Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление социально-педагогической системы единоборств и ее развитие в современных условиях Передельский Алексей Анатольевич

Становление социально-педагогической системы единоборств и ее развитие в современных условиях
<
Становление социально-педагогической системы единоборств и ее развитие в современных условиях Становление социально-педагогической системы единоборств и ее развитие в современных условиях Становление социально-педагогической системы единоборств и ее развитие в современных условиях Становление социально-педагогической системы единоборств и ее развитие в современных условиях Становление социально-педагогической системы единоборств и ее развитие в современных условиях Становление социально-педагогической системы единоборств и ее развитие в современных условиях Становление социально-педагогической системы единоборств и ее развитие в современных условиях Становление социально-педагогической системы единоборств и ее развитие в современных условиях Становление социально-педагогической системы единоборств и ее развитие в современных условиях Становление социально-педагогической системы единоборств и ее развитие в современных условиях Становление социально-педагогической системы единоборств и ее развитие в современных условиях Становление социально-педагогической системы единоборств и ее развитие в современных условиях
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Передельский Алексей Анатольевич. Становление социально-педагогической системы единоборств и ее развитие в современных условиях : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.08 / Передельский Алексей Анатольевич; [Место защиты: ФГОУВПО "Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма"].- Москва, 2009.- 377 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Логический анализ основных понятий исследования 23

1.1. Единоборства как социально-педагогическая система 23

1.2. Единоборства: спорт и искусство 41

1.3. Гуманистическая ориентация единоборств 53

1.4. Управление сферы единоборств 58

Глава 2. Логика истории становления единоборств 62

2.1. Религиозно-магические протоединоборства 64

2.2. Воинские или боевые единоборства 71

2.3. Спортивные единоборства 93

Глава 3. Философская методо лого-мировоззренческая основа единоборств 100

3.1. Интерпретация философского знания в спортивной педагогике 100

3.2. Грани взаимодействия философии и единоборств 103

3.3. Философские модели и историческая традиция единоборств 109

Глава 4. Общая теория, методология и методика педагогической системы единобоРСТВ 119

4.1. Теоретико-методологические источники и составные части педагогической системы единоборств 119

4.2. Спортивная педагогика единоборств 132

4.3. Прикладная функция единоборств 205

Глава 5. Единоборства и современный спорт 226

5.1. Спортивные и спортивно-боевые единоборства 226

5.2. Боевые искусства и искусства единоборств 254

5.3. Концепция эволюции спортивных единоборств 260

Глава 6. Экспериментальное обоснование социально-педагогической системы единоборств 264

6.1. Социально-психологическая характеристика единоборств 264

6.2. Исследование социально-педагогической системы единоборств в условиях современной российской действительности 285

6.3. Система управления сферой единоборств 295

Выводы 322

Литература 328

Приложение

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования определяется той важной ролью, которую единоборства, как имеющие многомиллионную социальную базу, институциональные системы и направления организации массовой жизнедеятельности людей, играли, играют и, несомненно, будут играть в истории человечества и в жизни общества.

Во-первых, единоборства, являются по сути производной от самых древних родовых типов человеческой деятельности, например, производной от деятельности воинской или военной. Но в то же время, единоборства выступают квинтэссенцией, сосредоточием того творческого, развивающего личность, созидающего начала, которое диалектически противостоит разрушительному, деструктивному в этой деятельности. Происходит это не случайно. На протяжении более чем тысячелетней истории единоборства не остались простым придатком данных типов деятельности, а породили собственный социальный институт, который стал существовать, руководствуясь собственными целями и задачами, логикой своего развития. В основе этой логики - стремление обеспечить собственное воспроизводство, воспроизводство единоборческих отношений и деятельности, воспроизводство типичной личности единоборца, воспитанного и обученного таким образом, чтобы гарантировать такое воспроизводство и в дальнейшем. Единоборства формируют мощный стимул для становления идеала целостной и жизнеспособной личности. Этот идеал объединяет в себе представления о таких фундаментальных функциях, как стремление к самосовершенствованию, самоконтролю, самозащите от агрессивных, разрушающих воздействий.

Во-вторых, единоборства не только пронесли через всю свою историю незыблемое и инвариантное представление об идеале человеческого совершенства как о единстве совершенства биосоматического, психофизического и духовного, но и предложили конкретные методологические и методические формы, методы и средства решения поставленной задачи. Для единоборцев были также разработаны конкретные модели социализации, социальной адаптации, через которые или посредством которых прямо или косвенно, профессионально, на прикладном или на любительском уровне и решалась проблема воспроизводства системы единоборств как института. Таким образом, единоборства породили свою философию многопрофильной социально-культурной ориентации, свою общественно приемлемую, даже востребованную педагогику, способную с высокой степенью эффективности формировать особенный, конкретно-исторический тип личности, в котором диалектически переплетены общее и единичное.

В-третьих, единоборства, объединив сотни миллионов людей, превратились в весьма влиятельный социально-политический фактор. Мировая история учит, что игнорирование или недооценку этого фактора следует рассматривать как проявление явной политической близорукости. Последствия непродуманного легкомысленно-пренебрежительного или, наоборот, агрессивно-диктаторского отношения к единоборствам со стороны государственного управленческого аппарата могут быть крайне негативными для общества в целом, например, из-за потенциальной способности единоборств эффективно содействовать росту криминогенных слоев и среды, усиливать и организовывать антиправительственные оппозиционные движения.

В-четвертых, совершенно недостаточно рассматривать единоборства только в качестве составной (хотя и специфической) части современного спорта. Культура единоборств включает самые различные традиции и модели, начиная от ранних религиозно-магических протоединоборств, боевых или воинских древних и средневековых единоборческих систем, до современных спортивных единоборств и единоборческих направлений. Эти последние в силу своего универсализма или в результате тяготения к высокому, почти запредельному уровню мастерства, сближающего единоборства с искусством, не могут удовлетвориться специальными рамками спортивной модели. Реальная практика доказывает, что существуют различные варианты перспективного развития единоборств собственно как видов спорта, как дисциплин физической культуры или как образования, связанного со спортом весьма косвенно и опосредованно.

Наконец, актуальность проблемы данного исследования проистекает не только из чисто спортивных перспектив и прогнозов, но и из социальных перспектив развития единоборств в России и за рубежом:

в смысле последующих ценностных и социальных ориентаций;

в плане реализации экономического, политического потенциала;

в контексте их использования в борьбе с такими общественными

явлениями, как алкоголизм и наркомания;

в плоскости развертывания общекультурного потенциала и

гуманистических возможностей.

