Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I Теоретико-методологические основы становления; творческой позиции начинающего учителя в процессе непрерывного; профессионального образования. 13
1.1. Стратегия и методологические принципы исследования 13
1.2. Методология развития- и саморазвития как основа становления творческой позиции, начинающего учителя; в условиях; общеобразовательной школы ... 21
1.3; Сущность профессионального труда учителя.
1.4. Становление творческой позицию начинающего учителя в условиях общеобразовательной школы 66
Выводы по первой главе 87
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по становлению: творческой позиции начинающих учителей в процессе непрерывного профессионального образования 9
II.1. Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы по становлению творческой позиции начинающего учителя. 91
IL2. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы по становлению творческой позиции начинающего учителя. 118
II.З. Анализ результатов исследования... 151
Выводы по второй главе. 162
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 163
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 165
ПРИЛОЖЕНИЯ 179'
- Стратегия и методологические принципы исследования
- Методология развития- и саморазвития как основа становления творческой позиции, начинающего учителя; в условиях; общеобразовательной школы
- Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы по становлению творческой позиции начинающего учителя.
Введение к работе
Актуальность исследования. Происходящие сегодня активные преобразования в социальной, экономической и политической сфере, развитие культурных традиций в образовании требуют выявления основных приоритетов, которыми будут определяться характер и содержание современного образования. Глубинный смысл таких изменений в образовательно-воспитательной системе заключается в признании одной из главнейших педагогических ценностей развитие молодых учителей, способных к непрерывному профессиональному росту и мобильности в изменяющемся мире, владеющими знаниями о собственных возможностях и профессиональном «Я-образе», умениями самоуправления психическим состоянием, поведением, технологиями творческого взаимодействия, основанными на субъект-субъектной, гуманистической парадигме образования, а также умениями творчески опираться на закономерности учебно-воспитательного процесса.
И хотя многие исследователи (К.А. Абульханова-Славская, В.И. Андреев, В.А. Сластенин и др.) истолковывают современного учителя именно так, исследования О.П. Морозовой и Е.Н. Шиянова констатируют устойчивую тенденцию отчуждения учителей от своей педагогической деятельности, ребенка, гуманистических ценностей. Именно боязнь смены своих позиций, переключения с пассивной позиции на активно-творческую, потеря ценностно-смысловых ориентиров, засилье сложившихся и порой устаревших стереотипов определяют актуальность нашего исследования.
Творческая позиция - это своеобразный способ существования человека, форма его саморазвития и самоутверждения. Поэтому становится очевидным то, что основной задачей высших учебных заведений и непосредственно школы должно стать формирование у молодых специалистов установки на творчество.
Проблеме подготовки молодого педагога к творческой педагогической деятельности в современной психолого-педагогической литературе
уделяется большое внимание. Общие вопросы развития педагогического творчества в процессе профессиональной подготовки нашли отражение в работах В.И. Андреева, Е.Н. Дмитриевой, В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, Ю.Н. Кулюткина, Н.Д. Никандрова. Психологические аспекты проблемы подготовки к педагогической деятельности разработаны Л.С. Выготским, И.В. Зимней, Е.А. Климовым, А.А. Леонтьевым, Л.М. Митиной, Я.А. Пономаревым, С.Л. Рубинштейном.
Готовность молодого педагога к педагогическому творчеству анализируется в трудах известных психологов (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова и др.) и педагогов (А.И. Мищенко, В.А. Сластенин и др.).
В ряде работ определяются различные структурные элементы творческой позиции: педагогическое мировоззрение (Ш.А. Амонашвили, Т.А. Железнова, Е.И. Рогов); индивидуальный стиль деятельности (А.К. Маркова, Н.Ю. Посталюк); убеждения, установки (Л.И. Рувинский, В.А. Сластенин); идеалы (А.Г. Асмолов); активность (П.П. Блонский, А. Дистерверг, А.Н. Лук, Р.А. Низамов).
Отдельные аспекты профессиональной позиции в творческой деятельности учителя рассматриваются в работах К.А. Абульхановой-Славской, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, В.И. Слободчикова.
Большое значение имеют исследования разных лет по вопросу изучения содержания профессиональной позиции Б.Г. Ананьева, С.Г. Вершловского, А.К. Марковой, С.Л. Рубинштейна, которые приходят к выводу о важности собственной обоснованной позиции в конкретной профессиональной деятельности.
