах человека и целях его воспитания. Автореф. дисс. пед. наук. М: 2001, 38с.

негативным образом влияет на восстановление российской культурной целостности. Она сориентирована против русского менталитета, представляющего уникальную культурно-историческую субъективность.

Сегодняшние реалии подготовки экономистов с высшим образованием непосредственно связаны со сложным и во многом драматичным процессом становления ценностных отношений. Под этой формулировкой мы понимаем становление способности выпускников экономических вузов к институционализации ценностных, духовно-нравственных мотивации, не противоречащих российскому менталитету и правовым отношениям.

Необходимость формирования ценностных отношений и экономической культуры определена4 тем, что новое постсоветское российское предпринимательство «изначально оказалось агрессивным, склонным к авантюризму, не стесненным моральными ограничениями в погоне за наживой и чуждым всякой аскезы»5. Предпринимательство и собственность оказались тесно связаны с нарушением моральных и юридических норм.

Очевидно, что в современной ситуации возникает ряд противоречий:

на уровне науки - между теоретической разработанностью оснований перехода к рыночной экономике и отсутствием ценностного подхода в воспитательном процессе, а также недостаточной разработанностью оснований отбора для условий формирования экономической культуры6;

Белавкина М.В. Педагогические условия нарастания интереса учащихся к личностно-смысловому саморазвитию. Автореф. канд. пед. паук. Ростов-па-Дону: 2003. 24 с.

5 Зарубина Н.Н. Без протестантской этики: проблема социокультурной легатимизацни
предпринимательства в модернизирующихся обществах // Вопросы философии. - 2001. №10. -
С. 56

6 Боздырев К. А. Рынок: жизненные планы студентов. М.: Вестник Московского
университета. Серия 6. Экономика. 1998, № 1. С. 93.

на уровне социума - нестабильность ценностных норм между отдельными социальными группами и отсутствие понимания сущности экономической культуры7;

на уровне педагогической практики - рассогласованность между целеполаганием в деятельности преподавателей экономических вузов, с одной стороны, и между студентами с другой ;

на уровне системы образования в целом - рассогласованность между высокими требованиями к личностному и профессиональному самоопределению выпускника-экономиста и отсутствием разработанных методик и программ системного формирования ценностных отношений и экономической культуры9.

Выход из деструктивной фазы трансформации, на наш взгляд, лежит через восстановление деформированной ценностной системы, утверждение норм нравственности на уровне общества в целом и системы высшего профессионального экономического образования в частности. Поэтому тему диссертационного исследования «Формирование системы ценностных отношений и экономической культуры в процессе профессионального самоопределения личности студента негосударственного экономического вуза» можно обоснованно считать необходимо поставленной.

Вопросы, связанные с темой исследования, представлены в педагогической теории в следующих аспектах: педагогическое сопровождение профессионального выбора, личностного выбора и нравственно-духовного выбора.

Наиболее изученным аспектом проблемы исследования является создание педагогических условий профессионального выбора. Как

7 Бойко Л.И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции
студенчества.. М.: Социальные исследования, 2002, № 3, С. 78-83.

8 Буга Н.Г. К вопросу о типологии высших учебных заведений. М.: Высшая школа России :

научные исследования и передовой опыт, 1995 г, вып. 11, С. 1-3 9 Журкипа А.Я. Трудовое воспитание молодежи во внеучебной деятельности. - М., 1988. - 389с.Дис. д-ра.пед.наук

педагогическая категория, выбор профессии рассматривается в работах Л.В.

Андрияновой, Н.Ф. Гейжан, А.Е. Голомштока, А.Я. Журкиной, Е.Н. Климова,

Н.С, Пряжникова, С.Н. Чистяковой - и представляет собой стройную

педагогическую теорию профессионального самоопределения.

Вопросы педагогического сопровождения личностного выбора в

ситуациях социального самоопределения освещены в работах С.Г.

Вершловского, М.Е. Дуранова, В.И. Загвязинского, СЕ. Матушкина, а

также в работах И.П. Лернера, А.П. Тряпицыной, Н.Э.Унт, в которых

свобода выбора рассматривается в контексте проблем

индивидуализации и дифференциации процесса обучения в современной

школе.

Различные аспекты самоопределения как нравственного выбора

исследуются в специальных работах (В.Г. Афанасьев, Н.В. Бочкина, В.А.