История единоборств прописана довольно скудно и очень фрагментарно. Она скорее напоминает мифологию с элементами летописи и хронографии, чем раздел исторической науки. В силу ряда причин более полно и подробно представлены сведения о единоборствах Китая, Японии, Кореи и о судьбе единоборств за последние два века. Среди отечественных авторов, исследующих указанную проблематику хотелось бы отметить Абаева Н. В. (1989, 1990), Винничук Л. (1988), Голощапова Б. Р. (2007), Мандзяк А. С. (2005), Оранского И. В. (1990), Сидихменова В. Я. (1987) и других. Как правило, каждый из указанных исследователей касался истории единоборств вскользь, исходя из своих целей и задач, используя исторический материал в качестве вспомогательного. К сожалению, на сегодняшний день очень слабо изучена интернациональная история единоборств, не показаны логика единоборческого исторического процесса, его этнографические, этноисторические корни, связь с общими закономерностями мировой истории. Вместе с тем, исторические и этнографические материалы, разработанные исследователями XIX - XX веков и способные прояснить интересующую нас проблематику уже давно изложены и ждут своей интерпретации применительно к истории единоборств.

То же самое можно сказать и о политологии. Несмотря на наличие детально разработанной в классических трудах Аристотеля, Макиавелли Н., Маркса К., в работах отечественных исследователей Разина В. И. (1967), Бурлацкого Ф. М. (1985), Галкина А. А. (1985), Даниленко В. Н. (1984) общей теории и философии политического процесса, на наш взгляд, серьезные попытки применения философско-политологической методологии для оценки зависимости международной и национальной практики существования и развития единоборств от закономерностей социально-политического и производственно-экономического характера еще не предпринимались. Культурологические исследования единоборств, их культурных традиций, менталитета, философии в основном касаются Востока, и особенно Японии и Китая, сумевших донести свой традиционализм до наших дней. Пристальный интерес Абаева Н. В., Васильева Л. С., Бонгард-Левина Г., Судзуки Д. Т. к проблемам и генезису китайской цивилизации, подкрепленный фундаментальными трактатами "Дао-дэ цзин" и "Чжун-цзы", сочинениями Конфуция, Сунь-цзы, Чжан Чжень-цзы, У-цзы и других восточных мудрецов и учителей, позволяет сделать вывод об уникальности китайской цивилизации, явившейся материнской для дальневосточного региона в целом. Именно в этих трактатах и учениях современные отечественные и зарубежные авторы совершенно обоснованно ищут связь между восточной философией, психокультурой и единоборствами. Эта связь намечена, доказана, изучена. Но, к сожалению, в этом конгломерате, на наш взгляд, еще не выделена та инвариантная основа, то интегративное, системообразующее ядро, которое позволило бы не только сопоставлять, сравнивать западную и восточную цивилизации, но и выделять их общечеловеческую ценность, научно-практически использовать знание о закономерностях развития единоборств в одном регионе для анализа и реконструирования их существования в другом регионе.

Что касается проблематики, связанной с взаимоотношениями единоборств вообще и восточных единоборств, в частности, с современными концепциями физической культуры и образования, то за последние десятилетия, как у нас, так и за рубежом на эту тему написана значительная по своему объему литература. Тем не менее, в ценных, малоценных и абсолютно не нужных информационных источниках можно выделить три явных упущения:

во-первых, эта литература со своей поверхностной классификацией

(характерной для, например, польских авторов) далека от научного анализа, генезиса и эволюции спортивных единоборств;

во-вторых, в изученной нами литературе авторы, как правило, касаются

какого-то одного спортивного единоборства или группы единоборств и не выходят на уровень анализа педагогической системы единоборств в целом, единоборств, как социального института;

наконец, в результате узко специализированного подхода, к сожалению, у

многих авторов сформировалась привычка подробно разбирать лишь технический аспект спортивного единоборства. Психология и философия, то есть методолого-мировоззренческие основы спортивно-тренировочной деятельности, к сожалению, остаются вне содержательного обсуждения.

Несмотря на то, что есть множество профессиональных работ, посвященных психологическим аспектам спортивной деятельности, созданных как теоретиками, так и практикующими в спорте высоких достижений психологами, такими, например, как Загайнов Р. М. (1993), Найдиффер Р. М. (1979), Пуни А. Ц. (1973) и др.; системный научный анализ философии и психологии в качестве методологии единоборств, способной существенно и позитивно повлиять на повышение и стабилизацию спортивных результатов также практически отсутствует.

Между тем, практика единоборств в буквальном смысле порождается философией жизни и, одновременно, порождает свою философию, философию единоборческого практического опыта, базирующуюся на спортивной и прикладной психологии и педагогике. Это обстоятельство пропагандировали и доказывали такие признанные авторитеты в мире единоборств, как Брюс Ли и Роланд Хаберзетцер.

Таким образом можно заключить, что необходимые условия для комплексного, системного анализа единоборств уже созданы, а, следовательно, созданы предпосылки для научного теоретико-практического представления о них как о специфическом социально-историческом институте, который со временем сформировал и свою социально-педагогическую систему, пока не нашедшую теоретического обоснования при ее реализации в современных социально-экономических условиях России.

Не способствует скорейшему разрешению проблемной ситуации и острота кадрового вопроса. Причина в том, что продуктивно исследовать предмет, находящийся на "стыке" многих наук, могут либо универсальные специалисты, сочетающие теоретические, практические и прикладные практические знания и навыки, либо сплоченные научные группы, состоящие из практиков и представителей нескольких теоретических областей знания (философов, историков, политологов, психологов, биологов, педагогов).

Цель исследования заключается в разработке структурно-содержательных принципов построения социально-педагогической системы единоборств для внедрения в образовательный процесс и в практику управления, что должно способствовать, во-первых, повышению профессиональной компетентности специалистов в сфере физической культуры и спорта, во-вторых, созданию более эффективного механизма административного управления институтом единоборств, а также развитию свойственных единоборствам методов психофизического управления в спорте и в служебно-прикладной практике.

Гипотезой, положенной в основу работы, стало предположение о том, что разработка и практическое внедрение концепции социально-педагогической системы единоборств создадут условия для более эффективной подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта, послужат в качестве более адекватного научного отражения, фактически сформировавшегося системно-институционального бытия единоборств, станут научно-практическим стимулом дальнейшего развития единоборств в спорте и в служебно-прикладных областях общественной жизни.

Объект исследования - единоборства как социокультурный феномен, как явление общественной жизни, как социально-исторический институт, возникающий в ходе исторического процесса, в общем и целом, подчиняющийся влиянию его общих законов, но имеющий при этом и собственную логику, цели и законы развития.

Предмет исследования - структура и содержание процесса становления, развития, оформления единоборств как сложно организованной социально-педагогической системы.

Задачи исследования.

