Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление творческой личности учителя иностранного языка средствами театральных технологий Кашина Елена Георгиевна

Становление творческой личности учителя иностранного языка средствами театральных технологий
<
Становление творческой личности учителя иностранного языка средствами театральных технологий Становление творческой личности учителя иностранного языка средствами театральных технологий Становление творческой личности учителя иностранного языка средствами театральных технологий Становление творческой личности учителя иностранного языка средствами театральных технологий Становление творческой личности учителя иностранного языка средствами театральных технологий Становление творческой личности учителя иностранного языка средствами театральных технологий Становление творческой личности учителя иностранного языка средствами театральных технологий Становление творческой личности учителя иностранного языка средствами театральных технологий Становление творческой личности учителя иностранного языка средствами театральных технологий
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кашина Елена Георгиевна. Становление творческой личности учителя иностранного языка средствами театральных технологий : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 : Самара, 2004 477 c. РГБ ОД, 71:04-13/138

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Проблема подготовки учителей иностранного языка в педагогической теории и практике 23

1. Подготовка учителей иностранного языка в ретроспективе развития педагогического образования 23

2. Театральность в профессионально-педагогической деятельности учителя 47

3. Средства театральной педагогики в процессе подготовки учителей иностранного языка 65

Глава II. Психодраматический подход к подготовке творческой личности учителя иностранного языка 86

1. Педагогическое творчество как продуктивная форма педагогической деятельности 86

2. Творческая личность учителя иностранного языка 108

3. Театральные технологии как средство развития творческой индивидуальности студентов 126

4. Техника психодрамы в подготовке учителей иностранного языка 144

5. Эмоциональный аспект психодраматического подхода к

формированию творческой личности учителя 167

Глава III. Моделирование семиотического пространства в образовательном процессе на филологическом факультете университета 195

1. Требования к личности учителя иностранного языка — выпускника филологического факультета университета 195

2. Ролевой репертуар учителя иностранного языка в процессе педагогического общения 246

3. Знаково-символическая деятельность учителя иностранного языка в профессиональном семиотическом пространстве 259

4. Модель подготовки творческой личности учителя иностранного языка в университете 295

Глава IV. Игровые технологии в подготовке учителя иностранного языка 312

1. Педагогические возможности театральных технологий в выработке социоигрового стиля педагогически деятельности 312

2. Психологическая основа игрового действия 329

3. Педагогические игры в моделировании контекста будущей профессионально-педагогической деятельности студентов

филологического факультета 353

4. Игровая деятельность в профессиональном пространстве учителя иностранного языка 373

5 Сравнительный анализ результатов исследования по подготовке студентов — будущих учителей иностранного языка — на основе театральных технологий 398

Заключение 415

Список использованных источников и литературы 424

Введение к работе

Актуальность исследования. Специфика современной социальной ситуации развития России характеризуется расширением ее контактов с другими странами в области культуры, искусства, науки, образования. Осознание себя как части мирового общества, с одной стороны, предполагает вхождение во «множественность» существующих культур на этническом, национальном и цивилизованном уровнях. Одним из факторов вхождения в мировое сообщество и преодоления тенденций раскола в многонациональном обществе является способность человека вести диалог на языке представителей другой культуры, что позволит ему впоследствии избежать предрассудков по отношению к субъекту другой (иной) культуры, осознать и принять как данность различия в обычаях и традициях других народов.

С другой стороны, общество социальных перемен ставит перед современным образованием ряд все более сложных задач, определяющих успешность деятельности в изменяющемся мире: это интеллектуальная зрелость человека, его социальная и профессиональная мобильность, это и овладение опытом творческой деятельности и опытом эмоционально-ценных отношений к миру, к людям и самому себе. Традиционное положение о том, что человек выступает главным действующим лицом всех социально-экономических перемен, оборачивается методологическим требованием: в трактовке любого явления исходить из творческого начала человека.

Идея формирования творческой личности учителя, который, вводя учащихся в мир культуры другого народа, развивается сам и развивает школьников, постигает символы и знаки и способствует их постижению школьниками через наделение смыслом символов и знаков, являясь отображением тенденций развития общества, стимулирует поиск способов и средств становления творческой личности будущего учителя иностранного языка.

5 Анализ и осмысление научной литературы, посвященной творчеству,

творческой деятельности, творческому потенциалу личности, творческой

индивидуальности, показывает, что данная проблема исследуется на

философском, психологическом и педагогическом уровнях.

На философском уровне решаются вопросы о сущности, природе творчества человека, о характеристиках творчества, обосновываются пути и способы перехода творчества в развитии к творчеству в совершенствовании, перехода от креативно значимого факта к креативной задаче, о соотношении познания и творчества (М. М. Бахтин, Н А. Бердяев, В. В. Иванов, В. А. Конев, А.Ф. Лосев, Я. А. Пономарев, В. А. Цапок).