На основе указанных работ можно сделать вывод о том, что в системе приоритетов педагогического образования выдвигается на первый план активная жизненная и профессиональная позиция в выполнении функций социальных и профессиональных ролей.
Однако, несмотря на имеющиеся психологические и педагогические труды по вопросам позиции педагога, анализ научно-педагогической
литературы показал, что в исследованиях до сих пор нет определения
актуальнейшего на сегодняшний день понятия «творческая позиция», "
отсутствуют общепринятые критерии и уровни сформированности
творческой позиции начинающего учителя. Анализ работ вышеуказанных и
других авторов доказал, что творческая позиция молодого педагога изучается
недостаточно, не только в плане ее формирования, но и укрепления,
сохранения, развития. Соответственно, достаточно актуальным и
необходимым является творческий поиск, теоретическое и практическое
обоснование оптимальных психолого-педагогических путей,
обеспечивающих эффективное становление и развитие творческой позиции начинающего педагога.
Анализ практики работы начинающих учителей' в общеобразовательной школе показал, что имеют место противоречия между:
высокой потребностью современной школы в молодых учителях, ориентированных на инновационную, творческую профессионально-педагогическую деятельность и их недостаточной подготовленностью к данной деятельности;
необходимостью осуществлять становление творческой позиции молодого учителя без отрыва' от профессиональной деятельности и неразработанностью эффективной модели решения данной задачи в условиях общеобразовательной школы.
Необходимость разрешения данных противоречий позволяет определить проблему исследования: какова модель становления творческой позиции начинающего учителя в условиях общеобразовательной школы (без отрыва от основной работы).
Цель исследования: разработать модель становления творческой позиции начинающего учителя.
Объектом исследования является процесс становления творческой позиции начинающих учителей в непрерывном профессиональном образовании.
Предмет исследования: научно-теоретические и программно-, методические основы, построения и реализации модели становления; творческой позиции начинающих учителей в условиях общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования: становление творческой; позиции начинающих учителей в условиях общеобразовательной школы представляет собой целенаправленный* закономерный, управляемый процесс и будет успешным, если:
-выявлена сущность понятия «творческая позиция» молодого учителя и компонентное содержание данного феномена;
- определены теоретические основы построения педагогической
моделихтановления творческой позиции начинающего учителя;;
- выявлены организационно-педагогические, условия* становления творческой позиции начинающего учителя;
- разработано программно-методическое обеспечение становления
творческой позиции начинающего учителя:.
Цель, предмет и гипотеза способствовали постановке следующих задач исследования:
Проанализировать понятия «творчество», «позиция», «творческая ; позиция», «творческое саморазвитие», «творческая самореализация», «творческое самосовершенствование», «самовоспитание»* «личность», «учительский труд».
Рассмотреть теоретико-методологические предпосылки построения педагогической модели становления творческой позиции начинающего учителя.
Выявить факторы, влияющие на становление творческой позиции начинающего учителя.
Построить педагогическую модель становления творческой позиции начинающего учителя в условиях общеобразовательной школы.
Выявить организационно-педагогические условия становления творческой позиции начинающего учителя.
Разработать программно-методическое обеспечение становления творческой позиции начинающего учителя.
7. Опытно-экспериментальным путем выявить эффективность
педагогической модели в обеспечении становления творческой позиции
начинающего учителя.
Методологическими основами исследования являются: единство системного и личностно-деятельностного подходов, раскрывающих творческую позицию учителя и процесс творческого саморазвития с опорой на принципы гуманизма, синергетики, герменевтики, аксиологии, антропологии.
Теоретические основы исследования:
положения гуманистической психологии и педагогики (Н.А. Бердяев, А.Н. Леонтьев, В.Г. Маралов, А. Маслоу, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, В.А. Ситаров и др.) о гуманизации образовательного процесса;
идеи психологии творчества и творческого саморазвития личности (В.И. Андреев, Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский, В.А. Кан-Калик, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.Д. Никандров, Р.Х. Шакуров, Е.Л. Яковлева);
труды о профессионально-творческом становлении учителя (С.Г. Вершловский, Е.Н. Дмитриева, В.И. Загвязинский, Ю.Н. Кулюткин, К.М. Левитан, Н.Ю. Посталюк, В.А. Сластенин, Н.В. Кухарев);
положения о сущности учительского труда (М.А. Викулина, Ф.Н. Гоноболин, В.Н. Козиев, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А. Матейко, Л.М. Митина, А.К. Маркова, Г.Е. Муравьева, Е.И. Рогов, А.И. Щербаков);
личностный подход к рассмотрению профессиональной позиции педагога (К.А. Абульханова-Славская, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн, А.А.Червова);
- аксиологические положения о ценности каждого человека и
важности человеческих отношений в педагогическом процессе (B.C.