1. Ввести и обосновать понятия "единоборства" и "социально-педагогическая система единоборств". Изложить и проанализировать родовидовые и атрибутивные характеристики социально-педагогической системы единоборств, ее состав, структуру, управляющие механизмы, системообразующие факторы, основные принципы функционирования.

2. Выделить и исследовать основные исторические традиции (или типы) и формы единоборств. Проанализировать зависимость их существования и развития от этно-демографических, производственно-экономических, социально-политических и религиозных факторов мирового исторического процесса, разработав тем самым основы научной систематизации единоборств.

3. Исследовать методологию и методику единоборств как специфической педагогической системы, построить общую методолого-методическую основу концепции учебно-тренировочной и соревновательной подготовки единоборцев.

4. Исследовать системные взаимоотношения единоборств и современного спорта, ретроспективную и перспективную динамику этих взаимоотношений. Сформулировать концепцию эволюции спортивных единоборств.

5. Разработать научно-практический алгоритм формирования общей социально-психологической характеристики единоборств в современный период, необходимый для объективной оценки роли единоборств в районе, регионе, стране в целом и для организации на этой основе системы эффективной педагогической работы.

6. Сформулировать принципы гуманистической направленности обучения единоборствам при формировании личности и в процессе профессиональной подготовки специалистов данного профиля.

Методы исследования. Для решения поставленных задач применялся комплекс исследовательских методов.

1. Материалистическая диалектика. Ее законы и категории используются на протяжении всего исследования.

2. Общенаучные теоретические методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогии; процедуры классификации, систематизации, абстрагирования, обобщения.

3. Общенаучные эмпирические методы: включенное наблюдение, констатирующий и формирующий эксперимент, моделирование.

4. Методы прикладной социологии: контент-анализ, анкетирование, интервьюирование.

5. Метод интерпретация, на базе которой осуществляется разработка и реконструкция связующих звеньев между мировоззренческо-методологическими основами единоборств и методикой тренировочного и соревновательного процесса.

6. В качестве тестов, позволяющих фиксировать влияние единоборств на личность и общество использовались следующие индикаторы-показатели:

отношение единоборцев к криминальной среде, к закону, к

правоохранительным органам и силовым структурам;

степень агрессивности и дисциплинированности, проявляемые в их

социальном поведении;

степень зараженности единоборцев вредными привычками (наркомания,

табакокурение, алкоголизм);

степень усидчивости и прилежания в посещаемых учебных заведениях;

направления их преобладающей социализации;

достижения в области физической культуры и спорта.

Теоретико-методологическая основа исследования содержит ряд теорий и концепций из различных областей научного знания. Структура диссертации определяет следующую группировку и последовательность перечисления источников:

1 глава.

логико-методологический анализ Старченко А. А.,

концепция спортивной педагогики Неверковича С. Д.;

2 глава.

теория общественно-экономических формаций и историческая концепция

Маркса К. и Энгельса Ф.;

3 глава.

философско-педагогические концепции конфуцианства, даосизма, чань

(дзэн) – буддизма, изложенные в таких древних источниках, как Веды, Упанишады, Шуцзин и Шицзин, Типитака (Трипитака), Ицзин (Чжоу-и), в трактатах "Лунь-юй", "Мэн-цзы", "Чжуан-цзы", "Дао-дэ цзин", "Ле-цзы", "Сунь-цзы";

4 глава.

концепция ориентировочной деятельности Гальперина П. Я., общепсихо-

логическая теория деятельности и концепция интериоризации Леонтьева А. Н., Лурии А. Р., Выготского Л. С.,

концепция констатирующего и формирующего педагогического эксперимента Неверковича С. Д.;

5 глава.

философско-педагогические концепции олимпизма, спартианства, спорта

и искусства Столярова В. И.,

теория этногенеза Гумилева Л. Н.

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования заключается во введении понятий, в разработке тезауруса, в структурно-содержательном анализе, то есть в создании концепции социально-педагогической системы единоборств как составной части спортивной педагогики, ориентированной на обще социальную, спортивную и прикладную практику единоборческой деятельности. В частности, значимость указанной концепции определяется разработкой философских и психологических мировоззренческо-методологических основ единоборческой спортивной деятельности и механизма их интерпретации в спортивной педагогике. Такой подход, сближая всеобщую, общую и частную теорию с практикой единоборств, открывает широкие, как правило, не используемые раннее возможности органичного слияния гуманитарного и естественно-научного анализа, создает гарантию успешного теоретико-практического поиска, моделирования и внедрения резервных схем достижения высшего спортивного мастерства.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что впервые:

дан комплексный, целостный анализ единоборств как социально-

педагогической системы;

введены и обоснованы понятия единоборства и социально-педагогической

системы единоборств;

к исследованию единоборств применен системный подход, определены

состав, структура, управляющие механизмы и интегративное свойство (фактор) социально-педагогической системы единоборств;

выявлены и описаны основные исторические типы (традиции)

единоборств;

произведен их сравнительный анализ, исследована логика их

исторической смены, преемственности;

единоборства показаны как социальный институт, как специфическая

область общественной жизни, комплексно исследованы закономерности ее изменения и развития под влиянием других сфер общественной жизни (экономической, социальной, политической, религиозной);

на основе изучения и систематизации мировоззренческо-

методологических основ и различных спортивных и прикладных психофизических единоборческих методик разработана общая методолого-методическая связка, выраженная в учебно-тренировочной, соревновательной и служебно-прикладной экстремальной подготовке единоборцев, а также ориентированная на эту подготовку социально-педагогическая теория управления.

дана эволюционная концепция единоборств;

создана концепция искусств единоборств как возможной перспективы

дальнейшей специализации и гуманизации единоборческой деятельности;

дан комплексный социально-политический и производственно

экономический анализ общественного бытия и роли единоборств в современный период (в частности исследована проблема взаимоотношений единоборств с криминальной средой общества), что позволило описать систему и механизмы административного управления единоборческими организациями в муниципальном образовании и в регионе;

представлена концепция социально-педагогической карты единоборств,

определены ее основные положения и параметры, позволяющие давать комплексную социально-психологическую характеристику и оценку тому или иному единоборству в современном мире, стране, отдельно взятом административно-территориальном образовании;

Говоря о новизне исследования, следует указать также на несколько методических практических разработок частного характера для учебно-тренировочного и соревновательного процесса:

например, первое обобщенно-теоретическое изложение частных

принципов технологии подготовки и проведения двух универсальных версий контактного поединка такого современного вида единоборства как "Бойбо" (бой без оружия);

далее, разработка философской геометрии единоборств, то есть

исследование происхождения ряда тактических принципов и схем, а также некоторых часто применяемых в спортивных единоборствах технических приемов от древней религиозно-магической символики;

в-третьих, систематическое изложение частной методики обучения

контактному поединку, включающая конкретно-практические задания, в той или иной степени полноты и завершенности, фактически применяемые спарринг - тренерами в различных видах спортивных единоборств;

наконец, разработка частной концепции управления своим

психофизическим состоянием и поведением соперника до и во время спортивного спарринга. Данная разработка, в том числе содержит описание основных этапов использования в спортивных единоборствах такого эффективного психофизического метода достижения высшего мастерства, как активная медитация.