На психологическом уровне исследуются вопросы, связанные с определением структуры творческой деятельности, содержания творческого потенциала, механизма развития творческой деятельности, становления творческой индивидуальности, творческого мышления; с исследованием условий, позволяющих личности творчески самореализоваться, и мотивационнои основы творческой самореализации как отечественными учеными (Б.Г. Ананьев, Д.Б.Богоявленская, В.П.Бедерханова, Л.С.Выготский, А.А. Дергач, И.Б.Дерманова, Л.А. Коростылева, В.П.Зинченко, И.П.Калошина, Т.В. Кудрявцев, Ю.Н.Кулюткин, Н. С. Лейтес, А. Н. Леонтьев, A.M. Матюшкин, Л.Ф.Обухова, А. Б. Орлов, Я.А. Пономарев, С.Л.Рубинштейн, И.В. Страхов, Д.И.Фельдштейн, А.Т.Шумилин, П.К.Энгельмейер, Е.Л.Яковлева), так и зарубежными (А. Бандура, Ф.Баррон, Х.Гарднер, Дж.П.Гилфорд, А.Маслоу, Д.Н. Морган, Ж. Пиаже, К. Роджерс, Е.П. Торранс и

ДР-)-

На педагогическом уровне исследуются вопросы, связанные с

раскрытием содержания и методов формирования и развития творческого

потенциала, творческой направленности деятельности учителя ( Ю. П. Азаров,

Н.А. Аминов, В.И. Андреев, М. Я. Виленский, И. Ф. Исаев, В. И. Загвязинский,

И. А. Зязюн, Е.Н.Ильин, В. А. Кан-Калик, А. Ю. Козырева, Н.В. Кузьмина,

А.Н.Лук, Ю.Л.Львова, А.К.Макарова, А.В. Мудрик, В.Г.Рындак, Л.Н.Седова, В.Н.Сорока-Росинский, В.А.Сластенин, В.Н.Терский, Т.И.Шамова, Е.Н.Шиянов, М. Ринволукри, П. Ур и др.).

Особо следует отметить исследования, в которых ставится и решается проблема формирования творческой личности учителя на основе сопоставления специфики педагогической деятельности с другими видами деятельности (В.М.Букатов, О. С. Булатова, П. М. Ершов, А. П. Ершова, З.Я.Корогодский, А. Мейли, А. И. Савостьянов, П. В. Симонов, В. О. Топорков, П. М. Якобсон и

ДР-)-

Необходимость изучения и решения проблемы становления творческой

личности будущего учителя иностранного языка обусловлена не только тем, что она не была предметом специального исследования, что такие вопросы, как формирование готовности будущего учителя иностранного языка к социоигровому стилю деятельности средствами театральных технологий, как создание профессионального семиотического пространства, в котором происходит становление творческой личности студента университета, не получили должного освещения в научных исследованиях, но и тем, что в системе профессиональной подготовки студентов университета выявляются противоречия между: возрастающими требованиями к личности учителя и недостаточным уровнем его подготовки к решению педагогических задач, адекватных творческой природе деятельности; потребностью общества в творческой личности учителя и отсутствием модели профессиональной подготовки, ориентированной на создание условий для развития творческой личности учителя средствами театральных технологий обучения; потребностью общества в учителе иностранного языка, способном творчески решать возникающие в педагогическом пространстве проблемы, творчески преобразовывать это пространство по критерию развития ученика, и необходимостью создания профессионального семиотического пространства, в

7 котором происходит становление творческой личности будущего учителя

иностранного языка.

Педагогическая наука находится в поиске способов реализации личностно-ориентированных целей обучения студентов, задаваемых социально, описываемых философски, формируемых психологически и находящих свое концептуальное воплощение в педагогике, обосновывающей и разрабатывающей такие вопросы, как проектирование педагогического пространства, в котором происходит становление творческой личности будущего учителя иностранного языка. Однако в педагогической практике идеи коммуникативного обучения, призванного сменить традиционное обучение иностранному языку, основанное на текстуально-переводных методах обучения учащихся, реализуются не всегда успешно, причем не только потому, что преподаватели вузов, осуществляющие подготовку учителей иностранного языка, не могут отказаться от стереотипов традиционного обучения, сложившихся ранее, но и потому, что не в полной мере используют театральные технологии обучения, способствующие воспитанию у студентов культуры эмоций и культуры действий.

Стремление найти пути разрешения указанных выше противоречий и определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане — это проблема создания модели творческой личности будущего учителя иностранного языка. В практическом плане — это проблема определения содержания и средств профессионально-педагогической подготовки, реализация которых обеспечивает становление будущего учителя иностранного языка.

Объект исследования: процесс профессионально-педагогической подготовки студентов университета.

Предмет исследования: становление творческой личности учителя иностранного языка как компонент профессионально-педагогической подготовки.

8 Цель исследования: разработка и теоретико-методологическое

обоснование практико-ориентированной концепции становления творческой

личности будущего учителя иностранного языка средствами театральных

технологий.

Гипотеза исследования. Профессионально-педагогическая подготовка

студентов в университете, ориентированная на формирование и становление

творческой личности будущего учителя иностранного языка, будет

обеспечивать его готовность к реализации педагогических задач, адекватных

творческой природе педагогической деятельности, если соблюдаются

следующие педагогические условия:

- определен подход к процессу подготовки будущего учителя
иностранного языка, в ходе которого происходит развитие культуры эмоций и
культуры действий;

- разработано содержание процесса формирования творческой личности
учителя, базирующееся на интеграции психолого-педагогических и
методических дисциплин;

реализация модели становления творческой личности учителя основывается на специфике подготовки учителя иностранного языка и представляет базу для развития ценностно-мотивационного, рефлексивного, технологического, поведенческого компонентов творческой личности в их единстве и взаимосвязи;

создано профессиональное семиотическое пространство в виде совокупности значимых символов, знаков, которые наделяются смыслом в специально создаваемых или спонтанно возникающих ситуациях общения за счет театральных технологий, моделирующих творческую природу деятельности учителя;

изменение содержательных и процессуальных характеристик профессионально-педагогической подготовки в университете, направленное на выработку у студентов социоигрового стиля деятельности средствами

9 театральных технологий, способствует созданию контекста творческой

деятельности учителя.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть генезис научных представлений о роли иностранного языка в развитии общества и о подготовке учителя иностранного языка.

