Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования в вузе Позизейко Галина Владиславовна

Становление мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования в вузе
<
Становление мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования в вузе Становление мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования в вузе Становление мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования в вузе Становление мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования в вузе Становление мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования в вузе Становление мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования в вузе Становление мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования в вузе Становление мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования в вузе Становление мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования в вузе
>

Диссертация - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Позизейко Галина Владиславовна. Становление мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования в вузе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Брянск, 2002 220 c. РГБ ОД, 61:03-13/728-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Мировоззренческая культура личности как теоретико-эмпирическая педагогическая проблема 14

1.1. Сущность мировоззренческой культуры личности в социально-философской и психолого-педагогической литературе 14

1.2. Социально-педагогическая диагностика мировозренческой культуры студентов: эмпирические критерии и показатели проявления 58

Выводы по Главе 1 85

Глава 2. Целевая комплексная программа развития мировоззренческой культуры личности в опытно-экспериментальной работе по освоению русского народно-музыкального творчества 92

2.1. Педагогическое проектирование критериальной модели мировоззренчески-развивающего гуманитарного обучения в вузе: цели, содержание, технологическое обеспечение 92

2.2. Реализация целевой программы развития персональной мировоззренческой культуры в условиях изучения студентами гуманитарной учебной дисциплины 121

Выводы по Главе 2 151

Заключение 155

Литература

Введение к работе

Актуальность исследования. Принципиальные социально-экономические, политические и социокультурные преобразования постсоветского российского общества повлекли за собой крушение системы взглядов и принципов, служившей многие десятилетия мировоззренческой опорой поколениям советских граждан в качестве ведущих установок поведения и деятельности. В социальном плане переломный период привёл к угасанию конструктивности межличностных взаимодействий и общественно-политической активности граждан, а в духовно-ценностном — к разрыву культурной преемственности нравственных традиций России и преобладанию утилитарно-прагматических ориентации, «западных» образцов поведения и др. В связи с этим, в современных реалиях объективно актуализируется потребность мировоззренческого самоопределения личности на основе обретения нравственных ориентиров в этнокультурной и социокультурной идентификации.

Удовлетворение значимых духовных потребностей российских граждан неотделимо от профессиональной деятельности специалистов гуманитарного профиля, которые функционально призваны участвовать в сбережении и воспроизводстве духовной культуры общества, в воспитании молодого поколения на основе подлинных национально-культурных образцов, опосредующих нормы и заповеди общечеловеческой морали. Неслучайно в последние годы наблюдается объективная тенденция роста конкурса абитуриентов на гуманитарные специальности вузов. Однако, воспитывать духовно-нравственные качества, гражданскую определённость мировоззренческой позиции способен лишь такой специалист, который сам обладает указанными характеристиками, предан отечественным идеалам и убеждён в социальной значимости своей деятельности.

Результаты нашего констатирующего опроса, проведённого на статистически значимой выборке студентов гуманитарных и технического вузов

Орла показали, что более 60% из них заинтересованы в деятельности по избранной профессии. Между тем, у будущих специалистов социокультурной сферы обнаружена весьма низкая персональная активность в социальном самоутверждении и творческой самореализации своих профессиональных способностей, в сравнении с представителями технического профиля. Среди обучающихся на гуманитарных специальностях менее трети испытывают личную потребность в воспитании юношества на патриотических идеалах и ценностях, равно как и чувствуют себя убеждёнными носителями российских культурных традиций, а личную ответственность за сохранение региональной культуры - осознаёт лишь каждый пятый. В целом по выборке у 80% опрошенных отмечается низкая персональная потребность в мировоззренческом саморазвитии и нравственном самообразовании в процессе обучения. Всё это доказывает социальную необходимость и практическую значимость мировоззренческой подготовки будущих специалистов в плане развития их персональной культуры и социально-активной мировоззренческой позиции.