В области прикладного использования умений и навыков спортсменов - единоборцев научная новизна представлена разработкой частных моделей психофизического манипулирования в экстремальных ситуациях.

В качестве научной новизны служит также частная интерпретация гуманистической идеи и ориентации применительно к учебно-тренировочной и соревновательной практике спортивных единоборств.

Практическая значимость результатов исследования состоит в следующем:

внедрение данного материала в виде теоретико-практических спецкурсов

в учебный процесс РГУФКСиТ и других профильных высших учебных заведений страны позволяет студентам и магистрантам, специализирующимся по соответствующим кафедрам расширить свой тренерский кругозор, придать цельность и завершенность образованию, целеустремленность и продуктивность их профессиональной деятельности и образу жизни, то есть значительно повышает профессиональную компетентность специалистов;

результаты исследований успешно применяются в учебно-тренировочной

практике спортсменов-единоборцев, усиливая элемент системности и научности, что, как доказывает аналитика результатов многочисленных соревнований, положительно отражается на результатах единоборческой соревновательной деятельности;

практическая значимость данного исследования определяется

конкретизацией перспектив развития универсального направления в сфере спортивных единоборств, а также направления искусств единоборств;

большое значение имеет социально-политическое исследование

единоборств в практике государственно-муниципального управления и прогнозирования развития территорий, то есть регионов субъектов федерации, муниципальных районов, городских округов, сельских поселений, а также в образовательной деятельности, являющейся отражением данной практики;

материал по психоуправлению имеет практическую значимость для

успешной работы силовых структур, подразделений, специализирующихся на борьбе с бандитизмом и терроризмом, а также для мастеров-единоборцев, получающих свод практических рекомендаций по поведению в экстремальных ситуациях;

установлена высокая эффективность применения единоборческих

технологий в борьбе против наркомании и преступности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Систематизация единоборств должна включать помимо общепринятой классификации направлений и видов единоборств их типологизацию и формализацию, предполагающие выделение четырех основных типов или исторических моделей, двух генеральных и пяти организационных форм единоборческой практики.

2. Установлены три основные эволюционные фазы социального института единоборств, каждая из которых определяется особенной доминирующей тенденцией:

- фаза религиозно-магических протоединоборств;

- фаза воинских или боевых единоборств;

- фаза физкультурно-спортивных единоборств.

3. Процесс эволюции единоборств в современном спорте содержит три основных этапа, подразумевает сосуществование и борьбу двух тенденций в развитии спортивных единоборств (тенденций универсализации и специализации), существование направления искусства единоборств, потенциально способного стать третьим этапом спортивной эволюции единоборств.

4. В процессе социально-педагогического оформления единоборства выработали достаточно общую и инвариантную философско-педагогическую, методолого-методическую основу, которая активно используется в современной спортивной деятельности, а также в служебно-прикладной практике и в практике жизнедеятельности мастера-единоборца в условиях неординарной и экстремальной ситуации. Эта практическая основа требует теоретического обобщения и систематизации в качестве профессионального образования спортсменов - единоборцев.

5. Социально-педагогическая система единоборств есть социальная, психологическая, методическая, спортивно-педагогическая, самоуправляемая система, включающая семь основных взаимосвязанных компонентов и предполагающая шесть основных принципов философского и педагогического функционирования.

Организация исследования. В данной диссертации используются результаты совместной учебно-тренировочной и соревновательной практики с региональными клубами и сборными командами федераций тхэквондо ВТФ России, Испании, Турции, Южной Кореи, Украины, Узбекистана, Германии в период с 1993 года до 2003 года.

На основе ряда представленных в исследовании положений и выводов в Москве и в Люберецком районе Московской области проводился социально-педагогический констатирующий эксперимент, который в 1995 году распространялся на пятнадцать столичных и областных средних общеобразовательных школ Московского региона. Эксперимент был завершен в 2000 году. На базе полученных и проанализированных данных с 2002 по 2007 год проводился широкомасштабный формирующий эксперимент с участием основных клубов и федераций единоборств и боевых искусств Балашихинского района Московской области, охвативший более пяти тысяч человек.

Ряд разрабатываемых в диссертации концепций использовался и проверялся в практике учебно-тренировочной подготовки и работы федеральных служб и охранных структур, в деятельности Московской и областной, Тверской, Дядьковской и других федераций тхэквондо и бойбо.

Апробация результатов исследования. Основные материалы и положения диссертации обсуждались на:

конференциях и семинарах Федерации тхэквондо России, Союза

тхэквондо России олимпийского комитета, а с 2007 года на семинарах Международной федерации БОЙБО (бой без оружия);

заседаниях и комиссиях РОССПОРТА, региональных комитетов по

физической культуре и спорту, региональных федераций по различным видам спортивных единоборств;

в виде докладов пленарных и секционных заседаниях:

- международной конференции "Спорт, спартианское движение, культура мира" (май 2007 года, Москва, РГУФКСиТ);

- совместного российско-шведско-молдавского научно-практического семинара по проблемам рынка труда и профессиональной занятости "Передовые формы и методы работы" (ноябрь 2007 года, Московская область, городской округ Балашиха);

- конференции профессорско-преподавательского и научного состава, проводимой в рамках Х научной сессии РГУФКСиТ (февраль 2008 года);

- XII международного научного конгресса "Современный олимпийский и паралимпийский спорт и спорт для всех" (май 2008 г., Москва, РГУФКСиТ);

В виде тезисов материалы направлялись на:

- V Всероссийскую научно-практическую конференцию "Дети России образованы и здоровы" (ноябрь 2007 года, Санкт-Петербург);

- III Всероссийскую научную конференцию "Сорокинские чтения" (декабрь 2007 года, Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова).

Внедрение полученных результатов. По материалам диссертации в период с 1991 года были опубликованы две монографии, учебное пособие, результаты исследования были отражены в 45 статьях и иных научных публикациях. Материалы диссертации нашли отражение в программах спортивной подготовки региональных команд Федерации тхэквондо России, Международной федерации БОЙБО (бой без оружия).

Результаты исследования определили содержание воспитательной и учебно-тренировочной работы тренерско-преподавательского состава Люберецкой федерации контактных видов единоборств, Управления по физической культуре, спорту и туризму администрации Балашихинского района Московской области, ДЮСШ, муниципальных центров, клубов и федераций единоборств городского округа Балашиха, городов Люберцы, Дзержинский, Котельники.