Зайцев, В.И. Никонов, А.И. Титаренко). Проблемы личностного

самоопределения, выбора способа самопознания интенсивно изучаются в

западном человекознании (Р. Берне, А. Маслоу, Д. Мид, К. Роджерс, X.

Хекхаузен,).

Проблемы нравственного выбора являлись центральным вопросом в

исследованиях проблем нравственного воспитания (В.А. Андрусенко, Т.А.

Ахаян, О.С. Богданова, К.В. Гавриловен, Т.В, Конникова, К.Д. Радина, С.А.

Расчетина, МИ. Шилова). Выводы этих работ, касающиеся категории

нравственного выбора, и на сегодня остаются актуальными.

Несмотря на то, что в некоторых исследованиях (К.А. Абульханова-

Славская, А.Г. Асмолов, Е.В. Боидаревская, З.И. Васильева, М.Р. Гинзбург,

А.В. Кирьякова, Т.Н. Мальковская) подчеркивается, что именно ценностное

самоопределение выступает базовым компонентом жизненного,

профессионального и нравственного самоопределения, формирование

системы ценностных отношений в качестве самостоятельного предмета

исследования рассматривалось недостаточно.

Разработка программы формирования ценностных

отношений и экономической культуры опирается, безусловно, на понимание ценностного самоопределения как на этап социализации, а следовательно, требует принятия (в качестве общеметодологического базиса) теории нормативно-ценностных систем (Л.Г. Тульчинский, В.П. Бранский, Л.М. Фридман).

Цель работы - разработка и экспериментальная проверка
программы формирования системы ценностных отношений и

экономической культуры студентов негосударственных экономических вузов.

Таким образом, объектом нашего исследования выступает учебно-воспитательный процесс в системе негосударственного высшего профессионального образования. Предмет исследования - программа формирования системы ценностных отношений и экономической культуры как средство совершенствования процесса профессионального становления личности студента-экономиста.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были определены следующие задачи:

  1. Уточнить научное представление о сущности экономической культуры как качества личности, ее функциях в структуре целостной личности студента.

  2. Выявить уровни сформированное^ экономической культуры у будущих специалистов.

  1. Определить систему дидактических средств формирования системы ценностных отношений и экономической культуры будущих специалистов.

  2. Опытно-экспериментальным путем апробировать дидактические условия, повышающие эффективность процесса формирования системы ценностных отношений и экономической культуры будущих специалистов.

Гипотеза исследования.

Формирование ценностных отношений и экономической культуры студентов негосударственных высших профессиональных образовательных учреждений экономического профиля обеспечивается через реализацию следующих условий:

создание ситуаций выбора ценностей и принятия учащимся ответственности за выбор;

прохождение студентами трехэтапной целостной программы «Специфика российского менталитета», «Архитектура рыночной экономики» и «Ценностные отношения в среде предпринимателей», основанием построением которых выступает синергетический подход, а средством обеспечения - комплексная диагностика результатов;

организацию отбора содержания деятельности студентов регулярной комплексной диагностики этапов ценностного самоопределения и социализации личности.

Методологическая основа исследования - синергетическая парадигма в формулировке В.П. Бранского и Е.И. Курдюмова, теория ценностей Г.Л. Тульчинского и К.Х. Мамджяна, теория деятельности А.Н.Леонтьева, И.С. Кона и Абульхановой-Славской, позволяющие определить категорию ценностных отношений как фактора разностороннего самоопределения личности.

Методология данной работы основана на применении нелинейной (синергетической) открытой системы формирования ценностных отношений и экономической культуры личности в процессе воспитания.

Теоретическая основа исследования — это фундаментальные психолого-педагогические исследования по проблеме развивающего обучения Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, концепции личностно - ориентированного образования культурологического типа Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова,

И.С. Якиманской и др., концепции педагогики свободы и педагогической поддержки О.С. Газмана, В.В. Зайцева, идеи о развитии творческих основ личности в контексте педагогической культуры Е.В. Бондаревской, Т.И. Власова, а также работы по теории принятия решения П.К. Анохина, Дж. Брунера, Ю.М. Забродина, Д.Н. Завалишиной.

В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы: теоретико-сравнительный анализ литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, ранжирование, сочинение, конструирование экспериментальных ситуаций, направленных на изучение ценностного самоопределения студента.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Уточненное содержание категорий «ценностные отношения» в контексте экономической культуры: сопряжение нравственных норм конкретной личности с нормативно-ценностными системами социума, рассматриваемыми в русле рыночных отношений.