Грехнев, И.С. Кон, В.В. Столин).
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической, социологической,
методической литературы по исследуемой проблеме, изучение и анализ
передового педагогического опыта;
- рейтинговая система выявления наиболее значимых факторов,
влияющих на становление творческой позиции начинающего учителя;
эмпирические методы измерения: наблюдения, беседа, анкетирование, интервьюирование, самоанализ и самооценка, анализ самоотчетов начинающих учителей;
- метод творческого моделирования;
массовое обсуждение, научные дискуссии, изучение школьной документации и продуктов творческой деятельности начинающих учителей и учеников;
опытно-экспериментальная работа с использованием методов математической статистики.
Экспериментальная работа велась на базе общеобразовательных школ города Набережные Челны, Камской инженерно-экономической академии, Нижегородского государственного лингвистического университета. В эксперименте участвовало 154 молодых педагога.
Организация и этапы исследования: исследование проводилось в течение шести лет (2003-2009г.г.) и предусматривало три этапа:
На первом этапе (2003-2005г.г.) проводилось теоретическое осмысление проблемы, изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, велась работа над оформлением понятийного аппарата исследования, изучался опыт деятельности общеобразовательных школ, проводился констатирующий этап эксперимента.
На втором этапе (2005-2008г.г.) осуществлялась разработка концептуальных основ исследования, проводился формирующий этап эксперимента.
На третьем этапе (2008-2009г.г.) осуществлялся анализ и обобщение результатов исследования, уточнялись теоретические и практические выводы исследования, оформлялся текст диссертации.
Научная новизна исследования:
- уточнено понятие «творческая позиция учителя», определены
показатели, критерии и уровни творческой позиции начинающих учителей, ее
основополагающие характеристики;
- построена педагогическая модель становления творческой позиции
начинающего учителя в общеобразовательной школе;
- раскрыты сущность труда молодого педагога и содержание
подготовки начинающих учителей к творческой деятельности, ведущее к
становлению творческой позиции;
осуществлена систематизация факторов, способствующих становлению творческой позиции молодых педагогов в условиях общеобразовательной школы, построен рейтинг их значимости;
- разработана и внедрена программа тренинга-семинара по проблеме;
становления творческой позиции начинающего учителя в условиях
общеобразовательной школы;
- разработаны научно обоснованные структура и содержание
программы «Школа начинающего учителя».
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит вклад в обоснование целей, содержание форм и методов повышения профессионально-педагогической квалификации начинающих учителей с учетом требований, предъявляемых личностно-ориентированным образованием. Полученные результаты дополняют и конкретизируют концепцию творческого саморазвития учителя, дают теоретическое обоснование применению позитивных и учету негативных факторов,
влияющих на становление творческой позиции молодых педагогов в условиях общеобразовательной школы. Выявлены и систематизированы факторы, влияющие на становление творческой позиции молодых учителей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что: разработаны и внедрены в практику деятельности общеобразовательной школы тренинг-семинар «Эффективные методики формирования творческой позиции начинающего учителя в условиях общеобразовательной школы» и содержание программы «Школа начинающего учителя», обучающие молодых педагогов методике построения профессионально-творческого процесса, которые позволяют выявлять и реализовать резервные возможности учителей, составлять «карты престижа», оценивать эффективность их деятельности. Результаты исследования открывают возможности для использования методик становления творческой позиции при разработке учебных программ на курсах повышения квалификации учителей.
Достоверность результатов исследования обеспечивается разносторонним анализом психолого-педагогической, социологической литературы по данной проблеме; опорой на достижения современной педагогической науки; сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования; адекватностью используемых методов исследования предмету, объекту, целям и задачам работы; экспериментальной проверкой основных теоретических положений исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Теоретические и экспериментальные результаты исследования
обсуждались на заседаниях кафедры иностранных языков Камской
государственной инженерно-экономической академии, на заседаниях
кафедры педагогики и психологии Института непрерывного педагогического
образования (г. Набережные Челны), на заседаниях кафедры педагогики и
психологии Набережночелнинского филиала Нижегородского
государственного лингвистического университета им. Н.А.Добролюбова, в
11 Казанском государственном университете на курсах повышения квалификации по методическому мастерству. Научная апробация основных положений была проведена на российских научно-практических конференциях и научно-методических семинарах в Смоленске, Нижнем Новгороде, Казани, Анжеро-Судженске, Новосибирске, Камышине, Рязани, Тамбове, Набережных Челнах.