Неслучайно в отечественной системе профессионального образования в 80-90-е годы XX века активизируется поиск наиболее перспективных педагогических моделей гуманитарной подготовки специалистов (Асташова Н.А., Комарова Г.Н., Макуренкова Е.И., Петелин А.С., Самсонов Ю.А., Финогеева Э.А., Ядвиршис Л.А. и др.); уточняются социокультурные и психолого-педагогические условия формирования профессиональной и социальной компетентности на основе применения инновационных образовательных технологий (Афонченко Л.Ф., Вейт М.А., Жуковская З.Д., Ляудис В.Я., Маслова Н.Ф., Паничева Э.В., Симоненко В.Д., Павлютенков Е.М. и др.); разрешаются вопросы активизации личности в музыкально-творческой деятельности и условиях организации практики (Алексеев А.Д., Макуренкова Е.П., Петрушин В.В., Фишганг-Фин Н.С., Ярославцева Л.К. и др.). Однако, специальных исследований, в которых рассматривался бы процесс мировоззренческого становления личности в кризисный и переходный период вообще и в условиях подготовки специалистов для

условиях подготовки специалистов для гуманитарной сферы в частности, нами не обнаружено. При этом недостаточно изучен, как в социально-педагогическом, так и в акмеолого-развивающем аспектах, комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающих в вузовский период обучения ценностно осмысленное освоение наследия народной культуры, что существенно опосредует персональное мировоззренческое развитие студентов.

Таким образом, сопоставительный теоретико-эмпирический анализ проблемы мировоззренческого становления личности в период высшего профессионального образования выявил ряд противоречий: — между объективной необходимостью национальной самоидентификации российского общества с позиций понимания духовных традиций российской культуры прошлого - с одной стороны, и практическим разрывом культурной преемственности в индивидуальном мировоззрении значительной части молодого поколения - с другой;

между социальной значимостью целостной мировоззренческой культуры для будущих специалистов гуманитарного профиля и уровнем практической готовности выпускников вузов к мировоззренчески воспитательной деятельности;

между объективно высоким мировоззренчески развивающим потенциалом российской народной художественной культуры и практически недостаточным уровнем методической подготовки преподавателей и студентов гуманитарных вузов к развитию мировоззренческой культуры личности средствами предметно-профессионального обучения.

Разрешение обозначенных противоречий требует выявления комплекса социально-педагогических и дидактико-методических условий акмеологиче-ского развития мировоззренческой культуры личности в системе профессионального образования, что и составляет проблему нашего специального педагогического исследования, тема которого — «Становление мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования в вузе».

Цель исследования — определить комплекс педагогических условий, необходимых и достаточных для успешного становления мировоззренческой культуры личности в процессе профессионального обучения специалистов гуманитарного профиля, технологически спроектировав для этого процесс освоения гуманитарной учебной дисциплины, обеспечивающий мировоззренческое развитие студентов.

Объект исследования — мировоззрение как социальный и культурный феномен.

Предмет исследования - педагогические условия и образовательные технологии, обеспечивающие мировоззренческое развитие личности в системе высшего профессионального образования специалистов гуманитарного профиля.

Рабочая гипотеза: Становление мировоззренческой культуры личности в процессе высшего профессионального образования специалистов гуманитарного профиля явится наиболее успешным, если:

с одной стороны, педагог диагностирует исходный уровень мировоззренческого развития студентов по заранее выделенным критериям и на этой базе определяет цели и инвариант процесса освоения содержания гуманитарной дисциплины адекватно задачам формирования социально-нравственной зрелости личности и профессиональной компетентности специалиста, тем самым создавая необходимые условия, стимулирующие субъектную позицию в персональном мировоззренческом саморазвитии студентов, а,

с другой стороны, сами студенты осознают личностный смысл своего мировоззренческого самоопределения на основе достижения профессиональной компетентности и социально-нравственной зрелости и практически реализуют эти цели, активно включаясь в учебно-познавательную деятельность по аксиологическому освоению учебного материала на базе системного овладения способами мировосприятия, миропонимания, культурного миропреобра-зования и самосовершенствования личности.

Проблема, предмет, цель, гипотеза исследования определили его задачи: 1 .На основе анализа философско-этической, социологической, культурологической и психолого-педагогической литературы теоретически выявить сущность и психологическую структуру мировоззренческой культуры личности.

  1. Эмпирически выделить критерии и социально-психологические показатели проявления персональной мировоззренческой культуры у будущих специалистов, спроектировав на этой базе дидактико-методический комплекс средств и условий личностно-развивающего гуманитарного обучения студентов, технологически обеспечивающий достижение духовно-нравственной зрелости и мировоззренческой готовности к социально и профессионально компетентной деятельности в гуманитарной сфере.

  2. Разработать и эмпирически проверить в работе со студентами программу курса «Русское народное музыкальное творчество» и методические рекомендации к ней с позиций развития персональной мировоззренческой культуры у будущих специалистов гуманитарного профиля.