  2. Формирование ценностных отношений и экономической культуры будет осуществляться эффективно, если обеспечить прохождение ими трехэтапной целостной программы «Специфика российского менталитета», «Архитектура рыночной экономики» и «Ценностные отношения в среде предпринимателей», основанием построения которых выступает синергетический подход, а средством - комплексная диагностика результатов;

3. Специфика прохождения программы: программа должна
реализовываться в три этапа, согласно возрастным психологическим
особенностям и с учетом как личностного, так и профессионального
самоопределения.

Практическая значимость исследования определяется следующими положениями:

разработана трехэтапная программа формирования системы
ценностных отношений в учебно-воспитательной работе
негосударственных экономических вузов;

предложен практический вариант её внедрения, который может
применяться в учебно-воспитательном процессе высших учебных
заведений экономического профиля.

Научная новизна исследования

уточнено в контексте экономической культуры содержание категорий «ценностные отношения» и «ценностные системы»;

выявлены достоинства и недостатки существующих и предложенной нами программ ценностного самоопределения личности;

определена динамика изменений в воспитательном процессе высшего профессионального образования;

получены основания для вариативного усовершенствования программ формирования ценностных отношений в системе профессионального образования.

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии и ее соответствием поставленной проблеме; осуществлением исследования на научно - теоретическом и практическом уровнях; применением комплекса методов исследования, адекватных целям и предмету исследования; статистической значимостью экспериментальных данных; возможностью внедрения результатов исследования в практику учебной работы в вузе.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты теоретического и практического исследования обсуждались и получили одобрение на трех межвузовских и международных научно - практических конференциях (Смоленск 2002, 2004, 2006, Белгород 2006), внедрены в учебный процесс экономических вузов г. Смоленска. Общее количество печатных работ- 6, объемом 11,7 у.п.л..

Структура и объем работы.

Диссертация изложена на 217 страницах машинописного текста и состоит из введения, трех глав, заключения и выводов, библиофафии. Библиофафический список использованной литературы включает 267 источников, из них 15 зарубежных. Текст рукописи иллюстрирован 16 таблицами и 4 рисунками.

Экономика и образование: современное состояние, опыт, достижения и проблемы

Глобальный рынок сегодня — это совокупность цепочек добавления стоимости. Мировой опыт показывает, что основная масса добавленной стоимости в рамках этих цепочек концентрируется в звеньях, отвечающих за разработку технологических и управленческих решений, основывающихся в своей деятельности на специфических знаниях и очень активно применяющих информационные компьютерные технологии. Именно эти "мозговые центры" в совокупности с секторами, непосредственно производящими знания (наука и образование), и отраслью информационных и компьютерных технологий, выступающей в качестве инструмента передачи и распространения знаний, являются сегодня своего рода мотором экономического развития и ассоциируются с понятием «новой экономики» .

Новая экономика — совокупность отраслей, характеризующихся большим вкладом человеческого капитала по сравнению с материальными элементами. Ее называют еще информационной экономикой, экономикой, основанной на знаниях. Это означает, что фундаментальным капиталом любого предприятия становится человеческий капитал, интеллектуальная собственность, человеческий капитал и «ноу-хау», а не только материальные активы и традиционные ресурсы".

Технологии информационного общества значительнейшим образом влияют на современную систему образования. С изменениями системы образования вынуждены считаться все. Скорость появления и распространения инноваций, меняющих облик системы образования, неуклонно возрастает, диктуя необходимость модернизации всем структурным составляющим современной системы образования. Очевидно, что незамедлительной отдачи от инвестиций в человеческий капитал ожидать не приходится, однако без них невозможно устойчивое развитие. Мировой опыт показывает, что наиболее адаптивными являются экономики тех стран, в которых средний уровень образования населения выше. Именно адаптивность человеческого капитала способствует развитию новых: секторов экономики, постоянным изменениям ее структуры12.

Новая экономика - экономика Ш-его тысячелетия - основывается на знаниях; а не на расширяющимся потреблении невосполнимых ресурсов окружающей среды.

В «новой экономике» именно на обучение и оплату высококвалифицированного работника приходится основная часть затрат. В ситуации «новой экономики» российские фирмы (даже малые и средние) получают возможность выйти на глобальный рынок, прежде всего в секторе «мягких технологий». Такие технологии не требуют значительных капиталовложений в средства производства (чтобы начать производство микропроцессоров, нужно $3-4 млрд., для производства программного обеспечения достаточно начальных вложений размером несколько сотен тысяч долларов) и основываются на доступе к рынку предложений квалифицированного труда специалистов по информационным технологиям, программистов, экономистов, юристов, менеджеров13.