На основе материалов диссертации подготовлены и в 2008 году включены в учебный процесс РГУФКСиТ программа дисциплины по выбору и спецкурс "Философские аспекты педагогики и психогогики единоборств".

Авторские разработки были опубликованы на страницах журналов "Вестник московского университета", "Тхэквондо", "Черный пояс", "Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта"; размещены на сайтах ряда региональных и межрегиональных спортивных организаций и клубов в качестве обязательной для изучения информации, например, на сайте клуба "Астрон", на сайте межрегиональной организации "Объединение "Реванш"; стали частью пособий и методических рекомендаций научно-методических комиссий Федерации тхэквондо России, Союза тхэквондо России олимпийского комитета, Международной федерации по бою без оружия.

Достоверность результатов и обоснованность научных положений обеспечивается применением комплекса современных гуманитарных и естественнонаучных методов исследования, адекватных поставленным задачам; базируется на практическом применении отдельных положений и целых разделов диссертационного материала за последние пятнадцать лет. Число непосредственных участников различных экспериментальных исследований достигает шести тысяч человек.

Достоверность и обоснованность выводов подтверждается актами внедрения результатов исследований в учебный процесс высших, средних специальных, общеобразовательных учебных заведений, учреждений и организаций образовательного и спортивного профиля. Численность членов организаций и учреждений, внедривших диссертационные разработки и методики, составляет более 30 тысяч человек. В качестве доказательства достоверности результатов и обоснованности положений диссертации рассматриваются опыт организации и личного участия в соревновательной и тренерско-судейской деятельности, опыт планирования, проведения и личного участия в специальных операциях, рейдах, мероприятиях по охране жизни и здоровья российских и иностранных граждан, опыт педагогической и руководящей работы в общественных и государственно-муниципальных спортивно-образовательных организациях, учреждениях, административных структурах.

Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 354 страницах, состоит из введения, 6 глав, выводов, списка литературы (281 источник, в том числе 31 на иностранном языке), приложения. Текст диссертации содержит 12 таблиц, 19 графиков, диаграмм, рисунков.

Единоборства: спорт и искусство

Рассматривая становление и развитие единоборств в историческом процессе, мы, естественно, будем стараться не упускать из виду все их основные традиции. Тем не менее, если считать промышленные и социальные революции раннекапиталистического общества неким "водоразделом", то по отношению к этой демаркационной линии можно условно выделять две главные, системообразующие, равнодействующие векторные традиции: докапиталистическую, воинскую или боевую, с одной стороны, и спортивную, вырастающую из собственной традиции развития физической культуры - с другой. Соответственно, можно говорить о двух главных комплексных моделях единоборств: воинской и спортивной. Эти модели роднит то, что в основе каждой из них лежит соперничество как противоборство с применением физической силы, то есть силовое противоборство. В обеих моделях это силовое противоборство происходит в форме парного поединка "один на один" с оружием или без него. В обеих моделях подготовка к поединку требует регулярного и серьезного тренинга, тренировочной деятельности по поддержанию и развитию необходимых общих и специальных физических и психических кондиций. Обе модели подразумевают, что единоборство происходит по определенным, заранее оговоренным или типовым правилам. Даже наличие судей не является принципиальным отличием спортивной модели, поскольку боевые единоборства, как правило, также не исключают присутствия секундантов, свидетелей, поручителей, устроителей, старейшин, войсковой старшины, отдельных людей или групп, выполняющих роль судей, оценивающих поведение противников с точки зрения канонов и утверждающих результаты поединка. Казалось бы, спорт можно назвать предельной формой бескровных воинских единоборств, а боевые поединки, наоборот, кровавым или смертельным спортом. Но есть одно обстоятельство, делающее указанные модели единоборств если и не принципиально, то уж наверняка существенно отличными друг от друга. Речь идет о спортивном соревновании. "Спортивное соревнование - центральный элемент спорта - относится к числу игровых форм соперничества. Оно проходит не в обычных жизненных ситуациях, а в особых, искусственно созданных, условных, игровых ситуациях, предусматривает соблюдение определенных правил, в том числе правил - запретов, а также наличие судей, объективно оценивающих те или иные способности соперников" [208].

Искусственность, условность игровой ситуации спортивного соревнования накладывает свой отпечаток и на все остальное, например, на результат поединка, делая его столь же условным. В боевом единоборстве в той или иной степени стоит вопрос о жизни и смерти противников, по крайней мере, о "первой крови" или о физическом поражении, символизирующем гибель. В единоборстве спортивном победа означает не гибель (как факт или символ) одного из противников, а лишь условное уничтожение, поражение, хотя бы и сопровождающееся порой ощутимо реальным психофизическим ущербом сопернику. Спортивная победа означает преимущество, превосходство победителя над побежденным, порой очень кратковременное. В этом отличии заключен такой гуманистический заряд, который по-новому, совершенно иначе расставляет многие акценты в системе обучения и воспитания единоборца.

Перед нами отличная иллюстрация философского диалектического закона перехода количественных изменений в качественные и наоборот. Действительно, стоит только убрать эту, обеспечивающую гуманизм спортивного соревнования, специфику, как спорт тут же оказывается перед угрозой оборачивания, сползания к таким "первобытным", диким видам единоборств, которые своей жестокостью, свирепостью, цинизмом затмевают самые кровавые воинские игры, перед которыми даже гладиаторские бои выглядят невинными забавами. В большинстве случаев определения спорта и не упоминают указанного глубокого сущностного отличия, на котором так горячо настаивают такие теоретики, как В. И. Столяров [207]. Приведем лишь некоторые примеры! Во французской энциклопедии Вебера указывается, что английское слово "Sport" происходит от древнефранцузского и охватывает коллективные и индивидуальные занятия физическими упражнениями по соответствующим правилам. Всемирный энциклопедический словарь 1976 года, претендуя на обобщающий характер определения спорта, трактует его как игровое состояние или другое приятное времяпрепровождение, требующее некоторого мастерства и определенной физической тренировки. Английская энциклопедия 1964 года рассматривает спорт как универсальную форму рекреации, одно из важных средств самоутверждения. Снова французская энциклопедия Вебера: "Спорт - деятельность в свободное время, цель которой -физическое совершенство, участие в состязаниях, подготовка к ним и т. д.". Немецкий лексикон 1976 года определяет спорт как совокупность взглядов, мероприятий, средств и деятельности, направленной на достижение высоких результатов в соревнованиях. Для авторов Большой советской энциклопедии 1976 года спорт означает систему организации и проведения соревнований и учебно-тренировочных занятий по различным комплексам физических упражнений [191].