Положения, выносимые на защиту:
1. Определение творческой позиции начинающего учителя как
интегральной характеристики личности молодого педагога, которая
предполагает установку на развитие учащегося, систему творческих
отношений (к педагогической деятельности, себе и другим субъектам
образовательного процесса) и, выступая- центральным* звеном в^ процессе
самопознания молодого* педагога, является формируемым и развивающимся
профессиональным качеством.
2. Модель» становления творческой позиции начинающего учителя* в
условиях общеобразовательной школы, основанная' на диалогической
субъект-субъектной (развивающей) стратегии* творческого взаимодействия
участников образовательного* процесса, реализующая механизмы
самосознания, саморефлексии, самооценки, самоанализа/,
самопрогнозирования, самоуправления, ориентирующая учителей на*
переосмысление позиций, взаимообмен и взаимообогащение в
профессионально-личностной сфере, качественное преобразование
профессионально-педагогической деятельности и ее результатов.
3. Программно-методическое обеспечение становления4 творческой
позиции начинающего учителя, которое включает:
- диагностику возможностей, способностей начинающих учителей к
педагогическому творчеству (сформированность творческой позиции,
рефлексия начинающим учителем своей педагогической деятельности,
потребности в творческом саморазвитии, самореализации,
самосовершенствовании);
поддержку и помощь начинающим учителям в выборе индивидуальной траектории развития (согласование целей участников образовательного процесса, приоритетных проблем развития школы и педагогов, учет факторов, влияющих на становление творческой позиции, расширение системы внутренней и внешней мотивации);
- помощь в становлении, развитии и сохранении творческой позиции молодых педагогов (совместная творческая и исследовательская деятельность, рефлексивный анализ педагогической деятельности, совместное конструирование процесса дальнейшего развития творческой позиции начинающих учителей в условиях общеобразовательной школы).
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Содержание диссертации изложено на 205 страницах, включает 14 таблиц и 6 рисунков. Список литературы содержит 173 наименования.
Стратегия и методологические принципы исследования
Живым и творческим в содержании нашего исследования выступает система идей, открывающих начинающим учителям путь к более высоким уровням индивидуального и профессионального бытия. Усилия научной работы направлены на создание концепции индивидуальной личности с развитой творческой позицией, формирующей гуманистические стратегии социума. Учитывая позитивные жизненные возможности молодых педагогов, как особой группы, мы воплощаем лучшие традиции отечественного и европейского персонализма. Исходя из характерных особенностей процесса становления творческой позиции как многофакторного, динамичного, в исследовании мы опирались на методологические принципы единства системного и личностно-деятельностного подходов.
Системному подходу как методологической основе большое внимание уделяли Е. Князева, С. Курдюмова, Н.М. Таланчук, В.Д. Шадриков [148, 157]. Системный подход позволяет исследовать становление творческой позиции начинающего учителя в процессе непрерывного профессионального образования как целостную систему, представляющую собой упорядоченное множество взаимосвязанных ее элементов, функционирующих как целостное единство. Системный анализ исследуемой нами проблемы построен с учетом того, что процесс становления творческой позиции молодого педагога характеризуется структурностью, которая включает подсистемы творческой позиции: творческое саморазвитие, творческую самореализацию, творческое самосовершенствование, самосознание, самопознание, самоопределение, дополняющие друг друга. То есть, для реализации личностью своего высокого общественного предназначения необходима целостная форма организации этого процесса, что выражается в конечной направленности нашего теоретического и эмпирического исследования на единый реальный объект - развивающуюся личность молодого педагога и становление его творческой позиции.
В" исследовании реализован также личностно-деятельностный подход. Без учета особенностей личности начинающих учителей как особой группы, реального уровня сформированности их творческой позиции, невозможно вести объективное исследование.