Методологическую основу исследования составляют:

этико-философские положения об ответственности человека за своё бытие в мире (Бердяев Н.А., Франки В., Швейцер А. и др.); аксиологические идеи об осмысленной жизнедеятельности личности в социуме (Гречаный В.В., Дробницкий О.Г., Здравомыслов А.Г. и др.); диалектический метод понимания единства познавательного и ценностного в духовно-практическом освоении действительности (Иванов В.П., Каган М.С., Шинкарук В.И. и др.);

целостный системно-деятельностный и гуманистически-развивающий подход к процессу персонального становления культуры человека в условиях образования (Арнольдов А.И., Бестужев-Лада И.В., Блауберг И.В., Выготский Л.С., Давыдов В.В., Шадриков В.Д. и др.).

Теоретическая основа исследования:

— психолого-педагогические модели системно-технологического обеспечения процессов самоактуализации и самореализации духовно-творческого

потенциала личности в условиях активной деятельности по культурной интеграции и профессионализации (Абульханова-Славская К.М., Андреева Г.М., Кон И.С., Ядвиршис Л.А. и др.);

педагогические концепции отбора содержания гуманистического образования и аксиологического воспитания личности (Асташова Н.А., Гер-шунский Б.С, Краевский В.В., Лернер И.Я., Никандров Н.Д. и др.);

педагогические концепции базовой культуры и творческого развития личности в процессе образования профессионально и социально компетентных специалистов (Зимняя И.А., Зинченко В.П., Климов Е.А., Прядехо А.А., Симоненко В.Д., Сластёнин В.А., Шиянов Е.Н. и др.);

идеи контекстно-критериального применения инновационных и ак-меолого-развивающих технологий в условиях непрерывного самообразования специалистов (Беспалько В.П., Вейт М.А., Вербицкий А.А., Деркач А.А., Ляудис В.Я., Маслова Н.Ф. и др.).

В процессе исследования применён комплекс методов:

а) теоретический синтез и сравнительно-сопоставительный анализ философ
ской, этической, социологической, психолого-педагогической, культуроло
гической и специальной методической литературы по проблеме;

б) прямое, косвенное и включенное наблюдение, анкетирование студентов
для выявления исходного и итогового уровней мировоззренческой культуры;

в) изучение передового опыта и учебно-программной документации вузов с
целью выявления условий успешной педагогической деятельности при при
менении личностно-развивающих технологий гуманитарного образования;

г) педагогическое моделирование комплекса условий, стимулирующих субъ
ектную позицию в мировоззренческой культуре будущих специалистов гу
манитарного профиля;

д) организация опытно-экспериментальной работы по развитию мировоз
зренческой культуры студентов в образовательном процессе вуза;

е) математическая обработка эмпирических данных.

Эмпирическую базу исследования на его констатирующем этапе составил контингент из 553 студентов вузов г.Орла, в том числе: 305 студентов ОГИИК (факультетов народного художественного творчества, библиотечно-информационного, социокультурной деятельности) и 217 курсантов Академии ФАПСИ, привлечённых в целях тендерного анализа данных. В основной опытно-экспериментальной работе участвовало 86 студентов факультетов народного художественного творчества ОГИИК и социальной педагогики и социальной работы ОГУ.

Этапы исследования: Первый этап (1997—1998 г.г.) — поисково-подготовительный. Включил анализ практики мировоззренческого развития личности в условиях подготовки специалистов; выбор теоретико-методологической и эмпирической баз исследования, его объекта, предмета, цели, задач, рабочей гипотезы; проведение констатирующего эксперимента.

Второй этап (1998—2001 г.г.) — опытно-экспериментальный. Включил проектирование и апробацию целевой модели развития мировоззренческой культуры студентов в условиях вузовской подготовки специалистов гуманитарного профиля; проверку комплекса дидактико-методических, социально-педагогических и акмеолого-развивающих условий, технологически обеспечивающих становление персональной мировоззренческой культуры.

Третий этап (2001—2002 г.г.) — обобщающий — с контрольно-оценочным анализом результатов формирующего эксперимента, подведением итогов исследования, оформлением текста диссертации.