  2. Определить концептуальные подходы к решению проблемы становления творческой личности будущего учителя иностранного языка в университете.

  3. Конкретизировать научное представление о содержании понятий: «творческая личность учителя», «профессиональное семиотическое пространство», «психодрама», «театральные технологии», «социоигровой стиль деятельности».

  4. Спроектировать модель творческой личности учителя с учетом специфики подготовки учителей иностранного языка.

  5. Провести теоретико-методологическое обоснование условий становления творческой личности будущего учителя иностранного языка на основе спроектированной модели.

  6. Разработать и экспериментально проверить систему профессионально-педагогической подготовки студентов университета, обеспечивающую становление творческой личности будущего учителя иностранного языка.

Положения, выносимые на защиту:

1. Формирование и становление творческой личности будущего учителя иностранного языка осуществляется в пространстве образования, которое призвано обеспечить развитие его готовности к решению педагогических задач, адекватных природе творческой педагогической деятельности. Однако в подготовке учителей иностранного языка для современной школы существует противоречие между потребностью общества в учителе, творческая деятельность которого способствует достижению целей воспитания и обучения школьников в единстве с его ориентациями на создание условий для

1в>

становления творческой личности ученика, и все еще сохраняющимися тенденциями подготовки учителя на основе традиционных объяснительно-иллюстративных методов и технологий, не обеспечивающих достижения результата профессиональной подготовки в виде творческой личности учителя. Одним из способов его разрешения будет система профессионально-педагогической подготовки студентов университета, направленная на выработку социоигрового стиля деятельности средствами театральных технологий.

2. Положение о необходимости становления творческой личности
учителя иностранного языка не может быть лишь дополнено тезисом о
важности смены традиционной парадигмы образования студентов университета
на личностно-ориентированную. В современных условиях требуется
принципиально новый взгляд на проблему формирования творческой личности
учителя иностранного языка, разрешение которой достигается применением
психодраматического подхода, создающего условия для становления культуры
эмоций и культуры действий будущего учителя.

3. Стратегия деятельности преподавателя вуза по становлению
творческой личности учителя иностранного языка будет эффективной тогда,
когда реализуется система подготовки будущего учителя, отражающая логику
его действий по формированию и развитию ценностно-мотивационного,
рефлексивного, технологического и поведенческого компонентов модели
творческой личности учителя иностранного языка. Реализация данной модели
обеспечивает единство логико-педагогического и субъектно-эмоционального в
становлении творческой личности учителя, достигаемое не только за счет
содержания подготовки, но и с помощью театральных технологий, которые, с
одной стороны, являются способом восприятия известных символов и знаков
(знание о незнании), а с другой стороны, - способом прогнозирования
творческой деятельности в виде социоигрового стиля (поиск неизвестного,
обогащающего компоненты в структуре творческой личности учителя).

4. Становлению творческой личности будущего учителя иностранного языка способствует такая организация процесса обучения, в рамках которой: осуществлена интеграция психолого-педагогических и методических дисциплин; создаются в различных организационных формах обучения ситуации общения, становящиеся основой выработки культуры эмоций и культуры действий; осуществлена театрализация учебного процесса, базирующаяся на освоенном предметном знании и овладении студентами символами, знаками и наделении их смыслом; достигается единство учебной и внеучебной деятельности за счет социоигрового стиля деятельности; учитывается специфика предметного знания, выступающего основой профессионального семиотического пространства при создании контекста творческой педагогической деятельности.

5. В требовании изменить содержательные и процессуальные характеристики профессионально-педагогической подготовки в вузе, направленной на выработку социоигрового стиля деятельности средствами театральных технологий, заложена возможность становления творческой личности будущего учителя иностранного языка. Изменению содержания профессионально-педагогической подготовки студентов университета способствует специально создаваемое профессиональное семиотическое пространство, интегрирующее совокупность значимых символов и смысловых интерпретаций как базы для овладения языком словесного и бессловесного действия. Содержание профессионально-педагогической подготовки включает специальные дисциплины, методику преподавания иностранного языка, спецкурс «Способы формирования профессиональной компетентности у студентов - будущих учителей иностранного языка» и реализуется как в аудиторной, так и во внеаудиторной деятельности студентов с помощью психодрамы как основной формы и активного метода выработки социоигрового стиля деятельности учителя иностранного языка.