Кое-кто из современных авторов (например, В. М. Выдрин и Б. В. Евстафьев, в своих работах 80-х годов) пытается уйти от простых описательных определений, нащупать сущностное ядро спорта, акцентируя внимание на спорте как на специфическом виде деятельности, на специально организованном процессе, направленном на выявление предельных возможностей человека. Упоминается выделение спортивных соревнований и спортивно-педагогического процесса (подготовка спортсмена, спортивная тренировка) как двух составных частей спорта, отмечается при этом, что спортивные соревнования направлены на выявление победителя, а спортивно-педагогический процесс - на формирование спортивного мастерства. Но и в этих определениях нет ни слова о педагогике как науке "о процессах обучения и воспитания личности", о гуманистической специфике или общечеловеческих ценностях спорта [164].

Поэтому стоит ли удивляться, когда интересные и уважаемые авторы в своих действительно глубоких исследованиях истории единоборств и боевых искусств отрицают само существование общечеловеческих ценностей, считая их иллюзией, порожденной процессом глобализации. По этому поводу автор книги "Боевые искусства Европы" А. С. Мандзяк, например, пишет следующее: "Сейчас нередко говорят о так называемых "общечеловеческих" ценностях, якобы единых для всех рас и народов. По моему убеждению, таких ценностей нет. Представителю любого народа, любой национальной группы и любой религии наиболее ценным кажется, прежде всего, то, что является "родным" именно для него" [137].

Воинские или боевые единоборства

Своя специфика отличает воинские или боевые единоборства. Эпоха варварства, обнимающая рабовладельческое и феодальное общество, стала "золотым веком" воинских единоборств. Развитие частной земельной собственности, определило и резко ускорило процесс отчуждения центральных органов власти и гибель родовых институтов. Пришедшее на смену клановому территориальное деление населения в полной мере касалось и религиозной жизни. Энгельс отмечал, что при территориальном делении афинян на демы (своеобразные общины, округа) каждый дем получал свой храм и бога-покровителя, для которого демоты выбирали священнослужителей. Это означало, что, оставаясь еще отчасти непосредственно общественной, культовая практика приспосабливалась к внеродовой, государственной организации. Общей закономерностью религиозных комплексов данного периода являлось их территориальное перерождение: духи и боги-покровители рода постепенно превратились в покровителей территориальных общественных объединений. Это произошло частично путем насаждения чужих и новых культов, частично посредством адаптации традиционных родоплеменных божеств к раннегосударственному централизованному культу [223].

Постепенное приспособление религиозного комплекса к изменениям, происходящим в общественной жизни, проявилось и в специфических формах военной демократии. Поскольку территориальное деление было в принципе военно-территориальным, то есть учитывало вопрос набора вооруженных сил по территориальному признаку, постольку, в частности, к греческим навкрариям (римским центуриям) перешли политические права прежнего собрания фратрий (курий). Публичная власть все больше ориентировалась на войну как на постоянный промысел [186].

Принимала соответствующий воинственный оттенок и зарождавшаяся церковь. Эта тенденция, например, очень характерна для института раннефеодальной дружины. На этот счет есть указание Энгельса, что Тацит приписывал дисциплинарную власть в войске германского военного вождя жрецам. Военная деятельность духовенства приняла широкие масштабы в отрядах Карла Великого. У различных народов мира в свое время усилилась и вытеснила вредоносную магию магия военная. Воинственный быт племен, завоевательная политика раннегосударственных устройств породили целый ряд божеств войны, наделили военными функциями старых богов (мексиканский бог Уитцилопочтли, вавилонский Мадрук, греческий бог войны Арес, римский бог войны Марс, британский Белатукадрос, иудейский Яхве). Появились даже особые жрецы, специализировавшиеся на военных обрядах [223].

Итак, "родовой строй превращается в свою противоположность: из организации племен для свободного регулирования своих собственных дел он превращается в организацию для грабежа и угнетения соседей, а соответственно этому его органы из орудий народной воли превращаются в самостоятельные органы господства и угнетения, направленные против собственного народа" [248]. Государство возникло как сила "происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждающая себя от него" [248]. Учитывая, что это общество включало в себя рабов, вольноотпущенников и свободных, которые к тому же были разделены имущественным неравенством, нетрудно представить изначальную разнородность социальной базы, а следовательно, полифункциональность государства. Оно было силой поддержания порядка, властью, организующей и управляющей разношерстным и противоречивым обществом. Оно было не только властью, умерявшей социальные столкновения, но и властью, воспроизводящей социальную напряженность в расширенном масштабе.

Такая полифункциональность была свойственна государству как целому, а, следовательно, и составляющим его частям. Сказанное выше особенно относится к церкви, которая, вырастая из храма, впитала в себя родовые традиции, дольше всего существовавшие в религиозной жизни. Чтобы ясно осознать этот факт, достаточно более пристально взглянуть на религиозный синкретизм любой так называемой национальной религии. Официальный, государственный культ и вероучение национальной церкви включают в себя культ царей (императоров) и их предков; культ предков-покровителей общин и городов; мифологические конструкции жрецов; верования, связанные с народными промыслами и аграрными культами; переосмысленные и адаптированные пережитки ранних религиозных форм, начиная с тотемизма. По сути дела, сложность пантеона богов и духов любой национальной церкви отражает сложность самого исторического процесса превращения родовой жизни в государственную [223].

Будучи вытесненными из отчужденной общественно-политической жизни, народные массы еще находили некоторое утешение в религии именно в силу ее достаточно сложного характера. Государству отчасти было выгодно, чтобы люди искали защиту у церкви, не осознавая иллюзорность этой защиты. Так или иначе, но всегда имела место относительная самостоятельность, относительная демократичность религиозных комплексов по отношению к официальным государственным органам в том случае, если эти религиозные комплексы не совпадали с последними. Этим объясняется исключительный успех, с которым церковь претендовала на роль защитницы интересов всех категорий населения. Успех был тем более полным, чем меньше в церкви оставалось старых аристократических элементов, мешавших ей преодолеть былую родовую замкнутость. А родоплеменной аристократизм, сопротивление со стороны жречества местных племенных культов нарастающей централизации религии преодолевались в процессе завоевания, крушения, объединения отдельных государств и образования огромных централизованных сверхгосударств типа индийского государства Маурьи, стран Арабского халифата, Римской империи [241].

Централизация, космополитизация религии, нивелировка национальных культов сопровождали и отражали политическую централизацию и объединение племенных раннегосударственных союзов. Мировые религии возникли из племенных и национальных религий и вопреки им, подчиняясь политической логике становления и развития церковно-государственных комплексов, подчиняясь внутренней логике нарастания религиозного отчуждения, как одной из сторон (форм) общего процесса отчуждения, связанного с расцветом частной собственности [127].