Наиболее важные результаты исследования, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическая значимость:

- введено понятие персональной мировоззренческой культуры, уточнены сущность данного феномена, его психологическая структура по критериям проявления духовно-нравственной зрелости личности, социальной и профессиональной компетентности в деятельности специалиста гуманитарного профиля;

разработана и эмпирически проверена критериальная педагогическая модель влияния на процесс становления мировоззренческой культуры студентов в условиях гуманитарно-профильного обучения;

выделен мировоззренчески-развивающий инвариант освоения содержания гуманитарной учебной дисциплины «Русское народное музыкальное творчество», адекватный задачам духовно-ценностного развития личности социально и профессионально компетентного специалиста;

теоретически обоснован и эмпирически подтверждён комплекс социально-педагогических, дидактико-методических и акмеологических условий, технологически обеспечивающих успешное становление у студентов социокультурной направленности и активно-мировоззренческого самоотношения личности с позиций профессионально-функциональной готовности к самостоятельной творческой деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

разработана и апробирована методика диагностики персональной мировоззренческой культуры по критериям готовности к профессионально компетентной, социально и духовно направленной деятельности в гуманитарной сфере;

разработана и эмпирически проверена программа дисциплины «Русское народное музыкальное творчество» и методика её технологического освоения, которая обеспечивает рост мировоззренческой культуры и может использоваться в процессе подготовки специалистов гуманитарного профиля;

обоснован комплекс образовательных и социально ориентирующих технологий: технология мировоззренческой самоактуализации личности при самоподготовке к семинарам-практикумам и творческому выполнению научной работы, проектирования просветительной лекции и концертной программы, организации фольклорной экспедиции и др., которые обусловливают становление персональной мировоззренческой культуры в процессе эмо-

ционально-ценностного и активно-творческого освоения студентами культуры своего народа.

Положения, выносимые на защиту:

— Персональная мировоззренческая культура является фундамен
тальной, целостной, универсальной и интегративной личностной характе
ристикой. Духовным центром в её психологической структуре выступает
ценностное ядро, которое определяет характер мировосприятия и содержание
миропонимания в жизнедеятельности человека, укрепляет его персональные
- нравственно-этические и эстетические, профессиональные, этно- и
социокультурные мировоззренческие ориентации. На их основе формируется
мировоззренческая позиция, предельно выявляющая содержание взглядов и
убеждений, социальных установок и нравственных принципов поведения в
мировоззренческой направленности отношений личности к обществу, другим
людям и самой себе в процессах познавательной, коммуникативной и
профессиональной деятельности в социуме.

В социально-психологическом плане сущность мировоззренческой культуры составляет сложный комплекс устойчивых качеств и свойств личности, характеризующих специалиста по критериям социальной и профессиональной компетентности его деятельности и духовно-нравственной зрелости поведения. Показателями достижения высокого уровня мировоззренческой культуры у специалистов гуманитарного профиля выступает персональная готовность к активной социокультурной деятельности в обществе, позиция глубокого осознания духовно-культурных ценностей своего народа, личная потребность и практическая способность вносить творческий вклад в деятельность по изучению, сохранению и популяризации духовных традиций и нравственных идеалов родной культуры.

В социально-педагогическом плане становление мировоззренческой культуры личности в условиях обучения в вузе есть процесс и результат профессионального образования, равно как и продукт самоосознания студен-

тами системы духовно-нравственных, социо- и этнокультурных ценностей, присущих конкретной культуре общества. В ходе рефлексивного и субъектного освоения личностью эти ценности ведут к смысловым ориентирам её духовного самосовершенствования и определяют собой социально-нравственный «заряд» поведения и творческой деятельности будущего специалиста.

— В организационно-педагогическом плане становление мировоззренческой культуры личности в процессе вузовской подготовки обеспечивается, во-первых, диагностикой и самодиагностикой индивидуального уровня мировоззренческого развития студента по заранее выделенным критериям. Во-вторых, конкретизацией на этой базе целей и мировоззренческого ядра содержания учебной дисциплины адекватно задачам подготовки профессионально компетентного, социально и духовно зрелого специалиста. В-третьих, опережающим проектированием и применением комплекса образовательных и социально ориентирующих технологий обучения, что формирует в своём единстве ценностно осмысленное и персонально ответственное отношение студентов к духовно-культурному наследию России, стимулирует активную позицию субъекта в процессах целостного миропонимания и гуманистически направленной деятельности, культурного саморазвития личности.