В современном мире наибольшую прибыль начинают приносить изобретения, инновации, преобразовательная, креативная деятельность, причем, равно важны и технологические разработки и организация бизнеспроцессов и абсолютно новые идеи, создаваемые на базе знаний, которые дает образование. В новой экономике, которая все больше и больше из производящей перерастает в преобразующую, лидерами становятся

организации, предлагающие высокотехнологичные продукты и услуги на основе эксклюзивных разработок, эвристического поиска.

Сегодня для России уровень ее образования является одним из немногих факторов, которые обеспечивают: ее место в клубе развитых государств и дают ей основание рассчитывать на продолжение пребывания в этой группе. Так называемый «давосскии рейтинг» 59 развитых государств регулярно отводит нам 58-59-е место по всем позициям (боремся за последнее место с Украиной), кроме уровня нашей образованности. Здесь мы пока в середине списка14.

Россия удерживается в «давосской группе» государств благодаря своей оборонной мощи и культуре. А последняя прямо определяется системой образования. И если не поддержать образование, России угрожает опасность уйти из группы развитых (и просто влиятельных) стран уже к середине этого десятилетия. Конкурентоспособность страны напрямую стала зависть от качества управления образованием, причем не только молодых людей, но всех других слоев современного общества.

Формирование ценностных отношений как педагогическая проблема

Студенческий возраст - один из наиболее сложных и ответственных периодов формирования личности. Основными психолого-педагогическими новообразованиями этого периода являются самооценка, способность понимать другого человека, интерес к собственному внутреннему миру и, наконец, интерес к себе как части социума .

По мнению ряда авторов, в основе ценностных ориентации личности лежит определенная система ценностей, сформировавшаяся в ходе знакомства человека с окружающей его действительностью. С этой точки зрения воспитание и формирование у молодого человека качеств личности означает, что усвоение необходимого социального опыта есть осознание и принятие студентом системы существующих в обществе ценностей .

Специфика теории ценностей заключается в том, что ценности представляют собой такую форму отражения в сознании человека предметов и явлений, которая раскрывает их возможности для удовлетворения потребностей и интересов человека, а, следовательно, лежит в основе активности и направленности личности189.

Наиболее существенными потребностями личности, определяющими ее направленность, являются потребности в общении, в способности занять достойное место в обществе. Общественная ценность личности во многом и определяется тем, какие потребности у нее преобладают и как они совмещаются и сочетаются с ценностями общества190.

Более того, преобразуя мир и познавая его, человек постоянно видит в нём «отражённый» социальный миропорядок. Иначе говоря, вся окружающая человека действительность, естественная и искусственная среда, будучи опосредованной социальной деятельностью, общественной практикой, выступает значащей и осмысленной в единстве познавательного, оценочного и нормативного аспектов. Следует подчеркнуть, что нормы и ценности - это не независимые, а взаимопереходящие друг в друга стороны единого регулятивного комплекса в механизме общественной практики и познавания в том числе. Норма есть императивное выражение ценности, система правил её достижения и реализации. Ценность же, в свою очередь, можно рассматривать как ориентирующую норму человеческого целеполагания191.

По мнению Щербаковой Т.И., процесс этот чрезвычайно важен в период обучения, когда, во-первых, ценностные системы общественной практики определяются индивидом, осмысливаются, переносятся «на себя»; во-вторых, в этот период жизни складываются профессиональные ценностные компоненты; в-третьих, поскольку студенчество - это система коллективной практической деятельности, те ценностные системы определяются в своем становлении также и «техническими параметрами» субъектов этой деятельности (способом организации совместной деятельности, способностями).

Логично ставить вопрос не просто о ценностных ориентациях, но именно о системе ценностных отношений, т.к. по мнению Б.С.Гершунского, современная философия образования "по своему научному статусу является междисциплинарной парадигмой и представляет собой систему доказательных в своей значительной части общепринятых знаний, которая отвечает на предельно фундаментальные вопросы: место человека в мире, отношение мира к человеку, пределы человеческого познания и деятельности, назначение человека, его бытие в природе, обществе, культуре, проблемы человеческой жизни, ее смысла и ценности"192.