Приведенные выше факты не только проливают свет, но кристально ясно и логично объясняют почему, например, культ Перуна превратился во всеобщий культ варяжского воинского братства, промышляющего разбоем и войнами на огромной территории от Северного моря до Великой Степи и объединяющего представителей разных скандинавских, славянских, хазарских, булгарских народов. Становится понятным "внезапное озарение" Князя Владимира, крестившего в 988 году Русь и изгнавшего за пределы государства свою варяжскую дружину, мечи и копья которой подарили ему власть и Киевский велико-княжеский "стол". Таким образом, были лишены поддержки государства и стали врагами православной церкви потомки соратников Вещего Олега, Игоря, Святослава Великого, не раз потрясавших основы Византийской империи и на равных бившихся со свирепыми сыновьями Одина и римскими катафрактами. А "нурманы" и "свей", поклонявшиеся ранее родовому, далее территориальному скандинавскому богу воинов и героев, одноглазому Одину, известные всей Европе под именем викингов, столь же логично забывали свой старинный боевой культ и устанавливали христианство в завоеванных ими территориальных государственных образованиях Нормандии и Англии [210].

Грани взаимодействия философии и единоборств

Философию единоборств вот уже много лет окружает ореол таинственности и неуловимости. От нее ждут открытий, подобных открытию нового континента; прорыв в универсальное мистическое знание, позволяющее сразу стать мастером; расшифровки секретов тайных боевых учений, затерянных в глубине веков [276].

Между тем энтузиастам, как правило, не удается даже напасть на след этой мудрости, ведущей к совершенству. Высокооплачиваемые японские и корейские инструкторы регулярно намекают, будто знакомы, например, с философией восточных единоборств, но тут же добавляют, что из-за жесткого регламента тренировок не имеют (к их глубокому сожалению) возможности обучать еще и философии. Наши тренеры ограничиваются давно застрявшей в зубах историей о хилом мальчике, который, став мастером, благодарно поклонился своему старому обидчику, бывшему невольной причиной, побудившей когда-то бедолагу серьезно заняться единоборством. Этот трогательно-назидательный сюжет с небольшими вариациями передается каждой новой группе учеников, уложенной на пол, посаженной на колени или поставленной по стойке "смирно". Философы разводят руками, не находя в данном случае предмета философского исследования и забывая, что «ножницами» западной науки не очень корректно кроить материал восточной культуры. А востоковеды выборочно переводят древнекитайские трактаты, восхваляя мудрых полководцев, умевших перестраивать войска в соответствии с мантическими формулами.

Заваленная грудой слухов, догадок и фантазий, тема начинает благополучно перезревать, вызывая пессимизм и негодование отчаявшихся в своих поисках людей. С другой стороны, на всяческих околонаучных спекуляциях процветают разного рода дельцы. Не желая и дальше обострять проблемную ситуацию, лить воду на мельницу нигилизма или шоу-бизнеса, мы попытаемся проанализировать этот серьезнейший вопрос, возможно определяющий перспективу развития многих видов культуры и спорта в нашей стране. Начнем по порядку.

В качестве одного из важнейших компонентов духовной культуры общества философия представляет собой систематизированное мировоззрение и как таковое оказывает влияние на весь образ жизни людей, начиная со взглядов и представлений и заканчивая ориентацией в практической деятельности. Философия объединяет и упорядочивает в единой системе самые различные духовные образования: мифологию, религиозные представления, научные теории, этико-эстетические взгляды, житейский опыт людей [6, 33].

Философия есть абстрактное мировоззрение. Она не просто выясняет отношения между конкретным человеческим "Я" и окружающим миром как средой существования, но пытается рассуждать о человеческой природе вообще, о человеке как о существе, которое творит и познает мир — космос [6, 96].

Наконец, философия - это саморефлексирующее, самопознающее мировоззрение, это сознание, направленное на себя, пытающееся как бы «со стороны» рассмотреть, осмыслить и оценить сам мировоззренческий процесс [6, 52].

Любой из нас живет в нескольких социальных измерениях одновременно: каждый человек является и гражданином государства, и членом какой-либо профессиональной группы, и представителем определенной этнической общности, и членом семьи. Каждый уровень социального общения предписывает разные мировоззренческие взгляды, а, следовательно, и разную философию: философию как совокупность семейно-бытового практического опыта человека, как профессиональную ориентацию, как знание обычаев и традиций данного народа, как государственную идеологию. Какой из перечисленных видов-уровней философии полезней, ближе человеку? На этот вопрос каждый отвечает индивидуально. Нам представляется, что приоритет все-таки должен оставаться за философией практического опыта, философией жизни конкретной личности. Почему? Во-первых, потому, что чужие ошибки и чужая мудрость, как правило, никого не учат, общественные ценности и идеалы мы осмысливаем индивидуально, преломляя их через свой жизненный опыт. Во-вторых, философия жизни универсальна, её понимают представители самых разных профессий, национальностей, политических группировок. В этом смысле она относится к общечеловеческой культуре и представляет собой непреходящую ценность. На её основе возможен культурный диалог очень отличных друг от друга цивилизаций. В-третьих, эта философия имеет для каждого из нас внутренний характер. Она не привносится извне, как другие (общественные) виды философии. Она порождается нашим счастьем и страданием, нашими победами и поражениями. По сути дела, она неотделима от нас, ибо это наше самосознание, самочувствование. Это те убеждения, которые мы храним и которыми мы руководствуемся независимо от наших официальных взглядов и социального статуса.

Исходя из всего сказанного, подчеркнем, что не идеологические доктрины, не чуждые нам обычаи и верования, а именно житейская философия древних мудрецов, неотделимая от всего их образа жизни, представляет для нас максимальную ценность [17].

Следует отметить, что, философия Востока по своей проблематике несколько отличается от философии Запада. Центральной проблемой восточной философии является проблема противопоставления двух миров-состояний: сансарического и нирванического. Восточных мудрецов занимает вопрос о том, каким образом можно перейти от первого ко второму: покинуть мир обмана и страдания и достигнуть состояния покоя и истины [241].

В основе традиции западной философии (по крайней мер, так считалось до начала XXI века) заложен другой вопрос. Это вопрос о субъект-объектных отношениях. Он более абстрактен и менее связан с непосредственной практической деятельностью человека. Отсюда столь характерный для Европы дух и культ "чистой философии", "чистой науки", "чистого искусства". Хотя было бы не верно забывать, что и на Западе всегда существовал вопрос о человеческом счастье, о смысле жизни, который был сродни указанному восточному аналогу. Но этот вопрос как-то отошел на второй план по сравнению с греческой любовью к мудрости (из этих трех слов "любовь к мудрости" и было образовано слово "философия") [6].