Достоверность результатов и объективность выводов исследования обеспечиваются чёткой методологической основой, опорой на ведущие положения методики гуманистически развивающего профессионального образования; применением комплексной методики исследования, адекватной его проблеме, объекту, предмету, цели и задачам; системно-деятельностным подходом к организации опытно-экспериментальной работы и её позитивными результатами в мировоззренчески развивающей подготовке социально и профессионально компетентного специалиста гуманитарного профиля; сопоставимостью качественно-количественных данных исследования; личным участием автора в опытной работе и воспроизводимостью её результатов в условиях очного и заочного обучения.

Апробация результатов исследования осуществлялась посредством ежегодных выступлений на заседаниях кафедр андрагогики и акмеологиче-

ской педагогики (ОГУ), народного хорового пения (ОГИИК) и участия в Днях науки ОГУ (1999 - 2002 гг.); участием во всероссийских и межвузовских конференциях («Проблемы формирования нового менталитета молодёжи и студентов России на пороге третьего тысячелетия» (Орёл: ОГИИК), «Новые технологии обучения, воспитания, самообразования и творческого развития специалиста в высшей школе» (Орёл: ВИПС), «Проблемы и перспективы развития социального образования и благотворительности в Рос-

сии» (Калуга: КГГГУ), «Проблемы подготовки специалистов социально-культурной сферы в условиях реформирования профессионального образования в России» (Орёл: ОГИИК, Москва: МГСУ).

Внедрение результатов исследования в учебный процесс вузов осуществлено в ОГИИК (1999-2002 гг.) — в виде экспериментального курса «Русское народное музыкальное творчество» и в ОГУ (2001-2002 гг.) — в виде спецкурса «Игра как явление культуры (на материале русских народных

* праздников, обрядов и игр)».

Сущность мировоззренческой культуры личности в социально-философской и психолого-педагогической литературе

В параграфе уточняется понятие мировоззренческой культуры личности (далее — МКЛ), учитывая его аксиологическое видение в философском, этическом, социологическом, культурологическом и психолого-педагогическом знании. Затем на этой основе выделяются педагогические условия мировоззренческого развития личности в процессе профессионального обучения в вузе.

Исходя из первой, теоретической, задачи нашего исследования, прежде всего рассмотрим сущность культуры в свете основных подходов гуманитарного знания к анализу данного понятия и гуманитарного видения феномена культуры. Термин «культура» употребляется в европейской историко-философской литературе со второй половины 18 века - «века Просвещения» в качестве понятия, которым «схватываются» особенности людского, культурного бытия, в противоположность природному, стихийному бытию. Данное понятие связано с аспектами развития «человеческого начала в человеке» — его способностей, разума и духовного мира, обусловливающими характер и содержание практической деятельности людей (76.-С.13-14). На сегодняшний день культура выступает одним из фундаментальных понятий социально-гуманитарного познания и насчитывает несколько сотен определений и их содержательных уровней. Среди таких уровней, в частности, выделяются: культура как совокупность материальных и духовных ценностей, выражающих определённый уровень исторического развития данного общества и человека; культура как сфера духовной жизнедеятельности общества, включающая систему образования, воспитания, духовного творчества; культура как уровень овладения человеком той или иной областью знаний или деятельности; культура как формы социального поведения человека, обусловленные уровнем его воспитания и образования; культура как способ преобразовательной деятельности человека в мире и способ самопреобразования (185.-С. 151).

При этом, в свете различных подходов к пониманию сущности культуры как прогрессивному развитию общества и личности, выделяются разные основания и источники культурного прогресса. Так, представители формаци-онного подхода (В.М. Межуев, А.И. Арнольдов, М.С. Каган и др.), обосновывая социально-экономические и общественно-исторические закономерности в качестве детерминант личностного и общественного культурного развития, важнейшим его фактором определяют социокультурную деятельность людей. В её условиях как раз и формируется материалистический взгляд человека на мир, складывается отношение личности к историко-культурным ценностям и идеалам общества как ведущим персональным мировоззренческим ориентирам. В результате происходит воспроизводство «общественного» человека — полноправного участника социально-экономических процессов и творца продуктов и способов деятельности, обеспечивающих культурный прогресс общества. При этом в процессах передачи и трансляции приобретённых знаний и практического опыта — «деятельности распредмечивания и общения» (М.С. Каган) осуществляется социокультурное совершенствование человека, выступающего теперь в качестве «творения культуры и соучастника её творчества» (73.-С.43).