Исходя из общественно приоритетных направлений личностного подхода в нашем исследовании особую актуальность приобретает целостное полинаучное обоснование становления творческой позиции начинающего учителя в школе; поэтапный подход к личности молодого педагога, начиная с уровня философских, социокультурных, психолого-педагогических учений о человеке и личности и заканчивая созданием развивающего инструментария. Наша работа также эффективна в плане развития конкретных личностей начинающих педагогов и ориентирована на практическую помощь молодым учителям в искусстве творческого саморазвития, самостоятельного познания себя.
В контексте личностного подхода мы попытались разрешить противоречие между общими установками на личность и дистанцированием от нее исследований, учитывая в нашей работе особенности молодого педагога.
Наметим ряд методологических шагов, которые отвечают установкам личностного подхода. Первым шагом является рассмотрение одной из наиболее содержательных категорий - категории отношений. В нашей работе движение в этом направлении связано с расширением предпосылок для становления начинающего учителя как участника - носителя - субъекта конструктивных творческих отношений. Как одну из ключевых проблем, психология отношений исследует закономерности внутреннего воплощения идеальной модели в конкретной личности, «вбирание идеала внутрь индивида» (С.Л. Рубинштейн).
Поэтому вторым шагом является обращение к идеальным координатам становления личности начинающего учителя. Жизненная сложность идеала, включая деструктивные тенденции общественного бытия обусловливает подвижность и неизбежные коллизии его теоретической формы. Коррекция молодыми педагогами идеального конструкта учителя с творческой позицией в процессе тренинга-семинара позволяют гибко сопоставлять сущее и должное, помогают начинающим учителям реально узнать свою личность в форме высокой человечности. Здесь на первый план выходит раскрытие.и разрешение противоречий идеальной модели творческого молодого педагога.
Личностный подход в процессе исследования проблемы становления творческой позиции в процессе непрерывного профессиональногообразования одновременно осуществлялся в единстве с деятельностным подходом. Обоснованием для нашей работы в. данном направлении явились труды К.A. v Абульхановой - Славской, Б.Г. Ананьева, Е.А. Климова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна.
Деятельность - это основа, средство и решающее условие развития личности как молодых, педагогов, так и их учеников. Поэтому в нашей работе учитывались содержание, цели, средства, характер и условия творческой деятельности начинающего учителя.
Методология развития- и саморазвития как основа становления творческой позиции, начинающего учителя; в условиях; общеобразовательной школы
Появление различных инновационных технологий и. авторских; школ связано прежде всего с развитием творческой позиции каждой конкретной: личности, созданием реальных условий для обогащения интеллектуального;. эмоционального, волевого и нравственного потенциала личности; стимулированием у нее стремления реализовать себя:
Демократизация школы и модернизация! системы образования обострили потребность в саморазвитии как опытного; так: и. начинающего: педагога., В ее основе — стремление самих учителей; к: становлению творческой позиции; которая: является императивом! саморазвития; Осуществляя саморазвитие своей личности,! начинающий учитель сможет добиться профессионального признания: в интересах личности; общества,, государства, постигая; при этом неисчерпаемость в ощущении-: вечной творческой радости. Данный процесс соизмерим с определением стратегического будущего России. Вот почему развитие и саморазвитие личности педагога представляет для нас интерес и является ключевой характеристикой труда учителя.
Вопрос о том, что есть человек, неслучайно числится в ряду «вечных». Дав на него окончательный ответ, мы бы перестали быть людьми, ибо развитие человека непосредственно связано с его представлениями о самом себе, а человек существует в становлении.
Можно выделить следующие способы, побуждающие к личностному росту и пробуждению личностного потенциала: «человек играющий» (И. Хейзинга) - игровой элемент в культуре — средство саморазвития человека; «человек мыслящий» (В. Библер) - внутренний микродиалог - важнейший феномен культуры; «человек страдающий» (С. Кьеркегор) - способный к мукам совести, к отчаянному стремлению быть самим собой; «человек чувствующий» (Г.А. Петрова, С. Рубинштейн) — испытывающий стремление к эмоциональному богатству, ко всему, что привлекательно для чувства; «человек мечтающий» (В. Сухомлинский) - стремящийся к новым высотам своего творчества; «человек организующий» (А. Макаренко, Э. Фромм) — способный быть субъектом деятельности и отношений; и, наконец, современный человек - «человек творящий» (В.И. Андреев) - способный к нешаблонному, творческому действию. Каждая из указанных идей способствует раскрытию тех или иных возможностей человека, развитию системы его жизненных сил.