12 Научная новизна исследования:

прослежен генезис научных представлений о роли иностранного

языка: знание иностранного языка для перевода иностранных текстов - X-XIV

вв.; для выполнения роли чиновника - XIV-XVII вв.; для воспитания «новой

породы людей» - XVIII в.; для общения в дворянской среде - XVIII-XIX в.; для

«светского воспитания» - Х1Х-начало XX вв.; для подготовки учителя

гимназии - Х1Х-начало XX вв.; после Октябрьской революции - для

профессиональной деятельности (дипломаты, переводчики, ученые, учителя);

показано, как менялись целевые установки учителя: от реализации

идеологических задач до развития способностей школьников к межкультурной

коммуникации;

определен концептуальный подход к решению проблемы становления творческой личности будущего учителя (психодраматический подход, сущность которого заключается в широком привлечении театральных технологий, обуславливающих развитие эмоций и формирование активных действий в процессе преподавания иностранного языка);

конкретизировано научное содержание понятий «творческая личность учителя» (тип личности, ориентированной на самореализацию, в структуре которой интегрируются ценностно-мотивационный, рефлексивный, технологический и поведенческий компоненты); «профессиональное семиотическое пространство» (знаки и знаковые системы, несущие социальную, семантическую информацию, а также знаки выражения отношений к субъекту межличностного взаимодействия); «психодрама» (активный метод выработки социоигрового стиля деятельности на основе моделирования коммуникативных ситуаций и стимулирования импровизированного поведения); «театральные технологии» (организационно-методический инструментарий процесса подготовки будущих учителей к деятельности на основе активизации психофизических ресурсов личности); «социоигровой стиль деятельности» (совокупность педагогических действий,

13 направленных на реализацию целей межличностного взаимодействия как в

специально моделируемых, так и спонтанно возникающих игровых ситуациях);

- создана модель творческой личности учителя с учетом специфики

подготовки учителей иностранного языка, представляющая единство и

взаимообусловленность ценностно-мотивационного, рефлексивного,

технологического, поведенческого компонентов, что обеспечивает взаимосвязь

эмоционального и деятельностно-ролевого аспектов педагогической

деятельности;

- выявлены условия становления творческой личности будущего

учителя, заключающиеся в интеграции психолого-педагогических и

методических дисциплин; в создании ситуаций общения с использованием

различных организационных форм обучения студентов, становящихся основой

для выработки культуры эмоций и культуры действий; в театрализации

учебного процесса, базирующейся на освоенном студентами предметном

знании, культуре эмоций и культуре действий; в овладении студентами в

процессе реализации театральных технологий значимыми символами, знаками

и наделении их смыслом; в развитии социоигрового стиля деятельности

средствами деловых и ролевых игр; в единстве аудиторной и внеаудиторной

деятельности, отражающем специфику предметного знания, выступающем в

виде профессионального семиотического пространства; разработана система

профессионально-педагогической подготовки студентов, обеспечивающая

становление творческой личности учителя иностранного языка (содержание,

базирующееся на интеграции специальных дисциплин, методики преподавания

иностранного языка, спецкурса «Способы формирования профессиональной

компетентности у студентов - будущих учителей иностранного языка»;

педагогическая практика; психодрама как основная форма и активный метод

выработки социоигрового стиля деятельности).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно

открывает в профессиональной подготовке новое направление научных

14 поисков, связанных с теоретико-методическим обеспечением становления

творческой личности будущего учителя иностранного языка; вносит вклад в разработку понятийного аппарата профессиональной педагогики и методической базы совершенствования университетского образования; становится основой для определения теоретико-методологических основ обучения студентов университета в аспекте создания образовательного процесса, в котором формируется творческая личность. Работа содержит научно-теоретические положения, которые могут быть использованы при конструировании новых педагогических систем и технологий, обеспечивающих качественную подготовку будущих учителей. Полученные результаты позволят совершенствовать профессионально-педагогическую подготовку благодаря разработанной модели творческой личности учителя иностранного языка и обогатят теорию системно-целевого развития профессионально-педагогического образования за счет раскрытия содержания структурных компонентов творческой личности учителя иностранного языка. Обоснование целесообразности применения средств театральных технологий в подготовке учителя составит основу для широких научных представлений о современных методах и технологиях формирования готовности студентов к творческой профессионально-педагогической деятельности. Результаты диссертационного исследования могут служить теоретико-методологической основой для дальнейшего исследования и разработки проблемы становления творческой личности, а совокупность выделенных положений вносит существенный вклад в теорию и методику профессионального образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что вскрыты резервы совершенствования содержания профессионально-педагогической подготовки и технологий университетского образования; осуществлена апробация комплекса игр, моделирующих процесс становления творческой личности будущего учителя иностранного языка; на основе психодраматического подхода к формированию творческой личности учителя

15 разработаны средства выработки у студентов социоигрового стиля

деятельности как контекста профессиональной деятельности.

Практическое значение имеют как авторская система подготовки учителей иностранного языка к социоигровому стилю деятельности, так и учебные и методические пособия. Создан и апробирован спецкурс «Способы формирования профессиональной компетентности у студентов - будущих учителей иностранного языка», средства которого направлены на становление творческой личности выпускников филологических факультетов, что является реальной предпосылкой для модернизации университетского образования.

Материалы исследования могут быть использованы преподавателями высших учебных заведений при чтении лекционных курсов и проведении практических занятий, институтами повышения квалификации в переподготовке учителей иностранного языка для выработки у них социоигрового стиля деятельности средствами театральных технологий.