С позиций цивилизационного подхода (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, П.А. Сорокин и др.), детерминанты культурного развития человека и общества заключены в духовном ядре, духовном начале, «душе» культуры, по выражению немецкого культуролога О. Шпенглера (1880-1936). «Душа» культуры выражается в духовной, художественной, творческой деятельности народа и облекается в её плоды, подобно тому, как душа человека заключена в его теле (215.-С. 184).

Иными словами, культура есть совокупность этических и моральных норм, нравственных принципов, духовных ценностей и идеалов, выступающих в качестве важнейших мировоззренческих ориентиров социума и принадлежащей к нему личности. Потому именно уникальная духовно-мировоззренческая основа каждого общества фиксирует его внутреннее единство и конкретно-историческую целостность. При этом сдвиги, происходящие в социокультурных ориентациях, обусловливают изменения в социально-экономических и культурно-исторических процессах, динамику общественного развития в целом и человека в частности.

Информационно-семиотический подход (Э. Кассирер, Ю.М. Лотман, Д.И. Дубровский, А.С. Кармин и др.) сближает, синтезирует и развивает основные идеи материалистического и идеалистического понимания детерминант культурного развития человека и общества. В информационно-семиотическом понимании, по определению А.С. Кармина, культура — это социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств (явлений культуры — науки, искусства и религии, традиций, ритуалов и этикета, языков, символов и т.д.), в которых «зашифрованы» вложенные в них людьми ценностное содержание, значения и смыслы духовной и материальной деятельности человека в мире (76.-С.38-42). При этом вполне справедливо ведущим фактором культурного развития человека и общества выступает смыслообразующая человеческая деятельность. Она выявляется в сознательном и свободном целеполагании на основе когнитивно-ценностного осмысления и предвидения людьми результатов своих действий и поступков, в условиях регуляции человеком способов деятельности и постоянного «обращения» её средств в цели, а целей — в средства. Именно тогда человеческое бытие предстаёт как сложный и многообразный фактор культурного становления как отдельной личности, так и всего общества и образует общую ценностно-смысловую основу их жизнедеятельности (76.-С. 10).

Наиболее близок современной гуманистической педагогике ценностный подход к пониманию культуры личности как сущностной характеристике человека, сложившийся в социологическом знании (Бестужев-Лада И.В., Кон И.С., Ядов В.А.) и в философии образования (Гершунский Б.С.). С точки зрения Б.С. Гершунского, культура личности, как представителя общечеловеческой культуры и одновременно представителя национальной культуры народа, обусловливает диалектическую взаимосвязанность национально-культурных и общечеловеческих ценностей в персональном духовном мире каждого субъекта, равно как и в духовной сфере общества в целом.

Социально-педагогическая диагностика мировозренческой культуры студентов: эмпирические критерии и показатели проявления

На основе теоретически выявленных критериев и показателей становления МКЛ и модифицируя методику педагогической диагностики Н.Ф. Масловой, Е.М. Павлютенкова, Г.Б. Скок, мы составили методику входной диагностики для определения у студентов состояния мировоззренческих личностных параметров в период вузовской подготовки специалиста (См. Приложение 1).

Целями и задачами констатирующего эксперимента являлись:

1) Установить ведущие мировоззренческие представления и ценностные ориентации будущих специалистов, их отношение к культуре российского общества, профессиональной деятельности и личности специалиста.

2) Определить адекватность организации вузовской учебно-познавательной деятельности задачам формирования мировоззрения личности.

3) Выявить внутренние и субъективные факторы, влияющие на процессы мировоззренческого развития личности будущего специалиста в вузе.

В фоновом эксперименте приняло участие 553 человека, из них: 305 студентов ОГТЇИК, обучающихся в очной и заочной форме на факультетах народного художественного творчества (160 чел.), библиотечно-информа-ционном (75 чел.), социально-культурной деятельности (70 чел.); 31 студент ОГУ (факультет социальной педагогики и социальной работы) и 217 курсантов военного вуза. Привлечение курсантов ФАПСИ было обусловлено целями тендерного анализа МКЛ, поскольку выборка из обучающихся в ОГИИК и ОГУ была представлена преимущественно девушками. Нами были опрошены студенты и курсанты разных годов вузовского обучения, младшекурсники и выпускники.

Из Таблицы 1 видно содержание личных мировоззренческих ориентации курсантов и студентов. Среди 14-ти ценностей, предложенных для ранжирования (См. Приложение 1, пункт 2), ведущее положение в мировоззренческих ориентациях отводится витальной, жизненно-необходимой ценности здоровья - у 79,57%; материальному достатку и жизненному комфорту — у 65,46%; экзистенциальным ценностям - семье (64,74%) и любви (58,95 %); желанию работать в избранной профессиональной сфере — у 62,03%.