Таким образом, современный человек непосредственно как индивид и опосредованно как элемент социума в современной картине мира предстает одним из звеньев развития, одной из ветвей глобально-эволюционного древа, форм организации материи, прогресс которой не в последнюю очередь обеспечивается за счет эволюции с другими «ветвями» развития. Человек как субъект эволюции не может больше рассматриваться только как «зритель» природных явлений, находящихся вне диалога с другими людьми, культурно-исторической средой, вне картины мира. Данная научная традиция восходит еще к работам древних мыслителей.
Так, по мнению Канта, человек не вещь среди вещей, лишь включенных в систему, природных и- социальных детерминаций, он есть существо, способное начинать причинный ряд, осуществлять то; что получило название детерминации из свободы. В качестве субъекта человек, есть творец мира и самого себя, но не произвольно, а в- определенных, заранее заданных, наработанных историей и природой .объективных обстоятельствах и условиях.
В ХХ.столетии Макс Шел ер по-новому осмыслил формулу о развитии человека: став вольноотпущенником природы, человек обрел возможность саморазвития, преображения. Однако» никтоf не предложил ему маршрута этого, движения.. Сам1 путь развития , оказался, чистой; авантюрой - человек находится в процессе становления; но без предоставленных ориентиров.
Третыгпоразительная идея-философии XX ВЇ принадлежит Э: Фромму: спонтанность, человеческой природы, его способность,, изменить человеческое бытие как, бы пересотворяет самого человека не только духовно, но ив. качестве биологического вида. Мысль Шелера, подчеркивавшего незавершенность человека, Фромм развил дальше: В человеке преображается все - и его природа, и присущая ему субъективность.
Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы по становлению творческой позиции начинающего учителя
Мы уже отмечали, что появление разнообразных инновационных учебных заведений вызвано потребностью в устранении противоречия между дефицитом в образованных, профессионально грамотных, творчески активных молодых учителях и уровнем их подготовки, развитием их творческого начала в школе. На наш взгляд, школа уже не может работать по-старому, поэтому оценка уровня творческой позиции начинающего учителя - один из главных показателей эффективности работы школы в инновационном режиме в будущем. В связи с этим, разрабатывая показатели, критерии и уровни творческой позиции молодых педагогов, мы пришли к выводу о востребованности этого материала, в первую очередь руководителями школ и самими начинающими специалистами. В этом заключается практическая значимость нашей работы.
Первая серия констатирующего этапа имела целью выявить состояние творческой позиции и ответить на вопрос, является ли это ценностным для начинающих учителей в профессии.
Проанализировав документацию общеобразовательных школ г. Набережные Челны, мы приходим к выводу об отсутствии общей, связующей цели, сбалансированной, пошагово продуманной политики, направленной на создание условий для творческого саморазвития, самореализации, самосовершенствования молодых педагогов. За текучкой дел руководители не задаются целью постоянно, вдумчиво и серьезно тратить большую часть своих усилий на создание ситуаций, в которых могла бы быть задействована творческая позиция молодых педагогов.
Проведение механически подобранных групп мероприятий преследует скорее «дежурно-галочные цели» и характеризуют принцип, поставленный во главу угла, - принцип хаотичности событий. Такой уклад школы несомненно откладывает отпечаток на начинающих учителей. Реальность показывает, что современная школа все еще недостаточно ориентирована на творческие процессы в обучении. Администрация школы зачастую подходит к проблеме становления творческой позиции начинающего учителя довольно односторонне: ее больше интересует, как молодой специалист выполняет свои профессиональные функции, чем то, как развивается его творческая индивидуальность. Поэтому для начинающих учителей одним из важнейших принципов должен стать принцип творческой позиции, т.е. направленности на творческие процессы в обучении, на становление творческой личности. При этом нужно помнить, что творческая позиция -это сложный процесс, возникающий не по наитию и требующий безграничного самовоспитания души и ума.
Результаты исследования, проведенного в школах г. Набережные Челны, показали, что молодые педагоги высказывают многочисленные факты ограничения творческой деятельности, инициации новых творческих проектов со стороны администрации: «Нас вполне устраивает старая программа», «Нам это не нужно», «Мы мало с этим знакомы и не можем предвидеть результат», «У Вас еще нет достаточно опыта работы по традиционной системе». Нам представляется, что осознание начинающими учителями способов ограничения ведет к ситуативному приспособлению: они пытаются не вызывать раздражения, не вступать в конфликт, работая по принципу «инициатива наказуема».