Методологической основой исследования являются отечественные и зарубежные теории и концепции, раскрывающие проблемы профессионально-педагогической подготовки; современные психологические и педагогические теории и концепции образования; системно-деятельностный подход к организации педагогического процесса на основе его моделирования, индивидуально-творческий подход в управлении педагогическим образованием, антропологический подход к построению образовательных систем.

Источниками исследования являются фундаментальные положения:

-о единстве личности и деятельности, сознания и деятельности (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.);

-о сущности целостного педагогического процесса (В.П. Беспалько, И. Я. Лернер, Б. Т. Лихачев, И. Ф. Харламов и др.);

-о неразрывной связи психического и физического в любом действии человека (В.М. Букатов, О.С. Булатова, П.М. Ершов, К.С. Станиславский, П.В. Симонов, В. О. Топорков и др.);

-о творческом потенциале и становлении личности (Д. Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, А. А. Деркач, Т. А. Колышева, Л.В. Куриленко, А.Н.Леонтьев, Н.Д. Никандров, А.В. Петровский, В. В. Столин и др.);

-методологии педагогики и методики педагогического исследования (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин, В.М.Полонский и др.).

Существенное значение в концептуальном плане имеют идеи: личностно-ориентированного подхода в образовании (М.В. Кларин, А.И. Савостьянов, В.В. Сериков, И.С. Якиманская); пространственного подхода к анализу человеческой деятельности (П.Ф. Каптерев, Л.М. Семашко, А.И. Яценко и др.); субъектного подхода к развитию личности обучающегося (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл); идеи акмеологии профессионального образования (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, Г.К. Селевко и др.); формирования личности будущего учителя (И.П. Андриади, М.Д. Горячев, Л.Н.Седова, Е.Г.Силяева, В. А. Сластенин, Т.И. Руднева, Е.Н. Шиянов и др.); единого образовательного пространства (С. К. Бондырева).

В проведении исследования опора делалась на: философские и психолого-педагогические концепции творчества (В. И. Андреев, М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, И. П. Калошина, А.А. Леонтьев, А.Н. Лук, Я.А. Пономарев, П.К. Энгельмейер и др.); концепции эмоционального и рационального в деятельности (Л. С. Выготский, И. П. Павлов, П. В. Симонов и др.); концепции формирования личности в результате активного самовыражения в деятельности (А. А. Бодалев, В.М.Медведев, А. В. Мудрик, Д. И. Фельдштейн, Г. А. Цукерман); современные теории и концепции гуманизации и гуманитаризации образования (В.П.Бездухов, Ю. Н. Кулюткин, В. А. Сластенин и др.); теории игровой деятельности (Т.А. Апинян, М. Я. Басов, Э. Берн, В. М. Григорьев,

17 А.С.Макаренко, С.Миллер, В. С. Мухина, В.В. Петрусинский, Л. С. Славина,

С.А. Шмаков и др.); теории театральных действий (П. М. Ершов,

А.И.Савостьянов, К.С.Станиславский и др.); концепции формирования

личности специалиста (Л.В. Ведерникова, М.Г. Вохрышева, И. А. Зимняя,

В.П.Кузовлев, А. В. Мудрик, и др.); социально-когнитивную теорию личности

(А. Бандура, А.А. Реан, Дж. Роттер); теории рефлексивного управления

образованием (И.С.Ладенко, В. А. Поляков, Г. С. Сухобская, П. И. Третьяков).

В моделировании системы становления творческой личности будущего учителя иностранного языка базировались на: методологии и методике преподавании иностранного языка (И. Л. Бим, И. А. Зимняя, Р. П. Мильруд, Е. И. Пассов, Г. А. Китайгородская, В. П. Кузовлев, С. Г. Тер-Минасова и др.); основах знаково-символической деятельности (Л.С. Выготский, О.М. Казарцева, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, Г.Г. Почепцов, С.Л. Рубинштейн); на законах театральной педагогики (СВ. Гиппиус, Н.А.Зверева, Л.Б.Ермолаева-Томина, П. М. Якобсон).

Базой исследования являются: Международная гимназия №11 г.Самары; гимназия «Перспектива» г. Самары; учебно-воспитательный комплекс МОУ №124 г. Самары; областное методическое объединение учителей английского языка при Поволжском гуманитарном фонде; Британский Совет (отдел культуры посольства Великобритании в России; г.Самара); Самарский филиал Московского городского педагогического университета; Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования; Самарский государственный университет. Выборочная совокупность составила 2150 человек.

Этапы научного исследования.

Первый этап (1985-1990 гг.) — изучение и анализ философской, этической, исторической, педагогической, психологической, театроведческой литературы по проблеме профессионально-педагогической подготовки студентов университета; осмысление опыта обучения студентов основам

18 профессиональной деятельности; изучение отечественных и зарубежных

исследований, тематически близких нашему. Все это позволило обосновать

исходные позиции, проблему, объект, предмет, цель и задачи исследования,

сформулировать его гипотезу. Результатом этого этапа явилось определение

методологии и методов исследования, обоснование его программы.