Характерно, что ценностное отношение к семье возрастает у опрошенных от младших к старшим курсам, что можно объяснить возрастающей потребностью обучающихся в межличностном общении и углублении своих индивидуальных привязанностей. Выбор ценности семейной жизни для будущих специалистов социокультурной сферы (по нашей выборке это преимущественно девушки) значительно выше, чем для юношей-курсантов (2-е место в ранговом выборе студентов и 6-е — у курсантов). Вместе с тем, у студентов-заочников ОГИИК ценностное отношение к семейной жизни на 30% превышает аналогичный выбор студентов-очников, что и неудивительно — 44,6% заочников и только около 10% очников обладают семейным статусом.

Стремление к материальному достатку как жизненной ценности не имеет тенденции к росту у студентов. Даже наоборот — у старшекурсников отмечается снижение процентного показателя данной позиции на 20%, причём, у заочников, уже работающих в социокультурной сфере (далее — СКС), и очников выборы практически одинаковы. В то же время, у курсантов-старшекурсников выбор данной ценности превышает на 12% аналогичный выбор младшекурсников. Это совпадает с тенденцией возрастания (практически в два раза) личного желания старших юношей самореализоваться в предстоящей профессиональной деятельности и утвердиться посредством её и в материальном плане.

Эмпирический анализ ценностного ядра личности у студентов и курсантов выявил привлекательность для всех опрошенных избранной профессиональной сферы, занимающей по нашей выборке устойчивую четвёртую позицию в ценностных приоритетах обучающихся. Мы рассматриваем это и как подтверждение желания работать по профессии у будущих специалистов, и как свидетельство осознанности ими серьёзной роли профессиональной деятельности в своей жизни.

Однако, у будущих военных инженеров личная потребность в своей профессиональной деятельности выше, занимая 2-е место в их ранговом выборе, чем у будущих специалистов СКС (соответственно 5-е место). Разнится и ценностный выбор активной жизненной позиции и самоутверждения личности: 4-е место у курсантов и 8-е место — у студентов ОГИИК.

Следовательно, налицо тенденция, что курсанты военного вуза более нацелены на мировоззренческое самоопределение посредством профессиональной самореализации и социального самоутверждения личности и видят в избранной профессиональной сфере более реальные основы для этого, нежели студенты — будущие специалисты СКС.

Педагогическое проектирование критериальной модели мировоззренчески-развивающего гуманитарного обучения в вузе: цели, содержание, технологическое обеспечение

Известно, что в условиях многомерных социально-экономических и ценностных изменений современной российской действительности существенно переоцениваются приоритетные цели и задачи общего и профессионального образования. В системе высшего профессионального образования специалистов гуманитарного профиля на первый план выдвигаются задачи духовного и творческого развития студентов посредством целостной организации процесса обучения и самообразования на основе гуманистических ценностей и принципов общекультурного развития личности. Одновременно с этим актуализируются задачи индивидуализации вузовского обучения и дифференциации подготовки специалистов с учётом как потребностей обучающихся в социальном и профессиональном самоопределении личности, так и общественных целей самореализации специалиста посредством социокультурной деятельности, развёртывающейся в современных реалиях.

Всё это создаёт особые педагогические возможности для становления МКЛ в условиях целевой организации преподавателем учебной деятельности, реализующей задачи профессиональной подготовки будущих специалистов. С одной стороны, система профессионального образования в вузе объективно включает в себя ряд взаимообусловленных подсистем: общекультурного развития и воспитания, профессионального обучения и самообразования, самовоспитания и самосовершенствования личности. С другой, — специальная организация в вузе единого образовательного процесса в юношеский период жизнедеятельности направляется на конкретизацию и преобразование ведущих, мировоззренчески значимых мотивов, целей и потребностей у студентов. Для этого требуется педагогическое влияние на их ценностные ориентации и профессиональные установки ближайшей и дальней жизненной перспективы, на формирование единства в содержании мировоззренческого сознания и деятельностно-поведенческих проявлений личности.