Проблема формирования ценностных отношений стоит остро еще и потому, что налицо некоторый вакуум философии образования в стране, существующий после свержения постулатов марксистско-ленинской доктрины. Утратила свою притягательную силу идея приоритета социально исторической активности человека. Под влиянием этого умонастроения происходит переосмысление отношения человека к окружающей действительности, изменение представлений о смысле, цели и назначении человеческой деятельности и познания, пересмотр самого способа истолкования человеческого мышления и сознания. Решение этой глобальной социально-мировоззренческой проблемы требует и системного подхода к формированию ценностных отношений молодёжи. И еще одна причина необходимости системного подхода к проблеме ценностных отношений связана с тем, что в понятии нормативно-ценностных систем сопрягаются функциональные и социальные, идеологические и социально-организационные, психологические и педагогические отношения и связи механизма осмысления, который складывается из множества устойчивых и автономных структур.

Первый этап формирования ценностных отношений и экономической культуры - курс «Специфика российского менталитета»

Приступая к первому этапу исследования, мы исходили из того, что в последние годы исследователи уделяют большое внимание молодежи вообще, и студенчеству в частности. Весьма активно заявило о себе особое направление исследований - педагогическая социология молодежи, которую нельзя рассматривать вне экономической культуры.

Цель данного курса - способствовать усвоению базовых ценностей российской экономической культуры. Содержание курса основано на следующем.

Российской культуре присуще глубокое расхождение базовых ценностей, слабость срединной культуры и медиативных институтов. Эти характеристики русской культуры, отчетливо выявленные в работах Н. Лосского233, Г. Федотова234 и особенно Н. Бердяева235, подвергнуты детальному выяснению в недавних работах А. Ахиезера236 и других исследователей, реально проявляются в виде противоречий, расколов, драматических срывов общественного развития, доходя до разных форм политического и культурного экстремизма. Трудности современного экономического развития нельзя объяснить одними лишь проблемами перехода от социалистической экономики к рыночной.

Дезорганизация социально-экономической жизни237 — приватизация, обернувшаяся развалом производства, предпринимательский бум, выродившийся в олигархию и криминалитет, отказ государства от контроля за экономикой при колоссальном влиянии властных структур на реальную экономическую жизнь, наконец, глубокий раскол в обществе по поводу выбора пути социально-экономического развития — коренится в самых глубоких ментальных предпосылках хозяйственной деятельности и в полной мере отражает полиморфизм и внутреннюю противоречивость российской экономической культуры. Теперь стало очевидно, что экономическая культура не сводится к только ценностному измерению экономики, а может быть понята лишь как элемент социальной системы, связанный с другими: с качеством межличностных отношений и коммуникаций, со статусом индивида, с государством и правом, с духовно-этической системой.

Как и в других сферах, в российской экономической культуре также отмечается не только полиморфизм , то есть многообразие ценностей, что в той или иной степени присутствует в каждой развитой культуре, но и противоречивость ценностных ориентации и тенденций. Так, стремление к обогащению и почитание богатства совмещается с его осуждением и с презрением к нему. Слабость срединного начала, срединной культуры, отсутствие среды, в которой развивались бы медиативные ценности и нормы, создавали предпосылки не для снятия конфликтов, а для обострения противоречий. Без этого посредствующего звена возникала неспособность установить взаимодействие и согласование различных начал и сторон.

Поэтому противоположности сталкивались напрямую, порождая конфликты разной степени остроты и сложности, которые исторически разрешались через насилие и приводили к инверсионным переходам от одной крайности к другой.

Исследователи по-разному оценивают постоянство этих колебаний. А.С. Ахиезер , например, видит в таких инверсиях сущностную характеристику русской культуры, ее коренное отличие от западной. Как пишет исследователь, «социокультурные противоречия, которые лежат в основе понимания механизма раскола, должны рассматриваться как ... противоречия самой культуры. Именно такие противоречия сложились в самой структуре культуры России, определяя хромающий характер принятия решений. Раскол внедряется в каждую клеточку российской культуры, усиливая, таким образом, ее дезорганизацию, а через нее — и дезорганизацию воспроизводственной деятельности, рост социальной энтропии. По сути дела, здесь налицо социокультурная патология, которая требует диагноза и лечения».

Похожие диссертации на Формирование системы ценностных отношений и экономической культуры в процессе профессионального самоопределения личности студента экономического вуза