Второй этап (1990-1995 гг.) — разработка теоретической модели творческой личности учителя иностранного языка; уточнение гипотезы исследования; конкретизация педагогических условий, обеспечивающих формирование творческой личности учителя; корректировка средств повышения квалификации учителей иностранного языка и их апробация на семинарах методического объединения учителей английского языка школ и вузов г. Самары и области; обработка и систематизация полученных теоретических и практических результатов; выработка рекомендаций по модернизации содержания подготовки учителей иностранного языка в университете. Результатом этого этапа явились: уточнение понятий «творческая личность», «творческая педагогическая деятельность», «профессиональное семиотическое пространство», «театральные технологии», «психодрама», «социоигровой стиль деятельности»; разработка интегрированного содержания процесса формирования творческой личности учителя иностранного языка, определение средств обучения студентов культуре эмоций и культуре действий.

Третий этап (1995-1999 гг.) — опытно-экспериментальная работа по внедрению основных концептуальных положений исследования (театрализация учебного процесса на основе модели творческой личности учителя иностранного языка; интеграция учебной и внеучебной деятельности студентов — будущих учителей; отбор организационных форм и методов выработки социоигрового стиля деятельности). Результатом этого этапа являлась разработка и апробация системы профессионально-педагогической подготовки

19 студентов, обеспечивающей становление творческой личности учителя

иностранного языка.

Четвертый этап (1999-2003 гг.) — теоретическое осмысление результатов экспериментальной работы; проверка эффективности включения студентов -будущих учителей иностранного языка - в профессиональное семиотическое пространство с помощью театральных технологий; интерпретация научных материалов формирующего эксперимента; оформление диссертационного исследования.

Методы исследования. В ходе исследования применялся комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования: теоретический анализ и синтез (историографический, сравнительно-сопоставительный, логический, ретроспективный) философской, этической, исторической, педагогической, психологической, театроведческой литературы для выявления специфики профессионально-педагогической подготовки учителей иностранного языка; лонгитюдныи метод с целью многократного исследования выборки для определения характера изменений в структуре творческой личности будущего учителя иностранного языка; эмпирические методы (включенное наблюдение, анкетирование, тестирование, самооценка, рейтинг, формирующий эксперимент); праксиметрические методы (изучение и обобщение опыта подготовки учителей иностранного языка на основе государственного образовательного стандарта, контент-анализ рабочих программ кафедры английского языка и эссе, выполненных студентами); качественные и количественные способы обработки научной информации (корреляционный анализ); структурный и генетический способы интерпретации результатов обработки, полученных в ходе исследования научных материалов.

Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования обеспечивается методологией исследования, ее соответствием поставленной проблеме; осуществлением исследования на теоретическом и практическом уровнях; применением комплекса методов, адекватных его

20 предмету; возможностью повторения эксперимента; сопоставлением

полученных данных с имеющимся педагогическим опытом;

репрезентативностью объема выборки и статистической значимостью

полученных экспериментальных данных; длительным (15 лет) личным

участием автора в подготовке учителей на основе экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Изданы монографии, отражающие концептуальные позиции исследования, учебные пособия, содержащие упражнения по выработке готовности к творческой педагогической деятельности. Научные результаты исследования, теоретические положения и выводы, авторская система и методический инструментарий используются в Самарском государственном педагогическом университете, в Британском Совете при отделе культуры посольства Великобритании (г. Самара), в Самарском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, а также в Международной гимназии №11, в гимназии «Перспектива» и учебно-воспитательном комплексе МОУ №124 г. Самары.

Материалы исследования докладывались и обсуждались на кафедре английской филологии, теории и методики профессионального образования Самарского государственного университета, на кафедре педагогики и кафедре английского языка Самарского филиала Московского городского педагогического университета.

Результаты исследования многократно докладывались и обсуждались в системе повышения квалификации учителей (СИПКРО, Поволжский гуманитарный фонд, Британский совет — отдел Культуры Посольства Великобритании в России в г. Самаре, на курсах повышения квалификации, организованных МГУ, Cambridge University Press в Москве, Тольятти, Уфе), на заседаниях областного методического объединения учителей английского языка (Самара— 1995-2001 гг.).

21 По проблеме творческого развития школьников проводились семинары и

консультации для учителей экспериментальных школ, выпускников

филологического факультета, аспирантов и соискателей высших учебных

заведений (СФ МГЛУ, СамГУ, СамГПУ).

Представлены доклады и сообщения по проблеме становления

творческой личности учителя иностранного языка на:

международной научно-методической конференции «Формирование личности учителя иностранного языка во внеаудиторной работе» (Орск, 1993 г.)

научно-практической конференции «Обучение иностранным языкам» (Самара, 1994 г.);

- всероссийской научно-практической конференции «Современные
средства и методы обучения иностранным языкам в средней школе и вузе»
(Пятигорск, 1995 г.);

- международной научно-практической конференции «Содержание и
формы работы педагогических вузов по образованию молодежи в современных
условиях» (Самара, 1996 г.);

- национальной конференции «Изучение языка, единство и разнообразие
культур» (Сидней, Австралия, 1997 г.);

международной конференции «Мотивация и успех в изучении иностранного языка» (Москва, 1998 г.);

шестой национальной конференции по проблеме межкультурной коммуникации (Окленд, Новая Зеландия, 1998 г.);

международной конференции «Язык в мультикультурном мире» (Самара, 1999 г.);

научно-практической конференции «Традиционные и новые технологии в учебном процессе» (Самара, 2000 г.);

международной научной конференции «Пространство и время в языке» (Самара, 2001 г.);

- всероссийской конференции «Язык в пространстве и времени» (Самара-
Москва, 2002 г.);

- международной научной конференции «Проблемы преподавания
иностранных языков в контексте модернизации образования» (Самара, 2003 г.).