Проведённый в разделе 1.1. сравнительный анализ психолого-педагогических исследований позволил установить, что персональная МКЛ в условиях высшего профессионального образования характеризует будущих специалистов с позиций их научно-теоретической и поведенческо-волевой готовности к жизнедеятельности в обществе. Это выявляется в научном, ценностно-осмысленном, обобщённо-ориентировочном и действенно-практическом характере мировоззренческих знаний и представлений, самостоятельно выработанных аргументированных взглядах, ценностных убеждениях и принципах личности. Вместе с тем — в персональной готовности следовать сформированным мировоззренческим позициям в волевой саморегуляции поведения в обществе и профессиональной сфере, в активно-субъектном выстраивании личностью жизненной стратегии в целом. Одновременно, МКЛ характеризует специалиста-профессионала в плане персональной социально осмысленной и практической готовности к компетентно выстроенной профессиональной деятельности на основе гибкой самореализации духовных и творческих сил личности. При этом развитая способность к социальным и межкультурным взаимодействиям, их организация с мировоззренческих, то есть нравственно зрелых, позиций определяет уровень социальной компетентности специалиста.

Совокупность ценностных отношений к избранной профессии и функциям деятельности, к окружающим людям, представителям разных культур и народов, и к культуре своего общества образует профессиональную и гражданскую направленность персональной позиции специалиста. Содержание мировоззренческой направленности личности закрепляется в социокультурной деятельности, которая интегрирует сформированные мировоззренческие свойства и качества мироотношения (мировосприятия, миропонимания, ми-ропреобразования и др.) и самоотношения специалиста.

В то же время, мировоззренческая ориентация личности на общечеловеческие социокультурные нормы, на духовно-патриотические идеалы родной культуры и персональная готовность следовать им в своих делах и поступках высвечивают степень духовно-нравственной зрелости специалиста.

Следовательно, научно-теоретическая и поведенческо-волевая готовность, духовно-нравственная зрелость, профессиональная и социальная компетентность личности при педагогическом анализе могут объективно выступить как основные качественно-интегративные критерии, позволяющие фиксировать процесс становления МКЛ, определять уровень её сформированно-сти у будущих специалистов в процессе профессионального обучения в вузе. Это и позволило нам обосновать стуктурно-психологическую модель по-сферного становления мировоззренческой культуры личности в системе профессионального образования специалистов в основных показателях социально-психологических проявлений феномена МКЛ (См. Схему 1, С.95). Далее, исходя из Схемы 1, рассмотрим подробнее содержательный состав качественно-интегративных критериев, выявляющих сформированность персональной мировоззренческой культуры у будущих специалистов гуманитарного профиля в процессе обучения в вузе. Так, когнитивный компонент в психологической структуре МКЛ характеризует у личности, прежде всего, уровень её миропонимания. Оно высвечивается у студентов в научном и системном формировании знаний о традициях народной культуры России, целостном восприятии этих традиций в составе духовной культуры российского общества, широком понимании культурно-исторического значения этнокультурных ценностей каждого народа мира. Гибкий и творческий характер миропонимания обусловливает способность будущего специалиста к актуализации и адекватному применению приобретённых знаний в разных ситуациях деятельности в социокультурной сфере: в научном изучении народных традиций, в их компетентном анализе и оценке с точки зрения художественной и практической значимости, в просветительской работе по популяризации духовно-культурных ценностей народа и т.д.

Функционирование когнитивной сферы мировоззрения происходит в процессах активной мыслительной деятельности личности — аналитических, синтетических и диалектических навыках познания, в рефлексивном отражении поступающей мировоззренчески-ценной информации о культурно-историческом прошлом России, его преемственной взаимосвязи с настоящим и будущим в культурной жизнедеятельности современного российского общества и духовном мире его граждан. В содержании когнитивной сферы в составе МКЛ особую важность имеет позитивное и активное умонастроение личности, познавательная самостоятельность студентов при выработке ценностно-осмысленных взглядов и убеждений о значимости духовно-культурной преемственности предшествующих и последующих поколений России, о реальном вкладе в этом плане специалистов гуманитарного профиля, призванных сохранять, поддерживать и возрождать родную культуру. Это формирует у студентов мировоззренческую осознанность накапливаемых теоретических знаний, развивает способность к аргументации ценностных суждений, обобщений и их конструктивному встраиванию в персональную практику, что и образует, в итоге, научно-теоретическую мировоззренческую готовность будущего специалиста к сознательному и самостоятельному освоению ценностей культуры и гибкому применению их в условиях деятельности в социокультурной сфере.

Похожие диссертации на Становление мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования в вузе