Спортивная педагогика единоборств

В свою очередь, можно выделить три составные части спортивной педагогики единоборств, т. е. теории, методологии и методики учебно-тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов - единоборцев: педагогику базовых формальных комплексов или индивидуальной, непарной подготовки; педагогику поединка или парной спарринговой подготовки и соревновательной деятельности, а также основ психофизического управления в контактном поединке; возрастную педагогику спортивных единоборств. Любая достаточно зрелая и завершенная система единоборства состоит из трех основных разделов: - безоружный бой или борьба; - бой безоружного бойца против вооруженного противника; - владение оружием.

Причем, каждый раздел должен включать две необходимые части: исполнение формальных технических комплексов и свободный поединок. Для одного из самых современных видов единоборства - тхэквондо - такими частями являются пумсе и керуги.

Формальные комплексы тхэквондо - пумсе представляют собой образец одиночного психофизического тренинга и могут рассматриваться как великолепный метод активной медитации для одиночной (непарной) единоборческой подготовки, включающий все необходимые медитационные этапы: подготовительный (расслабление, успокоение, регулировка дыхания), точечно-фрагментарный (отработка отдельных приемов и их комбинаций -дорожек), ситуативный или скользящий (выполнение всего комплекса). Пумсе доводятся до автоматического, рефлекторного воспроизведения и практикуются в состоянии "не-сознания" или неосознанности на основе интуитивно развертываемой образно-физической памяти [54, 55].

Несмотря на то, что формальные комплексы - пумсе были созданы корейскими мастерами тхэквондо во второй половине XX века, они опираются на тысячелетние традиции культуры восточных боевых приемов и методик, в основе которых заложены древнекитайская философия и ранние религиозно -философские воззрения китайцев, корейцев, японцев. Правда, довольно основательно эти комплексы адаптировали и западные спортивные методики, например, из области бокса и фехтования.

Классическим источником представлений восточных мыслителей древности о мире и человеке явилась "Ицзин" - книга образно-мантических формул и комментариев. "Ицзин" буквально переводится как "Книга перемен", а "Чжоу-и" - цикл перемен, взаимопреодолений. Позднее идеи "Книги перемен" были развиты даосскими мудрецами [32].

Философия формальных комплексов (пумсе) полна образов, символов, ассоциаций, требующих и допускающих довольно разнообразный, в том числе и современный научный комментарий [54, 55]. Философская основа формализованной системы техники тхэквондо в сопровождении современных физических и биологических концепций нам представляется в следующем виде: - Великая Пустота (небытие, не имеющее аналога в нашей Вселенной) породила Единое (бытие). Безразлично произошло ли это в результате большого взрыва или как-то еще; - сначала Единое (Вселенная) находилось в состоянии Хаоса и напоминало до начала времен сверхплотное образование, а потом разнородную смесь, состоящую из мельчайших частиц, имеющих разный электрический заряд. Все равно как назвать эти частицы: материей, подчеркивая их вещественность или ци, указывая на их энергию; - большой взрыв (или что-то другое) образовал пульсирующую условную точку - Центр мироздания, от которой подобно взрывной волне во все стороны стали расходиться концентрические круги движущихся частиц, имеющих не только корпускулярную, но и волновую природу (сравним с двойственной природой света); - в расширяющейся Вселенной все подвержено волновому движению, все, кроме самого Центра мировой гармонии, пребывающему в покое. Но и этот покой не абсолютен - его пронизывает ритм пульсации точки - эпицентра большого взрыва, гена - зародыша или сердца Вселенной (если представить Космос как Единый и Целостный живой организм); - постепенно, по мере удаления от Центра пульсации, подчиняясь силам притяжения и отталкивания (или разворачивая свою внутреннюю энергетическую программу), частицы стали сплачиваться в два разнородно заряженных образования (сравним с процессом образования звезд и планет); - эти образования взаимосвязаны и напоминают два полюса магнита: отрицательный (Инь) и положительный (Ян). Положительный полюс ассоциируется с Небом, а отрицательный - с Землей; - Инь - Ян не статичные, а подвижные, взаимопереходящие сущности. В каждой из них, содержится зародыш противоположной, который, прорастая и увеличиваясь количественно, при прохождении меры или Великого Предела (тайцзи), меняет и сущность, качество, в свою очередь, тоже содержащее развивающийся зародыш противоположности. И так до бесконечности. Чтобы получить образ Инь - Ян, представьте себе бесконечное чередование горбов и впадин волнового движения; - с другой стороны, частицы ци, проявляя уже не энергетическую, а вещественную природу (сравним с двойственной природой материи, представимой как вещество и как энергия), группируются (скажем, в планетарных условиях) в пять основных первоэлементов: дерево - огонь - земля - металл - вода - дерево; - первоэлементы находятся в отношениях порождения (в указанной последовательности) и взаимопреодоления, составляя круговорот бытия. Например, дерево служит пищей огню, зола и пепел в смешении с размельченными горными породами создают почву, из руды получают металл, в процессе плавки металл приобретает агрегатное состояние жидкости, а вода необходима для роста растений. Но при этом огонь сжигает дерево, землей тушат огонь, металлом обрабатывают землю, вода вызывает коррозию металла, а дерево, впитывая воду корнями, высушивает почву; - любая планета является космическим телом и как таковая подчиняется общим законам Космоса. Соответственно, пять первоэлементов несут в себе созидающее начало Ян, но если в своем движении, развитии они превышают меру, то превращаются в разрушительные стихии Инь; - наконец, взаимодействие первоэлементов порождает такие явления природы, как гром, ветер, белизну снега на горных вершинах.

А выветривание и вымывание горных пород вместе с тектоническими явлениями со временем приводит к образованию плодородных равнин; - белковая жизнь и человек возникают, может быть, как результат совпадения большого числа условий космического и планетарного масштабов, а может быть как этап развертывания некой вселенской программы. Но и в том, и в другом случае их природа первоначально полностью подчинена соответствующим космическим и планетарным законам движения, развития, взаимодействия, то есть, в восточной интерпретации, принципу Инь - Ян (диалектика противоположностей), принципу Усин (диалектика пяти первоэлементов), разносимым и проявляемым благодаря множественной природе и свойствам частиц ци; - в мире бытия, Единого все гармонично, уравновешено, и животные составляют неотъемлемую часть этой гармонии и равновесия (скажем, экологического), будучи жестко ориентированы на окружающую среду инстинктивным образом жизни (комплексом природных инстинктов и физиологических особенностей); - развитие разума у человека разрушает инстинкты, дает иллюзию самостоятельности и основанные на ней, искаженные субъективизмом, а, следовательно, ложные психические установки.

Похожие диссертации на Становление социально-педагогической системы единоборств и ее развитие в современных условиях