Результаты исследования нашли свое отражение в монографиях, учебных пособиях, книгах, учебно-методических материалах, научных статьях, тезисах и докладах, составляющих свыше 60 печатных листов.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, включающего 442 наименования (из них — 52 на английском языке), и приложения.

Подготовка учителей иностранного языка в ретроспективе развития педагогического образования

Дух человека обретает свое бытие именно в образовании, которое задает содержание и, что более важно, стиль, характер мышления и отношения человека к миру [155, 11]. Повышение качества образования становится приоритетной задачей современного общества. Особое место в этом направлении отведено иностранным языкам, владение которыми обеспечивает общение на межнациональном уровне.

Во все времена уровень преподавания иностранного языка и приоритетность практической или образовательной цели определялись социальным заказом общества.

Изучение иностранных языков в России известно со времён Киевской Руси (XI—XII вв.). Сразу же после введения христианства Великий князь Владимир приказал отдавать на «книжное учение» детей «лучших людей». В XI веке Ярослав Мудрый собирает местных полиглотов в особую переводческую школу. "И к книгам проявлял усердие, часто читая их и ночью и днем. И собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык". Уважение к книжной премудрости в то время было повсеместно, переводы делались качественные. Сын Ярослава, Всеволод, как писали тогда, "дома седя", изучил 5 языков [343, 85]. В аристократической среде широко было распространено знание иностранных языков. Так, Черниговская княжна Ефросинья обучалась у боярина Федора и, как сказано в ее житии, хотя она «не во Афинах учися, но афински премудрости изучи», освоив «философию, риторию и всю грамматию». Знание языков приобреталось и путём живого общения с чужеземцами. В период образования русского централизованного государства (конец XIV—XVI вв.) изучались латинский, немецкий, а во 2-й половине XVII века польский языки. Первые школы, в которых преподавались греческий, латинский и славянский языки (греко-славянские, братские школы), открылись в конце XVI века. В Московском государстве первые частные школы с изучением иностранных языков (греческий и латинский) появились в начале 2-й половины XVIII века. Первой государственной школой, где преподавался греческий язык, было типографское училище, открытое в Москве в 1683 году.

Господство греческого языка характерно для длительного периода русской истории. И в XIV - XV веках он остается бесспорным лидером. В этот период из Византии продолжают поступать различного рода книги, многие из которых переводятся на русский язык. В русских рукописях встречаются греческие слова, доказывающие, что язык этот был достаточно широко распространен. Начиная с XV века, в связи с падением Византийской империи под натиском турок сельджуков, оспаривать первенство греческого все активнее начинает латинский язык [243, 163].

Первые дошедшие до нас сведения о массовом образовании старой Руси рисуют картину весьма печальную. Известны жалобы новгородского архиепископа Геннадия (XV в.), относящегося к тому сословию, для которого образование - или хотя бы простая грамотность - было, по-видимому, совершенно необходимо. Обращаясь к митрополиту Симону, Геннадий убедительно просит его «печаловаться» перед государем, «чтобы велел училища учинити» [419, 382].

Петр Великий основал в Москве в 1700 году математическую школу («школу математических и навигационных наук») для дворянских и приказных детей и поручил ее англичанину Фарварсону. Вслед за этой школой были открыты школа адмиралтейская, артиллерийская, инженерная и (на Урале) две горные. Как и прежде, наука и школа должны были служить практическим потребностям государства [419, 382]. Первым высшим учебным заведением в России была киевская академия, основанная в начале XVII века. Растет число людей, владеющих иностранными языками, увеличивается и набор самих языков: кроме традиционных латинского и греческого, распространяются в России и другие, европейские языки, потребовавшие изменения способа обучения им, подготовки учителей, владеющих языками и методикой их преподавания. С этой целью открываются новые учебные заведения. Так, в 1701 году директор школы в немецкой слободе Швимер был приглашен Посольским приказом на должность переводчика, а заодно ему было предложено обучить немецкому, французскому и латинскому языкам шесть подьяческих сыновей, предназначенных служить переводчиками в этом приказе. Часть его учеников была передана в следующем году пастору Глюку, взятому в плен и перевезенному в Москву с той же целью. Позже была открыта так называемая гимназия Глюка, ставшая в определенном смысле первой школой, созданной специально для изучения иностранных языков. В школе изучали не только французский, немецкий, латинский и греческий, но и ставилась задача обучения восточным языкам - еврейскому, сирийскому и халдейскому. Школа содержалась на государственный счет, обучалось в ней до ста человек [242, 182].

Педагогическое творчество как продуктивная форма педагогической деятельности

Настоящее время в обществе все больше утверждается мысль о том, что образование из способа просвещения индивида должно превратиться в механизм развития творческой личности, ее индивидуальных способностей и дарований, личности, способной конструировать самое себя, определять и изменять свою жизненную стратегию. Для того чтобы усилия педагога стали действенными, недостаточно его эрудиции, методического мастерства, удачного выбора образовательной технологии. Необходимо, чтобы ученик принял педагога как яркую неповторимую личность.