В ходе беседы с учителями выяснилось, что характерной для молодых педагогов становится позиция «умолчания», объясняющая стремление части начинающих специалистов оставаться в тени, занимать нейтральную или примиренческую позицию. Закрепившаяся инерционность мышления оборачивается желанием молодых педагогов, как можно реже менять свою точку зрения. Боязнь оказаться «белой вороной» приводит к конформизму, который выражается в доминирующем над творчеством стремлении быть похожим на других. Когда начинающий учитель действует как принято и прячет несовместимые с установками педагогической средьъ переживания, растет вероятность сохранить свое душевное равновесие. И вместе с тем эта ситуация может привести к более глубоким внутренним конфликтам.
Педагогическое наблюдение показало, что сопротивление всему новому связано у начинающих учителей также с боязнью обнаружения собственной некомпетентности, личностной несостоятельности, тревоги по поводу своей, самооценки, преобладающей лориентации начинающего учителя на избегание неудач, что влечёт за- собой уклонение от творческих инновационных начинаний, в которых видится- риск и непредвиденные трудности. Начинающему учителю- необходимое осознать, пережить, избавиться от этих психологических комплексов мешающих становлению творческой позиции.
В процессе исследования мы приходим к выводу, что для начинающих учителей характерна сосредоточенность на себе, своих переживаниях, поведении. Поэтому молодой учитель смело берётся за организацию и участие в творческом проекте, в том случае, если верит, что оно поможет ему почувствовать себя уверенней и- получит поддержку со стороны.
Начинающие учителя также испытывают давление из-за жесткой регламентированности педагогической деятельности, ориентации на средних учеников, становятся объектом критики старших учителей, которые расценивают активность и творческость как отказ копировать методические приемы, противопоставление себя педагогическому коллективу, называя таких начинающих учителей «возмутителями спокойствия». Это,і состояние пассивности, негативно сказывающееся на становлении творческой позиции, наблюдается по некоторым высказываниям учителей со стажем: «Хочется быстрее отработать и уйти», «Главное выполнить норматив» и так далее. По данным опросов и наблюдений (В .А. Сластении) лишь 10-15% учителей со стажем способны критически отнестись к собственному опыту. В связи с этим, в ходе профессионального становления начинающего учителя огромную роль играет профессиональный образец - личность профессионала, на которую должны ориентироваться молодые педагоги.
И вместе с тем начинающие учителя испытывают нехватку в инновационных начинаниях в школе и готовы принимать активное участие в творческих мероприятиях, если таковые соответствуют интересам молодых педагогов. Мы приходим к выводу, что, несмотря на противоречивость ситуации и возникающие сложности в педагогической деятельности и педагогическом общении, у начинающих учителей есть стремление добиться результата в своей деятельности. Они. не руководствуются личностной прагматической мотивацией, особенно в первый год1 работы-в школе. И если, это стремление не будет поддержано — к третьему году работы намечается тенденция к разочарованию в, педагогической деятельности, отвержению-всего нового, творческого.
Позиция начинающего учителя обнажается в педагогической деятельности, которая невозможна вне целостного представления-о своих планах, желаниях, целях и возможностях их достижения. Таким образом, построение долгосрочной программы творческого саморазвития и самосовершенствования является одним из главнейших пунктов в процессе становления творческой позиции. Есть все основания предположить, что необходимость создания программы не всегда четко осознается молодым педагогом. Она часто реализуется как сознательное и несознаваемое, спонтанное.
В нашем исследовании мы также констатируем слабое развитие умений профессионального самопознания,- самоанализа саморефлексии и самопрогнозирования у начинающих учителей. Лишь немногие молодые учителя анализируют себя как преодолевающего, корректирующего и прогнозирующего свою деятельность, понимают себя как верно или ошибочно решающего педагогические задачи, осознают позитивные изменения, приводящие к становлению творческой позиции. Отсутствие этих умений тормозит вхождение молодых педагогов в активную рефлексивную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и себе как ее субъекту с целью критического анализа, осмысления; оценки и прогнозирования ее эффективности.
Включение в творческую деятельность требует от субъекта расчета сил на весь период деятельности с учетом непредвиденных трудностей, неожиданностей и т.д. Однако у большинства молодых преподавателей не развита способность прогнозировать поступление событий и соответствующих трудностей. Мы уже упоминали о том, что такая ситуация негативно преобразует его внутреннее состояние: готовность к новому, к творческой деятельности сменяется чувством неуверенности.