Современные тенденции развития образования, возросшие профессиональные требования к личности учителя усилили потребность в формировании творческой индивидуальности педагога, реализации его творческих способностей, развитии индивидуального стиля деятельности. Следует определиться с понятиями. «Творческой деятельностью мы называем всякую такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [60, 3]. В Советском Энциклопедическом Словаре читаем: «Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца-субъекта творческой деятельности; в природе происходит процесс развития, но не творчество» [335, 46]. Таким образом, в определении понятия "творчество", выделяются его дефиниции: новизна, оригинальность, результативность. В соответствии с концептуальными позициями нашего исследования будем понимать под творчеством продуктивную, созидательную форму деятельности человека.

Существуют различные подходы к определению сущности творчества. Творчество - это исторически эволюционирующая форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности. Через творчество реализуются историческое развитие и связь поколений. Оно непрерывно раздвигает границы возможностей человека, создавая условия для покорения новых вершин [395, 7].

Развернутое определение творческой деятельности дается И.П. Калошиной через систему следующих признаков:

- творческая деятельность направлена на решение задач, для которых характерно отсутствие в предметной области или лишь у субъекта не только способа решения, но, главное, предметно-специфических знаний, необходимых для его разработки, - постулатов, аксиом, теорем, лемм, законов (такие задачи мы называем творческими; в психологической литературе характеристика творческих задач часто сводится лишь к указанию отсутствия способа решения);

- творческая деятельность связана с созданием субъектом на осознаваемом или неосознаваемом уровнях новых для него знаний в качестве ориентировочной основы для последующей разработки способа решения задачи;

- творческая деятельность характеризуется для субъекта неопределенной возможностью разработки новых знаний и на их основе способа решения задачи; неопределенность обусловлена отсутствием каких-либо других знаний, строго детерминирующих указанную разработку [133,6].

Требования к личности учителя иностранного языка — выпускника филологического факультета университета

Одна из главных задач подготовки учителя иностранного языка -развитие его творческой индивидуальности.

Индивидуальность человека может проявляться в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, предпочтений личности, в качестве психических процессов, в особенностях деятельности и творчества. Каждый человек отличается от другого прежде всего своим внутренним, субъективным миром, и этот мир определяет индивидуальность личности намного сильнее, чем ее внешность, физические качества. Можно действовать и усваивать информацию, ориентируясь на штампы и стереотипы, на мнение большинства, добиваясь одобрения и поощрения. В этом случае исчезают мысль, творчество, индивидуальный характер восприятия. «Творчество, оригинальность мышления возникают при стремлении личности разобраться во всем самостоятельно, не ориентируясь на авторитеты и чужие мнения, при постоянном сомнении в незыблемости научных истин и всеми разделяемого мнения, при наличии установки проверять все на практике, на личном опыте» [282, 178].

Необходимость индивидульно-творческого развития студентов -будущих учителей определяется меняющимися условиями обучения и воспитания школьников, ориентацией не на массовое и групповое воздействие, а на творческое открытие каждой личностью сути и смысла для себя. Этот процесс предполагает не запоминание и механическое воспроизведение информации, а творческое преобразование ее, поиск оригинальной интерпретации, способность будущего учителя выработать свой собственный педагогический стиль. Модель выпускника филологического факультета предполагает его готовность к ролевому взаимодействию с учениками на уроке иностранного языка. Эффективная реализация этого взаимодействия возможна на основе текста поведения в профессиональном образовательном пространстве.

Модель выпускника романо-германского отделения филологического факультета классического университета выстраивается в процессе изучения дисциплин лингвистического и психолого-педагогического циклов. Именно творческий аспект в преподавании этих дисциплин способствует формированию личности учителя иностранного языка нового типа. Методологической основой создания модели развития творческой индивидуальности является теория творчества. Многие модели создаются путем идеализации. Модель - одна из важнейших форм исследования гипотез. Она органически связана с экспериментом, создается для исследования в эксперименте, не может быть понята вне связи с экспериментом [408, 81].

Экспериментальное обучение студентов I, IV,V курсов филологического факультета Самарского госуниверситета носило лонгитюдный характер. В течение 17 лет шел поиск оптимальных методов и приемов преподавания основного иностранного языка, вырабатывался и выстраивался социоигровой стиль общения со студентами; интерпретировался лекционный материал по методике преподавания иностранного языка с учетом современных требований и международных стандартов; практические и лабораторные занятия по методике становились экспериментальной площадкой, на которой отрабатывался и воплощался в реальных моделях урока лекционный материал. Продолжением стал спецкурс для студентов выпускного курса, прошедших педагогическую практику, готовых к дальнейшему совершенствованию профессиональной подготовки.

Идеальная модель - это не понятие и не теория, так же, как мысленный эксперимент не умозаключение. Модель и мысленный эксперимент - самые древние формы мышления. Они предшествовали понятийному мышлению так же, как образ предшествовал понятию [408, 91].

Становление учителя, его активной позиции есть прежде всего формирование его как личности. И это ведущая задача вузов, готовящих преподавателей иностранного языка, задача практическая: чем ярче личность учителя, тем сильнее его влияние на учеников. Видя в себе личность, учитель видит ее и в ученике, только личность способна формировать личность.

Идеально представим себе модель учителя иностранного языка, соединив его ролевой репертуар с профессиональными умениями и погрузив в образовательное пространство.

Похожие диссертации на Становление творческой личности учителя иностранного языка средствами театральных технологий